Сценарий «Промышленная диверсификация и инновационное развитие» 7 Сценарий «Центр ядерных технологий» 14 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий профилактического мероприятия «Витаминка» 4 Сценарий тренинга... 8 1374.61kb.
Сценарий сюжетно игровой программы «Нескучные каникулы» 1 181.48kb.
Сценарий для просмотра, Песня, посвященная детскому концлагерю «Саласпилс». 1 132.6kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по цветной планете» 1 35.65kb.
Круглый стол по темам «Инновационная деятельность в России: оценка... 1 61.08kb.
Сценарий музыкально-физкультурного досуга «Будем в армии служить» 1 58.56kb.
Сценарий для уч-ся 8-11 классов, проведенный в октябре 2011г 1 47.97kb.
«Телеосень» Сценарий праздника 1 66.48kb.
Отчет о проведении второй международной научной конференции «инновационное... 13 1506.87kb.
Сценарий 150-летия школы 1 109.73kb.
Сценарий «Литературное и музыкальное окружение М. Ю. Лермонтова» 1 168.89kb.
Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 1 192.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сценарий «Промышленная диверсификация и инновационное развитие» 7 Сценарий «Центр - страница №1/9







Стратегия социально-экономического развития ЗАТО Северск до 2020 года





Фонд «ЦСР Северо-Запад»



Выполнено Фондом «ЦСР Северо-Запад» для Администрации ЗАТО Северск


Муниципальный контракт № 6 от 12 мая 2009 г.

Содержание


Выполнено Фондом «ЦСР Северо-Запад» для Администрации ЗАТО Северск 2

Содержание 3

Результат предыдущего этапа развития ЗАТО Северск 4

Основные вызовы социально-экономического развития ЗАТО Северск 6

Сценарии развития ЗАТО Северск 7

Сценарий «Промышленная диверсификация и инновационное развитие» 7

Сценарий «Центр ядерных технологий» 14

3.1.График разворачивания сценариев развития 19

1.Миссия, цели и задачи развития ЗАТО Северск 21

Приоритетные направления развития ЗАТО Северск 27

Блок 1. Усиление и диверсификация экономики ЗАТО Северск 27

Блок 2. Модернизация городской среды и инфраструктурное развитие 35

Блок 3. Развитие внегородских территорий 45

Блок 4. Обеспечение сохранения и развития человеческих ресурсов 47

Механизмы реализации приоритетных направлений 52

Реализация экономической политики 52

Реализация политики пространственного развития 57

Реализация программ, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала ЗАТО Северск 59

Показатели реализации стратегии 60

2.Приложения 62

Приложение 1. Производственные площадки ЗАТО Северск 62

Приложение 2. Предложения по вариантам реконструкции модернизации жилого фонда 64

Приложение 3. Этапы и направления снижения барьеров для развития бизнеса, связанных со статусом ЗАТО 66

Приложение 4. Этапы реализации планировочных предложений по развитию центра города 68

Приложение 5. Пример содержания программы «Энергосберегающее домостроение» 70

Приложение 6. Схема формирования Научного центра и музея технологий в Северске 72

Приложение 7. Реформирование учреждений дошкольного образования ЗАТО Северск 73

Приложение 8. Агломеративный подход 76



Приложение 9. Возможности ЗАТО Северск в участии в медико-фармацевтическом кластере, формирующемся на территории Томской агломерации 88



Результат предыдущего этапа развития ЗАТО Северск


Предыдущий этап истории города и страны сформировал ряд принципиальных условий для дальнейших развития ЗАТО Северск. Среди них:

  1. Монопрофильный характер экономики, которая, благодаря своей отраслевой принадлежности и, несмотря на ряд имеющихся трудностей, в настоящее время получает новые возможности для дальнейшего развития:

  1. В последние годы произошло изменение значимости градообразующего предприятия (ОАО «СХК») для города по причине снижения занятого на нем персонала. В дальнейшем предприятие будет длительное время сохранять свою определяющую роль для местной экономики, но, очевидно, что его функции по отношению к городу будут меняться (формирование новых производственных возможностей, утрата неконкурентоспособных производств, изменение требований к персоналу и проч.).

  2. В результате политики ГК «Росатом» по повышению эффективности и конкурентоспособности российской атомной промышленности на мировом рынке, главное предприятие города (ОАО «СХК») вступило в период масштабной реструктуризации, направленной на выведение непрофильных предприятий и повышение производительности труда. Для ОАО «СХК» реформирование атомной промышленности означает необходимость определения собственной рыночной позиции с вытекающей из этого потребностью в калькуляции собственной эффективности, формировании новых технологических и производственных требований к городским территориям и человеческому ресурсу.

  3. В связи с принятием долгосрочной энергетической стратегии России, направленной, в том числе на развитие атомной промышленности, ЗАТО Северск получил возможность претендовать на статус одного из крупных центров электрогенерации Западной Сибири – вопрос строительства атомной станции на данной территории остается актуальным в горизонте 10-15 лет (но не ранее 2020 года).

  1. Особенное административно-территориальное устройство со специфичной организацией корпоративного сектора и социальной сферы города:

  1. Низкий уровень развития малого бизнеса и предпринимательской активности населения в целом, что обусловлено административной закрытостью города и особенностью структуры его экономики. В то же время, начавшиеся в последние годы изменения (реструктуризация ОАО «СХК», становление новых потребительских рынков и другие) позволяют прогнозировать изменение сложившейся ситуации: благодаря развитию инновационной инфраструктуры, активность малого бизнеса в 2008-2009 годах значительно повысилась1.

  2. Расширенная бюджетная социальная сеть, унаследованная с советского этапа развития города.

  3. Регулярное поступление существенных федеральных преференций, позволяющих компенсировать негативные последствия статуса ЗАТО, хотя в целом имеют невысокую эффективность, поскольку носят сметный, а не проектный механизм финансирования.

  1. Прочные внешние экономические связи города в рамках формирующейся Томской агломерации (см. Приложение 8):

  1. Сформированная позиция Северска как поставщика трудовых ресурсов: суточная маятниковая миграция в город Томск составляет более 10 000 человек (из них в учебное время около 1,5 тысячи – студенты, обучающиеся в Томске)2. В связи с наличием большого потока имеют место существенные транспортные проблемы (преимущественно на въезде в Томск).

  2. Томск по отношению к Северску выполняет функцию не только места занятости и образовательного центра, но и центра торговли, досуга и развлечений. Развитие данных секторов в Северске ограничено емкостью и особенностями самого рынка (и в связи с этим невозможностью создать разнообразие и специализацию). По структуре предприятий общественного питания Томск значительно отличен разнообразием представленных форматов заведений общепита, а также по числу посадочных мест на 10 000 чел. населения почти в 2 раза опережает сеть общественного питания Северска.

  3. С недавнего времени Томск, в связи с началом функционирования технико-внедренческой зоны (далее – ТВЗ), выполняет и функцию по реализации инновационных идей: на ТВЗ в настоящее время реализуются проекты, возникшие в Северске3.


Основные вызовы социально-экономического развития ЗАТО Северск


Основными вызовами социально-экономического развития ЗАТО Северск являются:

      1. Риски утраты значительной части налогооблагаемой базы вследствие снижения конкурентоспособности градообразующего предприятия на внешних рынках.

      2. Невысокие темпы диверсификации экономики города, ограничивающие модернизацию городской среды и ведущие к утрате значительной части трудоспособного населения.

      3. Возможности включения (при риске непопадания) в проекты атомной промышленности, что соответствует промышленным амбициям и квалификационным компетенциям города.

      4. Формирование новых возможностей позиционирования внутри Томской агломерации.

      5. Возможность выхода на новые высокотехнологичные смежные с базовой специализацией градообразующих предприятий города рынки.

      6. Смена курса развития Российской Федерации в сторону инновационного развития, что формирует новые вызовы для экономики города (риск непопадания в экономический мейнстрим развития страны).



Сценарии развития ЗАТО Северск

Сценарий «Промышленная диверсификация и инновационное развитие»


Базовым трендом сценария является диверсификация экономики ЗАТО Северск при сохранении потенциала дальнейшего развития имеющейся промышленной специализации города, а также усиление взаимодействия с формирующейся Томской агломерацией.

Позиционирование города:

СЕВЕРСК – РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВТОРОГО ПОРЯДКА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И ПЛОЩАДКА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ



Основными факторами реализации данного сценария станут:

  1. Модернизация базового сектора экономики ЗАТО Северск

  1. Реструктуризация и модернизация ОАО «СХК», определение новых направлений развития атомного комплекса:

  • Размещение на СХК производства уранплутониевого оксидного топлива для реакторов на быстрых нейтронах4.

  • Строительство Северской АЭС5.

  • Разборка и утилизация реакторов.

  1. Расширение возможностей коммерциализации имеющихся научных и исследовательских разработок базового предприятия путем запуска следующих механизмов поддержки:

  • Spin-off-процесс6 - формирование новых независимых компаний в смежных секторах экономики путем выделения из материнской компании и заимствования технологий производства.

  • Выделение непрофильных структурных подразделений в отдельные компании с возможной передачей их на баланс другому лицу, или с дальнейшей самостоятельной деятельностью этих компаний.

  • Предоставление не используемых территорий ОАО «СХК» под размещение новых промышленных производств.

  1. Технологическая модернизация имеющихся производств (обновление оборудования, автоматизация и т.п.).

  2. Развитие новых высокотехнологичных производств за счет выхода на новые рынки сбыта (но связанные с базовой специализацией градообразующего предприятия), например, рынок регенерата, а также на рынки исследовательских разработок, направленных на другие сектора экономики.

  1. Развитие Томской агломерации

  1. Синхронизация развития ЗАТО Северск со стратегией развития г. Томска, что является значимым фактором при реализации сценария, что в частности приведет к расширению рынка труда:

  • Увеличение маятниковой трудовой миграции в Томск, что позволит частично трудоустроить высвобождающиеся трудовые ресурсы на территории ЗАТО Северск.

  • Возможность создания производственных подразделений томских компаний в Северске, а также возможность развития не характерных ранее для территории видов экономической деятельности, за счет новых компетенций трудовых ресурсов (маятниковая трудовая миграция из Томска).

  1. Рост потребления в рамках развивающейся агломерации. Северск в этой ситуации выступает в качестве подготовленной инвестиционной площадки для производства товаров FMCG (товаров повседневного спроса), а также товаров вторичного спроса (бытовая техника, мебель и т.д.).

  2. Рост значимых для Томской области рынков, что дает городу возможность участвовать в реализации проектов в приоритетных направлениях развития промышленности региона. Это такие направления как: научно-образовательный комплекс, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, электротехническая промышленность и приборостроение7.

  1. Демографическое развитие территории

  1. Сохранение существующей невысокой демографической убыли населения ЗАТО Северск за счет естественной убыли и миграционного оттока.

  2. Реструктуризация рынка труда на территории, поводом для этого станут следующие предпосылки:

  • Сокращение доли занятых в базовом секторе за счет модернизации его производственной части и реструктуризации вспомогательных подразделений.

  • Рост значимости малого бизнеса за счет повышения его доли в структуре экономики Северска, который произойдет за счет высвобождения занятых в базовом секторе, а также реструктуризации базового сектора в целом (возможность выделения spin-off компании).

  • Постепенное снижение трудового потенциала территории за счет старения населения.

  • Увеличение нагрузки на бюджет, вызванное ростом демографической нагрузки в целом (в отличие от сценария «Центр ядерных технологий», где при увеличении занятых в социальном секторе, произойдет увеличение финансирования из федерального и регионального бюджетов и других источников финансирования).

Согласно прогнозу занятости населения по секторам (рисунок 1), в части базовых секторов произойдут изменения. Важнейшим изменением станет перераспределение долей в структуре занятости между производственными секторами и сектором сферы услуг.

Так, например, ожидается увеличение количества занятых в социальной сфере, что произойдет за счет увеличения сектора услуг и снижения занятости производственных секторов (демпфирование сокращений персонала путем расширения возможностей непроизводственных секторов, в том числе сектора социальных услуг).

Созданные в советский период времени промышленные предприятия будут снижать количество занятых за счет автоматизации производственных процессов и других мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Рост рабочих мест в промышленности возможен только в новых сегментах производства – по новым направлениям развития базового предприятия либо в других, не связанных с атомной промышленностью, секторах.

Рисунок 1.

Источник: ЦСР «Северо-Запад»



Развитие города по данному сценарию предъявляет к городу8 определенные требования:

  1. Продолжение и модернизация программ поддержки малого предпринимательства на территории ЗАТО Северск, в том числе с учетом программ Томской области.

  2. Политика поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе в части создания объектов инновационной инфраструктуры (технопарк, инкубаторы бизнеса и проч.), финансового стимулирования инновационного предпринимательства (гранты на перспективные разработки) и формирования сообществ исследователей, участия в федеральных и региональных программах по поддержке инноватики.

  3. Формирование модели управления Томской агломерацией, в том числе:

    • создание совещательного органа по вопросам работы агломерации;

    • определение сфер взаимодействия администраций области, города Томска и ЗАТО Северск в рамках агломерации (а также Томского района);

    • определение границ агломерации и функций различных территорий внутри агломерации, разработка мастер-плана развития агломерации, учитывающего установленный функционал различных зон агломерации, заявки и предложения администраций МО, Томской области и корпоративного сектора, согласование планов перспективного развития различных территорий внутри агломерации (генеральных планов, стратегий и программ);

    • определение перечня перспективных проектов агломерации и разработка плана мероприятий по их реализации;

    • разработка механизмов принятия решений в рамках Томской агломерации, в том числе в части совместного финансового и организационного участия в реализации инвестиционных проектов, проведения совместных мероприятий по информированию населения и работе с инвесторами, совершенствования нормативно-правовой базы и т.д.

  4. Инвестиционный маркетинг территории города:

    • Развитая производственная инфраструктура (например, сетевой индустриальный парк), которая может быть использована для создания новых производств за счет средств внешних инвесторов или усилиями местных предпринимателей. Перспективные сектора производства: деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, химическая промышленность, электротехника и приборостроение.

    • Система взаимодействия с внешними инвесторами (проведение конференций поставщиков оборудования для атомных производств, участие в инвестиционных форумах).

    • Внедрение и совершенствование механизма передачи высвобождающейся производственной инфраструктуры для организации производств, несвязанных с ядерными технологиями.

    • Включение местных предприятий в глобальные сети поставщиков оборудования и услуг (субконтракция, процессинг и т.д.).

  5. Модернизация городской среды, развитие городских инфраструктур, в т.ч.:

    • Модернизация инженерных инфраструктур, включая реализацию мероприятий по совершенствованию системы управления и повышению эффективности жилищно-коммунального хозяйства и проектов в сфере энергосбережения.

    • Благоустройство городской среды.

  6. Реструктуризация социальных инфраструктур и обеспечение высокого уровня предоставляемых социальных услуг, которые должны быть ориентированы на существующий путь развития ЗАТО Северск.

  7. Упрощение режима въезда в Северск представителей работающего на его территории бизнеса (в том числе в целях привлечения инвестиций в создание новых предприятий) – совместно с ГК «Росатом».

  8. Рассмотрение возможности сокращения территорий, входящих в санитарно-защитную зону СХК, за счет установления санитарно-защитных зон вокруг каждого производственного объекта (совместно с ОАО «ТВЭЛ»).

Основные партнеры сценария: ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Администрация Томской области, Администрация города Томска и другие.

Основной задачей в рамках этого сценария является разработка и внедрение механизмов, снижающих негативные последствия от кризиса градообразующего предприятия города.

Реализация сценария позволит удержать высокий уровень занятости. Трудовые ресурсы, высвобожденные в результате оптимизации в базовом секторе экономики, могут быть переориентированы для работы в новых секторах экономики. Для этого потребуется организовать переобучение и создание рабочих мест в новых для города секторах экономики.

В целом, в обоих сценариях в среднесрочной перспективе будет происходить постепенное снижение численности занятых в базовом секторе экономики и увеличение миграционного оттока населения, который в первом сценарии приведет к незначительной убыли населения, несмотря на положительный естественный прирост. Сдерживающим фактором для возрастания миграционного оттока является относительно благоприятная городская среда, в том числе повышенный уровень безопасности вследствие действия режима особого доступа.

Показатели указанные в заключении стратегии показывают вероятные различия в реализации сценарии, но при условии, что они будут разворачиваться отдельно с 2011 по 2015 годы, а не последовательно (сначала первый сценарий – далее второй сценарий). Но после 2015 года указаны показатели последовательной реализации сценариев.

следующая страница >>