Семинар по Литургике №2 (3-й курс, Красовицкий И. А.) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар ведет: Aziz Adilkhodjaev (Великобритания) День 1 (24 июня) 1 38.11kb.
Семинар по организации процесса продаж по, семинар по обеспечению... 1 34.7kb.
Программа по литургике для учащихся 2-го класса мдс сзо 1 билет 1 74.52kb.
Семинар во Владивостоке Руководители: Владимир Самойленко Надежда... 1 51.9kb.
Семинар проводится для практикующих имплантологов в программе семинара 1 80.58kb.
Семинар «Принципы, проблемы и возможности международной аккредитации... 1 31.58kb.
Семинар-дискуссия «Народная культура и православие: словесность,... 1 42.34kb.
Семинар для управления образования г. Дмитрова «Методология обучения... 1 142.11kb.
Семинар молодых ученых, студентов и аспирантов международная лаборатория... 1 36.86kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи» для студентов... 1 124.12kb.
Семинар «Вода и атом» 1 21.75kb.
Особую часть рукописного фонда Кемеровского территориального собрания... 1 59.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Семинар по Литургике №2 (3-й курс, Красовицкий И. А.) - страница №1/1



Семинар по Литургике №2 (3-й курс, Красовицкий И.А.)

Суббота с Аллилуйя

Откроем 13-ю главу Типикона.

Подобает ведати, аще прилучится, и изволит настоятель в субботу пети аллилуйя. Что значит – изволит настоятель? Совершение службы с Аллилуйя зависит не только от воли настоятеля, но и от того, прилучится ли. Что значит – прилучится? Когда случится. А когда оно случится? Как мы узнаем, случилось ли оно, или не случилось? Есть формальный признак в службе, на которой следует петь Аллилуйя вместо Бог Господь, хоть в будний постный день, хоть в субботний день со службой заупокойной, если святой Минеи этого дня не имеет тропаря. Формально только в этом случае можно петь службу с Аллилуйя. Дело в том, что в древности в основном такие дни и были. Святой с тропарем был сравнительно редок, и это уже было вариантом службы праздничной, в той или иной мере, когда служилась служба с Бог Господь и Литургия. Но Литургия есть в субботу всегда, вне зависимости от святого, а в будний день с Бог Господь служилась Литургия. Прилучится – это значит, что святой не будет иметь тропаря. Эта ситуация для современных Миней почти что невозможная, потому что у нас каждый день не только святые имеют тропари, но чуть ли не бдения в больших количествах содержатся в Минее на каждый день. Поэтому Собор 1917-1918 гг., который в числе прочего занимался и богослужебными вопросами, предложил изменение данного предписания Типикона: богослужебная комиссия предложила повысить эту планку возможности совершения служб с Аллилуйя, если святой без красного знака. Потому что святых без тропарей нет в этот период года совсем. Так пусть он будет с тропарем, пусть он будет шестеричным, и то разрешить службу с Аллилуйя. Иначе ее вообще никогда не удалось бы совершить. И действительно, в наше время, в нашем богослужении служба с Аллилуйя в субботу очень большая редкость.

В пяток вечера стихословим кафизму 18. Как всегда. В пяток вечера всегда, в любой период года звучит 18 кафизма. Таже на Господи воззвах стихиры Минеи святаго три, и Октоиха мученичны три - второй, третий, четвертый, а первый оставляется. Давайте для начала вспомним, как стихиры на Господи воззвах пелись у нас при службе с Бог Господь – на шесть Минеи, да? Здесь стихиры поются иначе. Здесь поются три стихиры святого и три стихиры Октоиха мученичны. Давайте посмотрим, какие мученичны имеются в виду. Что такое «второй, третий, четвертый» мученичны, а что такое «первый», и где они напечатаны? (И.А. показывает эти стихиры в Октоихе) Первый мученичен, оказывается, находится в начале, потому что первая группа стихир Октоиха это стихиры какие? – Мученикам, святителям, преподобным, т.е. всем святым. Так что первый мученичен – это самая первая стихира [из первой группы]. Ее-то мы оставляем, а поем второй, третий, четвертый мученичны, которые составляют вторую группу стихир. Значит три стихиры Минеи, потому что Минея предваряет в субботу, и вторая группа Октоиха, которая целиком является мученичной. Где эти мученичны пелись при службе с Бог Господь? – На стиховне. Слава, и ныне: богородичен воскресен настоящего гласа. Как мы его называем? – Догматик. Т.е. этот элемент отдания гласа остается на своем месте. Таже Свете тихий. Посеем прокимен. Какой прокимен? Пятницы вечера «Боже Заступник мой еси Ты», т.е. как всегда. Таже Сподоби Господи в вечер сей – по плану будничной вечерни. На стиховне один мученичен и два мертвенна Иоанна Дамаскина. Слава, и ныне: богородичен. Стиховная группа, что мы имеем в Октоихе? – В разных гласах по-разному. Иногда один мученичен, два мертвенна, иногда два мученична, один мертвенен. Как у вас напечатано, так вы и поете, потому что Октоих на стиховне дает сочетание песнопений мученичных и мертвенных. Собственно говоря, это две стороны одной и той же литургической темы субботы – мученичной и заупокойной. И Октоих дает нам в одной группе соединение двух этих текстов, отражающих обе эти темы. Поэтому, каких текстов больше, мученичнов или мертвеннов, не имеет значения. Как напечатано в Октоихе, так и поем. В результате мы что-то переносим с места на место в Октоихе при службе с Аллилуйя? – Ничего. При службе с Бог Господь переносили, а при Аллилуйя ничего не переносим. Все как напечатано, так и поем. О чем это говорит? Книги приноровлены как раз к службе с Аллилуйя, потому что она была самой ходовой, самой частой. Итак на стиховне все Октоиха, как оно напечатано. Ныне отпущаеши, Трисвятое по Отче наш. Тропарь, глас второй: «Апостоли, мученицы и пророцы». Это первый тропарь субботы. Слава: «Помяни Господи, яко Благ, души раб Твоих». Это второй тропарь субботы (Часослов, раздел «Отпустительные тропари седмичные», с.275). И ныне: богородичен «Мати святая». Ектения и отпуст. Какая ектения должна звучать после тропарей? – Сугубая ектения.

Далее обычная лития за упокой в притворе. Надо сказать, что наш Устав назначает при службе с Аллилуйя не обычную литию в притворе, а целую большую панихиду. Эта панихида должна происходить сразу после вечерни. Чин этой панихиды находится в Октоихе. Специальный как бы раздел субботней службы вот эта панихида, или иногда ее называют парастас – заупокойная дополнительная служба. Ее описание находится в Типиконе в главе 14 «Подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию».

На утрени. По обычном начале (Что является обычным началом для утрени? – Двупсалмие.) и по шестопсалмии вместо Бог Господь поем Аллилуйя на глас вторый, глаголем по трижды (к каждому стиху по трижды). Таже стих первый: «Блаженни яже избрал, и приял еси Господи». Стих второй: «Память их в род и род». Стих третий: «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас вторый: «Апостоли, мученицы и пророцы», дважды. Слава: «Помяни Господи яко благ», и ныне: богородичен «Мати Святая» - те же самые тропари, которые пелись на вечерне, только первый тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы» поется дважды. Таже кафизма 16-я. После 16-й кафизмы ектения обычная, потому что в субботу всегда есть ектении после кафизм. По ней же глаголем два седальны Октоиха, мученичны три, второй и третий: первый оставляется. Таже глаголем стих: «Дивен Бог во святых Своих»: и глаголем мученичен четвертый: а богородичен первый оставляется. Таже стих: «Блажени яже избрал»: И глаголем седален покоин гласа: Слава, и ныне, богородичен вторый. Всем ли понятно, как нужно соединять седальны по первой кафизме? Что значит «два седальны Октоиха»? - Это значит две группы седальнов Октоиха. Мы соединяем две группы седальнов Октоиха. Сколько у нас напечатано групп седальнов в Октоихе? – Две группы – по первом стихословии и по втором. Вот эти две мы соединяем в одну. Вот, что значит «поем два седальны Октоиха». Из чего она составляется? – Мученичны три, второй и третий: первый оставляется. Что значит «мученичны три»? Давайте посчитаем, сколько всего мученичнов. Получается четыре мученична в двух группах. И звучит сначала второй мученичен (первый опускается), потом третий, потом стих «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и четвертый. Затем следующий стих «Блажени яже избрал» и покоин. Слава, и ныне: богородичен вторый, т.е. из второй группы седальнов. Сколько всего текстов получилось? – Пять текстов: три мученична, покоин и богородичен. Что при этом пропущено? – Во первых, пропущен первый мученичен, потом воскресный богородичен. Кстати, в великопостной главе заупокойной службы богородичен должен быть как раз из первой группы (что более логично), а не из второй, так что здесь в Типиконе есть разногласие. Вот таким образом соединяются две группы седальнов.

Вопрос: Покоин должен браться из первой группы седальнов или из второй? – Из второй, конечно. Покоин первого седальна вообще является текстом излишним. На службе с Бог Господь он поется на ряду, потому что там ничто не препятствует его пению, он как бы дополнительный текст. А при службе с Аллилуйя, когда две группы сливаются в одну, тут конечно не до дополнительных текстов, нужно петь хотя бы основные тексты. Покоин первой группы вообще не должен существовать, он является дополнительным текстом, поэтому его вообще нет во многих гласах.

И чтение. По немже ничтоже глаголя поем непорочны, с припевы: «Благословен еси Господи» на глас вторый. Разделяем же ю на двое. Значит, после чтения звучат непорочны (17-я кафизма). Как они звучат? – Во первых сказано «поем непорочны ничтоже глаголя». К чему могут относиться эти слова? – Это значит без захода. Обычно утренние кафизмы всегда начинаются с захода: «Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне». Т.е. «Ничтоже глаголя» значит, что 17-я кафизма поется без захода, как отдельное песнопение. Это первая особенность. Вторая особенность, что непорочны поются с припевы. Т.е. после каждого стиха непорочных мы припеваем некий стих-припев. Этим припевом является «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Это вторая особенность пения непорочных. Третья особенность непорочных, что поется на глас. Обычно Псалтирь исполняется не на глас, а стихословится, т.е. исполняется …, это такой монотонный вид богослужебного пения. В данном случае непорочны предлягается петь на глас вторый, т.е. поется более певчески, нежели другие кафизмы. Четвертая особенность непорочных: «разделяя же ю на двое». Обычно кафизму мы делим на сколько частей? – На три. В данном случае мы будем делить на две части – пополам, на две статьи. Разделять будем по какой границе? – Среда, середина кафизмы. На среди по первой стати не глаголем Слава, и ныне, но поем по конце: «Яко аще бы не закон Твой», трижды. Пятая особенность непорочных: кончается каждая статья не как всегда. А как обычно кончается статья? – Слава, и ныне, аллилуйя, трижды, Господи помилуй, трижды, и опять заход на следующую кафизму. Ничего этого здесь не будет, т.к. сказано: «не поем Слава, и ныне». «Но поем по конце: «Яко аще бы не закон Твой» (это последние два стиха первой статьи, их поем трижды)». Т.е. концовочку статьи исполняем не один раз, как весь текст, а три раза, естественно со своим припевом, потому что припев припевается к каждому стиху. Это пятая особенность непорочных. Как видите, у этой кафизмы начало не как обычно, само исполнение не как обычно, и концовка не как обычно, все по другому.

И глаголет священник ектению об усопших: «Паки и паки:

Лик, Господи помилуй, единожды».

«Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек)».

Лик, «Господи помилуй», единожды.

«Яко да Господь Бог учинит души их»:

Лик, «Господи помилуй», единожды.

«Милости Божия, Царства Небесного»:

Лик, «Подай Господи».

Диакон, «Господу помолимся».

Священник, «Боже духов, и всея плоти»:

Мы же глаголем, «Господи помилуй», 40 раз. (В настоящее время в заупокойном богослужении нет этого сорокакратного Господи помилуй, потому что священник произносит молитву велегласно, т.е. громко вслух всего народа. А теперь только подразумевается произнесение как бы тайной молитвы, и поэтому во время произнесения этой молитвы хор должен потихонечку петь 40 раз Господи помилуй.).

Возглас, «Яко Ты еси воскресение»:

Лик, Аминь.



Таже поем другую статью: «Твой есмь аз»: Припев, «Спасе спаси мя». В другой статье будет то же самое: начинаться она будет без захода, петься она будет на тот же второй глас, только припев у нее будет другой: «Спасе, спаси мя», и кончать она будет точно так же, как первая статья – на конец: «Жива будет душа моя»: трижды. «Жива будет душа моя» это тоже два последних стиха второй статьи. Опять концовка будет повторяться трижды со своим припевом и таким образом статья заканчивается. Т.е. по способу исполнения вторая статья не будет отличаться от первой. После этого исполнения непорочных сразу следует «Благословен еси Господи» - опять звучит первый припев – и посем тропари заупокой: «Святых лик обреете источник»: и прочия. Как называются эти тропари? – Тропари по непорочным. Заупокойные они по содержанию, а по месту в службе они являются тропарями по непорочным. Есть воскресные тропари по непорочным «Ангельский собор удивися» и есть заупокойные субботние тропари по непорочным. Они поются сразу после окончания второй статьи. И по них ектению глаголет священник преждереченную за упокой: и поминает усопших. Т.е. эта ектения звучит как после первой статьи, так и после второй. Мы же глаголем, «Господи помилуй», 40 раз, дондеже скончает священник молитву: «Боже духов»: и по возгласе седален, глас 5: «Покой Спасе наш с праведными рабы Твоя»: Слава, и ныне, богородичен «От Девы возсиявый миру». Это седален 5 гласа Октоиха, он поется 5 гласом вне зависимости, какой у нас текущий глас, он является общим седальном. Мы его найдем в последовании панихиды, а можно его найти и в пятом гласе Октоиха.

И чтение. Псалом 50-й «Помилуй мя Боже». И канон. Таже канон прежде Минеи, с ирмосом на 6: и храма на 4; и Октоиха на 4, первый. Какой у нас канон Октоиха первый? - Всем святым, который в Уставе называется мученичным каноном (по названию первого тропаря). А что мы с вами говорили про заупокойный канон? – То, что он никогда не поется на утрени, никогда не поется на своем месте, и всегда бывает куда-то перенесен, даже на службе с Аллилуйя. Значит устав канона: канон Минеи на 6, храма на 4, и Октоиха мученичный канон на 4. Чем этот устав отличается от устава канона на службе с Бог Господь? – Да ничем. Соответственно, если у нас храм получается не святого, а господский или богородичный, то вначале будет канон храма на 6, а на втором месте Минеи на 4, на третьем все равно Октоих. И точно также на утрени не будет петься канон покоин. А куда денется канон покоин? – В данном случае на панихиду (парастас) (а не на повечерие, как при службе с Бог Господь). При службе с Аллилуйя должен служиться после вечерни парастас, и вот на нем-то будет петься вот этот рядовой канон. По третьей песне ектения обычная: кондак и седален Минеи. И чтение. По шестой песне ектения за упокой: кондак «Со святыми упокой», глас 8. И икос, и пролог. Значит, материал после третьей песни принадлежит рядовому святому Минеи, а материал после шестой песни заупокойный: заупокойная ектения и заупокойный кондак. По девятой песне светилен Октоиха. Что значит «светилен Октоиха»? – У нас имеется два приложения текстов по девятой песни. Одно из них называется «Ексапостиларии седмичные», второй называется «Светильны седмичные». Ексапостиларии используются при службе с Бог Господь, хоть в будний день, хоть в субботний – это одинаково. Светильны используются при службе с Аллилуйя, хоть в будний день (постовая служба), хоть в субботу (заупокойная служба). Наша служба с Аллилуйя субботы является заупокойной, но, тем не менее, используются светильны дневные (стр. 673 Октоиха) во всю седмицу. Вы представляете себе, как они используются? – В принципе, как во время поста: берется основной текст по текущему гласу Октоиха, например 7-й: «Воздвигни мя Господи, ко Твоему песнопению, и научи мя творити волю Твою Святый». Все. (Дальше идет понедельничная прибавка «предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя», она для субботы не годится). К «Воздвигни мя Господи, ко Твоему песнопению, и научи мя творити волю Твою Святый» идет прибавление «Молитвами Господи святых Твоих, и спаси мя». Потом второй раз Слава и тот же светилен с тем же окончанием «Молитвами Господи святых Твоих, и спаси мя» (видите, написано: «В субботу глаголет сие дважды»). В третий раз, после «И ныне», к светильну «Воздвигни мя Господи, ко Твоему песнопению, и научи мя творити волю Твою Святый» идет прибавка «Молитвами Господи, Богородицы, и спаси мя». В субботу, значит, произносится светилен трижды, любой текущего гласа (Особое замечание касается светильна 6 гласа: «Предстательствы Господи, безплотных Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный». У него изменяемое начало. В нем будем петь «Молитвами Господи святых Твоих низпосли душам нашим свет Твой присносущный». Второй раз так же, потом: «Молитвами Господи, Богородицы, низпосли душам нашим свет Твой присносущный»). (Проверить правильность составления светильнов можно по Постной Триоди, там все это четко расписано.) Надо сказать, что на практике светилен редко кто использует. Видимо просто не знают, что нужно использовать светилен, и используют ексапостиларий. Но, строго говоря, светилен нужно, конечно, использовать при службе с Аллилуйя.

На хвалитех стихиры мученичны, четыре: Слава, покоин: И ныне, богородичен. Давайте посмотрим в Октоихе. На хвалитех Октоих содержит четыре мученична, покоин и богородичен (в некоторых гласах будет три мученична). Здесь все на ряду – как в Октоихе напечатано, так и поется – Октоих рассчитан на службу с Аллилуйя.

На стиховне стихиры подобны, покойны Кир Феофана. Слава, и ныне, богородичен. Т.е. опять же в точности то, что напечатано в нашем Октоихе. Стихир покойнов, кстати, разное количество, три или четыре, в разных гласах, и все они подобны, и все они покойны. Как видите все на своем месте, ничего переносить не надо. Таже «Благо есть», Трисвятое. По «Отче наш», тропарь, глас вторый: «Апостоли, мученицы и пророцы»: Слава, «Помяни Господи»: И ныне, богородичен «Мати святая». Ектения в конец утрени сугубая «Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей». Таже священник: «Сый благословен Христос Бог наш»: и мы, «Утверди Боже»: и час первый, и отпуст.

На часех тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы»: Слава, «Помяни Господи яко Благ»: и ныне, богородичен часов. И по «Отче наш» кондак «Со святыми упокой». Т.е. на часах используются тропари и кондак дня, что по нашему Уставу невозможно в будний день, а в субботу бывает.

На Литургии блаженны Октоиха, на шесть. По входе тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы» и «Помяни Господи яко Благ»: Слава, кондак «Со святыми упокой»: и ныне, богородичен «Тебе и стену и пристанище». Звучал у нас на службе этот богородичен? – Нет. Не на вечерне, не на утрени не было этого богородична, а на Литургии почему-то он используется. А почему не «Мати святая», к которому мы привыкли? Зачем нам понадобился новый богородичен, и вообще где мы его возьмем? Где возьмем – это просто – в последовании панихиды, разумеется, в самом начале парастаса, при тропаре (стр.165 Октоиха). А использование этого богородична обусловлено тем, что он восьмого гласа. Если богородичен «Мати святая» был второго гласа, и он покрывал тропари второго гласа, то богородичен восьмого гласа «Тебе и стену и пристанище» покрывает тропарь восьмого гласа «Глубиною мудрости». Далее прокимен, глас осьмый, «Веселитеся о Господе»: стих «Блаженни ихже оставишася беззакония». Это прокимен на какую тему? – Всех святых. И за упокой прокимен «Души их во благих водворятся». Т.е. прокимна два. А при службе с Бог Господь сколько прокимнов? – Тоже два – те же самые. Но только если Минея назначает прокимны, (что возможно только при Бог Господь, т.к. наш святой без тропаря не можен назначить прокимен), тогда будет сначала минейный прокимен, а потом «Веселитеся о Господе» (поскольку тема всех святых при службе с Бог Господь превалирует). Т.е. прокимен Минеи вытесняет второй заупокойный прокимен при службе с Бог Господь.

Апостолы субботы ряд: и другий за упокой. Аллилуйя, глас восьмый: «Воззваша праведнии». Стих: «Блажени яже избрал, и приял еси Господи». Евангелие субботы ряд: и другое за упокой. И два причастна: «Радуйтеся праведнии о Господе» и за упокой «Блаженни яже избрал и приял еси Господи». Это что касается 13-й главы Типикона.



Эта служба интересна своей древностью. Она представляет собой вариант древнего служения с Аллилуйя. В нашей практике совершается служба с Аллилуйя в субботу? – На практике только Дмитровская, ее можно совершать, когда нет красного знака.

14-я глава Типикона. Это панихида, надо нам с ней познакомиться. Откройте Октоих на последовании панихиды. Заглавие главы «Подобает ведати о еже како бывати о усопших возследованию». В пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь, диакону же в стихарь (это более поздняя вставка в Типикон, потому что никакой диакон не должен участвовать в будничной службе, это более позднее отражение практики), и приемшу кадильницу и фимиам, исходит в притвор, предидущу ему параекклисиарху со священником, последуем же по них и мы. И егда приити ему в притвор, предуготовлени же бывшей кутии (Пшеница с медом. Есть древний христианский обычай поставлять эту трапезу в память об усопших), диакон глаголет «Благослови владыко». Священник же «Благословен Бог наш», кадя над кутиею крестообразно. Мы же глаголем псалом 90-й «Живый в помощи». [Во ино же время кроме вечерни, или утрени, бывает начало по обычаю, глаголем: Трисвятое по «Отче наш»: Иерей возглас «Яко Твое есть Царство»: Таже «Господи помилуй», 12 раз: Слава, и ныне: «Придите поклонимся», трижды: и псалом 90-й. (Естественно: если отдельно совершаем панихиду, то есть начало, а если присоединяем к вечерне, то сразу 90-й псалом)]. И по конце его: Слава, и ныне, аллилуйя, трижды. И бывает ектения покойна «Миром Господу помолимся» (она тут в Октоихе приведена полностью). Иерей возглас: «Яко Ты еси воскресение, и живот». Таже аллилуйя, трижды, на глас восьмый. В принципе это та панихида, которую у нас совершают после Литургии. Глаголем же стихи сия, первый: «Блажени яже избрал, и приял еси Господи»; второй: «Память их в род и род»; третий: «Души их во благих водворятся». Таже тропарь, глас осьмый: «Глубиною мудрости человеколюбно», дважды. Откуда этот тропарь взят вообще? – Он взят из вселенских родительских суббот – Мясопустной и Троицкой. Вот там, в Триоди этот тропарь. Не дневной субботы, а специальный заупокойный тропарьСлава, и ныне, богородичен «Тебе и стену и пристанище имамы». Посеем кафизма «Блажени непорочнии», поем на глас вторый. Припев: «Помяни Господи души раб Твоих». Другий же лик вторый стих. И по ряду прочие стихи, оба лика. Разделяем же на две статьи. По первой же статьи не глаголем Слава, и ныне, но абие сей стих: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был», трижды. Таже иерей или диакон глаголет ектению «Паки и паки миром Господу помолимся». Лик «Господи помилуй». И прочая. Иерей же молитву втай глаголет: «Боже духов, и всякия плоти». Лик: «Господи помилуй», 40 раз, тихогласно. Таже начинает вторый лик: «Твой есмь яз». Припев: «Упокой Господи души раб Твоих». Чуть-чуть различаются припевы: там «помяни Господи», здесь «упокой Господи». По смыслу не различаются, а по форме чуть-чуть. И по ряду оба лика: И прочия стихи. На конце же глаголем стих: «Жива будет душа моя»: до конца, трижды. Таже тропари за упокой, поем на глас пятый. Припев: «Благословен еси Господи»: «Святых лик обреете источник жизни, и дверь райскую»: и прочая. (Это как раз те тропари по непорочнам, которые мы здесь и нашли). Посеем аллилуйя, трижды. Таже ектения. И поминает священник усопших по ряду. Аще ли же не поем непорочных: (Вот еще какой вариант есть: панихида без непорочных, т.е. можно совершать панихиду, но без непорочных. Действительно, непорочны уже пелись на утрени. Петь или не петь непорочны на панихиде зависит усердия настоятеля, от того, принято ли в данном храме петь непорочны, это отражает некую практику.) по аллилуйя глаголем тропарь «Глубиною мудрости»: и богородичен его. И абие «Благословен еси Господи»: посеем тропарь «Святых лик обрете»: и прочая. (Это очень похоже на то, что в современном богослужении происходит: непорочных нет, а тропари по непорочным есть). Таже поминает священник усопших, якоже прежде указася: и глаголем седален покоин, глас пятый: «Покой Спасе наш с праведными рабы Твоя»: Слава, и ныне: богородичен «От Девы возсиявый миру Христе Боже». Таже псалом 50. Канон Октоиха усопших (тот, который взят из утрени), по гласу (т.е. текущего гласа. А канон текущего гласа находится как раз на утрени, поэтому он не поется никогда на утрени, а поется на панихиде, либо, если нет панихиды, на повечерии), на четыре. По третьей песни ирмос и ектения. И поминает прежде усопших по ряду, якоже предречеся, посреди непорочных. Возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот». Таже седален, глас шестый: «Воистину суета всяческая»: Слава, и ныне, богородичен: «Всесвятая Богородице». По шестой песни ирмос и ектения. И поминаются усопшие, якоже прежде указася. Возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот»: Таже кондак, глас осьмый: «Со святыми упокой»: и икос «Сам Един еси Безсмертный»: по девятой песни глаголет иерей: «Богородицу и Матерь Света»: Людие «Дуси и души праведных восхвалят Тя Господи» (никаких библейских песен на панихиде не бывает, они есть на утрени, это утренний канон с библейскими песнями, а на панихиде канон не предполагается): И поем ирмос девятой песни. Таже, Трисвятое: по «Отче наш», глаголем тропари сия, глас четвертый: «Со духи праведных скончавшихся»: и прочая. Таже иерей или диакон глаголет ектению: «Помилуй нас Боже»: и прочая. Иерей «Боже духов»: и поминает яже от века умершия отцы и братию нашу, зде лежащие, и повсюду православные христианы. Таже возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот»: Глаголет иерей или диакон: «Премудрость». Мы же «Честнейшую херувим»: иерей: «Слава Тебе Христе Боже»: Мы же Слава, и ныне: «Господи помилуй», трижды. «Благослови». Иерей отпуст: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш»: и прочая. И по отпусте глашает диакон сице: «Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшим рабом Твоим, имярек: и сотвори им вечную память». Певцы же поют: «Вечная память», трижды. А идеже несть диакона, поют певцы: «Рабом Божиим имярек, усопшим вечная память». Как видите, этот чин панихиды очень близок к современной практике. Он отражает позднюю практику.