страница 1страница 2страница 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Социальные отношения в современном российском обществе - страница №2/3
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени ее разработанности, сформулированы цель, задачи исследования, определен объект, предмет, теоретико-методологические и эмпирическая основы, раскрыта научная и практическая значимость работы, перечислены формы апробации результатов исследования.В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению социальных отношений в современном российском обществе» рассмотрена методология исследования сущности, факторов, содержания и субъектов социальных отношений, определена структура социальных отношений, их классификация применительно к современным российским обстоятельствам, изучены объективные и субъективные условия, оказывающих существенное влияние на формирование и развитие современных российских социальных отношений, показана специфика социологического подхода к их изучению. Общество рассматривается как социальная система, состояния которой формируются и обусловливаются всей совокупностью сложных процессов, подчиняющихся как логике объективных причинно–следственных связей развития социума, так и порождающихся интересами, волей и действиями отдельных личностей и социальных групп. Поэтому в теоретико–методологическом плане понятие “социальная система” является одним из базовых понятий социологии и одним из ключевых понятий современной теории социального развития. Социальные системы составляют особый тип систем (наряду с техническими, биологическими и др.). Существенной особенностью и отличием социальных систем, являются люди, как их элементы, а также отношения и взаимодействия между ними. На основе использования системного подхода социальная система определена как сложная система, обладающая иерархической структурой, эволюционные состояния которой обусловливаются и порождаются человеческими взаимодействиями. Применению категории «социальные отношения» способствовали социологические теории, разрабатывающие идею формирования и эволюции социальных институтов на основе существующих в обществе фундаментальных отношений социального обмена. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Объектом социальных отношений являются: жизнеобеспечение людей и защита, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является достижение высоких уровня и качества жизни людей. При определении содержания и форм социальных отношений использована иерархическая теория потребностей А.Маслоу, классифицирующая потребности но нескольким основным группам. В их числе физиологические потребности; потребность в безопасности (стремление человека к безопасности, стабильности,; к защите, к свободе от страха, тревоги и хаоса), потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; потребность в принадлежности и любви; потребность в признании; потребность в самоактуализации. Жизненные интересы основных социальных групп типологизированны в соответствии с приоритетными потребностями, что позволило уточнить структуру социальных отношений российского общества. Социальная стабильность общества находиться в зависимости от возможностей удовлетворения населением своих социальных интересов и потребностей (П. Сорокин). Проблема удовлетворения потребностей рассмотрена в соответствии с теорией равных жизненных шансов, так как наличие равных шансов и возможностей в социальной сфере обеспечивает развитие общества с устойчивым ростом благосостояния населения (Р. Дарендорф). Субъекты социальных отношений стремятся в процессах социального обмена повышать уровни защиты и обеспечения своей жизнедеятельности. Вследствие этого между всеми субъектами социальных отношений устанавливается субординация, которая в условиях развитых стабильных социальных отношений носит характер преимущественно партнерства. Социальное партнерство направлено на повышение согласованности интересов в системе социальных отношений; повышение уровня доверия в обществе и на этой основе – обеспечение социальной солидарности (гражданского согласия). Основой общества является согласие относительно базовых ценностей существования, однако в российском обществе пока о согласии как о готовности и способности непосредственных партнёров, а вместе с ними и общественных групп сообща искать решение возникающих проблем, согласовывать свои интересы, принимать точки зрения друг друга, искать пути мирного разрешения противоречий пока говорить преждевременно. В широком смысле слова социальное партнёрство рассматривается, как процесс сотрудничества на основе взаимоприемлемости и согласия интересов различных социальных групп с целью решения текущих и перспективных задач, как в интересах этих групп, так и в интересах всего общества. В то же время социальное партнёрство – это и идеология, порождённая определённым уровнем социально-экономического развития, в основе которого отказ, как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка. «Согласие» и «сотрудничество» - это ключевые категории социального партнёрства, имеют острую актуальность для современного состояния российского общества. Основной целью социального партнёрства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества. В рамках государства социальное партнёрство выступает как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на первоочередное решение общенациональных интересов с учётом групповых и корпоративных В диссертации обоснованно, что социальное партнёрство является системой урегулирования конфликтов во всех сферах общества. Формы взаимоотношений и методы согласования интересов участвующих в них субъектов (партнёров) для обеспечения их конструктивного взаимодействия на основе мира и согласия. Определены следующие принципы социального партнёрства:
вопросов на переговорах и консультациях, в достижении соглашений, равноправие также и в контроле за их реализацией;
Методологической основой социального партнёрства является признание ценности человека, личности, гражданина. Партнёрское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Данные качества позволяют социальным партнёрам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим, политическим и социальным вопросам. В работе показано, что мировой опыт социального партнёрства демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наёмных рабочих и предпринимателей. Исходя из положения, что важнейшим фактором развития системы социальных отношений является государство как главный в обществе институт управления, обоснованы функции государства в социальной сфере в период формирования и развития в обществе рыночных отношений. В соответствии с обоснованной социальной задачей данного периода - государство призвано к роли гаранта защиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности. Соглашаясь с тем, что человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается, прежде всего, экономически, в работе обоснована позиция, с учетом практики развитых стран, сегодня только рост и наличие материальных благ, их возрастающее потребление нельзя напрямую связывать с повышением жизненного уровня населения, он также зависит и от уровня и качество жизни людей в конкретной стране, от принципов социального распределения, доступности для всех групп населения. Если раньше утверждались концепции экономического роста и удовлетворения потребностей как самоцели, таким образом, формировалось и идеализировалось общество потребления, то в новых условия возникает необходимость придать жизни человеку достойное качество, включая как материальную, так и духовную составляющую. Наиболее существенные компоненты данной концепции – характер духовных ценностей, норм поведения и форм общения, содержание и творчество в труде, свободное время, качественная сторона условий труда, быта, наличие развитой инфраструктуры, социальных услуг. Сюда также относятся понятия свободы демократии, ощущения удовлетворения жизнью, счастье и несчастье и др. Концепции ориентированные только на экономическое развитие принципиально антигуманны, поскольку каждая из них главной целью развития государства и общества признаёт экономический рост, но не развитие человека. В диссертации предлагается социально ориентированное экономическое развитие. Демографический кризис, острые социальные проблемы, несбалансированность современного социального и экономического развития российского общества за последнее десятилетие необходимость формирования принципиально новой социальной политики, в которой человек из подчиненного объекта политики должен стать главным приоритетом и активным субъектом. Согласно Конституции РФ “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека… Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.1В диссертации обоснована необходимость перехода государства на сбалансированное социально ориентированное развитие, при котором цели, приоритеты, и основные пропорции развития социально ориентированной экономики оптимально сочетаются с целями, приоритетами и потребностями развития общества. При таком целеполагании социальный компонент развития становится центральным, предопределяющим систему целей, приоритеты сбалансированного социально–экономического развития, ориентацию и мотивацию действий всех его участников. При анализе состава субъектов социальных отношений определены социальные институты и социальные группы, как субъекты социальных отношений. В социальных отношениях происходит реализация определенных целей, интересов, устремлений, характерных для конкретных групп. Проблема рационального соотношения и соответствия личных, общественных и государственных интересов всегда имела и имеет принципиальное значение в политике государств. На основе анализа проблемы сделан вывод о том, что устойчивое развитие любой государственной системы возможно лишь в условиях сбалансированного развития личности и общества, общества и государства. Учитывая принципиальное значение проблемы соотношения, рационального сочетания и взаимодействия личных, общественных и государственных интересов, необходимо рассмотреть основные системы предпочтений интересов, характерные для различных типов государств и общественно-политических систем и их взаимоотношения с интересами личности. Типология социальных отношений вытекает из типологии их субъектов - типологии интересов, которые эти субъекты преследуют, и задач, которые они (субъекты) при этом решают. Во второй главе «Эволюция социальных отношений в современном российском обществе» определена социально-философская методология изучения социальных отношений, общество рассмотрено, как пространство социального действия, произведен социологический анализ эволюции социальных отношений в России, сделаны выводы и определены социокультурные особенности развития российского общества. Анализ ряда методологических позиций позволяет сделать выводы: о необходимости творческого сочетания в процессе исследования социальных отношений различных принципов и методик социальной науки, в первую очередь аксиологической методологии и системного подхода; о тенденции к преодолению экономического детерминизма в социальных исследованиях и использованию принципов макросоциального анализа деятельности общественных сил, включающего рассмотрение политических, социокультурных и иных планов общественной жизни, а также разработку методик их исследования и обобщения полученных результатов; о перспективности конфликтологической составляющей в исследованиях системы социальных отношений в современной России и необходимости разработки модели развития через противоречия и конфликты, а точнее – через технологии их разрешения. В диссертации показано, что развитие современных социальных отношений в российском обществе имеет социокультурные особенности. Социокулътурная трансформация есть комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы. Комплексность преобразований рассматривается, как трансформационный процесс, который охватывает основные структуры и явления системы и поэтому не сводится к «реформам сверху», а его ход и результат в значительной степени зависят от действий массовых социальных групп. Это обусловливает принципиальную неоднозначность результата. Результатом трансформации может стать как поступательное, прогрессивное развитие общества, так и его регресс и даже деградация, когда в результате трансформационных изменений общество оказывается отброшенным на несколько уровней назад в своем развитии. Глобализация также может быть рассмотрена как процесс трансформации в глобальном масштабе, протекающий не линейно, неоднозначно и во многом непредсказуемо даже для определяющих субъектов данного процесса. В диссертационном исследовании определено, что, если рассматривать западное общество как социальную систему, то главная тенденция такой общественной системы направлена на возникновение равносильных элементов, обеспечивающих баланс системы, в российском обществе исторически сложилась система, при которой государство не имеет серьезной оппозиции, с которой ему было бы необходимо считаться. Сравнительный анализ стратегических приоритетов социальной политики и актуальных тревог показывает, что общество и государство не слышат друг друга по многим жизненно важным вопросам. Согласно данным Всероссийского социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» (научный руководитель – проф. В. К. Левашов), на вопрос «Понятны ли Вам цели и смысл социальной политики федерального правительства (связанной с условиями и уровнем жизни населения), осуществляемой в последние два года?», ответили «Да, полностью» 13,8% респондентов, «Не вполне» – 52,2%, «Нет» – 26,2%, затруднились ответить – 7,8%. Таким образом, больше половины населения страны не ориентируется в содержании реформ, которые проводятся в обществе. Это подтверждают данные исследования Социологического центра РАГС. Таблица 2 Доля респондентов, указавших, что не знают (или очень слабо представляют) смысл и цели проводимых реформ В % от количества опрошенного населения и экспертов
Немало опрошенных затруднились определить уровень своего понимания реформ, что также является показателем их неосведомленности Очевидно, что общество и государство разговаривают друг с другом на разных языках. Их ориентации в жизни не совпадают по критерию социальной важности и очередности. Власть продолжает выстраивать стратегию политического анализа и практической политики в экономических категориях. Общество мыслит социальными категориями и не воспринимает лишенную повседневных тревог абстракцию экономических показателей. Власть, как можно судить из целей и задач политики, исходит из корпоративной идеологии укрепления государства, безотносительно учета актуальных интересов общества. Общество в своих тревогах показывает, как оно борется за жизнь, и в этих своих действиях оно стихийно придерживается стратегии выживания, которая носит объективно социально значимый характер. Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют, что политический импульс, исходящий от государственных структур и побуждающий общество к инновационным переменам и активности, невысок. Политика реформ приводит к отрыву, отчуждению общества от государства, имеет тенденцию к формированию фундаментального социополитического противоречия между целями государства и интересами общества. В стране сформировалась потребность оздоровления системы социополитических отношений. Исследуя данную проблему необходимо учитывать, что в современном российском обществе присутствуют элементы классово-антагонистической структуры, основанной на фундаментальных социальных противоречиях в вопросах собственности и распределения доходов, но в то же время есть и ядро общих интересов граждан, выражающих социальную потребность к жизнедеятельности в достойных человека условиях. Сформировавшаяся структура социальных отношений разделяет российское общество и государство на части. Проблемы публичной легитимации сложившейся структуры отношений собственности лежат в основе сознания социума и являются ключевыми для морально-этической консолидации общества и государства. Необходимо создать легитимные механизмы мотивации морально-политической ответственности для реализации принципов социальной справедливости и экономической эффективности. Необходим перенос политических усилий в сферу жизненных интересов развития общества. Общество не видит в лице государства защитника своих интересов о чем красноречиво говорят данные исследования Социологического центра РАГС, изложенные в таблице 3. Таблица 3 В % от количества опрошенных
На основе тенденций выявленных по результатам социологических мониторингов, анализа социальных прогнозов делан вывод, что общественное мнение по данным проблемам в ближайшее время едва ли изменится в сторону положительных оценок социальной политики. В третьей главе «Особенности формирования социальных отношений в условиях переходного периода развития российского общества» исследованы особенности развития социальных отношений в современной России, формирования социальной инфраструктуры, реформирования общества в соответствии с новой концепцией социальной политики, исследована стратификация в новой системе социально-политических отношений. Формирование и развитие социальных отношений в современной России происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешним фактором является мировой императив построения информационного общества с органичной для него «новой экономикой», основанной на научном менеджменте, высоких технологиях и приоритетах: управленческого интеллекта перед эксплуатацией природных ресурсов; интеллектуального и человеческого капитала перед материальным капиталом; инновационного развития перед ориентацией на сырьевые отрасли; экспорта знаний вместо экспорта сырья. Внутренним фактором выступает фактор «управления в переходной социальной системе», а именно то, в какой мере российские реформы выполняют императив введения российского общества в координаты информационного общества и «новой экономики». Приведенные данные говорят о том, что достигнутый уровень жизни населения России остается все еще очень низким. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2004 г. Опрос населения показал, что никаких материальных затруднений не испытывают сегодня лишь 2,4% россиян, 32,5% опрошенных считают, что у них нет особых материальных затруднений, хотя и не все покупки им по карману. Основная же часть населения (около 64%) находится в тяжелом материальном положении. Так, 46% россиян денег хватает лишь на основные продукты и одежду, 13,3% опрошенных денег не хватает даже на покупку продуктов и одежды, а 4% респондентов считают, что живут в крайней нужде.1 При этом 55,4% опрошенных работников различных отраслей экономики считают, что их заработок не увеличится даже, если они будут работать с большей отдачей сил на основной работе. В тоже время, 46% респондентов отметили, что если они, напротив, будут работать с меньшей отдачей сил, их заработок не уменьшится. Это говорит о том, что во многих отраслях экономики не сложилась система эффективного использования рабочей силы и мотивации работников к труду. Произошел разрыв между интересами работодателя и интересами наемного работника. Не может не обратить на себя особое внимание то факт, что в структуре денежных затрат населения расходы на сбережения занимают очень небольшую долю - всего 12,9%. Именно сбережения являются реальным показателем благосостояния населения. А их малая доля в структуре расходов населения свидетельствует о низком уровне материального достатка наших граждан и нестабильности экономики. << предыдущая страница следующая страница >> |
|