С. В. Добрина г. Липецка Коблякова Нелли Валерьевна, учитель химии 9 -11 класс Д. И. Менделеев. Жизнь и великое открытие. Познавател - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытое мероприятие: «Его Величество Бал». Организаторы 1 208.62kb.
Основные научные достижения и заслуги Д. И. Менделеева 1 19.73kb.
Программа вступительных испытаний по химии Нижний Новгород 2011 I. 1 120.62kb.
Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»... 1 74.94kb.
«Белки органические биополимеры» ( интегрированный урок биология-химия) 1 98.74kb.
Виртуальный ботанический сад Координатор 1 37.69kb.
Краткий очерк развития пожарной техники 1 94.05kb.
Рабочая программа по алгебре 7 класс Учитель: Ивкова Лидия Александровна 1 169.11kb.
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение... 1 51kb.
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.61kb.
Рабочая программа по литературному чтению 2 «Б» класс, учитель первой... 1 291.18kb.
Закон менделеева химический лабиринт 1 200.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Добрина г. Липецка Коблякова Нелли Валерьевна, учитель химии 9 -11 класс Д. - страница №1/1

1.МОУСОШ №23 имени С.В.Добрина г.Липецка

2.Коблякова Нелли Валерьевна, учитель химии

3.9 -11 класс

4.Д.И.Менделеев. Жизнь и великое открытие .

5.Познавательная программа ,викторина.

6.Цели и задачи :



  • познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского ученого Д.И.Менделеева;

  • с основными событиями в его жизни и величайшими открытиями ,осуществить межпредметную связь химии с литературой ,историей ;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине ;

  • развивать познавательные интересы, эстетические вкусы, трудолюбие и работоспособность.

7.Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, фотографии членов его семьи, коллег, друзей. Хронологическая таблица основных дат его жизни. Проектор, экран, презентация в Power Point.

8.Оформление : презентация, фотографии, портрет Д.И.Менделеева.

9.Место проведения : кабинет химии или актовый зал.

10.Описание мероприятия : мероприятие проводилось 8 февраля ( День российской науки ,день рождения Д.И.Менделеева )

В мероприятии принимают участие учитель химии , учащиеся 9-11 класса .

Ход мероприятия

Учитель

Начиная с 7 июня 1999 года согласно Указу президента день 8 февраля празднуется как День российской науки. Этот день избран не случайно: 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.

За два с лишним века российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как М. В. Ломоносов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, Э. К. Циолковский, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, И. В. Курчатов, А. П. Александров, С. П. Королев, Н. А. Доллежаль и многие другие.

Наше мероприятие сегодня посвящено жизни и деятельности выдающегося русского учёного Д.И.Менделеева .А 8 февраля ( по новому стилю) ещё и день рождения Д.И.Менделеева .

Завершит наше мероприятие викторина .

Учитель

Слайды 1,2

Начнём мы наше мероприятие словами Д.И.Менделеева.


Слайд 3

«…Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств ».
Д.И.Менделеев

Учитель

Д.И. Менделеев принадлежал к поколению деятелей передовой русской науки и культуры второй половины19 века. Жизненный путь гения, как правило, своеобразен. Сколь ни богата на таланты земля русская, подобных Менделееву в нашей истории можно пальцем перечесть. Так какой же была жизнь великого учёного?



Биография Д.И.Менделеева

1 ученик

Слайд 4. Существует гипотеза: последние, поздние дети нередко «наследуют» богатый опыт своих немолодых, но одарённых родителей, самые выдающиеся их способности. Менделеев – тому, пожалуй, самый яркий пример.
Слайд 5

Город Тобольск 27 января (8 февраля) 1834 года.

У директора Тобольской гимназии родился сын Дмитрий. Он был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева. До появления на свет «последыша» (так иногда называли в семье младшенького) дожили два его брата и пять сестёр. Восемь детей Менделеевых умерли ещё в младенчестве, а в 1820 году умерла от чахотки 14 –летняя сестра Дмитрия Мария.

Матери Менделеева в это время было был 41 год.

Своим воспитанием и образованием Д.И. Менделеев целиком обязан матери Марии Дмитриевне, на плечи которой со времени болезни отца (он ослеп и вскоре умер) легла вся забота о благополучии семьи и воспитании детей. Когда ему исполнилось всего несколько месяцев, тяжело заболел, а затем вышел в отставку отец.

Менделеевым едва хватало директорской пенсии, чтобы сводить концы с концами. Заботиться о материальном положении стала мать, Мария Дмитриевна. Она спасла положение ,смело взяв на себя управление принадлежавшим её брату небольшим стекольным заводом под Тобольском.

Настойчивый, решительный характер своей матери Дмитрий унаследовал сполна.

Слайд 6

2 ученик

В шестилетнем возрасте он уже умел читать и писать, знал арифметические действия.

Его отдали в гимназию, в которой много лет проработал отец. В гимназии Дмитрий Менделеев не был отличником. Никто из учителей не предсказывал ему большого будущего в науке. Маленький Митя очень любил природу, прогулки в лесу. Он с

любопытством рассматривал разные растения и цветы, наблюдал за насекомыми и птицами. С ранних лет у мальчика развивались такие черты как любознательность,

наблюдательность. И ещё одно любимое занятие было у мальчика: он приходил на стекольный завод и часами мог наблюдать, как варят стекло. Из песка и соды получалась расплавленная пузырящаяся масса, она бурлила, меняя цвета.

Наверное, именно здесь, наблюдая за чудесными превращениями, увлёкся маленький Митя наукой, которой посвятил всю свою жизнь.

Начальное образование Дмитрий получил в Тобольской гимназии, которую он окончил в возрасте 15 лет.

Слайд 7

3 ученик

В 1850 году он поступает на естественное отделение физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге . Уже в студенческие годы Д.И. Менделеев проявил исключительные способности, трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели. Выполненные им курсовые были серьезными исследованиями в области естественных наук. Иначе сложилась судьба Д.И.Менделеева в Главном педагогическом институте Петербурга , куда он поступил осенью 1850 г. На время учёбы приходится выход в свет его первого научного труда . Курс химии вёл А.А.Воскресенский ,лекции по математике читал М.В.Остроградский ,по физике – Э. Х. Ленц. Диплом Менделеев защитил на отлично в 1885 г., получив золотую медаль и титул «Старший учитель».



Слайды 8,9

В1856 году в возрасте 22 лет молодой ученый защищает магистерскую диссертацию, а вслед за ней и диссертацию «О строении кремнеземистых соединений», на звание приват-доцента. Через год Менделеев становится доцентом Петербургского университета, где

читает курс лекций по органической химии. Как одному из выдающихся преподавателей ему предоставляют заграничную командировку для усовершенствования в науках.

После краткого путешествия по Европе Д.И.Менделеев выбрал для работы небольшой немецкий городок Гейдельберг, где трудился известный химик Бунзен. Здесь ему удалось сделать крупное открытие – установить существование “температуры абсолютного кипения”, которая десять лет спустя была вновь открыта англичанином Эндрюсом и названа им критической температурой.


Слайды 10,11

1 ученик

Работая в Гейдельберге Д.И .Менделеев возглавил кружок из молодых русских ученых, также приехавших за границу для усовершенствования в науках. Кружок сыграл большую роль в развитии у его участников смелости, новаторства, стремления работать на благо народа, для процветания Родины .

По возвращении в Петербург Д.И.Менделеев полностью отдается научной, педагогической и общественной деятельности. В 1866 году он получил место профессора Петербургского университета, где читает лекции по органической и неорганической химии.
Слайды 12, 13

Открытие Периодического закона датируется 17 февраля (1марта) 1869 года

Исследователь озаглавил её так : «Опыт системы элементов ,основанной на их атомном весе и химическом сходстве».

Первой высокой научной наградой за открытие Периодического закона была медаль Дэви, которой Менделеева наградило в 1882 году Лондонское Королевское общество.

Дмитрий Иванович Менделеев любил на досуге раскладывать пасьянсы. Вот и для решения своей научной задачи он использовал картонные карточки ,написав на каждой название элемента .его атомный вес, формулы соединений и свойства. Получилась таблица , вмещающая в себя 62 элемента ,друг с другом по атомному весу и по химическим свойствам. В ней были оставлены свободные места для ещё не открытых элементов .Он предсказал их открытие ,заранее определив, какими у них должны быть

атомные веса и свойства.

Некоторые биографы пишут о том, что таблица приснилась ему, а Дмитрий Иванович ,проснувшись, записал её .Скорее всего ,сон был результатом отражением дневных раздумий и поисков .
Слайд 14 ,15

2-ой ученик

Не только химия, физика и сельское хозяйство увлекали нашего выдающегося соотечественника в те годы.

В 1870 году он много времени уделял изучению свойств нефти, одним из первых предложил дробный принцип её перегонки.

Об увлечении его минералогией наглядно свидетельствует его личная коллекция минералов, которая и сейчас хранится музеем кафедры минералогии

Санкт – Петербургского университета .

3-ой ученик

Слайды 16,17

Личная жизнь учёного сложилась не просто. Весной 1862 года Д.И.Менделеев обвенчался с Феозой Никитичной Лещёвой. Уже, будучи известным, семейным человеком, он влюбился как студент. Девушку звали Анна Попова . Его отношения с женой к этому времени сделались тяжелы и безысходны .В начале 80-х годов Анна Ивановна стала женой Дмитрия Ивановича . В 1881 году у них родилась дочь Люба ,а в 1883 году родился сын Иван .Дочь Менделеева , Любовь Дмитриевна , в последствии стала женой поэта Александра Блока .



Слайд 18

В доме Д.И.Менделеева по средам собирались художники, учёные, музыканты, литераторы. Он понимал толк в живописи ,дружил с Куинджи , Суриковым ,Репиным, Крамским ,Шишкиным .( Демонстрация портретов Д.И.Менделеева кисти И.Н.Крамского).



2-ый ученик

Слайды 19,20

Многочисленные труды Д.И.Менделеева, и в особенности его гениальное и бессмертное открытие периодического закона, получили широкое признание со стороны учёных всего мира. Его приглашают в Лондон для прочтения Фарадеевской лекции. Он избирается почетным членом Американской, Ирландской и Югославской академии наук, а также Дублинского королевских обществ, действительным членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ, Римской, Бельгийской, Датской, Чешской, Краковской и других академий наук; почетным доктором Кембриджского, Оксфордского, Геттингенского и других университетов; почетным членом нескольких десятков иностранных обществ. Одна лишь Российская императорская академия наук, из-за засилья её иностранцами, так никогда и не избрала Менделеева в академики.


Вот как об этом писали в то время “Современники не сразу оценили заслуги ученого. Его кандидатура в состав Петербургской академии наук была провалена. Передовая русская интеллигенция выразила возмущение: “Как впустить такого беспокойного человека в это сонное царство? Да ведь он, пожалуй, всех разбудит и, чего боже упаси, заставит работать на пользу Родине”.
Слайд 20

Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г., похоронен на Волковском кладбище Санкт -Петербурга .



Учитель
Д.И.Менделеев – великий русский гений – сочетая мощь и глубину теоретического мышления с большим размахом практической деятельности. Научная деятельность его охватывает многочисленные отрасли знания. Из 431 опубликованной работы – 40 посвящено химии, 106 – физической химии, 99- физике,99- технике и промышленности, 36-экономическим и общим вопросам, 22- географии и 29-другим темам .Главнейшей заслугой Д.И.Менделеева было открытие периодического закона и создание периодической системы. Этот закон и система – основы всего дальнейшего развития учения об атомах и элементах, они являются фундаментом химии и физики наших дней.

Слайд 21

Учитель:

А сейчас я хочу зачитать “Письмо Д.И.Менделеева к своим детям. Я думаю, что оно адресовано всем детям нашей страны.

“Первое и главное в жизни – труд для других. Но надо так устроить, чтобы и самому жить можно было. Надо жить, чтобы выполнить задачу природы. А её высшая точка – общество людей. Один каждый – нуль. Надо это помнить. И начинать не издали, а подле. Окажись, полезен и нужен подле стоящим, но для этого не забывай всё, сумей быть полезен, нужен и дорог другим …Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным. Не тот храбр, кто лезет зря, а тот, кто умеет привести себя в деятельное состояние и сам всегда в труде. Труд не суета, не работа, не ломка сил, а напротив, спокойное, размеренное делание того, что надо для других и для себя.

Труд всякий, если не про себя одного, самый скромный, самый невидимый осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже в веселье, только от других, и плод труда – польза другим. Удовольствие пролетит – оно себе. Труд оставит след долгой радости – он другим. Учение себе – плод учения – другим. Другого смысла в учении нет, иначе бы его не надо. … А если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, пробуйте ещё. Сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим!

( Звучит классическая музыка).

Учитель.

Перед вами сейчас прошли небольшие фрагменты жизни великого русского учёного Д.И.Менделеева. Это действительно удивительный человек, глубоко разбиравшийся в различных областях науки и техники.

Давайте и мы постараемся ответить на вопросы викторины ,к которой вы готовились и на многие вопросы получили ответ сегодня .

Учащиеся делятся на две команды и участвуют в викторине

« Периодический закон .Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева».
Источники:

1. Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г.В. – М.: Мир, 1981. 320 с.


2. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.

3.http://chron.eduhmao.ru/page_1_14_1.html



http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mendeleev_di.php

4.http://citytlt.narod.ru/lichnaykmend.htm

5.Журнал«100 человек ,которые изменили ход истории» №78 ,2009



6.Детская энциклопедия : «Великие учёные : Я познаю мир».