Шулковская Е. Д., педагог-психолог. Способности человека или границы моего - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Шулковская Е. Д., педагог-психолог. Способности человека или границы моего - страница №1/1



f:\documents and settings\admin\мои документы\pictures\фото для часов\1 фото для одноклассников\dsc00312.jpg Шулковская Е.Д., педагог-психолог.

Способности человека или границы моего «Я»

Что нужно для успешного обучения в школе? Конечно же, хорошо развитые способности, определенный уровень интеллекта, и, разумеется, желание учиться.

«Познай самого себя» сказал древний мудрец. Данный интерактивный курс «Границы моих способностей» предлагает вам знакомство с самим собой, изучение и развитие своих интеллектуальных возможностей.

Для развития интеллектуальных способностей необходимо



  • знать основные закономерности формирования психических функций, разбираться в основных психологические понятиях;

  • использовать полученные психологические знания и умения для саморазвития и самопомощи;

  • освоить приемы развития памяти, внимания мышления как основных психических функций;

  • получить практический опыт использования диагностических методик для изучения своих учебных способностей.

Я предлагаю вам следующие формы обучения: самостоятельное знакомство с предложенным материалом (интерактивное обучение) и индивидуальные и групповые консультации для профессиональной интерпретации полученных результатов самостоятельного тестирования, ответы на вопросы по содержанию изученного материала.

Так, например, попробуйте ответить на вопросы: « Что понимают психологи, когда говорят «высокий уровень интеллекта», что такое «вербальный интеллект», «креативность» и прочее. И самое главное, как самостоятельно развивать свои интеллектуальные способности». Психология изучает возможности человека, его способности, развитие его психических процессов. Одно из направлений психологии «психометрия» занимается количественной оценкой психических возможностей человека.



.

Опросник ожиданий старшеклассника (школьника)



«Место психологии в школьном обучении»

Уважаемый друг!

Вашему вниманию предлагается опросник, цель которого выявить Ваши ожидания от изучения курса «Границы моих способностей».



Инструкция. Закончите следующие предложения. Если Вам встретятся одна или несколько фраз, которые Вам не подходят, пропустите их:

1. Когда я буду взрослым, я буду/не буду использовать знания по психологии___________________________________________________

2. Трудности, с которыми я встречаюсь при изучении школьных предметов (не всегда внимателен на уроках, бывает трудно запомнить большой объем при пересказе по предмету,, часто не хватает времени на подготовку уроков, другое, привести пример ) _________________________________________________________________

3. Думаю, что одним из моих лучших качеств как учащегося является______________________________________________________

4. Если быть честным я считаю себя_________________________________

5. Психологические знания, которые я хотел бы использовать в учебе

___________________________________________________________________

6.Самым главным для меня как для будущего студента, является______________________________________________________

7. Ваши пожелания автору курса (педагогу-психологу)

___________________________________________________________________



СПАСИБО!

Домашнее задание:

  1. Завести дневник «Интеллектуального роста», для выполнения заданий по самонаблюдению, самоанализу, где будете записывать результаты диагностики, и видеть динамические изменения ваших психических функций: памяти, внимания, мышления

Дневник – это ведущиеся изо дня в день записи каких-либо фактов, событий, наблюдений и т.д., во время каких-либо занятий, деятельности (Словарь русского языка: В 4 т. М., Т. 1.).

  1. На первой странице дневника указать фамилию, имя, класс, ваши сильные и слабые стороны, чему хотели бы научиться.

  2. В дневнике вы можете записывать все, что вас заинтересует в лекции, а также результаты диагностики

  3. Для ведения записей воспользуйтесь следующими вопросами: что я хотел (а)? что я делал (а)? о чем я думал (а)? что я при этом чувствовал (а)?


Лекция 1.

Психология познания человеком окружающего мира.

Познание мира в ощущения и в восприятии.

Рис. 1. Сколько лиц Вы видите на рисунке? Одно, два или три? Кого Вы видите – молодую, старую женщину или мужчину в берете?

Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать. Выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет своего существования живая материя породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебания давления воздуха (слух).

Все перечисленные органы называются органами чувств. С их помощью человек воспринимает и выделяет из огромного, воздействующего на него энергетического потока самую нужную информацию, причем делает это с поразительной чувствительностью.

В таблице №1 в качестве примеров приведены некоторые данные о чувствительности отдельных органов чувств человека

Таблица №1. Примеры чувствительности органов чувств человека.



Органы чувств

Примеры, показывающие насколько тонко могут воспринимать мир соответствующие органы чувств

Зрение

Способно ясной темной ночью воспринять пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза

Слух

Способен различить тиканье ручных часов на расстоянии до 6 метров

Вкус

Способен ощутить присутствие одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 литров воды

Обоняние

Способно уловить присутствие одной капли духов в воздухе, заполняющем помещение из шести комнат

Осязание

В состоянии уловить движение воздуха, производимое падением на поверхность кожи крыла мухи с высоты в один сантиметр

Интересующая человека информация не всегда представлена в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Кроме того, из всего, что попадает в виде различных форм энергии на органы чувств, человеку может понадобиться лишь небольшой объем сведений. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у него есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей среды.

В ощущениях даже те виды энергии, которые воспринимаются при помощи органов чувств, представляются не во всей их полноте, а в ограниченном, наиболее значимом для человека диапазоне. Так, например, глаз человека способен воспринимать электромагнитные волны длиной от 380 до 780 миллиардных долей метра, а ухо – колебания давления воздуха в пределах от 20 до 20000 Гц.

В качестве ощущений отражаются сведения об основных параметрах воспринимаемых физических, химических или биологических воздействий. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.



Особенности восприятия. Рис. 2

«Невозможные фигуры». Скажите, сколько у слона ног?




Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувственному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них мышление и речь называют способами рационального, или умственного познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Одна из серьезных психологических, а вместе с тем философских и гносеологических проблем – соответствие того, что дано человеку в ощущениях, в его восприятии и знаниях, тому, что действительно существует в мире. Есть факты, которые позволяют сомневаться в возможности правильного и полного познания человеком окружающего мира. Это, во-первых, то, что в мозг человека попадает не сама энергия, а только информация о ней, закодированная в нервных импульсах, и нет никакой гарантии того, что ощущения соответствуют реальному миру – тому, который они отражают. Известно немало иллюзий в сфере ощущений и восприятия, которые возникают под влиянием процессов в организме человека (например, галлюцинации, сновидения, просто зрительные иллюзии). Они не представляют собой отражение свойств внешнего мира.

Однако вряд ли можно без оговорок допустить и противоположное: что человек живет только в мире иллюзий и ему природой не дано узнать, что представляет собой окружающий его мир на самом деле. Те сведения, которые человек получает в виде ощущений, восприятия, памяти, мышления, должны ведь чему-то в мире соответствовать. Если бы это было не так, то человек просто не смог бы жить и ориентироваться в этом мире.

Особенности восприятия. Рис. 3

Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне? Где фигура, а где фон?

Обсуждаемая проблема до сих пор остается не решенной до конца, но это нисколько не мешает человеку жить и трудиться, а ученым – решать и экспериментально исследовать проблему соответствия наших знаний и представлений о мире самому этому миру. Психологи, изучая познавательные процессы человека, полагают все же – и не без оснований - что они более или менее адекватно отражают действительно существующий мир.



Воображение и память как познавательные процессы. Выяснив предварительно, что такое ощущения и восприятие, обратимся теперь к характеристике двух других познавательных процессов: воображения и памяти. Воображение можно определить, как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. Иными словами, память отражает мир фотографически, а воображение – творчески, память – буквально, а воображение – фигурально.

Воображение всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).

С помощью своего воображения человек творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед: представлять то, что могло бы быть, или то, что еще предстоит сделать. В результате значительно экономятся силы и время за счет образного проигрывания разнообразных вероятных ситуаций, прежде чем действовать наверняка.



Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках. Человек запоминает, воспроизводит и использует в нужный момент те знания, которые повторяются и которые иначе каждый раз приходилось ь бы находить заново.

В познании человеком окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:



  1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.

  2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в воображение, делает его более продуктивным и творческим.

  3. Совместного влияния на другие психологические процессы: память и воображение у человека составляю, например, основу одного из важнейших видов мышления – образного.

Участие мышления и речи в процессах познания. Полноценное человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. Это связано, во-первых, с тем, что, пользуясь только ощущениями, восприятием, воображением и памятью, далеко не все можно познать. С помощью этих видов психических процессов не поддаются познанию абстрактные понятия, т.е. такие, которые непосредственно нельзя ощущать и образно представлять. В отличие от других живых существ человек сохраняет и передает людям свои мысли и чувства, а для этого ему необходима речь. Без нее невозможна была бы высшая форма человеческого интеллекта – словесно-логическое мышление. Именно речь и данная форма мышления в первую очередь отличают человека от всех высших животных. Практически все научные знания, которые накопило человечество с незапамятных времен, представлены в словесной форме. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов и потребностей, имеют названия, все они созданы при участии мышления.

Лишившись мышления, человек перестал бы вообще быть человеком; он сразу бы превратился бы в бессловесное животное. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах; без нее не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, т. К. во всех этих процессах человеку приходится решать разнообразные задачи.



В следующих лекциях мы детально рассмотрим каждый из познавательных процессов и проведем их диагностику.

Контрольные вопросы.

  1. Что дают человеку ощущения и восприятие для познания мира?

  2. Для чего человеку необходимы воображение, память, мышление и речь?

Литература.

1. Кузин В.С. Психология. Учебник.3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. – 304с., ил.



2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

3. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 928 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).