"Синтез искусств. Рождение рок оперы " - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
"Синтез искусств. Рождение рок оперы " - страница №1/1

Сценарий урока музыки по теме:

«Синтез искусств. Рождение рок - оперы».

Учителя музыки МБОУ СОШ «Горки – Х»

Одинцовского района

Московской области

Воробьевой Н.К.

Декабрь 2012г.

Тема четверти: “Что значит современность в музыке»?

Класс: 7 Тема урока: "Синтез искусств. Рождение рок – оперы»".

Тип урока: Введение в тему. Знакомство с рок - оперой.

Цель:

Научить понимать направления рок-музыки, проникновения рока в классическую музыку.



Задачи:

Научить ребят разбираться в стилевых направлениях.

Сформировать представление о музыке как о художественном воспроизведении жизни


Эпиграф урока: «Я посвящаю тебя в любовь!».



Андрей Вознесенский

Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит встреча с удивительной и прекрасной музыкой современности – рок - оперой А. Рыбникова « Юнона и Авось». Но для начала давайте разберемся, где истоки этого музыкально- театрального жанра, с чего все начиналось? Как и когда смогли встретиться и подружиться два противоположных жанра: опера и рок? (слайд №2). Ведь опера – один из самых престижных жанров «серьезной» музыки. Назовите отличительные черты оперы.

Дети: Это сложное драматическое произведение для театра, вокальные партии которого в сопровождении оркестра исполняют высокопрофессиональные артисты.

Учитель: Что можно сказать о роке? Ведь рок - массовое молодежное искусство, истоки которого в танцевальных ритмах рок-н-ролла? (слайд №3)

Дети: Рок – это открытая манера пения, при которой используются: усилительная аппаратура, электрогитары , блок - эффекты, экспрессия исполнения (выкрики, стоны).

Учитель: И тем не менее, их непреодолимо тянуло друг к другу. (Слайд 4).

Эти два искусства пережили три этапа:

50гг. – полное отрицание, противопоставление – опера или рок. Рок- музыканты агрессивно противопоставляли свое творчество жанрам серьезной, классической музыки.

60гг. – этап приглядывания. Рок из развлекательной музыки превращаетсяв социальную, т.е.становится способом выражения отношений молодого поколения к окружающей жизни и ее проблемам.

70гг. – рождение рок- оперы. Талантливые и одаренные рок – музыканты стремились найти в роке именно музыкальность, проявить себя в таком жанре, как рок- опера.

И результат не заставил себя ждать… Вот уже более тридцати лет название этого спектакля не сходит с афиш театра Ленком. Это – потрясающий успех рок- -оперы за рубежом и особенно в Америке, стране, искушенной рок- -искусством. В чем тайна успеха отечественной рок – оперы «Юнона и Авось»? (слайд №5)

Спектакль композитора А Рыбникова, либреттиста А .Вознесенского и режиссера М.Захарова – это национальный художественный феномен, где авторы сумели органично соединить, синтезировать три «разнородных» пласта: академический оперный жанр, музыку рок и древнерусскую музыкальную куль туру, представленную знаменными распевами и традицией русского хорового пения.

Сюжет оперы романтичен. Резанов Николай Петрович, выдающийся русский путешественник и государственный деятель, учредитель Российско – Американской Торговой Компании в 1806г. предпринял путешествие от Аляски в Калифорнию для налаживания торговых связей между Россией и испанскими колонистами. На собственные деньги он нанимает две шхуны, дав им названия «Юнона» и «Авось», и отправляется в плаванье во славу державы Российской.

Достигнув берегов американского континента, прямо с корабля он попадает во дворец губернатора Сан – Франциско на торжество по случаю пятнадцатилетия его дочери Кончитты. Эта встреча мгновенно перевернула их судьбы. Резанов и Кончитта обручились наперекор всем и всему. Государственные дела вынуждают Николая Петровича на время вернуться в Россию. На обратном пути Резанов умирает от простуды в Красноярске. А Кончитта ждет. Она ждала его 35 лет – с16-ти до 52-х. Узнав достоверно о смерти мужа она ушла в монастырь и дала обет молчания. Вот такая история любви, подвиг верности.

В ходе сценического действия мы впервые встречаем Резанова уже тяжелобольным, умирающим в глухой сибирской тайге. Вой ветра за окном деревенской избы смешивается с плачами-причитаниями, молитвой отпевания.

Звучит сцена Пролога. (слайд№6)

Учитель: Итак, поделитесь впечатлением об услышанном. О чем идет речь в этом фрагменте?

Дети: Трудно сказать… Судя о времени, в котором живут герои спектакля, это начало 19 в.

Учитель: Какой художественный прием использует А. Рыбников в прологе?

Дети: Звучит как бы полифония. Голоса очень высокие, а затем тема уходит в басовые партии.

Учитель: Вы правы. Автор использует здесь прием «скрим», когда звучание высокого голоса близко к визгу, а басы звучат запредельно низко. Это создает эффект раздвинутого горизонта, видение исторических далей. Поэтому пролог воспринимается как философский эпиграф к спектаклю. А теперь послушаем лирическую характеристику героя. Вслушайтесь: здесь сокровенная тайна.

Звучит романс «Ты меня на рассвете разбудишь» ( слайд№7)

Учитель: Кому посвящен романс?

Дети: Это «карие вишни» Кончитты «слезятся от ветра».

Учитель: Но ведь романс звучит в исполнении моряков шхуны? В опере он прозвучит еще раз дуэтом в финальной сцене прощания. В чем же тайна? В болезненном жару Резанов выдает свой «грех». Карие вишни – это глаза иконы Казанской Божьей матери, потрясшие его еще в отрочестве и пронесенные через всю жизнь как символ единения божьей и земной любви. И когда он встретит взгляд «карих вишен» Кончитты, ему больше всего на свете захочется ее спасти, защитить. В чем сила этой музыки? Почему она так потрясает слушателей?

Дети: Она душевная, заставляет сопереживать героям, в ней столько доверия, как будто это откровенный разговор.

Учитель: Это сильный момент спектакля! Переживаешь вместе с героями, сливаешься с ними в одно целое! Рыбников обращается здесь к выразительным средствам рок- музыки – нагнетание экспрессии, переходящей затем на шепот. Это романс –раздумье. Линия любви и линия жизни. Композитор и поэт выводят формулу смысла жизни Резанова: - для счастья нужны Родина и любовь.

Звучит ария Резанова. (слайд №8)

Учитель: Какая тема здесь является главной?

Дети: Тема Родины. Здесь раздумье, размышление, мелодия похожа на вздохи, в ней много уныния.

Учитель: Мечта Резанова – основать новое государство Добра и Справедливости, «без денег и петли», но он горестно осознает, что идеальный мир – это только мечта.

«Как по золоту пишут иконы -

Будут лики людей светлы!»

Николай Резанов – человек своего поколения – романтиков и героев. Нетрудно предугадать его судьбу, останься он жив…

Дети: Он обязательно довел бы начатое до конца!

Учитель: Совсем другим предстанет герой в обращении Арии –обращения к Богу, где музыкальная драматургия развертывается по нарастающей: от интонации раздумья в стиле песенно – балладного рока – к надрывной экспрессии, к безудержному крику отчаяния.

«Я умираю от простой хворобы,

На полдороги к истине и чуду.»

Звучит фрагмент сцены в церкви.

Учитель: Это один из самых интереснейших эпизодов рок – оперы, привлекательном именно с точки зрения творческой находки талантливого композитора: сцене перехода из «бытия земного» в «вечное бытие». Какие музыкальные стили использует композитор?

Дети: В сцене отпевания звучит церковное пение.

Учитель: В традициях русских молитвенных песнопений знаменный распев всегда рассматривался как состояние духа. Рыбников не столько «отрывается» от традиций, сколько переосмысливает их: для него знаменный распев прежде всего источник интонационной драматургии.

Дети: Получается, что композитор соединил несоединимое: русское хоровое церковное пение, музыку рок и оперный жанр?

Учитель: Да, здесь соединились «протестующая» энергетика рока, вокальная манера и исконно русские узнаваемые обороты церковных песнопений.

Звучит Ария Пресвятой Богородицы.

Учитель: не кажется ли вам, что «Сцене в церкви» и «Ария Пресвятой Богородицы» составляют единое целое в спектакле? Или они построены на контрасте?

Дети: Скорее на контрасте, т.к. этот эпизод просто «оглушает» своей необычностью. Музыка какая – то космическая, в стиле балладного рока.

Учитель: Вы правы. Художественно –техническая задача рока – ослепить, оглушить, дотянутся до мечты Резанова: увидеть женщину с « вишневыми глазами»…

А сейчас мы послушаем другой эпизод.

Звучит песня о «Белом шиповнике» (слайд №9)

Учитель: Чей это образ?

Дети: Это Кончитта!

Учитель: Образ юной испанки Кончитты - обворожительной, возвышенной, потребовал от композитора особого такта. Вокал написан с достоинством и тонким лиризмом. А почему «белый шиповник?»

Дети: Потому что она молодая, юная…

Учитель: Это – цветок молодости, чистоты и верности. В каком стиле звучит эта песня?

Дети: Похоже на танцевальные сюиты 16-17 в.

Учитель: Да, написана в традициях европейских канцон эпохи Возрождения: гитарный аккомпанемент, нежный подголосок скрипки. В драматургии образа Кончитты мелодия «Песни о шиповнике» станет впоследствии лейтмотивом ее ожидания…

Звучит Сцена «Ожидание» (слайды №10, 11)

( перед глазами учеников картина Константина Васильева «Ожидание»)

Учитель: Как вы полагаете, насколько эта картина близка тому. Что вы сейчас услышали?

Дети: Музыка сливается с картиной: тоска и надежда в глазах женщины на картине и в голосе Кончитты. Те же оттенки.

Учитель: Мелодия любящего сердца: тоска и надежда звучит в глазах и этой женщины, и в голосе Кончитты. Лишь свеча, как знак, символ любви, верности, ожидания горит «спасительным» светом в окне женщины, а свеча Кончитты становится погребальной. Что звучит эпилогом этого эпизода рок-оперы?

Дети: Мелодия припева:

«Для любви не названа цена,

Лишь только жизнь одна…»

Учитель: Каков, на ваш взгляд, должен быть финал спектакля? С чем обратился композитор к своим слушателям? (слайд №12)

( Ответы учащихся самые разные: от горестного чувства скорби до гимна любви).

Учитель: Давайте послушаем авторское решение.

Звучит «Аллилуйя любви». (слайд №13)

Учитель: У Р. Щедрина есть замечательные слова по поводу этого спектакля: «Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства». (Слайд №14)

Да. Жизнь Николая Резанова – это поступок. И жизнь Кончитты – тоже поступок!

Дети: Рыбников не мог изменить русской традиции – вере в силу Добра, Верности и Любви.

Учитель: Слова и музыка финала звучат как завещание потомкам, как нравственное наставление, как проповедь! «Мы как бы уже с дистанции Времени видим людей, давно ушедших, но столь схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе… От этого произведения веет чувством поразительной духовности. Сила эта всегда жила в России. Она для нас – жизнь!» (Родион Щедрин).

(Данный урок, как правило, заканчиваем в тишине, ведь работа души продолжается… )

Используемая литература:



  1. Науменко Т.И. Алеев В.В. «Учебник музыки» 7, 8,9 классы. «Дрофа» 2006г.

  2. Нечаева О. «Но и любовь - мелодия» Учебное пособие по предмету «Музыка» 7-8 классы. М, 2002г.

  3. Абудеева Н. Б., Карпушена Л. П. «Художественно – образное развитие школьников на уроках музыки» 8 классы. «Учитель» 2008г.

  4. Сергеева Г.И., Критская Е.Д. «Уроки музыки» 7-8 класс «Просвещение» 2006г.

  5. Видеофильм : рок- опера «Юнона и Авось» в постановке МГТ «Ленком» под руководством М. Захарова.