Семинар по философии №15 Немецкая классическая философия как продолжение философии Нового времени Философия И. Канта Философия Г. Ге - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по учебной дисциплине «Основы философии» 1 54.04kb.
Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии... 1 193.68kb.
Вопросы к экзамену по философии для выпускников естественнонаучных... 1 43.16kb.
Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные... 1 43.64kb.
"Немецкая классическая философия и философия революционных демократов" 1 10.36kb.
Реферат по социальной философии: «Философия истории Г. Гегеля» 1 77.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»... 1 385.1kb.
…На вопрос: что делает философия? мы имеем право ответить 1 222.66kb.
Программа дисциплины История немецкой классичесокй философии для... 1 169.64kb.
И К. Маркса Тексты: 1) Фейербах Л. Основные положения философии будущего... 1 16.57kb.
«Проблема определения философии. Философия и жизненный мир человека» 1 26.42kb.
«Немецкая классическая философия» 1 35.91kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Семинар по философии №15 Немецкая классическая философия как продолжение философии - страница №1/1

ЛФ Семинар по философии № 15 Немецкая классическая философия


  1. Немецкая классическая философия как продолжение философии Нового времени

  2. Философия И. Канта

  3. Философия Г.Гегеля

  4. Философия Л. Фейербаха

Задания для самостоятельной работы

2. Прочитать учебник

по Шевченко: 103-111

по Кохановскомус. 39-43

По Алексееву, Панину с.33-141

По Введению в философию – раздел по немецкой классической философии

3. Выписать в тетрадь черты немецкой классической философии (Шевченко с. 103, 104)

2. Немецкая классическая философия как продолжение философии Нового времени (19 век)

Что переняла, усвоила немецкая классическая философия у

философии Нового времени



  • Обращение к проблеме разума и его возможностей

  • Признание рационализма как основного принципа взглядов на бытие природы и человека

  • Признание основной философской задачей исследование процессов познания

  1. Философия И. Канта

И. Кант ( 1724-1804) считал, что существует

  • 1. Мир «вещей в себе» -мир трансцендентных сущностей ( нездешних, находящихся за пределами этого мира, поэтому непознаваемых;

  • 2. Мир «вещей для нас»- мир чувственно познаваемых предметов и явлений, закрепленных образах сознания (транцендентальный мир), находящихся в пределах возможного познания, поэтому познаваемых.

И. Кант различал три ступени познания:

  • Чувственное

  • Рассудочное (способность к пониманию через усвоение понятий)

  • Разумное (умение формулировать умозаключения) и здесь, он считал, неизбежность логических противоречий ( антиномий).

Антиномии И. Канта (например)

1. «Мир имеет начало во времени и ограниченность в пространстве» или «Мир не имеет начала во времени и ограниченности в пространстве»



  1. «Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых элементов» или «В мире нет ничего простого»

  2. «Существует не только причинность по законам природы, но и свобода» или «Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы»

  3. «ЕСТЬ БОГ- безусловно необходимая сущность, причина всего сущего» или «Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимой сущности – причины всего сущего».

Можно ли ответить на эти вопросы абсолютно положительно или абсолютно отрицательно? Отсюда возникает гносеологический пессимизм И.Канта.

И. Кант ввел понятия о суждениях:

Апостериорное – т.е. приобретенные из опыта;

Априорное ( существующее в разуме изначально): возможность, необходимость, существование, количество.

Ему принадлежит идея определения чистого разума и практического разума , идея «чистого разума» и «практического разума»

«Чистый разум» - процесс познания ( чувствования и рассуждения), где есть возможности и ограничения. (Труд «Критика чистого разума»)

«Практический разум» - воплощение образов сознания на практике, где также есть возможности и границы. (Труд «Критика практического разума»)

И. Кант: идея категорического императива: Категорический императив – безусловное повеление самому себе:

1) действуй так, чтобы , чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом; законопослушание на должных мотивах

2) мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными.


3.Философия Г. Гегеля. Главная книга « Наука логики»

  • Логическое построение выглядит так: тезис- антитезис-синтез

  • Отсюда – диалектика, диалектический метод (вспомним Сократа)

Он ввел понятие понятие «Абсолютная идея»

Абсолютная идея, то есть абсолютный образ существует сначала в природе, затем в человеке, в обществе, в их сознании. Это движений «сверху вниз».

От сознания «абсолютная идея» возвращается к самой себе, но уже в пополненном виде. Это движение «снизу вверх»

Три основных закона развития абсолютной идеи


  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон отрицания отрицания или закон диалектического синтеза

Вопрос: к каким явлениям относил Г.Гегель эти три закона?

Вопрос: к каким явлениям их следует отнести в соответствии снаучной картиной мира?

В чем гений Г.Гегеля?


  • В формулировании законов диалектики

  • НО!!! Эти законы выведены из свойств «идеи», а не из наблюдений над природой

Философия истории Г.Гегеля содержит две главные мысли:

1)Целое главнее части (т. общество главнее человека)

2) В обществе существует необходимость признания законов, а , значит, и существование государства (назовите признаки и функции государства)

Смысл истории по Г Гегелю

1). Смысл истории - развитие человеческих представлений о свободе.

2). Свободу образует система права, система законов ( нет ли здесь противоречия?

4. Философия Л. Фейербаха . Людвиг Фейербах (1804- 1872)

Основные идеи:

1)В антропологии: человек – высший продукт природы, которая сама является основой духа (проанализируйте, какое здесь начало мышления: материалистического или идеалистического).

2). Религия создана людьми

3). Философия призвана раскрыть сущность человека, в котором психические процессы не сведены к физиологическим процессам ( можно ли утверждать, что эта идея служит принципом философской антропологии?)

3)Духовное и телесное находятся в единстве;

4).Показал близость идеализма и религии


Выводы: Основные черты немецкой классической философии

  • Четкое определение предмета философии: отношение мышления к бытию

  • Разработка основных положений учения о развитии (диалектики)

  • Создание системы философских дисциплин, категорий, отграничение философии от других наук

  • Определение философии как системы критических (аналитических) взглядов на бытие природы, человека, общества, мышления