Социально-культурная функция науки в эпоху нтр - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Социально-культурная функция науки в эпоху нтр - страница №1/1

Барвинский А.А.

кандидат исторических наук, доцент

Сумского государственного университета

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ В ЭПОХУ НТР

Максима современного технократического века гласит: «Все должно быть научным и научно обоснованным и научно проверенным». Но следует ли из такого высокого статуса науки ее легальная экспансия во все сферы человеческой жизни или же, напротив, это обязывает ее нести ответственность за все ущербные процессы существования человечества? Вопрос открытый. Ясно одно: как социокультурный феномен наука всегда опиралась и опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Таким образом, познавательная деятельность, так или иначе, вплетена в бытие культуры.

Современную науку называют Большой наукой, располагающей определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. В конце XX века численность ученых в мире достигла свыше 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сотен тысяч научных журналов. Наше время характеризуют как эру науки, открывающей новые источники энергии и информационные технологии. Возрастают тенденции интернационализации науки, которая становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, наукометрия, философия науки, но и социология, психология, история.

После развала Советского Союза Украине достался мощный научный потенциал. Например, по численности научных работников она находится на одном уровне с такими странами как Германия, Англия и Франция. Всего в научных организациях Украины работает около 600 тысяч сотрудников, среди которых около 7 тысяч - докторов и около 70 тысяч - кандидатов наук.

Относительно структуры науки как социального института можно сказать, что на сегодняшний день существует три типа научных учреждений

Во-первых, это научные учреждения, занимающиеся разработкой фундаментальных проблем в основных областях естественных и общественных наук. К ним относятся в первую очередь академические научные институты, в которых занята сравнительно небольшая по количеству, но наиболее квалифицированная часть ученых.

Во-вторых, значительная часть научных сил сконцентрирована в так называемых отраслевых научно-исследовательских институтах: технических, медицинских, сельскохозяйственных и т.д., а также в заводских институтах и лабораториях. Эти научные учреждения призваны решать конкретные задачи технического прогресса, перебрасывать мосты от «чистого» естествознания к производству.

В-третьих, большая часть ученых сконцентрирована в университетах и других учебных


заведениях, где разработка фундаментальных и прикладных задач науки связана с подготовкой
инженеров, врачей, учителей, агрономов.

Необходимо подчеркнуть, что широкий спектр расстановки научного потенциала по всему кругу научных организаций и направлений исследований не очень способствует концентрации и интеграции его использования на важнейших новых направлениях. Но, несмотря на негативы, галько этот потенциал является одним из основных капиталов, опираясь на который можно создать и развить экономику нового типа, а значит поднять социально-экономический уровень страны до мировых стандартов.

Размах изменений и масштабы возможностей, которые открывает современная

интеллектуальная революция, определяют направленность вектора цивилизационного развития на построение общества, основанного на знаниях. И хотя нет достаточно аргументированной теории, которая бы пояснила всесторонние аспекты нового исторического феномена, все больше стран стремятся выработать политические стратегии своего инновационного развития. Главными направлениями данной стратегии является финансирование науки и оплата труда ученых.

Абсолютный же рекорд падения демонстрируют стоматология, челюстная хирургия и офтальмология - 0,008%. То есть в переводе с языка цифр на язык слов наши исследования на эти темы напрочь не знают и не признают.

Культурная функция науки не сводима только к оценке результатов научной деятельности,


которые составляют научный потенциал культуры. Данная функция обнаруживает себя и как
процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности, что очень важно в условиях
становления украинской государственности. Чтобы "наука смогла реализовать эту функцию,
государство должно в течение многих лет проводить целенаправленную научную политику. В
этом плане обнадеживающе выступают намерения руководителей страны создать в Украине свою
Силиконовую долину.