Система оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим в чс - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Матафонова Т. Ю. Оказание экстренной психологической помощи потерпевшим... 1 265.85kb.
Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений... 1 51.45kb.
Занятие по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи 1 73.41kb.
"Представление знаний в системе подбора лекарственной терапии пациенту... 1 10.61kb.
Методические рекомендации формы и методы работы дневных стационаров 1 441.43kb.
Порядки оказания медицинской помощи 1 78.43kb.
Порядки оказания медицинской помощи 1 112.67kb.
Виды и условия оказания медицинской помощи 1 173.04kb.
Первая психологическая помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях 1 172.83kb.
Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан 1 388.66kb.
Согласованный план частотных каналов для операций по обеспечению... 1 96.91kb.
Программа повышения квалификации старших вожатых Разработчик программы... 1 320.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Система оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим в чс - страница №1/2

Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.М.МОСКВИЧЕВ
27 мая 1998 г.
Согласовано
Руководитель Департамента
научно-исследовательских и
образовательных медицинских
учреждений
В.И.СЕРГИЕНКО
27 мая 1998 г.
СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПОСТРАДАВШИМ В ЧС

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ N 98/294
В.Н.Краснов, В.П.Коханов, В.С.Бабенко, И.В.Щербинин, С.К.Лихачева.
Настоящие методические рекомендации являются результатом исследований, продолжающих

изучение проблем организации психиатрической помощи пострадавшим при ЧС. Предыдущая работа

была посвящена оказанию психиатрической помощи с использованием, главным образом,

психофармакотерапевтических методов. В данных рекомендациях основное внимание уделено

различным методам психиатрии.
Оказание психолого-психиатрической помощи пострадавшим и членам аварийно-спасательных

формирований относится к числу наиболее сложных проблем современной психиатрии. Актуальным

является вопрос о дифференцированной оценке психических нарушений, возникающих в очагах

поражения, в ближайшие и отдаленные периоды ЧС. Это требует совместных усилий психологов и

психиатров, т.к. наряду с психотическими формами (2,60/0), значительный удельный вес занимают

непсихотические формы (до 78%). Многие из них остаются вне поля зрения клинической

психиатрии. В методических рекомендациях дается современная классификация психических

расстройств при ЧС, подробно излагаются наиболее эффективные методы психотерапии,

определяются основные этапы организации психолого-психиатрической помощи и наиболее

объективные диагностические критерии.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
ФОРМУЛА МЕТОДА
Впервые разработана система психолого-психиатрической помощи пострадавшим в

чрезвычайной ситуации. Даны конкретные рекомендации по лечению непсихотических форм

психических расстройств при помощи психофармакотерапии, медико-психологической поддержки и

немедикаментозных методов лечения в чрезвычайной ситуации.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа является продолжением предыдущих исследований, касающихся проблемы

психиатрической помощи пострадавшим в ЧС, где особое внимание было уделено использованию

психофармакологических методов.
Оказание психолого-психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС)

на практике является одним из наиболее сложных разделов современной медицины катастроф.


Это связано, с одной стороны, с тем, что первичные проявления реакции на совокупность

психотравмирующих факторов чаще всего не могут служить исходным пунктом для хотя бы даже

предположительного прогноза дальнейшего изменения состояния пациентов.
Более того, отсутствие какой бы то ни было выраженной психолого-психиатрической

симптоматики в период непосредственно следующий за ЧС, как правило, не является сколько-нибудь

обнадеживающим признаком благополучия в будущем.
Следует также отметить, что на отдаленных этапах, охватывающих часто годы и десятилетия,

психиатрические последствия катастроф оказываются тесно связанными с изменением не только

психического, но и физического здоровья пострадавших, с ограничением возможностей их

социального функционирования и, что не менее важно, с многообразными влияниями на макро

социальные процессы. Не случайно все большее распространение получают понятия

"психосоциальные последствия катастроф" и "психосоциальные мероприятия при катастрофах"

(Краснов В.Н., 1997).
Поэтому справедливо утверждается (Коханов В.П., 1998), что медико-социальные последствия

ЧС по своим масштабам значительно превосходят прямые биологические эффекты самой катастрофы.


С другой стороны, реакции на тяжелый стресс и нарушения психической адаптации, как

правило, имеют свои психопатологические характеристики и часто подлежат оценке психолога или

психотерапевта, нежели психиатра (Краснов В.Н.). И, соответственно, помощь пострадавшим в этих

случаях может быть оказана психологом или психотерапевтом.


Вместе с тем, необходимость в дифференцированной оценке состояний психической

дезадаптации требует совместных усилий психологов и психиатров, тем более, что в силу

особенностей (и ограничений) профессиональной компетенции психиатров для квалификации даже

непатологических, но неординарных состояний они вынуждены использовать свою специфическую

терминологию, что уже само по себе может иметь и психосоциальные последствия (Краснов В.Н.).
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Сложность проблемы заключается не только в необходимости комплексного

междисциплинарного психолого-психиатрического подхода к ее решению, но также и в том, что

ликвидация последствий ЧС должна предполагать не только, а во многих случаях и не столько

оказание помощи, сколько осуществление психопрофилактических мер, направленных на уменьшение

тяжести и выраженности отдаленных, в том числе и психосоматических последствий.
К сожалению, стройность теоретических рассмотрений научно-практических проблем во

многом искажается их практической составляющей. А практика ликвидации последствий ЧС сегодня

еще имеет и контекст финансово-хозяйственных трудностей и связанного с этим недостатка опытных

и хорошо обученных специалистов, способных оказать психолого-психиатрическую помощь

непосредственно в очаге ЧС. Поэтому приходится считаться и с тем, что такую помощь часто

вынуждены оказывать люди, имеющие весьма скромные представления о психологии, психотерапии

и психиатрии, а порой и вообще существенно недооценивающие роль такой помощи.
1. Классификация клинических расстройств, возникающих в
результате действия совокупности факторов ЧС
В последние годы наблюдается тенденция свести все многообразие клинических проявлений у

перенесших экстремальные ситуации только к посттравматическому стрессовому расстройству

(ПТСР). Как справедливо отмечает В.Н.Краснов () природа этих расстройств зачастую неоднородна

и, состояния, относимые к ПТСР, далеко не всегда отвечают соответствующим психологическим

критериям. Однако вместе с тем, автор также убедительно подчеркивает и то, что такая

диагностическая категория как ПТСР имеет определенный социальный смысл, так как с большей

готовностью принимается пострадавшими как не вполне "психиатрическая" и психологически

понятная. Поэтому надо полагать также, что с большей готовностью будет принята и необходимая

помощь, в первую очередь психотерапевтическая.
Принимая во внимание определенные теоретические ограничения в рассмотрении указанных

расстройств только как посттравматических стрессовых, но понимая также и крайнюю

необходимость сколько-нибудь логичной их классификации и единого понятийного аппарата, мы

рекомендуем для практических целей взять за основу клинические описания и указания по

диагностике соответствующих нервно-психических расстройств, принятые Международной

классификацией болезней 10 пересмотра МКБ-10 ().


Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
(F43 по МКБ-10)
Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации отличается от других категорий

невротических и психосоматических расстройств тем, что включает расстройства, которые

диагностируются не только на основе симптоматологии и течения, но и на основании наличия

одного или нескольких причинных факторов, а именно - исключительно сильного стрессового

события, вызывающего острую стрессовую реакцию, или значительного изменения в жизни,

приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам, в результате чего

развивается расстройство адаптации.
В тоже время менее тяжелый психосоциальный стресс ("жизненное событие") может
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
провоцировать начало или способствовать проявлению очень широкого диапазона расстройств.

Этиологическое значение этого стресса не всегда ясно и в каждом конкретном случае зависит от

индивидуальной, часто особой, уязвимости человека. Иначе говоря, приходится считаться с тем, что

наличие психосоциального стресса не необходимо и недостаточно для объяснения причин и

механизмов возникновения психоэмоциональных и невротических расстройств и предопределения

их формы. В отличие от них надо отличать расстройства, возникающие всегда прямым следствием

острого тяжелого стресса или пролонгированной травмы. Поэтому при ликвидации последствий ЧС

создание условий, способствующих восприятию окружающего как уже безвредного и безопасного,

выполняет, по меньшей мере, серьезную профилактическую роль.
Каждый из отдельных симптомов, из которых складывается острая реакция на стресс и

нарушение адаптации, может встречаться и при других расстройствах, но имеются некоторые особые

признаки в том, как проявляются эти симптомы, что позволяет объединять эти состояния в

клинической единице.


В соответствии с этим представляется целесообразным опираться на клинические описания и

указания по диагностике принятые Международной классификацией болезней 10-го пересмотра.


Острая реакция на стресс (F43.0)
Это транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого

психического расстройства в ответ на исключительный физический и психологический стресс и

которое обычно проходит в течение часов или дней. Стрессом может быть сильное травматическое

переживание, включая угрозу безопасности или физической целостности индивидуума или

любимого лица (например, природная катастрофа, несчастный случай, битва, преступное поведение,

изнасилование) или необычно резкое и угрожающее изменение в социальном положении и/или в

окружении больного, например, потеря близких, пожар в доме и пр. Риск развития расстройства

увеличивается при физическом истощении или наличии органических факторов (например, у

пожилых людей).
В возникновении и тяжести острых реакций на стресс играют роль индивидуальная уязвимость

и адаптивные способности; об этом свидетельствует тот факт, что это расстройство развивается не у

всех людей, подвергшихся сильному стрессу. Симптомы обнаруживают типичную смешанную и

меняющуюся картину и включают начальное состояние "оглушенности" с некоторым сужением поля

сознания и снижением внимания, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы и

дезориентировку. Это состояние может сопровождаться или дальнейшим уходом от окружающей

ситуации (вплоть до диссоциативного ступора - F44.2) или ажитацией и гиперактивностью (реакция

бегства или фуга). Часто присутствуют вегетативные признаки панической тревоги (тахикардия,

потливость, покраснение). Обычно симптомы развиваются в течение минут после воздействия

стрессового раздражителя или события и исчезают в течение двух-трех дней (часто часов). Может

присутствовать частичная или полная амнезия (F44.0) эпизода. Если симптоматика сохраняется, то

встает вопрос об изменении диагноза (и ведения больного).


Диагностические указания:
Должна быть обязательная и четкая временная связь между воздействием необычного стрессора

и началом симптоматики; начало обычно немедленное или через несколько минут. Вдобавок,

симптомы:
а) имеют смешанную и обычно меняющуюся картину; в дополнение к инициальному состоянию

оглушенности могут наблюдаться депрессия, тревога, гнев, отчаяние, гиперактивность и

отгороженность, но ни один из симптомов не преобладает длительно;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
б) прекращаются быстро (самое большее в течение нескольких часов) в тех случаях, где

возможно устранение стрессовой обстановки. В случаях, где стресс продолжается или по своей

природе не может прекратиться, симптомы обычно начинают исчезать спустя 24-48 часов и сводятся

к минимуму в течение трех дней.


Сюда включаются:
- кризисное состояние;
- острая кризисная реакция;
- боевая усталость;
- психический шок.
Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1)
Возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию

(кратковременную или продолжительную) исключительно угрожающего или катастрофического

характера, которые в принципе могут вызвать общий дистресс почти у любого человека (например,

природные или искусственные катастрофы, сражения, серьезные несчастные случаи, наблюдение за

насильственной смертью других, роль жертвы пыток, терроризма, изнасилования или другого

преступления). Предиспонирующие факторы, такие как личностные черты (например,

компульсивные, астенические) или предшествующее невротическое заболевание могут понизить

порог для развития этого синдрома или утяжелить его течение, но не обязательны и недостаточны

для объяснения его возникновения.
Типичные признаки включают эпизоды повторного переживания травмы в виде навязчивых

воспоминаний (реминисценций), снов или кошмаров, возникающих на фоне хронического чувства

"оцепенелости" и эмоциональной притупленности, отчуждения от других людей, отсутствия реакции

на окружающее, ангедонии и уклонения от деятельности и ситуаций, напоминающих о травме.

Обычно индивидуум боится и избегает того, что ему напоминает об изначальной травме. Изредка

бывают драматические, острые вспышки страха, паники или агрессии, провоцируемые стимулами,

вызывающими неожиданное воспоминание о травме или первоначальной реакции на нее.
Обычно имеет место состояние повышенной вегетативной возбудимости с повышением уровня

бодрствования, усилением реакции испуга и бессонницей.


С вышеперечисленными симптомами и признаками обычно сочетаются тревога и депрессия,

весьма нередко появляются суицидальные идеи. Кроме того, существенным осложняющим фактором

может быть избыточное употребление алкоголя или наркотиков.
Посттравматические стрессовые расстройства возникают обычно вслед за травмой после

латентного периода, который может вариировать от нескольких недель до месяцев (но редко более 6

месяцев). Как правило, наблюдается волнообразное течение, но в большинстве случаев можно

ожидать выздоровления. В небольшой части случаев данные расстройства могут приобретать

хронический характер и протекать многие годы сопровождаясь хроническим изменением личности

(F62.0).
Диагностические указания.


Это расстройство не должно диагносцироваться, если нет доказательств, что оно возникло в
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
течение 6 месяцев от тяжелого травматического события. "Предположительный" диагноз возможен,

если промежуток между событием и началом более 6 месяцев, но клинические проявления типичны

и нет никакой возможности альтернативной квалификации расстройства (например, тревожное или

обсессивно-компульсивное расстройство или депрессивный эпизод). Доказательства наличия

травмы должны быть дополнены повторяющимися навязчивыми воспоминаниями о событии,

фантазиями и представлениями в дневное время. Заметная эмоциональная отчужденность,

оцепенение чувств и избегание стимулов, которые могли бы вызвать воспоминания о травме,

встречаются часто, но не являются необходимыми для диагностики. Вегетативные расстройства,

расстройство настроения и нарушения поведения могут включаться в диагноз, но не являются

первостепенно значимыми.


Сюда включается также травматический невроз.
Отдаленные хронические последствия опустошающего стресса, то есть, те, которые

манифестируют спустя десятилетия после стрессового воздействия, должны квалифицироваться в

(F62.0) как "Хронические изменения личности после переживания катастрофы".
Расстройства адаптации (F43.2)
Состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие

социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к

значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию (включая наличие или

возможность серьезной физической болезни). Стрессовый фактор может поражать интегральность

социальной сети больного (потери близких, переживание разлуки), более широкую систему

социальной поддержки и социальных ценностей (миграция, положение беженца). Стрессор может

затрагивать индивидуума или также его микросоциальное окружение.
Более важную, чем при других расстройствах в F43.2, роль в риске возникновения и

формирования проявлений адаптационных расстройств играет индивидуальная

предрасположенность или уязвимость, но, тем не менее, считается, что состояние не возникло бы без

стрессового фактора. Проявления различны и включают депрессивное настроение, тревогу,

беспокойство (или их смешение); чувство неспособности справляться, планировать или продолжать

оставаться в настоящей ситуации; а также некоторую степень снижения продуктивности в

ежедневных делах. Индивидуум может чувствовать склонность к драматическому поведению, но они

встречаются редко. Тем не менее, дополнительно, особенно у подростков могут появляться

расстройства поведения (например, агрессивное или диссоциальное поведение).
Ни один из симптомов не является столь существенным или преобладающим, чтобы

свидетельствовать о более специфическом диагнозе. Регрессивные феномены у детей, такие как

энурез или детская речь или сосание пальца, зачастую являются частью симптоматики. При

преобладании этих черт следует пользоваться разделом МКБ-10 F43.23 - невротические и

соматоформные расстройства с преобладанием нарушения других эмоций.
Первые симптомы обычно появляются в течение месяца после стрессового события или

изменения жизни, а продолжительность симптоматики обычно не превышает 6 месяцев (кроме 43.21

- пролонгированная депрессивная реакция). При сохранении симптоматики диагноз следует

изменить в соответствии с имеющейся клинической картиной.


Контакты с психиатрической службой вследствие нормальных реакций горя, которые

соответствуют культуральному уровню данного лица и, обычно, не превышают 6 месяцев, не должны

обозначаться кодами классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10 (глава 10 F1-

F99), а должны квалифицироваться с помощью кодов главы 21 МКБ-10 таких как, Z71.9


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
(консультирование) или Z73.3 (стресс, нигде более не классифицируемый).
Реакции горя любой длительности, оцениваемые как анормальные вследствие их формы или

содержания должны кодироваться как F43.22, F43.23, F43.24 или F43.25, а те, которые остаются

интенсивными и продолжаются более 6 месяцев - F43.21 (пролонгированная депрессивная реакция).
Диагностические указания:
Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между:
- формой, содержанием и тяжестью симптомов;
- анамнестическими данными и личностью;
- стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.
Наличие третьего фактора должно быть четко установлено и должны быть веские, хотя,

возможно, и предположительные доказательства, что расстройство не появилось бы без него. Если

стрессор относительно мал и если временная связь (менее трех месяцев) не может быть установлена,

расстройство следует классифицировать в другом месте в соответствии с имеющимися признаками.


Включаются:
- культуральный шок;
- реакция горя;
- госпитализм у детей.
Исключаются:
- тревога, связанная с разлукой, в детском возрасте (F93.0).
При критериях расстройств адаптации клиническая форма или преобладающие признаки могут

быть уточнены как:


Кратковременная депрессивная реакция - F43.20
Транзиторное, мягкое депрессивное состояние, не превышающее по длительности одного

месяца.
Пролонгированная депрессивная реакция - F43.21


Легкое депрессивное состояние в ответ на длительную подверженность стрессовой ситуации,

но продолжающееся не более двух лет.


Смешанная тревожная и депрессивная реакция - F43.22
Отчетливо выражены тревожные и депрессивные симптомы, но их уровень не больше, чем в

смешанном тревожном и депрессивном расстройстве (F41.2) или в другом смешанном тревожном

расстройстве (F41.3).
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
С преобладанием нарушения других эмоций - F43.23
Обычно симптомы нескольких типов эмоций, таких как тревога, депрессия, беспокойство,

напряженность и гнев. Симптомы тревоги и депрессии могут отвечать критериям смешанного

тревожно-депрессивного расстройства или другого тревожного смешанного расстройства (F41.2,

F41.3), но они не являются столь преобладающими, чтобы могли быть диагностированы другие более

специфические депрессивные или тревожные расстройства. Эта категория должна использоваться и

у детей, когда имеется регрессивное поведение, такое как энурез или сосание пальца.


С преобладанием нарушения поведения - F43.24
Основным расстройством является нарушение поведения, то есть, подростковая реакция горя,

приводящая к агрессивному или диссоциальному поведению.


Смешанное расстройство эмоций и поведения - F43.25
Явными характеристиками являются как эмоциональные симптомы, так и расстройства

поведения.


Хронические изменения личности после переживания катастрофы - F62.0
Хроническое изменение личности может развиться вслед за стрессом катастрофы. Стресс может

быть таким тяжелым, что нет необходимости учитывать индивидуальную уязвимость для объяснения

его глубокого воздействия на личность. Примеры включают пребывание в концентрационных

лагерях, пытки. Стихийные бедствия, длительную подверженность угрожающим жизни

обстоятельствам (например, положение заложника - длительный захват в плен с постоянной

возможностью быть убитым). Этому типу личностного изменения может предшествовать

посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1) и тогда оно может рассматриваться как

хроническое, необратимое продолжение стрессового расстройства. Однако в других случаях

хроническое изменение личности, отвечающее нижеприведенным критериям, может развиваться без

промежуточной фазы манифестного посттравматического расстройства. Тем не менее, длительные

изменения личности вслед за кратковременной подверженностью угрожающим жизни ситуациям,

таким как дорожно-транспортное происшествие, не должны включаться в эту рубрику, поскольку

последние исследования показывают, что такой тип развития зависит от предшествующей

психической уязвимости.


Диагностические указания:
Для постановки данного диагноза изменение личности должны быть хроническими и

проявляться ригидными и дезадаптирующими признаками, приводящими к нарушению в

межперсональном, социальном и профессиональном функционировании. Как правило, изменение

личности должно быть подтверждено ключевым информантом. Для диагноза необходимо установить

наличие не наблюдавшихся раннее признаков, таких как:
- враждебное или недоверчивое отношение к миру;
- социальная отгороженность;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- ощущение пустоты и безнадежности;
- хроническое чувство волнения, как бы постоянной угрозы, существования "на грани";
- отчужденность.
Такое изменение личности должно отмечаться на протяжении минимум двух лет и не должно

быть объяснимо предшествующим расстройством личности или психическим расстройством, за

исключением посттравматического стрессового расстройства (F43.1). Должно быть также исключено

наличие повреждения или болезни мозга, которое могло бы обусловить сходные клинические

признаки.
Включаются:
- изменения личности после пребывания в концентрационном лагере, пленения с постоянной

возможностью быть убитым, длительной подверженности угрожающей жизни ситуации, такой как

оказаться жертвой терроризма или пыток.
Исключаются:
- посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1).
Диссоциативный ступор (F44.2)
Поведение больного отвечает критериям ступора, но осмотр и обследование не выявляют его

физической обусловленности. Как и при других диссоциативных расстройствах дополнительно

обнаруживается психогенная обусловленность в форме недавних стрессовых событий или

выраженных межперсональных или социальных проблем.


Ступор диагностируется на основании резкого снижения или отсутствия произвольных

движений и нормальных реакций на внешние стимулы, такие как свет, шум, прикосновение.

Длительное время больной лежит или сидит по существу неподвижно. Полностью или почти

полностью отсутствуют речь и спонтанные целенаправленные движения. Хотя может

присутствовать некоторая степень нарушения сознания, мышечный тонус, положение тела, дыхание,

а иногда и открывание глаз и координированные движения глаз таковы, что становится понятным,

что больной не находится ни в состоянии сна, ни в бессознательном состоянии.
Диагностические указания:
Для достоверного диагноза должны быть:
- вышеописанный ступор;
- отсутствие физического или психического расстройства, которое могло бы объяснить ступор;
- сведения о недавних стрессовых событиях или текущих проблемах.
Дифференциальный диагноз:
Диссоциативный ступор следует дифференцировать от кататонического, депрессивного или

маниакального. Ступору при кататонической шизофрении часто предшествуют симптомы и

поведенческие признаки, предполагающие шизофрению. Депрессивный и маниакальный ступор

развиваются относительно медленно, поэтому решающее значение могут иметь сведения,

полученные от других информаторов. В связи с широким распространением терапии аффективного
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
заболевания на ранних стадиях депрессивный и маниакальный ступор встречаются во многих

странах все реже.


2. Практические рекомендации по диагностике состояния
пострадавших
Посттравматическое стрессовое расстройство
Диагностические критерии
Постановка диагноза посттравматического стрессового расстройства предполагает знание того,

что человек пережил события, выходящие за рамки нормального человеческого существования,

особенно с угрозой собственной жизни, жизни детей и близких, с потерей материального

благополучия или привычной и необходимой социальной среды, а также, если он был вынужденным

свидетелем таких событий происходивших с другими.
По прошествии существенного времени после этих событий обязательными условиями для

постановки диагноза являются:


А) указания на то, что имевшие место психотравмирующие события повторно овладевают

человеком в виде:


- или неприятных повторяющихся тягостных сновидений;
- или неприятными воспоминаниями, влияющими на состояние и настроение человека;
- или неконтролируемых действий и ощущений, будто пережитое событие повторяется вновь;
- навязчивого страха за состояние близких, с чувством, что с ними должно или может

произойти что-то плохое.


Б) Наличие двух-трех симптомов, свидетельствующих о постоянном избегании напоминаний, о

прошедших событиях в виде:


- чувства отчужденности и отстраненности от окружающих;
- значительного снижения интереса к раннее значимым видам деятельности;
- проявление психогенной амнезии как неспособности к припоминанию важных аспектов

произошедших событий;


- проявление усилий по избеганию вынуждающих воспоминаний о чрезвычайной ситуации;
- избегание связанных с ЧС мыслей и чувств;
- снижение личной эмоциональности;
- ощущение того, что у человека впереди уже ничего не осталось (нет жизненной перспективы).
В) Диагноз становится абсолютно убедительным, если наряду с рассмотренным выше имеются

одно-два указания на:


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- повышенную пугливость;
- трудности засыпания или другие нарушения функции сна;
- сверхбодрствование;
- повышенная для данной личности раздражительность или вспышки гнева, изменение

поведения или склонность к физическому насилию над другими;


- вегето-сосудистые проявления при столкновении с событиями или другими символами,

напоминающими о пережитом;


- нарастающая слезливость, которая иногда дополняется избеганием контактов глазами,

возбуждением, проявлением враждебности;


- неспецифические соматические жалобы (например, головная боль и пр.);
- злоупотребление алкоголем;
- высокие уровни тревожной напряженности.
При указаниях на нарушение функций сна следует особо расспрашивать о характере сновидений,

обращая особое внимание на кошмарные сны. Следует иметь ввиду, что для кошмарных снов при

ПТСР характерно весьма точное воспроизведение реально пережитых событий. Больные иногда

просыпаются в сильном возбуждении, с криком, размахивая руками, будто защищаясь или, наоборот,

нападая на кого-то.
В связи с этим описание необычно живых и правдоподобных ночных кошмаров является

достаточно точным подтверждением правильности диагноза ПТСР.


Обычно указанная симптоматика имеет место в течение одного месяца после

психотравмирующих событий. Появление рассмотренных признаков болезненного состояния спустя

полгода после ЧС указывает на отсроченную манифестацию, о чем необходимо делать специальную

запись.
Нелекарственная терапия


- Психотерапия.
- Группы поддержки.
- Семейное консультирование.
- Методики психорегулирующей тренировки, психотренинга или биологической обратной

связи.
- Направление, при необходимости в специализированные реабилитационные центры

медицины катастроф.
Фармакотерапия
Как при остром, так и при хроническом ПТСР, применяются.
3. Основные этапы организации помощи пострадавшим
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
В данном разделе дополнительно к изложенным выше приводятся принципы диагностики и

практической терапии непсихотических психических расстройств (пограничных состояний,

тревожных расстройств).
Признавая, что биологические и социально-психологические факторы играют неравнозначную

роль в происхождении различных видов состояний психической дезадаптации, особенно

сопровождаемых тревожными расстройствами, мы в тоже время особенно подчеркиваем что каждый

из них может явиться основанием к развитию невротической реакции. Однако возможность

возникновения болезненного состояния и его течение будут все же определяться всей системой

психической адаптации.


Также следует признать, что сложная жизненная ситуация определяет только возникновение

измененного психического состояния. Однако его тип, форма и клинические особенности во многом

зависят от жизненной предистории и особенностей личностного реагирования человека.
Как правило, психопатологические состояния, особенно сопровождаемые тревогой, возникают

преимущественно как реакция на психическую травму, нарушающую адаптационные механизмы

вследствие истощающих психику нагрузок.
Принято считать, что вначале нервно-психическая реакция проявляется только на конкретную

дезадаптирующую ситуацию, но в дальнейшем, особенно при отсутствии лечебно-профилактических

мер, она может стать зависимой от широкого круга неприятных для человека стимулов. При этом

частная дезадаптация как бы превращается в общую дезадаптацию.


Приходится считаться также с тем, что на человека оказывает влияние ситуация в целом.

Поэтому ни один отдельно взятый как биологический, так и социально-психологический фактор не

могут рассматриваться в роли единственной причины нервно-психического расстройства. Отдельно

взятые факторы, какими бы весомыми они не казались на первый взгляд, все-таки так и остаются

отдельно взятыми и не объясняют ни особенностей возникновения, ни формы, ни динамики

развития нервно-психических расстройств.


Сказанное выше имеет непосредственное отношение к пониманию реабилитационных и

терапевтических возможностей различных средств и к выбору соответствующей тактики

осуществления практических мероприятий в конкретных условиях.
Какие бы лечебно-профилактические мероприятия в этих случаях не проводились, их результат

всегда выявляется на уровне барьера психической адаптации.


В связи с этим влияние того или иного лечебно-профилактического средства реализуется только

через строго определенное для него место в единой системе последовательно взаимосвязанных

медико-социальных и психологических мероприятий. В связи с этим в отрыве от этой

последовательности мероприятий, бессистемное применение любого, даже самого сильно

действующего средства, не имеет решающего значения для практических результатов лечения и

отдаленных последствий.


Непосредственной задачей лечебно-профилактических мероприятий при состояниях

психической дезадаптации, особенно характеризуемой наличием тревоги, должно быть

восстановление нарушенной стабильности адаптивного поведения человека, направленного на

достижение конкретных и понятных целей. Этому в определенной мере способствует создание

порой даже иллюзорных условий для осознания того, что основные трудности уже позади и что от

социально значимого поведения данного конкретного человека в этой новой ситуации что-то

практически зависит. Даже неосознанное восприятие человеком того, что от его включенности в
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
решение каких-то социально значимых задач, в оказание посильной помощи старым, слабым, детям

формируется у данного человека Я-образ сильного, неподверженного влиянию страха и паники. А

это в свою очередь может существенным образом изменить психологические условия формирования

остроченной симптоматики.


В тяжелых случаях это может быть достигнуто не только воздействием на социально-

психологические, но и на биологические механизмы управления адаптационными возможностями

человека.
Но, вместе с тем, при этом приходится считаться, что вновь приобретаемая адаптация никогда

не будет простым возвращением к прошлому опыту, так как она формируется на новой (весьма

хрупкой) основе функциональных возможностей психотравмированной личности.
Поэтому создание устойчивых внутренних образов, убеждающих, что личные возможности

данного конкретного человека далеко не исчерпаны и что у него есть еще достаточно духовных сил

для рационального поведения в сложных ситуациях, является одной из важнейших практических

задач.
Однако следует подчеркнуть еще раз, что при этом любое улучшение в самочувствии

пострадавшего нельзя понимать в буквальном смысле как возврат к какому-то исходному состоянию.

Оно всегда является отражением текущего этапа дальнейшего изменения (динамики)

функциональных возможностей данной конкретной личности на данный конкретный момент и в

данных конкретных существенно измененных условиях существования.


Современные психофармакологические препараты, воздействуя на обменные процессы,

нормализуют биологическую основу адаптивного регулирования в организме, в том числе систему

эмоционально-аффективного реагирования.
Наоборот, психотерапия и социальная реабилитация направлены к приобретенным

особенностям личности. Поэтому они часто более непосредственно, чем медикаментозная терапия

могут изменять дезадаптированное поведение.
Следует иметь в виду также, что направленность терапевтических мероприятий при состояниях

психической дезадаптации мало чем отличается от общих принципов медицинской практики.

Несмотря на видимость разноплановости, она всегда предполагает, во-первых, неспецифические

успокаивающие действия; а, во-вторых, так называемые общеукрепляющие влияния, также носящие

неспецифический характер. В третьих, устранение или смягчение воздействия психотравмирующих

факторов в большой мере носит также характер этиопатогенетического воздействия.


Поэтому при ликвидации последствий ЧС важнейшее место занимает ступенчатость и

последовательность осуществляемых действий, когда на каждом последующем пространственно-

временном этапе обеспечивается возможность осознать проделанное на предыдущем и добавить

необходимое с тем, чтобы в итоге все мероприятия, обеспечивая преемственность действий,

складывались в определенную общепринятую систему.
Следует также еще раз обратить внимание на профилактическую направленность всех

проводимых мероприятий, особенно в отношении возможных отдаленных последствий. Поэтому

все, что мы осуществляем в данный момент должно быть направлено на устранение имеющейся

психопатологической симптоматики и предупреждение более серьезных последствий в будущем.


Схематически все этапы работы по ликвидации последствий ЧС с позиции оказания психолого-

психиатрической помощи могут быть представлены следующим образом:


1. Спасение, сортировка, оказание первой помощи и эвакуация пострадавших.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
2. Первичная квалифицированная помощь.
3. Восстановительное лечение.
4. Формирование механизмов саморегуляции и реадаптация.
При ликвидации последствий ЧС следует придерживаться непреложного принципа, что

пострадавшими следует считать всех, кто на время возникновения и развития ситуации был

свидетелем происходивших событий и подвергался воздействию одного или нескольких факторов,

независимо от того, имеет ли он на момент освидетельствования какие-нибудь жалобы и

болезненные проявления или нет. Как видно из представленных в первом разделе клинических

описаний и из практического опыта, лица, не имевшие болезненных нервно-психических нарушений

в начальный период ликвидации последствий ЧС, тем не менее, в дальнейшем часто проходят такой

путь нервно-психического развития и врастания в патопсихологическую и даже психическую

симптоматику, который приводит к необратимости изменений личности, социальной и

профессиональной инвалидизации. Это особенно надо иметь ввиду спасателям, не имеющим

психиатрической и психотерапевтической подготовки.
Практически весьма важный парадокс психопрофилактической и психотерапевтической

помощи пострадавшим в ЧС состоит еще и в том, что эта помощь может быть наиболее эффективной

только в тех конкретных случаях, в которых она была начата еще до возникновения самой

чрезвычайной ситуации. Иными словами, в районах с риском возможности возникновения

техногенных или природных катастроф необходимо создавать центры психического здоровья с

задачами реабилитации от текущих стрессов и обучения методам психической саморегуляции. Только

при осуществлении таких мероприятий можно ожидать минимизации нервно-психических потерь

при ЧС.
4. Обоснование подходов к оказанию неотложной


психолого-психиатрической помощи при ликвидации
последствий ЧС
Возникающие в чрезвычайных ситуациях различные психоэмоциональные реакции и

болезненные состояния, в том числе страх, тревога, горе, отчаяние, паника, не контролируемое или

агрессивное поведение и пр., являются следствием как специфики самой ситуации, так, естественно,

и особенностей личности индивида, состояния его соматоневрологической сферы и индивидуальной

значимости для него происходящих событий. Любая реальная катастрофа, любое неожиданное или

незакономерное нарушение привычной целостности и устойчивости окружающего мира

опосредуется в душе человека его личной "психологической катастрофой".
Как отмечает известный американский психиатр Э.Берн (), люди действуют и чувствуют не в

соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих

фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя

так, как будто истиной являются образы, а не реальные объекты мира.


Некоторые образы почти у всех нормальных людей складываются по одному шаблону. Так,

образ матери почти всегда связан с чем-то добрым, заботливым, любящим, ласковым, а образ отца,

как правило, олицетворяет строгость и справедливость.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он

предпочитает думать по прежнему, в соответствии с этими универсальными образами шаблонами и

независимости от их отношения к действительности. Если же ему приходится изменить эти образы,

то человек становится мрачным, раздражительным, а иногда и психически больным.


Очень трудно, например, изменить образ своего собственного тела. Человек, потерявший ногу,

не может успокоиться, прежде чем не пройдет через период мрачности или скорби, в течение

которого внутренний образ его тела приходит в соответствие с новым положением вещей. Но даже

после этого он сохраняет в глубине своей психики прежнее представление о самом себе. Даже через

много лет после травмы он иногда видит себя во сне таким, каким был раньше, и даже временами

оступается, будто и не было такой страшной потери.


Когда умирает близкий человек, требуются значительные усилия, чтобы приспособить свой

образ мира к изменившейся ситуации. Это усилие, называемое скорбью, болезненно и изнурительно.

Люди, которым приходится менять свои привычные внутренние образы, нередко встают по утрам

более усталыми, чем были накануне. К сожалению, образы могут быть не только положительными. У

симпатичной женщины порой в силу причин, весьма малозначимых для других людей, может

сложится свой довольно не привлекательный образ. При этом милый и добрый человек обычно

теряет верные жизненные ориентиры, часто без объективных причин загоняет себя в стрессовое

состояние и даже на искреннее восхищение или комплимент эти женщины обычно возмущенно

отвечают неприязненным: - "Ну, что это Вы насмехаетесь. Ведь я же хорошо знаю свои недостатки". У

многих людей еще в детстве складывается образ себя как пьяницы, хулигана, неудачника и пр.


Удачливый человек - это человек, образы которого больше всего соответствуют

действительности и чаще всего дают правильные ориентиры в жизни. Неудачником же обычно

становится человек, образы которого имеют существенное расхождение с жизнью.
Однако это особый раздел психиатрии и психотерапии. Из рассмотренных теоретических

представлений нас в данном случае интересуют применительно к психотравмирующим ситуациям

только два момента.
Первый из них заключается в том, что так называемая психическая адаптация (как способность

переделывать свои внутренние образы реального внешнего мира) у разных людей оказывается

разная. Есть люди, которым это сделать самостоятельно во многих случаях практически не под силу.

Такие люди имеют ригидные установки. Их поведение крайне неадаптивно, как, например, у

религиозных или футбольных фанатов, убежденных холостяков, запрограммированных алкоголиков,

трудоголиков, сверхпунктуальных личностей и пр. Есть люди, которые одни образы переделывают

легче, а другие - труднее. Но, в любом случае, это хотя порой и малозаметная, но весьма трудная и

напряженная нервно-психическая работа, которая у большинства людей требует обычно не менее

полутора месяцев и часто ведет к астенизации, истощению и полому защитных механизмов.
Второй теоретический, но весьма важный для практических целей момент заключается в

трудности формирования нового образа реальной жизни, самого себя и других лично значимых

условий.
Из сказанного несложно сделать вывод, что под влиянием различных объективных или

субъективных ситуаций люди часто оказываются под властью позитивных или негативных сил,

результатом которых является создание в мозгу образов чего-то порой даже не существующего, но к

чему субъект относится как к реальному.


Иными словами можно утверждать, что под влиянием определенных условий у человека на

время или навсегда создается своя система веры, которая превращается в содержательную картину

внутреннего мира, и человек реагирует на нее так, как будто этот образ является реальным миром.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Пациент, который всем своим поведением демонстрирует страх или утверждает, что ему все

хотят навредить, на самом деле говорит словами, описывающими его внутреннюю систему веры, а

не реально существующие обстоятельства.
В отечественной литературе понятию "системы веры" в наибольшей мере соответствует термин

"психологическая установка", на значение которой, как готовности субъекта к заранее

предопределенной деятельности и поведению, наш соотечественник Д.Н.Узнадзе обращал внимание

еще в 30-х годах.


Стивен Хеллер и Терри Ли Стал () справедливо утверждают, что системы веры человека это

нечто большее, чем просто выражение элементов, в важность которых он научился верить, и то, что

остается за рамками системы веры, может быть более значимым, чем то, что он продолжает "видеть".

Поэтому весьма справедливо утверждение о том, что люди реагируют не на объективную реальность

(чем бы она не была), а на свое индивидуальное и личное представление о мире, основанное на

своих системах веры.


Известно, что наше здоровье и поведение, включая обдуманные и не обдуманные поступки,

мысли, чувства, фантазии и мечтания тесно связаны.


С одной стороны, поведение не здорового человека в силу болезненных проявлений и

сниженной работоспособности ограничено. Его мысли и настроение, как правило, в связи с этим

имеют существенную тенденцию к негативным наслоениям, снижающим возможности

положительного перспективного самопрограммирования.


С другой стороны, поведенческие расстройства относятся к области нервно-психических

заболеваний, ограничивающих способность индивида осознавать ход развития текущих событий и

осуществлять правильный выбор. Мысли, чувства, поступки и действия такого человека

характеризуются определенной неадекватностью.


В этом плане психотерапия как лечебная процедура имеет своей целью изменение с помощью

вербальных средств поведения пациента, понимаемое в широком смысле.


Поэтому под психотерапией обычно понимают использование с лечебной целью психических

средств воздействия на больного.


В более узком смысле под психотерапией подразумевают использование врачом в лечебных

целях своего влияния на больного в сочетании с применением выработанных опытом специальных

средств психического воздействия (Вольперт).
Существует также определение психотерапии как метода разговорного лечения (Р.Урсано с

соавт.), а также множество других, раскрывающих суть данного направления в терапии с тех или

иных позиций.
Вместе с тем, практически наиболее приемлемым все же представляется определение

психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного

(Карвасарский). Этим подчеркивается, что психотерапия - это огромная область знаний,

опирающаяся в практическом приложении на систему психических методов воздействия на больного

и через нее на весь организм.
Поэтому данная область лечебных воздействий на больного не ограничивается только областью

медицинских знаний. В методических и методологических аспектах она опирается также на

психофизиологию, психологию, социологию, педагогику и другие науки.
В психотерапии существуют десятки направлений: гипнотерапия, суггестивная в состоянии
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
бодрствования, рациональная, педагогическая, гедоническая, катартическая, компенсационная, имаго

терапия, музыкотерапия, различные системы психотренингов и психорегулирующих тренировок,

психоанализ и пр.
Каждое из этих направлений использует десятки, а иногда и сотни методических приемов и

поэтому охватывает чрезвычайно большое поле знаний из современных наук о человеке,

человеческой личности и его душе.
Кроме того, по способу реализации психотерапия делится на индивидуальную, групповую и

семейную.


По своей лечебной направленности в психотерапии выделяются области клиники внутренних

болезней, психоневрологии, малой психиатрии, сексопатологии, восстановительной хирургии,

акушерства и гинекологии, педиатрии и пр.
Цель всех видов психотерапии - расширить количество возможных для данного человека видов

и способов поведения в данной конкретной ситуации и тем самым облегчить или ликвидировать

симптомы болезни и предотвратить риск тяжелых отдаленных последствий.
Проведение психотерапевтических мероприятий предполагает, что человек, выступающий в

роли психотерапевта, понимает, что при таком лечении органом-мишенью является мозг, а чувства,

мысли и все поведение в целом являются функцией этого органа.
Если психотерапевт ставит своей целью изменить поведение человека, то ему придется

применять такие приемы и действия, которые способны в определенной мере изменить

функционирование мозга.
Наше понимание того, как поведение одного человека в виде вербальных или не вербальных

средств общения оказывает воздействие на функции мозга далеко не полно, хотя в последние

десятилетия существенно расширяется благодаря фундаментальным открытиям в области

психофизиологии высшей нервной деятельности, психической организации личности и др. Поэтому

подготовленный психотерапевт, это прежде всего тот, кто владеет современными теоретическими

основами и практическим опытом такой работы.


Однако при отсутствии существенного опыта бывает так, что знание некоторых принципов,

может заменить знание многих сотен фактов. В связи с этим, по-видимому, будет целесообразным

рассмотреть два таких принципа.
Первый из них можно сформулировать как зависимость поведения и самочувствия человека от

степени его вовлеченности в общение и социально или лично значимую деятельность.

Иллюстрацией этого могут служить, например, хорошо известные наблюдения, когда охваченный

страхом человек не может самостоятельно приблизиться к источнику страха или преодолеть

психотравмирующее, пугающее препятствие. Вместе с тем, в сопровождении другого, уверенного в

себе человека, он делает это часто достаточно легко. В данном случаи практически важно не

теоретические объяснения, каким образом присутствие другого человека повлияло на

функционирование мозга пациента и вызвало столь необходимые изменения в его поведении. Важно

знание, что этот принцип работает.
Второй практически важный принцип заключается в том, что психологические, символические,

и воображаемые события, а также страхи, надежды, ожидания и даже воспоминания являются

сильнейшим регулятором жизненно важных функций.
Убедительной иллюстрацией этому может служить страшный эксперимент, поставленный в

начале века в одной европейской стране, где четырем приговоренным к мучительной смертной


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
казни, предложили послужить науке и безболезненно умереть за счет кровопотери. После согласия

осужденных, в назначенный день, но каждому в разное время, обреченным завязали глаза и, после

нескольких создающих необходимую установку фраз, резким движением по запястью деревянным

предметом создали видимость разреза. Кажущаяся реальность происходящего дополнялась струей

теплой воды стекающей по запястью и кисти. Все четверо погибли от остановки сердечной

деятельности спустя несколько минут после начала мнимого кровотечения.


В связи с этим приходится признать, что только воображаемые события, весьма условно

эмитирующие то, что могло бы быть на самом деле, но чего реально все-таки не было, на фоне

негативной психологической обстановки и угнетенного состояния людей стали реальной причиной

смерти.
Так умирают от страха смерти и воображения. Еще более легко и незаметно от этого становятся

больными и инвалидами.
Таким образом, снова, но уже на другом уровне убедительности приходится признать, что

созданные условиями, обстановкой и поведением других людей негативные образы-установки

(образы-разрушители) могут роковым образом проявиться на психосоматическом здоровье человека.
Следует иметь в виду, что чрезвычайные ситуации многообразием действующих факторов,

соединенных с многообразием индивидуальных представлений о происходящих событиях вызывают

практически непредсказуемое число психологических проявлений.
И именно в этот период при общении пострадавших в непривычной и опасной обстановке, на

фоне лиц с проявлением психозов и острых посттравматических стрессовых нарушений, создаются,

генерируются и насаждаются в сознании даже легко пострадавших системы веры в то, что все, что

они здесь пережили далеко не безразлично для их здоровья и их психики. Надо полагать, что именно

эти гипнотизирующие системы веры являются одной из важных причин лавинообразного

проявления отдаленных последствий и их чрезвычайной стойкости и не подвластности обычным

терапевтическим мероприятиям. Следовательно, уже в очаге ЧС и на этапах эвакуации необходимо

проведения таких мероприятий, которые направлены на сознательное формирование таких систем

веры, которые в определенной мере предопределят невозможность усиления болезненных

проявлений и максимально снизят симптоматику отдаленных последствий. Таким путем можно

предотвратить десятки тысяч дней трудопотерь и миллиардные затраты на дальнейшую

реабилитацию.


Именно это и накладывает особые требования к оказанию неотложной психолого-

психиатрической помощи при ликвидации последствий ЧС.


Поэтому, исходя из рассмотренных теоретических представлений, первый этап ликвидации

последствий ЧС, т.е. период спасения, сортировки и эвакуации пострадавших, когда, казалось бы,

реально нет ни времени, ни сил, ни условий для какой бы то ни было терапии, именно этот период

является одним из решающих для всего дальнейшего развития психоэмоциональных

посттравматических расстройств. И, как показывает практика, самые важные, самые значимые и

эффективные лечебно-профилактические меры на этом этапе не требуют ни особых знаний, ни

большого времени.
К таким мероприятиям в первую очередь относятся:
- Создание реальных или хотя бы иллюзорных условий, убеждающих в том, что

катастрофическое изменение реального мира прекращено, что угрозы жизни и других серьезных

опасностей больше не существует ни для пострадавшего, ни для его близких. Что материальный

ущерб или не так велик, или будет существенным образом компенсирован. Этим как бы

ограничивается психоразрушительное для субъективного мира внутренних образов действие
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
происходящих или произошедших событий.
- Формирование убежденности в том, что ущерб нервно-психическому и соматическому

здоровью практически сведен к нулю или минимуму за счет оказания своевременной, в том числе и

антистрессовой помощи. Для этого только в очень тяжелых случаях требуется применение

психофармакологических средств. Во всех остальных случаях практически значимо работает

ежедневное назначение комплексных поливитаминных препаратов под видом "мощного нового

антистрессового средства". Важно, чтобы этот препарат не имел привычной для поливитаминов

формы и цвета. Лучше всего для этих целей подходят импортные препараты типа "Центрум" или

"Витрум", для которых заранее приготовлены аннотации как для мощных антистрессовых средств.

При этом не следует думать, что в данном случае мы имеем дело просто с психологическим плацебо.

Антистрессовое и общеукрепляющее действие поливитаминных препаратов известно давно, хотя и

не является достоянием широкого круга населения. Поэтому психологические акценты на "мощный,

новый антистрессовый препарат" создают новые условия формирования чувства защищенности и

надежности.
- При первой возможности целесообразно проведение психолого-психиатрической сортировки

с выделением трех групп пострадавших:


1. Группа с тяжелыми психопатологическими проявлениями, требующая контроля и

наблюдения.


2. Группа лиц с уже сформировавшимися установками на обязательные отдаленные

последствия.


3. Группа достаточно устойчивых лиц с адаптивными формами поведения.
Пострадавшим первой группы по показаниям должно быть назначено медикаментозное лечение

с применением


В некоторых случаях весьма полезной оказывается биллатеральная правосторонняя стимуляция

по А.Л.Чуприкову.


Лица третьей группы могут и по возможности должны быть задействованы для выполнения

пусть не сложных и не трудных, но социально значимых практических работ, например, выдачу

"антистрессовых препаратов", проведение коротких психопрофилактических бесед по заранее

подготовленным тезисам и пр. Такая "работа" не только улучшает состояние самих "педагогов" и их

пациентов, создавая нужную убежденность, но и в значительной мере способствует формированию у

каждого из них внутреннего представления о себе (образа) как о сильном, уверенном и выносливом

человеке. В дальнейшем эта работа, как правило, составляет предмет гордости и становится базовым

элементом формирования позитивных систем веры.

следующая страница >>