Сколько стоит «мёртвая душа?» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сколько стоит «мёртвая душа?» - страница №1/1

СКОЛЬКО СТОИТ «МЁРТВАЯ ДУША?»

Максимова Вероника

МБУ школа № 61 г. Тольятти, 11 «Б»
Научный руководитель:

Тютюма Валентина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБУ школа №61 г. Тольятти




Тольятти

2012 г.


1

Содержание

Введение……………………………………………………………………… с. 3-4

Часть первая

Образы помещиков в поэме «Мёртвый души» и их отношение к вопросу о покупке «мёртвых душ»……………………………………………………... с.5-6

1.1. Манилов …………………………………………………………………. с.6-7

1.2. Коробочка ……………………………………………………………….. с.7-8

1.3. Ноздрёв …………………………………………………………………. с.8-9

1.4. Собакевич ………………………………………………………………с.10-11

1.5. Плюшкин ………………………………………………………………. с.11-14

Часть вторая

Современные чичиковы……………………………………………………. с.15-18
Заключение …………………………………………………………………. с.19-20
Литература………………………………………………………………………с.21
Приложение………………………………………………………………… с.22-25
2

Введение

Писатель Н.В. Гоголь открылся неожиданно: была прочитана поэма, в которой автор правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений иногда в нарочито преувеличенном комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков. Все они наделены общими чертами.

Главный герой Павел Иванович Чичиков приобретает у помещиков «мёртвые души». Перепись крепостного населения проводилось один раз в 10 – 15 лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском Совете и получить изрядную сумму денег.

Разговор Чичикова с помещиками о покупке «мёртвых душ» удивляет, ошеломляет их. Необычный товар, никогда такой не продавали. За сколько продать? Как не продешевить?

Захотелось разобраться в этом, понаблюдать за поведением помещиков, выяснить, сколько стоит «мёртвая душа»? Это и определило выбор темы нашего исследования.

Для этого необходимо в «портретных» главах увидеть картины морального упадка помещичьего класса, проанализировать поведение помещиков в сценах купли - продажи «мёртвых душ», а затем исследовать , есть ли современные чичиковы. С этой точки зрения творчество Н.В. Гоголя не рассматривалось, что и определяет актуальность и новизну нашей работы.



Объект исследования – поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Предмет исследования – купля – продажа «мёртвых душ»

3

Цель: установить, сколько стоит «мёртвая душа»? Есть ли современные чичиковы?



Задачи:

1) отобрать и изучить литературу по теме;

2) проанализировать сцены купли – продажи в поэме «мёртвые души»;

3) осмыслить современные литературоведческие положения о поэме;

4) исследовать современные публицистические материалы о «мёртвых душах».

4

Часть первая



Образы помещиков в поэме «Мёртвый души» и их отношение к вопросу о покупке «мёртвых душ»

В своей «Авторской исповеди» Н. В. Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» его натолкнул А. С. Пушкин... «он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что даёт свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Гоголь хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести из забвения, в котором «спит ум». Это стремление автора продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы.

В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это «не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества».

Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в «Мертвых душах», наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах.

С большой художественной выразительностью в «портретных» главах дана картина морального упадка помещичьего класса.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - порождение крепостнического строя.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации

5

(изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.



Кто же стоит первым в галерее этих героев? Как помещики относятся к вопросу о покупке «мёртвых душ»?

1.1. Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по ближайшим поместьям с целью приобретения «мертвых душ».

Манилов - «...человек видный: черты лица... не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою «говорящую» - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне современи последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от

6

всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.



Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». Таков образ «рыцаря пустоты», вызывающий грустную улыбку.

Чичиков просит у Манилова подробный реестр крестьян, умерших после последней переписи (ревизские сказки), хочет купить мертвые души. Оторопевший Манилов «как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Чичиков убеждает хозяина, что закон будет соблюден и что казна получит положенные налоги. Совершенно успокоившийся Манилов отдает мертвые души бесплатно и остается в убеждении, что оказал Чичикову неоценимую услугу. «Я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя»

1.2. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».

Имена крестьян своих она «знала почти наизусть». Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже.

7

Все «новое и небывалое» пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые «уже никуда не нужны». «Дубинноголовая» Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц.



Коробочка оставляет Чичикова ночевать, а утром гость переходит к деловым переговорам о покупке мертвых душ. В ответ Коробочка предлагает Чичикову купить у нее пеньку или мед, не может понять, зачем ему мертвые души («Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубинноголовая»), боится продешевить. Уговаривая ее, Чичиков теряет терпение, сравнивает Коробочку с собакой на сене. Ему удается убедить хозяйку совершить купчую крепость только после того, как он сообщает о себе неправду (что он ведет казенные подряды) и обещает впоследствии купить у нее и мед, и пеньку. Коробочка верит ему, решает даже задобрить и угостить важного чиновника. «Я готова отдать за 15 ассигнациями». Чичиков достает нужные бумаги из своей шкатулки, в которой много отделений и имеется даже потайной ящик для денег. Мужики Коробочки носят странные фамилии (например, Неуважай - Корыто). После долгих торгов сделка совершается. В отличие от Манилова Коробочка всех умерших знала наизусть, записи не вела.

1.3. Иной тип представляет Ноздрев. Он - полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он - непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд




Купчая* - нотариально оформленный документ, согласно которому право собственности на товар или недвижимость переходит от его владельца другому лицу.

8

хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня. Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.



Чичиков переходит к деловым переговорам, излагает суть своей просьбы, объясняя, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы (родители невесты интересуются его имущественным положением, в том числе количеством крестьян). Ноздрев соглашается подарить Чичикову несуществующих крестьян, но при этом пытается продать ему в нагрузку жеребца, кобылу, собаку, шарманку и т. д. «Купи у меня жеребца, я тебе дам мёртвые души в придачу». Он продал бы мёртвые души ,но Чичиков должен был за это что-нибудь купить у него. Когда Чичиков решительно отказывается, предлагает ему сыграть в карты. Уже раскаиваясь, что связался с Ноздревым, Чичиков отметает и это предложение.

В отместку Ноздрев приказывает кучеру накормить лошадь Чичикова не овсом, а сеном, чем оскорбляет гостя, но сам при этом не чувствует себя неудобно. Утром как ни в чем не бывало Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. Тот соглашается. Ноздрев жульничает во время игры. Чичиков обвиняет его в плутовстве и прекращает игру. Ноздрев лезет драться, зовет слуг и приказывает избить гостя. В этот момент появляется капитан-исправник и арестовывает Ноздрева за нанесение помещику Максимову «личной обиды в пьяном виде». В свойственной ему манере Ноздрев от всего отрекается, клянется, что не знает помещика Максимова. Воспользовавшись ситуацией, Чичиков «исчезает».

Ассигнация* - контракт, по которому одна сторона передает другой по какому-либо мотиву определенную сумму денег, ценные бумаги либо другие ценности. 9

1.4. Собакевич - «чертов кулак», такое определение дает Чичиков. Собакевич - это воплощение прочной силы, он «человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча», а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески «рекламируя» Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о нём.

За обедом Собакевич рассказывает о своем соседе Плюшкине, владеющем восемьюстами крестьянами, чрезвычайно скупом человеке. Услышав, что Чичиков хочет купить мертвые души, Собакевич ничуть не удивляется, а сразу приступает к торгу. Он обещает продать мертвые души по 100 рублей за штуку, мотивируя это тем, что его крестьяне настоящие мастера (каретник Михеев, плотник Степан Пробка, сапожник Максим Телятников). Торг продолжается долго. В сердцах Чичиков про себя называет Собакевича «кулаком», а вслух говорит, что качества крестьян не важны, так как они мертвые. Не сходясь с Чичиковым в цене и прекрасно понимая, что сделка не совсем законна, Собакевич намекает, что «такого рода покупки, я это говорю между нами, по дружбе, не всегда позволительны, и расскажи — я или кто иной — такому человеку не будет никакой доверенности...» В конечном счете стороны сходятся на двух с половиной рублях за штуку, составляют документ, причем каждый опасается надувательства со стороны

10

другого. Собакевич предлагает Чичикову купить по дешевке «женского полу», но гость отказывается (хотя впоследствии обнаружит, что Собакевич все-таки вписал в купчую крепость женщину Елизавету Воробей). Чичиков уезжает, спрашивает у мужика в деревне, как проехать в имение Плюшкина.




Собакевич

Чичиков

100 рублей за штуку

8 гривен за душу = 80 копеек

75 рублей

2 рубля

50 рублей

2рубля 50 копеек

30 рублей

2рубля 50 копеек

25 рублей

2рубля 50 копеек

3 рубля

2рубля 50 копеек

2рубля 50 копеек

2рубля 50 копеек

1.5. Замыкает галерею помещиков Плюшкин - «прореха на человечестве».

Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «всё текло живо» и когда он обратился в « прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым


Гривна* - денежная единица Киевской Руси. Гривна делится на 100 копеек.

1 гривна = 10 копейкам

Чубук*— часть курительной трубки

11

семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни



Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

Узнав о цели визита Чичикова, Плюшкин преисполняется радости, поскольку Чичиков предлагает ему заплатить за мертвые души. «Предложение, казалось, изумило Плюшкина. Он, вытаращив глаза, долго смотрел на него…» У него было 1000 душ. Он соглашается продать Чичикову не только мертвых крестьян, но и беглых, при этом торгуется за каждую копейку. «Беглые души, не нужны ли вам? 70 душ наберётся». С последней переписи умерло 120 душ. Автор обращает внимание читателя на этот факт, чтобы подчеркнуть, как трудно жилось крестьянам у Плюшкина. В результате, Плюшкин продал 78 душ, за которые получил 24рубля 69 копеек. Получив деньги, которыми он никогда не воспользуется, прячет ассигнации в ящик, где им будет суждено пролежать до смерти хозяина. Чичиков торопится уехать, к большой радости Плюшкина, отказываясь от чая и угощений. Плюшкин приказывает убрать сухарь из кулича опять в кладовую, при этом следит, чтобы не пропало ни крошки. Чичиков возвращается в город.




Плюшкин


Чичиков

40 копеек

25 копеек

30 копеек

30 копеек

12

Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей. Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям. Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.

13



МАНИЛОВ

«У Манилова ничего не было».

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов.

Бесплодное фантазёрство, сладенькая болтовня.









КОРОБОЧКА

Бессмысленное накопительство, неумная жажда выгоды – и полная духовная нищета.

Типичность «дубинноголовой» помещицы.






НОЗДРЁВ

«… говоруны, кутилы, лихачи = народ видный»

Пустой, вздорный прожигатель жизни.





СОБАКЕВИЧ

« Патриот русского желудка»; ненависть к культуре и просвещению.

Грубая сила, напористость и наглость.

Помещик – торгаш и кулак.









ПЛЮШКИН

« И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек»






«…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и всё прочие» (А. И . Герцен).

14

Часть вторая



Современные чичиковы
Работа по исследованию вопроса, сколько же стоит мёртвая душа, навела меня на мысль. А в наше время упоминаются такие души или нет? С какой целью? Существуют ли современные чичиковы? Мы исследовали и обнаружили, что, оказывается, в «Независимой газете» журналисты Ольга Тропкина и Андрей Скробот опубликовали материал о мёртвых душах российского электората.

Вброс сотен тысяч бюллетеней с "мертвыми душами" может фатальным образом повлиять на исход голосования – особенно для таких оппозиционных партий, как "Яблоко" Григория Явлинского.

Данные о численности избирателей, которыми пользуется ЦИК, не внушают доверия. Общеизвестный факт: население России из года в год убывает, за последние 10 с половиной лет россиян стало на 3,8 миллиона меньше. Это данные Госкомстата РФ. А вот данные ЦИК: избирателей в России за это же время стало на 4 миллиона 546 тысяч больше!

Последний по времени пересчет электората проводился в начале июля, предпоследний - в январе. Население России за это время сократилось на 454,2 тысячи человек, а число избирателей выросло почти на 2 миллиона! Откуда за полгода могло набежать такое количество половозрелых граждан? Как это вообще возможно, чтобы людей становилось все меньше, а избирателей - все больше?

Зачем избиркомам или муниципальным начальникам фальсифицировать данные о численности избирателей - вопрос почти риторический. Вот как ответил на него заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко: "Понятно, что "мертвые души" голосовать не придут. А коль скоро они не придут, то бюллетень за них может опустить дядя по имени "административный ресурс". Иначе говоря, за счет несуществующих, но

15

якобы зарегистрированных избирателей можно подбросить "нужному" кандидату или "нужной" партии недостающее до "планового задания" количество голосов. Из практики известно, что проще всего это сделать при голосовании на дому, когда используются переносные урны, или во время предварительного голосования, когда за руками избиркомовцев никто не следит.



Сколько "мертвых душ" числится среди тех 2 миллионов выборщиков, что неожиданно появились перед нынешними выборами, вряд ли кто скажет. Но очевидно, что это рекордный за все время наблюдений прирост. Следовательно, возможности для фальсификации результатов выборов в этот раз велики как никогда.

А Н. Невский в статье «Мёртвые души…» замечает: « В своё время известный проходимец Чичиков колесил по селам и весям, прикупая у помещиков «мертвые души». А поскольку в губернских податных списках эти крестьяне значились еще живыми, то под залог нескольких сотен якобы еще живых крепостных этот прохиндей получал ссуду в банке. Сегодня Таганский суд Москвы отказал Республиканской партии России в ее иске к Федеральной регистрационной службе, отказывающейся признавать итоги последнего съезда республиканцев.

Представитель Федеральной Регистрационной Службы Галина Фокина предоставила суду документ, содержащий итоги проверки реальной численности РПР. По материалам этой проверки получается, что сам факт существования многих региональных отделений этой партии вызывает сильные сомнения у ФРС.

Так, например, в Ингушетии по адресу, указанному при регистрации, руководящие органы партии не размещаются, никакой информации об их месторасположении нет.




Электорат* (лат.elector избиратель) – круг избирателей, голосующих за какую – либо политическую партию на парламентских, президентских и муниципальных выборах. 16

Полномочия выборного органа истекли еще в декабре 2004 года и с тех пор не переизбирались, никаких собраний не проводилось.

Калмыцкая парторганизация была ликвидирована по решению республиканского суда 19 мая 2005 года в «связи с нарушением порядка создания организации, носящим неустранимый характер».

В Мордовии при регистрации была указана численность местной организации в 975 человек, а в конференции по выдвижению делегатов на партсъезд участвовало только 52, что делает ее нелегитимной из-за отсутствия кворума.

В Татарии при регистрации партии декларировалась численность 620 членов. В протоколе конференции указывается уже в два раза меньше - 333, из которых только 17 пришли на это собрание. Более того, проверкой ФРС было установлено что 80 человек из списочного состава РПР заявили, что вообще никогда в этой партии не состояли.

В Удмуртии из 999 записанных в партийные ряды человек 400 с удивлением узнали, что их занесли в списки какой-то партии без их ведома. Причем, 44 из них проживает совсем в других регионах.

При регистрации Мурманского регионального отделения партии была заявлена численность в 792 человека. На конференции уже фигурировала цифра 100 из которых присутствовало 78. При проверке же 562 человека не подтвердили своего членства.

При проверке новгородского отделения РПР было установлено, что из заявленных 956 членов подтвердили свое членство в партии только 41, а 121 не проживают в этом регионе.

В Самаре из 1036 «членов партии» вообще ни один не подтвердил своего членства в РПР!

В Тамбовском отделении заявляли о 541 соратнике, 177 из которых не подтвердили членства, а 33 не проживают в области. Местные отделения не создавались.

17

В Тверском отделении утверждали при регистрации о наличии в партийных рядах аж 7561 человек. Но на конференции присутствовало только 132.



В Санкт-Петербурге выяснилось, что из 1084 членов партии 643 человека заявлений в партию никогда не писали и в РПР не состояли.

Аналогично в Чувашской республике, Краснодарском крае, Чеченской республике, республике Адыгея, где значительная часть списочного состава оказались вообще лицами вымышленными.

В Иркутской области проверка установила, что 44 члена партии по указанным адресам не проживали, 29-проживали в других регионах, 27 заявлений не писали, 10 оказались несовершеннолетними. По итогам проверки подан иск о ликвидации.

Таким образом, при первой же серьезной проверке оказалось, что в действительности большая часть региональных организаций Республиканской партии России существует исключительно на бумаге или в воображении центрального руководства. Скорее всего, реальная численность РПР исчисляется несколькими сотнями человек на всю страну, в то время как закон о политических партиях предписывает иметь не менее 50 тысяч.

В свое время известный проходимец Чичиков колесил по селам и весям, прикупая у помещиков «мертвые души». А поскольку в губернских податных списках эти крестьяне значились еще живыми, то под залог нескольких сотен якобы еще живых крепостных этот прохиндей получал ссуду в банке. Весьма похожая ситуация, не правда ли? Только в случае с РПР речь идет скорее о политическом кредите, пропуске в большую политику для получения которого годятся и беззастенчивые приписки, и запись в партию людей без их ведома, и прием в партию давно умерших людей.

Похоже, что руководство Республиканской партии внимательно прочитало «Мертвые души» и восприняло как руководство к действию…


18

Заключение

В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам.

Современное литературоведение, работы А. Н. Степановой – Чикиной, С.И. Машинского, Ю. Манна, П.К. Боголепова позволяют увидеть авторскую позицию в прозаическом тексте. Исследуя художественный текст поэмы, всматриваясь в портретные характеристики помещиков, анализируя их действия и поступки, можно определить отношение Н. В. Гоголя к окружающему миру. Последовательно, от героя к герою, автор обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следует у меня герои один пошлее другого», - писал он. Образы помещиков даны по принципу всё более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Мёртвыми душами в поэме являются сами помещики. В каждом образе скрыта одна из разновидностей духовной смерти. Нравственность уродов, утративших всё человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Автор поэмы выносит суровый приговор крепостникам – помещикам и крепостнической действительности в целом. Подтверждением этому являются сцены купли – продажи мёртвых душ.

Разоблачая подлость Чичикова, Гоголь бичует вместе с тем и общество, которое признаёт лучшими людьми тех, кто имеет капитал.

Гоголь приводит нас к выводу, что неразумно устроено само общество. Потому и появляются люди – подлецы, так как есть условия для их мошеннической деятельности.

В своё время известный проходимец Чичиков колесил по сёлам и весям, прикупая у помещиков «мёртвые души». А поскольку в губернских податных списках эти крестьяне не значились ещё живыми, то под залог нескольких сотен якобы ещё живых крепостных этот прохиндей получал ссуду в банке. Очень похожая современная ситуация, не правда ли?

Современная публицистика убеждает. Что существует политический кредит для получения которого годятся и беззастенчивые приписки, и запись

19

людей без их ведома, и приём в партию давно умерших людей. Современные



чичиковы очень внимательно почитали «Мертвые души» и восприняли их как руководство к действию. Таким образом, существуют и процветают современные чичиковы.

20

Литература

1. Гоголь Н. В., Мёртвые души, Москва, «Высшая школа», 1980г. с. 259.

2. громов Н.И. Русская литература, Москва, «просвещение», 1986 г. с. 254.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка, Москва «Азъ», 1995 г. с. 907.

4. Фогельсон И. А., Литература учит, Москва, « Просвещение», 1990 г. с. 206.

5. Степанов А.Н. Николай Васильевич гоголь, Биография писателя. М. – Л., 1966г. с.240.

6. Смирнова – Чикина Е.С., Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Комментарий. 3-е изд. Л., 1974г. с. 180.

7. Машинский С. И. ,Чемодан Адеркаса. М., 1974 г. с. 197

8. Манн Ю., Смелость изобретения. Черты художественного мира гоголя. М., 1975г. с. 132.

9. Боголепов П. К., Тропа к Гоголю. Книга – справочник. М., 1976г. с. 214.

10. Машинский С. И. ,»Мёртвые души» Н.В. Гоголя, 2 – е изд. М., 1917 г. с. 238.

11. http://www.ladno.ru/elections/82.html

12.Бурцева В. В., Семёнова Н. М., Словарь иностранных слов. Ответственные редакторы. 3 – изд. стереотипное, Москва, «Русский язык – Медиа», 2005 г. с. 817.

21

Приложения

«Мёртвые души» — произведение русского писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Первый том был издан в 1842 году; продолжение было уничтожено писателем, сохранились только отдельные главы.

Образы и цитаты в популярной культуре

Имена ряда персонажей романа превратились в нарицательные: Плюшкин — символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич — неотёсанный человек, маниловщина — погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью.

Название поэмы (1842) Н. В. Гоголя (1809-1852). Иногда полагают, что выражение было широко употребительным в эпоху крепостного права.

В действительности оно родилось только благодаря поэме Гоголя, поскольку такое словосочетание не встречается ни в словарях, ни в официальных документах того времени. Поэтому это выражение возмутило тогда очень многих. Цензура, например, протестовала потому, что сочла такое словосочетание кощунственным и противоречащим учению церкви, согласно которой душа бессмертна, и потому гоголевские слова - нонсенс. А близкий друг Гоголя, профессор Московского университета М. П. Погодин, был возмущен другим: это выражение показалось ему преступлением против чистоты родной речи. В письме к Гоголю он писал:

"Мертвых душ" в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые..."

Выражение "мертвые души" впервые появилось в бумагах Гоголя в 1835 г.: в письме к А. С. Пушкину от 7 октября он извещал поэта, что последовал




"Мертвые души" *- 1. Люди, которые существуют только на бумаге - для отчета, "для галочки", для виду и т. д. - мнимые члены партии, участники клуба избирателей, авторы коллективного письма и т.д. 2. Люди нравственно, духовно неразвитые.

22

его совету написать роман о скупщике умерших крестьян - начал писать "Мертвых душ". Судя по всему, этот вариант названия романа был уже хорошо знаком поэту. Но кто из них первым произнес выражение - "мертвые души", кто, собственно, является его автором - этот вопрос остается открытым.



Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Запомним это: Гоголь в «Мертвых душах» искал такое сочетание тьмы и света, чтобы созданные им картины не ужасали человека, а давали надежду.

Но где же свет в его картинах?

Кажется, если он и есть, то лишь в лирических отступлениях - о целительной бесконечной дороге, о быстрой езде, о Руси, что несется, как «бойкая необгонимая тройка».

Так-то так, но давно замечено, что по этим дорогам странствует не кто иной, как Чичиков, и чуть ли не в его голове рождается проникнутое лирическим пафосом рассуждение…

Мир поэмы «Мертвые души» - это мир, где события, пейзажи, интерьеры, люди столь же достоверны, сколь и фантастичны; сдвинуть в своём сознании эти образы к одному или другому полюсу - значит, их обеднить; напряжение между полюсами и выражает гоголевское отношение к России, к её прошлому, настоящему и будущему.

Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия» - Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий. М. «Просвещение», 1964 г., стр.21 Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!

23

Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян. Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 - 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать - до составления новых списков.



Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.

Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, - два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.

Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».

Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-

крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.

Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий

24

смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто



посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.



Смысл названия поэмы связан с сюжетом произведения: аферист Чичиков скупает «души» умерших крестьян с целью выгоды. Еще один смысл названия поэмы: «мертвые души» - это помещики, ведущие однообразный, скучный образ жизни и стремящиеся только обогатиться.

25