Социальные отношения в современном российском обществе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Влияние визуальной коммуникации на идентификацию в современном российском... 1 332.83kb.
Развитие казачества в современном российском обществе (социальный... 2 630.52kb.
Программа курса «социализация личности. Особенности процесса социализации... 1 27.18kb.
Социологический анализ системы маркетинговых коммуникаций в современном... 1 252.77kb.
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии 3 773.13kb.
Социальная зависимость в российском обществе: социологический анализ 22. 2 659.59kb.
Программа спецкурса «социология идеологии» 1 287kb.
«Православные традиции в современном Российском обществе» 3 455.06kb.
Принцип справедливости в налоговом праве России 5 893.18kb.
Духовность как ценностная интенция личности 1 92.77kb.
«историческая детерминация психологии личности в современном российском... 1 122.28kb.
Профессор, доктор социологических наук 1 63.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Социальные отношения в современном российском обществе - страница №2/3

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени ее разработанности, сформулированы цель, задачи исследования, определен объект, предмет, теоретико-методологические и эмпирическая основы, раскрыта научная и практическая значимость работы, перечислены формы апробации результатов исследования.


В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению социальных отношений в современном российском обществе» рассмотрена методология исследования сущности, факторов, содержания и субъектов социальных отношений, определена структура социальных отношений, их классификация применительно к современным российским обстоятельствам, изучены объективные и субъективные условия, оказывающих существенное влияние на формирование и развитие современных российских социальных отношений, показана специфика социологического подхода к их изучению.

Общество рассматривается как социальная система, состояния которой формируются и обусловливаются всей совокупностью сложных процессов, подчиняющихся как логике объективных причинно–следственных связей развития социума, так и порождающихся интересами, волей и действиями отдельных личностей и социальных групп. Поэтому в теоретико–методологическом плане понятие “социальная система” является одним из базовых понятий социологии и одним из ключевых понятий современной теории социального развития. Социальные системы составляют особый тип систем (наряду с техническими, биологическими и др.). Существенной особенностью и отличием социальных систем, являются люди, как их элементы, а также отношения и взаимодействия между ними.

На основе использования системного подхода социальная система определена как сложная система, обладающая иерархической структурой, эволюционные состояния которой обусловливаются и порождаются человеческими взаимодействиями.

Применению категории «социальные отношения» способствовали социологические теории, разрабатывающие идею формирования и эволюции социальных институтов на основе существующих в обществе фундаментальных отношений социального обмена. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Объектом социальных отношений являются: жизнеобеспечение людей и защита, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является достижение высоких уровня и качества жизни людей. При определении содержания и форм социальных отношений использована иерархическая теория потребностей А.Маслоу, классифицирующая потребности но нескольким основным группам. В их числе физиологические потребности; потребность в безопасности (стремление человека к безопасности, стабильности,; к защите, к свободе от страха, тревоги и хаоса), потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; потребность в принадлежности и любви; потребность в признании; потребность в самоактуализации. Жизненные интересы основных социальных групп типологизированны в соответствии с приоритетными потребностями, что позволило уточнить структуру социальных отношений российского общества. Социальная стабильность общества находиться в зависимости от возможностей удовлетворения населением своих социальных интересов и потребностей (П. Сорокин). Проблема удовлетворения потребностей рассмотрена в соответствии с теорией равных жизненных шансов, так как наличие равных шансов и возможностей в социальной сфере обеспечивает развитие общества с устойчивым ростом благосостояния населения (Р. Дарендорф).

Субъекты социальных отношений стремятся в процессах социального обмена повышать уровни защиты и обеспечения своей жизнедеятельности. Вследствие этого между всеми субъектами социальных отношений устанавливается субординация, которая в условиях развитых стабильных социальных отношений носит характер преимущественно партнерства. Социальное партнерство направлено на повышение согласованности интересов в системе социальных отношений; повышение уровня доверия в обществе и на этой основе – обеспечение социальной солидарности (гражданского согласия). Основой общества является согласие относительно базовых ценностей существования, однако в российском обществе пока о согласии как о готовности и способности непосредственных партнёров, а вместе с ними и общественных групп сообща искать решение возникающих проблем, согласовывать свои интересы, принимать точки зрения друг друга, искать пути мирного разрешения противоречий пока говорить преждевременно.

В широком смысле слова социальное партнёрство рассматривается, как процесс сотрудничества на основе взаимоприемлемости и согласия интересов различных социальных групп с целью решения текущих и перспективных задач, как в интересах этих групп, так и в интересах всего общества. В то же время социальное партнёрство – это и идеология, порождённая определённым уровнем социально-экономического развития, в основе которого отказ, как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка. «Согласие» и «сотрудничество» - это ключевые категории социального партнёрства, имеют острую актуальность для современного состояния российского общества. Основной целью социального партнёрства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества. В рамках государства социальное партнёрство выступает как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на первоочередное решение общенациональных интересов с учётом групповых и корпоративных

В диссертации обоснованно, что социальное партнёрство является системой урегулирования конфликтов во всех сферах общества. Формы взаимоотношений и методы согласования интересов участвующих в них субъектов (партнёров) для обеспечения их конструктивного взаимодействия на основе мира и согласия.

Определены следующие принципы социального партнёрства:



  • Равноправие и полномочность сторон в постановке и обсуждении

вопросов на переговорах и консультациях, в достижении соглашений, равноправие также и в контроле за их реализацией;

  • Взаимный учёт собственных интересов и интересов другой стороны;

  • Точное соблюдение норм законодательства;

  • Добровольное принятие обязательств при заключении договоров и соглашений;

  • Полная ответственность за выполнение принятых соглашений;

  • Равноправие в достижении договорённости без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромиссов, консенсуса.

Методологической основой социального партнёрства является признание ценности человека, личности, гражданина. Партнёрское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Данные качества позволяют социальным партнёрам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим, политическим и социальным вопросам. В работе показано, что мировой опыт социального партнёрства демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наёмных рабочих и предпринимателей.

Исходя из положения, что важнейшим фактором развития системы социальных отношений является государство как главный в обществе институт управления, обоснованы функции государства в социальной сфере в период формирования и развития в обществе рыночных отношений. В соответствии с обоснованной социальной задачей данного периода - государство призвано к роли гаранта защиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности. Соглашаясь с тем, что человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается, прежде всего, экономически, в работе обоснована позиция, с учетом практики развитых стран, сегодня только рост и наличие материальных благ, их возрастающее потребление нельзя напрямую связывать с повышением жизненного уровня населения, он также зависит и от уровня и качество жизни людей в конкретной стране, от принципов социального распределения, доступности для всех групп населения. Если раньше утверждались концепции экономического роста и удовлетворения потребностей как самоцели, таким образом, формировалось и идеализировалось общество потребления, то в новых условия возникает необходимость придать жизни человеку достойное качество, включая как материальную, так и духовную составляющую. Наиболее существенные компоненты данной концепции – характер духовных ценностей, норм поведения и форм общения, содержание и творчество в труде, свободное время, качественная сторона условий труда, быта, наличие развитой инфраструктуры, социальных услуг. Сюда также относятся понятия свободы демократии, ощущения удовлетворения жизнью, счастье и несчастье и др.

Концепции ориентированные только на экономическое развитие принципиально антигуманны, поскольку каждая из них главной целью развития государства и общества признаёт экономический рост, но не развитие человека. В диссертации предлагается социально ориентированное экономическое развитие. Демографический кризис, острые социальные проблемы, несбалансированность современного социального и экономического развития российского общества за последнее десятилетие необходимость формирования принципиально новой социальной политики, в которой человек из подчиненного объекта политики должен стать главным приоритетом и активным субъектом. Согласно Конституции РФ “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека… Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.1В диссертации обоснована необходимость перехода государства на сбалансированное социально ориентированное развитие, при котором цели, приоритеты, и основные пропорции развития социально ориентированной экономики оптимально сочетаются с целями, приоритетами и потребностями развития общества. При таком целеполагании социальный компонент развития становится центральным, предопределяющим систему целей, приоритеты сбалансированного социально–экономического развития, ориентацию и мотивацию действий всех его участников.

При анализе состава субъектов социальных отношений определены социальные институты и социальные группы, как субъекты социальных отношений. В социальных отношениях происходит реализация определенных целей, интересов, устремлений, характерных для конкретных групп. Проблема рационального соотношения и соответствия личных, общественных и государственных интересов всегда имела и имеет принципиальное значение в политике государств. На основе анализа проблемы сделан вывод о том, что устойчивое развитие любой государственной системы возможно лишь в условиях сбалансированного развития личности и общества, общества и государства. Учитывая принципиальное значение проблемы соотношения, рационального сочетания и взаимодействия личных, общественных и государственных интересов, необходимо рассмотреть основные системы предпочтений интересов, характерные для различных типов государств и общественно-политических систем и их взаимоотношения с интересами личности. Типология социальных отношений вытекает из типологии их субъектов - типологии интересов, которые эти субъекты преследуют, и задач, которые они (субъекты) при этом решают.

Во второй главе «Эволюция социальных отношений в современном российском обществе» определена социально-философская методология изучения социальных отношений, общество рассмотрено, как пространство социального действия, произведен социологический анализ эволюции социальных отношений в России, сделаны выводы и определены социокультурные особенности развития российского общества.

Анализ ряда методологических позиций позволяет сделать выводы: о необходимости творческого сочетания в процессе исследования социальных отношений различных принципов и методик социальной науки, в первую очередь аксиологической методологии и системного подхода; о тенденции к преодолению экономического детерминизма в социальных исследованиях и использованию принципов макросоциального анализа деятельности общественных сил, включающего рассмотрение политических, социокультурных и иных планов общественной жизни, а также разработку методик их исследования и обобщения полученных результатов; о перспективности конфликтологической составляющей в исследованиях системы социальных отношений в современной России и необходимости разработки модели развития через противоречия и конфликты, а точнее – через технологии их разрешения.

В диссертации показано, что развитие современных социальных отношений в российском обществе имеет социокультурные особенности. Социокулътурная трансформация есть комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы. Комплексность преобразований рассматривается, как трансформационный процесс, который охватывает основные структуры и явления системы и поэтому не сводится к «реформам сверху», а его ход и результат в значительной степени зависят от действий массовых социальных групп. Это обусловливает принципиальную неоднозначность результата. Результатом трансформации может стать как поступательное, прогрессивное развитие общества, так и его регресс и даже деградация, когда в результате трансформационных изменений общество оказывается отброшенным на несколько уровней назад в своем развитии. Глобализация также может быть рассмотрена как процесс трансформации в глобальном масштабе, протекающий не линейно, неоднозначно и во многом непредсказуемо даже для определяющих субъектов данного процесса. В диссертационном исследовании определено, что, если рассматривать западное общество как социальную систему, то главная тенденция такой общественной системы направлена на возникновение равносильных элементов, обеспечивающих баланс системы, в российском обществе исторически сложилась система, при которой государство не имеет серьезной оппозиции, с которой ему было бы необходимо считаться.

Сравнительный анализ стратегических приоритетов социальной политики и актуальных тревог показывает, что общество и государство не слышат друг друга по многим жизненно важным вопросам. Согласно данным Всероссийского социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» (научный руководитель – проф. В. К. Левашов), на вопрос «Понятны ли Вам цели и смысл социальной политики федерального правительства (связанной с условиями и уровнем жизни населения), осуществляемой в последние два года?», ответили «Да, полностью» 13,8% респондентов, «Не вполне» – 52,2%, «Нет» – 26,2%, затруднились ответить – 7,8%. Таким образом, больше половины населения страны не ориентируется в содержании реформ, которые проводятся в обществе.

Это подтверждают данные исследования Социологического центра РАГС.

Таблица 2



Доля респондентов, указавших, что не знают (или очень слабо представляют) смысл и цели проводимых реформ

В % от количества опрошенного населения и экспертов




Реформы

Население

Эксперты

2003 г.

2005 г.

2003 г.

2005 г.

Налоговая

76,1

78,8

64,0

63,5

Судебно-правовая

76,6

79,4

52,5

53,2

Земельная

75,4

78,3

50,0

58,6

Военная

72,9

74,6

59,5

57,1

Образования

71,0

71,0

53,5

55,7

Жилищно-коммунальная

70,7

71,0

40,0

39,9

Пенсионная

70,4

68,8

42,0

45,3

Административная

72,9

77,5

38,5

28,1

Немало опрошенных затруднились определить уровень своего понимания реформ, что также является показателем их неосведомленности


Очевидно, что общество и государство разговаривают друг с другом на разных языках. Их ориентации в жизни не совпадают по критерию социальной важности и очередности. Власть продолжает выстраивать стратегию политического анализа и практической политики в экономических категориях. Общество мыслит социальными категориями и не воспринимает лишенную повседневных тревог абстракцию экономических показателей. Власть, как можно судить из целей и задач политики, исходит из корпоративной идеологии укрепления государства, безотносительно учета актуальных интересов общества. Общество в своих тревогах показывает, как оно борется за жизнь, и в этих своих действиях оно стихийно придерживается стратегии выживания, которая носит объективно социально значимый характер.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют, что политический импульс, исходящий от государственных структур и побуждающий общество к инновационным переменам и активности, невысок. Политика реформ приводит к отрыву, отчуждению общества от государства, имеет тенденцию к формированию фундаментального социополитического противоречия между целями государства и интересами общества. В стране сформировалась потребность оздоровления системы социополитических отношений. Исследуя данную проблему необходимо учитывать, что в современном российском обществе присутствуют элементы классово-антагонистической структуры, основанной на фундаментальных социальных противоречиях в вопросах собственности и распределения доходов, но в то же время есть и ядро общих интересов граждан, выражающих социальную потребность к жизнедеятельности в достойных человека условиях.

Сформировавшаяся структура социальных отношений разделяет российское общество и государство на части. Проблемы публичной легитимации сложившейся структуры отношений собственности лежат в основе сознания социума и являются ключевыми для морально-этической консолидации общества и государства. Необходимо создать легитимные механизмы мотивации морально-политической ответственности для реализации принципов социальной справедливости и экономической эффективности. Необходим перенос политических усилий в сферу жизненных интересов развития общества.

Общество не видит в лице государства защитника своих интересов о чем красноречиво говорят данные исследования Социологического центра РАГС, изложенные в таблице 3.

Таблица 3

Распределение мнений о том, чьи интересы преимущественно выражает сегодня государственная власть в нашей стране

В % от количества опрошенных





Варианты ответа

2003 г.

2007 г.

Бюрократии (чиновников)

45,9

48,9

Крупных предпринимателей и финансистов

44,5

43,8

Работников правоохранительных органов

8,8

17,6

Интересы народа в целом

-

12,9

Военнослужащих

3,2

7,5

Представителей малого и среднего бизнеса

8,9

7,3

Пенсионеров

4,4

5,9

Гуманитарных работников (врачей, учителей, ученых и др.)

-

4,6

Рабочих и служащих государственных и частных предприятий

3,5

1,8

Крестьян

1,2

1,1

Ничьи интересы не защищает

10,7

14,8

Затруднились ответить

16,4

13,9

На основе тенденций выявленных по результатам социологических мониторингов, анализа социальных прогнозов делан вывод, что общественное мнение по данным проблемам в ближайшее время едва ли изменится в сторону положительных оценок социальной политики.

В третьей главе «Особенности формирования социальных отношений в условиях переходного периода развития российского общества» исследованы особенности развития социальных отношений в современной России, формирования социальной инфраструктуры, реформирования общества в соответствии с новой концепцией социальной политики, исследована стратификация в новой системе социально-политических отношений.

Формирование и развитие социальных отношений в современной России происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешним фактором является мировой императив построения информационного общества с органичной для него «новой экономикой», основанной на научном менеджменте, высоких технологиях и приоритетах: управленческого интеллекта перед эксплуатацией природных ресурсов; интеллектуального и человеческого капитала перед материальным капиталом; инновационного развития перед ориентацией на сырьевые отрасли; экспорта знаний вместо экспорта сырья. Внутренним фактором выступает фактор «управления в переходной социальной системе», а именно то, в какой мере российские реформы выполняют императив введения российского общества в координаты информационного общества и «новой экономики».

Приведенные данные говорят о том, что достигнутый уровень жизни населения России остается все еще очень низким. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2004 г. Опрос населения показал, что никаких материальных затруднений не испытывают сегодня лишь 2,4% россиян, 32,5% опрошенных считают, что у них нет особых материальных затруднений, хотя и не все покупки им по карману. Основная же часть населения (около 64%) находится в тяжелом материальном положении. Так, 46% россиян денег хватает лишь на основные продукты и одежду, 13,3% опрошенных денег не хватает даже на покупку продуктов и одежды, а 4% респондентов считают, что живут в крайней нужде.1

При этом 55,4% опрошенных работников различных отраслей экономики считают, что их заработок не увеличится даже, если они будут работать с большей отдачей сил на основной работе. В тоже время, 46% респондентов отметили, что если они, напротив, будут работать с меньшей отдачей сил, их заработок не уменьшится. Это говорит о том, что во многих отраслях экономики не сложилась система эффективного использования рабочей силы и мотивации работников к труду. Произошел разрыв между интересами работодателя и интересами наемного работника.



Не может не обратить на себя особое внимание то факт, что в структуре денежных затрат населения расходы на сбережения занимают очень небольшую долю - всего 12,9%. Именно сбережения являются реальным показателем благосостояния населения. А их малая доля в структуре расходов населения свидетельствует о низком уровне материального достатка наших граждан и нестабильности экономики.
<< предыдущая страница   следующая страница >>