Русский язык - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 2 646.15kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Современный русский язык: лексикология 1 223.69kb.
Программа для детей изучающих русский, английский и итальянский языки. 1 79.57kb.
Внеклассное мероприятие в 5а классе "стихи и переводы с. Я. 1 113.44kb.
Учебное пособие Специальность 050301 «Русский язык и литература» 1 414.29kb.
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура... 3 2038.19kb.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект» 1 144.13kb.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект» 1 204.41kb.
Русский язык, экономика, экология, мхк, астрономия. Итоги: Экология... 1 32.75kb.
Немецкий язык (2- язык) Аспект «Юридический перевод» 1 31.01kb.
Наименование специальности Сколько было выделено грантов 2 339.96kb.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей... 17 7231.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Русский язык - страница №3/4

6. Разноспрягаемые глаголы (таблица 3).

Таблица 3 – Спряжение разноспрягаемых глаголов




глаголы

лицо, число



бежать

хотеть

брезжить

зиждиться

3-е л. ед.ч.

бежит

хочет

брезжит

зиждится

3-е л. мн.ч.

бегут

хотят

брезжут

зиждутся


5.2 Правописание глаголов. Ь в глаголах пишется:

– в неопределённой форме (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»): нужно бороться, беречь, будем заботиться;

– после буквы ш – во 2-м лице ед.ч.: считаешь, бережёшь, заботишься;

– в повелительном наклонении после согласного: брось – бросьте, отметь – отметьте, кинь – киньте, нарежь – нарежьте.



Обратите внимание! Глаголы в 3-м лице пишутся без ь: они борются, берегут, заботятся; он заботится. Сравните: приходится удивляться, хочется надеяться, не удаётся встретиться.
Упражнение 58 Определите спряжение и вид глаголов. Образуйте формы 1, 2 и 3-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч. Запишите в виде таблицы

Молоть, стелить, зиждиться, брить, хотеть, выгнать, избежать, выспаться, колыхаться, мобилизовать, брызгать, полоскать, махать, организовать, лебезить, мерить, пороть, убедиться, дудеть, сбыться, обжечь, обречь, увидеть, зиждиться, бормотать, месить, щебетать, загнать, скрежетать, крошить, реять, захотеть, забрезжить.



Упражнение 59 Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание личных окончаний глаголов

1 Отчего прежде, если подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не полож_тся зелени в суп, она [Пшеницына] строго, но со спокойствием и достоинством сдела_т замечание Акулине и забуд_т, а теперь, если случится что-нибудь подобное, она вскоч_т из-за стола, побежит на кухню осып_т всею горечью упреков Акулину и даже нараду_тся на Анисью, а на другой день посмотрит сама, положена ли зелень, и не переварилась ли рыба. (Гонч.) 2 Сып_т, сып_т метель, как всегда, на дорогу. (Сим.) 3 Он, может быть, увид_т и услыш_т волшебное там, где его никто не замеча_т: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха небо похожее на старинную московскую комнату. (Пауст.) 4 Если в это время вы выглян_те из высокого тулупного воротника и оглян_тесь вокруг то увид_те что в окрестном виде нет ничего другого кроме печальной всё более сгущающейся мглы да вас затерявшихся (по)середине _её. (Сол.)
Упражнение 60 Спишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов. Укажите в скобках спряжение

И вот опять увод_т меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Оно [солнце] щедро, стремительно и бесшумно сып_т в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дрем_т смолистые ели; они глухо шепч_т порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием.

Мой взгляд останавлива_тся на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колот_т своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещ_т ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога ед_т на скользких иглах. Загудел в сосённой бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне каж_тся, что в их кронах вздыха_т огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца коп_т свою мощь не себе, а другим.

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачу_шь душу своей зелёной тишиной! Я сажусь у тёплого стога и думаю, что вот отмаш_т время ещё какие-то полстолетия и берёзы понадоб_тся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чуд_тся в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. И вдруг в этот шум вплета_тся непонятный нарастающий свист, он разраста_тся, заполня_т весь этот тихий зелёный мир. А женский голос все тян_т, вот он чу_тся уже в другой стороне, то затухн_т в лесах, то щемяще нависн_т над заокольным жнивьём. (Из произведений В.Белова)

5.3 Способы образования глаголов (схема 29)
Схема 29



Запомните! В суффиксах глаголов прошедшего времени (основной показатель – суффикс -л-) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: строиться – строился, зависеть – зависел, надеяться – надеялись.
Упражнение 61 Вставьте пропущенные буквы

Разла_лся, обид_ли, раста_л, закле_ли, возненавид_л, ре_ли, завис_ли, бле_л, наде_лся, выровн_л, высме_л, привид_лся, вымен_л, разве_ли, выздоров_ли, опротив_ли, прив_лá, почу_ли.


Упражнение 62 Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание личных окончаний глаголов

1 Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только _ею держ_тся и движ_тся жизнь. (Т.) 2 Когда пиш_шь, песня всё время живет с тобой верт_тся в голове никогда тебя не покида_т. (Выс.) 3 Ветви ёлок кол_тся, жал_т, сучья на земле рвут сапоги, деревья руш_тся. 4 Не выбер_шься из леса – погибн_шь. 5 Посмотр_шь на дельца иного: хлопоч_т, меч_тся, ему дивятся все. 6 Когда услыш_шь или увид_шь кое-что новое, любопытное то захоч_шь услышать и увидеть продолжение. 7 В письмах всё не скаж_тся и не всё услыш_тся. 8 Где стро_шь, там и ро_шь. 9 Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь – не сотрёшь. 10 Отруб_шь – не пристав_шь. 11 Утки плещ_тся. 12 Люди наде_тся.
5.4 Правописание суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) в глаголах (схемы 30, 31). Большинство глагольных суффиксов – безударные, это вызывает трудности в написании.
Схема 30


П р и м е р:

-ова-(-ева-)

-ыва-(-ива-)

заведовать

заведую

закладывать

закладываю

кочевать

кочую

настаивать

настаиваю
Запомните: эти суффиксы сохраняются и в формах действительных причастий прошедшего времени! Глагольные формы с историческим корнем вед- и суффиксом -ова- в 1 лице ед.ч. настоящего или будущего простого времени оканчиваются на -ую (исключение: развед-ыва-ть – развед-ыва).

Схема 31



Проще обстоит дело с глаголами, имеющими ударяемые суффиксы,

в форме несовершенного вида которых пишется та же гласная, что и в инфинитиве без этого суффикса:

Примечание. Следует учитывать чередование гласных -я-(-и-) / -е- суффикса в следующих глаголах:

для глаголов 2-го спряжения

залить

заливаю

затмить

затмеваю

разбить

разбиваю

продлить

продлеваю

расшить

расшиваю

растлить

растлеваю

для глаголов 1-го спряжения

преодолеть

преодолеваю

застрять

застреваю

заболеть

заболеваю

Но: издавать – издаю

Запомните: затмевать, застревать, разевать



Упражнение 63 Образовать глаголы несовершенного вида в формах инфинитива и прошедшего времени (через форму 3-го лица ед.ч.). Образец: заострить – заостряю – заострять

Совет, команда, требование, горе, потчевал, бушевал, допытаться, запрятать, обусловить, расстегнуть, развеять, навьючить, проповедь, война, кочевье, исповедь, заложить, настоять, разведать, подсмотреть, беседа, затмить, застрять, вознамериться, растлить, увещевать, обуревать.


Упражнение 64 Спишите глаголы, вставляя суффиксы -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-)

Выпис_вать, завед_вать, команд_вать, попроб_вать, завид_вать, заканч_вать, исповед_вать, потч_вать, прорабат_вать, выигр_вать, посовет_вать, подгляд_вать, отказ_вать, ноч_вать, подкрад_ваться.
Упражнение 65 Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение всех встречающихся в тексте глаголов, подчеркните окончания

Ужас, летящий на крыльях

По статистике самый безопас_ный вид транспорта – самолёт. Но кому от этого легче? Некоторые предпочтут маят_ся в автобусе, парит_ся в поезде и даже трястись в раздолбанном «Жигулёнке», чем дол_теть до пункта назначения быстрее птиц_. Боязнь самолётов вынужда_т отказ_ваться от многих пут_шествий, но и_ти у неё на поводу глупо и обидно. Тем более что больш_нство людей вполне могут справит_ся со своим страхом самостоятельно. Вот что поможет перен_сти полёт н_рмально:

– не смотр_те в ил_юминатор;

– когда в начале полёта бортпроводник предл_га_т к_нфеты, не отказ_вайтесь – с ними легче перенести взлёт и поб_роть тошноту;

– побол_ше общайтесь… со стюардес_ами, например, которые отлично умеют уговар_вать, забалт_вать и действ_вать успока_вающе – работа у них такая;

– читайте или слушайте музыку. Журнал, книжка, пле_ер – эти простые радости помогут отвлеч_ся, что боящ_муся полётов человеку сделать сложнее всего.



Вообще, постарайт_сь вести себя так, как будто ед_те «нестрашным» для вас транспортом и по возможности занимайт_сь привычными делами: если люб_те рукодельн_чать – вяжите или выш_вайте, разгад_вайте ск_нворды и крос_ворды, сост_вляйте план на следу_щий день, просматр_вайте рабочие бумаги, читайте к_нспекты лекц_й. Если страх выш_л из-под контроля и по_вились симптомы в_гетативного криза – сухость во рту, дав_щие ощущения в области груди, тошнота, нужно сделать следу_щее: рас_тегнуть верхние пуг_виц_ на одежде и ремень, опустить голову на к_лени, чтобы об_спечить пр_лив крови, несколько раз глубоко взд_хнуть, эн_ргично рас_тереть в_ски. Словом, дыш_те глубже!
Упражнение 66 Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

Бе_счётный, ра_считанный, пр_взойти, пр_открыть, пр_одолеть, пр_клонить колени, пр_творить в жизнь, пр_следовать непр_ятеля, пр_смыкающееся, пр_льщать, камень пр_ткновения, пр_словутый, пр_стиж, пр_оритет, пр_амбула, пред_нфарктный, с_мпровизировать, об_ндеветь, с_знова, вз_мать, из_мать, пост_мпрессионизм, дез_нформация.


5.5 Переходные и непереходные глаголы (Правописание глаголов с приставками обез-(обес-) и суффиксами -енить и -енеть представлено в схемах 32, 33.)
Запомните! Глаголы обезболить, обезвредить, обездолить, обезжирить, обеззаразить, обеззвучить, обезличить, обезнадёжить, обезоружить, обескрылить, обесславить, обессмертить, обессолить, обессудить, обесценить(ся) и др. – только переходные (с суффиксом -и-). Глаголы обезголосеть, обеззубеть, обезручеть, обеспамятеть и др. – непереходные (с суффиксом -е-).
Схема 32


Упражнение 67 Составьте предложения, используя глагольные пары

Обезводеть – обезводить, обездолеть – обездолить, обезглаветь – обезглавить, обезденежеть – обезденежить, обезволеть – обезволить, обезуметь – обезумить, обездометь – обездомить, обездушеть – обездушить, обезземелеть – обезземелить, обезлесеть – обезлесить, обессмыслеть – обессмыслить.


Схема 33


Запомните: нет глаголов с суффиксом -янеть- (они образуются от существительных, а не от прилагательных. Например, глагол «деревенеть» образован от «дерево», а не от «деревянный»).
5.6 Правописание глаголов в формах повелительного и изъявительного наклонений. Глаголы повелительного наклонения образуются от форм 2-го лица ед. и мн.ч. обоих спряжений (схема 34).
Схема 34


Примеры:

глаголы 2-го спр.

глаголы 1-го спр.

повел. накл.

изъяв. накл.

повел. накл.

изъяв. накл.

Любите животных!

Вы любите животных?

Пишите, голубчик, не ленитесь!

Вы пишете весьма неубедительно

Произносите правильно!

Вы произносите неверно

Подумайте и скажите, что я потеряю

Вы скажете, что всё это пустяки


Упражнение 68 Определите наклонение глаголов. Вставьте пропущенные буквы

Докаж_те мне, что это необходимо. – Если вы докаж_те, что это необходимо, я поеду. Похлопоч_те, пожалуйста, о моем деле. – Надеюсь, вы похлопоч_те о моем деле. Выйд_те из комнаты! – Когда выйд_те из лесу, увид_те на поляне избушку. Ищ_те и найд_те. – Ищ_те меня бог знает в каких местах, а я просто был дома.


Упражнение 69 Подчеркните глаголы, употребляющиеся в современном литературном языке

Поднимать – подымать, чтят – чтут, мучить – мучать, налеплять – налепливать, приурочивать – приурачивать, курлычет – курлыкает, лазить – лазать, накапливать – накоплять, настичь – настигнуть, сосредоточивать – сосредотачивать, класть – ложить, просрочивать – просрачивать, опорочивать – опорачивать.
Упражнение 70 Образуйте формы повелительного наклонения (ед. и мн.ч.) от следующих глаголов:

ездить, напоить, доить, кроить, поить, выправить, высунуть, выставить, высыпать, не корчить, не портить, почистить, не морщить, уведомить, лакомиться, закупорить, откупорить, взглянуть, не красть, класть, утаить, ехать, вылить, обеспечить, занять, уведомить.
Упражнение 71 Поставьте глаголы в форму 2-го лица ед.ч. изъявительного наклонения, а также в ед. и мн.ч. повелительного наклонения
глагол
2-е лицо ед.ч. изъяв. наклонения
2-е лицо ед.ч. повелит. наклонения
2-е лицо мн.ч. повелит. наклонения

Быть, исправить, намазать, разрезать, ездить, стлать, кроить, поверить, прилечь, класть, стеречь, забыть, сверить, поджарить, сесть, отрезать, ехать.
Упражнение 72 а) Нужен ли мягкий знак в следующих глаголах? Задайте вопрос к глаголам. Раскройте скобки

Объест_ся, если ему это удаст_ся, ему это (не)может не удат_ся, если день выдаст_ся, мне (не)здоровит_ся, (не)может распаст_ся, (не)ймётся.



б) Перепишите глаголы. Расставьте ударение

Начался, юркнуть, углубить, включит, подняла, искриться, откупорить, принудить, припорошить, сформировать, убыстрить, ходатайствовать, баловаться, маркировать (ставить клеймо, метку; сортировать), озлобить, порвала, всучить, черпать, зубрит, заискриться, созвонятся, обеспечение, пригубить, заржаветь, откупорить, багроветь, бряцать, заиндеветь, занять, икать, лиловеть, предвосхитить, прибыть, облегчить, ржаветь, уведомить, ходатайствовать.

6 Причастие
6.1 Образование действительных и страдательных причастий (Правила представлены в схемах 35, 36 и в таблице 4.)
Схема 35

Примеры:

гарцевать (1-е спр.) – гарцу(ют) – гарцующий;

пилить (2-е спр.) – пил(ят) – пилящий;

лаять (1-е спр.) – ла[j](ут) – ла[j]ущий


ненавидеть – ненавиде(л) – ненавидевший;

раскаяться – раская(л)ся – раскаявшийся;

приносить – принёс – принёсший



Упражнение 73 Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени, впишите их в таблицу; определите тип спряжения; выделите формообразующие суффиксы (см. образец)

Глаголы

Причастия настоящего времени (с промежуточной формой 3-го лица мн.ч. наст. вр.)

Причастия прошедшего времени (с промежуточной формой 3-го лица ед.ч. прош. вр.)

1-е спряжение

колыхаться

(колыш-ут-ся) –

колыш-ущ-(ий)ся (х//ш)

(колых-а-л-ся) –

колых-а-вш(ий)ся

2-е спряжение

жалить

(жал-ят) – жал-ящ(ий)

(жал-и-л) – жал-и-вш(ий)

Блеять, метаться, сеять, бормотать, таять, молоть, состариться, нежить, сыпать, терпеть, зависеть, выздороветь, зависеть, клеить, хвалить, тереть.
Упражнение 74 От следующих глаголов образуйте действительные и страдательные причастия, выделите словоизменительный формант

Сохнуть, приносить, шептать, двигаться, расстелить, грохотать, расположиться, утонуть, ехать, ездить, колебаться, ссориться, печь, хотеть, слушать, услышать, гасить, выплеснуть, разбудить.
Схема 36



Примеры:

собирать (1-е спр.) – собира(ют) – собираемый;

хвалить (2-е спр.) – хвал(ят) – хвалимый;

вести (1-е спр.) – вед(ут) – ведомый зависеть (2-е спр.) – завис(ят) – зависимый


собрать (1-е спр.) – собра(л) – собранный;

уменьшить (2-е спр.) – уменьши(л) – уменьшенный;

принести (1-е спр.) – принёс – принесённый;

развеять (1-е спр.) – развея(л) – развеянный




Исключения:

– мучить – (из-, за-) вымученный; мерить – (вы-, от-) измереный. Помните, что форма на -я- – разговорная!

некоторые причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -т-: колотый (орех), молотый (кофе).
Упражнение 75 Образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Впишите их в таблицу (см. образец). Выделите формообразующие суффиксы

Глаголы


страдательные причастия настоящего времени (промежуточная форма – 3-е лицо мн.ч.)

страдательные причастия прошедшего времени (промежуточная форма – 3-е лицо ед.ч. с суффиксом -нн-)

1-е спряж.

-ем-, -ом-

2-е спряж.

-им-

гласные а, я, е основы сохраняются

гласная -и- основы переходит в -е-

читать

строить


(чита-ют) – чита-ем(ый)


(стро-ят)– стро-им(ый)



(чит-а-л)– чит-а-нн(ый)



(стро-и-л)–стро-е-нн(ый)

Выполнять, засеять, лелеять, подковать, исследовать, втачать, двигать, вывалять, видеть, увидеть, мучить, обидеть, клеить, настоять, вести, напоить, нести, вынянчить, искать, испечь, сберечь, взъерошить, втащить, вывозить, воспринимать, различать.
Упражнение 76 Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение причастий. Укажите в скобках глагол, от которого образовано причастие

Тяжело дыш_щий человек, мел_щий муку работник, пил_щие дерево рабочие, плещ_щиеся в воде дети, кле_щий коробочку мальчик, знач_щееся по списку количество, храбро сража_щийся полк, хлопоч_щая у печки хозяйка, стел_щаяся степь, мурлы_щий кот, та_щий лёд, дел_щие награбленное разбойники.


Упражнение 77 Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов

Отпустить, затеять, осветить, развесить, обстрелять, обидеть, развешать, утешить, рассмотреть, подстрелить, погасить, увенчать, высмеять, посеять, обещать, выкатить, выкачать, развесить.


Таблица 4 – Особенности образования некоторых отглагольных причастий


а) Различайте причастия, образованные от приставочных форм глаголов весить и вешать!

Завешенный (завесить), занавешенный (занавесить) – закрытый чем-либо повешенным. (Низкие и завешенные густым тюлем окна.)

Завешанный (завешать) – повешенный на всем пространстве. (В гостиной, завешанной картинами и портретами, сидело за столом несколько человек.)

Навешенный (навесить) – повешенный, прикреплённый к ч.-л., надетый на что-либо. (Плохо навешенная дверь громко скрипела.)

Навешанный (навешать) – повешенный в каком-либо количестве. (Навешанные в два ряда портреты занимали почти всю стену.)

Обвешенный (обвесить) – тот, кого обвесили при покупке. (Очень неприятно попасть в категорию обвешенных покупателей.)

Обвешанный (обвешать) – увешанный со всех сторон. (Все молодые, рослые; все обвешанные автоматами, гранатами, ножами.)

Развешенный (развесить) – разделённый на части по весу. (Развешенный на порции хлеб положили на большую тарелку.)

Развешанный (развешать) – повешенный по разным местам. (А в комнате рояль и по порядку развешанные красные ковры.)

Свешенный (свесить) – закреплённый вверху, находящийся на весу, спускающийся вниз. (Аким уже не спал; он сидел со свешенными ногами на печи.)

Свешанный (свешать, разг.) – тот, в чём определён вес. (Свешанное продавцом мясо.)

Увешенный (увесить, прост.) – при взвешивании убавленный с целью обмана. (Товар, увешенный на кило.)

Увешанный (увешать) – значение то, что и обвешанный. (Деревья, увешанные спелыми плодами.)

б) Различайте причастия, образованные от глаголов

месить и мешать!

Помешенный (помесить) – то, что месили некоторое время: помешенное тесто

Помешанный, перемешанный – взболтанный (чай, помешанный ложечкой); сумасшедший (ходит как помешанный)

Перемешенная (перемесить) глина

Перемешанные (перемешать) карты

Замешенное (замесить) тесто

Замешанный (замешать) в преступлении

Замешенное (замесить) тесто

Смешанное (смешать) с водой вино


Запомните написания: выкаченная (выкатить) бочка – выкачанная (выкачать) нефть; подстреленный (подстрелить) заяц – обстрелянный (обстрелять) дот.
Упражнение 78 От каких инфинитивов образованы причастия?

Клеящий, оправдываемый, оправдывавшийся, лелеявший, пристрелянный, выпаянный, испещрённый, пристреленный, данный, напоенный, наброшенный, откаченный, обкатанный.


Упражнение 79 Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите производные глаголы причастий. Объясните написание причастий

Чай, помеш_нный ложечкой; замеш_нный в преступлении человек; свеш_нное продавцом мясо; плохо навеш_нная дверь; перемеш_нная глина; замеш_нное тесто, выкач_нная на середину двора бочка; занавеш_нные окна; настрел_нная на охоте дичь; подстрел_нный заяц; пристрел_нное ружьё; прострел_нный китель; стрел_ный воробей; отстрел_нное ухо; пристрел_нный волк; пристрел_нное оружие; застрел_нный бандит.
Упражнение 80 Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки

1 Чтоб сложит_ся такому характеру, может быть, нужны были и такие смеш_ные элементы, из каких сложился Штольц. (Гонч.) 2 В (пол)день едят щи из кислой капусты и кашу, вечером ужинают кашей, оставш_ся от обеда. (Ч.) 3 Через год в городе уже совершенно забыли про Ивана Дмитрича, и книги его, свал_ные хозяйкой в сани под навесом, были растаск_ны мальчишками. (Ч.) 4 Гримас_ы его стра_ны и болезн_ны, но тонкие черты, полож_ные на его лицо глубоким искр_ним страданием, разумны и интел_игентны, и в глазах тёплый, здоровый блеск. (Ч.) 5 Ежедневно, вставши с постели в один_адцать, Ольга Ивановна играла на роял_ или же, если было со_нце, писала что(нибудь) масл_ными красками. (Ч.) 6 Ольга Ивановна в гостин_ой увеш_ла все стены сплош_ своими и чужими этюдами. (Ч.) 7 Потраве подверглись 20 га сенокосов (мн_го)летних се_ных трав на т_рф_никах, вследствие чего требуется перезалужение на сум_у 2,27 млн. рублей. (Газ.) 8 Об_зательно стоит подумать над тем, чтобы «пок_тать» сп_ктакль по фест_валям новой музыки, столь (много)числ_ным в Европе и ч_тко сориентирова_ным на определё_ный круг подг_товл_ной публики. (Газ.)



Упражнение 81 Вставьте, где нужно, пропущенные буквы

Полотнян_ый, нескошен_ый, рван_ый, запутан_ый, песчан_ый, писан_ый красками, кожан_ый, недокрашен_ый, нагружен_ый, крашен_ый, ношен_ый, поношен_ый, неезжен_ый, путан_ый, писан_ый, подержан_ый, серебрян_ый, вязан_ый, уверен_ый, напуган_ый, нестрижен_ый, изорван_ый, кован_ый, выткан_ый, жарен_ый, поджарен_ый, измазан_ый, мазан_ый, сушен_ый на солнце, высушен_ый, затравлен_ый, травлен_ый, пилён_ый, распилен_ый, кошен_ый вчера, ломан_ый, сломан_ый, топлён_ый, протоплен_ый, свежезаморожен_ый, сырокопчён_ый, ранен_ый в руку, брошен_ый, бешен_ый, читан_ый, неждан_ый, пленён_ый, стрелян_ый.


Упражнение 82 Укажите неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие

Раскле_нные объявления

Погруж_нный в воду якорь

Стро_щийся дом

Неж_щийся на солнце котёнок

Испеч_нные мамой пироги

Возвращ_нный подарок

Тяжело дыш_щий больной

Неприемл_мый подарок

Едва слыш_мые звуки

Мел_щий кофе автомат

Удосто_нный награды

Замеч_нные вовремя ошибки

Пол_щая гряды хозяйка

Пове_вший неожиданно ветер

Сжига_мые солнцем побеги

Кол_щие дрова работники

Выкач_нная из подвала бочка

Наве_нные воспоминания

Пастух, гон_щий стадо

Замасл_нные руки

Не наде_щийся на успех артист

Увеш_нный фонариками столб

Зате_вший спор пассажир

Раста_вшие весной снега

Колебл_мые ветром паруса

Подвеш_нное над костром ведро

Не завис_щие от нас обстоятельства

Стрел_нный охотником глухарь

Раска_вшийся грешник

Чин_щий крышу мастер

Погруж_нный в раздумья человек

Омыва_мый волнами берег

Затева_мые новшества

Прослав_вший автора роман

Скач_щий по лугу жеребёнок

Успоко_вшееся море

Обсаж_нная липами аллея

Больно жал_щие пчелы

Расправ_вший крылья орёл

Колыш_щаяся от ветра рожь

Запряж_нные тройкой сани

Прерыва_мая ветром тишина

Отмеч_нный след

Завеш_нные тюлем окна

Тащ_щий соломинку муравей

Больно ран_щие слова

Наде_вшийся на удачу охотник

Сообща_мая редактором новость

Быстро выздоров_вший больной


Упражнение 83 Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов

Молоть, жалить, выздороветь, нагрызть, холить, мучить, обезлесеть, обезлесить, увенчать, заблеять, обвеять, брить, клеить, кроить, зиждиться, зыбиться.
6.2 Краткая форма причастий. Краткую форму имеют только страдательные причастия. Наиболее активно употребляется краткая форма страдательных причастий прошедшего времени: услышанный – услышан, услышана, услышано, услышаны; купленный – куплен, куплена, куплено, куплены. Краткие формы страдательных причастий настоящего времени ограничены в употреблении и используются в основном в книжном стиле речи: никем не любим.

Краткие формы причастий следует отличать от кратких отглагольных прилагательных. Так, краткие причастия пишутся с одним н, а в кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько их в полной форме. Например: Её манеры изысканны и утончённы. – Средства на капитальный ремонт были изысканы. Краткая форма прилагательного обозначает свойство, отвечает на вопрос «каков предмет?» и не управляет существительным в форме Т.п., в отличие от краткого причастия: Тема доклада была ограничена (чем?) одной проблемой (краткое причастие, его можно заменить глаголом в спрягаемой форме: тему ограничили). – Девочка была (какова?) упряма и ограниченна (краткое прилагательное, его можно заменить прилагательным: упрямая и ограниченная).

Важно научиться отличать краткие причастия среднего рода ед.ч. (причастия всегда имеют одно н в суффиксе) от наречий на (наречие сохраняет столько н, сколько их в причастии или прилагательном, от которого оно образовано): Такое отношение им не заслужено (он не заслужил). – Начальник ругал подчинённого незаслуженно (незаслуженное порицание). Мускулы спортсмена были напряжены (они напряглись). – Дни подготовки к конференции были напряжённы (дни напряжённые).
Упражнение 84 Образуйте полные (страдательного залога) и краткие формы причастий от следующих глаголов

Выкачать, выкатить, пристрелять, пристрелить, настрелять, завешать, завесить, набросать, набросить, навесить, навешать, вывалять, вывалить, откачать, откатить.
Упражнение 85 Образуйте краткую форму от прилагательных

Скромный, разумный, опасный, случайный, комедийный, беззлобный, съедобный, наивный, невыгодный, необычный, достойный, целебный, хитрый, острый, кислый.


Упражнение 86 Вставьте пропущенные буквы; объясните правописание кратких форм прилагательных и причастий

1 Поездка в горы была рискова_а. 2 Жаре_ые в духовке семечки рассыпа_ы по столу. 3 Детская площадка была тесна, запуще_а и неблагоустрое_а. 4 Мальчики были необразова_ы и избалова_ы. 5 Территория городка ещё не благоустрое_а. 6 Ответы легкомысле_ы и необдума_ы. 7 Приведённые факты обусловле_ы ситуацией. 8 Картошка недожаре_а, сосиски недоваре_ы. 9 Возможности не ограниче_ы, а безграничны. 10 Северные жители сдержа_ы. 11 Дочери воспита_ы отлично, при этом они непосредстве_ы и искре_и. 12 Его лицо было растеря_о и взволнова_о. 13 Решение было обдума_о со всех сторон. 14 На экзамене абитуриент отвечал взвеше_о и обдума_о.


Упражнение 87 Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

Масл_ная бутылка; масл_ные руки; масл_ный выключатель; колыш_щаяся степь; брезж_щий рассвет; зыбл_щаяся поверхность; стел_щийся плющ_; мелкий, се_щий изморо_ь дождь; зижд_щееся на ложном факте утверждение; движ_мый лучшими чу_ствами; дремл_щее в дымке дерево; вялен_ая на со_нце рыба; холён_ый вид; холён_ый всегда человек; обижен_ый ребенок; просмолен_ая лодка; (не, ни) в чём (не)повин_ые люди; самооборона оправдан_а; явления нам (не)понятны; (600)метровый откос; (не)известный науке вид; (пол)чашки молока; неисследован_ый остров; точно так(же); всё так(же); сафьян_ые с_пожки.

7 Деепричастие

7.1 Образование деепричастий (схема 37)
Схема 37


Упражнение 88 Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Объясните значения слов

Бак_алавр, им_итация, эм_ис_ар, цит_адель, конфет_и, вернис_аж, аф_оризм, кол_орит, рит_орика, лагун_а, антрес_оли, экспрес_ивный, эл_егия, гут_аперча, вас_ал, бюл_етень, бюр_ократизм.



Упражнение 89 Образуйте деепричастия, впишите их в таблицу (см. образец), выделите промежуточные формообразующие суффиксы. Отдельно в столбик выпишите глаголы, от которых деепричастия не образуются, и кратко (или графически) объясните почему (например: т-кут – основа состоит из одной согласной, мёрз-ну-ть – в основе суфф. -ну- и т.д.)

вид

глаголы


несовершенный вид

совершенный вид

сверкать

сверкают – сверка-я



изъездить



изъезди-в

Любить, судить, читать, писать, давать, держать, жалеть, понять, сказать, коснуться, оглохнуть, услышать, умыться, испечь, смеяться, петь, пить, клевать, беречь, бить, брать, бегать, бежать, стеречь, брить, ехать, улыбнуться.
Упражнение 90 Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните вид и причину обособления / необособления деепричастий

1 Мёртвая старуха сидела окаменев лицо её выражало глубокое спокойствие. (П.) 2 Она сидела сложа крестом голые руки наклонив на открытую грудь голову ещё убранную цветами… (П.) 3 Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. (П.) 4 Захмелевшие люди долго ещё сидели перебирая подробности аламан-байги и достоинства иноходца а он стоял во дворе просыхая от пота и грызя удила. (Айт.) 5 Вскоре он однако вышел слегка покачиваясь в темноте. (Айт.) 6 Танабай свернул вниз к реке и выйдя на дорогу заторопил коня. (Айт.) 7 Но когда начали «Взбранной воеводе» он подпёрся рукою в бок как будто бы держась за шкаф откуда бас у него взялся пропел целый псалом ни в одной ноте не сорвавшись и кончив проговорил со вздохом «Любимая стихера государя!» (А.Ф.) 8 А крейсер беззвучно горел бросая кровавые пятна на чёрную воду. (Купр.) 9 Жандармский офицер поспешил пододвинуть ей стул на который она поблагодарив его лёгким кивком головы тихо опустилась. Я взглянул на Иосафа; он стоял низко потупив голову. (А.Ф.) 10 Германн смотрел на неё молча сердце его также терзалось но ни слёзы бедной девушки ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его. (П.) 11 Но он услышал незнакомую походку кто-то ходил тихо шаркая туфлями. (П.)
7.2 Предупреждение речевых ошибок в образовании и употреблении глагольных форм
7.2.1 Нарушение значений глаголов. Речевые ошибки могут возникнуть при неудачном выборе вида глагола:

в контексте, где преобладают глаголы-сказуемые совершенного вида, глагол несовершенного вида может оказаться неуместным, так как нарушит семантическое единство высказывания, его временную перспективу. Например: В тишине проникновенно звучал голос учителя, который направил нас и помогал сориентироваться в бескрайних дорогах и перекрёстках Вселенной;



неуместны глаголы несовершенного вида, если сообщается о действиях единичных, законченных к моменту речи. Например: В каком произведении Гоголь описывал уездный город?
7.2.2 Употребление парных глаголов с корнем -клад-(-лож-/-лаж-), образованных от разных основ (схема 38)
Схема 38


Корень -клад- во всех спрягаемых формах (приставка+клад+суффикс

-ыва-) пишется :

Корень -лож- во всех спрягаемых формах (приставка+лож- без суффикса -ыва-!) пишется:

в глаголах:

за-кладывать, пере-кладывать, на-кладывать, у-кладывать, в-кладывать (и т.д.)

за-ложить, пере-ложить, на-ложить, у-ложить, в-ложить и т.д.

в отглагольных существительных:

за-кладывание, пере-кладывание (и т.д.)

только в глаголах, образованных от существительного “лад” и при наличии суффикса -ива- употребляеся корень -лаж-! (чередование д//ж): налаживание отношений, улаживание дел, отлаживание механизмов

в причастиях

действительного залога: пере-кладывающий, с-кладывающий

страдательного залога: переложенный, сложенный

в деепричастиях

несовершенного вида: перекладывая, складывая

совершенного вида: переложив, сложив


Запомните, что в бесприставочных формах глаголов и причастий употребляется только корень -клад-: клади, кладут, клали, кладущий, клавший и т.д.
7.2.3 Ошибки в употреблении причастий. К таким ошибкам относятся:

утрата постфикса -ся: моющие обои (вместо моющиеся);

неуместные в некоторых условиях контекста возвратные причастия, употребляемые вместо причастий страдательного залога: коровы, отправляющиеся на убой (вместо отправляемые);

смешение видовых, временных и залоговых форм причастий: Всю ночь командира тревожил наступающий день.


Упражнение 91 В следующих видовых парах глаголов определите нормативные написания. Составьте предложения с этими глаголами

Брезговать – брезгать, видеть – видать, коптить – коптеть, лазать – лазить, мерять – мерить, мучить – мучать, подымать – поднимать, прочесть – прочитать.


Упражнение 92 Определите, где допущены ошибки при употреблении деепричастных оборотов

1 Андрей шел по тропе, засунув руки в карманы. 2 Гуляя по лесу, так легко дышится. 3 Сдав экзамены, он уехал в Несвиж на каникулы. 4 Не по себе становилось, читая эту книгу. 5 Единожды солгавши, кто тебе поверит. 6 Проезжая мимо вокзала, у него потерялся чемодан. 7 Сдавая книгу в печать, мы обсудили варианты обложки. 8 Мне стало очень грустно, посмотрев этот сюжет. 9 Не претендуя на теоретическое обобщение, книга ценна своим материалом. 10 Услышав эту мелодию, у меня возникло воспоминание. 11 Выкрасив пол, у меня осталась краска. 12 Делая упражнение, он переводил немецкие слова. 13 Расставшись с другом, ей стало грустно. 14 Гуляя вдоль моря, мы слушали шум прибоя. 15 Зная его нрав, мы надеялись на хорошую встречу. 16 Обильно смочив чайное пятно лимоном, осталось только постирать эту скатерть.



Упражнения на повторение темы

«Глагол и глагольные формы»
Упражнение 93 Перепишите причастия. Расставьте ударения. Где надо, выделите звук [о]

Юркнувший, углубленный, включенный, поднятый, искрящийся, откупоренный, принужденный, припорошенный, убыстренный, избалованный, маркированный, понявший, осужденный, одновременный, убиенный, умерший, хваленый, созвонившиеся, новорожденный, пригубленный, проржавевший, незаконнорожденный, заторможенный, подкопченный, подваренный, настороженный, озлобленный, омоложенный, начата, взята.
Упражнение 94. Образуйте глагольные формы (см. образец). Расставьте ударения, отразите произношение о/ё после шипящих в суффиксах

глагол

(инфинитив)



повелительное наклонение

глагола


действительное причастие

страдательное причастие

деепричастие сов./несов. вида

Подквасить, подварить, погрести, погрузить, подать(ся), поделить, подкоптить, подключиться, подзарядить, подогнуть, подровнять, покарать, полазить, покрошить, повести, смолкнуть, сморить, сморщить(ся), солодить, солить, соскрести, столочь.
Упражнение 95 Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки

1 Серые дрозды сидели в полом_ных клетках, одурев от зноя и кухо_ного чада, идущего из(за) дощатой перегородки, за которой хозяин гости_ной готовил нам завтрак. (Пауст.) 2 Базарову не нравилась эта размере_ная, (н_)сколько торжестве_ная прав_льность ежедневной жизни. (Т.) 3 Со всех сторон горы непр_ступные, красн_ватые скалы, обвеш_ные зелёным плющ_м и увенч_ные купами чинар, ж_лтые обрывы, исчерч_ные промоинами, а там высоко(высоко) золотая б_хрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымя_ной речкой, шумно вырывающ_йся из ч_рного, полного мглою ущелья, тян_тся серебр_ною нитью и сверка_т, как змея своею чешуёю. (Л.) 4 Наде казалось, что она взволнов_на, что на душе у неё тяжело, как (н_)когда. (Ч.) 5 Ран_ная что(то) борм_тала, открыла глаза и, улыбаясь, глядела куда(то) мимо. (Аст.) 6 Он ст_нул со стриж_ной головы шапку и понуро стоял какое(то) время. (Аст.) 7 Олег хорошо знал (н_)пис_ный звери_ный закон, по которому н_ один зверь без основательной причины (н_)решает_ся первым набросит_ся на человека. (С.-М.) 8 Как только кончилась лава, тр_пинка поднялась на безлесный пригорок и, устр_мившись по нему (на)искось влев_, привела к единстве_ному краш_ному в зелё_ный цвет домишку (н_)ведомой лесной деревеньки. (Сол.) 9 Гости были самые дорогие, самые жела_ные. (Абр.) 10 Вернулся Сальников, увеш_ный фляжками, как новогодняя ёлка. (Б.В.)
Упражнение 96 Вставьте, где нужно, пропущенные буквы

Бе_звучный, во_соединить, ежемес_чный, за_кеанский, подстакан_ик, пр_мудрый, пр_давать значение, сверх_штатный, завис_ливый, пол_скать бельё, отв_рить дверь, ак_уратный, к_равай, комп_новать, ма_тник, обл_гация, прик_сновение, накл_ниться, уг_релый, пл_стилин, сан_торий, предв_рительный, пл_вец, з_рница, пр_надлежность, оз_рять, ш_роховатый, пр_в_легия, выр_сший, зар_стать, оз_рённый, ур_вень, ур_внять, пром_кательный, выск_чить, выр_сток, ск_чок, обм_кнуть, р_стовская мебель, переч_тать, зам_рать, соч_тать, бл_стеть, бе_дефиц_тный, бе_заботный, бе_культурье, бе_сердечность, и_балованный, и_сякший, утв_рждение, из_ять, ис_кус_твовед, и_тратить, ул_жение, предл_гать, в_морье, проф_ес_ор, стю_рдес_а, грос_мейстер, диаграм_а, кот_едж, гал_ерея, ал_юминий, пар_абел_ум, пропел_ер, ни_провергать, ра_счётный, в_пыльч_вый, ак_омпан_мент, директрис_а, грим_ас_а, эмал_ированный, пятитон_ка, кор_идор_, кор_ектный, кал_играфия, тысяч_ват_ная электролампа, фо_е, ни_ходящий, ро_сыпь, сброш_ровать, буревес_ник, словес_ник, пас_бище, неизвес_ность, мун_штук, ма_штаб, ком_ентировать, р_стительность, огранич_вать.

<< предыдущая страница   следующая страница >>