Системная теория никласа лумана. Основные положения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учение Никласа Лумана о коммуникации / А. В. Назарчук. М.: Весь Мир... 1 18.12kb.
Cоциологический Журнал. Номер: №3 за 1995 год некоторые понятия системной... 1 84.13kb.
Теория вероятностей случайные события основные теоретические положения... 4 841kb.
I. общие положения глава основные положения 8 4553.65kb.
Клеточная теория. Многообразие клеток Элементы содержания, проверяемые... 1 35.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине системная организациялексики... 1 157.05kb.
Клеточная теория строения организмов 1 157.09kb.
1. Основные положения атомно- молекулярного учения 1 120.98kb.
Компетентность как код системы образования в координатах системного... 1 107.8kb.
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 1 217.59kb.
1 Общие положения гипотезы устойчивого развития 3 14 2043.9kb.
Лекция №4 По дисциплине Теория информации 1 85.78kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Системная теория никласа лумана. Основные положения - страница №1/1

СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ НИКЛАСА ЛУМАНА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Социологическая теория, созданная Никласом Луманом. называется системной теорией.

Прежде всего, следует различение системы и окружающего мира, имеющее основополагающий характер. Луман разрабатывает теорию «система—окружающий мир», как кибернетическую теорию систем. При этом на передний план выходит селективность поведения системы по отношению к своему окружающему миру, который Луман описывает при помощи своей известной формулы редукции сложности, то есть как отношение окружающего мира, который воспринимается как слишком сложный, к избирательному воспроизведению этой сложности, предпринимаемому в системе.

Луман разрабатывает системную теорию как теорию социальных систем. Особенность социальных систем заключается в наличии смысла. Смысл можно понимать как частный случай парадигмы общей теории систем, который можно выразить посредством двух терминов: избыточное производство и избирательность.

Луман проводит различие между психическими и социальными системами.

АУТОПОИЕЗИС. Система сама оформляет элементы, которые она относит к своим собственным.

ПСИХИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: В качестве элементарных событий в психических системах он, как правило, полагает процессы, в которых участвую мысли.

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Социальные системы производят селекции, являющиеся либо действиями, приписывающимися системе, которой приписывается ответственность за эти действия; либо переживаниям, относящимися к окружающемуся миру, воспринимающимися как информация об объективных состояниях мира, которые невозможно отнести к действиям ни одной из систем, включенных в ситуацию. В основополагающем различении действия и переживания скрыто два решения. Во-первых, это потребность в абстрактном понятии производства процесса различения, который предшествует различению действия и переживания. Во-вторых, понятие «обозначение» становится центральным.

КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация понимается как элементарная структурная единица социальных систем. Коммуникация рассматривается как связь трех взаимосвязанных различений, являющихся существенными составными частями, всякой коммуникации. Для трех компонентов всякой коммуникации Луман выбрал следующие названия: информация, сообщение и понимание.

ИНФОРМАЦИЯ. Согласно пониманию, разработанному Грегором Бейтсоном. информация является различением, производящим различение (например, показание измерительного прибора, которое наблюдающая система истолковывает как значимое изменение по сравнению с предшествующими измерениями).

СООБЩЕНИЕ. Чтобы информативное различение стало частью коммуникации, должна иметься система, которая решит сообщить эту информацию (или сделает это невольно мимикой, жестами или позой). Сообщение выявляет участие действия в коммуникации.

ПОНИМАНИЕ. Чтобы коммуникация могла реализоваться, требуется вторая система, которая понимает сообщаемую информацию. Понятие «понимание», вводимое Луманом. является строго формальным. Оно включает различение понимания и непонимания, то



есть делает осуществление коммуникации независимым от адекватного понимания второй системой, участвующей в коммуникации. Даже если получатель печального известия с радостным волнением пожимает руку вестовому, речь идет о полноценной коммуникации, несмотря на то, что имеет место непонимание. Четвертое вышеупомянутое действие (рукопожатие), позволяющее наблюдателю заключить о понимании или непонимании со стороны второй системы, само больше не является частью первой коммуникативной единицы. Оно воплощает уже дальнейшую коммуникацию или дальнейшее действие, выступающее актом сообщения в следующей коммуникативной единице.

СОБЫТИЯ. Элементами социальных систем являются события.

ВОСПРОИЗВОДСТВО. Луман говорит о воспроизводстве событийных элементов. Воспроизводство означает не идентичное воспроизводство, то есть не повторяющееся производство одного и того же элемента, а то, что новые элементы должны ссылаться на элементы, возникшие ранее, и что их свобода образования ограничена историей системы.

ОПЕРАЦИЯ. Каждый акт воспроизводства событийных элементов Луман называет теперь операцией.

САМОРЕФЕРЕНТНАЯ ЗАКРЫТОСТЬ АУТОПОЙЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Избирательность в отношениях системы к окружающему миру означает в кибернетической системной теории собственную избирательность. Из возмущений окружающего мира система выбирает те, в которых она нуждается, чтобы стабилизировать или оптимизировать собственные состояния. Соответственно самореферентно контролируется самовоспроизводство событийных элементов системы. Непосредственно здесь подключается понятие «аутопойесис». Аутопойесис означает, собственно говоря, лишь то, что все, что функционирует в системе как в целостности элемент, операция, структура, границы, — обязано собственному процессу производства системы, и что на этом уровне производства системообразующих составляющих невозможен импорт инородных материалов, и в этом отношении система понимается как" (операционно или структурно) закрытая система.

С тезисом о самореферентной закрытости аутопойетической системы непосредственно связан тезис об операционном и структурном соединении аутопойетической системы.

ОПЕРАЦИОННОЕ СОЕДИНЕНИЕ. Операционное соединение означает такое положение вещей, при котором наблюдатель может получить впечатление, что определенное отдельное событие (в качестве события идентичного для наблюдателя) происходит одновременно в двух разных аутопойетических системах, и, следовательно, это объединяет эти обе системы на время события.

СТРУКТУРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ. КОЭВОЛЮЦИЯ. Структурное соединение не обозначает нечто вроде объединения структур обеих систем. Наоборот, здесь речь идет о том, что структуры одной системы формируются в постоянном контакте с определенными структурами другой системы. Для такого положения вещей общепринятым в пауке является понятие «коэволюция». Формирование систем сознания в постоянном контакте с социальными структурами, существенными для социализации, иллюстрирует то, что понимается под структурным соединением.

НАБЛЮДЕНИЕ. Операции выбирают определенную возможность и исключают другую мыслимую возможность. Это означает, что всегда можно понять, какое различение лежит



в основе операций. Отныне можно констатировать, что в социальных и психических системах присутствует другая сторона различения, не выбранная в данном случае возможность, которая также принимается в расчет или демонстрируется. Операцию, для которой это имеет силу, Луман называет наблюдением. Отсюда следует, что любое наблюдение есть операция, так как оно должно осуществляться операционно, и что, с другой стороны, в социальных системах есть много операций, которые не следовало бы называть наблюдениями, так как они лишь совершаются или происходят без артикуляции различия по отношению к какой-либо иной стороне.

НАБЛЮДЕНИЕ ВТОРОГО ПОРЯДКА. Современные социальные системы основаны на действиях наблюдения или самонаблюдения. Форма наблюдения, определяющая современное общество, лежащая, по Луману, в основе всех его функциональных систем, является, по терминологии Хайнца фон Ферстера, наблюдением второго порядка. Под этим нужно понимать, что речь больше не может идти о том. чтобы получить непосредственный доступ к реальности, что скорее наблюдатели наблюдают дру; их наблюдателей, и все наблюдения ориентируются на то, что наблюдали другие и на желание или нежелание присоединиться к ним или отключиться от них.

ФОРМА. Различие обеих сторон Луман называет, следуя Спенсеру Брауну, формами. Что касается наблюдения как операции, то здесь важно единство различения и обозначения. Тезис Спенсера Брауна состоит в том, что встреча различения и обозначение одной из сторон этого различения происходит как ипо actu (единичное действие, лат.). Таким образом, обозначение оказывается в подвешенном состоянии, но происходит всегда в акте использования различения. Из этого также следует, что нельзя наблюдать различение в том же акте, в котором это различение уже используется. Наблюдение в определенной мере слепо в отношении используемого им в данный момент различения. Это есть неустранимое ограничение поля зрения

РЕЕНТРИ. Тезис о reentry. Различение может вновь вступать в область, различаемую им. Система, основывающаяся на различии между системой и окружающим миром, которое возникло в ходе рекурсивного переплетения операций, может наблюдать сама себя при помощи различения системы и окружающего мира.



ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА

Общей теорией является теория социальных систем. Таким образом, среди социальных систем выделяется некая особая система, так как ока представляет собой всеобьемлющую социальную систему, включающую в себя все другие. Это есть социальная система общества.

ТРИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМ: интеракция, организация и общество.

ИНТЕРАКЦИЯ. Интеракции, или, как их иначе называет Луман, простые социальные системы являются аналогом гофмановского понятия «encounter». Они предполагают присутствие участников и их взаимное восприятие. Системы интеракции весьма ограничены по своей мощности и длительности существозания. Они могут одновременно обрабатывать лишь одну тему, а вместе с окончанием присутствия участников заканчивается и существование интеракционной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организации можно обозначить как промежуточный уровень образования систем, являются формальными организациями. Они представляют собой объединения членов, формализующих членство в смысле определения условий входа и

выхода. Пока кто-либо является членом организации, он подчиняется комплексу правил действующих в этой организации. В качестве аутопойетических систем организации операционно закрыты посредством решений. Решения являются для членов обязательными, поскольку они осуществляются на основе правил организации.

ОБЩЕСТВО. Общество — это всеобъемлющая социальная система, которая включает в себя интеракции и организации. Сегодня в мире есть только одна-единственная общественная система, так что следует говорить о всемирном обществе.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ. В четырех больших сюжетах.

1. ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВА. Общественная система, как система, охватывающая все
другие системы, является системой, которая относится к самой себе и культивирует
эту самосоотносительность в форме самонаблюдения и самоописания.

ТЕОРИЯ СМЫСЛА. Остальные три теории общества тесно связаны с лумановской теорией смысла. В каждом случае Луман различает социальное, временное и вещественное измерение смысла и соотносит с тремя этими терминами, характеризующими различение, теорию посредников коммуникации, теории эволюции и теорию дифференциации как три основы его теории общества.

2. ТЕОРИЯ ПОСРЕДНИКОВ КОММУНИКАЦИИ. В социальном измерении смысле!
важным представляется прежде всего вопрос о том, как можно преодолеть различия в
восприятии и в интересах участников. В современном мире эта функция выполняется с
помощью символически генерализированных посредников коммуникации.

ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫХ ПОСРЕДНИКОВ КОММУНИКАЦИИ. Луман анализирует символически обобщенные посредники коммуникации в качестве механизмов внутри систем, которые могут возникнуть прежде всего там, где должны быть созданы дополнительные источники мотивации для принятия маловероятных условий. Основополагающий аргумент теории коммуникации дополняется Луманом подробным каталогом свойств посредников, который предусматривает такие моменты, как бинарное кодирование посредников (прекрасный—безобразный, истинный— ложный и т. д.), вероятность инфляции и дефляции, отношение к физической реальности участников (сила, сексуальность, потребности) и многое другое.

3. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ. Второй большой комплекс теоретических вопросов в теории
общества относится к объяснению структурных изменений во времени. В качестве
теоретической парадигмы Луман делает выбор в пользу теории эволюции
неодарвинистского направления. Во-первых, для построения структуры может быть
использована случайность. Она оптимально согласуется с центральной ролью понятия
контингенции. Во-вторых, основную проблематику исследования в эволюционно-
теоретической программе Луман видит в разработке теории эволюционных
механизмов.
Набор механизмов эволюции — изменчивость, отбор и стабилизации.

- ИЗМЕНЧИВОСТЬ. На уровне системы общества Луман видит механизм изменчивости в возможности отрицания, содержащийся в каждой коммуникации, реализация которой дает импульс перемен. ОТБОР. В качестве механизмов отбора выступают бинарные коды посредников коммуникации, которые посредством отрицания сортируют новые смысловые содержания.

СТАБИЛИЗАЦИЯ. Смысловые содержания стабилизируются посредством образования системы, то есть ее отграничения, которая обеспечивает

специфическую заботу о тематике в отобранном смысловом содержании.

Посредством различения трех механизмов эволюции в теории эволюции отражается основное различие теории посредников коммуникации, теории эволюции и теории дифференциации. Один механизм гарантирует приемлемость случая; второй усиливает вероятность восприятия невероятного по смыслу требования; третий упорядочивает посредством разграничения реальную сложность мира.

4. ТЕОРИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ — теория образования системы. Дифференциация означает повторение различения «система—окружающий мир» в самих системах. У Лумана для построения систем в системах имеется лишь ограниченное количество форм.

СЕГМЕНТАРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Прежде всего, существует возможность сегментарной дифференциации. Сегменты характеризуются тождественностью своей внутренней структуры, одинаковым общественным значением и своим статусом (например, родственные связи в родовом обществе). В сегментарно дифференцированном обществе можно добавлять либо удалять сегменты без существенных изменений в структуре общества.

ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЯ. Вторая форма дифференциации, которую Луман в дальнейшем включил на основании обширного исследования на эту тему, называется «центрпериферия». Различие между городом и деревней является классической иллюстрацией этого различения, которое означает институционализированное и систематическое различие в контроле над ресурсами и информацией. В случае различения «центр— периферия» речь идет о форме построения структуры в уже существующей системе или о форме переплетения самостоятельных систем как альтернативе. Различение «центр— периферия» характеризует переходы между формами дифференциации.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Или стратификация. Она делит общество на социальные системы (сословия, касты, слои), которые описываются через неравенство их рангов по отношению друг к другу, причем каждая из этих систем определяет весь контекст образа жизни людей, принадлежащих этой системе. Традиционные общества с высокой культурой чаще всего являлись стратифицированными обществами.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Или форма дифференциации современного общества. Сегодня имеются такие системы, как право, наука, средства массовой информации, политика, экономика и т. д., которые одновременно являются глобальными макросистемами и резко различаются между собой по предмету, так что они в принципе не могут больше рассматриваться в единой иерархии. Они являются самозадаваемыми порядками, то есть дефицит денег невозможно заменить дополнительным количеством произведений искусства, по меньшей мере, на уровне общественной системы.



(Леонид Жуков)