Семинар «Методика организации проектной исследовательской деятельности» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование ресурса Bing Maps для организации деятельности и разработки... 1 74.96kb.
Доклад учителя экономики Левадней С. В. Цели и задачи проектной деятельности... 1 104.64kb.
Департамент образования 1 100.16kb.
«Дизайн» по профилю подготовки «Графический дизайн» 1 31.43kb.
Семинар по организации процесса продаж по, семинар по обеспечению... 1 34.7kb.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся 1 145.55kb.
Году в различных конкурсах и исследовательской деятельности Название... 1 80.09kb.
Отчет о работе научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов... 1 39.41kb.
Организация исследовательской работы по краеведению 1 170.5kb.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 161.61kb.
Публикация в школьной газете 1 8.68kb.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования 1 63.03kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Семинар «Методика организации проектной исследовательской деятельности» - страница №1/1

Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Основные вопросы семинара:

  1. Планирование и выполнение исследования, обработка его результатов, использованию ИКТ при оформлении результатов исследования.

  2. Правила оформления исследования,  подготовка к выступлению. Защита авторских работ

Ход семинара

В педагогическом сообществе сегодня актуальна следующая фраза: сформированность исследовательских умений и навыков становится сегодня важнейшим элементом новой образовательной парадигмы, когда фундаментальность образования связывается не с объемом усвоенных знаний, а с объемом индивидуального познавательного опыта, опосредуемого в тех или иных компетенциях.

Исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений развития современного образования.

Цель семинара – формирование и развитие исследовательских компетенций педагогов.



  1. Четыре отличия исследования от проектирования









  1. Алгоритм разграничения различных видов творческих работ: проекта, учебного исследования, научного исследования.

В алгоритме два вопроса.



Цель деятельностисоздание объекта или модели? Что может быть объектом или моделью? Это книга, плакат, газета, игрушка, электронная энциклопедия… Если да, перед нами проект. Создание проектов – очень нужный и полезный вид деятельности. Главное в проекте – то, что сразу видишь результат, то, что можно работать в группах и целым классом. Итогом проекта в среднем звене, например, может стать книжка с иллюстрациями, рисунками детей после прочтения сказок, рассказов. Или же плакат в защиту русского языка от сквернословия и иностранных словечек. В старшей школе учебные проекты позволяют систематизировать, например, очень объемный материал по темам «Литература периода Великой Отечественной войны», «Литературный процесс 1950-80-х годов» и другим.

2-й вопрос.

Если результат исследования заранее не известен, если мы можем его лишь предполагать, т.е. выдвигать гипотезу, то работа будет представлять собой научное исследование. Цель его – открытие нового для учащегося, вклад, пусть и небольшой, в науку. А если результат исследования известен науке (и учителю) заранее, но неизвестен ученику, то это учебное исследование. Его цель – смоделировать исследовательскую ситуацию, провести своего рода игру, в результате котморой ребенок научится выделять проблему, ставить гипотезу, работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы.



  1. Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  • обоснование актуальности выбранной темы;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • постановка цели исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • постановка конкретных задач исследования;

  • выбор методов проведения исследования;

  • сбор собственного экспериментального материала и описание процесса исследования;

  • обобщение, анализ, формулирование выводов;

  • обсуждение и оценка полученных результатов исследования.

  • Игра «Ромашка» Установите соответствие:

Вопрос




Ответ




1

Как?

1

Методы




2

Что буду делать?

2

Задачи




3

Зачем?

3

Актуальность, цель




4

Что?

4

Предмет, объект




5

Кому это нужно?

5

Практическая значимость




6

Что из этого получилось?

6

Научное исследование






  1. Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы:

(по О.Д.Калачихиной)

  1. Подготовительный этап:



Этапы работы

Примечания

1

Выбор примерной темы (заглавия) работы

Задает направление исследования. Окончательно формулируется после определения предмета исследования. Отражает суть выполненной работы

2

Определение цели работы

Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Оформляется письменно.

3

Выбор объекта и предмета исследования.

Определяется по формулировке проблемной ситуации. Выбор обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

4

Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.



  1. Основной этап:



Этапы работы

Примечания

1

Поиск и изучение литературы по теме исследования.

Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

2

Формирование первой главы: «Изучение теории вопроса»

Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.

3

Формирование второй главы. Выбор методов исследования.

Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.

4

Практическая работа. Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.

Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.

5

Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи.

Содержит следующие разделы:

1. Введение с научно-категориальным аппаратом;

2. 1 гл.: «теория вопроса»;

3. 2 гл.: «практическая работа с описанием методов исследования, обсуждение результатов»;

4. Выводы. Заключение;

5. Список литературы и ресурсов;

6. Приложения.


6

Подготовка работы к презентации. Подготовка к публичному выступлению.

Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.



  1. Структура исследовательской работы

Структура работы: титульный лист, содержание, введение, теоретическая и практическая главы, выводы и заключение, литература и ресурсы, приложения. Общие требования:

  • печатный вариант работы, листы формат А 4;

  • кегль 12, межстрочный интервал 1,5;

  • нумерация указывается внизу, по центру;

  • объём работы желательно не превышать 15 страниц, плюс до 10 страниц в конце работы размещаются «Приложения» (диаграммы, таблицы, схемы, вопросы анкет или интервью, фото, иллюстрации и.т.д.).

Обратите внимание! Каждое Положение о научно-исследовательской конференции, конкурсе может иметь свои требования к оформлению работ.


Оформление исследовательской  работы 


Оформление результатов исследования - это трудоемкий этап работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: текст научного сочинения; статья, тезисы; доклад, сообщение; отчет и т. д.

Основные требования к их оформлению:

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста исследования, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В конце статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного исследования, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.

Начинается оформление итогов исследования с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление библиографического списка.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На титульном листе указываются:


  • полное наименование образовательного учреждения в верхней части листа в центре;

  • название темы исследования более крупным шрифтом в центре листа (без слова «тема»);

  • фамилия, имя и отчество автора исследования, указание на то, учеником какого класса является - в нижней части титульного листа справа (без слова «автор», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);

  • фамилия, имя, отчество, должность, научная степень и звание научного руководителя – ниже предыдущей записи (без слова «научный руководитель», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);

  • год и город - внизу страницы, в центре.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Вариант оглавления: перечень разделов работы, с указанием номеров страниц на которых начинается каждый раздел:

Введение……………………………………………………………………….….2

Глава I (название главы)………………………………………………………..4

Глава II (название главы)………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………....12

Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д………..……..13

Пример для обсуждения

В заголовках должна прослеживаться логика исследования. Художественное название не подходит к заголовкам глав и параграфов. Не должно быть вопросительной формы предложений в заголовках. Проанализируйте следующий ниже вариант оглавления. Без темы исследования невозможно здесь определить предмет исследования. Тема исследования указана ниже оглавления (размер шрифта 6).

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение ……………………………………………………………стр. 3

2. Добродушные великаны ………………………………………….. стр. 4

2.1. Грозный вид и добрый нрав ………………………………..стр. 4

2.2. Среда обитания ……………………………………………...стр. 6

2.3. Семья …………………………………………………………стр. 7

3. На грани исчезновения …………………………………………….стр. 8

3.1. Уничтожение естественной среды обитания ……………...стр. 8

3.2. Убийство ради еды ………………………………………….стр.9

3.3. Нездоровые сувениры ………………………………………стр. 10

3.4. Болезни ………………………………………………………стр. 11

4. Помощь людей ……………………………………………………. стр. 12

4.1. Борьба с браконьерством …………………………………...стр. 12

4.2. Питомники …………………………………………………..стр. 13

5. Заключение ……………………………………………………….. .стр. 14

6. Список литературы ………………………………………………. .стр. 15

7. Приложение ……………………………………………………….. стр.16

Спасение редких видов животных. Гориллы



Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; объект, предмет; цель, гипотезу; задачи; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость и научную новизну исследования; краткий анализ литературы. Объём введения обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; 2-3 главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Составление библиографического списка требует особой точности.

Правила оформления в списке литературы различных вариантов изданий. Варианты построения списков литературы:



  • алфавитный;

  • систематический;

  • в порядке первого упоминания работ в тексте;

  • по главам научной работы.

Алфавитное расположение. Пример:

1. Аванесов, Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов. – М., 1984.- …с.;

2. Барсуков, В.С. Обеспечение информ. безопасности / В.С. Барсуков. – М., 1996. - …с.;

3. Контрактное право. Мировая практика. – М., 1992. - …с.;

4. Шаваев, А.Г. Безопасность банковских структур / А.Г. Шаваев // Экономика и жизнь. – 1994.- N16.- с.;

5. Гиппиус, З. Н. Сочинения : в 2 т. / Зинаида Гиппиус. - М. : Лаком-книга : Габестро, 2001.- (Золотая проза серебряного века) Т. 1 : Романы. - 367 с.;

6. Каленчук, М. Л. О расширении понятия позиция / М. Л. Каленчук // Фортунатовский сборник : материалы науч. конф., посвящ. 100–летию Моск. лингвист. школы , 1897 – 1997 гг. / Рос. акад. наук , Ин-т рус. яз. – М., 2000. – С. 26-32

Статья из журнала

- Андреева, О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы / О. Андреева // Наука и жизнь. - 2005. - N 1. - С. 118 – 125.



Статья из газеты

- Карельская изба : [ о проекте по созданию турист. центра в пос. Шуя] // Прионежье. - 2006. - 1 сент. (№ 32).



Законодательные материалы. Запись под заглавием:

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.



Электронные ресурсы

- Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. - Электрон. дан. и прогр. - СПб.: ПитерКом, 1997. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Mb.; Windows 95; зв. плата. - Загл. с экрана;

- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web - мастер Н.В. Козлова. - Электрон. дан. - М.: РГБ, 1997. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана;

- Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати : [web - сайт]. – Режим доступа : http : // www.gipp.ru / print.php?id=511. - Описание основано на версии, датир.: февр., 10, 2005.



Библиографические ссылки - употребляются при цитировании, заимствованиях, упоминании того или иного документа. Виды библиографических ссылок:

  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;

  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;

  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;

  • если объектов ссылки несколько - их объединяют в одну комплексную ссылку.

Приложения. Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

  • размещаются после библиографического списка;

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Иллюстрации к  исследовательской   работе  размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице. Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Общие правила оформления презентации

Дизайн

Создайте дизайн, чтобы он соответствовал теме выступления, не отвлекал слушателей.



Титульный слайд

1. Логотип, полное правильное название учреждения – в верхней части слайда в центре;

2. Название презентации – в центре слайда;

2. ФИО автора, класс (должность) – в нижней части слайда справа. (Включите контактные телефоны, свой электронный адрес);

3. Год, город – внизу слайда в центре.

Второй слайд «Содержание» – список основных рассматриваемых вопросов. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание);

2. В конце заголовка слайда точка никогда не ставится;

3. Анимация, как правило, к заголовкам не применяется;

4. Не рекомендуется форматировать заголовки слайдов с помощью объектов WordArt.

Текст

1. Форматируется по ширине;

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно;

3. Подчеркивание не используется, т.к. оно в презентации указывает на гиперссылку.

4. Элементы любого списка отделяются точкой с запятой. В конце списка обязательно ставится точка.

Обратите внимание, что после двоеточия первый элемент маркированного списка пишется с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

Список не может состоять из одного элемента!

5. На схемах текст лучше форматировать по центру, в таблицах – по усмотрению автора;

6. Обычный текст пишется без использования маркеров списка;

7. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством;

2. Изображения (в формате jpg) нужно заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения» - кнопку «Сжатие рисунков». В этом варианте чтобы получить положительный результат необходимо, чтобы рамки всех объектов (рисунков, текстов, таблиц) на всех слайдах не совпадали, не накладывались друг на друга.

Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация отвлекает.



Список ресурсов – обязательный слайд.

Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию. Названия файлов печатать латинскими буквами не более 8 символов без пробелов.



Литература

1. Тельтевская О.А., Библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1-2003);

2. Соколовская Н.В., Исследовательская деятельность. http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html;

3. Шестернинов Евгений Евгеньевич – исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева. «Типичные ошибки»;

4. «Уч.-исследовательская работа учащихся» http://dubrovkishkola.ucoz.ru/load/uchebno_issledovatelskaja_rabota_uchashhikhsja/1-1-0-10

5. Иванова И.А., Общие правила оформления презентации;

6. Архипова Н.П., Как уменьшить объем презентации.

Задание модуля 6. См. Приложения. А). Продолжение выполнения зачетной работы. Необходимо оформить титульный лист, оглавление, введение, выводы, литературу, приложения исследования.

Б). Обсудить на форуме портала Сеть творческих учителей статью Вяйзинен М.А. «Типичные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ», которая находится в разделе «Наши сообщения» в сообществе «Методика исследования» на сайте Оpenclass (зарегистрироваться на сайте Оpenclass и присоединиться к сообществу необходимо обязательно, т.к. иначе невозможно открыть и прочитать материалы сайта, где также выставлены аналогичные варианты итоговых работ учителей в разделе «Наши Вики-страницы» сообщества «Методика исследования»).

Приложение 2.

Адреса образовательных порталов и сайтов

1

http://www.edu.ru - Система федеральных образовательных порталов http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm - Базовые федеральные образовательные порталы

http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал

http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого гос. экзамена

http://pedsovet.org - Всероссийский интернет-педсовет



2

http://www.ed.gov.ru/ - Министерство образования Российской Федерации

3

http://netedu.ru/ - Общественно-государственная экспертиза в образовании. Вебинары, брифинг-консультации. http://netedu.ru/node/4570 - Вебинар "Иссл-я деятельность учащихся: требования стандартов нового поколения"

4

Google.ru - Картинки. Видео. Карты. Переводчик. Почта Gmail. www.gmail.com Google.docs - документы в Google


5

http://www.socobraz.ru/-  «СоцОбраз» - это сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования».

6

http://www.it-n.ru/ - Сайт «Сеть творческих учителей» - Интернет-портал для сообществ учителей, работающих в среднем образовании и использующих или планирующих использовать ИКТ в учебном процессе

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com



«Сообщество «НОУ-ХАУ (Проектная и исследовательская работа в школе)». Сотрудничество между участниками научных обществ и проектных команд различных регионов

7

http://www.openclass.ru/community/169129 Сайт «Открытый класс» сообщество «Методика исследования». Цель сообщества - повышение педагогического и методического мастерства, взаимопомощь при решении возникающих проблем в организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. Сообщество предлагает учителям-предметникам, владеющим основами методики исследования, сетевое взаимодействие, обмен опытом, накопление ресурсов по формированию исследовательских компетенций, а также по созданию и методике использования интерактивных цифровых образовательных ресурсов.

8

Портал исследовательской деятельности учащихся , где публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.

9

Сайт центра развития исследовательской деятельности учащихся. Сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

10

Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может стать участником проекта

11

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей. Открытый педагогический форум! Участие в фестивале платное!

12

www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего».

13

Сайт "Будущее Карелии" - Официальный сайт координационного центра конференции программы "Шаг в будущее" Республики Карелия

14

http://vsh.dvpion.ru/ - Виртуальная школа дополнительного образования

15

http://www.educom.ru/ru/publications/press/system/modern.php-Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития


16

Добро пожаловать в Википедию, свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.


17

Сайт Единой национальной коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru


18

http://catalog.iot.ru – Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»


Федеральные образовательные ресурсы - раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет.

Региональные образовательные ресурсы - раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.



Приложение 3. Списки.

Приложение 5.

Определение категориально-понятийного аппарата

Элементы категориально-понятийного аппарата

Примерный вариант:

1. Проблема

Несанкционированные свалки мусора за городом

2. Тема исследования.

Различные способы утилизации мусора в городских условиях в настоящее время

3. Объект исследования. Объектом является процесс исследования.

Утилизация мусора в городских условиях в настоящее время

4. Предмет исследования - это способ видения объекта исследования

Различные способы утилизации мусора в городских условиях в настоящее время

5. Цель исследования – общее направление движения, представление конечного результата исследования

Сравнительный анализ различных способов утилизации мусора в городских условиях в настоящее время

6. Гипотеза исследования - обоснованное предположение о том, каким путем можно решить проблему

В настоящее время существуют различные способы утилизации мусора в городских условиях. Если применить термический способ утилизации - ТБО, то можно дополнительно еще получать тепловую и электрическую энергию.

7. Задачи исследования - алгоритм поэтапных действий для достижения цели и проверки условий гипотезы

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Сделать сравнительный анализ уже существующих способов утилизации мусора в городских условиях в настоящее время;

  3. Апробировать способ термической обработки мусора в лабораторных условиях;

  4. Написать статью в городскую газету об эффективности термического способа утилизации мусора в городских условиях в настоящее время.

8. Определение методики (методов) исследования

Анализ литературы по изучаемой теме, анкетирование и устный опрос специалистов, сравнение, анализ, естественный и лабораторный эксперимент.

9. Выводы





Приложение

Рекомендации к определению категориально-понятийного аппарата

Элементы категориально-понятийного аппарата

Примерный вариант:

1. Проблема

Из кранов городских квартир течет грязная вода

2. Тема исследования. Тема представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Технология очищения воды в домашних условиях при помощи шунгита - природного камня Карелии

3. Объект исследования. Объектом является процесс исследования.

Очищение воды в домашних условиях

4. Предмет исследования - это способ видения объекта исследования

Технология очищения воды в домашних условиях при помощи шунгита - природного камня Карелии

5. Цель исследования – общее направление движения , представление конечного результата исследования

Уточнение технологии очищения воды в домашних условиях при помощи шунгита - природного камня Карелии

6. Гипотеза исследования - обоснованное предположение о том, каким путем можно решить проблему

В домашних условиях можно получить чистую воду, если использовать технологию очищения воды при помощи шунгита - природного камня Карелии.


7. Задачи исследования - алгоритм поэтапных действий для достижения цели и проверки условий гипотезы

1. Изучить литературу по данной проблеме;

2. Апробировать технологию получения чистой воды в домашних условиях при помощи шунгита - природного камня Карелии;

3. Дать рекомендации одноклассникам по очистке воды в домашних условиях при помощи шунгита - природного камня Карелии.


I.

Диагностический этап.

1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.

2. Определяется и анализируется противоречие.

Например: противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса у школьника и недостаточностью его развития учителями на практи

3.Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса.



  1. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?

II. Прогностический этап.

1. Определяется объект исследования, т.е. та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект — это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.п.).

2. Устанавливается предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект — процесс, а предмет — его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет — именно то, что исследуется. Например, объект исследования — процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования — психолого-педагогические возможности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса при обучении математике.

3. Формулируется цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении биологии.

4. Выдвигается научная гипотеза — развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщенном виде исследование в уме. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположения не очевидно, его надо доказать. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формулируется по типу; «Если..., то...» или «Чем..., тем...».

5. Ставятся задачи исследования — это частные, сравнительно самостоятельные подцели деятельности, направленной к общей цели исследования, к проверке гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя из состояния науки, нужд практики к собственных возможностей. Их обычно 2 — 4.

6. Планируются методы и средства исследования — определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.

Ш. Организационный этап.

1. Определяются сроки и база исследования, в том числе контрольные классы.

2. Составляет план экспериментальной работы:

— изучение литературы и документации по проблеме;— разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;

— сбор и обработка эмпирических данных;

— уточнение аппарата исследования (см. диагностический этап);

— организация экспериментального исследования: 1 — проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 — осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 — изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4 — проверка гипотезы контрольных констатирующим срезом; 5 — проведение отсроченного среза (при необходимости).

IV. Практический этап

1. Оформление теоретического материала по проблеме.

2. Проведение эксперимента и анализа полученных данных.

3. Корректировка методик и построчное проведение эксперимента.

4. Сбор дополнительных сведений (при необходимости).

V. Обобщающий этап



1. Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.

2. Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).