Состояние и перспективы развития торговли в г. Минске. Особенности развития Интернет-торговли - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перспективы градостроительного развития в городе Минске 1 134.76kb.
Информация о работе отдела защиты прав потребителей в сфере торговли... 1 55.65kb.
Влияние классических теорий международной торговли на развитие теории... 1 84.06kb.
1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной... 3 1082.09kb.
Методические указания по написанию курсовых работ для студентов специальности 08. 1 92.81kb.
О концепции совершенствования и развития 1 138kb.
1. Этапы развития экономики. Основные направления и школы. Эволюция... 3 374.89kb.
Программа круглого стола «Садоводство Иркутской области: история... 1 34.5kb.
Схема проезда и контактная информация 1 29.37kb.
Свердловская оунб 1 18.95kb.
Исследование рынок хлебопекарных дрожжей республики беларусь 1 51.38kb.
Чемпионат мира 1 69.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Состояние и перспективы развития торговли в г. Минске. Особенности развития Интернет-торговли - страница №1/1

Состояние и перспективы развития торговли в г. Минске. Особенности развития Интернет-торговли

В столице сформирована крупнейшая в республике инфраструктура розничной торговли, которая насчитывает сегодня более 5,5 тысяч объектов площадью 870 тыс.кв.м, в том числе: 4109 магазинов торговой площадью 700 тыс. кв.м, из них: продовольственных-1082, непродовольственных-2694, смешанных-333). Работает 2077 объектов общественного питания на 135,6 тыс. мест, 59 крупных торговых центров (131,6 тыс.кв.м) и 27 рынков.



Доля торговых площадей стационарной розничной сети г. Минска в республике составляет порядка 21%, численности населения – 20%.

Население г.Минска обслуживают 14 гипермаркетов общей торговой площадью более 80 тыс.кв.м, в том числе 12 – продовольственных. Первый гипермаркет был открыт в 2005 году. Сегодня в черте города расположены 12 гипермаркетов («Гиппо»-3, «Простор»-4, «Корона»-2, «Соседи», «Ома», «Материк») и 2 гипермаркета «Бигс» и «Евроторг» на внешней стороне МКАД. К концу текущего года в столице ожидается присутствие 18 гипермаркетов.

В структуре торговых площадей г.Минска в продовольственном сегменте на крупные магазины приходится 41% площадей, в непродовольственном – 36%. Работает 146 магазинов торговая площадь которых выше 650 кв.м (74-свыше 1000 кв.м и 72- свыше 650 кв.м). Это гипермаркеты, супермаркеты, универмаги, универсамы, крупные специализированные мебельные, обувные и др. магазины.

На магазины шаговой доступности («у дома») приходится – 59%, и 64% соответственно. Преимущество сохраняется за магазинами среднего формата площадью от 100 до 500 кв.м.

В настоящее время в г.Минске функционирует 195 фирменных магазинов, из них: продовольственных – 86, непродовольственных – 109.

Это магазины крупнейших республиканских изготовителей бытовой техники и электроники: СООО «Планета «Горизонт», РУПП «Витязь», ЗАО «Атлант», ОАО «Минский приборостроительный завод», товаров легкой промышленности ОАО «Элема», ОАО «Коминтерн»,


ОАО «Алеся», СООО «Белвест», магазины предприятий пищевой промышленности ОАО «Минский молочный завод № 1», УП «Минский мясокомбинат», КУП «Минскхлебпром», РУП «МинскКристалл»,
ОАО «Коммунарка», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и др.

В текущем году статус «фирменный магазин» присвоен 17 торговым организациям.

Анализ динамики развития торговой инфраструктуры за последние 10 лет показывает, что ежегодно в среднем в г.Минске открывается 230-250 магазинов, 4-5 торговых центров, 85-100 объектов общественного питания.

На тысячу жителей сегодня приходится 458 кв.м торговых площадей и 39,2 мест в общедоступной сети общественного питания, причем в центре города плотность торговых объектов близка к среднеевропейскому показателю и составляет 740 кв.м. и 119 мест.



Для сравнения по данным Интернет-источников, обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек в Киеве составляет 417 кв.м, в Москве –743 кв.м, Париже-860 кв.м.
Концепция развития розничной торговой сети реализуется по трем направлениям:

  • развитие крупных торговых объектов современных форматов и многофункциональных комплексов;

  • развитие объектов шаговой доступности;

  • развитие объектов мелкорозничной торговой сети.

Мингорисполкомом приняты и ежегодно актуализируются две Схемы.

Первая – это Схема размещения в г.Минске крупных объектов, имеющих торговую площадь не менее 3500 кв.м.; Сегодня функционирует 42 таких объекта и 43 находятся в стадии строительства и проектирования.

Для каждого строящегося предприятия определяется специализация и функциональное наполнение в увязке с существующей сферой услуг. Новые объекты – это не просто большая площадка для розничной торговли, но и собственное производство (пекарни, цеха по производству кулинарной и кондитерской продукции), рестораны, кафе, услуги, развлекательные комплексы, дополнительные парковочные места.

В текущем году ожидаемый прирост современных площадей за счет строительства крупных объектов составляет 90 тыс. кв. метров, а с учетом магазинов шаговой доступности около 175тыс.кв.м.

Вторая схема – это Схема размещения объектов розничной торговли и общественного питания шаговой доступности в г.Минске.

В указанную схему вошли 300 площадок в микрорайонах г. Минска которые предоставляются под строительство магазинов, кафе, ресторанов по результатам проведения аукционов.

Здесь повышенное внимание уделено территориям новых жилых районов: Каменная Горка, Лебяжий, Масюковщина, Лошица, Михалово, Брилевичи, Домбровка и др.

В настоящее время например в микрорайоне Каменная Горка общая торговая площадь работающих магазинов составляет 3800 кв.м. Планируемая (с учетом реализации всех инвестиционных проектов) –
69600 кв.м. Это позволит достичь обеспеченности торговыми площадями более 800 кв.м на 1 тыс.жителей, что выше среднего показателя по
г. Минску.

В Лошице ситуация уже сегодня несколько иная – имеем около 13 тыс.кв.м торговых площадей и обеспеченность составляет 340 кв.м на


1 тыс. жителей, а за счет завершения строительства и ввода в эксплуатацию всех намеченных объектов будет достигнут средний показатель по г. Минску.

Работа по подбору новых площадок проводится постоянно, по ним проходят общественные обсуждения.

Заинтересованные лица могут ознакомиться с перечнем земельных участков, дате и условиях проведения очередных аукционов на право аренды под застройку на официальном сайте Минского городского центра недвижимости.



Текущий год можно выделить как наиболее значимый по приросту качественных торговых площадей.

За 7 месяцев 2013 года открыты 247 объектов торговли и общественного питания, из них: 176 магазинов торговой площадью 40,6 тыс. кв.метров, 3 торговых центра 49,5 тыс. кв.метров и 68 объектов общественного питания на 4526 мест. Это 90 тыс.кв.м качественных торговых площадей.

Ключевыми форматами становятся гипермаркеты с площадями выше 5000 кв.м, супермаркеты (от 400 до 2000кв.м), дискаунтеры, при этом изменяется концепция формата «супермаркет», в ассортименте которого сокращается доля непродовольственных товаров и растет доля продовольствия, идет переформатирование действующих объектов, закрытие нерентабельных магазинов, изменение ассортимента и запуск новых форматов.

В первом полугодии за счет нового строительства открыто девять крупных торговых объектов:

– самый крупный в республике многофункциональный торгово-развлекательного комплекс «АренаСити» по пр. Победителей, 84 общей площадью 88 тыс. кв. метров, с гипермаркетом «Простор», многочисленными магазинами по продаже промтоваров, развлекательный комплекс, а также объекты общественного питания различного типа (ресторан, кафе, детское кафе и др.) т.е. первый в столице «фуд-корт»;

в микрорайонах Малиновка и Домбровка – открыты супермаркеты «Виталюр» площадью 6 тыс.кв.м каждый; с семейное кафе «Greenki», супермаркетом для детей «Буслик». Работает пекарня, кондитерский цех, организована парковка на 200 машино-мест. Формат востребованный, особенно в микрорайонах;

– супермаркет «Виталюр» в микрорайоне Лошица площадью 3 тыс кв.м.;

– в микрорайоне Каменная горка – супермаркет «Парничок» Минского парниково-тепличного комбината по ул. Неманская, 36

– по ул. Бобруйская, 6 начал свою работу торгово-развлекательный центр «Галилео» с торговой галереей площадью 10 тыс. кв.метров и продовольственным магазином «Соседи» ;

– в микрорайоне Домбровка торговый центр «Бонус»

– в районе МКР по ул. Кульман, 5а – ресторан быстрого обслуживания «Лидо» на 650 мест. и др.



Таким образом, возрастает сеть комплексных, многофункциональных объектов семейного досуга (по типу «мультисервис»). Строительство подобных центров с широким функциональным набором помещений позволит комплексно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах.

В процессе реализации сегодня новые идеи – например, торговый центр «Скала» «Рапа-торг» по ул. Притыцкого, который позиционирует себя как объект, где повышенное внимание будет уделено увеличению доли продуктов для здорового питания.



Ожидаемый прирост площадей во втором полугодии составляет более 90 тыс. кв. метров и до конца года будут введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как:

комплекс общественного питания в торговом центре «Замок» по пр. Победителей, 65 площадью 17 тыс. кв. метров;

гипермаркет «Корона» на пересечении пр. Независимости-МКАД, площадью 20 тыс. кв. метров;

торговый центр «Скала» ЧТУП «Рапа-торг» с гипермаркетом на пересечении ул. Притыцкого - П.Глебки, площадью 42 тыс. кв. метров.

супермаркет «МартИнн» ООО «МартИннФуд» по ул. М.Богдановича - Широкая площадью 3 тыс. кв. метров.

гипермаркет «Евроопт» в центре жилого района Лошица в составе торгово-коммерческого центра ООО «ТПК Белгранитстрой»

строительный гипермаркет ОДО «Этерика» на пересечении Долгиновского тракта-МКАД.

Сегодня идет процесс концентрации, централизации и формирования крупных торговых компаний.

На потребительском рынке столицы работает более 30 торговых сетей: в сегменте продовольственной сети – «Рублевский», «Соседи», «Евроопт», «Виталюр», «ДорОрс», «Алми», «Златка», «Родная сторона», «БелМаркет», «Заводской райпищеторг», «Азарэнне», «Зорина», «Постторг», «Живинка»,



в сегменте непродовольственной сети – «5 элемент», «Электросила», «Мила», «Буслiк», «Эрнис», «Ома», «Алекор», «Мебель, стройматериалы» и др.

Потребительский рынок столицы представлен современными форматами всех видов торговли.

Покупатель сегодня имеет возможность выбрать тот формат, который его устраивает и отвечает запросу сегодняшнего дня (от ярмарки до гипермаркета).

При этом, как показывает жизнь, ярмарочная торговля остается востребованной населением.

В первом полугодии т.г. проведено обслуживание более 170 массовых общественно-значимых мероприятий и организовано 166 ярмарок, в которых приняли участие 1653 магазина. Дополнительно к товарообороту реализовано товаров на сумму 15,7 млрд.руб.

На август – сентябрь также запланированы такие мероприятия как:

17-18 августа в парке им. Горького с участием Гильдии поваров и шеф-поваров - «Фестиваль Вкусного Блога», целью которого является - развитие культуры питания, популяризация белорусской национальной кухни, поднятие престижа профессии повара.

24 августа 2013 года в районе Дворца спорта будет проведена ярмарка «Здравствуй, школа - 2013!» с широкой продажей товаров школьного ассортимента, промышленных товаров для детей и подростков, продовольственных товаров и продукции собственного производства.

На 7-8 сентября 2013 года запланирована самое яркое мероприятие осени - ярмарка «Щедрый сентябрь!» в районе Дворца спорта с организацией выездной торговли по ценам производителей и проведением мероприятий по стимулированию покупательского спроса (акции, скидки, дегустации и т.д.), а также культурно-развлекательных программ. В рамках ярмарки пройдет «Кондитерский ФЭСТ «Асалодки-2013» с участием организаций кондитерской отрасли республики.
О структуре торговых объектов общественного питания

В преддверии Чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 году уделено особое внимание развитию сети общественного питания. В республике приняты меры по упрощению деятельности в сфере общественного питания в части расширения прав субъектов хозяйствования в формировании ассортиментной политики, разработке новых видов блюд, упрощении требований к объектам общественного питания, предоставлении свободного ценообразования с учетом зарубежного опыта работы данной сферы деятельности.



На сегодняшний день в г.Минске функционирует более двух тысяч объектов. Сеть насчитывает 139 ресторанов, 348 кафе, 278 баров, 556 столовых, свыше 700 закусочных, кафетериев и др.

Ежегодно открывается около 100 объектов общественного питания, и это не банальные заведения, а рестораны, бары и кафе с клубами или клубными днями, с детскими развлекательными комплексами, ряд кафе в составе крупных спортивных сооружений и торговых центров.



Уделяется внимание открытию объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, отражающих колорит и самобытность белорусской культуры (открыты кафе «Агiнскi», кафе «Метелица» в спортивном комплексе «Ледовый дворец» ООО «Новый альянс», ресторан «Кухмiстр» ООО «Верис АРТ» и др.).

Усиливается роль развития объектов быстрого обслуживания, которые ориентированы на большие объемы продаж при минимальной себестоимости продукции и услуг («Маэстро», «Макси-Бис», «Пит-стоп» и др.).

Активно развиваются сетевые объекты общественного питания, имеющие свой бренд, ориентированные на средний ценовой диапазон (кафе «Гараж», кафе «Гурман», закусочные «Планета Пицца», «Васильки», «Пицца Темпо», кафе «Эль Помидоро», рестораны «San Cafe» и др.). На потребительском рынке столицы в настоящее время работает 10 сетевых операторов.

Развиваются специализированные объекты – кофейни, блинные, пиццерии, детские кафе, и другие, ориентированные на организацию обслуживания туристов («Амато-кофе», «Кофе-сити», «Европит», «Столичный» и др.).

Приобретают популярность у минчан объекты ресторанного бизнеса с авторской кухней (кафе «Гранд-кафе», рестораны «Золотой гребешок», «Пиковая дама» и др.).

Продолжается развитие объектов общественного питания, специализирующихся на продаже пива (рестораны «Гвоздь», «Дрожжи»).

Развитие объектов общественного питания при гостиницах осуществляется в соответствии с современными подходами в создании интерьеров, установке сенсорных панелей, подключении к сети Интернет и обеспечении высокого уровня обслуживания.

При сохранении существующих тенденций развития к 2015 году в столице показатель обеспеченности торговыми площадями составит


600 кв. м. на тысячу жителей и 45 мест в общедоступной сети общественного питания.
Третье направление развития торговли – это мелкая розница.

В текущем году на территории столицы развернуто более
1850 объектов мелкорозничной торговли.

Это мини-кафе, летние (сезонные) кафе, специально оборудованные площадки, являющиеся продолжением торгового зала, киоски, павильоны, палатки, лотки, комплекты выносной мебели и т.д. Сезонная мелкорозничная торговля осуществляться на прилегающих к стационарным предприятиям территориях, а также выездная в скверах и парках, на территории рынков города, в зонах массового отдыха населения (на побережьях Комсомольского озера, Цнянского и Заславского водохранилищ) и др.

Через мелкую розницу сегодня предлагается широкий ассортимент продукции отечественного производства: кваса и пива, безалкогольных напитков, соков, минеральной воды, мороженого, плодоовощной продукции и других продовольственных товаров.

С учетом современных тенденций и направлений совместно с комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома разработаны рекомендации по развитию объектов мелкорозничной торговой сети в части четкого определения единого подхода к формату размещаемых объектов и требований к ним.


Перспективной средой для развития бизнеса становится Интернет.

В настоящее время на территории республики зарегистрировано 5817 интернет-магазинов и внесены в торговый реестр Республики Беларусь, из них 71% или 4140 зарегистрированы в г.Минске.

По сравнению с 2010 годом их количество выросло в 1,5 раза.

Справочно:

Доля продаж товаров через интернет в общем объеме товарооборота также увеличились с 2% в 2010 году до 4% в 2012 году.

Динамика роста объемов продаж товаров через интернет-магазины по г.Минску за последние 3 года, позволяют спрогнозировать дальнейший рост продаж не менее чем в 1,5 раза и увеличении доли в товарообороте до 5%.

Наибольшее количество интернет-магазинов (около 41%) осуществляют торговлю сложно-бытовой техникой.

Около 9% - торгуют автозапчастями, 8% реализуют строительные материалы, 7% мебель, 6% хозяйственные товары, около 5% торгуют продовольственными товарами.

В марте 2012 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 291 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении правил осуществления розничной торговли по образцам», расширяющее требования к владельцам интернет-магазинам, а именно:

- обязательном предоставлении покупателю возможности рассчитаться за приобретенный товар с помощью банковской карточки, через кассы банков, мобильного и интернет-банкинга и др.;

- размещение на главной странице сайта интернет-магазина информации о продавце, предусмотренной Законом Республики Беларусь «О Защите прав потребителей» и Правил осуществления розничной торговли по образцам (наименование продавца, местонахождение, режим работы, информацию о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию, месте жительства (если продавец - индивидуальный предприниматель), дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре РБ);

- размещение на сайте интернет-магазина образцов документов, подтверждающих факт приобретения товара и порядок их оформления;

- хранение информации о продаже товаров продавцом в течение двух лет со дня продажи товара.

Регистрацию интернет-магазинов осуществляют городские и районные исполнительные комитеты, местные администрации г.Минска по месту регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя по заявительному принципу.

Мониторинг сайтов интернет-магазинов по вопросам соблюдения требований законодательства, предъявляемых к осуществлению розничной торговли, вправе проводить Министерство торговли, иные контролирующие (надзорные) органы, регистрирующие органы.

Сегодня все универмаги г.Минска и крупные сетевые торговые операторы реализующие различные группы непродовольственных товаров имеют интернет-магазины: ОАО «ГУМ» (www.magazin.gum.by), ТКУП «Универмаг Беларусь» (www.univermagbelarus.by), ООО «Торговый дом «На Немиге» (www/td-nanemige.by), ОАО «ЦУМ Минск» (www.tsum.by),«Электросила», «Умные вещи», «5 элемент», «ОМА», «Связной», «Евросеть», ТД «Лагуна», «Буслiк» и др.

В целом розничная торговая сеть столицы многоформатная, уровень развития инфраструктуры высокий, что позволяет проводить мероприятии мирового значения.
В 2014 году город Минск готовится принять Чемпионат мира по хоккею с шайбой. Ожидается большой приток иностранных туристов. Столичная торговля готова к приему гостей.

Проработана организация питания и торговли в спортивных комплексах и на прилегающих территориях, в местах проживания и в местах массового пребывания участников и гостей Чемпионата.

В спортивных комплексах «Минск-Арена» (15 тыс.) и «Чижовка-Арена» (9 тыс.), предусмотрено торговое обслуживание большого количества зрителей.

В строящемся комплексе в микрорайоне Чижовка реализуется технология и принципиальная схема организации общественного питания, ориентированная на быстрое обслуживание через буфеты и бары, ресторанные группы, системы обслуживания VIP – лож и т.д.

Совершенствуется технология питания и в действующем комплексе «Минск-Арена».



Определены места расположения фан-зон и зон гостеприимства вблизи «Минск-Арены», «Чижовка-Арены», а также на площадках в районе Дворца спорта, Минского ледового дворца по ул. Притыцкого и в Студенческой деревне.

Организации фан-зон и зон гостеприимства будет обеспечена с учетом международного опыта и нацелена на обслуживание большого количества зрителей.

Планируется использование современных крытых тентовых конструкций. Предусмотрено размещение большого количества точек общественного питания, оснащенных современным оборудованием для продажи горячих блюд, рольбарами для реализации пива, холодильными ларями для мороженого, кофемашинами и другим оборудованием.

Режим входа в фан-зоны и зоны гостеприимства будет свободным для всех желающих.

Кроме того, на основных магистралях города в период проведения Чемпионата мира, возле торговых предприятий будут работать сезонные кафе, что расширит зону обслуживания более чем на 20 тыс. мест.



Действующая инфраструктура столичной торговли уже сегодня позволяет организовать торговое обслуживание и обеспечить разнообразным качественным питанием жителей и многочисленных гостей столицы.

Информация подготовлена по материалам ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»