Система развития творческих способностей учащихся музыкально-эстетических классов на уроках мхк - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теортические основы формирования творческих способностей детей дошкольного... 1 146.27kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного... 1 147.91kb.
Учреждения 1 62.2kb.
Учреждения 1 55.26kb.
Литературно спортивная игра «Остров сокровищ» 1 41.94kb.
А. П. Чехова «Товстий і тонкий» Розробили вчителі російської мови... 1 86.46kb.
Работа с детьми с высоким уровнем способностей 1 52.16kb.
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.38kb.
Методические рекомендации для педагогов и психологов по психолого-педагогическому... 1 76.38kb.
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на знакомство... 1 115.74kb.
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении... 1 53.78kb.
«Глобальные проблемы человечества» 1 142.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Система развития творческих способностей учащихся музыкально-эстетических классов - страница №1/1

http://www.isiksp.ru/library/benin_vl/benin-000001.html



Библиотека - Педагогика - Бенин В.Л., Василина Д.С.

http://www.isiksp.ru/images/block1_left.gif

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МХК

Искусство не только формирует систему человеческих взглядов и установок, но и по природе своей обладает воспитательным потенциалом. Оно всегда служило и служит источником множества знаний: истории, психологии, этнографии и т.д. Его изучение необходимо для формирования школьника, поэтому и появился в школьном расписании урок мировой художественной культуры (МХК).

Однако последнее десятилетие ушло на утверждение его права на существование. Причем, как уже неоднократно происходило в российской системе образования, практика намного опередила развитие теории. Сначала в школьном расписании появился предмет МХК, затем были выпущены учебные пособия, не имеющие опоры на отсутствующий государственный стандарт, и до сих пор нет его базового программного обеспечения. В результате общеобразовательные курсы МХК и подобные ей курсы не имеют ничего общего. Не соблюдается принцип преемственности, концептуального стержня. Часто встречается дублирование. Отношение к предмету нередко является формальным. В его рабочих программах порой отсутствует логика отбора информации, большинство из них грешат перегруженностью материала1.

На первый взгляд кажется, что вопрос, зачем этот курс был введен в учебные планы, не представляет проблемы, но это не так. Этот вопрос ставила перед педагогами в девяностых годах XX века И.А.Химик. Большинство ответов сводилось к необходимости изучения искусства, к его роли в формировании духовности, гармоническом развитии личности. Многие из опрошенных учителей считали, что предмет введен с целью изучения искусства в его мировых масштабах. Именно поэтому они сомневались в целесообразности курса, увеличивающего и без того большую нагрузку во всех учебных заведениях. Достаточно, полагали они, увеличить количество часов и улучшить преподавание предметов художественного цикла, традиционно входящих в учебные планы, добавить несколько факультативных курсов по изучению некоторых видов искусства, как многие проблемы гуманитарного образования и воспитания будут решены2.

С таким предположением можно согласиться. Но и расширение часов, и введение новых курсов по искусству - только часть, только этап в процессе приобщения к ценностям художественной культуры, т.к. учебные дисциплины по искусству не отменяют и не заменяют курса МХК. Дело в том, что понятие «искусство» не равно понятию «художественная культура». Когда предмет МХК воспринимается как изучающий только искусство, происходит подмена понятий и искажение самого предмета изучения. Художественная культура определяется как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. «Совокупный» означает в данном случае и то, что художественная культура охватывает все виды художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д. Данное понятие характеризует те процессы, которые связаны с искусством - созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также те, которые обеспечивают ее дальнейшую жизнь, - воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и т.д. Таким образом, изучение МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.

Изучение основ культуры необходимо для формирования школьника, однако нами было установлено, во-первых, отсутствие предмета МХК в отдельных школах, реализующих музыкально-эстетический профиль. Во-вторых, порой данный курс пытаются заменить специализированными предметами музыкального направления («Музыкальная литература», «История музыки» и т.п.). В итоге учащиеся получают хорошее музыкальное образование, но не музыкально-эстетическое (своеобразное однобокое образование). Однако только предмет МХК наиболее эффективно формирует эстетическую культуру учащихся, дает им знания, расширяющие общий, музыкальный и искусствоведческий кругозор. Не сможет дать таковые знания ни хороший учитель литературы, ни учитель музыки, ни учитель изобразительного искусства. В-третьих, курс МХК появляется в учебных планах только в старших классах. При этом утеряна основная идея полноценного эстетического образования – преемственность.

В концепции воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, литературной, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности. Творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой – эффективным средством развития творческой личности. К тому же, мы упомянули о необходимости преемственности в образовании. Исходя из сказанного, мы считаем, что в классах музыкально-эстетического профиля необходима система развития творческих способностей уроках МХК.

Рис. 1. Система развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК

рис.1

Процесс обучения в данном случае представляется объективно целостной системой. Под педагогической системой понимается множество элементов, находившихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство3. Целостность выражается многообразно. Во-первых, это достаточно жесткая взаимосвязанность всех элементов процесса обучения. От того, как осознаны цель и задачи преподавания дисциплины, какие созданы условия и зависит конструирование методов и организационных форм. Системность, целостность развития учащихся на уроках МХК проявляется, во-вторых, в том, что осознание последующих компонентов невозможно без осознания предшествующих. В этом проявляется один из принципов педагогики – преемственность (не только в возрастных особенностях, но и в содержании курса МХК). Нам система обучения МХК в классах музыкально-эстетического профиля представляется следующим образом (рис. 1).

Первый этап – первоначальное развитие творческих способностей учащихся. Приходя в первый класс, дети серьезно различаются между собой по уровню начальной подготовки. Проведение предварительного тестирования позволяет педагогическому коллективу каждой школы подбирать два (в некоторых школах и больше) типа первых классов. В одном случае обучение идет в рамках стабильной, традиционной программы начальной школы и ориентируется на развитие детей, пришедших в класс без большого запаса предварительно полученных знаний и умений. В другом случае большой исходный объем знаний, полученный детьми в домашних условиях или в дошкольных заведениях, позволяет ускоренно изучить определенный программой учебный материал, высвободив тем самым часы на дополнительные темы и предметы, вводимые сверх программы и направленные на всестороннее (этическое, эстетическое, музыкальное, краеведческое, физическое и т.д.) развитие детей. Аналогичным образом, по итогам первой ступени, следует подходить к формированию средних, а затем и старших классов.

В традиционных (общеобразовательных) начальных классах все учебные предметы, за исключением музыки, физкультуры и (реже) рисования, ведет один педагог. Он изо дня в день учит и воспитывает своих питомцев, дисциплинируя и развивая их. В классах же музыкально-эстетического профиля изначально работает коллектив учителей по различным дисциплинам: специальности (музыкальный инструмент), сольфеджио, музыкальной литературе, МХК (что встречается не так часто, как хотелось бы) и др. Для объединения всех школьных предметов искусства в реально существующий цикл необходима установка учебно-воспитательного процесса не на приобретение системы знаний, умений, навыков, а на наиболее полное выявление и реализацию духовного потенциала учителя и ученика, проникновение в сущность и взаимосвязь явлений мировой художественной культуры, постижение своеобразия языка и выразительных средств. В начальных классах таким объединяющим звеном в цикле предметов художественно-эстетической направленности, формирующим целостность и ассоциативность художественных представлений, может стать предмет МХК. Мы предлагаем введение данного предмета в начальных классах, но считаем уместным и использование элементов данного курса на других предметах эстетического цикла.

Основанный на межпредметных, межхудожественных связях и на активной художественно-творческой деятельности учащихся, курс «Мировая художественная культура» поможет сделать знания, умения и навыки по искусству мобильными и востребованными. Став содержательной и методической основой всех предметов искусства, и особенно музыки, он поможет превратить урок в импровизационное сценическое «действо». Общение на уроках музыкальных дисциплин с комплексом искусств, участие в разнообразных видах творческой деятельности, дает возможность каждому ученику ощутить себя интересной, своеобразной, многогранной личностью4. Педагогическая импровизация, основанная на плодотворном сотрудничестве учителя и ученика, безусловно, требует серьезной подготовки, глубоких знаний учителя, жажды творчества, любви к детям, к искусству и к своему ремеслу.

В настоящее время ведущими направлениями работы в начальных классах школы являются методические системы, разработанные Б.М.Неменским (изобразительное искусство) и Д.Б.Кабалевским (музыкальное искусство), доработанные и обновленные программы современных авторов (Ю.Б.Алиев, Г.Г.Виноградова, Е.Ю.Глазырина, Л.Л.Куприянова, О.В.Павлова, О.В.Свиридова, Г.П.Сергеева, Н.А.Терентьева, Р.Х.Хусаинова, Б.П.Юсов, Н.Г.Ямалетдинова и др). На данном этапе обучения в основном идет ориентация на самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, пластике и т.п. Происходит развитие природных задатков и творческих способностей детей для их дальнейшего развития.

В 1-2 классах происходит развитие задатков, первоначальных творческих способностей. Младший школьный возраст, тем более 1-2 классы - это время научения детей определенным правилам и нормам. Дети ждут четких указаний; определенные ограничения очерчивают для них некую зону безопасности, в которой ребенок чувствует себя защищенным. Это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний – очень ярко проявляется в эти годы. Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают не очень благоприятные условия для развития творческих способностей5. Исходя из этого, основной способ осуществления деятельности с учащимися – действие по образцу, а формами ее реализации являются: всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями); чтение вслух; рисование; коллекционирование; драматизация; праздники6. Однако, на наш взгляд, элементы творчества должны присутствовать даже в этих формах работы. Например, правила игр на уроках могут придумывать сами дети (допускается ненавязчивая помощь педагога); рисование представляет собой воплощение фантазий ребенка; драматизация, инсценирование сказок, мифов или литературных сюжетов – «невспаханное поле» для воображения младших школьников.

В целом деятельность учащихся 1-2 классов музыкально-эстетического профиля имеет главным образом репродуктивный характер. В этот период главное - создавать условия для зарождения и развития у детей интереса к творчеству и появления раскрепощенности в выполнении творческих заданий на уроках искусства.

Однако не стоит думать, что этого достаточно для развития полноценной творческой личности. В 3-4 классах происходит развитие потребности в актуализации творческих способностей. На данном этапе следует создать такую сбалансированную систему ежедневного музыкально-эстетического обучения, которая бы открыла простор для активного проявления всех природных дарований учащихся, расковала и вызвала к жизни свойственную ей энергию, творческие возможности.

При организации помимо обязательных предметов (чтение, письмо и т.п.), должен быть представлен широкий выбор коллективных музыкально-эстетических занятий (уроки специального инструмента, сольфеджио, ансамблевое исполнительство, хоровое пение и т.д.), а также индивидуальных в соответствии с запросами и интересами учащихся (детский театр, детская опера, вокальные и хореографические занятия и т.п.). При распределении индивидуальных курсов время регулирует сам ученик. В сменах видов деятельности заложен глубокий смысл – в них источник энергии, предупреждение утомляемости, итогом функционирования которых становится радостное включение учеников в процесс музыкально-эстетического обучения.

Для успешного функционирования различных видов обучения в комплексе необходимо иметь в наличии добротную материальную базу, подготовленных специалистов по основным видам обучения. В этих условиях может быть действительно организована разнообразная творческая деятельность учащихся, оптимально чередуемая, обеспечивающая удовлетворение высших потребностей человека – потребностей в активной творческой актуализации.

Второй этап – развитие отдельных творческих способностей учащихся. Итогом становится то, что деятельность учащихся примет творческий характер (переход от репродуктивного к продуктивному). Имея достаточно надежный способ решения, учащийся анализирует состав, структуру своей деятельности, сопоставляет отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне остроумных способов решения. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается самим эвристом как открытие, творческая находка. В то же время она рассматривается только как новый, «свой» способ, который позволяет решить поставленные задачи7.

Данный этап охватывает классы среднего звена школы (5-8 классы). Особенностью данного возраста является то, что учащимся важно согласовать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле. Взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию «в мирное русло», помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ действия – организация коллективной творческой деятельности. Наиболее популярными ее формами являются: игры; встречи с «кумирами» как наяву, так и через рассказы, видеофильмы; праздники; драматизация.

В 5-6 классах происходит формирование мотива удовлетворения творческих потребностей, поиск способов. Обратим внимание, что в младшем звене общеобразовательной школы эстетическому воспитанию уделяется большое внимание. Помимо специфических музыкальных дисциплин преподается изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, чтение; систематически проводятся внеклассные и воспитательные мероприятия с эстетическим уклоном. Как правило, дети с удовольствием посещают данные уроки, считая их такими же важными, как и естественнонаучные. В среднем звене школы, к сожалению, происходит изменение. Главным становится получение знаний по «основным предметам», эстетические курсы при этом становятся «второстепенными». Другими словами, теряется мотив к развитию творческих способностей средствами искусства.

Особенно ощутимо данное изменение сказывается в 5-х классах. Становится актуальной проблема непрерывности эстетического образования в процессе перехода учащихся младших классов в среднее звено. При этом важно сохранить уже накопленный учащимися запас знаний в области искусства и культуры, желание свободно самовыражаться в выполнении творческих заданий. Данное требование может выполнить только тот предмет, который синтезирует все знания в области искусства, полученные учащимися в младших классах, и продолжает эстетическое образование. Мы считаем, что таковым предметом является МХК.

В среднем звене школы на уроках МХК в классах музыкально-эстетического профиля возможно использование различных программ. Ю.А.Солодовников советует введение в мир искусства начинать с 6 класса и осуществлять его по историческому принципу от культуры Древнего мира до эпохи Нового времени (6-8 классы). И.В.Кошмина предлагает выстраивать курс МХК параллельно с курсом истории (6-9 классы); Г.И.Данилова решает проблемы МХК через мифологию, традиции и своеобразие народов мира (5-8 классы). Анализ перечисленных программ показал, во-первых, что в них либо не предусматривается введение в курс МХК (усвоение базовых знаний МХК), либо этому уделяется мало внимания; во-вторых, в тематике программ художественный материал ограничен историческими рамками; в-третьих, в существующих программах не сложилось целенаправленной последовательной системы введения учащихся в мир искусства с 5 класса (т.е., в переходный период от младшего звена к среднему). К тому же развитию творческих способностей учащихся в них уделено мало внимания.

Большие возможности для формирования мотива удовлетворения творческих потребностей на уроках МХК представляет художественная деятельность. На наш взгляд, данные способности не являются привилегией некоторых одаренных индивидов, но представляют собой принадлежность каждого ученика. Продукты художественной деятельности учащихся свидетельствуют о богатстве воображения, которое можно обнаружить у ребенка со средними способностями, хотя такие факторы, как отсутствие одобрения, неправильное воспитание, неподходящая окружающая среда, вносят свои коррективы в развитие творческого воображения почти любого ребенка, исключая немногих счастливчиков8.

На уроках МХК после рассмотрения жанров в разных видах искусства возможно выполнение задания: «сотворить» свое произведение в данном жанре (пейзаж, портрет, натюрморт, батальный, бытовой, мифологический, анималистический). Учащиеся могут создать стихотворение, нарисовать рисунок, сделать мозаику, слепить скульптуру и даже сочинить музыкальное произведение (учитывается значимость продуктивной деятельности данного возраста).

Особого внимания на уроках МХК требует коллективное творчество, которое снимает с учащихся напряжение индивидуальной ответственности и страха за неправильно сделанное действие, превращается в своеобразный мозговой штурм, способствующий проявлению творческого потенциала участников совместной деятельности. Примером служит творческий урок «Коллективный рисунок», где каждый ученик стремится применить свои творческие способности.

Мы считаем, что развитию творческих способностей на данном этапе способствует театральное творчество учащихся. Например, инсценирование подготовленных заранее учителем или самостоятельно написанных учащимися сценариев или отрывков из пьес, мифов, легенд и других литературных источников; музыкальных произведений, сцен из музыкальных спектаклей; исторических событий страны и мира (например, встречи представителей двух народов в момент вхождения Башкирии в состав России). Речи, мимику учащиеся избирают самостоятельно, заранее совещаясь в команде (подгруппе). Опыт показывает, что в данном возрасте детям нравится представлять себя каким-либо значимым, известным человеком, а это эффективно формирует мотивы удовлетворения творческих потребностей учащихся. Множество возможностей проявления творчества представляет задание окончить фразу. Например, «Если бы я был(а) сэсэном9, то я …». Близки школьникам также рыцарские турниры, где заданиями могут выступать: приветствие, поединок в знаниях по Средневековью, награждение победителя (инсценирование клипа, фильма, книги и т.п.).

Рассматривая вопрос о проведении уроков МХК в 5-6 классах музыкально-эстетического профиля, нельзя обойти музыкально-творческую деятельность. В музыкальной педагогике в последние годы появились работы, затрагивающие различные аспекты творческого развития учащихся при музыкально-творческих занятиях. Так, Н.М.Черноиваненко10 интересуют приемы и методы развития творческих способностей в певческой деятельности, что, в свою очередь, положительно влияет и на восприятие музыки.

Г.С.Ригину привлекает вопрос певческой импровизации на уроках искусства – процесса интуитивного, не вполне осознанного детьми. По ее мнению, занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют детей, но и сказываются на развитии вокально-слуховых способностей. Успех импровизации учащихся, считает автор, зависит от умения педагога создать на уроке проблемную ситуацию и от того, насколько органично импровизация включена в урок. Подтверждением служит высказывание Д.Б.Кабалевского: «Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся»11. Поэтому очень важно создавать каждому ребенку условия для активного выражения себя в творчестве, независимо от его индивидуальных возможностей. Все школьники должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку.

Такие возможности не может обеспечить только песенное музицирование, так как в любых классах есть немалое число детей с комплексами при публичном выступлении, а также с «удовлетворительными» и даже «неудовлетворительными» вокальными данными, со слабой координацией слуха и голоса (несмотря на «прослушивание» перед поступлением в музыкально-эстетический класс). Для них процесс песенного творчества сопряжен с определенными трудностями. Большие возможности представляют в этом плане импровизации и сочинение музыки учащимися (применяются, как правило, на уроках «Специальности»). Однако активизация творческой фантазии и воображения зависит в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, теоретической подготовки. К тому же занятия импровизацией, к сожалению, доступны не всем (данный вид творчества сложен), поэтому нельзя рассматривать ее как обязательную часть программы занятий музыкой, отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков.

В целях активизации разносторонних творческих проявлений, можно наряду с вокальной и инструментальной импровизацией включать в занятия устные импровизации в связи со слушанием музыки и доступные инструментально-творческие задания. Например, интуитивную на заданный текст импровизацию на музыкальном инструменте. При этом учащимся может использоваться «основной инструмент», который он осваивает с начального класса, или простейший музыкальный инструмент (в силу легкости освоения, как правило, – шумовой). Таким образом, необходимо приобщать детей к разным видам практики, только таким образом своевременно и точно можно определить их конкретные способности и, уже опираясь на них, развивать другие. Такой подход к организации процесса обучения не вызывает сомнения и в общей музыкальной педагогике. Он обусловливает правомерность расширения понятия детского творчества на уроке, разнообразном по видам деятельности, многогранном по содержанию и многоэтапном по своей динамике12.

Мы считаем, что на уроках МХК необходимо создание эмоциональной основы возникновения творческого процесса. В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и то же произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разные образы. Эти особенности восприятия музыки, ее исполнения и создания обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей. Согласно нашему исследованию, для решения проблемы развития творческого потенциала учащихся и получения значимого результата необходимо в процесс обучения включать элементы (содержание учебного материала, методы работы и т.п.), развивающие именно творческое воображение.

К примеру, при усвоении темы занятия «Пейзаж в искусстве» (в частности, в музыкальном искусстве) учитель предлагает школьникам прослушать пьесу Д.Б.Кабалевского «Грустный дождик» и определить ее основное настроение. Затем дети придумывают рассказ-ситуацию, в которой можно оказаться из-за внезапного дождя. Используются картины И.И.Левитана «Перед грозой», «После дождя» и произведения других художников. Все это создает желаемую эмоциональную атмосферу.

В 7-8 классах осуществляется работа над развитием творческих действий учащихся. На этом этапе мы считаем целесообразно преподавать МХК по программам и разработкам Т.И.Баклановой, Г.И.Даниловой, Т.Е.Заводовой, Н.И.Киященко, И.В.Кошминой, Л.М.Предтеченской, Л.В.Пешиковой, Л.А.Рапацкой, Н.М.Сокольниковой, Ю.А.Солодовникова, Е.Н.Шапинской и др. Педагогу предоставляется возможность использования большого разнообразия материалов. Их особенностью является опора на нормативный документ - стандарт среднего (полного) общего образования по МХК – базового и профильного уровней. Возможна разработка собственных авторских проектов, программ, пособий учителями мировой художественной культуры.

При выборе любого варианта преподавания МХК на данном этапе необходимо помнить, что в среднем школьном возрасте на уроках даже у лучших педагогов нередко можно наблюдать у учеников признаки некоторого равнодушия к занятиям (каждую тему, каждый ее раздел нужно усваивать, постоянно требуется повторение прочитанного в учебнике и того, что говорилось на уроке). Подлинная поглощенность на уроке рассказом преподавателя или какими-нибудь упражнениями возникают гораздо реже, чем в младших классах13. В подавляющем большинстве многие учащиеся 5-8 классов относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют уроки только в пределах заданного, часто находят поводы для развлечений. Это приводит к мысли о целесообразности проведения уроков МХК в нетрадиционной форме, в частности, с применением игровых технологий.

В этом случае вместо обычного урока проводится урок в виде викторины, конкурса, интеллектуальной игры, заочного путешествия, тематической экскурсии, где экскурсоводы – сами учащиеся, и т.д. Такие занятия ценны прежде всего тем, что, будучи по своей сути контрольными, они не травмируют детей: школьники не испытывают страха перед занятиями, а, наоборот, с удовольствием готовятся к их проведению. Они позволяют школьникам еще раз систематизировать пройденный материал, уточнить недостаточно хорошо усвоенные темы. При этом у педагога ничуть не меньше возможностей оценить уровень знаний и умений по предмету (и выставить соответствующую оценку), а также выяснить, насколько готовы ученики применить эти знания при выполнении конкретных практических заданий. Кроме того, появляется возможность дать советы детям по вопросам развития их речевой культуры, способам работы в группе, приемлемым формам общения. Но самое главное – такие уроки эффективно развивают творческие способности и действия учащихся.

Педагогу, организующему конкурсно-игровые программы, необходимо знать о некоторых тонкостях в их подготовке и проведении. Например, важно не превратить игру в обычный экзамен, не лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В то же время самостоятельность школьников должна сопровождаться ненавязчивым педагогическим руководством. Основная задача, например, школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни. А это не просто. Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Педагогический опыт показывает, что в раннем школьном возрасте все дети проходят через интерес к рисованию (проявление творчества). В эту пору они рисуют охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых; это их любимое занятие. Творческие силы учащихся сосредотачиваются на рисовании не случайно; это дает младшему школьнику возможность наиболее легко выразить то, что им владеет. С переходом в другую фазу развития ребенок поднимается на высшую возрастную ступень; он изменяется, а вместе с тем меняется и характер его творчества.

И если в 5-6 классах учащиеся рисуют еще относительно охотно, то к 7-8 классам любовь и интерес детей к рисованию ослабевает, исчезает пристрастие к нему. Изобразительной деятельностью продолжают заниматься только одиночки, большей частью особо одаренные в этом отношении или побуждаемые к нему внешними условиями, вроде специальных занятий. Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают удовлетворять, он приходит к убеждению, что не художник.

Когда рисование остается уже пережитым этапом, его место занимает новое, словесное, или литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни учащихся, так как у них в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме – в стихотворениях, в рассказе, в тех творческих формах, которые они воспринимают из окружающей литературы взрослых людей. Некоторые авторы полагают, что с этого возраста можно говорить о начале развития литературно-творческих способностей, т.к. данный вид деятельности становится доступным только на высокой ступени овладения речью, формирования личного внутреннего мира. Таким образом, из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для среднего, а затем и старшего школьного возраста14.

Литературное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности - представляет собой продуктивную деятельность, связанную с переводом наглядно-образных представлений, возникающих под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем на язык словесных знаков, и развивающуюся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка. Результатом этой деятельности являются сочиненные ими рассказы, сказки, стихи, сценарии, игровые диалоги, фольклорные формы и т.д., но значимость самого творческого процесса, творческого акта, является доминирующей по сравнению с творческим речевым продуктом.

Остановимся более подробно на уроках МХК, способствующих развитию литературно-творческих способностей учащихся. Таковыми являются уроки, посвященные представителям искусства (поэтам, писателям, художникам, композиторам, режиссерам, скульпторам, архитекторам, декораторам и др.). Урок может иметь музыкальное сопровождение (служащим фоном для презентации литературы, живописи и других видов искусства). Данное сопровождение могут осуществить сами учащиеся музыкально-эстетических классов (напомним, что каждый из учащихся классов данного профиля обучается игре на музыкальном инструменте). Под музыкальное сопровождение учитель или учащийся может зачитывать отрывки из литературных произведений, осуществлять показ иллюстративных материалов. Это создаст определенную тональность настроения, эмоционально-эстетическую атмосферу. Затем можно предложить учащимся письменно, очень кратко поделиться своими мыслями и чувствами, пусть не всегда логически завершенными, зато живыми и непосредственными.

При этом необходимо учитывать, что учащиеся часто боятся выражать свои мысли из-за незнания (слабого знания) грамматических правил, поэтому лучше вводить такие задания, в которых грамматические ошибки при оценке не учитываются, о чем учащиеся заранее предупреждаются. Им предлагается свободно и спокойно выражать свои мысли, не заботясь о возможных ошибках в правописании слов. Это позволяет учащимся «раскрыть душу», вызвать сопереживание, сострадание.

Нередко приходится встречаться с тем, что попытки ребенка сочинять, едва пробудившаяся тяга к литературному творчеству, наталкиваются на преграду «непослушного слова», отсутствие богатого словарного запаса, примитивность построения фразы. Маленький автор безошибочно чувствует, что у него получается «не так», как в настоящей сказке, рассказе, стихотворении, и испытывает от своего сочинительства вместо радости одно разочарование за другим. Тут ему, конечно, нужно помочь. И лучше, если это не всегда будут прямые поправки, которые вносит учитель в его «творчество». Лучше, если специальными игровыми заданиями педагог подготовит то «речевое поле», благодаря которому ребенок сможет легко воплотить свои творческие замыслы.

Большого внимания заслуживает вопрос педагогического стимулирования литературного творчества. Наилучшим стимулом является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. В качестве примера можно привести классный журнал-стенгазету «В мире искусства», который может стать еженедельным или ежемесячным. Письменные высказывания детей относительно произведений искусства, с которыми они встретились на уроках МХК или же познакомились вне школы (в музее, на выставке, в концертном зале, в театре, читая художественную литературу или научно-популярную книгу об искусстве), ученики могут делать в своих рабочих тетрадях или в «Дневниках читателя, зрителя, слушателя». Наиболее эффективны отзывы в коллективном классном журнале-стенгазете («В мире искусства», «Журнал путешествий на корабле МХК»). Здесь каждый имеет возможность, внеся свою запись, поделиться своими чувствами, мыслями, прочитать высказывания своих одноклассников, согласиться или поспорить с ними - так диалог об искусстве, начатый на уроке, продолжится и после него.

«Журнал, если он правильно поставлен, объединяет больше, чем какая-либо другая работа», - отмечал Л.С.Выготский. «В нем находят себе применение самые разнообразные способности ребят: дети-художники иллюстрируют, украшают; склонные к литературе - пишут, организаторы ведут собрания, распределяют работу; любители переписывать, наклеивать, вырезать, а таких довольно много, с увлечением занимаются этим делом. Словом, находят себе применение самые разнородные детские склонности. Старшие и более способные увлекают за собой инертных. И все это делается само собой, безо всякого внешнего воздействия. Важна роль журнала в развитии письменной речи ребят. Общеизвестно, что работа, которую дети делают с интересом и добровольно, дает лучшие результаты, чем та же работа по принуждению»15. Но едва ли не самая большая ценность журнала-стенгазеты в том, что он приближает литературное творчество к жизни. Писательство становится осмысленным и необходимым занятием.

В качестве заданий на уроке или для домашней работы выделим: сочинения фантастических рассказов, стихотворений, драматических отрывков, изобразительных этюдов; инсценирование самостоятельно написанных сценариев или отрывков из пьес, мифов, легенд и других литературных источников; трактовка художником литературного произведения, устное рисование портрета литературного персонажа; создание собственной интерпретации текста (киноверсии, сценария, сказки и т.д.); угадывание собеседника (писателя, поэта) по отдельным фразам, выражениям, отрывкам; письменные высказывания учеников относительно произведений искусства; продолжение поэтической строки с соблюдением ритма и рифмы, продолжение рассказа по заданному началу. Задания могут быть дополнены учителем, исходя из темы, цели и задач конкретного урока.

Напомним, что в литературно-творческой деятельности большое внимание уделяется внимательности. Оно необходимо при сочинении и отгадывании загадок. Значительность загадок не только в том, что она находит сходство между отдельными предметами и явлениями, но и в богатстве, многообразии этого сходства. Поэтому и придумывать, и отгадывать загадку – значит открывать сходство всего сущего в огромном мире и одновременно открывать в себе самом способность видеть это сходство несхожего, роднить внешне неродственное. Вспомним, как остро переживается момент нахождения отгадки: будто прыжок совершился через какой-то провал, будто мост перекинут с берега на берег. Занимаясь с детьми сочинением и отгадыванием загадок, связанных с темой уроков, можно помочь развитию этой способности замечать сходство с несхожим, а заодно и самим многому научиться у детей: ребенок с его ярким, свежим непосредственным восприятием легче, чем взрослый, обнаруживает сходства в далеких друг от друга предметах и явлениях. Начиная сочинять загадки вместе с детьми, следует обратить внимание на то, что загадка может быть и нерифмованной. А потом, разбирая загадки, необходимо помочь понять, что самое главное в них - найти сходство между тем, что с первого взгляда его не имеет, и притом сходство сразу по нескольким признакам. Когда учащимся станет ясно, в чем заключается «загадочность загадки», полезно поиграть в литературную игру «Что на что похоже?»16.

Многие виды деятельности учащихся 7-8 классов носят явно моделирующий характер (рисование, конструирование). В этих видах деятельности дети не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями те отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов. При этом суть моделирования состоит не в построении индивидуальных символов, а в усвоении знаков особого рода, каковыми и являются наглядные модели. Моделирующий характер деятельности учащихся, их особая восприимчивость к модельному, схематичному отображению реальности позволили выдвинуть предположение о том, что развитие творческих способностей учащихся будет наиболее успешным при наглядном моделировании. Это приведет к развитию образно-творческих способностей. Поэтому одним из методов развития творческих способностей учащихся 7-8-х классов музыкально-эстетического профиля является использование и составление на уроках МХК логико-смысловых (логико-образных) моделей. Они показывают возможность свернутого представления учебного материала в виде многомерного, а не привычного линейного пространства. Использование такой системы координат позволяет наглядно видеть, анализировать и осваивать разнородную, но взаимосвязанную информацию, образующую систему знаний по определенной проблеме. Результаты опытно-исследовательской работы по применению моделей свидетельствуют о повышении успеваемости учащихся по предмету, улучшении мотивации и эмоционально-психологического климата, повышении активности, развитии творческих способностей не только учащихся, но и самого учителя17.

Итак, развитие творческих способностей ребенка средствами искусства, в частности, в условиях музыкально-творческой деятельности в среднем школьном возрасте, было и остается одной из насущных и актуальных проблем обучения. Бесспорно, предлагаемый материал не является эталоном для подражания. Каждый педагог, стремясь обеспечить оптимальные условия для активного, эмоционально-окрашенного самовыражения всех учащихся на уроках МХК, обязательно внесет элементы своего личного отношения к методике творческого развития школьников. При этом учитель должен руководствоваться тем, что воспитывающее воздействие искусства на ребенка происходит, главным образом, при условии «акта сотворчества», когда ученик не формально воспринимает и воспроизводит произведение, а импровизирует и «сочиняет», вносит что-то свое, «переиначивает» по-своему, трансформирует.

Третий этап развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК - творческая деятельность в разных областях знания. Речь идет об учащихся 9-11 классов. Это благодарная пора для приобщения к искусству, к художественному творчеству, т.к. школьников отличает повышенная эмоциональность. У них не только возрастают способности к анализу и критике; не менее разителен сдвиг и в их эмоциональной отзывчивости. Для их художественного восприятия, направлено ли оно на драматическое жизненное содержание произведений или на их внешне-эстетическую сторону, наиболее характерна именно расположенность к захваченности чувством. Особая податливость старших школьников воздействию искусства, по-видимому, обусловлена всей совокупностью свойств возраста. В годы мечтаний и тяги к романтике, очень легким и желанным может быть переход к воображаемому миру. Эмоциональный заряд и новизна впечатлений, которые несут в себе произведения искусства, в особенности, если они задевают сферу нравственную, как нельзя лучше соответствуют настрою ожидания, предчувствию впереди чего-то значительного, что так характерно для ранней юности.

Этот возраст - период формирования чувства идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя. Это период творческого самоопределения, формирования жизненной позиции и становления активного поиска жизненного пути и самоутверждения. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение. Старшеклассникам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, более опытного товарища. Увлечениям, творческим интересам старшеклассники отдаются с большим энтузиазмом и стремлением докопаться до сути вещей. Их читательские интересы весьма разносторонни. Они стремятся постичь внутренний мир героя, его позицию. Нередко герои литературных и телевизионных произведений, артисты, спортсмены, национальные герои становятся для старшеклассников идеалом или даже кумиром. Информацию об этом учащиеся получают в школе на различных предметах, в том числе и на предмете МХК. К девятому классу у учащихся накапливается богатый запас эстетических знаний (что не удивительно, т.к. классы музыкально-эстетического профиля направлены именно на их формирование). В дальнейшем они будут обогащаться и пополняться.

В отличие от предшествующих, в 9-11 классах содержание предмета МХК дается более углубленно, но без сложного теоретического анализа и скрупулезного изучения искусствоведческих проблем. В программе идет обращение к истории мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественных и национальных традиций. Программа курса рассматривается как его продолжение, начатое ранее. В данном случае материал приобретает двухступенчатый характер и обобщается на основе концентрического принципа обучения: пройденное в 1(5)-9 классах повторяется в 10-11 классах на новом уровне и в более сложном культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте.

В старшем школьном возрасте учащиеся, как правило, объединены в определенные коллективы по интересам. Исходя из специфики музыкально-эстетического профиля, данная система предполагает появление в классах как вокальных (детская опера, современные студии), так и инструментальных (оркестры, ансамбли) коллективов. Учитывая эти особенности, старшим школьникам на уроках МХК целесообразно предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера классической и современной музыки, авторской песни; игры; дискуссии; тренинги; всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции, выезды с концертами; целевые поездки – этнографические, археологические, фольклорные) и т.д., где учащиеся становятся активными участниками.

В условиях общеобразовательной школы в связи с изучением курса литературы заметен интерес учащихся к поэзии. По мнению Н.С.Лейтеса, трудно найти такой класс в старшем звене школы, где бы некоторые ученики сами не писали стихов (стихи очень разного достоинства: нередко они пишутся общими словами, без признаков таланта, но можно встретить и стихи с подлинно художественными деталями, с живой интонацией)18. Эту особенность необходимо учитывать на уроках МХК. К примеру, анализ литературы, а также наш собственный опыт показывают, что учащимся интересно участвовать в издании рукописных журналов. В них можно встретить не только стихи и рассказы, но и сценарии школьников. В оформлении таких журналов, как и стенных газет старших классов, нередко привлекают к себе внимание сложные, выразительные и самостоятельные по замыслу рисунки. Ученики старших классов часто бывают авторами и исполнителями театрализованных сценок, в частности для школьных радиопередач. Как показывает опыт школ, имеющих кино или видеоаппаратуру, - это период благодарный и для творческих занятий кино-видеосъемкой.

В последнее время в школах, имеющих целью приобщить школьников к различным видам искусства на уроках МХК, практикуется написание под руководством преподавателя рецензии на книги, театральные постановки, концерты (известных исполнителей или тех, где участниками были сами учащиеся). Иногда такие рецензии пишутся в классе, чаще – в виде домашних заданий. Жанр сочинений-рецензий, кроме того, что требует решения собственно литературной задачи, выявляет как бы две стороны возможностей подростков: с одной стороны, их впечатлительность, эстетические чувства, с другой – их возросшие способности анализировать и судить. Работы учащихся показывают, что в старшем школьном возрасте обе эти стороны восприятия художественных произведений уже могут гармонически сочетаться19.

Большой развивающей способностью обладают комплексные семинары, комбинированные типы уроков с элементами диспута, инсценирования, пресс-конференции, посвященные деятелям мирового искусства разных эпох. Учащиеся заранее изучают жизненный путь и творческий облик автора, знакомятся с его произведениями, готовят выразительное чтение эпизода (если речь идет о литературном деятеле), подбирают иллюстрации картин художников к произведению литературы, музыки или музыкальные отрывки к шедеврам архитектуры, скульптуры, живописи, литературы. На данных уроках с целью развития умения правильно выражать свои мысли и чувства учащимся предлагаются задания: оценить художественное произведение (любимое произведение, яркие моменты, что особенно затронуло); выразить свое удивление (поразило, взволновало, никогда не забудется); выразить свое мнение (отношение, позиция, показалось, «испытываю чувства», «представил себе»). Выполнение заданий такого характера способствует созданию на уроке эмоциональной атмосферы, обеспечивает развитие речевых способностей, которые являются «материализацией литературно-творческого воображения»20.

Кроме того, развитие способности к творчеству успешнее, когда учащиеся пишут на тему, являющуюся для них понятной, волнующей и главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Часто школьники плохо пишут оттого, что им нечего писать или они плохо разбираются в данных вопросах. «Надо приучать ребенка, - отмечает П.П.Блонский, - писать только о том, что он хорошо знает, о чем он много и глубоко думал. Надо приучать ребенка никогда не писать о том, чего он не знает, в чем не разобрался и чем не интересуется. А между тем учителя часто поступают как раз наоборот и тем самым губят в ребенке писателя»21.

Итак, для этого возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах. Аргументация суждений в этом возрасте часто подменяется категоричностью выводов и обобщений. В общении старшеклассников наблюдается большее разнообразие, они особенно ценят живость и глубину ума, умение быстро ориентироваться в ситуации, чувство юмора и остроумие. Исходя из этого, мы полагаем, что в старших классах необходимо проведение таких уроков МХК, на которых учащиеся могли бы творчески самоопределяться и формировать жизненную позицию в творческой деятельности.

Таковым может стать научное творчество. Например, защита учебных проектов. Это популярный в современной школе вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества. Его назначение в том, чтобы предоставить детям возможность включиться в процесс поиска истины и получения результата. При этом активно развивается творческий потенциал учащегося и одновременно формируются личностные качества: умение брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) - сотрудничать, разделять ответственность, подчинять свои желания общим интересам22.

Для оценивания содержания учебно-исследовательских работ, открытых учебных проектов, а также устных выступлений школьников на конференциях и при защите прикладных работ можно воспользоваться методикой, суть которой составляет матричный подход к оценке качества образовательных результатов, система параметров и критериев которого соответствует требованиям Госстандарта (на основе таксономии целей Б.Блума). По каждому параметру, занесенному в матрицу, по шестибальной шкале (от 0 баллов – «качество вообще не выражено», до 20 баллов – «качество выражено максимально») каждый член комиссии выставляет соответствующий балл. При определении итоговой отметки высчитывается средний балл, который соотносится с традиционной пятибалльной шкалой23.

Однако наиболее оптимальную рейтинговую оценку работ учащихся позволяет сделать специально разработанная индивидуальная карта оценки учебного проекта (разработана на основе карты оценки И.Д.Чечель24), заполняемая в ходе защиты на каждого ученика (рис. 2). В итоге полученные баллы переводятся в соответствующую традиционную отметку.

Рис. 2. Оценка учебного проекта учащегося

рис.2

Близкой к защите учебных проектов является защита рефератов и презентация учебно-методических материалов по МХК, подготовленных школьниками. Реферат должен отвечать следующим требованиям: выполняться по актуальной теме (как правило, она утверждается самим педагогом по данной дисциплине); освещать историю вопроса и показывать уровень его разработанности; содержать сравнительный анализ различных позиций и мнение автора; содержать выводы и рекомендации на предмет возможностей использования материалов, представленных в работе.

Учебно-методическими материалами, подготовленными школьниками, могут быть: дидактические материалы к учебной теме; подборка публикаций по спорной теме с кратким аннотированным изложением их содержания; аннотированный каталог дополнительной литературы для учащихся к отдельной теме или целому разделу учебного курса; материалы к словарю (набор определенных понятий); подборка литературных рецензий с их краткой аннотацией; отчет об экспериментальной работе, например, дневник наблюдений за развитием музыкальной культуры учащихся данной школы.

Нетрадиционной формой аттестации учеников классов музыкально-эстетического профиля является научно-практическая конференция учащихся. Технология ее подготовки и проведения как испытания отличается от обычной конференции, поскольку здесь каждому участнику следует проявить себя и в качестве докладчика, и в качестве оппонента. Тема конференции формулируется заранее. Предметным методическим объединением школы готовятся и утверждаются вопросы для обсуждения. Каждый учащийся, изъявивший желание участвовать в данной форме аттестации, также заранее выбирает и готовит тему для выступления из предложенного перечня. Выступления должны быть лаконичными (не более 10 минут); остальные участники, помимо собственного доклада, должны быть готовы к тому, чтобы задать по 2-3 вопроса докладчикам, анализировать выступления своих одноклассников (не менее 2-3) и делать по ним дополнения. Такая форма аттестации позволяет оценить уровень знаний участников по предмету, их умение самостоятельно работать с научной литературой, аргументировано представлять собственную позицию, анализировать чужие взгляды, вести диалог, работать в группе, общаться со сверстниками.

Может быть организована выставка прикладных работ учащихся, выполненных во время учебного года. Главное здесь – защита представленной работы, поскольку именно в процессе защиты старшеклассник демонстрирует необходимый диапазон знаний, умений и навыков, позволивший создать то, что он представляет. Это могут быть информационно-справочная база по предмету МХК, школьные web-страницы о культуре мира, страны или республики Башкортостан и т.д. При оценивании прикладных работ с использованием новых информационных технологий необходим анализ не только итогового продукта с позиций его соответствия требованиям, заложенным в школьный курс информатики. Важно оценить и комплекс таких умений и навыков старшеклассников, как способность подобрать нужную информацию из самых разных источников (не только из сети Интернет), сопоставить и проанализировать ее, структурировать, оформить как объект мультимедиа, представить его экспертам.

Как и в младших и средних классах школы, в процессе обучения старшеклассников возможно использование на уроках театрального творчества, игровых моментов. Сюжетная игра на уроках МХК (она может быть придумана педагогом, учащимися или может быть заимствована из телепередач: «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Своя игра» и др.) требует погружения «артистов» и «зрителей» в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разными; они зависят от того, какая эпоха или тематическая единица рассматривается на уроках. Такое занятие в оформленном виде не может выглядеть как сценарий – это лишает школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь: четко изложенные педагогические задачи; план подготовки игры; экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия); сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения школьников в ту или иную ситуацию; список литературы для подготовки к игре. Проблем с организацией таких сюжетных игр возникнуть не может, так как разнообразные сценарии печатаются в педагогических журналах.

Не секрет, что изучение МХК предполагает не только различную работу в классе, но и внеклассную работу. Это посещение выставок, театров, концертных залов и организация экскурсий по историческим местам. Однако этот аспект мало освещен действующими программами. Хотя во многих регионах изучение тем зарождения культуры и традиционной культуры связываются с местным материалом. Подобные темы способствуют не только развитию художественной культуры, но и формированию чувства патриотизма.

Заключительные уроки программы МХК содержат, на наш взгляд, самые значительные произведения, в которых нашли отражение важнейшие проблемы современности. Какие из этих произведений будут жить в веках - покажет время. Поэтому целесообразно знакомство выпускников с художественной культурой последних трех десятилетий организовать в форме их самостоятельной работы, а для подведения итогов этой работы проводить свободные дискуссии. Если во время дискуссий выпускник школы будет доказательно обосновывать и отстаивать свое понимание произведения, свое отношение к заключенным в нем нравственным и эстетическим проблемам и художественным ценностям, выражая свою жизненную позицию, то станет очевиден и уровень его эстетического развития – итог работы учителя, преподающего МХК.

Большое значение на всех описанных ранее этапах играет расширение межпредметных связей (литература, история, живопись, музыка и др.). Такое объединение разных дисциплин направлено на развитие у детей способности к широкой категоризации, установлению связей между отдельными явлениями. Объединение разных дисциплин на уроках МХК направлено на развитие способности к широкой категоризации, установлению связей между отдаленными явлениями. Например, уроки, связанные с изобразительной деятельностью, следует совмещать с прослушиванием музыки (слушание музыки вызывает у детей образы, которые они затем рисуют). Можно широко использовать живописные произведения для развития литературных способностей. Литературные произведения целесообразно использовать для развития способностей к рисованию и т.п.

Предложенная система позволяет говорить о необходимости преподавания курса МХК в классах музыкально-эстетического профиля с раннего возраста. От первого этапа системы будет во многом зависеть судьба творческого образования детей на последующих этапах. Таким образом, реализация описанной нами системы развития творческих способностей учащихся на основе определенных педагогических условий может привести к эффективному развитию творческих способностей учащихся в классах музыкально-эстетического профиля на уроках МХК.





1Бенин, В.Л. Роль предмета «Мировая художественная культура» в гуманизации педагогического образования [Текст] / В.Л. Бенин, Е.Д. Жукова.- Уфа: Восточный университет, 2001. С.85.
2Химик, И.А. Как преподавать мировую художественную культуру [Текст]: Кн. для учителя / И.А. Химик. - М. : Просвещение, 1994. С.6.
3Гаязов, А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина [Текст] / А.С. Гаязов.- М. : ВЛАДОС, 2006. С.106.
4Романова, Л. Мировая художественная культура в начальных классах [Текст]: [Опыт учителя музыки и истории искусств гимназии № 3 г.Саратова] / Л. Романова // Искусство в школе.- 1999. - №2. С. 24.
5Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст].- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С.102.
6Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? [Текст] : практическое пособие / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. - М.: АРКТИ, 2005. С.203.
7Богоявленская, Д.Б. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание: проблемы развития и диагностирования творческих способностей [Текст] / Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. // Педагогика. - 1998. - № 3. С.41.
8Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В.Н.Самохина.- М.: Прогресс, 1974. С.147.
9сэсэн - башкирский народный поэт-импровизатор
10Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. - М. : Аcademia, 2000.
11Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] – М.: Просвещение, 2005. С.79.
12Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. - М. : Аcademia, 2000. С.99.
13Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст].- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С.104.
14Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. С.37.
15Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / под ред. М.Г.Ярошевского.- М.: Педагогика, 1987. С. 57.
16Мелик-Пашаев. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М. : Педагогика, 1987. С.38.
17Штейнберг, В.Э. Технологические основы педагогической профессии [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.Э Штейнберг. – Уфа : БГПУ - УрО РАО-АПСН, 2002. С.53.
18Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст].- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С. 158.
19Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст].- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С.158.
20Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия [Текст]: Монография. Научная школа В.Г.Рындак / Под общ. ред. В.Г.Рындак; Уральское отделение РАО. – Екатеринбург : Орлит - А, 2002. С.223.
21Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М. : Ин-т практ. Психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997.
22Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? [Текст]: практическое пособие / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. - М.: АРКТИ, 2005. С.57.
23Там же. С.65.
24Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 140 с.