Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб пособие/ Под ред проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. 397 с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Личность и ее жизненное пространство 1 201.7kb.
Общая социология: Учеб пособие/Под общ ред проф. А. Г. Эфендиева. 1 107.13kb.
Принципы и закономерности социальной работы 1 33.79kb.
Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений... 32 11410.45kb.
Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... 9 2856.2kb.
Под общей ред. М. В. Гамезо Общая психология Учебно-методическое... 11 5027.04kb.
Лекции по частной трансфузиологии : учеб пособие / под ред. 1 43.05kb.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) 8 4031.99kb.
Психология: Учеб./ Под ред. А. А. Крылова. М.: Изд-во М. А. 1 63.67kb.
2 понятие о личности. Общие проблемы 6 33 4624.93kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Биография А. Маслоу. Основные положения теории гуманистической психологии А. 1 167.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб пособие/ Под ред проф. - страница №1/1

Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – 397 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 12

I. Представление о личности и ее компонентах в психо­логии

1. Что такое быть личностью? 14

2. Что такое индивидуальность? 17

3. Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии? 20

4. Что такое социогенные потребности и как они формируются? 22

5. Что такое способности и одаренность личности? 25

6. Как развивается самосознание и формируется личностная и социальная идентичность человека? 29

II. Механизмы и условия социализации личности

7. Что такое социализация личности? 34

8. С помощью каких механизмов реализуется процесс социализации? 37

9. Какие факторы оказывают значимое влияние на процессы социализации личности? 40

10. Почему одним из основных факторов социализа­ции признается семья? 42

11. Какое влияние на процессы социализации личности ребенка оказывает его

общение со сверстниками? 45

12. Как влияют особенности этноса на процессы социализации личности? 49

13. Какая связь между социализацией личности и природной средой? 53

III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности

14. Что изучает психофизика? 58

15. Что понимается под психофизиологическими механизмами ощущений и восприятии, мышления и речи? 60

16. Каковы психофизиологические механизмы эмоций? 63

17. Что такое межполушарная специализация и латерализация психических функций? 66

18. Как соотносятся различные виды асимметрий? 70

19. Какими мозговыми механизмами обеспечивается асимметрия действий разной степени сложности? 73

IV. Периоды развития личности и ее возраст

20. Как понимается в психологии возраст личности? 76

21. Каким образом взаимосвязаны психическое разви­тие личности и ее основная деятельность? 80

22. В чем суть основных положений концепции раз­вития личности А.В. Петровского? 82

23. Что такое развитие личности с точки зрения антро­пологической психологии? 85

24. Какие подходы к построению периодов развития личности существуют в зарубежной психологии? 87

25. По каким критериям можно определить психоло­гический возраст личности? 90

V. Гуманистическая психология о личности

26. Что такое гуманистическая психология? 93

27. Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека? 97

28. Как трактуются понятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии? 99

29. Каковы теоретические представления о личности, выдвинутые основоположниками гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерсом? 102

30. Какие пути выбора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии? 105

31. Какие эмпирические методы используются в гуманистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи? 107

VI. Психоаналитический подход в психологии личности

32. Что такое психоаналитический подход в психо­логии личности? 111

33. Как в психоанализе понимается личность? 113

34. Какое представление о взаимосвязи сознания и бессознательного личности существует в психо­анализе? 116

35. Как объясняют представители психоаналитичес­кого направления особенности развития и пове­дения личности? 118

36. Как в психоанализе понимается психологическая защита и ее типы? 122

37. Какие методы используются в психоанализе для изучения личности? 126

VII. Концепция отношений личности

38. Что такое отношения личности? 129

39. Кто стоит у истоков отечественной психологии отношений? 133

40. На основе каких критериев выделяются виды отношений? 136

41. Под влиянием каких факторов формируется и из­меняется система отношений личности? 139

VIII. Экспрессия личности

42. Чем занимается психология экспрессивного поведения личности? 143

43. Как происходило становление отечественной психологии экспрессивного поведения личности? 147

44. Что такое экспрессивное поведение человека? 151

45. Какие объяснения взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психических состояний личности сушествуют в психологии экспрессивного поведения? 155

46. На основе каких характеристик экспрессии лица и взгляда можно судить о личностных особенностях человека? 161

47. Какие характеристики позы и походки человека несут объективную информацию о его личности? 166

48. О каких особенностях личности свидетельствуют жесты? 170

49. Какие методы используются при изучении экспрес­сивного поведения личности? 174

IX. Эмпатия личности

50. Что такое эмпатия? 178

51. Какие виды и формы эмпатии существуют? 181

52. Под влиянием каких факторов развивается и про­является эмпатия личности? 182

53. В чем состоят функции эмпатии в межличностном общении? 184

54. Какими характеристиками личности обладает эмпатийный человек? 187

55. Какие методы определения степени эмпатийности личности существуют? 188

X. Психология доверительного поведения личности

56. Что такое вера и доверие в психологии и какие раз­личия существуют между ними? 191

57. Какие функции в жизни человека выполняет доверие? 193

58. Какие факторы влияют на формирование различ­ных видов доверия? 196

59. Что такое доверие к себе? 200

60. Каковы психологические особенности личности, доверяющей себе и другому, и какие методы изуче­ния этих особенностей существуют? 202

XI. Психологические особенности уверенной в себе личности

61. Каковы характерные черты уверенной в себе личности? 207

62. Что такое уверенное или неуверенное поведение? 212

63. Какие объяснения формирования уверенной или неуверенной в себе личности существуют? 215

64. Какие способы измерения и коррекции неуверен­ности в себе существуют? 218

Тест уверенности в себе 219

XII. Авторитет личности и отношения авторитетности между людьми

65. Что такое «авторитет» и каковы основные направ­ления его изучения в психологии? 226

66. Каковы основные стадии становления авторитета одного человека для другого? 231

67. Какие различия существуют между авторитетом личности и авторитетом ее статуса и роли? 234

68. Как с помощью теории авторитета личности объяснять человеческие взаимоотношения? 237

XIII. Когнитивные и мотивационные аспекты межличностного общения

69. Как определяются в психологии когнитивные и мыслительные стили личности? 240

70. Что такое когнитивная сложность и как она влияет на межличностное общение? 243

71. Какова структура и основные характеристики социально-перцептивных оценок личности? 246

72. Какие характеристики присущи мотивации меж­личностного общения? 249

73. Что такое самораскрытие личности в общении и какие функции оно выполняет? 253

XIV. Взаимопонимание в общении

74. Что такое взаимопонимание? 257

75. Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют? 261

76. Какие характеристики общения определяют осо­бенности взаимопонимания? 262

77. Какие индивидно-личностные особенности участ­ников общения влияют на взаимопонимание? 267

78. Какие методы изучения взаимопонимания существуют? 271

XV. Манипулятивное общение и личность манипулятора

79. Что такое манипуляции и манипулирование людьми? 274

80. Какие характеристики присущи «играмманипуля­циям»? 276

81. Каковы средства и способы манипулирования людьми в общении? 279

82. Какими психологическими особенностями обла­дает манипулятор? 282

83. Какие методы определения склонности к манипулятивной деятельности существуют в психологии? 285

XVI. Поведение личности в конфликтном общении

84. Что такое конфликт и какие основные функции в жизни человека и общества он выполняет? 288

85. Как в психологии понимается структура конфлик­та и динамика его развития? 291

86. Какие стратегии взаимодействия (типы поведения) существуют в конфликте? 296

87. Какие личностные предпосылки и особенности влияют на выбор стратегии сотрудничества и организацию совместной деятельности? 299

88. Какие особенности характеризуют личность, склонную к деструктивному, конфронтационному поведению? 302

89. Какие рекомендации дают психологи для кон­структивного разрешения конфликта? 304

XVII. Отклоняющееся поведение личности

90. Что такое отклоняющееся поведение и какие формы дезадаптации существуют? 308

91. Что такое безмотивные преступления? 312

92. Как соотносятся в природе отклоняющегося по­ведения биологические и социальные факторы? 315

93. Что такое психосоциальная работа и какова ее роль в предупреждении и коррекции откло­няющегося поведения? 318

XVIII. Психология успешного поведения личности

94. Как понимается «успех» в психологии? 321

95. Какие особенности личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению? 325

96. Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности? 329

97. Какие формы успеха существуют? 332

98. Какие особенности в формировании ориентации на успех у мужчин и женщин существуют? 334

XIX. Карьера личности и ее профессия

99. Как определяют карьеру в психологии? 339

100. Что такое профессия с точки зрения психологии? 342

101. Как в психодинамической и сценарной теориях объясняется выбор профессии личностью? 344

102. Как в типологической теории объясняется выбор профессии? 349

103. Какие существуют направления развития и адап­тации личности в ее карьере? 351

104. На основе каких признаков можно определить тип карьеры личности? 355

XX. Психологическое здоровье личности

105. Что такое валеопсихология? 359

106. Что такое психическое здоровье и каковы его критерии 363

107. Как может относиться человек к болезни? 366

108. Какие факторы способствуют повышению уровня психического здоровья личности? 368

109. Какие принципы и приемы психического оздо­ровления личности существуют? 370

XXI. Психологическая помощь личности

110. Какие формы и виды психологической помощи человеку существуют? 373

111. В какие периоды жизни человек больше всего нуждается в психологической помощи? 377

112. Какими могут быть последствия несвоевремен­ного обращения за психологической помощью? 381

113. Каковы права личности, обратившейся за психо­логической помощью? 384

114. Как использовать наблюдение для оказания пси­хологической помощи самому себе в стрессовых ситуациях? 387

115. Как с помощью опросника определить тип пове­дения в стрессовой ситуации с целью самоди­агностики и оказания себе психологической помощи? 390



116. Какие упражнения позволяют человеку изменить свое поведение в стрессовых ситуациях и тем самым оказать себе психологическую помощь? 393