Социально-гуманитарное познание важнейшая компонента системы высшего образования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Публичный доклад му амгинское муниципальное управление образования 6 1665.67kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 43.98kb.
Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным... 2 461.6kb.
Обеспечение качества высшего образования в России на основе рейтинговой... 1 43.75kb.
Французские участники VII международной научно-практической конференции... 1 12.53kb.
Исследовательская работа Развитие фабрично-заводской системы образования... 1 334.48kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 174.44kb.
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома... 1 225.13kb.
С. Репин, начальник Главного Управления образования администрации... 1 86.17kb.
Программа «развитие образования в московской области на период 2006-2010 гг. 2 1062.68kb.
Ивушкина Н. Ю., Меркулова О. П. Психологические аспекты обеспечения... 1 240.24kb.
Автобиография Духовно Неправильного Мистика 10 3576.87kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Социально-гуманитарное познание важнейшая компонента системы высшего образования - страница №1/1

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ксенофонтов В. А., Нижнева-Ксенофонтова Н.Л.

В современных условиях социально-гуманитарное познание является важнейшей составной частью системы высшего образования. А качество обучения – это важнейшая компонента инновационного общества [9, с. 3].

Как отмечает Е.И. Пассов в социально-гуманитарном познании выделяются следующие основные особенности.

1. В самом широком смысле объект социального познания – сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Другими словами – это «мир человека» как созидателя культуры, целесообразная деятельность людей.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на отношения и процессы, т.е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, противоречий, причин этого развития. Главное здесь – динамика, а не статика социальных явлений.

3. Акцент познания на индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного.

В гуманитарной сфере (как и в природе) существуют объективные законы, их выявление и использование – важнейшая задача социального познания. Однако это «неточные» законы, «законы – тенденции», которые довольно сложно извлечь, ввиду исключительной сложности внутреннего мира человека, его духовной среды. Отсюда – трудности обобщения, генерализации в этой сфере.

4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. От присутствия субъекта в предмете социального познания отвлечься нельзя. Поэтому главная задача этой формы познания – познать чужое «Я» как субъективно-деятельное начало.

5. Социально-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. Гуманитарное познание и призвано выявить и обосновать смысл существующего.

6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами. В гуманитарных науках они входят в само содержание знания в отличие от естественных.

Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от несущественного. Эти ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности.

7. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания, его текстовая природа. Необходимо иметь в виду, что социокультурные явления нельзя полностью формализовать, втиснуть в жесткие рамки формальных знаковых систем.

8. Определяющую роль в социальном познании играет диалог, который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики.

9. Особо важное значение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика.

10. Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации знания и т.п. [12, с. 43].

В современных условиях модернизации белорусского общества «в рамках стратегии перехода от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу, или обществу, основанному на знании» [7, с. 38] подчеркнем, что гуманитарная наука является «наукой особого назначения» [10, 11], именно она формирует духовный облик человека и социума, позволяет каждому индивиду рационально осмыслить место и роль в системе национальной и глобальной безопасности. Следовательно «неизмеримо возрастает значение образования, новых возможностей и технологий его получения применительно к духовно-культурной сфере» [7, с. 38].

Разделяем позицию профессора Александра Ковалени, что «одним из важных показателей цивилизованности общества является его внимание к развитию гуманитарных наук и культуры» [5, с. 58]. Еще в прошлом столетии западные социологи отмечали, что «XXI столетие будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет» [5, с. 58]. Кроме того, «без гуманистического взгляда на социально-общественное развитие, без научного гуманитарного знания мы как бы смотрим в кривое зеркало действительности» [5, с. 61].

С нашей точки зрения, развитие гуманитарного знания является важнейшим условием сохранения социальной безопасности, преумножения интеллектуального и духовного потенциала белорусского общества, укрепления в нем духа патриотизма.

Только концептуально напомним о роли конкретных наук в системе гуманитарного знания.

Определяющую роль в социальном познании играет рациональная философия. Научная философия (прежде всего материалистическая диалектика) осуществляет глубинный анализ проблемы истины (ведущей проблемы философии познания), разрабатывает рекомендации по постижению объективно-истинного знания, определяет основные этапы развития научного познания, средства исследования и т.д. [4, с. 49]. Методологическая функция научной философии заключается и в определении основных этапов постижения истины, научного познания в целом, и соответствующих этим этапам форм развития знания.

Научная философия занимается определением и методологии научно-исследовательской деятельности конкретной науки, системных элементов этой методологии.

Одновременно философия сама по себе выступает как всеобщий метод, формулируя собственные требования к научному исследованию в виде соответствующих принципов.

Стоит отметить целостную концептуально оформленную философскую систему как всеобщий метод, методологию науки – материалистическую диалектику, включающую такие элементы, как системы законов, категорий и принципов. Сила ее заключается в том, что она является отражением законов и противоречий объективной действительности, ее логики развития [4, с. 49].

Значимость социально-философского знания определяется не только тем, что оно способствует воспитанию гражданина и формирует его социально-политическое сознание (а это сегодня является ключевым для системы образования еще молодого белорусского государства и общества), но и тем, что оно является базой мировоззренческой и методологической культуры обучающихся.

Особая ценность философии в том, что она учит людей мыслить. «Не «соображать» и «подсчитывать», а именно мыслить. Не штампами, не по алгоритму, как компьютер, а через понимание процессов и явлений, выстраивание собственного отношения к ним как гражданина своей страны, наследника и носителя национальной культуры» [11, с. 7].

Необходимой частью социализации личности будущего специалиста и формирования ее высокой политической культуры является социально-политическое образование. Знание политологии и социологии позволяет любому образованному гражданину адекватно ориентироваться в различных областях политической и общественной жизни.

Изучение курса политологии направлено на формирование у обучающихся патриотизма, уважения к конституционному строю Республики Беларусь, политическим и правовым нормам, воспитание уважения и преданности своему народу. Знание социологии помогает обучающимся осмыслить закономерности развития общества, социальные явления и процессы, происходящие в мире и в белорусском обществе. Приобретенные знания воздействует на процесс формирования жизненной и гражданской позиции специалистов, их ценностных ориентаций во всех сферах деятельности, в том числе и профессиональной.

Безусловно, на познавательном уровне приоритетную роль играет содержание учебных программ, оказывающее значительное влияние на социально-политические взгляды будущих специалистов и воспитание патриотов Отечества.

Известно, что без знания прошлого нет будущего [5, с. 63] и невозможно подготовить будущего офицера без прочных исторических знаний, которые способствуют формированию исторического мышления и расширению военно-исторического кругозора обучающихся, а также воспитывают любовь к Родине и военной профессии, приобретению будущими офицерами знаний о содержании, сущности и характере исторического процесса развития Отечества, историческом пути, пройденном Беларусью.

В ходе изучения истории обучающиеся усваивают основные исторические события и факты истории государства, учатся анализировать политические и военные события на различных этапах мировой и отечественной истории, а также делать объективные обобщения.

Стратегический характер исторического знания состоит в формировании патриотизма у защитников Родины, что способствует выполнению служебного и воинского долга офицерами, и обеспечению в конечном итоге безопасности государства.

Предлагается в концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования выделение четырех интегрированных модулей: Философия, Экономика, Политология, История.



Модуль первый включает обязательные дисциплины «Философия» и «Основы психологии и педагогики», а также 2–4 специализированных модуля по выбору студента.

Модуль второй включает обязательные дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», а также 2–4 специализированных модуля по выбору студента.

Модуль третий включает обязательные дисциплины: «Основы идеологии белорусского государства» и «Политология», а также 1–2 специализированных модуля по выбору студента.

Модуль четвертый включает обязательную дисциплину «История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций)» и 1–2 специализированных модуля по выбору студента.

Рекомендуемое распределение интегрированных модулей (в объеме часов, отведенных на изучение обязательных дисциплин) по годам обучения: История, Политология – первый курс; Философия, Экономика – второй курс [13].

Академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор Александр Коваленя утверждает «обустройство сильной и процветающей Беларуси требует не только проявления заботы о социально-экономическом развитии государства, укреплении его военно-политической основы, но и постоянного совершенствования общественной жизни, поддержания межнационального и конфессионального согласия, гармонизации отношений между людьми. В решении этой задачи важную роль играет продуманная и хорошо обеспеченная научным содержанием идеологическая работа. В этой важной сфере мы видим значительное место для приложения сил наших гуманитариев» [5, с. 61].

Все накопившиеся сегодня проблемы имеют человеческое измерение. Разрушительные процессы в духовном пространстве социума и человеческой душе – это наш основной противник. «Жизнеспособность любого народа во многом зависит от его исторической памяти. У каждого человека, кроме отчего дома, есть родная земля, родной язык, история и культура, Вот самое главное, что нужно ценить, о чем никогда нельзя забывать» [11, с. 7].

Безусловно, прав член-корреспондент НАН Беларуси Анатолий Афанасьев утверждая, что «с обретением самостоятельности и началом государственного строительства суверенной Беларуси роль и значение гуманитарных наук существенно возрастают. От их уровня и статуса в обществе зависит очень многое в выборе социально-экономической модели развития, воссоздания нашего исторического прошлого, национальной культуры, науки и образования, языка и литературы, По существу, гуманитарные науки выполняют уникальную роль – создают в стране духовную среду, в которой формируется идеология новой белорусской государственности на научном уровне» [1, с. 7].

Таким образом, необходимо уделять первостепенное внимание именно системе образования и, безусловно, формированию необходимой гуманитарной культуры каждого специалиста.



Библиографический список

1. Афанасьев, А. А. «Липовых ученых нам не надо» / А. А. Афанасьев // Бел. думка. – 2012. – № 2. – С. 3–12.

2. Дашичев, В. Война и мир: сквозь призму современности / В. Дашичев // Бел. думка. – 2012. – № 3. – С. 24–31.

3. Деятельность кафедры социальных наук по организации образовательного процесса: учеб.-метод. пособие / В. А. Ксенофонтов и др. Под общ. ред. В. А. Ксенофонтова. – Минск: ВА РБ, 2012. – 93 с.

4. Дикселис, В. П. Философия. Методологические проблемы современной рациональной философии / В. П. Дикселис. – Минск: ВА РБ, 2006. – 55 с.

5. Коваленя, А. А. «Гуманитарная наука – это взгляд в будущее» / А. А. Коваленя // Бел. думка. – 2011. – № 4. – С. 58–65.

6. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь № 575 от 9 нояб. 2010 г. // Бел. воен. газ. «Во славу Родины». – 2010. – № 224. – С. 3–8.

7. Лазаревич, А. А. Знание и образование – основа современной модернизации / А. А. Лазаревич // Бел. думка. – 2011. – № 10. – С. 38–44.

8. Мальцев, Л. С. Концепция национальной безопасности – стратегия мира, согласия и созидания / Л. С. Мальцев // Бел. думка. – 2011. – № 3. – С. 3–5.

9. Маскевич, С. Качество обучения – важнейшая составляющая инновационного общества / С. Маскевич // Бел. думка. – 2011. – № 2. – С. 3–7.

10. Наука особого назначения // Советская Белоруссия. – 2012. – № 54. – С. 6–7.

11. Наука особого назначения // Советская Белоруссия. – 2012. – № 55. – С. 6–7.



12. Пассов, Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования / Е. И. Пассов. – Кн. 1 Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 543 с.

13. Проект концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования. – 8 с.