Русский язык - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 2 646.15kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Современный русский язык: лексикология 1 223.69kb.
Программа для детей изучающих русский, английский и итальянский языки. 1 79.57kb.
Внеклассное мероприятие в 5а классе "стихи и переводы с. Я. 1 113.44kb.
Учебное пособие Специальность 050301 «Русский язык и литература» 1 414.29kb.
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура... 3 2038.19kb.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект» 1 144.13kb.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект» 1 204.41kb.
Русский язык, экономика, экология, мхк, астрономия. Итоги: Экология... 1 32.75kb.
Немецкий язык (2- язык) Аспект «Юридический перевод» 1 31.01kb.
Наименование специальности Сколько было выделено грантов 2 339.96kb.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей... 17 7231.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Русский язык - страница №1/4



Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»
Т. В. АВДОНИНА, Е. А. КОРОЛЁВА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Практическое пособие
для слушателей факультета

довузовской подготовки и профориентации,

подготовительных курсов, учащихся лицейских классов
В 3 частях
Часть 2


Гомель 2006

УДК 811. 161. 1 (075. 8)

ББК 81. 411. 2 – 922

А 188
Рецензенты:

И. И. Кобыш, доцент, кандидат филологических наук;

кафедра довузовской подготовки и профориентации учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Авдонина, Т. В.

А 188

Русский язык: практическое пособие для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, учащихся лицейских классов: В 3 ч. Ч. 2 / Т.В. Авдонина, Е. А. Королёва; М-во образов. РБ, Гомельский госуд. ун-т им. Ф.Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 112 с.
ISBN 985-439-188-4

В основу пособия положен школьный программный материал по морфологии, методическая часть которого представлена оригинальными схемами и таблицами и адаптированными определениями теоретических понятий, а практическая – упражнениями и разноуровневыми заданиями.

Адресовано абитуриентам, обучающимся на факультете довузовской подготовки, на подготовительных курсах, а также учителям русского языка и учащимся старших классов общеобразовательных школ.

УДК 811. 161. 1 (075. 8)

ББК 81. 411. 2 – 922



ISBN 985-439-188-4

© Т.В.Авдонина, Е.А.Королёва, 2006

© УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2006






Содержание


Введение…………………………………………………………..…

4

1 Имя существительное……………………………………………

5

2 Имя прилагательное…………………………………...................

23

3 Имя числительное……………………………………..................

35

4 Местоимение…………………………………………..................

42

5 Глагол…………………………………………………..................

48

6 Причастие……………………………………………………...…

58

7 Деепричастие……………………………………………………..

66

8 Наречие…………………………………………………………...

71

9 Правописание сложных слов……………………………………

80

10 Служебные части речи……………………………….................

85

11 Междометие…………………………………………………...…

12 Модальные слова………………………………………………..

13 Слова категории состояния…………………………………….


97

102


103

Принятые сокращения……………………………………………...

111

Литература………………………………………………………...…

112


Введение

Практическое пособие включает в себя необходимый теоретический материал и практические задания по морфологии. Выполнение заданий предполагает закрепление изученного материала и проверку знаний.

Учебный материал дается в популярном изложении, теоретические сведения сопровождаются упражнениями, помогающими закрепить знание правил и повысить грамотность. Для выработки практических навыков предлагается грамматический практикум с различными заданиями. В пособие включены упражнения обучающего, закрепляющего и контролирующего знания характера. В качестве иллюстративного материала использованы тексты из классической русской литературы, произведений современной российской прозы и отечественной русскоязычной публицистики. Все задания и тематические схемы и таблицы прошли длительную апробацию при проведении лекционных и практических занятий по русскому языку на подготовительном отделении и подготовительных курсах учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».



1 Имя существительное

1.1 Склонение имён существительных
1-е, 2-е, 3-е склонения – субстантивные, т.е. включают в себя имена существительные:

к 1-му склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием (кроме слова путь), а также все существительные м.р. и ср.р. с окончаниями -о, -е: сарай, конь, дом, бревно, подмастерье;

ко 2-му склонению относятся существительные м.р., ж.р., общ.р. с окончаниями -а(я): папа, баня, плакса;

к 3-му склонению относятся существительные ж.р. с основой на мягкий согласный или шипящий с нулевым окончанием: рожь, лошадь, полночь.



4-е склонение, адъективное. Относятся существительные, по происхождению бывшие прилагательные или причастия: запятая, столовая, трудящиеся.

5-е склонение, смешанное. Относятся имена собственные, совпадающие с формами притяжательных прилагательных на -ов или -ин: Кузнецов, Горин.

6-е склонение, нулевое. Относятся неизменяемые имена существительные: завкафедрой, Тбилиси, пони, доктор Живаго, пальто.

7-е склонение – разносклоняемые имена существительные путь, дитя и 10 существительных на -мя.

Запомните 10 слов на -мя и слово путь в форме стихотворения:

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,


Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя

Раздувает распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь.

Сказку нашу не забудь!




1.2 Категория одушевлённости-неодушевлённости имён существительных. Определить категорию одушевлённости-неодушевлённости у некоторых существительных можно, образовав формы и.п., в.п., р.п. множественного числа. Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое. Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое. Например, кукла – одуш.: куклы, нет кукол, вижу кукол; толпа – неодуш.: тóлпы, много толп, вижу тóлпы. Колебания в признаках одушевлённости-неодушевлённости наблюдаются у существительных типа личинка, бактерия, микроб. Существительные, употреблённые в переносном значении, приобретают свойства одушевлённости: тюфяк – неуклюжий человек, дубина – глупый человек. Существительные, имеющие форму только мн.ч. (часы, ворота, брюки), относятся к неодушевлённым существительным. Следует разграничивать также существительные (схема 1):
Схема 1


Одушевлённые

Неодушевлённые

названия шахматных и карточных фигур (ферзь, туз);

названия игрушек (матрёшка);

названия сказочных и мифических персонажей (фея, водяной, Зевс)


собирательные существительные (учительство);

названия планет (Марс, Юпитер);



названия микроорганизмов и простейших (амёба, инфузория, вирус)

Запомните: мертвец, покойник, утопленникодушевлённые существительные; труп неодушевлённое существительное.


Упражнение 1 Определите разряд одушевлённости-неодушевлённости существительных

Работать гусятницей, эмалированная гусятница, муж-тюфяк, купить тюфяк, пригрозить кулаком, пригрозить кулакам, умыть лицо, умное лицо, официальное лицо, печь-голландка, курица-голландка, подруга голландка, летучий голландец, ворота, ангел, глава в книге, глава правительства, труп, шорты, мертвец, покойник, утопленник, микроб, перила, личинка, косяк журавлей, дверной косяк, армия, друзья, персонаж, сценический характер, характер человека.
Упражнение 2 Начертите таблицу, распределите в неё существительные по следующим четырём категориям: а) одушевлённые, б) неодушевлённые, в) признаки одушевлённости-неодушевлённости колеблются, г) категория одушевлённости-неодушевлённости грамматически не определяется

Полк, кикимора, инфузория, матрёшка, эльфы, «Запорожец», народ, зубастик, микроб, запорожец, идол, гном, водяной, юношество, вирус, гоблин, колдун, коллектив, Мега-Злыдень, детвора, стадо, друид, профессура, бактерия, дух, орк, козырь, фея, стая, молодёжь, чёрт, валет, ферзь, хоббит, русалка, лесовичок, Кащей, Сивка-бурка, берегиня, Баба Яга, Змей-Горыныч, Перун-громовержец, красота.
1.3 Разряды имён существительных
Конкретные существительные обозначают считаемые предметы, имеют ед. и мн. число (ковёр – ковры, 2 ковра, 46 ковров, табун).

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают отвлечённые (абстрактные) понятия, которые не поддаются счёту, не образуют форм мн. ч. (синева, сострадание, упругость).

Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества, которые можно делить на части, но нельзя считать (мука, гречка, нефть, консервы).

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных единиц как неделимое целое (деньги, вороньё, листва), имеют только единственное (иногда – множественное) число и не сочетаются с количественными числительными.
Упражнение 3 Укажите разряд имён существительных, распределив слова по категориям и расположив в 4 колонки

Пресервы, бедность, будни, генералитет, овёс, листва, ученичество, детвора, выборы, семья, осинник, творог, армия, ансамбль, кровь, беднота, цемент, юность, мýка, детвора, мемуары, обои, мошкара, лук, дружина, ситец, отряд, опилки, детство, гуманизм, молоко, бельё, мукá, родня, изящество, юношество, гвардия, дрожжи, молодёжь, молодость, сахар, аспирин, ртуть, белизна, борьба, начальство, таблетки.
1.4 Категория рода имён существительных. Большинство существительных относятся к одному из трёх основных родов: мужскому, женскому и среднему. Категория рода характерна для всех существительных, склоняемых и несклоняемых, которые способны употребляться в единственном числе. (Определение рода несклоняемых существительных представлено в таблице 1.) Те существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (Pluralia tantum), рода не имеют (часто их идентифицируют с пáрным родом): ворота, брюки, часы (парный род не путать с парными предметами: сапоги – сапог, 23 сапога).

Существительные общего рода – это слова, которые получают значение мужского или женского рода в зависимости от пола обозначаемого ими лица: Лена – сирота, Витя – сирота; аналогично: плакса, нюня, верзила, всезнайка, соня и т.д. Род лиц, предметов и явлений, выраженных несклоняемыми существительными общего рода, определяется по роду прилагательных, местоимений или нарицательных существительных: протеже – ваш протеже, ваша протеже; большой Баку (город); красивый Капри (остров); полноводная Миссисипи (река), серая (серый) кенгуру (самка, самец). Существительные, называющие лицо по профессии, относятся к категории мужского рода (участковый врач выписала рецепт, новый староста группы Маша Иванова).
Таблица 1 – Род несклоняемых существительных


Мужской

Женский

Средний

лица мужского пола, названия профессий: маэстро, атташе, портье

лица женского пола: мадам, миссис, пани, фрау, леди

большинство неодушевлённых существительных: алоэ, пальто, амплуа, рагу, бра

животные и птицы: динго, какаду, пони, шимпанзе, фламинго

иногда – живые существа: колибри, цеце (муха), иваси (сельдь)

отдельные существительные: кофе, пенальти, сулугуни, сирокко, экю

некоторые неодушевлённые существительные: авеню (улица), кольраби, брóкколи (капуста), салями (колбаса)



следующая страница >>