Социально-психологическая безопасность личности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приказ №41 от 03. 04. 2009 положение о социально-психологической... 1 43.23kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 114.79kb.
Соционика, ментология и психология личности” №2/2007 с. 56-69 Шлаина В. 1 310.85kb.
Психологии личности 3 493.54kb.
Кафедра социальной работы 1 161.27kb.
Исследование самоактуализации личности в процессе профессионального... 1 63.29kb.
Представления о справедливости в структуре личности и в культуре... 6 1068kb.
Программа «психологическая и социально-педагогическая виктимология» 1 35.59kb.
Острая реакция на стресс: проявления, варианты течения и виды психологической... 1 24.38kb.
Криминальная психология 1 7.97kb.
Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания... 67 8996.44kb.
Классный руководитель Малова Валентина Николаевна Бочкарёв Артур 1 19.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Социально-психологическая безопасность личности - страница №1/3

На правах рукописи

Зотова Ольга Юрьевна


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Специальность: 19.00.05 – Социальная психология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук


Москва – 2011


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»




Научный консультант:


Зинченко Юрий Петрович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; заведующий кафедрой методологии психологии, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО

«МГУ имени М.В. Ломоносова»


Официальные оппоненты:

Реан Артур Александрович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; профессор кафедры психологии ФГОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»






Марьин Михаил Иванович –

доктор психологических наук, профессор;

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России





Болотова Алла Константиновна

доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой общей и экспериментальной психологии ФГАОУ ВПО «НИУ – ВШЭ»









Ведущая организация:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

Защита состоится 21 октября 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.95 в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 125009, г. Москва, улица Моховая, дом 11, строение 9, аудитория 215 .

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени

М.В. Ломоносова


Автореферат разослан _____ ______________2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Научная актуальность проблемы социально-психологической безопасности личности связана с рядом причин, придающих ей важное теоретическое звучание.

Во-первых, теоретический аспект значимости проблемы определяется актуальностью психологических исследований, направленных на целостное изучение жизни человека при поиске им интегрированных оценок своего бытия в различных проявлениях. В этой связи чрезвычайно важным становится изучение восприятия человеком своего состояния с позиции «опасность-безопасность». Многообразие предлагаемых оснований для рассмотрения психологической безопасности лишь «расширяет» каталог ее разнообразных моделей, условий и возможных факторов безопасности, уводя от «стержневого» понимания проблемы.

Во-вторых, недостаточно изучена психологическая природа различных видов активности личности, направленных на обеспечение своей безопасности. Растет число людей, которые характеризуются деформированностью потребности в социальной безопасности, что приводит к снижению удовлетворенности настоящим и отсутствию уверенности в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки модели и механизмов социально-психологической безопасности личности.

В-третьих, в научном плане, стала очевидной необходимость использования новых теоретических подходов и методов социально-психологического изучения представлений о личности, обусловленная тем, что новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляет повышенные требования к личности в плане активности. Существующие подходы к проблеме психологии безопасности личности, не противореча друг другу, отражают отдельные стороны этого феномена, не интегрируя их в целостную психологическую концепцию.

В-четвертых, актуальность современного обращения к социально-психологическим проблемам безопасности личности определяется также логикой развития психологической науки и необходимостью интеграции достижений общепсихологического и социально-психологического научного знания, исследований в сфере экстремальной психологии и психологии служебной деятельности. Невозможность оградить человека от всех угроз, сложных и напряженных ситуаций, привела к необходимости переосмысления понимания психологической сущности безопасности. Складывающаяся динамика социальных настроений отражает все более нарастающее в обществе ощущение бесперспективности, высокого уровня неопределенности ожиданий.

Внимание к проблемному полю безопасности актуально и в теоретическом отношении. Во-первых, это новая область социально-психологического анализа. Во-вторых, подавляющее большинство работ, имеющихся в социальной психологии, апеллируют преимущественно к интерпретации данного феномена с точки зрения защищенности от опасностей, в то время как возможен и другой характер научной парадигмы – с позиции деятельностного самоутверждения и самореализации.

Несмотря на исследование отечественными и зарубежными авторами феномена безопасности в обществе, современное состояние социально-психологической трактовки восприятия собственной безопасности и формирования представлений о ней дает основания утверждать, что психология безопасности до настоящего времени не стала предметом целенаправленного социально-психологического изучения.

Важность разработки феномена безопасности личности заключается, с одной стороны, в необходимости синтеза знаний относительно особенностей деятельности личности в ситуации нестабильного окружающего мира и субъективного восприятия безопасности личностью; с другой стороны, в разработке моделей и механизмов социально-психологической безопасности личности, а также методов психодиагностического и психосемантического исследования этого феномена.

Обращение к проблеме безопасности личности характерно не только для отечественной, но и для мировой науки, что обусловлено значимостью социально-психологического анализа механизмов формирования социально-психологической безопасности, выработки единой картины феномена безопасности, критериев ее оценки, раскрывающих сущность и содержание структуры безопасности. Для социальной психологии важно понять, каким образом формируются представления о безопасности не только у специалистов, но и у более широкой части общества, напрямую не связанной с ситуациями риска и опасностью. Актуальность изучения социально-психологической безопасности определяется также тем, что понимание сущности феномена безопасности может выступать инструментом построения активных прогнозов на будущее всего общества.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблема социально-психологической безопасности личности с методологических и научно-практических позиций социально-психологической науки разрабатывается впервые, несмотря на то, что в общей и социальной психологии, социологии, философии и акмеологии были созданы предпосылки для исследования этого феномена.

Значительный вклад в становление предметного поля безопасности внесли исследования, рассматривающие различные компоненты психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.В. Абакумова, Л.И. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, С.В. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Ю.П. Зинченко, Т.М. Краснянская, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, А.А. Реан, В.В. Рубцов, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев).

Существенное влияние на становление социально-психологического понимания безопасности оказали работы, в которых осуществлена теоретико-методологическая разработка проблемы безопасности в различных областях науки: социологические исследования безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, В.Н. Кузнецов, П. Штомпка и др.); философско-методологические работы, рассматривающие проблему безопасности в целом (Г.В. Бро, М.Ю. Захаров, В.С. Поликарпов, Н.М. Пожитной, А.И. Субетто и др.); социально-философское осмысление экологической безопасности (Т.С. Дыйканбаев, В.Б. Казаков, И.Б. Мулин, А.М. Муравых, М.М. Удычак и др.); безопасность в контексте устойчивого развития (Е.И. Глушенкова, В.И. Данилов-Данильян, С.И. Дорогунцов, А.В. Ильичев, В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, А.Н. Ральчук, А.Л. Романович, А.Д. Урсул и др.); социально-философский и методологический анализ информационной безопасности (Ю.Ф. Абрамов, Г.А. Атаманов, Н.П. Ващекин, Г.В. Грачев, М.И. Дзлиев, С.В. Марков, Е.Е. Перчук, О.М. Цыденова и др.); теоретические, методологические и прикладные исследования проблем безопасности государства в связи с социальными процессами (М.С. Алешенков, А.В. Гончаренко, И.Ю. Жинкина, В.Н. Иванов, В.Н. Ксенофонтов, А.А. Прохожев, Р.Г. Яновский); исследования военной безопасности (С.С. Антюшин, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, П.И. Чижик, В.Т. Юсов, А.Т. Янаков и др.); философия безопасности (В.С. Поликарпов, Н.Н. Рыбалкин); изучение теоретических и медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности (С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, А.Л. Михайлов, В.В. Руденко, О.Н. Русак, Л.А. Соломин, Л.И. Шершнев и др.); изучение профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля (В.П. Вишневская, М.И. Марьин, И.Б. Лебедев); изучение вопросов безопасности в трудоохранной сфере и формирование трудоохранной культуры (С.В. Белов, А.Ф. Власов, Г.В. Макаров, М.И. Марьин, О.Н. Русак и др.); педагогические аспекты подготовки подрастающего поколения в сфере безопасности жизнедеятельности (Р.И. Айзман, В.В. Марков, Ю.В. Репин, Ю.В. Чеурин и др.); психология безопасности (Ю.П. Зинченко, М.А. Котик); психологическая безопасность в образовании (И.А. Баева); психологическая безопасность в СМИ (Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, О.В. Пристанская); проблемы формирования культуры безопасности как неотъемлемой составляющей современного образования (Б. Вуйтович, А.А. Деркач, Г.Г. Зейналов, В.Н. Мошкин).



Несмотря на многочисленные описания и определения существенных характеристик и проявлений разных аспектов безопасности, отсутствует единое понимание этого понятия, которое связывается с разными детерминантами и факторами. Безопасность, как правило, рассматривается как отсутствие опасности (П.Г. Белов, А.П. Дмитриев, А.Е. Шарихин, Д. Фишер), угроз (В.В. Бирюков, Ю.В. Рождественский); свойство системы (В.Ф. Молчановский); специфическая деятельность (В.Д. Леоничева, Ю.А. Рыжов, П.П. Тимохин); аспект нейтрализации реальных и потенциальных угроз обществу и государству (В.Н. Иванов); в плане снижения риска, которое может быть достигнуто за счет устранения опасностей и уменьшения числа слабых мест (С. Огата, А.Ю. Стрижов, А. Сен); как обеспечение благоприятных условий для развития России, защиты жизненно важных национальных интересов общества и государства, достижения национальных целей (П.П. Тимохин); совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, благоприятные условия для развития (М.В. Александров, Г.М. Сергеев).

При изучении социально-психологической безопасности личности были использованы достижения: социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); межличностного восприятия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Барабанщиков, В.А. Лабунская); изучения обыденного сознания в рамках психосемантического подхода (Дж. Келли, Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев); исследований в области обыденного восприятия и социальной перцепции (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Т.Ю. Базаров, Д. Бем, А.А. Бодалев, К. Дейвис, Э. Джонс, Г. Келли, Дж. Келли, М. Лернер, Т.Г. Стефаненко, Е.В. Улыбина, Е. Уолстер, Ф. Хайдер); изучения психосемантических особенностей стереотипов обыденного сознания (Л.А. Нистратова, В.Ф. Петренко, В.С. Собкина, Е.В. Улыбина, А.Г. Шмелев); представлений о структурных свойствах образа мира (Е.Ю. Артемьева, К. Леви-Строс, В.Ф. Петренко, Н.В. Чудова, А.Г. Шмелев); проблем неадаптивной активности в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Ш. Тхостов, Э. Эриксон); деятельностной трактовки переживания (Ф.Е. Василюк); деятельностно-смыслового подхода (Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед–Эминов, Н.Н. Нечаев); концепции социогенеза личности (А.Г. Асмолов); концепции временной компетентности личности (А.К. Болотова); теории динамических смысловых систем (Д.А. Леонтьев). В процессе анализа учитывались: семантические особенности психических состояний (А.Н. Занковский, В.Ф. Петренко, А.О. Прохоров); особенности безопасности как условия возникновения доверия (Э. Гидденс, П. Коллок, Т.П. Скрипкина, Т. Ямагиши); разработки совладания как социально-психологической проблемы (Е.П. Белинская, Р. Лазарус, А.В. Либина, Р. Моуз, А.А. Налчаджян, С. Фолкман); исследования представлений как формы познания социальной действительности и анализа социальных явлений (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич); исследования влияния социальной нестабильности на поведение и психологию человека (А.К. Болотова, Е.П. Крупник, Б.А. Сосновский, Э.Д. Телегина и др.); трактовки субъектно-деятельностного подхода о предметно-преобразующей активности личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.А. Головей, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); понимание деятельности как целенаправленной многоступенчатой активности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); представлений о неадаптивной природе человеческой деятельности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.М. Попов); дифференциально-психологического подхода к исследованию личности (М.С. Егорова, А.В. Либин). Несмотря на обращение в психологической науке к разработке различных моделей (Дж. Аткинсон, М.С. Гусельцева, В.А. Лефевр, Б.Ф. Ломов, Н.А. Лызь, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.А. Петровский, А.А. Реан, В.С. Соловьев), модель социально-психологической безопасности личности в литературе не представлена.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной научной проблемы в целом определили выбор темы исследования.



Научная проблема исследования заключается в обосновании совокупности концептуальных положений социально-психологической безопасности личности, основанных на ее предметно-преобразующей активности в парадигме самоутверждения и самореализации, что позволило выявить психологическую сущность, определить критерии и индикаторы, выделить типы, разработать механизмы, модель и определить пути оптимизации социально-психологической безопасности.

Объектом исследования выступает социально-психологическая безопасность личности.

Предмет исследования: психологическая сущность, содержание, модель, механизмы формирования и направления оптимизации социально-психологической безопасности различных типов личности.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-эмпирического исследования обосновать и апробировать концепцию, модель и механизмы формирования социально-психологической безопасности личности.

Реализация цели теоретико-эмпирического исследования предполагает постановку и решение следующих задач:



  1. Теоретический анализ истории и современного состояния проблемы психологии безопасности личности в контексте достижений ряда смежных наук.

  2. Определение теоретико-методологических источников, основных положений, направлений и принципов исследования социально-психологической проблематики безопасности.

  3. Обоснование сущности, структуры и содержания категории социально-психологической безопасности личности.

  4. Разработка программы и процедуры эмпирического исследования социально-психологической безопасности личности; обоснование и апробирование методического аппарата и способов статистической обработки данных, необходимых для верификации выдвинутых гипотез.

  5. Создание типологии, исследование особенностей восприятия и поведения личности, соотношения ценностей, доверия к себе и к миру в различных состояниях социально-психологической безопасности.

  6. Разработка модели, обоснование механизмов и направлений оптимизации социально-психологической безопасности личности.

Гипотезы исследования:

  1. Безопасность личности имеет социально-психологический характер, поскольку она функционирует и проявляется в системе социальных отношений личности, в области межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, формируя целостное системное образование – социально-психологическую безопасность личности.

  2. Социально-психологическая безопасность личности представляет собой потребностно-мотивационное, оценочное и коммуникативное образование, которое направляет, организует, ориентирует поведение человека на определенные цели и актуализирует когнитивную работу с поступающей информацией.

  3. Социальное восприятие выступает системообразующим фактором и интегральным результатом образа динамического взаимодействия человека с миром, опосредованным механизмами категоризации мира при помощи бинарной оппозиции (опасный-безопасный), ассимилятивной и контрастной проекции, смыслообразования, определяющими социально-психологическую безопасность личности.

  4. Каждому типу личности присуща своя структура социально-психологической безопасности, достижение которой может быть оптимизировано в ходе социально-психологического тренинга.

Методы исследования. Для реализации цели и решения поставленных задач использован комплекс научных методов, включая констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании использованы теоретические методы: моделирования, анализа, синтеза, сравнения и эмпирические методы: анкетирование, тестирование, ассоциативный эксперимент, метод личностного семантического дифференциала (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев), метод множественной идентификации (В.Ф. Петренко), метод раздельного анализа коннотативных и денотативных шкал семантического дифференциала, метод субъективного шкалирования, метод построения субъективных семантических пространств, метод контент-анализа сочинений.

В эмпирической части исследования использовались методики: «Семантический дифференциал» (в модификации Д. Пибоди, А.Г. Шмелева); методика субъективного шкалирования (А.О. Прохоров); методика ассоциаций; методика «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» (Т.П. Скрипкина); методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. В процессе исследования разработана авторская процедура – опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности». Статистическая обработка осуществлялась с использованием процедур кластерного, факторного, корреляционного анализа с использованием статистических систем SPSS 11.5 for Windows и Statistika 6.0.

Этапы исследования

В исследовании приняли участие рабочие г. Екатеринбурга и Свердловской области, сотрудники МВД, медицинские работники, ИТР, педагоги, предприниматели, работники СМИ, менеджеры коммерческих организаций, студенты, продавцы, работники банков. Общее число респондентов составило 1217 человек.

Эмпирическое исследование проводилось в течение восьми лет и включало несколько этапов.

На первом этапе (2003-2006 гг.) изучалась научная литература; систематизировались существующие подходы и теории; определялись исходные позиции и уточнялись концептуальные положения исследования; формулировались гипотезы, диагностический и понятийный аппарат.

На втором этапе (2007-2008 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования, конкретизировался и апробировался психодиагностический инструментарий, проводилось пилотажное исследование обыденных представлений о безопасности; уточнялась модель, программа, этапы исследования, их структура и содержание. Результаты и выводы данного этапа отражены в соответствующих публикациях.



На третьем этапе (2009 г.) организовано и реализовано эмпирическое исследование социально-психологической безопасности; осуществлена качественная и количественная обработка, систематизация и анализ полученных данных; разработаны пути оптимизации социально-психологической безопасности; сформулированы основные обобщения и выводы.

На четвертом этапе (2010 г) материалы предыдущих этапов эмпирических исследований обобщены и послужили основанием для разработки и апробации «Тренинга социально-психологической безопасности личности». На основе обобщенного теоретико-методологического и эмпирического анализов разрабатывались учебные планы, программы обучения, учебные пособия.



Научная новизна исследования.

  1. Исследование проблемы психологической безопасности личности осуществлено на основе системного рассмотрения, подразумевающего, что безопасность личности, группы и социума тесно взаимосвязаны как содержательно, так и функционально. Показано, что имеющиеся социально-психологические подходы к безопасности рассматривают социально-психологическую безопасность в парадигмах защищенности. Исследована безопасность личности как феномен, основанный на предметно-преобразующей активности личности в парадигме самоутверждения и самореализации.

  2. Впервые в отечественной социальной психологии разработана концепция социально-психологической безопасности личности, дающая целостное представление о ее сущности и механизмах. Раскрыта структура социально-психологической безопасности личности, как совокупность когнитивного, поведенческого, смыслового, коммуникативного, мотивационно-потребностного, ценностного и мотивационно-оценочного компонентов.

  3. Показано, что в обыденном сознании существует четыре различных представления о безопасности: как состояние; как восприятие собственной защищенности; как потребность в безопасности и как гармоничные межличностные отношения, основанные на доверии. Выявленные представления позволили выделить критерии (индикаторы) безопасности личности: когнитивный (полнота и точность отображения социально-психологических характеристик окружающего мира; в структуре факторов семантического пространства субъективная близость образов «Я» с образом «Я в безопасности», позитивное оценивание по шкалам «Большой Пятерки» субъективной реальности); мотивационно-оценочный (единство переживания субъектом состояния социально-психологической безопасности в совокупности с ситуацией жизнедеятельности); мотивационно-потребностный (высокий уровень удовлетворенности потребности в безопасности); ценностный (расширенный диапазон ценностей, уменьшение отвергаемых и нейтральных ценностей; уравновешенность индивидуальных и групповых ценностей) и коммуникативный (высокий уровень доверия к себе).

  4. На основании различий восприятия и оценки социально-психологической безопасности личности выделено четыре типа респондентов: властно-компенсаторный, приспосабливающийся, автономный и исследовательский:

- властно-компенсаторный тип характеризуется защитным поведением, позволяющим создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе; воспринимать себя исключительно в безопасности, идеализируя образ «Я в безопасности»; содержательно-смысловое наполнение понятия «безопасность» – деньги;

- приспосабливающийся тип отличается стремлением совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, более ясного понимания оцениваемого, тесной взаимосвязи опасности и безопасности, в результате чего снижается чувство безопасности, а содержательно-смысловое наполнение понятия «безопасность» подразумевает доброжелательную атмосферу и жалостливое отношение;

- у автономного типа восприятие и оценка людьми самих себя происходит на основе интерпретации значения собственных действий; состояние безопасности проявляется в спокойствии, удовольствии, счастье и радости; опасность – как одиночество, страх, ужас, обида, ярость; а смысловое содержание проявляется в доверии с доминированием ценностей индивидуализации, направленности на личностный рост, что способствует адекватному восприятию образа «Я» и окружающего мира.

- у исследовательского типа выявлено стремление к опасности, к новизне физического и социального окружения, к острым ощущениям, к риску, к осуществлению постоянной «пробы себя», к бегству от безопасности, отмечена готовность терпеть информационную неопределенность; а содержательно-смысловое наполнение понятия «безопасность» – тоска.

5. На основании теоретико-эмпирического материала разработана модель социально-психологической безопасности, включающая, с одной стороны, изучение социально-психологической безопасности с позиции активности человека как субъекта обеспечения собственной безопасности, с другой – опору на субъективное понимание и восприятие безопасности личностью, и с третьей – системную взаимосвязь личности, группы и социума.

6. Выделены механизмы социально-психологической безопасности личности:

- механизм категоризации мира при помощи бинарной оппозиции «опасный-безопасный», которая обеспечивает человека личностно значимой картиной мира, в чем проявляется ее принципиальная единичность и уникальность;

- механизм ассимилятивной и контрастной проекции проявляющийся в «пристрастном» восприятии и приписывании образу «Я» положительного или отрицательного знака в состоянии безопасности/опасности под влиянием степени удовлетворенности базовой потребности в безопасности, личностных ценностей, уровня доверия к себе и к миру;

- механизм смыслообразования безопасности способствующий выделению наиболее значимого ключевого элемента для субъекта, что детерминирует актуализацию определенного состояния и может иметь разный смысл и различное эмоциональное значение.



7. Разработан авторский тренинг, способствующий практическому применению концепции социально-психологической безопасности личности в повседневной жизни, в межличностных отношениях и профессиональной деятельности. Результаты предложенного тренинга социально-психологической безопасности свидетельствуют о его важности и необходимости для предотвращения негативных тенденций в обществе.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанная совокупность концептуальных положений и выводов, основанных на предметно-преобразующей активности личности в парадигме самоутверждения и самореализации, позволила решить крупную научную проблему социально-психологической безопасности личности; определить критерии и индикаторы; выделить типы; разработать механизмы, модель и определить пути оптимизации социально-психологической безопасности, что вносит существенный вклад в развитие социальной психологии и психологии безопасности личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты работы в решении конкретных прикладных задач в области изучения и прогнозирования социальных процессов, в области рекламы, воспитания, психокоррекционной работы и политики.

Разработанные концепция, модель и механизмы социально-психологической безопасности личности могут быть использованы в решении прикладных проблем политической психологии, при работе с общественным мнением, при подготовке обоснований тех или иных изменений, при работе с имиджем и пр. Отдельные результаты исследований могут быть применены в области психологии рекламы, при определении конкретных параметров образов, оказывающих необходимое влияние на потенциальных потребителей.

Разработанная система критериев, индикаторов и методических средств позволяет осуществлять диагностику восприятия и уровня социально-психологической безопасности личности в трудовых коллективах.

Результаты исследования нашли применение при изучении когнитивных и мотивационных оснований повышения эффективности антитеррористических мероприятий в научно-исследовательских (и образовательных) проектах в области безопасности и противодействия терроризму: «Социально-психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий» (2005-2006 гг.); «Психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий в изменяющейся России» (2006-2008 гг.). Исследование социально-психологической безопасности выступило содержательным компонентом научно-исследовательских (и образовательных) проектов «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области психологии» (2009 г.); «Методологические проблемы применения современных информационных технологий в области психологии безопасности» (2010 г.).

Результаты исследования имеют практическое значение для определения стратегии и методов психокоррекционной работы практических психологов, психотерапевтов в различных сферах консультирования и оказания психологической помощи населению.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в системе высшего и дополнительного образования. Результаты диссертационного исследования вошли в лекционные курсы «Социальная психология», «Психология личности», «Юридическая психология», спецкурс «Психология безопасности личности», читаемые автором на факультете социальной психологии Гуманитарного университета г. Екатеринбурга.



Положения, выносимые на защиту.

  1. Социально-психологическая безопасность личности является самостоятельной областью в социальной психологии, содержащей научный потенциал различных предметных зон безопасности (безопасности личности, безопасности группы, безопасности социума), которая детерминирована восприятием себя в безопасности/опасности каждой конкретной личностью и выступает как критерий оценки действительности не только мира, но и самого себя; социально-психологическая безопасность рассматривается в парадигмах защищенности, в то время как безопасность личности – феномен, основанный на ее предметно-преобразующей активности, требующей целостного рассмотрения с опорой на деятельностный, субъектный и системный подходы.

  2. Социально-психологическая безопасность является неотъемлемым свойством социальной системы, состоящим в способности к ее обеспечению на основе осознанной, целенаправленной деятельности личности в процессе самоутверждения и самореализации; она регулирует социальное поведение людей, активизирует смыслоориентированную деятельность человека, определяет особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, взаимосвязана с ценностями и феноменом доверия к себе и миру.

  3. Социально-психологической безопасности личности присущи специфические принципы (самоутверждения, иерархичности, познания), закономерности (рост могущества людей над природой увеличивает угрозу человечеству; дифференциация и усложнение организации общества расширяет спектр социальных опасностей; социальные угрозы модифицируются с развитием общества; недооценка или игнорирование проблем безопасности ведет к падению жизнеспособности и даже гибели отдельных субъектов и групп) и механизмы (категоризации, определяющей образы мира при помощи бинарной оппозиции «опасный-безопасный»; ассимилятивной и контрастной проекции, проявляющейся в «пристрастном» восприятии и приписывании образу «Я» положительного или отрицательного знака в состоянии безопасности/опасности; смыслообразования, способствующего выделению наиболее значимого ключевого элемента смысла безопасности для субъекта) ее формирования.

  4. Выделены типы личности на основании различий при восприятии и оценке социально-психологической безопасности: приспосабливающийся (близость позиции «Я» с позициями «Я в безопасности» и «Я в опасности»); автономный (близость позиций «Я» и «Я в безопасности», при сближении позиций «Я» и «Я в опасности»); властно-компенсаторный (близость позиций «Я» и «Я в безопасности» при обособлении позиции «Я в опасности») и исследовательский (близость позиций «Я» и «Я в опасности» при обособлении позиции «Я в безопасности»).

  5. Разработана модель социально-психологической безопасности, включающая следующие компоненты: субъективного восприятия безопасности личностью (когнитивная сфера), самого человека как субъекта обеспечения собственной безопасности (мотивационно-потребностная, мотивационно-оценочная, ценностная и содержательно-смысловая сферы) и системной взаимосвязи личности, группы и социума (коммуникативная сфера).

  6. Предложенные средства оптимизации социально-психологической безопасности, основным из которых выступает тренинг безопасности, способствуют практическому применению концепции социально-психологической безопасности личности в повседневной жизни, в межличностных отношениях и профессиональной деятельности.

Надежность и достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены за счет исходных научно-методологических принципов; использования апробированного инструментария; большого объема выборки; комплексного использования различных методов организации и проведения исследования, сбора данных, многоуровневой обработки и интерпретации результатов; использованием адекватных методов обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на VII Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета «Информационная эпоха: Мир-Россия-Урал» (Екатеринбург, 2004); на VIII Международной научно-практической конференции «Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России» (Екатеринбург, 2005); XI Научно-практической конференции «Современная Россия: путь к миру, путь к себе» (Екатеринбург, 2008); IХ Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» 8-9 июня 2009 г. (Москва); Всероссийской научной конференции «Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир-Россия-Урал» 8-9 апреля 2010 г. (Екатеринбург; Международном симпозиуме «Психология безопасности в современном мире» 22 апреля 2010 г. (Екатеринбург); Х  Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Инновационная стратегия развития социального образования» 3-4 июня 2010 г. (Москва); IV Международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму 11-13 октября 2010 г. (Москва); Х Международном социальном конгрессе «Россия и современный мир: социальные вызовы и стратегия инновационного социального развития» 25-26 ноября 2010 г (Москва); на экспертном совете «Технологии корпоративной безопасности» 16 декабря 2010 года.

Результаты исследования внедрены в научно-исследовательские (и образовательные) проекты в области безопасности и противодействия терроризму: «Социально-психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий» (2005-2006 гг.); «Психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий в изменяющейся России» (2006-2008 гг.); «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области психологии» (2009 г.); «Методологические проблемы применения современных информационных технологий в области психологии безопасности» (2010 г.).

Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии и кафедры управления персоналом факультета социальной психологии Гуманитарного Университета (г. Екатеринбург).

Полученные результаты исследования позволили разработать, апробировать и внедрить в деятельность ряда организаций тренинг развития социально-психологической безопасности личности.

Материалы диссертационного исследования использовались в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Гуманитарного Университета в рамках курсов «Юридическая психология», «Социальная психология», «Психология личности», спецкурса «Психология безопасности личности».

Данные исследований легли в основу создания программы дополнительного образования «Психология корпоративной безопасности».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; четырех глав; заключения; списка использованной литературы; приложений, содержащих материалы научных исследований и результаты статистической обработки эмпирических данных.

Основной текст диссертации – 518 страниц, включая 43 таблицы и 60 рисунков. Приложения занимают 133 страницы. Указатель литературы включает 515 источников, в том числе 478 отечественных и 37 иностранных.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его теоретико-методологические основы; раскрываются цели и задачи, объект, предмет, методы исследования; аргументируется научная новизна, практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту; предоставляются данные об апробации результатов исследования и его структуре.

В первой главе «Методологические и теоретические основы социально-психологической безопасности личности» представлен анализ исследований по проблеме безопасности. Безопасность рассматривается как система, описывается целостность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность феномена; раскрывается структура социально-психологической безопасности.

В первом параграфе «Социально-психологическая безопасность личности: междисциплинарный подход» рассматривается понятие безопасности во взаимосвязи личностных, индивидуальных и социальных аспектов его содержания. Показано, что формирование социально-психологической безопасности в современных условиях во многом происходит благодаря развитию социально-психологического знания, а также междисциплинарного подхода в современной науке, объединяющего научные проблемы из разных дисциплин, создавая тем самым новый тип границ в пространстве научных парадигм.

Теоретический анализ междисциплинарных оснований феномена безопасности в отечественной психологии показал существование нескольких подходов, интерпретирующих данное понятие с различных точек зрения: 1) интерпретация безопасности на природно-психическом уровне человека (адекватность отражения и отношения к миру, защищенность психики, адаптивность функционирования, защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека); 2) интерпретация безопасности на личностном уровне (удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, возможность достижения жизненных целей, защищенность интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь); 3) безопасность в плане профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов; 4) безопасность как культура, т.е. превращение вынужденного процесса существования в экстремальных условиях в полноценную, достойную человека жизнь.

Анализ научных исследований в сфере безопасности (И.В. Абакумова, Л.И. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, С.В. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Т.М. Краснянская, H.A. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, А.А. Реан, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев) показал, что понимание сущности безопасности производно от представлений о человеке. Критерии безопасности трактуются, исходя из тех структур, с которыми психологи идентифицируют человека. В подавляющем большинстве представлений о безопасности в качестве ее критерия подразумевается целостность физической структуры человека, соответствующая нормам стабильного функционирования организма. В современном мире потребность в безопасности, в комплексной реализации мер по ее осуществлению становится одним из главных приоритетов. Обоснована актуальность междисциплинарных оснований исследования феномена социально-психологической безопасности, потребность в создании общей социально-психологической теории безопасности, которая бы учитывала и раскрывала многоуровневость рассматриваемого феномена социально-психологической безопасности.

Во втором параграфе «Теоретико-методологические основания социально-психологической безопасности личности» социально-психологическая безопасность описывается как развивающаяся система с позиций следующих методологических подходов: системного, субъектного и деятельностного, которые раскрывают социально-психологическую безопасность в единстве устойчивости и динамичности и позволяют изучать данное явление как процесс и продукт деятельности. Системный подход к решению проблемы социально-психологической безопасности личности рассматривается в неразрывной связи с самой личностью как субъектом жизнедеятельности; субъектный: личность в состоянии социально-психологической безопасности – человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом, природой, Вселенной, регулирующий свой потенциал, мотивационную сферу, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы ценностной и смысловой регуляции жизнедеятельности; дятельностный: безопасность – не только продукт, но процесс и условие деятельности, одна из важнейших целей людей, общества и государства.

Теоретическими основами исследования выступают положения, разработанные в психологической науке о жизненном пути личности и субъективной картине жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, Ш. Бюллер, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В.В. Нуркова, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция смысловой структуры сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), развивающаяся в трудах Е.Ю. Артемьевой, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, В.Ф. Петренко, В.В. Столина и др., а также взаимосвязанный с этим принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира.

На основании исследований в области обыденного восприятия и социальной перцепции и анализа работ, рассматривающих проблему неадаптивной активности в развитии личности, можно рассматривать социально-психологическую безопасность как выполняющую две основные функции в окружающем мире: функцию адаптации через упрощение воспринимаемой картины мира, создания своеобразных стереотипов и функцию дезадаптации, создавая условия для выхода за пределы адаптивного поведения, преодоления сложившихся в социуме форм приспособления. Соединение двух функций, их единство, создает баланс определенности и противоречивости, что позволяет сохранить и создать комфортный, безопасный мир.

В третьем параграфе «Генезис и структура социально-психологической безопасности личности» показано, что сложность и комплексность проблемы безопасности обусловливается, с одной стороны, разнообразием смысловых содержаний понятия безопасность, с другой – интегральностью феномена личности, отражающейся в многообразии ракурсов ее рассмотрения.

Структура социально-психологической безопасности личности рассматривается как совокупность следующих компонентов: когнитивный, поведенческий, смысловой, коммуникативный, мотивационно-потребностный, ценностный, мотивационно-оценочный, которые дают основание полагать, что отношения, представленные совокупностью личностных свойств и проявляющиеся во взаимосвязях человека с объективной реальностью, являются теми условиями, которые обеспечивают определенный уровень жизнедеятельности человека (в том числе, его социальную активность) и определяют внутренние ощущения, особенности субъективного восприятия и оценки состояния социально-психологической безопасности личности.

Когнитивный компонент включает в себя гармоничный характер отношений, рассматриваемых как согласие, договор, мирное событие или согласованность мнений, суждений как самого субъекта относительно своих отношений с другими, так и тех, с кем он вступает в отношения. В параграфе отмечено, что социальное восприятие выступает основным параметром, интегральным результатом динамического взаимодействия человека с миром, определяющим безопасность личности.

Смысловой компонент отражает разный смысл и различное эмоциональное значение понятия безопасности: символ силы и власти или защищенность и тактичность. Это несовпадение задает динамическое напряжение, определяющее развитие системы психики, при этом единого универсального смысла при таком подходе быть не может.

Мотивационно-оценочный компонент служит основанием для преобразования психологических свойств и психических процессов, а также организации психологической структуры личности, необходимой для эффективного функционирования субъекта.

Коммуникативный компонент включает доверие, так как в каждом действии, совершаемом по отношению к субъекту или объекту, всегда присутствует определенная мера доверия тому, что он является безопасным.

Ядро мотивационно-потребностного компонента составляет потребность в безопасности, которая имеет объективный характер, реализуется не только на индивидуальном, но и на коллективном (групповом) и общественном уровнях. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку в различных ситуациях нас подстерегают самые разные опасности.

Ценностный компонент выступает основанием для оценки человеком окружающих его социальных ситуаций, а, следовательно, является основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира.

Выделение в структуре социально-психологической безопасности данных компонентов позволило охватить многообразие и многоаспектность исследуемого понятия, дать его сущностное определение. Социально-психологическая безопасность представляет собой состояние, при котором у личности удовлетворены базовые потребности в самосохранении и восприятии собственной психологической защищенности в социуме.

Во второй главе «Психология безопасности в современном мире» исследуются актуальные проблемы психологии безопасности личности в рамках основных направлений социальной психологии.

В первом параграфе «Деятельностные основания безопасности личности» обосновывается, что категория деятельности для рассмотрения оснований социально-психологической безопасности является одной из основных, она является отправной точкой формирования личности и общества и лежит в основе жизни человека, тем самым тесно переплетаясь с психологией безопасности как одной из главнейших целей и неотъемлемой слагаемой деятельности людей, общества и государства.

Процесс формирования социально-психологической безопасности детерминируется уровнем субъектности личности (осуществляемыми перцептивными и мыслительными операциями, индивидуально-типологическими особенностями, мотивационно-ценностной сферой), субъект-субъектными отношениями.

Социально-психологическую безопасность можно представить как референтную ось, определяющую когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую личности. Безопасность способствует формированию у каждого человека собственной системы взглядов, мнений и установок. Человек познает мир на основе собственных представлений и понятий о безопасности, подвергая их экспериментальной проверке, рискует, опираясь на них. Сверяясь со своими представлениями о безопасности, человек живет, предугадывая события, строит свое поведение, оценивает результаты своих действий, корректирует способы интерпретации окружающего мира.

Проведенное теоретическое исследование показывает, что человек реагирует не на саму безопасность или опасность, а на то, что он воспринимает как безопасное или опасное. Безопасность – подвижная система, при помощи которой человек переходит от одной ситуации к другой, а социально-психологическая безопасность представлена активностью человека как субъекта обеспечения собственной безопасности. Обеспечение безопасности, в свою очередь, есть процесс создания благоприятных условий деятельности, реализации свободы субъекта как способности контролировать условия собственного существования.

При этом исходной, базовой категорией в поиске новых средств и методов исследования проблем безопасности является социальная система. В основе жизнедеятельности социальных систем лежит принцип необходимости обеспечения собственной безопасности – принцип, раскрывающий антиэнтропийную природу социальных систем и непосредственно связанный с потребностями системы и ее элементов в выживании и прогрессивном развитии. В современных условиях усиливается зависимость безопасности социальной системы от компетентности отдельного человека как субъекта деятельности и эффективности обеспечения собственной безопасности.
следующая страница >>