страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Сборник вып научно-методического совета ленинградского, губернского отдела народного - страница №1/1
Это: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc От: Зиновий Тененбойм По теме школы с уклонами много в http://zt1.narod.ru/doc/IONIN-kniga-zt.doc . См. городское (индустр уклон) НОВАЯ ШКОЛА СБОРНИК вып.1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ЛЕНИНГРАДСКОГО, ГУБЕРНСКОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОД РЕДАКЦИЕЙ 3. И. ЛИЛИНОЙ УКЛОН В ШКОЛЕ II СТУПЕНИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАД 1925 РНБ 23/712-1. Отсылы по Ионину Игнатию Вячеславовичу. C:\00-zt\00\ionin-faily папка Стр.105 Фактическую сторону положения уклона в современной школе можно охарактеризовать довольно ярко теми данными, которые дают нам в руки отчеты этих школ, частично поступившая анкета по проведению уклона, программы отдельных, чаще всего специально уклонных предметов, предполагаемые к проведению табели часов и распределение учебного дня, доклады и соображения с мест, касающиеся хода работы по уклонам, а также принципиальные соображения о них и другие данные. Стремясь выдержать общую картину жизни и работы школ с уклоном, сделаем в дальнейшем выдержки из перечисленных документов, сгруппировав их по линии каждого уклона в отдельности. В таком аспекте познакомимся сначала с сельскохозяйственным, затем индустриальным и, наконец, с коммунальным уклоном в его разветвлениях. I. Сельскохозяйственный уклон. [ ZT. У А.С. Макаренко и производство, и школьное, и клубное, и само проживание - всё в одном компактном месте. Отсюда у меня, ZT, пригородное в "Пригородная интернатная школа-хозяйство". Но вот о современной А.С. Макаренко 189-й ленинградской школе на Крестовском острове (нечто выросло у них из движения за "летние школы" ?). У них была и обширная сельскохозяйственная база за городом. Обращаю внимание. - Сама школа – в городе, а её обширная сельскохозяйственная база - за городом. Снова. У А.С. Макаренко и производство, и школьное, и клубное, и само проживание - всё в одном компактном месте, а вот у современной А.С. Макаренко 189-й ленинградской школе на Крестовском острове было не так. Тут встает тема: учеба и жизнь зимой в городе, а производство (сельскохозяйственное) летом - за городом. Но ведь городское как правило травмирует учреждение. В 189-й ленинградской школе на Крестовском острове указанного травмирования почему-то не было. ] http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог. Оттуда. Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище. (ZT. то есть не "пригородный") .. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой. (ZT. то есть ! не интернат !) Стр.106 Сами учащиеся производят бодрое, деловое впечатление. Все работают, все заняты. Нет времени для шалостей или разгильдяйства. Новый быт сказался в спокойном, серьезном приеме гостей. Дети, даже маленькие, принимая чужих, считали своим долгом показать работы класса, говорить о классных достижениях, о результатах исследований (например, обследовательская работа над Крестовским островом). Самое отрадное впечатление получилось и от посещения собрания учащихся. В школе 450 учеников на I и на II ступени. 60% мальчиков. Есть интернат. В этой школе сельскохозяйственный уклон с 1919 года. Земельный участок в Лужском уезде и на Крестовском острове. Учхоз Изори был присоединен к школе в половине июня 1922 года. При передаче его обнаружилось очень много затруднений и пришлось положить много труда, чтобы добиться того положения, в каком учхоз находится в данное время. Сельскохозяйственный уклон в 189-й школе выражается в следующем. 1. Практические занятия по мелкому животноводству. Группы классов Б и В проходят через практику по уходу за кроликами. Проводится рациональное питание кроликов, общий уход за ними, знакомство с жизнью и нравами этих животных. Группы классов Г и Д проходят через практику по общему уходу, питанию и доению коз. Пастьба и уход за козами ведется -- Стр.107 В школе имеются четыре козы. В школе организуется свиноводство. Через практику ухода за этими животными должны пройти учащиеся 1-го и 2-го классов II ступени. Имеется в школе и корова, и забота о ней также лежит на учащихся II ступени. Все практические занятия ведутся учащимися под наблюдением специалиста инструктора. Летом текущего года в школе организовано пчеловодство; пока в школе имеются три улья. Летом уход и наблюдение над пчелами вели преимущественно группы интернатских воспитанников классов Г и Д. В дальнейшем к этим занятиям также будут приобщены все учащиеся этих классов. Старшие учащиеся 2-го и 3-го классов II ступени ведут практические занятия по животноводству в течение летнего периода с мая месяца до конца сентября в учхозе Изори Лужского уезда, где имеются лошади, коровы, овцы, свиньи, кролики и куры. Изучение указанных животных происходит не только во время практических занятий по уходу за животными, но эти животные являются предметом специального изучения с анатомической, физиологической и биологической стороны на уроках природоведения. 2. Вся школа по группам, классам и другим объединениям проводит огородную кампанию на Крестовском острове, где она имеет 1—1,5 десятины земли под огородом. Все учащиеся, начиная с самых младших, проходят также через практику огородничества, а в последнее время и цветоводства. Эти занятия, как и занятия по животноводству, носят систематический характер и входят в общее расписание занятий. В течение всего лета ведутся занятия на огороде с учащимися I ступени и 1-м классом II ступени и с частью учащихся 2-го класса II ступени, с частью потому, что учащиеся 2-го класса с начала июня месяца уезжают на практические занятия по полеводству и другие сельскохозяйственные работы в учхоз Изори Лужского уезда, 3-й класс почти не принимает участия в работах на школьном огороде на Крестовском острове, так как он уезжает в начале мая на практические занятия по всем видам сельского хозяйства в учхоз и пребывает там на работах до конца сентября; к этому времени, обыкновенно, заканчиваются полевые работы. В самую горячую пору сельскохозяйственных работ в деревне, во время сенокоса и затем жатвы злаков и их уборки приезжают в учхоз учащиеся 2-го класса. Они позже приезжают и раньше уезжают, но за два-три месяца, которые они там проводят, они получают некоторую подготовку, чтобы на будущий год провести полную и ответственную работу по всему сельскому хозяйству учхоза. -- Стр.108 Большая часть работ в учхозе ведется с помощью сельскохозяйственных машин. Это сильно поднимает интерес учащихся к сельскохозяйственным работам и дает возможность без особого напряжения легко обработать 31 десятину пахотной земли, 8 десятин сенокоса и около 3 десятин огорода и сада. В учхозе имеются следующие машины, на которых работают учащиеся: сенокосилка, жатвенная машина, конные грабли, молотилки с конным приводом, веялка; имеются также парные плуг и борона, но пахоту производит преимущественно один из инструкторов, так как вспашка земли плугом - тяжелая работа; бороньба производится воспитанниками. Кроме этой практики, учащиеся по нарядам имеют ещё практику в кузнечном деле. В учхозе имеется кузница, где дежурные учащиеся помогают кузнецу и получают кузнечные навыки применительно к сельскохозяйственным потребностям. Некоторые навыки к кузнечному делу учащиеся получают в школе, так как при школе имеется кузнечно-слесарная мастерская. Таким образом, сельскохозяйственный уклон школы выражается не только в сознательных практических занятиях учащихся по огородничеству, пчеловодству, полеводству, мелкому и крупному животноводству, но и в изучении самого процесса этих работ в сельскохозяйственном производстве, в изучении растительного и животного мира, с которыми имеют дело при этих работах, в изучении физических, химических, физиологических, биологических явлений, связанных с сельскохозяйственным производством, в изучении метеорологических, климатических и фенологических условий, в которых совершается производственный процесс. Практические занятия по агрономии в школе сливаются с естественно-историческими, физико-химическими, математическими, экономическими и обществоведческими исследованиями учащихся. При разработке различных учебных тем иллюстративный материал черпается из сельскохозяйственного быта, из жизни деревни. В учебный план школы введен также специальный курс сельскохозяйственной энциклопедии (в 3-м и 4-м классах II ступени). Этот курс проводится в указанных двух классах при 6-ти недельных часах преимущественно экскурсионным методом -- Стр.109 Последнее время школа в связи с углублением сельскохозяйственного уклона ставит себе задачей вовлечь учащихся в составление проекта и плана электрификации всех деревень, по соседству с которым расположен школьный учхоз. Вся постановка работ учхоза, как и в школе, строится на принципах самоуправления. Все воспитанники привлекаются не только к производящимся работам, но и к общему ходу хозяйственного аппарата. Весь план работ, меры и способы их проведения, а также все хозяйственные операции обсуждаются учениками совместно с руководителями. Ежедневно по вечерам, на общих собраниях, под председательством выборного ученика, вместе с агрономом и инструкторами подводятся итоги и учет выполненных работ, план работ на следующий день и распределение заданий по группам; в последних намечаются ответственные лица, которые вечером и представляют отчет. Учащиеся группами работают не больше 5 часов в день: около 3 час. до обеда и не более 2-х после отдыха. По животноводству, требующему внимания в течение всего дня, назначаются добровольцы и выборные, которые занимают эту должность не больше месяца. Распорядок дня в учхозе такой. В 8 час. утра учащиеся встают, купаются, пьют молоко. Без 10 мин. 9 ч. — короткое общее собрание для окончательного распределения по местам, с 9—12 полевые, огородные и прочие работы, затем обед и отдых до 2,5 ч. В 3 час. опять короткое собрание, и полевые работы до 5 часов. В этих работах, кроме агронома и 2-х инструкторов, (квалифицированных рабочих по сельскому хозяйству), обыкновенно принимают участие и преподаватели. В 5 часов — чай, после него до 7,5 час. ученики совершенно свободны. В это время они обычно ведут культурную работу, читают газеты, журналы, книги в читальне, устроенной на террасе, подготовляют спектакли и доклады, гуляют, занимаются спортом. В 7,5 ч. — ужин. Общее собрание с педагогами. Прогулка, в 10,5 ч. — сон. Некоторые учащиеся, а иногда и целые группы, освобождаются совершенно от полевых работ для работ общественно-политических. Устраиваются экскурсии в сельсовет и волисполком для ознакомления с местным самоуправлением и в соседний совхоз для изучения ведения сельского хозяйства. Ведётся работа в связи с книгой: ежедневно с 5 до 7 час. веч. библиотекарь бывает в читальне, дает указания рекомендательного характера. Перед отъездом в колонию выделили из школьной библиотеки книги, которые были отправлены туда на время -- Стр.110 В библиотеке с 25 мая по 7 сентября зарегистрировано: 54 подписчика, 312 посетителей, 358 выдач книг (50% общественно-политического круга); по читальне: 35 подписчиков, 1633 посетителя, 4728 выдач. Затем при учхозе, по инициативе девочек, были открыты ясли. Поводом послужило несчастье с одним ребенком, оставленным без надзора. Начали с 4 грудных детей, после оказалось необходимым принять и старших — до 8 лет (в деревне 11 дворов). Дежурили девочки от 15 до 17 лет, занимая детей играми, чтением, сказками, рисованием, лепкою и т. п. Культурно-просветительная работа сосредоточилась в Красном уголке дер. Запишенье; там читались доклады, устраивались вечера смычки с местным населением — оркестр, пение, декламация. Посещало эти вечера до 300 крестьян. Среди населения были популярны также вывешиваемые ежедневно у ворот учхоза на дощечке результаты метеорологических наблюдений (t° воздуха, влажность, направление и сила ветра и т. п.), а также опыты предсказания погоды, из которых 80% сбылись. В среде учащихся функционировал кружок "Союзная школа" для подготовки к курсу политграмоты (прочитано 14 докладов). Издавалась стенная газета "Изорец". Все работы велись добровольно, под руководством выборной из 4-го класса "четверки". Результаты обществоведческой работы и экскурсии в дер. Капицы представлены на школьную выставку. По возвращении в город проведен учет летней работы. По предложению инициативной группы было единогласно решено учащимися принять культшефство над деревенской школой, соседней с учхозом, снабдить книгами библиотеки ("передвижки"), завязать с нею товарищеские отношения, инструктировать её по методическим и программным вопросам. Надо сказать, что поездка в учхоз — большая радость для учащихся. Учащиеся с энтузиазмом рассказывают об образе жизни и о работах в этом учхозе. 30-я Советская школа. Она располагает некоторым, оборудованием городской школы, необходимыми учебно-вспомогательными кабинетами для зимней работы и загородным земельным участком, на котором школа 3-й год ведет свое хозяйство, а потому она избрала как -- Стр.111 Сельское хозяйство в школьной колонии Львово, расположенной на берегу Череменецкого озера, в 15 верстах от Луги, завелось только в 1922 году, и уклон развивался постепенно. Медленно изживалась "кустарная самодельщина" и постепенно совершенствовались учебно-воспитательная и производственная работы. Надо было укрепить производственную базу и выработать педагогические принципы работы. Только весной 1922-го года после неоднократных ходатайств удалось закрепить в Лужском уезде в постоянное пользование за колонией участок, заключающий: 1) фруктовый сад в 1,25 дес., 2) участок пахотной земли в 2,5 дес., 3) луг площадью в 1,5 дес. (Общая площадь земельных угодий составляла около 5,5 дес.). Но уже в 1924 году, после тяжелых лет труда, колония получает твердую материальную базу. УЗУ закрепляет за ней 140 дес. земли (пахоты, покоса и леса-парка). Борьба за создание этой базы была подчас очень трудна. Следует отметить, что школа, вероятно, как и другие, переживала период явной и глухой борьбы против проведения сельскохозяйственного уклона. Эта борьба имела довольно острый характер летом 1922 года, когда против сельскохозяйственного уклона выдвигались главным образом те соображения, что уклон влечёт за собой специализацию и профессионализацию школы. С тех пор проведена громадная педагогическая работа над согласованием работ по сельскому хозяйству с образовательной работой по другим дисциплинам. Разработан план для круглогодичной школы с сельскохозяйственно-кооперативным подуклоном. Этот уклон, создавшийся под влиянием разработанных в летней школе тем, разрешил больной вопрос о связи зимней школы с летней. Этот план подошел вплотную к вопросам общественной работы в деревне. Теперь же разработаны инициативной группой 30-й школы вопросы агрикультурной работы в деревне со стариками, молодежью и детворой. Уже намечена постановка опыта по сельскому хозяйству (пока одного или двух) на участке "общественной запашки" и в индивидуальных крестьянских хозяйствах подшефной деревни. Работа в этом направлении уже началась в смысле переговоров с деревней и опытной станцией, под руководством которой эти опыты и будут происходить. Предположено поддерживать связь в течение зимы с работающим в колонии аппаратом, путем поездок класса уклона во время зимних каникул для постановки в то же время агропьес, агросудов, -- Стр.112 Подуклон начинается только с 3-го класса II ступени. Нам пришлось видеть эту школу в городе. 3-й класс состоит из 24 человек: 22 девочки и 2 мальчика. Возраст девочек 16—17 лет, мальчиков — 14 и 15 лет. Большинство учится в школе давно и работает на земле: 1 ч. — 8 лет, 1 ч. — 7 лет, 6 ч. — 6 лет, 1 ч. — 5 лет, 2 ч. — 4 года, 6 ч. — 3 года, остальные 2 года; одна, девочка поступила только в этом году. Вид учащихся здоровый. Все красивые, открытые лица, с прямым, ясным и бодрым взглядом, здоровое телосложение, энергичные движения. На вопрос, что же они думают делать в будущем, одна часть отвечает, что пойдет в сельск. хоз. ВУЗ, другая, что собирается работать на земле. Никто не отрекается от своей специальности. С большим энтузиазмом рассказывают о своих работах и летом и зимой. Вся работа основана на самостоятельности. По каждому предмету рефераты, отчеты. День, который я провела с ними, был для меня праздником. Молодежь с торжеством водила меня по всей школе, показывала свои тетради, свои рефераты, свои рисунки. Сельскохозяйственный музей напоминает по своему виду художественный уголок. Все устроено просто, целесообразно, чисто, красиво. Работают в школе много, но как-то здорово, бодро, с интересом. Учащиеся дали сведения об учебном плане этого года: введены новые предметы — энциклопедия сельского хозяйства, политическая экономия, кооперация, счетоводство, коммерческое вычисление. Проводятся экскурсии на биостанцию, в питомник, в музеи — горный, сельскохозяйственный, на заводы. Привожу список докладов, проведенных в классе в этом году. По сельскохозяйственной энциклопедии: 1. Удобрение. 2. Мелиорация. 3. Почва и её образование. 4. Обработка почвы. 5. Огородничество. 4. Условные рефлексы. По химии: 1. Кварцевое стекло и значение его в жизни. 2. Азотистые удобрения. -- Стр.113 4. Обработка кокосового масла. 5. Химия и хлеб. По физике: 1. Капиллярность. Значение капиллярности в сел. хоз. 2. Холодильники и применение их в жизни. 3. Влажность. 4. Низкие температуры. 5. Энергия и её превращение. 2. Выпрямление наклонных стен. 3. Вода в решете. 4. Рублевская водокачка. 5. Почему умирает паровая машина. 6. Опасна ли горная антенна. 7. Антенна для жилья. 8. Как велик мир. II. Индустриально-технический уклон. II. Индустриально-технический уклон представлен теми школами, которые располагают мастерскими и специальным оборудованием, а именно: 86-й Советской школой при заводе "Красный Путиловец"; 27-й Советской школой; 222-й Советской школой при Балтийском заводе; 199-й Советской школой, имеющей 2 уклона: в виду большого' числа учащихся один уклон не может удовлетворить всех; 215-й Советской школой, реализующей специально полиграфический уклон, 196-й школой и, наконец, 220-й школой. 86-я трудовая школа. Для 86-й Советской _школы не могло быть никаких колебаний в выборе уклона, так как расположена она на территории завода "Красный Путиловец" и из 2,800 учеников — 2,141 являются детьми рабочих и служащих "Красного Путиловца". Этим определен основной стержень работы: индустриально-технический уклон с равнением на металлообрабатывающую промышленность. Уклон сказывается в трех отношениях: 1) в наличии школьных мастерских, 2) в использовании завода, 3) в программах так называемых учебных предметов (об этой школе см. статью: "Индустриально-технический уклон в Путиловской школе") [...] ----- ZT. Весьма возможно, что позже тут мною, ZT, будут помещены дополнительные материалы, скажем, по 189-й школе, но и вообще по школам с уклонами. ----- ZT. Намечено посмотреть: Челюсткин Иван Александрович 1874- (ред.) Практика производственно-трудовой школы. Опыт 189-ой школы Ленинграда. Сб. , несколько авторов. М.1926.206 РНБ 20/721. Челюсткин И.А. Сельскохозяйственный уклон в трудовой школе. Школьная практика. Л., Изд-во Брокгауз — Ефрон, 1925. 228 стр. Библиогр.: "Литература по сельскохозяйственному уклону". 18.391.7.54 и 19/304. Рец.: "Живая природа" Л., 1925, № 23, стр. 320; Парменов К., "Наш труд", Ярославль, 1925, № 10, стр. 64. Челюсткин Иван Александрович 1874- Одна летняя школа. "На путях к новой шк", 1922,1 с.50-61. / Он же: Ощественно-политическая работа в деревне одной из ленинградских школ (189-я труд. школа в Ленинграде на Крестовском острове). "На путях к новой школе" 1925 № 2 стр. 114-120. Челюсткин И.А. Что может дать в общественно полезном деле трудовая школа. М.1929.127. РНБ 65/538. Челюсткин И.А. Методы работы в трудовой школе. Изд.3 перераб. и доп. Л.1927.152. РНБ 26/117. Челюсткин И.А. Дисциплина в школе 2-й ступени. 1928.68. РНБ 40/3196 и 62-4/1379. А также. – Сельскохозяйственный уклон в школе-колонии. Материал по школе повышенного образования. Под ред. Н. Л. Кузнецова. Л., Изд-во Кн. сектора Лгопо, 1925. 343 стр. с илл. (Ленинградский губсоцвос). РНБ 20/933. Содерж.: И. Ионии. К вопросу о загородной школе-колонии с сельскохозяйственным уклоном. — И. А. Челюсткнн. Уклон в городской трудовой школе. — Н. В. Орлова. Городская школа с земельным участком за городом (школа-колония). — Сельскохозяйственный уклон во 2-м концентре II ступени. — Примерное распределение материала по сельскохозяйственно-индустриальному уклону. — С. А. Ягунов. Научно-организованный сельскохозяйственный труд, как естественный метод физического воспитания в школе за городом. — Е. Меркулов. Роль мастерских в общеобразовательной школе с сельскохозяйственным уклоном. — Н. А. Кузнецов. Учхоз в школе-колонии. — В. В. Смиренномудренский. Общие основания организации и отчетности школьных учхозов. — В. В. Смиренномудренский. Американская форма отчетности. — Т. Никифоров. Один из способов учета производительной работы учащихся в сельском хозяйстве в связи с питанием. — Н. А. Кузнецов. К вопросу о школе-колонии. — Н. К. Клюев. Из практики организации учебных хозяйств. — Д. М. Рубин. Трехлетний опыт проведения сельскохозяйственного уклона в городской школе с филиалами. — И. А. Челюсткин. Из практики по сельскохозяйственному уклону в занятиях трудовой школы. — В. В. Мешковский. Связь школы-колонии с населением. — А. Кривенко. Опыт учета сельскохозяйственных работ и результатов но школе-колонии (колония "Труд"). — Н. А. Кузнецов. Выставки и учет школьной работы. Новая школа в деревне. Сб. 2 изд исправл и доплн. 1925.222 РНБ 15/187. Из тезисов доклада доктора С.А. Ягунова. - "Научно организованный сельскохозяйственный труд как естественный метод физического воспитания в школе за городом" .. Сельскохозяйственный труд как фактор воспитания и умственного образования [ZT. тут подразумеваются ТОЛЬКО условия макаренковско- и, даже более, ионинско- так сказать педагогизированного детского колхоза с огромным превалированием учебного], благотворно действует на мыслительные способности ребенка, развивает его характер и привычки, дает возможность проявить известный размах фантазии и творчества, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных качеств и способностей ребенка; подготовляет его к более деятельной жизни, дисциплинирует учащегося, приучает к упорному вниманию и выдержке, способствует развитию задерживающих центров (ZT. в терминологии Макаренко - торможения), объединяет учащихся и учащих, научает серьезно относиться к труду, ценить его и дает возможность к максимальному развитию у ребенка рефлекса цели. Сельскохозяйственный труд в школе за городом является простым, естественным, кратчайшим и ЕДИНСТВЕННО ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ путем по достижению физического развития в школе за городом .. Сельскохозяйственный труд в большей мере, чем существующие системы физической культуры, способствует приобретению необходимых трудовых навыков и полезных сочетаний в координационной работе мышечных групп (ZT. то, что Макаренко называл УХВАТКАМИ). Возможность переутомления при выполнении сельскохозяйственных работ не велика. Наблюдаемые степени утомления не превосходят физиологических норм (с. 208-9). -- ZT. Загляните и в: http://zt1.narod.ru/trud1959.htm КОНФЕРЕНЦИЯ 1959 г. (Ленинград) ПО ПРОБЛЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ". См. также http://zt1.narod.ru/trud-uk0.htm. -- Г. Песталоцци 1746-1827, Из "Проекта памятной записки...". [...] Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическими упражнениями, то в школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех отраслях хозяйственной деятельности: 1) домашнее хозяйство, 2) полеводство, 3) промышленность. 1) .. При школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что .. возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами. 2) .. Возможно связать со школой для бедных МАЛЕHЬКОЕ ДОМАШHЕЕ ХОЗЯЙСТВО, в котором воспитанники подобной школы ежедневно смогут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства. 3) И наконец, школа для бедных всегда должна иметь при себе к/н мануфактуру, и школа должна заботиться, чтобы дети, поскольку это возможно, научились во время пребывания в школе к/н постоянным работам для заработка. [...] СПРОСЯТ: а останется ли у детей время на учебу? - ОТВЕЧАЮ. - Дети, которые воспитываются в такой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к тщательному использованию даже малейшего промежутка времени. Это будет перенесено и на учебу, и в итоге для не менее, а может даже более успешной, чем в рутинной школе, учебы потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах. ZT. Знаменитое место из 13-й главы 1-го тома "Капитала" Карла Маркса. – [...] Фабричные инспектора, выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя они учатся вдвое меньше, чем школьники, регулярно посещающие школу днём, тем не менее, успевают пройти столько же, а часто и больше. "Дело объясняется просто. Те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система, при которой труд чередуется с учёбой в школе, превращает каждое из этих двух занятий в отдых и освежение после другого, и, следовательно, она более подходяща для ребёнка, чем непрерывность одного из этих двух занятий. Ребёнок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбуждённый приходит со своей работы". Дальнейшие доказательства можно найти в речи Сениора, произнесённой на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 году. Он указывает здесь, между прочим, и на то обстоятельство, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в старших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей "и в то же время не только бесплодно, но и прямо во вред детям расточает их время, здоровье и энергию". Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей. [...] См. и : Сельское по преимуществу.doc ------------------------------------- -- Из того, что не видел. - Осипцев М. Д. Ленинградская губернская конференция по сельскохозяйственному уклону в трудовых школах, "На путях к новой школе", 1924, № 4—5, стр. 193-202. Быковский Я. Профуклоны и труд в школах Ленинграда. "Просвещение Ивановской области". Иваново-Вознесенск, 1930, № 3, стр. 18-53. Никонов К. Система и практика ленинградских трудовых школ с индустриально-техническим уклоном. "Просвещение" Л., 1930, № 4—5 (40—41), стр. 37—47. Трудовая школа с уклоном. (Индустриальный, промышленно-экономический и педагогический уклоны). Сборник материалов научно-метод. совета Лгоно. Под ред. К. Никонона и Г. Шевлякова. М.—Л., Гос. изд-во, 1926, стр. 91. (Б-ка педагога). Назаров П. Задачи школьно-ученической самоорганизации. (Из опыта работы ленинградских школ). М.-Л. 1930.133. -- Векслер И. Индустриальный уклон школы II ступени. В кн.: "Вторая ступень советской трудовой школы". [М.-Л.], Госиздат и Главсоцвос НКП РСФСР, 1929, стр. 444—453. 448. Евстигнеев-Беляков А. Ф. Значение производственных уклонов в трудовой школе. В кн.: "Методы индивидуализирующего труда" М.1925 с.5-24. Жданов В. В учреждениях соцвоса Европейской части СССР .. Школы с с/х уклоном . "Просвещение Сибири". Новосибирск 1926,11 с.48-55. / Он же: Индустриально-политехнические школы Москвы "школа Пистрака" и школа им. Радищева там же 1927,2 с.60-67. Евстигнеев-Беляков А. Ф, Сельскохозяйственный и индустриально-городской уклон в трудовой школе. В кн.: "Трудовая школа в свете истории и современности". Л. "Сеятель", 1924, стр. 128—132. Кесати Г. Сельскохозяйственный уклон в городской школе. (Северо-Кавказский край). "Вопросы просвещения на Северном Кавказе", Ростов-на-Дону, 1927, № 4, стр. 67-72. Короткий Б. П. Сельское хозяйство в школах автономной Калмыцкой области. Метод. руководство для учителя по проведению с/х уклона в школе. Астрахань, I925. 35 стр. (Метод. бюро при Калмыцком оно). Агапов С.В., Сельскохозяйственный уклон в школе. Материалы для опытов и наблюдений. Пособие для шк. работника I ступени - 1926 РНБ Шифр 27/433 Николаевский М.Н., Сельско-хозяйственный уклон в школе I-й ступени - [1926] (Общедоступ. б-ка "Сеятель". Пед. отд.. № 503-504) РНБ Шифр 38.57.3.1/503-504 Смирнов В. В., Петербургские школы и школьные здания. История шк. стр-ва в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде, 1703-2003 гг. - 2003 NLR Шифр 2004-3/14424. Маркин В. И. Сельскохозяйственный уклон в начальной школе (первой ступени). Школьный огород. Л. – М. Госиздат, Л.-М. 1925. 114 стр. с илл. 2-е изд., Л. 1926. 118 стр. РНБ Шифр 20/330 Подъяпольский Н. Лесохозяйственный уклон в школе. М., Госиздат, 1926. 84 стр. (Б-ка педагога). NLR Шифр 18.391.2.18 / Рец.: Копылова Е. В кн.: "Естествознание в трудовой школе". Сб. 1, М., 1927. стр. 167-168. Путь организации детского колхоза "Муравейник". Пашский район Лодейнопольского округа, "Просвещение", Л., 1930, № 4-5, стр. 231-233. -- Новая школа. Сб. научно-метод. совета Ленгубоно. Вып. 3 Общественно-полезная работа школы. М.-Л. 1926.134 РНБ 23/712-3. -- В http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23. ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения. ZT. Важны не звёзды-имена на педагогическом небосводе, а важны: структурные решения. Именно поэтому-то А.С. Макаренко и заявлял-то: ничего нет!, пустое место! Как ничего нет? - Всё педагогическое небо вообще, и даже, как бы, и педагогическое небо конкретно и именно педагогики воспитания – всё ведь в исторических звездах-именах. Да, может и медицинское небо тоже в исторических звездах-именах, но в медицине в итоге наработаны и упорядочены структуры-методы. То же – в металлургии. И т.д. А в педагогике лишь "ура!" - всё небо педагогики вообще и педагогики воспитания в частности - в звездах-именах. Но вот ясных упорядоченных структурных наработок как руководств к широко-плодотворному практическому действию в педагогике воспитания - кот наплакал... Хватит в педагогике воспитания коллекционировать "блистательные", или даже действительно блистательные имена. Надо переходить к коллекционированию ясных структурных наработок как руководств к широко-плодотворным практическим действиям для любого, лишь входящего в сферу педагогики воспитания, начинающего... -- Цитата: Congregation от 01 Сентября 2010, 19:38:59 .. если не ВЫ то никто, если не Ваш личный пример то ничей... ZT. Макаренковские учреждения (школы-хозяйства) – это подростково-юношеские (помимо учебной составляющей) - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА, то есть это - подростково-юношеские КОЛХОЗЫ. Опыт истории по сути макаренкообразных школ-хозяйств во всем мире показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились. См., например, http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. Чего не хватало и там и там? – Информационной проработки, информационного обеспечения. Вот этим последним я, ZT, и занимаюсь. Тут уж действительно: если не я, ZT, то никто... Загляните и в: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc |
|