Современная культурно-образовательная среда санкт-петербурга соотношение понятий «пространство культуры» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История культуры санкт-петербурга цели и задачи изучения дисциплины 1 150.99kb.
Закон санкт-петербурга 1 43.75kb.
За 2012 год проведены 37 заседаний Административной комиссии Невского... 1 82.74kb.
Закон санкт-петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на... 77 29424.6kb.
Отдел организационной работы и взаимодействия с органами местного... 1 80.26kb.
Утвержден приказом Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 17. 1 55.58kb.
Приложение 1 Перечень претендентов 2013 года на получение премии... 4 1103.5kb.
План мероприятий по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга... 2 473kb.
Государственный заказ санкт-петербурга 1 59.92kb.
Район Санкт-Петербурга 1 25.29kb.
Программа IX городской историко-краеведческой конференция «Многонациональный... 1 31.98kb.
Ренар Лариса – Круг женской силы Энергии стихий и тайны обольщения... 8 2969.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Современная культурно-образовательная среда санкт-петербурга соотношение понятий - страница №1/4



Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


    1. Соотношение понятий «пространство культуры», «культурно-образовательная среда мегаполиса», «культурное поле личности»

Термины пространство, среда, поле в последнее время часто используются в педагогических работах не столько в своем терминологическом, сколько в образном значении, что позволяет авторам употреблять их достаточно свободно, в частности как синонимы, поэтому представляется важным развести эти понятия и конкретизировать их содержание.



Общепринято определение пространства как объективной реальности, формы существования материи, характеризующейся протяженностью и объемом. Добавляя к термину пространство различные определения: культурное, образовательное, культурно-образовательное, художественное и т.д., – авторы выделяют какую-либо часть пространства для изучения. Так, например, Л.А.Пронина пишет: «Культурно-образовательное пространство является системой взаимодействия трех его субъектов – педагога, учащегося и среды между ними, находящихся в трехстороннем активном процессе: активен педагог, активен учащийся, активна среда между ними»1. Тут же автор отмечает: «Содержание и организация культурно-образовательного пространства педагога и учащегося будут отличаться, так как это зависит от определенного жизненного опыта, а в случае с педагогом еще и от профессиональных знаний, умений и навыков, его профессионально-педагогической культуры»2, т.е. выделяет пространство педагога и пространство учащегося в неком общем пространстве. Среда, по логике автора, не включает в себя субъектов общения, а находится «между ними». Далее Л.А. Пронина выделяет три уровня культурно-образовательного пространства:

  • макроуровень – единое культурно-образовательное пространство Земли;

  • мезоуровень – культурно-образовательное пространство страны, города, региона;

  • микроуровень – культурно-образовательное пространство личности.

Само по себе выделение разных уровней, а точнее разных объемов культурно-образовательного пространства, безусловно, необходимо. Однако, по мысли автора, на каждом из уровней культурно-образовательное пространство выполняет одни и те же функции:

  • модели действительности;

  • средства социализации;

  • средства самореализации и развития личности;

  • средства достижения интеллектуально-нравственной свободы, творческой индивидуальности.

С этим трудно согласиться. Представляется, что единое культурно-образовательное пространство Земли не может являться моделью действительности, так как представляет собой саму объективно существующую действительность, не зависящую от того, как именно она воспринимается и осмысливается отдельным человеком. Не может культурно-образовательное пространство Земли быть и средством социализации (самореализации, развития) личности в силу своей глобальности и объективности. Функции культурации, социализации присущи не самому пространству, а культурно-образовательной среде, как части пространства, объединяющей совокупность культурно-образовательных условий и действующих в этих условиях людей, поскольку данные процессы требуют взаимодействия личности и пространства. Именно благодаря среде происходит присвоение личностью пространства культуры. Культурно-образовательная среда динамична, а в современном обществе, благодаря системе Интернет, стремится к безграничному расширению, и все-таки среда всегда меньше пространства, так как является его частью, причем его активной частью, обеспечивающей вхождение личности в культуру, сохранение, освоение и созидание новых культурных объектов, идей, ценностей. Культурно-образовательное пространство отдельной личности, с одной стороны, формируется средой, с другой – личность активизирует и создает среду. Таким образом, важнейшей характеристикой личности является избирательная активность в ее отношении с культурно-образовательной средой. Именно благодаря активности личность присваивает часть культурного пространства, приобретает свое культурное поле3. Термин культурное поле личности, представляется нам целесообразным именно потому, что объединяет в себе два существенных признака данного понятия: поле, во-первых, является частью пространства, во-вторых, в поле действуют определенные силы, создающие это пространство.

Синергетический подход к образованию предполагает переход от жестко формирующих воздействий на ученика как объект обучения к педагогике сопровождения саморазвивающейся личности. Представляется, что термин «культурное поле личности» соответствует синергетическому подходу, акцентирует важность активности ученика, его ответственности за «образование» собственной личности и необходимости взаимодействия с культурной средой, а не только участия в образовательном процессе, организуемом учебным заведением.

Основным для данной работы является понятие культурно-образовательной среды, которое используется в педагогических работах «для адекватного описания общей культурно-образовательной ситуации в локальной местности».4 Поэтому остановимся подробнее на содержании данного понятия.

Е.С. Мертенс, обобщив в ходе диссертационного исследования современные подходы к пониманию сущности культурно-образовательной среды, дала следующее определение: «Культурно-образовательная среда – это сложное интегрированное понятие, представляющее совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, а также окружают, развивают и формируют личность».5 Е.С. Мертенс подчеркивает историческую, географическую, политическую обусловленность среды, ее развивающие возможности, но из определения выпала созидающая роль личности. Исходя из определения Е.С. Мертенс, культурно-образовательная среда действует однонаправлено. Представляется, что процесс взаимодействия личности и среды значительно сложнее. Среда может не только обогащаться, но, не будучи востребована обществом и личностью, среда обедняется и в материальном, и в духовном плане. Это особенно заметно в переломные моменты жизни общества. Так, например, целый пласт культуры ушел из образования в послереволюционные годы. В годы перестройки при возвращении культурного наследия существенно сократилась система дополнительного образования. Таким образом, сама среда динамична и непостоянна. Взаимодействие личности со средой зависит и от самой личности – ее потребностей, направленности интересов, уровня развития, кругозора, потенциальных возможностей.



Культурно-образовательная среда Санкт-Петербурга будет рассматриваться в монографии как открытая, многоуровневая, самоорганизующаяся система, представляющая совокупность культурно-образовательных условий мегаполиса и действий людей, обеспечивающих их реализацию в различных культурно-образовательных учреждениях и средствах массовой информации при организации досуговой деятельности младших школьников.

Таким образом, исследование такого сложного феномена как культурно-образовательная среда мегаполиса сознательно ограничено нами, с одной стороны, возрастом учащихся, с другой, определенным видом их деятельности. Младший школьный возраст – возраст особый. Ребенок по сравнению с дошкольным периодом уже приобрел некоторую самостоятельность, но пока еще почти полностью зависит от взрослых в проведении своего свободного времени. Он не может один пойти в музей, театр, записаться в музыкальную или спортивную школу. Как правило, родители или учитель решают, чем и где будет заниматься ребенок в свободное от школьных занятий время, какой театр, музей следует посетить, какой журнал выписать и т.д. В тоже время родительский контроль постепенно ослабевает, по мере взросления самостоятельность возрастает, но, привыкнув к опеке старших, ребенок далеко не всегда готов сам принять решение, осуществить свое намерение, направить свою энергию на культуросообразные цели. Поэтому так важно проследить, что из тех колоссальных возможностей, которыми обладает Санкт-Петербург как культурный центр адресовано детям младшего школьного возраста, и насколько востребованной младшими школьниками оказывается культурно-образовательная среда города.

Итак, для того чтобы избежать терминологической неточности, в монографии разведены понятия культурно-образовательное пространство, культурно-образовательная среда, культурное поле личности. Каждое из этих понятий представляет собой открытую, самоорганизующуюся систему, отличаются эти системы не только уровнями, но и содержанием, и структурой.

Культурно-образовательное пространство - объективная реальность, культурное наследие Земли, существующее независимо от того, вступает ли с ним в контакт отдельный человек, но стремящееся быть освоенным и расширенным благодаря деятельности человечества в целом.

Культурно-образовательная среда – динамичная совокупность культурно-образовательных условий и людей, действующих в этих условиях, имеющая подвижные пространственно-временные границы, обеспечивающая культурацию и социализацию личности и в то же время развивающаяся в результате деятельности человека.

Культурное поле личности – часть культурного пространства, освоенная личностью, в котором действуют силы, его созидающие.


    1. Структура современной культурно-образовательной среды Санкт-Петербурга, направленной на развитие личности младшего школьника

Структура культурно-образовательной среды как открытой иерархической, самоорганизующейся системы чрезвычайно сложна. На высшем уровне можно выделить ряд взаимосвязанных элементов, каждый из которых, в свою очередь, представляет собой сложную систему:



  • аксиологический;

  • пространственно-временной;

  • природный;

  • социальный;

  • содержательный;

  • процессуальный;

  • информационный;

  • интерактивный.

Аксиологический элемент отражает ценностные ориентации современного общества в целом и наиболее значимые для данного географического пространства, в частности; определяет общую направленность культурно-образовательной среды, ее содержание и функционирование. Эпоха неустойчивых ценностных ориентаций рождает неоднородную, противоречившую в аксиологическом отношении среду.

Пространственно-временной элемент создает границы среды, выделяя ее из единого культурно-образовательного пространства Земли, определяет географические координаты и временные рамки и поэтому тесно связан с природным и социальной составляющими.

Природный и социальный элементы отражают влияние природных условий данной местности, социального состава жителей, уровня жизни населения, традиций и т.д. на аксиологический, содержательный и процессуальный элементы.

Содержательный элемент, включающий предметную среду, учреждения культуры, образования, общественные институты и т.д., с одной стороны, определяется уже названными элементами, с другой, сам формирует все элементы системы, начиная с аксиологического.

Процессуальный элемент обеспечивает функционирование системы и поэтому связан с каждым ее элементом.

Информационный и интерактивный элементы отражают внутрисредовые связи культурно-образовательного пространства с субъектами деятельности, с человеком как продуктом и как творцом культурно-образовательной среды.

Рассмотрим содержание данных элементов применительно к современной культурно-образовательной среде Санкт-Петербурга, направленной на развитие ребенка младшего школьного возраста.



Аксиологический компонент культурно-образовательной среды непосредственно связан с современным пониманием цели образования. И.А.Колесникова трактует образование как «социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения».6 Как видим, образование связывается и с социумом, и с культурой, в «механизме» образования выделяются четыре составляющих: развитие, формирование, воспитание, обучение, и самое главное – называется результат образования – человеческое качество (образ). Эту же мысль подчеркивает Сенько: «Образование может быть представлено как единство, синтез знания, опыта и понимания. … Результатом образования … выступает становящийся образ, образ человека образующегося, человек сам – себя – образующий сегодня, сейчас, в данное мгновение».7

В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова выделяют аксиологическую составляющую, трактуя образование как «процесс формирования образа бытия и в его рамках – образа человека на основе ценностного сознания, отношения, поведения личности; процесс усвоения нравственного знания, являющегося основанием действий и поступков человека».8 Результатом процесса образования называется не просто гипотетический образ человека, но его действия, его поступки, продиктованные его ценностными ориентациями.



Таким образом, цель образования - становление целостной человеческой личности, действия и поступки которой определяются нравственным знанием.

«Образование как множественность видов опыта не может быть присвоено лишь в обучении (курсив наш, М.В.)…. Образование личности состоит, в этом смысле, в постижении ею мира других личностей… Современное образование – «это образование, в котором личность, опыт быть личностью и выступают в качестве его содержания».9

Культурно-образовательная среда Петербурга призвана обеспечить младшему школьнику опыт поведения, «опыт быть личностью». Опыт поведения можно приобрести в процессе совершения поступков. Поступок – сознательное действие, «в котором человек утверждает себя как личность».10 «Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным порядком. Поступок, согласно М.М.Бахтину, обладает такими свойствами, как аксиологичность (нетехничность), ответственность, единственность, событийность. Успешность поступка и действия оценивается по-разному. Действие считается успешным, если оно выполнено в соответствии с алгоритмом и /или достигло цели. Базой для оценки поступка служит главным образом не технологическая, а морально-этическая сфера. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые поступки ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок».11 «Поступок регулируется волей человека и основывается на его убеждениях, ценностях, моральных нормах».12 Именно в поступке, в результате проявленной ребенком активности реализуются потребности и мотивы, используются имеющиеся и приобретаются новые знания и умения, формируются интересы и ценностное отношение, приобретается опыт – т.е. формируется культурное поле личности. Поступок предполагает сознательный свободный выбор одной из предлагаемых средой возможностей. Поэтому изучение аксиологической составляющей культурно-образовательной среды предполагает соотнесение потенциальных предложений городской среды, адресованных младшим школьникам, и реальных выборов петербуржцев данного возраста.

Характеризуя пространственно-временной компонент среды Санкт-Петербурга приведем несколько цифр. Площадь города вместе с административно входящими в него территориями - 1439 квадратных километров. Географическим центром этой огромной территории считается точка с координатами 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы13. В состав Петербурга входит восемнадцать административных районов. Распределение населения по районам города неравномерно, что наглядно показывает таблица 1.1, отражающая количество первоклассников, поступивших в школы города в 2007 году.

Таблица 1.1.

Количество детей, принятых в 1-е классы ГОУ Санкт-Петербурга14



Районы

1 класс в ДОУ

По программе 1-4

Кол-во классов

Кол-во учащихся, чел.

Кол-во классов

Кол-во учащихся, чел.

Адмиралтейский

0

0

56

1147

Василеостровский

0

0

54

1272

Выборгский

0

0

135

3158

Калининский

0

0

118

3100

Кировский

0

0

97

2336

Колпинский

0

0

58

1308

Красногвардейский

1

20

102

2388

Красносельский

0

0

101

2318

Кронштадтский

0

0

14

279

Курортный

0

0

20

442

Московский

0

0

73

1753

Невский

5

55

136

3125

Петроградский

0

0

42

933

Петродворцовый

0

0

38

865

Приморский

0

0

126

3072

Пушкинский

0

0

47

1006

Фрунзенский

0

0

105

2638

Центральный

0

0

72

1653

Городские ОУ

0

0

2

43

Итого:

6

75

1396

32836

Самое большое количество детей, как видно из таблицы, живет в удаленных от центра «спальных» районах: Выборгском, Калининском, Невском, Приморском. Как уже отмечалось выше, ребенок младшего школьного возраста в мегаполисе оказывается менее самостоятельным в своих передвижениях, чем его сверстник, живущий в небольшом городе или поселке. Культурно-образовательная среда индустриальных и окраинных районов существенно отличается от среды исторического центра Петербурга. Самостоятельные поездки по городу для детей 7-10 лет небезопасны, поэтому, как правило, младшие школьники занимаются в учреждениях дополнительного образования, расположенных недалеко от дома. Поездки в центр города занимают много времени и требуют сопровождения взрослых, поэтому достаточно редки. Не случайно одной из задач, поставленных Правительством Санкт-Петербурга в «Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы»15 стала задача обеспечения равномерного распределения культурного предложения по районам города.

Северная природа Санкт-Петербурга с долгими зимами, частыми дождями, короткими днями способствует тому, что значительную часть свободного времени дети проводят дома. Но «виновата» в этом не только природа, существенно усиливает стремление к домоседству и криминальный фон. Если двадцать-тридцать лет назад дворы и парки были полны играющей детворы, то в современном Петербурге редко увидишь гуляющих детей 7 - 10 лет. Основная масса младших школьников посещает группы продленного дня, а вечера проводит дома у экрана телевизора или монитора компьютера. Таким образом, «окном в мир» для ребенка становится не столько город, объединивший в себе шедевры мировой культуры, сколько телеэкран.

Социальный фактор. Существенные изменения претерпевает культурно-образовательная среда в связи с усилением миграции. Реальностью в Петербурге стала полиэтническая школа, усиливается процесс межкультурного взаимодействия, и в то же время возрастает роль социальных различий. Уровень дохода родителей, характер их работы, их занятость влияют на стиль жизни семьи, который ребенок впитывает с раннего детства. Городская среда создает богатые возможности для выбора типа учебного заведения как в системе общего (школа, гимназия, лицей), так и в системе дополнительного образования, но не все семьи могут и не все считают нужным эти возможности реализовать. Нельзя не отметить, что городские власти много делают для предоставления детям равных возможностей в получении образования. Так, с 2007 года освобождены от ежемесячной платы за занятия в музыкальных и художественных школах дети из многодетных семей, на безвозмездной основе обучаются в государственных учреждениях дополнительного образования дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе, взятые под опеку.16 Но в целом социальное неравенство уже с раннего возраста сказывается в том, насколько будет реализован потенциал культурно-образовательной среды мегаполиса применительно к судьбе конкретного человека.

На содержательном элементе остановимся подробнее. В содержании культурно-образовательной среды младшего школьника можно выделить несколько блоков: атмосферу города, общественные институты, учреждения культуры, средства массовой информации.



  1. Основой культурно-образовательной среды являются архитектурный облик города, его история, высокий культурный уровень населения. Все это создает особую петербургскую атмосферу, особый стиль, который впитывается жителями города с детства.

  2. Общественные институты, функции которых – образование детей: семья, школа, детские дома, учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, дома творчества юных, драматические студии и т.д.

Общим для этих структур является длительное общение с ребенком, забота о его воспитании и развитии. Наиболее целенаправленно и последовательно образовательным процессом занимается школа, именно она призвана устанавливать различные связи с другими общественными институтами.

В системе общего образования Санкт-Петербурга, по данным Комитета по образованию17, на 01.9.2007 работало 621 образовательное учреждение, в том числе 71 гимназия (23% учащихся), 39 лицеев (8% учащихся), 135 школ с углубленным изучением отдельных предметов (29% учащихся), 102 учреждения дополнительного образования детей. Таблица 1.2. демонстрирует соотношение динамики развития учебных заведений в целом по России и в Петербурге.

Таблица 1.2.

Сравнительные показатели динамики развития государственных и муниципальных (дневных) ОУ в системе общего образования в Санкт-Петербурге и РФ, ед.18






2007 год

2006 год

СПб

РФ

СПб

РФ

Общее число учебных заведений

621




55711




629




58669




из них: гимназии

71

11,4%

1374

2,5%

70

11,1%

1318

2,2%

лицеи

39

6,3%

993

1,8%

35

5,6%

945

1,6%

Как видно из приведенных данных, при сокращении общей численности учебных заведений, вызванном демографическими проблемами, число гимназий и лицеев растет опережающими темпами. Кроме того, в городе зарегистрировано 70 негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы начального и общего образования, которые, как правило, стремятся расширить спектр образовательных услуг.



Система государственного дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге включает 25 детских школ искусств, 15 художественных, 23 музыкальных школы. В 2007 году в них обучались более 28 000 детей на бюджетной основе и 5700 учащихся на основе самоокупаемости19. Кроме того в каждом районе города работают досуговые центры, спортивные школы и секции, клубы по интересам, театральные студии, организованы курсы по изучению иностранных языков, кружки и т.д. На сайте «Для питерских родителей»20 приведены названия и адреса 495 досуговых учреждений разного профиля, эта цифра приближается к количеству школ в городе. И все же дополнительное образование охватывает далеко не всех желающих: в 2007 году конкурс в музыкальные и художественные школы составил в среднем 5 человек на место.

Достаточно широк спектр предоставления услуг и различных программ в дворцах культуры: программы художественного воспитания, научные клубы и секции, краеведческие программы, туристические клубы, технические лаборатории и студии, школы изучения языков, театральные студии и другое. Внутри каждого из этих направлений тематически разнообразные программы. Например, отдел художественного воспитания, который есть в каждом дворце культуры, включает ансамбли песни и танца, народных инструментов, детской песни, хореографические ансамбли, вокально-инструментальные ансамбли и фольклорные коллективы; оркестры: симфонический, камерный, духовой, русский народный, баянистов, струнный и другие. Музыкальное воспитание этим не ограничивается: есть еще классы фортепиано и других инструментов, сольфеджио, вокала (в том числе эстрадного), истории музыки, хоры и даже студии компьютерной музыки. Отделы изобразительного и декоративно-прикладного искусства не менее (а может быть и более) разнообразны: от традиционных изобразительных студий, лепки и керамики, мягкой игрушки, бисероплетения, вязания, макраме, оригами до более современных - компьютерной графики, студий юных манекенщиц и современной моды, студий интерьера и дизайна.

Можно было бы так же подробно перечислять различные хореографические программы. Здесь мы найдем не только ансамбли и театральные коллективы, бальные, спортивные и современные танцы, но и цирковые коллективы.

Следует сказать и о не столь часто встречающихся, но не менее интересных студиях художественного слова, где дети могут реализовать свои литературные способности. Чаще всего это одна – максимум две студии в Дворце творчества.

Как мы видим, возможности получения дополнительного эстетического образования в Дворцах творчества очень широки для детей разного пола, возраста, разных интересов. И можно с уверенностью сказать, что родитель, обратившийся со своим ребенком 7-10 лет в какой-нибудь дворец творчества, найдет там подходящую для ребенка секцию. Другое дело, что дворцы и дома творчества располагаются в большинстве своем в центре города, и дети, живущие на окраине, не всегда имеют возможность добраться до них.

Спектр программ общеэстетического воспитания в Домах культуры, расположенных в спальных районах не так широк, как во Дворцах культуры, но практически в каждом из них присутствуют основные направления: детские театральные студии, хоровые коллективы, танцевальные, инструментальные и вокальные ансамбли, классы некоторых музыкальных инструментов, оркестры, спортивные и хореографические студии, рукоделие и другое. Нужно отметить, что Дома культуры различаются по степени широты представляемых образовательных программ, но тенденция сохраняется: центральные Дома культуры в разнообразии предоставляемых услуг не уступают дворцам творчества, на окраине и в пригородах выбор ребенка будет уже не таким широким.

Решать задачу эстетического воспитания призваны также всевозможные центры, клубы и студии детского творчества.

Количество таких районных организаций также впечатляет. В каждом районе имеется от трех до тридцати творческих и образовательных центров, клубов и студий. Больше всего в районах Адмиралтейском, Кировском, Московском, Невском, Центральном. Меньше – в пригородах: Крондштате, Ломоносове, Павловске, Колпино.

Среди этих «малых» центров есть как «универсальные» – предлагают широкий спектр услуг по дополнительному образованию и творческому развитию, так и «специальные» - музыкальные, театральные, художественные, спортивные и другие студии. По форме организации работы они также различаются: есть детские клубы, есть семейные центры, есть студии, коллективы и, так называемые, «школы».

Нужно отметить, что тематика этих «специальных» центров разнообразна: агроэкологический центр, детский эколого-биологический центр, детская мотошкола, клуб настольных игр, центры технического творчества, центр кино, клуб парапланеризма, эстрадно-цирковой коллектив, центр традиционной народной культуры, детская студия композитора, и другое. Очень широко в Петербурге представлены школы танцев – классических, народных, современных, спортивных. Только отдельно существующих в нашем городе танцевальных школ, представленных в справочнике, - двадцать девять. Не говоря уже о том, что каждый, даже небольшой, досуговый центр предлагает какую-нибудь танцевальную студию. Не менее широко представлены театральные мастерские. В справочнике указаны двадцать две театральные студии, существующие как отдельный досуговый центр. И еще одно направление, которое заявляет о себе достаточно активно – это детские модельные агентства: театры моды и школы юных манекенщиц.

О высоком качестве работы системы дополнительного образования говорит тот факт, что в 2007 году только на базе музыкальных и художественных школ было проведено 19 фестивалей и конкурсов, в том числе международных, лауреатами и дипломантами конкурсов стали 350 человек.

Цифры говорят о многом, они могут вызывать не только законную гордость за свой город, но и прямо противоположные чувства. Одна из самых острых проблем культурно-образовательной среды современного мегаполиса – проблема института семьи. В Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2006-2011 годы21 дан анализ положения семьи в Петербурге. Анализ этот неутешителен. Процитируем основные положения этого документа, непосредственно касающиеся младших школьников.



  • Численность населения Санкт-Петербурга естественно убывает, поскольку смертность превышает рождаемость в 1,9 раза, причем смертность населения трудоспособного возраста - 29,7 процента. За последние 14 лет население Санкт-Петербурга сократилось на 427,5 тыс. человек, или на 8,1 %, что более чем в 2 раза превысило тот же показатель по России в целом. По состоянию на 01.01.2006, по данным Петростата, численность детского населения Санкт-Петербурга составляла 703,9 тыс. человек, что соответствует 15,4 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга.

  • Более 99 процентов детей проживает в семьях, около 1 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в стационарных государственных учреждениях на полном государственном обеспечении.

  • Несмотря на некоторую тенденцию к росту, общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге на 20 процентов ниже, чем в целом по стране. Несмотря на то что в 2006 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано браков на 5,1 процента больше, чем в предыдущем году, почти треть всех новорожденных (27,88 %) в Санкт-Петербурге в 2006 году составляли внебрачные дети.

  • Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется распространением бездетной и малодетной семьи, запоздалым рождением первого ребенка, увеличением внебрачной рождаемости. Среднее количество детей в семье составляет 1,18 человек.

  • Наблюдается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего. Наблюдаются проблемы здоровья среди детей и молодежи, которые были характерны в предыдущие годы лишь для престарелого населения. Одновременно отмечается и понижение качества жизни населения как демографической базы для его воспроизводства.

  • Концентрированным отражением уровня и качества здоровья населения может считаться показатель инвалидности. На 01.01.2007 каждый седьмой житель Санкт-Петербурга признан инвалидом (744 тыс. человек). По данным Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий, на 01.01.2007 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 15536 семей, имеющих 15792 ребенка-инвалида, что составляет 2,4 процента от общей численности детей в Санкт-Петербурге.

  • В Санкт-Петербурге большое число неблагополучных семей. По данным Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУВД), на начало 2007 года на учете состояло 3610 родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. Выборочное криминологическое исследование показало, что больше трети подростков, состоящих на учете в ГУВД, проживают в неблагополучных семьях, где распространено физическое, сексуальное, психологическое насилие.

  • В связи с увеличением числа асоциальных семей возрастает число детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной отказа от детей в 44 процентах случаев являлась тяжелая психоневрологическая патология.

  • На начало 2007 года в государственном региональном банке содержались сведения о 4854 детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, оставшихся без попечения родителей, из них 1158 несовершеннолетних поставлены на учет в 2006 году.

Приведенные в документе цифры вызывают двойственное отношение. С одной стороны, картина чрезвычайно тревожна, с другой, можно только приветствовать честное и открытое обсуждение больной темы. Сосредоточенность на проблемных, а не на благополучных семьях, которых, конечно, немало в городе, позволила Правительству Санкт-Петербурга определить проблемы, вскрыть их причины и наметить реальные действия по поддержке семьи. Одной из основных проблем жизнедеятельности семьи правительственный документ называет снижение воспитательного потенциала семьи, а одной из задач – «создание условий для выполнения семьей роли основного института социализации подрастающего поколения; улучшение качества семейного воспитания, образования и досуга»22, что очень созвучно проблеме, рассматриваемой в монографии. Степень участия семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста – вопрос, требующий экспериментального изучения, поэтому он будет освещен подробнее во второй главе.

Второй блок содержательного элемента культурно-образовательной среды - учреждения культуры: библиотеки, кинотеатры, музеи, театры, концертные залы, цирки, планетарий. Чтобы представить объем и насыщенность культурной жизни города, обратимся к цифрам. В Санкт-Петербурге 2000 библиотек, 221 музей, более 80 театров, 100 концертных организаций, 80 клубов, 62 кинотеатра, 45 галерей и выставочных залов23. Конечно, далеко не все названные учреждения культуры включают программы для детей, но «детская жизнь» Петербурга достаточно насыщена событиями. Приведем перечень событий для детей, представленный на сайте Детский раздел на Петербург2.ру,24 обычного буднего дня – четверг 21 ноября 2008.


следующая страница >>