Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XII международной научно-практиче - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения 1 55.45kb.
Сборник материалов II международной научно-теоретической конференции... 1 118.49kb.
Сборник научных статей по материалам 2-й международной научно-практической... 5 2182.64kb.
Сборник материалов IV международной научно-практической конференции... 8 3242.45kb.
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы 24 8181.56kb.
Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного... 4 1372.02kb.
Российский государственный социальный 3 1113.18kb.
Когнитивная психотерапия детей с дислексией 1 66.8kb.
Воздействие психолога: принципы выбора мировоззренческой позиции... 1 94.07kb.
Сборник научных трудов / Под ред. Н. В. Ревякиной. Иваново, 2003. 1 219.66kb.
Сборник материалов III республиканской студенческой научно-практической... 8 3545.96kb.
Особенности структурно-содержательных компонентов я-концепции коммуникативно... 1 68.35kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник - страница №1/1

Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 1 / Под общ. Ред. С.С. Чернова – Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010 – 320 с

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В НЕПОЛНОЙ ОТЦОВСКОЙ СЕМЬЕ.

Бабкунова О.Н.

(Рубцовский институт (филиал)Алтайского государственного университете, г. Рубцовск)

В статье представлен анализ результатов исследования взаимосвязи между психологическими характеристиками «образа Я», самоотношением, поведенческими установками подростков, воспитывающихся в неполных отцовских семьях.

Становление самосознания имеет основополагающее значение для развития и становления личности. Как одно из новообразований самосознание выступает в подростковом возрасте (Божович Л.И., 1955; Чеснокова И И., 1997; Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., 2007).

С точки зрения Бодалева А.А, Столина В.В., самосознание представляет собой «процесс, с помощью которого человек познает себя» (Столин В.В., 1983). Самосознание характеризуется представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией» (Бернс Р., 1986; Агапов В.С., 1999).

Анализ научной литературы показал, что в разработанных моделях структуры самосознания, исследователи выделяют два компонента: один из них описывается через осознание себя самого как субъекта, другой – как объективное Я (Кон И., 1978; Столин В.В., 1983; Бернс Р., 1986; Джеймс У., 1991; и др.).

Более полное представление о структуре самосознания, на наш взгляд, представлено Р. Бернсом. Его понятие «Я-концепции» включает составляющие элементы, выделенные Джеймсом У., Кули Ч., Мидом Дж., Роджерсом К., Эриксоном Э. и др, которые представлены в виде иерархической структуры.

«Я-концепция», по Бернсу Р., - это «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» (Бернс Р., 1986). В связи с этим выделяются три составляющие «Я-концепции»: «Образ Я» - когнитивный аспект знания о собственной личности во всех областях и сферах жизни; «самоотношение, принятие себя» - аффективно ценностный аспект, совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющиеся о себе информации на основе соотнесения с общей структурой собственных ценностей; поведенческие установки – действия, вызываемые образом Я и самоотношением и реализующиеся в продуктивной деятельности и общении с окружающими (Бернс Р., 1986).

Я-концепция в подростковом возрасте отличается качественным своеобразием, обусловленным взаимовлиянием ряда социально-психологических причин. Основными условиями, влияющими на становление нового уровня самосознания подростка, то есть способности направлять сознание на свои собственные психические процессы, являются, прежде всего, особенности социальной ситуации развития личности (Выготский Л.С., 1984; Бороздина Л.В., 2001; Куненков С.А., 2004;).

Становление личности ребенка в семье занимает важное место и представляет собой одну из проблем, находящейся в центре внимания отечественных и зарубежных исследований. Ряд авторов (Абрамова Г.С., 1998; Захаров А.И., 1993, 2000; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2001; Хоментаускас Г, 2003; Варга А.Я., 2006) отмечают, что семейная среда и, в частности, детско-родительские отношения являются фактором эмоционального и психического развития ребенка. Нарушение детско-родительских отношений негативно сказывается на развитии личности ребенка - его представлении о себе, самоотношении, самооценки, образе себя, а, следовательно, и Я-концепции (Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А., 1999; Дружинин В.Н., 2000; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2001; Буллах О.Г., 2003; Андреева Г.М., 2005).

Под влиянием социальных запросов, психологи ориентированы на изучение особенностей самосознания, Я-концепции и самоотношения детей из неполных семей, и значительное внимание уделяется становлению личности в неполной материнской семье (Филлипова Г.Г., 2002; Зеленчукова С.В., 2002; Аргентова Л.В., 2004; Архиреева Т.В., 2004).

Основное внимание в нашем исследовании уделено проблеме становления и развития личности подростка в неполных отцовских семьях. Число детей, живущих с отцами, продолжает расти. По данным Алтайского краевого кризисного центра в настоящее время в г. Барнауле неполных отцовских семей около 500, в г. Рубцовске – около 100.

Цель исследования: выявление особенностей Я-концепции личности подростка, воспитывающегося в неполной отцовской семье.

Объект данного исследования: Я-концепции личности. Предмет исследования: особенности «Я-концепции» личности подростка в неполных отцовских семьях.

В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать психологические концепции и подходы к структуре «Я-концепции» личности;

2) выбрать измерительные процедуры для диагностики «Я-концепции» личности в подростковом возрасте;

3) выявить характер корреляционной связи между компонентами структуры «Я-концепции» личности подростка, воспитывающегося в неполной отцовской семье.

В процессе исследования были использованы следующие методы сбора информации:

- теоретический анализ научных направлений в изучении проблемы становления Я-концепции и развития личности в неполных семьях;

- методы сбора эмпирических данных: анкетный опрос; стандартизированное психодиагностическое тестирование – диагностика особенностей самооценки испытуемых при помощи теста-опросника самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, методики самооценки Будасси; исследование особенностей «Образа-Я» посредством теста личностных отношений Т. Лири, методики «Личностный дифференциал» (институт им. В.М. Бехтерева); исследование поведенческих установок с использованием методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, М. О. Калашникова, методики диагностики интерактивной направленности личности Н.Е. Щурковой в модификации Н.П. Фетискина;

- статистические методы анализа данных: методы корреляционного анализа; факторный анализ. Данные обрабатывались с использованием компьютерной программы SPSS 15.0.

В нашем исследовании приняли участие 30 подростков МОУ средних школ г. Рубцовска, воспитывающихся в неполной отцовской семье.

Интерпретируя результаты факторного анализа данных по изучению «образа Я» были выявлены факторы, включающие следующие характеристики «образа Я»:

- фактор 1: добросовестность (0,87), справедливость (0,86), отзывчивость (0,82); доброта (0,71);зависимость (0,70); альтруистичность (0,70). Данная группа подростков воспринимает себя как ответственных, доброжелательных, мягких, эмпатичных личностей;

- фактор 2: обаятельность (0,78), независимость (0,76), эгоистичность (0,68). Испытуемых этой группы можно отнести к категории жестких, самолюбивых;

- фактор 3: общительность (0,85), энергичность (0,77), открытость (0,70). Подростки данной группы отличаются активной жизненной позицией, некоторой оптимистичностью.

Результаты факторного анализа данных по самоотношению показал, что среди подростков можно выделить:

- подростков «принимающих себя», которые характеризуются высоким уровнем самоуважения (0,80), саморуководства (0,89), самопонимания (0,79);

- самодовольных личностей, с высоким уровнем аутосимпатии (0,89), самоуверенностью (0,72), самопринятием (0,77);

- подростков, ожидающих положительного отношения от окружающих (0,94), с ярко выраженной установкой на отношение других в адрес собственного «Я».

В результате факторного анализа данных по поведенческим установкам – действиям, вызываемых образом Я и самоотношением, реализующиеся в продуктивной деятельности и общении с окружающими, были выявлены следующие факторы:

- факторы 1: подростки, определяющие себя как «хозяева жизни», характеризующиеся высоким уровнем приятия себя (0,90), внутреннем локусом контроля (0,83); приятием других (0,80);

- фактор 2: адаптивные личности, с выраженной ориентацией на взаимодействие (0,85), с относительной высоким уровнем внутреннего локуса контроля (0,68).

Используя метод корреляционного анализа, были выявлены следующие взаимосвязи между психологическими характеристиками «образа Я», самоотношением, поведенческими установками испытуемых:

- прямая взаимосвязь между поведенческой установкой «хозяин жизни» и представлением подростков о себе как ответственных, доброжелательных, мягких, эмпатичных личностей (r=0,35, при p=0,01), с активной жизненной позицией, оптимистическим взглядом на жизнь (r=0,30 при p=0,03). Личности, воспринимающие себя как общительных, энергичных, открытых будут характеризоваться высоким уровнем приятия себя, внутреннем локусом контроля.

- прямая взаимосвязь между высоким уровнем адаптивности и «образом Я» - жесткая, самолюбивая личность (r=0,38 при p=0,08). Независимые, обаятельные, эгоистичные подростки будут легче приспосабливаться к изменяющимся условиям в межличностных отношениях.

- обратная взаимосвязь между уровнем самоуважения, саморуководства, самопонимания и представлением о себе как обаятельных, упрямых, независимых личностей (r=-0,35 при p=0,01). Подростки с высоким уровнем самоуважения принимают свои недостатки, способны пойти на компромисс, в определенных ситуациях признавать свою слабость;

- обратная взаимосвязь между ярко выраженной установкой на отношение других в адрес собственного «Я» и решительностью, самостоятельностью личности (r=-0,3 при p=0,03).



Таким образом, были выявлены значимые взаимосвязи между психологическими характеристиками «образа Я», самоотношением, поведенческими установками подростков, воспитывающихся в неполных отцовских семьях. Подростки с выраженной установкой «хозяин жизни» характеризуются представлением о себе, как общительных, энергичных, открытых личностей. Подростки, принимающие себя, склонны оценивать себя как менее привлекательных, более мягких, зависимых. Испытуемые, ожидающие положительного отношения от окружающих, приписывают себе меньшую решительность, самостоятельность.
Литература:

Агапов В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика – М.: Институт молодежи, 1999.

Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания// Дисс….. канд. психологических наук. Иркутск, 2004

Белопольская Н.Л., Иванова С.Р. Самосознание проблемных подростков – М.; Изд-во «Институт психологии РАН, 2007

Зеленчукова С.В. Социально-педагогическое воспитание подростков из неполных семей//Автореферат. дис…канд. психологических наук, Барнаул, 2002, с 3-19.

Куненков С.А. Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков// Дисс…. канд. психологических наук. Москва, 2004.

Психология самосознания: Хрестоматия/ Ред-сост Д.Я. Райгородский – Самара: «Бахрах-М», 2003

Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М., 1983

Фанталова Н.С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей// Дисс….. канд. психологических наук. Иркутск, 2004.

Шилов Ю.Е. «Я-концепция» как система понимания форм существования Я / Журнал прикладной психологии – 2004 №4-5, с 91-95