Социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX начале XX вв - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
"Российское государство и право в конце XIX начале XX вв." 1 18.43kb.
Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы... 1 107.9kb.
«Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Реформы Витте... 3 427.75kb.
Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге» 1 153.17kb.
Конспект урока Цели урока: Познакомить детей с достопримечательностями г. 1 92.81kb.
План сбора информации 1 165.2kb.
Византия в конце VI — начале VII в. Правление Маврикия и Фоки 1 158.21kb.
Международная научная конференция "Императорский Царскосельский лицей... 1 17.24kb.
Резолюция 3-го съезда токсикологов России 1 166.15kb.
Получение визы Посольство Австрии в Москве 1 48.94kb.
Санкт-Петербургская межведомственная и межсекторальная конференция... 1 218.67kb.
Согласование времен (sequence of tenses) 1 22.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX начале XX - страница №1/3




На правах рукописи




Вахромеева Оксана Борисовна



Социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге

в конце XIX – начале XX вв.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история




Автореферат


диссертации на соискание учёной степени

доктора исторических наук


Санкт-Петербург – 2009


Диссертация выполнена на кафедре истории предпринимательства и менеджмента

Санкт-Петербургского государственного университета


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Смирнова Тамара Михайловна
доктор исторических наук, профессор

Османов Али Ибрагимович
доктор исторических наук, профессор

Шумилов Михаил Михайлович
Ведущая организация: Институт Российской истории РАН

Защита состоится «_____»______________2009 г. в «_____» часов на заседании диссертационного совета Д 502.007.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы» по адресу: 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Западной академии государственной службы по адресу: Санкт-Петербург, 8 линия, д. 61.
Автореферат разослан «_____»____________2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Л. И. Комиссарова



I. Общая характеристика работы

Актуальность избранной темы. Традиционно в истории России важные экономические и социальные изменения в жизни российского общества вызывали женщин на борьбу за существование, требовали от них непременного участия в труде. В условиях происходящего в России процесса формирования демократического государства особое место занимает вопрос о социально-экономическом положении женщины в обществе.

Женщины, вынужденные силой необходимости, а не моды, заявляют о своей готовности к приобретению равных с мужчинами прав на профессии и труд. При этом они испытывают на себе воздействие ряда факторов. Анализ механизма рынка труда показывает, что под воздействием рыночных отношений изменяются способы получения доходов и заработков, расширяется структура семейных доходов, трансформируются модели поведения россиян, сокращается женская занятость, а также возникают препятствия для успешной профессиональной занятости женщин1. Потребность государства в «оттоке» или «притоке» женской рабочей силы отражает его социальную политику.

В современной России наблюдаются две противоположные тенденции, влияющие на динамику присутствия женщин на рынке труда. С одной стороны, возрождаются традиционные роли и ценности патриархальной семьи, в которой женщинам отводится роль хранительниц домашнего очага; для работающих женщин ситуация на рынке труда ухудшается, нарушается трудовое законодательство в негосударственном секторе экономики. С другой стороны, для женщин появились новые возможности в сфере предпринимательства и политики, которые выглядят перспективными на фоне широких социальных льгот. При этом в условиях новых тенденций основные семейные роли женщин мешают развитию их «человеческого капитала», необходимого в условиях конкуренции на меняющемся рынке труда.

При сохранении позитивных сторон традиционных отношений в обществе и развитии новых возможностей для женщин в области социально-экономических отношений в равной степени будет полезно обращение к историческому опыту. В начале XXI в. в период формирования постиндустриального общества назрела необходимость комплексного исследования социально-экономического положения российских женщин на рубеже XIX–XX вв. Диссертационное исследование первый шаг в этом направлении, оно посвящено изучению социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв., как ключевого аспекта «женского вопроса».



Хронологические рамки исследования охватывают более чем три десятилетия (1880-е гг. – 1913 г.). Нижняя граница совпадает с пересмотром российского законодательства о труде. На фоне промышленного кризиса начала 1880-х гг., по инициативе либерального министра финансов Н.Х. Бунге 1 июня 1882 г. был издан первый закон о работе малолетних; 3 июня 1885 г. вышел закон о воспрещении ночной работы подросткам и женщинам на некоторых производствах. Давно назревшие изменения соответствовали сложным процессам, происходившим в российском обществе, и отразили изменения в социально-экономическом положении российских женщин. Верхняя граница исследования (1913 г.) связана с последним годом накануне первой мировой войны, ставшим во многом рубежным не только в социально-экономическом положении женщин разных сословий и религиозных конфессий, но и в истории России в целом.

Территориальные рамки диссертации охватывают Санкт-Петербург и его ближайшие пригороды.

Объектом диссертационного исследования является социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв., предметом – правовое положение трудящихся петербурженок, особенности условий труда различных категорий горожанок и состояние начального, ремесленного, коммерческого и высшего женского образования на рубеже XIX–XX вв.

Целью исследования является анализ социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать российские законодательные акты, регулировавшие трудовую деятельность фабричных работниц, ремесленниц, предпринимательниц и женщин – служащих;

  2. Проследить формирование, состав и положение фабричных работниц в конце XIX – начале XX вв. на материале петербургских предприятий;

  3. Показать условия труда петербургских ремесленниц;

  4. Изучить характер деятельности женщин – предпринимателей на материале столичных торговых фирм и промышленных предприятий;

  5. Проанализировать расширение сферы деятельности женщин – служащих в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX вв., освещая специфику их труда;

  6. Выяснить особенности начального, ремесленного, коммерческого и высшего образования для женщин в Санкт-Петербурге, отметив прогрессивные шаги русского общества в деле развития женского образования.

Научная новизна исследования состоит в первой попытке комплексного изучения социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. В ходе проведенного исследования удалось впервые выявить особенности трудовых отношений различных категорий петербурженок: фабричных работниц, ремесленниц, женщин – служащих и предпринимательниц. Введение в научный оборот архивных источников, раннее не использованных исследователями, а также обращение к уже известным источникам с заново сформулированными вопросами позволили проследить общие тенденции в истории развития трудовых отношений в Санкт-Петербурге, изучить особенности женского образования и проанализировать правовое положение различных категорий трудящихся женщин. Впервые социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. было рассмотрено в совокупности с развитием законодательной инициативы и формированием высшей, коммерческой, профессиональной и начальной женской школы. Проведенный в работе анализ показывает, что на протяжении исследуемого периода прослеживается историческая преемственность во всех аспектах отношения к труду женщин, его мотивации, стимулирования, вознаграждения, принуждения и др. В работе впервые исследована взаимосвязь отдельных женских профессий и профессиональных заболеваний жительниц Санкт-Петербурга. Подробно изучены условия фабричного труда женщин на материале различных категорий столичных промышленных предприятий, а также особенности труда и быта ремесленниц в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. Впервые были обобщены сведения о выпускницах Бестужевских курсов – первого женского университета в России. В работе широко применялся биографический принцип исследования, который позволил воссоздать отдельные биографии петербургских купчих, служащих, ремесленниц и фабричных работниц, а также создать собирательный образ женщин различных профессий.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, системности и научной объективности, требующие изучения социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. с учетом исторических условий того времени. Предмет исследования предполагает выбор проблемно-хронологического подхода в качестве основного для изучения поставленных задач. Диалектический метод в освещении исторических процессов позволил осуществить комплексный подход к анализу рассматриваемых событий и оценить их с учетом всей совокупности фактов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования его материалов и выводов при создании общих работ по русской истории второй половины XIX – начала XX вв., а также при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по изучаемой тематике и социально-экономической истории России того же периода. Настоящее исследование является важным вкладом в изучение социально-экономического положения российских женщин на рубеже XIX–XX вв.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, принципы исследования докладывались и обсуждались на 17 научных и научно-практических региональных, всероссийских и международных конференциях и съездах,2 а также на трех летних школах. Значительная часть исследовательских материалов использовалась в лекционных курсах и спецкурсах, подготовленных автором и прочитанных в Санкт-Петербургском государственном университете3.

Основные положения диссертационного исследования были отражены в трех монографиях, на которые вышли положительные рецензии4, двух сборниках документов, справочном издании, подготовленных диссертантом, научных статьях, в том числе в семи статьях, опубликованных в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.



Основные положения, выносимые на защиту, сводятся к следующим:

  1. Законодательная инициатива о фабричном труде женщин в конце XIX – начале XX вв. была слабо развита. Женский труд представлял собой массовую, дешевую и покорную рабочую силу. Каждый законодательный акт, содержавший либеральные уступки фабричным работницам, сопровождался другим законом, в котором речь шла об уступках предпринимателям. Законодатель был уязвлен, находясь между молотом и наковальней – бурно растущей рабочей массой и непреклонно жесткими предпринимательскими кругами.

  2. На рубеже XIX–XX вв. в России ремесленное сословие руководствовалось в жизни и профессиональной деятельности устаревшими правилами Цехового устава 1799 г., условно слитого с Уставом о промышленности (1893 г.). Ремесленное законодательство не соответствовало формам трудовой деятельности петербурженок.

  3. Положению женщин – предпринимателей в отечественных законах уделялось значительное внимание по сравнению с законодательством о женском фабричном или ремесленном труде. Предпринимательницы, а в Петербурге, как правило, купчихи являлись частью корпорации, права и обязанности которой были четко определены в законах. Она проявляла заботу о своих членах, хотя бы даже в патриархальной манере.

  4. Основным нормативным актом, регулировавшим трудовую деятельность женщин – служащих в рассматриваемый период, была 157 статья Устава о службе гражданской (1896 г.), определявшая права женщин на государственную службу. Лица женского пола, получившие разряды (например, телеграфистки), звания (например, врачи) имели право на отдельные льготы по службе (пенсии, пособия, отпуска), знаки отличия, форменную одежду; исключение составляли какие-либо права и преимущества, предоставлявшиеся государственной службой (производство в чин, разряд по шитью на мундире и награждение орденами). Вакансии в различных учреждениях расширялись быстрее, чем установленные законом права женщин – служащих. Права и обязанности низших категорий женщин – служащих (прислуги в учреждениях) законодательно не были определены.

  5. На рубеже XIX–XX вв. женщины, работавшие на заводах и фабриках столицы, составляли самую большую и мало оплачиваемую категорию трудящихся. Ускоренный темп развития экономики страны особенно в период промышленного кризиса на рубеже XIX–XX вв. способствовал увеличению спроса на дешевый женский труд, что приводило к снижению и без того низкой заработной платы работниц. При этом с учетом системы штрафов, больничных и учетно-сберегательных касс, правил выдачи заработной платы целыми рублями – реальный заработок был всегда ниже назначенного в расчетной книжке и ожидаемого самими работницами. Существовало негативное отношение рабочих к трудящимся женщинам, поскольку дешевизна женского труда влияла на снижение цены мужского труда. Условия труда фабричных работниц не отличались от тех условий, в которых трудились мужчины. Фабрика забирала в буквальном смысле все силы женщин, поэтому им приходилось мириться с крайне тяжелыми бытовыми условиями жизни.

  6. Ремесленный женский труд в столице отличался своим широким диапазоном, наибольшую категорию ремесленниц составляли портнихи. Условия труда ремесленниц зависели от типа ремесленного заведения и от тех порядков, которые были заведены хозяином. Профессиональные занятия ремесленниц отражались на их образе жизни и профессиональных заболеваниях.

  7. На деловую карьеру предпринимательниц повсеместно влияли обстоятельства семейно-родственного характера, имевшие как положительные, так и отрицательные последствия для них. Успех торгово-промышленных предприятий во многом зависел от эффективной реализации прав собственности женщин. Сохранение купеческих фамилий и капиталов играло важную роль в стабильности русского общества.

  8. Характер деятельности женщин – служащих различался в столице крайним образом (например, на одной ступени стоял труд чиновниц, на другой – кухарок). Служащие, чье право на труд было определено в законах, имели перспективы карьерного роста (повышение разрядов и годового жалованья), что сказывалось на их стабильном уровне жизни. Напротив, постоянную нужду испытывали те, кто был вынужден, находясь на нижней ступеньке социальной лестницы, постоянно доказывать свое право на труд.

  9. На рубеже XIX–XX вв. работницы получали образование в воскресных школах и вечерне-воскресных классах, за которыми закрепился статус начальных учебных заведений. Невнимание со стороны законодателей и администрации к делу школы для рабочих компенсировалось частной инициативой; образование беднейшей части населения стало задачей общественных деятелей, педагогов и предпринимателей.

  10. Профессиональное образование ремесленниц, призванное удовлетворять нужды тысяч женщин, было направлено на развитие домашнего быта, отчасти ремесел и для некоторых женщин открывало перспективу педагогической деятельности.

  11. На рубеж XIX–XX вв. приходился расцвет отечественной коммерческой школы. Были созданы четыре типа специальных коммерческих общественных и частных учебных заведений: коммерческие училища, торговые школы, торговые классы и курсы коммерческих знаний, которые открывались отдельно для лиц мужского и женского пола, но были известны случаи и совместного обучения. Учебные заведения отличались объемом знаний, размером платы за обучение и составом учащихся.

  12. Развитие высшего женского образования в России на рубеже XIX–XX вв. достигло своего кульминационного этапа. Образование явилось той сферой, в которой женщины добились большего равноправия с мужчинами, чем в каких-либо других областях. Общественные усилия на ниве просвещения были вознаграждены квалифицированным трудом дипломированных женщин – педагогов, врачей, инженеров и др.

Структура исследования подчинена логике поставленных цели и задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, четырнадцати приложений.
II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся основные цели и задачи, определяются объект и предмет, хронологические и территориальные рамки, указываются научная, практическая значимость и методологическая основа работы, приводятся сведения об апробации исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования. Историография «женского вопроса». Обзор источников» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Методология и методы исследования» раскрываются методологические приемы и подходы в процессе работы над темой. При выборе объекта и постановке исследовательской задачи автор диссертации исходила их учета практических потребностей современности и степени изученности темы. С постановкой главных научных проблем были определены те методы, при помощи которых предполагалось решить определенные задачи.

Методологическую основу диссертации составил диалектический метод познания, который включает в себя не только общенаучные методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, логический и исторический, сопоставление и объяснение, метод математической статистики), но и основные общеисторические, среди них: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный и биографический методы. Их комплексное использование привело к упорядочению фактов, выявленных эмпирическим путем, интерпретации конкретно-исторического материала, созданию целостной картины социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв.

Историко-генетический метод позволил автору диссертации выделить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности. В работе последовательно рассматривалось социально-экономическое положение различных категорий петербурженок, на основе анализа законодательной инициативы, условий труда и быта, уровня образования трудящихся женщин.

Отличительной особенностью изучения социально-экономического положения фабричных работниц, ремесленниц, женщин – служащих и предпринимательниц в Санкт-Петербурге в рассматриваемый период является движение от событийной стороны исследуемых явлений к процессуальной. Автор приходит к выводу о том, что на рубеже XIX–XX вв. российская техническая интеллигенция нередко выступала с инициативами по рабочему вопросу, в частности, настаивала на важности технической подготовки кадров. Активность научно-технической мысли обуславливалась усовершенствованием и усложнением производственных структур, необходимостью овладения рабочими новыми технологиями. Поскольку правительство медлило с решением вопросов, заинтересованные круги предпринимателей и общественных деятелей законодательную инициативу с целью регламентировать труд и жизнь рабочих взяли на себя. Наряду с характеристикой исторических событий в работе изучалась человеческая личность, которая выступала «специфическим двигателем» основных социально-экономических изменений в России. Автор остановилась на социальной миссии предпринимательства петербургского купца Н.А.Варгунина в Фарфоровском попечительстве под С.-Петербургом.

Для успешного решения поставленных задач автор диссертации применила один из распространенных общеисторических методов – историко-сравнительный. В процессе сравнения были объяснены рассматриваемые факты, раскрыта сущность изучаемых явлений. Диссертант установила, что ремесленниц не включали в ежегодно составлявшиеся списки мастеровых С.- Петербургской ремесленной управы; на них не заводили формулярные списки, что было связано с недопущением женщин на выборные должности. Сравнивая ремесленные занятия, которые выбирали женщины в 1883 и 1902 гг. в столице, наряду с сокращением числа ремесленных заведений (с 183 до 91) автор пришла к выводу, что большинство ремесленниц, открывших мастерские, магазины и лавки в 1902 г., определяли себя не как «крестьянки», а как «мастерицы», т.е. по социальному статусу. Напротив, в 1883 г. интенсивность, с которой открывались ремесленные производства, свидетельствовала о востребованности женского ремесленного труда в столице и о том, что большая часть ремесленниц принадлежала к отходницам. Сокращение открытых ремесленных заведений свидетельствовало о сильной конкуренции в столице. В то же время существовало много возможностей миновать стеснявшие цеховые условия, например, работать без вывески или приобретать гильдейские свидетельства, поэтому многие «мастерицы» официально не выбирали ремесленное свидетельство.

В работе был использован новаторский прием, который позволил предметом исследования сделать женскую личность, выступившую важным носителем общественного и культурного развития. Таким образом, исследование о социально-экономическом положении женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. способствует познанию русской культуры. В диссертации отмечено постоянное взаимодействие женской личности и культурно-социальной среды (рабочей, предпринимательской, педагогической и др.), тем самым было показано, что женщины не только подчинялись историческому процессу, но и активно участвовали в нем.

Историко-сравнительный метод применялся в сочетании с методом историко-типологическим. Диссертант перечислила группы высших женских курсов (ВЖК) рубежа XIX–XX вв. Они были разделены на три разряда. Первый представляли выпускницы Московских, Петербургских, Киевских, Казанских высших женских курсов, которые допускались к экзаменам без особого разрешения министерства, поэтому их неофициально стали называть женскими университетами. Одесские, Харьковские, Варшавские высшие женские курсы составили второй разряд. Слушательницы названных курсов должны были, кроме экзаменов в комиссии, сдавать в этих же комиссиях полукурсовые экзамены по дисциплинам, отсутствовавшим в их учебных планах. В третий разряд вошли ВЖК в Тифлисе; их выпускницы допускались до экзаменов лишь после особого разрешения министерства. Достижение равенства между свидетельствами об окончании высших женских курсов и дипломами императорских университетов привело к лидерству ВЖК среди других женских учебных заведений в России. Автор осуществила классификацию последних. В С.-Петербурге выделялись специализированные частные высшие женские учебные заведения: Естественно-научные курсы при гимназии М.А.Лохвицкой-Скалон, Историко-литературные и юридические курсы Н.П.Раева, Лесгафтовские курсы при Биологической лаборатории и ряд других. Другой по численности группой негосударственных учебных заведений университетского типа после ВЖК на рубеже XIX–XX вв. были медицинские институты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве, а также курсы в Одессе и Саратове, имевшие статус высших учебных заведений (за исключением частных московских, Статкевича и Изачека, все остальные были общественными учебными заведениями). Совместное обучение и мужчин и женщин имело место в ряде вузов (С.- Петербургском Психоневрологическом институте, Статистических курсах Министерства внутренних дел, консерваториях) и, начиная с 1906–1907 уч.г., в российских университетах.

Важным методом исследования можно считать биографический метод, который применялся при анализе экономических отношений для воспроизведения условий труда и быта фабричных работниц, женщин – служащих, предпринимательниц. В историографии такие исследования получили название «экономических биографий» или «экономических этюдов». Данный тип исследования представляет сведения о материальном положении различных категорий петербурженок, бюджете, условиях труда и быта.

При построении единой картины социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX вв. автор диссертации стремился к междисциплинарности, что было вызвано введением в оборот значительного количества разнообразных источников (эпистолярных, законодательных, статистических и др.), проанализированных в работе. Так, при создании биографий предпринимательниц (А.П.Павлухиной, Е.Н.Шапошниковой и др.), служащих (О.А.Добиаш-Рождественской) анализу подвергалась мемуарная литература. Это позволило использовать вспомогательный прием конструирования, который редко применяется в исследованиях. Создаваемые образы имеют описательный характер и дополняют проблемные и фактологические разделы.

Особое значение в работе имел метод математической статистики, применение которого было связано с большим объемом источников, содержавших цифровые данные о фабриках и заводах Санкт-Петербурга в 1880–1890-е гг., женщинах – предпринимателях в столице в 1899 и 1913 гг., женских профессиях и профессиональных заболеваниях петербурженок, выпускницах Бестужевских курсов 1882–1918 гг. Полученные результаты были объединены при помощи историко-системного метода. Например, в сведениях о петербургских женщинах – предпринимателях в качестве системных блоков информации выступили виды предпринимательской деятельности, сословная принадлежность (или социальная группа) и вероисповедание. Автор диссертации пришла к выводу о том, в С.-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. предпринимательницы занимались различными видами коммерческой деятельности. Большинство из них было занято торговой деятельностью. Следующую категорию составляли владелицы различных питейных и ремесленных заведений. Немногим по численности им уступали хозяйки промышленных предприятий, содержательницы жилья в наем. По сословной принадлежности большинство петербургских женщин – предпринимателей были купчихами. На рубеже XIX–XX вв. в торгово-промышленную деятельность активно включались крестьянки и мещанки. При постоянном росте деловых операций, все меньше «выбиралось» купеческих свидетельств, таким образом, предпринимательство среди женщин постепенно превращалось во внесословное занятие. По вероисповеданию значительно преобладали православные предпринимательницы. В 1899 г. за ними шли женщины, исповедовавшие евангелическо-лютеранскую, римско-католическую и иудейскую веру; в 1913 г. численность иудеек, занятных торгово-промышленной деятельностью, увеличилась относительно католичек и лютеранок.

При изучении текстов законодательных актов был использован метод контент-анализа, который позволил сопоставить законодательную инициативу российского правительства и прогрессивных представителей русской общественности, например, по вопросу о продолжительности рабочего дня для фабричных работниц и ремесленниц.

Методологические размышления позволили достигнуть единства в области научных представлений о социально-экономическом положении петербурженок. Используя перечисленные методы для обоснования знания о предмете исследования, были объединены известные данные предшествующего исторического опыта, таким образом, было «достигнуто единство научного построения и выработана система научных понятий»5.

Закономерно обращение к такой методологической категории как понятийность. В качестве важнейших выступали такие понятия как «трудящиеся женщины», «социально-экономические отношения», «правовое положение», «права и обязанности», «условия труда», «условия быта», «фабричная работница», «крестьянка», «ремесленница», «женщина – служащая», «женщина – предприниматель», «промышленное предприятие», «ремесленное заведение», «торговый дом», «учительница», «служба», «выпускница», «образование», «техническая интеллигенция». Автор исследовала и дала характеристику общих и специальных терминов по теме.

Специфическими для исследовательской проблемы являются понятия «женский вопрос», «женская история», «женская тема», «история русской женщины». Эти термины широко используются в научной литературе для обозначения всех историко-культурных явлений, которые отображают положение женщин в обществе. Термины «женский вопрос» и «история русской женщины» своими корнями уходят во вторую половину XIX в., а понятия «женская история» и «женская тема» носят современный гендерный оттенок.

Проанализировав с помощью различных методов исторического исследования используемые историками термины для определения социально-экономического положения женщин в обществе, должно остановиться на термине «женский вопрос», как наиболее полно отражающем сложность культурно-исторического и социально-экономического явления. Важно отметить, что в законодательных источниках ни один из приведенных терминов не встречается. Понятие «женский вопрос», проникшее в историографию из публицистики, на рубеже XIX–XX вв. широко использовалось в периодической печати, мемуарах, эпистолярных источниках, в том числе в частной переписке законодателей, правоведов и общественных деятелей.

При работе над диссертацией автор руководствовалась принципами историзма и объективности. Принцип историзма предполагает рассмотрение объекта, как результата диалектического взаимодействия объективных и субъективных факторов в конкретно-исторических условиях; формулирование суждений на основе структурно-функционального анализа и осмысления совокупности этих факторов. Такой подход позволил исследовать правовое положение трудящихся женщин, особенности женского труда и образования различных категорий петербурженок в конце XIX – начале XX вв. Принцип объективности дал возможность сделать вывод о социальном и экономическом неравенстве женщин в исследуемый период.

Перечисленные методы исследования в совокупности способствовали созданию целостной картины социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв.

Во втором параграфе «История изучения "женского вопроса"» анализируется историография по общественно значимой проблеме второй половины XIX – начала XX вв., такой как «женский вопрос». Историография по теме диссертационного исследования рассматривается в качестве ее неотъемлемой части. Подвергая разбору историографию социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв. в контексте истории изучения «женского вопроса», автор демонстрирует стимулирующую роль социально-экономического фактора в истории женского движения6.

Дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917–1991 гг.), новейший (с 1991 г.) историографические периоды различаются по основным тематикам, задачам, методам исследования, а также характеру и объему привлекаемых источников о социально-экономическом положении женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв.

В дореволюционной историографии «женский вопрос» рассматривался в разряде отечественной публицистики в качестве составляющей истории общественного движения7. Он включал в себя широкий спектр проблем от борьбы за изменение положения женщин в семье и обществе8, за равные права с мужчинами в сфере образования9, за изменение системы женского воспитания10 до появления в российском обществе женщин новых социально-культурных типов (например, курсисток, фабричных работниц, женщин – ученых, женщин – предпринимателей и др.)11. Выделился пласт литературы о лидерах женского движения12. Отдельно освещалась деятельность женщин по уходу за ранеными и больными13. Идея равенства людей обоего пола перед законом была представлена в специальной исследовательской литературе о правовом положении российских женщин14. В дореволюционной историографии «женский вопрос», как общественное явление, проходя определенные стадии, привлекал значительное внимание современников, которые его всесторонне освещали. Тематика работ следовала за ходом исторических событий.

Социально-экономическое положение женщин в дореволюционной историографии рассматривалось в общих экономических исследованиях в контексте предоставления женщинам равных прав с мужчинами на труд15. Почти в каждой работе о положении женщин на рубеже XIX–XX вв. звучал мотив трудовых отношений, являвшийся составной частью процесса перестройки ролевых позиций женщин в структуре общества16. Исследователи избегали обобщений и ограничивались лишь перечислением тех трудностей, с которыми приходилось сталкиваться женщинам, занявшим рабочие места17. Тема места женщины в системе трудовых ресурсов, проблемы занятости и безработицы, охраны труда и его оплаты с научной точки зрения впервые была выдвинута в работах первой в России женщины – политэконома М.Н.Вернадской18. Специальные исследования о социально-экономическом положении женщин затрагивали фабричных работниц19, т.к. категория фабричного труда женщин была самой многочисленной и слабо защищенной в законодательном отношении. Появлялись работы по отдельным категориям женщин – служащих20, но они носили ведомственный отчетный характер и не полностью раскрывали условия их труда. Вне исследовательской сферы находилось социально-экономическое положение отходниц, прислуги, ремесленниц, конторщиц, учительниц и др.

В работах послереволюционных лет были заявлены основные темы по решению «женского вопроса», которые исследовались в последующие десятилетия (трудовые отношения, образование, общественное движение). В 1920-е гг. одной из популярных тем был женский труд21; при этом основное число исследований, помимо работы П.Н.Столпянского, носившей обобщающий характер, отличалось описательностью, ограниченностью источниковой базы, идеологической направленностью. Не случайно, что социально-экономический аспект «женского вопроса» по популярности вскоре уступил место направлению по изучению участия женщин в освободительном и революционном движениях22. В советской историографии 1930-х – середины 1950-х гг. проблематика женской истории четко заняла определенные ниши, например, история образования и общественного движения23, при этом она отличалась заданностью тем и итоговых выводов. В годы Великой Отечественной войны была актуальна тема традиционного женского героизма и самопожертвования24. В конце 1950-х – 1980-е гг. в советской историографии было впервые сформулировано понятие «женский вопрос»25; социально-экономический аспект по-прежнему входил в него составной частью. Тогда же был заявлен факт решения «женского вопроса в СССР»26. Социально-экономическое положение женщин в дореволюционной России рассматривалось в работах историков в рамках исследования рабочего вопроса27. Отдельного направления по изучению условий труда и жизни фабричных работниц не существовало. Вовсе исключались из поля зрения исследователей сюжеты о трудовых отношениях ремесленниц, предпринимательниц, служащих. На этом фоне выгодно отличались труды этнографов и социологов, которые расширяли круг источников «женского вопроса», писали о ломке традиционных отношений и структур в советском обществе28, восстанавливали эволюцию форм семей и ролевые функции членов семей в период доиндустриального общества29, описывали предбрачную и брачную девичью обрядность, особенности поведения женщин в крестьянской семье30. Отдельно следует выделить тему эмансипации женской личности в истории31; благодаря коллективным и персональным «исследовательским портретам» русских женщин (преподавательниц, научных работников, служащих), стала ясна их роль в истории развития общества. Появились специальные работы по истории женской школы32, которые отличались расширенной источниковой базой.

Историография «женского вопроса» в советский период характеризовалась большой тематической разбросанностью. Социально-экономическое направление темы отличалось ограниченностью исследовательских сюжетов в отношении большинства категорий женского труда, и, наоборот, крайней популяризацией темы о положении фабричных работниц. Кроме того, отсутствовали попытки обобщить социально-экономическое положение женщин в дореволюционном обществе. Тем не менее, следует отметить, что ко второй половине 1980-х гг. в отечественной науке накопились значительные знания, большой объем опубликованных источников, позволившие в скором времени на основе использования новых методов исследования и междисциплинарного подхода, приступить к всестороннему изучению положения женщин.

Особое место в изучении «женского вопроса» принадлежит профессору Г.А.Тишкину, который более 25 лет плодотворно работает над темой, постоянно расширяя сферы исследования. Под пристальным вниманием ученого находятся несколько научных направлений: женщины в революционно-освободительном движении, лица женского пола в истории С.-Петербургского университета, женщины в истории русской культуры33. Благодаря научной всесторонней деятельности исследователя интерес к изучению женской проблематике неуклонно возрастает.

В новейшей историографии отношение к «женской истории» изменилось кардинальным образом. Благодаря новому (гендерному) подходу у отечественных исследователей возникло желание создать «историю женщины», за которую одновременно принялись социологи, психологи, физиологи, историки и философы. Коллективные гендерные труды носят комплексный характер34. Среди прочих выделяются исследования О.А.Хасбулатовой, С.Г.Айвазовой и И.И.Юкиной35, освещающие основные этапы революционно-освободительного и женского движения. Гендерная экономика, выделившаяся в самостоятельное исследовательское направление36, раскрывает взаимовлияние гендерной дискриминации и социально-экономического развития, а также статистически фиксирует гендерное неравенство в доступе к ресурсам. Оценка данного направления историографии «женской темы» еще впереди, т.к. новый взгляд на «вечные» проблемы предполагает создание методологический базы, накопление значительного объема источников и формирование научного направления.

Академическое направление в изучении «женского вопроса» принадлежит специалистам – этнографам37.

Историки и правоведы изучают социально-правовой и семейный статус женщин в дореволюционный период38. Следует выделить труды Т.В.Шатковской о крестьянках и В.А.Веременко39 о дворянках, которые отличаются высокими качествами исследовательской работы. Диссертант внесла значительный вклад в разработку темы о правовом положении женщин в дореволюционной России; в том числе ею было изучено правовое положение трудящихся женщин40.

«Женская тема» в современной историографии рассматривается в рамках социальной истории41. Главным достоинством ряда работ является изучение жизни простых людей, но часто исследования отличаются описательным характером, большим территориальным диапазоном; у большинства их них отсутствуют обобщения на методологическом уровне и сопоставления междисциплинарного характера42.

В рамках исторической феминологии в современной историографии плодотворно работают Н.Л.Пушкарева43 и П.П.Щербинин44.

Социально-экономический аспект жизни женщин различных сословий в дореволюционный период освещается в десятках работ; отдельно следует выделить работы о купечестве М.Н.Барышникова, А.И.Османова и Ю.М.Гончарова45. О женщинах, вовлеченных в промышленное производство, мещанках, ремесленницах и даже работницах, как представительницах определенного социального слоя, практически умалчивается, за исключением общих социально-экономических трудов46. Диссертант попыталась восполнить данный историографический пробел в монографии47.

Повседневная жизнь российской женщины включена в проблематику микроисследований по исторической демографии России XIX – начала XX вв.48, которые плодотворно ведутся несколько десятилетий на кафедре источниковедения истории России исторического факультета СПбГУ под руководством профессора С.Г.Кащенко49.

В качестве отдельного направления выделяется тема благотворительности в России50, затрагивающая социальную миссию соотечественниц.

Возрождается интерес специалистов на региональном уровне к истории отдельных высших женских учебных заведений51 и женской школы52: защищены кандидатские диссертации, публикуются исторические источники, вышли монографические исследования. Во многом этому способствуют труды по истории высшей школы Российской империи профессора А.Е.Иванова53, который является новатором в разработке исторических сюжетов. Автор диссертации активно занимается историей высшего женского образования54.

В зарубежной историографии большинство исследователей работают в рамках гендерного подхода55. Определенный интерес представляют исследования по общим вопросам социальной истории России и отдельным сословиям56. Выделяется группа исследователей, специализирующихся на изучении истории семьи и положения женщины в семье57. По истории женского образования пишет японский исследователь Н.Хашимото с учетом гендерных, сословных и национальных аспектов58.

Автор диссертации, обобщив историографический опыт, восполнила имевшийся пробел в изучении темы. Жительницы Санкт-Петербурга рубежа XIX–XX вв. были поделены на отдельные трудовые категории; в каждой их них были изучены законодательная инициатива, условия труда и быта, уровень образования. В результате сложилась целостная картина социально-экономического положения женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX вв.

Третий параграф «Источниковая база исследования» посвящен описанию комплекса опубликованных и неопубликованных источников. Источниковую базу диссертации составил широкий круг разнородных по своему характеру и происхождению материалов и документов, которые можно условно разделить на несколько групп: 1) архивные материалы, 2) законодательные источники, 3) статистические материалы, 4) делопроизводственная документация и 5) материалы личного происхождения.

I. В диссертации использованы документы из 102 фондов. Основу исследования составляют архивные материалы Российского государственного исторического архива (РГИА – 11 фондов), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб – 86 фондов), Отдела рукописей Института русской литературы и искусства (ОР ИРЛИ – 3 фонда), С.-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук (ПФА РАН – 1 фонд) и архива Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета (1 фонд).

Основные материалы о социально-экономическом положении женщин в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX вв., в частности, о трудовой деятельности горожанок почерпнуты из ЦГИА СПб. Они условно делятся на несколько групп: 1) делопроизводственная документация промышленных предприятий, государственных контор, частных и ведомственных женских учебных заведений, торговых домов столицы59; 2) делопроизводственная документация С.- Петербургских ремесленной, купеческой и мещанской управ о численности, составе и положении ремесленниц, служащих и предпринимательниц60; 3) учетная документация Статистического комитета о состоянии промышленных предприятий61; 4) материалы Смоленских вечерне-воскресных классов для взрослых рабочих и их детей62; 5) материалы о социально-бытовых условиях жизни горожанок63.

Ряд материалов, с которыми автор диссертации работал в ЦГИА СПб, были впервые введены в научный оборот в отдельных публикациях64.

Материалы РГИА содержат важный массив источников по рассматриваемой теме и представляют собой несколько групп: 1) материалы по истории первого Всероссийского женского съезда, Русского женского взаимно-благотворительного общества, Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества и др.65; 4) источники о профессиональной деятельности горожанок66; 5) отчеты специальных комиссий по истории высшего женского образования 1870–1900-х гг.67

Материалы персональных коллекций архивных материалов ОР ИРЛИ позволяют раскрыть мнения лидеров женского движения по «женскому вопросу»68 и по теме высшего женского образования69.

В фонде профессора И.М.Гревса (Ф.726) в С.- Петербургском филиале Архива Российской Академии наук были почерпнуты материалы о педагогической деятельности его ученицы, выпускницы Бестужевских курсов О.А.Добиаш-Рождественской в своей Alma mater. Частично материалы были введены в научный оборот автором в отдельной статье70.

Важный корпус документов о социально-экономическом положении женщин в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX вв. содержится в архиве Музея истории Санкт-Петербургского университета, где находится фонд Высших женских (Бестужевских) курсов71. Архивные источники дают в распоряжение автора материал о выпускницах учебного заведения, роде занятий окончивших; появляется возможность проследить профессиональные судьбы бывших бестужевок. Заслугой автора диссертации является 10-летняя работа по систематизации материалов фонда, в результате чего вышли отдельные статьи72.

II. К законодательным источникам, использованным в диссертации, относятся законы (указы – законодательные акты, регламентировавшие почти все сферы государственной и общественной деятельности, например, высочайшие повеления, «Свод законов Российской империи» и отдельные законы73; уставы – специальные юридические акты, регулировавшие одну из сфер деятельности74). Кроме того, были использованы юридические сборники75. Законодательные источники позволили установить степень правоспособности трудящихся петербурженок, проследить законодательную инициативу по категориям женского труда, выяснить предусмотренные законом особенности прав и обязанностей работниц, ремесленниц, женщин – служащих и предпринимательниц.

III. К статистическим материалам относятся первая всеобщая перепись населения Российской империи 28 января 1897 г. и петербургские переписи населения (15 декабря 1881 г., 15 июня 1888 г., 15 декабря 1890 г., 15 декабря 1900 г., 15 декабря 1910 г.)76; списки фабрик и заводов Российской империи и статистика стачечного движения77; сведения по учету численности и состава рабочих78, а также действовавших торговых домов, акционерных предприятий, паевых обществ в России и лиц купеческого звания в Санкт-Петербурге79; списки лиц, состоявших на действительной службе по С.- Петербургскому учебному округу, за разные годы, статистические сборники80. Использование демографической статистики позволило установить в рассматриваемый период численность женского населения, в частности занятого на столичных фабрично-заводских предприятиях. Статистика промышленного производства, ориентированная на ценз промышленного предприятия, предоставляет возможность выявить сведения о лицах женского пола, занятых в различных производственных группах. Данные о коммерческих предприятиях позволяют обобщить различные сведения о женщинах – предпринимателях С.-Петербурга на рубеже XIX–XX вв. (национальность, сословная принадлежность, виды предпринимательской деятельности и др.). Статистические материалы о женщинах – служащих, представленные в послужных списках, дают возможность проанализировать этапы карьеры, особенности службы в разных ведомствах, уровень образованности, вероисповедание, социальную группу и другие сведения о женщинах – чиновниках.

IV. Делопроизводственная документация (отчеты о деятельности учебных заведений81, ведомственных учреждений82, общественных83 и медицинских организаций84, отчеты фабричных инспекторов85, труды особых комиссий86, материалы С.-Петербургской губернской земской управы87 и С.-Петербургской Городской думы88 и др.) позволила исследователю сгруппировать трудящихся женщин в отдельно рассматриваемые категории; проанализировать условия труда и быта работниц, ремесленниц, прислуги, купчих, служащих; уточнить количественное соотношение женщин занятых в разных трудовых сферах; выяснить социальный характер труда, специфику столичных промышленных и кустарных производств, в которых были заняты женщины, выявить различия в условиях трудовой деятельности; изучить жилищные условия, санитарное состояние, медицинское обслуживание и политику социального обеспечения.

V. Материалы личного происхождения (воспоминания, дневники и письма) составили отдельную группу источников. Условно мемуары по «женскому вопросу» следует разделить, исходя из цели их создания (на мемуары – автобиографии89 и мемуары – «современные истории»90). Мемуары – автобиографии, для которых характерен произвольный отбор информации, основаны на самоощущении авторов, раскрывают их переживания и адресованы потомкам. Они дают возможность погрузиться в бытование рассматриваемой эпохи, создают неповторимую галерею современников. Автор диссертации ввела в научных оборот несколько десятков воспоминаний бывших слушательниц Бестужевских курсов91. С помощью мемуаров – «современных историй» мемуаристы получили возможность фиксировать и трактовать общественно значимые события. Данный вид воспоминаний отражает «социальный заказ» того или иного общественно-политического направления, что дает возможность посмотреть на социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX вв. с различных точек зрения.

Глава вторая

следующая страница >>