Сравнительный анализ российских подходов к оценке деятельности высших учебных заведений Тюрина Наталья Владимировна – заместитель на - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация об адресах и телефонах администрации 1 222.24kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 95.19kb.
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического... 1 73.69kb.
Ректорам высших учебных заведений, подведомственных Минобрнауки России 1 216.77kb.
Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный... 1 187.03kb.
Литература для учащихся средних и высших учебных заведений 1 44.14kb.
Заместитель начальника Управления начальник отдела капитального строительства... 1 19.26kb.
А., Ванчикова Е. В. Качественный анализ водных систем на присутствие... 1 17.25kb.
«Сравнительный анализ развития ментальности высших сословий в Древней... 1 27.06kb.
Лучшие выпускники высших учебных заведений белгородской области –... 9 3402.62kb.
Научно-образовательный материал 1 168.49kb.
Соглашение № о взаимодействии с целью повышения эффективности комплектования... 1 42.23kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сравнительный анализ российских подходов к оценке деятельности высших учебных заведений - страница №1/5

Сравнительный анализ российских подходов к оценке деятельности высших учебных заведений

Тюрина Наталья Владимировна – заместитель начальника отдела «Социальные рейтинги» Объединенной редакции новостей Российского агентства международной информации «РИА-Новости»

Трякшина Марина – редактор-продюсер отдела «Социальные рейтинги» Объединенной редакции новостей Российского агентства международной информации «РИА-Новости»

  1. Журнал "Карьера"




1.1 Рейтинг лучших вузов России

(Карьера. 1999. № 3)




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Рейтинг лучших вузов России


Цель: построить рейтинг лучших вузов России

Основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов)

Журнал "Карьера" (Карьера. 1999. № 3)




Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




Ежегодно

Основные принципы сбора данных: Данные присылали сами вузы, дважды просчитали все 130 вузов по новой методике. Сначала - по категориям (классические университеты, технические, медицинские, экономические и юридические вузы, а также частные высшие учебные заведения). Затем свели показатели в общую таблицу и отобрали 100 лучших

130 вузов





Предметные области оценки исследования (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа исследования)


Уровни образования, которые затрагивает исследование (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)





Вузы на добровольной основе


Территория России (регионы РФ)


В открытом доступе не указаны уровни образования, которые затрагивают рейтинг




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)





Принципы построения рейтинга вузов:

1. Было отобрано 20 показателей (в согласовании с вузовскими ассоциациями);

2. Было выделено несколько блоков:

- Характеристика студентов - 7 показателей, вес - 30%


- Характеристика профессорско-преподавательского состава - 8 показателей, вес - 55%
- Характеристика условий обучения - 5 показателей, вес - 15%
Итого 100%.
При выставлении баллов по каждому показателю использовалась шкала оценок от 1 до 10. При этом минимальному значению показателя в каждой группе присваивался 0, максимальному - 10. (см. Приложение 1) - http://karieraorc.ru/03-99/Almam054.html




Результат исследования (на что выходит в итоге)

Ключевые проблемы, связанные с использованием показателей (критика, дискуссионность)

Репутация исследования(степень доверия к рейтингу)





Общий рейтинг, представленный в виде ранжированного списка университетов

В открытом доступе нет информации

-




1.2 О рейтингах журнала "Карьера"




О рейтингах журнала "Карьера"



Читателям была представлена информация о классических университетах (см. №2 за 1998 год), негосударственных вузах (№3), технических университетах (№6), экономических (№7), медицинских (№8), юридических (№9), филологических (№1-2 за 1999 год). В каждом случае давалась подробная информация о десятке лучших в каждой категории. Всего в данных рейтингах участвовало около 150 вузов - самых известных, прославившихся качеством образования и получивших хорошие отзывы в Министерстве образования. При составлении рейтингов учитывалась специфика вузов, а информацию предоставляли Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения, ассоциации университетов или непосредственно сами вузы.




  1. Рейтинги Федерального агентства по образованию




2.1 Рейтинг Российских вузов




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Рейтинг Российских вузов

Цель: построить рейтинг российский вузов

Основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов)

Федеральное агентство по образованию




Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




В период с 2001 по 2006 гг.

Основные принципы сбора данных: вузы самостоятельно предоставляли информацию

2001 год: 572 вузов; 2002 год: 604 вуза, из них 101 негосударственный




Предметные области оценки исследования (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа исследования)


Уровни образования, которые затрагивает исследование (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)





Группировка по предметным областям не проводилась

Территория России (регионы РФ)


В открытом доступе не указаны уровни образования, которые затрагивают рейтинг




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)





Принципы построения рейтинга вузов:

Методика определения рейтингов специальностей и вузов утверждена приказом Минобразования России от 26.02.2001 г. № 631 (с изменениями в редакции приказа от 19.02.2003 г. № 593). Среди критериев, по которым оценивается вуз:


- интеллектуальный потенциал (квалификация профессорско-преподавательского состава, связь с академической наукой);
- материальная и информационная база (обеспеченность лабораторной, инструментальной, компьютерной базой);
- социально-культурная сфера (общежития, питание, санатории, спортивные площадки).




Результат исследования (на что выходит в итоге)

Ключевые проблемы, связанные с использованием показателей (критика, дискуссионность)

Репутация исследования(степень доверия к рейтингу)





Набор рейтингов по профилям

Нет четко разработанной методики

-




2.2 Мониторинги Российских вузов




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Мониторинги Российских вузов

Цель: создать мониторинг российский вузов

Основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов)

Федеральное агентство по образованию




Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




Ежегодно, начиная с 2007 г.


Основные принципы сбора данных: вузы самостоятельно предоставляли информацию

Мониторинг формировался отдельно по профилям вузов (технические, педагогические, медицинские и т.д.)




Предметные области оценки исследования (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа исследования)


Уровни образования, которые затрагивает исследование (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)





Группировка по предметным областям не проводилась

Территория России (регионы РФ)

В открытом доступе не указаны уровни образования, которые затрагивают рейтинг




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)





Принципы построения рейтинга вузов:

Показатели рейтинга разделены на следующие основные группы:


- профессорско-преподавательский состав (штатные сотрудники);
- профессорско-преподавательский состав (совместители и почасовики);
- студенты и аспиранты;
- деятельность университетских диссертационных советов;
- объем НИР (в денежном выражении);
- издательская деятельность;
- бюджетные ассигнования и основные фонды;
- финансовая деятельность;
- социально-бытовые условия.
Этапы построения рейтинга:
Этап 1. Получение оценок по каждому показателю.
Этап 2. По каждому университету вычисляется локальный критерий третьего (низшего) ранга
Этап 3. Перерасчет значений локальных критериев по каждому университету
Этап 4. Последовательная свертка локальных критериев в критерии первого ранга
Этап 5. Вычисление специального показателя Е = К1/К2 (см. Приложение 2).




Результат исследования (на что выходит в итоге)

Ключевые проблемы, связанные с использованием показателей (критика, дискуссионность)

Репутация исследования (степень доверия к рейтингу)





Набор рейтингов по профилям

Не понятно, как улучшает образование критерий наличие иностранных студентов, если ВУЗ сам принимает их по межправительственным соглашениям.
Неоднозначно значение критериев, характеризующих материально-техническую базу институтов. В крупных государственных ВУЗах количественные показатели по современному оборудованию, помещениям, библиотечным фондам несомненно выше, чем в небольших коммерческих, но ведь они приходятся на большее число студентов и не показывают процент использования их одним студентом. Очевидно, в рейтинге было бы целесообразно использовать ряд критериев в пересчете на одного студента

+




  1. Рейтинги независимого рейтингового агентства "РейтОР"




3.1 Рейтинги независимого рейтингового агентства "РейтОР" в период с 2005 по 2006 гг.




Рейтинги независимого рейтингового агентства "РейтОР" в период с 2005 по 2006 гг.

Есть перечень некоторых рейтингов, проведенных в период с 2005 по 2006 года, в которых кроме как названия рейтинга и его значений в открытом доступе нет никакой информации, это такие рейтинги как: Рейтинг Московских вузов по среднему конкурсу в 2006 году; таблица общественных рейтингов Московских ВУЗов 2005 год). Некоторые рейтинги представлены только диаграммой, а именно, рейтинг московских вузов по удовлетворенности выпускников 2005 года; рейтинг московских вузов по удовлетворенности работодателя 2005 года; рейтинг московских вузов по удовлетворенности государства 2005 года; рейтинг московских вузов по должностному росту выпускников 2005 года; рейтинг московских вузов по карьере выпускников 2005 года; рейтинг московских вузов по предпочтениям выпускников 2005 года; рейтинг московских вузов по уровню средней заработной платы выпускников 2005 года (см. таблицы и диаграммы рейтингов http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php)




3.2 Рейтинг вузов по критерию "Образование представителей бизнес - элиты России" (2005-2007 гг.)




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Рейтинг вузов по критерию "Образование представителей бизнес - элиты России" (2005-2007 гг.)


Цель: проанализировать данные о высшем образовании представителей бизнес-элиты России, рассматриваемых в качестве наиболее сильных «карьеристов» и на основе него представить рейтинг вузов.

Широкая аудитория - абитуриенты, родители, преподаватели, работодатели и т.д.


Независимое рейтинговое агентство «РейтОР»





Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




Ежегодно, в период с 2005 по 2007 годы


Основные принципы сбора данных:
1. Данные о высшем образовании и ученых степенях представителей бизнес-элиты почерпнуты исключительно из открытых источников информации.
2. Выборочная совокупность составлена на основе данных рейтингов «1000 самых профессиональных менеджеров России» за 2005 г. и 2006 г. (совместный проект Ассоциации менеджеров России и ИД КоммерсантЪ), а также четвертого ежегодного рейтинга российских миллиардеров (500 чел.), опубликованного в журнале «Финанс» (февраль 2007г.).
3. Собраны данные о вузах и месте получения первого высшего образования представителей бизнес-элиты России, о вузах, в которых они получили второе и последующее высшие образования, а также о наличии у представителей бизнес-элиты ученых степеней

Объем генеральной совокупности составил 1408 человек, 92 представителя бизнес-элиты одновременно вошли в «Топ-1000», и в рейтинг «500 миллиардеров России». Выборочная совокупность составила 959 человек





Предметные области оценки исследования (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа исследования)


Уровни образования, которые затрагивает исследование (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)





Группировка по предметным областям не проводилась.

Территория России (регионы РФ)


В открытом доступе не указаны уровни образования, которые затрагивают рейтинг




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)





Принципы построения рейтинга вузов:
1. Данные о высшем образовании и ученых степенях представителей элиты государственного управления брались исключительно из открытых источников информации.
2. Состав органов государственного управления зафиксирован на январь 2008 г.
3. Собраны данные о вузах, в которых получены второе и последующее высшие образования представителей элиты госуправления, а также о наличии у них ученых степеней.
4. Органы госуправления разбиты на отдельные блоки, по которым построены частные рейтинги вузов, отражающие их место в обеспечении кадрового потенциала того или иного сегмента государственного управления.
5. Построен сводный рейтинг вузов по числу выпускников – высших чиновников, судей и депутатов, представляющих все ветви и сегменты государственной власти. Главным критерием, по которому строился рейтинг вузов, стало место получения первого высшего образования




Результат исследования (на что выходит в итоге)

Ключевые проблемы, связанные с использованием показателей (критика, дискуссионность)

Репутация исследования(степень доверия к рейтингу)





Набор рейтингов.

В открытом доступе нет информации.

-




3.3 Рейтинги вузов Москвы по стоимости обучения




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Рейтинги вузов Москвы по стоимости обучения


Цель: построить рейтинги вузов по критерию планируемой на 2007/2008, 2009/2010 учебные года стоимости обучения по нескольким направлениям подготовки.

Задачи: развитие информирования абитуриентов и их родителей о маркетинговой политике московских вузов; наблюдение за вузами: какие из них пытаются выполнять неявно заключенные соглашения с властью, какие имитируют выполнение, а какие действительно начинают серьезную перестройку с тем, чтобы на равных конкурировать по всем параметрам с зарубежными и сильнейшими российскими университетами

Основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов)


Независимое рейтинговое агентство "РейтОР"





Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




За учебный год 2007/2008, 2009/2011


Основные принципы сбора данных:
1. Данные о стоимости обучения зафиксированы на 20.06 соответствующего года 2007 либо 2009 гг.
2. Не собиралась информация о стоимости обучения по направлениям и специальностям с дополнительными опциями (2-е и т.д. дипломы), вечерним и заочным формам обучения

3. Данные были получены с официальных сайтов вузов, запрашивались в приемных комиссиях наиболее крупных и известных государственных и негосударственных вузов Москвы (данные о стоимости образования региональных вузов слишком отрывочны и могут применяться лишь в сравнительном качестве)


4. Собиралась информация о стоимости обучения на первом курсе

2007/2008 уч.год: общее количество вузов - 58: 48 государственных и 10 негосударственных; 2009/2010 уч.год: обследовано 89 вузов Москвы; данные получены по 68 обследованным вузам Москвы: 51 государственный и 17 негосударственных





Предметные области оценки исследования (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа исследования)


Уровни образования, которые затрагивает исследование (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)





Московские вузы государственные и негосударственные


г. Москва


2007/2008 уч.год: бакалавриат. специалитет, в период 2009/2010 уч.год добавляется уровень – магистратура




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)





Принципы построения рейтинга вузов:
1. Информация о стоимости обучения собиралась по обобщенным направлениям подготовки и специальностям, включающим в себя «родственные» и близкие к основным междисциплинарные специальности и направления подготовки в соответствии с классификацией ОКСО;
2. Рейтинги строились по 14 обобщенным направлениям подготовки:
3. Приводятся минимальные и максимальные уровни стоимости внутри обобщенных направлений подготовки. Вузы внутри обобщенных направлений подготовки ранжированы по максимальному уровню стоимости образования, что является своего рода признаком антирейтинга вузов;

4. Представлен сводный список московских вузов, предоставивших информацию о стоимости обучения






Результат исследования (на что выходит в итоге)

Ключевые проблемы, связанные с использованием показателей (критика, дискуссионность)

Репутация исследования(степень доверия к рейтингу)





Набор рейтингов.

В открытом доступе нет информации.

-




3.4 Рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интернет -коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интернет -коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года


Цель: доведение информации по изучению различных аспектов деятельности вузов - уровень доступности вступительной информации для абитуриента

Основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители)

Независимое рейтинговое агентство "РейтОР"





Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




Один раз 2008 год


Основные принципы сбора данных:
Экспертами Агентства проведена оценка сайтов 65 вузов, участвовавших в исследовании "Комплексная общественная оценка вузов Москвы", по нескольким критериям (в открытом доступе нет методики оценки, а также по какому принципу проходил отбор вузов)

65 вузов




Предметные области оценки исследования (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа исследования)


Уровни образования, которые затрагивает исследование (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)





Группировка по предметным областям не проводилась

г. Москва


В открытом доступе не указаны уровни образования, которые затрагивают рейтинг




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)





Принципы построения рейтинга вузов:
1. На основании сводной оценки построен рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интернет - коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года.
Оценки проводились по трем критериям:
- Динамика новостей (внутренние новости вуза)
Показатели:
Оценка числа новостей за последний месяц по 4-балльной шкала.
Оценка максимального временного интервала между новостями по 4-балльной шкале.
Вес каждого показателя - 0,5.
Вес Критерия - Динамика новостей - 0,2.

- Информация для абитуриента
Показатели:
Оценка удобства перехода в "абитуриентские разделы" по 4-балльной шкале.
Оценка раздела с данными о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год по 4-балльной шкале.
Оценка раздела с данными о конкурсе за предыдущий год по 4-балльной шкале.
Оценка работы Форума для поступающих по 4-балльной шкале.
Вес первого показателя - 0,1; остальных трех показателей - по 0,3.
Вес Критерия - Информация для абитуриентов - 0,6.

- Доступность информации для иностранных граждан
Оценка наличия и степени развитости иноязычных версий сайтов по 4-балльной шкале.
Вес Критерия - Доступность информации для иностранных граждан - 0,2. (Эффективность работы в поисковых системах не оценивалась).
2. Каждый критерий нормировался по максимальному значению и приводился к максимуму, равному 100.
3. Сводная оценка получена путем агрегирования критериев, нормировки по максимальному значению и приведению к максимуму, равному 100. Кроме того справочно приведены данные о месте некоторых из рассматриваемых вузов в рейтинге Webometrics - 2008.




Результат исследования (на что выходит в итоге)

Ключевые проблемы, связанные с использованием показателей (критика, дискуссионность)

Репутация исследования(степень доверия к рейтингу)





Общий рейтинг, представленный в виде ранжированного списка университетов

В открытом доступе нет информации

-




3.5 Рейтинги вузов: образование элиты государственного управления - 2008 г.




Название исследования

Фокус исследования (миссия, цель, задачи, учитывает ли многообразие университетов, или ориентирован на оценку отдельных характеристик)

Целевые группы (основные потребители (абитуриенты, учащиеся, родители, преподаватели вузов); широкая аудитория (другие вузы, работодатели, СМИ, отдельные министерства и ведомства, НПО и НКО, экспертное сообщество)

Статус (кем учрежден, проводится ли независимыми агентствами или государственными структурами)




Рейтинги вузов: образование элиты государственного управления - 2008 г.


Цель: определить уровень подготовки выпускников ведущих вузов страны, дать количественную оценку состоятельности вузов, рассчитать их “рейтинг”

Широкая аудитория - абитуриенты, родители, преподаватели, работодатели и т.д.


НРА “РейтОР”




Периодичность/ частота проведения исследования (ежегодно или один раз в несколько лет, или проч.)


Основные требования к участникам исследования: контингент, ограниченный определенными требованиями; широкий круг университетов (например, в СНЕ все университеты Германии, либо все университеты, где ведется обучение на немецком языке, либо университеты, куда потенциально могут поехать на учебу немецкие студенты)

Активность участия университетов в исследовании (например, доля от всех университетов страны для национальных рейтингов, либо общее количество вузов, участвующих в исследовании для глобальных, региональных и специализированных рейтингов)




Один раз в год

Принципы отбора представителей государственных элит, которые вошли в число обследованных:
А. Президентский блок:
- Президент;
- Руководитель Администрации Президента (АП) и его заместители;
- Помощники Президента;
- Советники Президента;
- Полномочные Представители Президента в федеральных округах;
- Руководство Управления делами Президента РФ (УДП);
- Руководство Совета Безопасности (СБ);
- Руководители главных управлений АП.

Общее число представителей блока – 45 человек (4,1% общей численности), средний год рождения – 1955.


Б. Правительственный блок:
- Председатель Правительства РФ;
- Заместители Председателя Правительства РФ;
- Министры и их заместители;
- Руководители федеральных служб и их заместители;
- Руководители федеральных агентств и их заместители;
- Руководитель Аппарата Правительства и его заместители;
- Руководители департаментов Аппарата Правительства.
Общее число представителей блока – 314 чел. (28,5% общей численности), средний год рождения – 1956.
В. Законодательный блок:
- Совет Федерации ФС РФ
Число представителей – 162 чел. (14,7% общей численности), средний год рождения – 1953.
- Государственная Дума ФС РФ
Число представителей – 418 чел. (38% общей численности), средний год рождения – 1956.
Г. Судебный блок:
- Председатель и члены Конституционного Суда РФ;
- Председатель и члены Верховного Суда РФ;
- Председатель и члены Высшего Арбитражного Суда РФ.
Общее число представителей судебного блока (судебной власти) – 46 чел. (4,2% общей численности), средний год рождения – 1949.
Д. Контрольный блок:
- Генеральный прокурор РФ и его заместители;
- Председатель и аудиторы Счетной Палаты;
- Председатель Центральной Избирательной Комиссии и ее члены.
Общее число представителей Контрольного блока – 30 чел. (2,7% общей численности), средний год рождения – 1953.
Е. Губернаторский блок:
- Главы администраций субъектов РФ (президенты национальных республик, губернаторы и т.п.).
Общее число представителей Губернаторского блока – 86 чел. (7,8% общей численности), средний год рождения – 1953

Всего были собраны данные по 1150 представителям управленческой элиты. В рейтингах вузов приводятся современные названия вузов - 64 вуза.





Предметные области рейтинга (как структурируются предметные области, например, экономика, инженерия, естественные науки, гуманитарные науки, медицина и фармацевтика и прочее)

Регионы охвата и/или распространения (в зависимости от типа рейтинга)


Уровни образования, которые затрагивает рейтинг (бакалавриат/специалитет, магистратура и аспирантура)




Группировка по предметным областям не проводилась

Территория России и стран бывшего СССР

В открытом доступе не указаны уровни образования, которые затрагивают рейтинг




Методология построения исследования: - ключевые принципы, лежащие в основе исследования; - система показателей, индикаторы, веса; - инструментарий (ключевые процедуры сбора данных, например, использование вторичных/готовых/ данных, или разработка специальных анкет для опроса разных категорий стейкхолдеров, либо проведение экспертных интервью); - обработка полученных данных;
- трансформация полученных данных в исследовнии (квантификация полученных данных, измерение и придание полученному результату численного значения)




следующая страница >>