Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей... 5 1411.62kb.
И специализированных автомобилей в газобаллонные для работы на компримированном... 2 505.71kb.
Руководство по эксплуатации дск ХХ. ХХ рэ зао «Завод игрового спортивного... 2 511.13kb.
Руководство по эксплуатации рядом с пылесосом! Dorsalino Инструкции... 1 79.87kb.
Руководство по эксплуатации гкре. 683182. 001 Рэ общие сведения 1 165.13kb.
Руководство по эксплуатации 2008 вниманию потребителей 1 91.17kb.
Руководство по эксплуатации проигрыватель dvd onkyo dv-sp403E 6 707.27kb.
Руководство по эксплуатации юнтп. 465235. 004Рэ г. Юбилейный 2004 г. 1 405.4kb.
Руководство по эксплуатации вмаи. 425664. 001 Рэ содержание лист... 1 239.22kb.
Руководство по эксплуатации рэлс. 411142. 002 Рэ адрес предприятия-изготовителя 1 225.57kb.
Руководство по установке и эксплуатации Copyright 2010 lg-ericsson 11 1381.05kb.
Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке розничной торговли... 1 65.48kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на - страница №2/5


Плановое техническое обслуживание
При проведении планового технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2) автомобиль после возвращения с линии, поступает на пост проверки герметичности газобаллонного оборудования. При наличии герметичности ГБО автомобиль направляют на мойку и, в зависимости от плановых технических воздействий, в соответствующую зону технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2). После выполнения регламентных работ на общих постах и линиях автомобиль поступает на участок ТО, ремонта и диагностики газобаллонного оборудования.
Контрольно-регулировочные работы по газовой системе питания проводят при работе двигателя на газе, поступающем из одного баллона, и при этом должно соблюдаться условие, что рабочее давление газа в этом баллоне не должно превышать 5,0 МПа (50 кгс/см). Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.
Если при проведении регулировочных работ питание автомобиля газом происходит от внешнего источника, то этот источник (аккумуляторная батарея с КПГ или передвижное газозаправочное средство) должен быть расположен вне здания на открытой площадке. После выполнения регламентных работ ГБА направляют на заправку КПГ (в случае необходимости) и стоянку исправных автомобилей.
Газовая аппаратура исправна, автомобиль неисправен
После проверки герметичности ГБО автомобиль направляют на мойку, далее в зону текущего ремонта базовых автомобилей для устранения неисправности.
После выполнения ремонтных работ исправный автомобиль направляют на площадку для заправки КПГ (при необходимости) и стоянку исправных автомобилей.
Газовая аппаратура неисправна, автомобиль исправен
В случае обнаружения неисправностей газовой аппаратуры, в т.ч. и связанной с ее негерметичностью, автомобиль направляют на пост выпуска (аккумулирования) газа и освобождают баллоны от газа.
Выпуск газа производят через открытый наполнительный или специальный вентиль, у которого должен быть снят предохранительный колпачок. Контроль за выпуском газа из баллонов осуществляют по манометру газовой системы питания. При этой операции магистральный клапан (вентиль) должен быть закрыт, а баллонные (расходные) вентили открыты. Газ из системы питания двигателя должен быть предварительно выработан.
После выпуска газа в некоторых случаях необходима дегазация баллонов (продувка негорючим инертным газом).
Выпуск газа и дегазацию баллонов проводят в следующих случаях:
- нарушение герметичности запорно-предохранительной арматуры и газопроводов, связанных с газовыми баллонами;
- текущего ремонта, связанного с заменой баллонов, газопроводов, проведением сварочных и окрасочных работ;
- снятие баллонов с автомобиля для их технического освидетельствования;
- технологической или технической необходимости, в т.ч. при опрессовке (испытании) газовой системы питания сжатым воздухом.
После выпуска газа автомобиль направляют на мойку и затем на участок ТО и ТР газовой аппаратуры, где производят устранение неисправностей или замену отдельных узлов.
После устранения неисправностей автомобиль направляют на заправку КПГ и стоянку исправных автомобилей.
Газовая аппаратура неисправна, автомобиль неисправен
В этом случае после проверки герметичности автомобиль направляют на пост выпуска газа и дегазации баллонов и выполняют операции по выпуску газа и дегазации баллонов.
Далее автомобиль направляют на мойку и зону текущего ремонта для устранения неисправностей, не связанных с ГБО. После устранения неисправностей автомобиль направляют на участок ТО и ТР газобаллонного оборудования, где устраняют неисправности ГБО. Исправный автомобиль направляют на заправку КПГ и стоянку.


5.2. Требования к производственной базе по ТО и ТР газобаллонных автомобилей
Производственная база автотранспортных предприятий, эксплуатирующих ГБА на КПГ, должна отвечать требованиям соответствующих нормативных документов, регламентирующих различные нормативы безопасности к зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, площадкам для хранения ГБА и т.п.
К таким документам относятся:
- государственные стандарты;
- строительные нормы и правила;
- правила и нормы пожарной безопасности;
- правила и нормы по эксплуатации оборудования;
- различные ведомственные руководящие документы.
Некоторые положения этих требований, касающиеся производственной базы по ТО и ТР газобаллонных автомобилей, изложены ниже.
Согласно нормативному документу #M12293 0 1200006258 1236444583 3403696781 1061002212 4291804369 3952426429 1483896717 1533837579 897415112РД-3112199-1069-98#S "Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на КПГ" при организации работ по ТО и ТР ГБА, а также их хранению в закрытых помещениях возможны две принципиально различные схемы:
- СХЕМА 1, при которой ГБА поступают в зону ТО и ТР и на хранение с опорожненными от газа баллонами;
- СХЕМА 2, при которой ГБА поступают в зону ТО и ТР и на хранение без предварительного выпуска газа из баллонов автомобиля при условии герметичности газотопливного оборудования.
СХЕМА 1 рекомендуется, когда свободный объем помещений ТО и ТР или хранения ГБА меньше допустимого , или капвложения в реконструкцию производственной зоны предприятия ограниченны.
В случае применения СХЕМЫ 1 должны соблюдаться лишь требования, предъявляемые к производственным помещениям по ТО и ТР предприятий по обслуживанию автомобилей, работающих на нефтяном топливе, и каких-либо дополнительных мероприятий по реконструкции производственной зоны ТО (ТР), связанных с техническим обслуживанием ГБА и их хранением, не требуется.
СХЕМА 2 рекомендуется, когда свободные объемы производственных помещений предприятия для ТО и (ТР) и хранения ГБА больше допустимых () или когда объем капвложений в реконструкцию производственной базы предприятия не является ограничивающим фактором.
Выбор схемы организации ТО (ТР) ГБА зависит от объема используемых баллонов, структуры и количественного состава парка ГБА, имеющихся производственных помещений и их геометрических размеров, принятой технологии технического обслуживания ГБА и их хранения, располагаемого объема капитальных вложений в строительство производственной базы предприятия.
Возможность использования имеющихся на предприятии постов (боксов) для ТО, ТР и других работ для ГБА или необходимость их создания вновь определяется на стадии разработки рабочего проекта строительства производственной базы предприятия в соответствии с исходными данными на проектирование.
При расчете количества постов ТО (ТР) для ГБА следует исходить из того, что периодичность технического обслуживания и нормы постов в зоне ТО и ТР на 1000 км пробега для ГБА установлены такими же, как и для базовых моделей, эксплуатируемых на нефтяном топливе.
Свободный объем помещения определяется как разность между его геометрическим строительным объемом и суммарным объемом, занимаемым технологическим оборудованием () и подвижным составом ():
. (5.1)
В случае сложности определения геометрического объема, занимаемого технологическим оборудованием и подвижным составом, свободный объем помещения () допускается принимать равным 0,8 (80%) геометрического объема помещения , т.e.
. (5.2)
Допустимый объем помещения определяется расчетом из условия максимально возможного аварийного поступления КПГ в помещение из одного баллона с запорным вентилем независимо от количества ГБА, одновременно находящихся в помещении.
При хранении (обслуживании) в одном помещении автомобилей с газовыми баллонами различной емкости расчет допустимого объема помещения производится по автомобилю, имеющему наибольшую емкость баллона, подсоединенного к одному (запорному) вентилю.
При наличии в помещении смешанного парка ГБА, эксплуатируемых ГСН и КПГ, величина допустимого объема помещения принимается наибольшей из всех возможных значений для рассматриваемых ГБА.
Величина допустимого объема помещения рассчитывается по формуле:
, (5.3)
где: - масса газа, поступившего в помещение в результате аварии, кг;
- допустимая удельная масса КПГ, равная 2,886 г/м при отсутствии в помещении аварийной вентиляции.
При определении значения допускается учитывать работу аварийной вентиляции, отвечающей требованиям п.3.7 #M12291 1200032102НПБ 105-95#S "Определение категорий помещений и зданий во взрывопожарной опасности". При этом следует умножить на коэффициент , определяемый по формуле:
, (5.4)
где: - кратность воздухообмена, создаваемого аварийной вентиляцией, 1/час;
- продолжительность поступления газа из баллона в объем помещения, час.
В этом случае величина допустимого объема помещения определяется следующим образом:
. (5.5)
При отсутствии аварийной вентиляции, отвечающей требованиям п.3.7 #M12291 1200032102НПБ 105-95#S, =1.
Если величина свободного объема помещения превышает допустимый объем помещения, т.е. выполняется соотношение
, (5.6)
то это помещение относится к категории В2 по взрывопожарной и пожарной опасности.
Если свободный объем помещения меньше допустимого объема [], т.е. выполняется соотношение
, (5.7)
то это помещение относится к категории А.
Минимальная кратность воздухообмена [] (1/час) аварийной вентиляции, обеспечивающая отнесение помещения к категории В2 по взрывопожарной опасности, определяется по формуле:
. (5.8)


5.2.1. Помещения для технического обслуживания, технического ремонта и хранения газобаллонных автомобилей
Если выполняется соотношение (5.6) при =1, т.е. свободный объем помещения участков (постов) ТО, ТР или хранения ГБА больше допустимого [], даже при отсутствии аварийной вентиляции (=1), то независимо от количества ГБА, находящихся в зоне ТО и ТР, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности остаются такими же, как и для случая автомобилей, эксплуатируемых на нефтяном топливе.
Если выполняется соотношение (5.6) при >1, т.е. свободный объем помещения участков (постов) больше допустимого [] с учетом работы аварийной вентиляции, то это помещение относятся к категории В2. При этом данное помещение должно быть оборудовано:
- непрерывно действующей системой автоматического контроля воздушной среды с установкой датчиков довзрывоопасных концентраций;
- аварийной вентиляцией, обеспечивающей кратность воздухообмена и расход воздуха не ниже вычисленных по формуле (5.8), с характеристиками, приведенными в п.3.7 #M12291 1200032102НПБ 105-95#S.
Если выполняется соотношение (5.7), т.е. свободные объемы помещений меньше допустимых, то помещения относятся к категории А. При этом указанные помещения должны быть оборудованы:
- непрерывно действующей системой автоматического контроля САК воздушной среды в помещении с установкой датчиков довзрывоопасных концентраций;
- аварийной вентиляцией кратностью не менее 5 объемов в час с резервными вентиляторами;
- электрооборудованием согласно #M12291 1200003114ПУЭ-86#S для зоны класса В1а;
- легкосбрасываемыми конструкциями в соответствии с требованиями #M12291 5200092СНиП 2.09.02-85#S для помещений категории А.
Независимо от категории помещения должны быть обеспечены воздухообменом кратностью не менее 1 объема в час.
При невозможности осуществления однократного воздухообмена только за счет естественной вентиляции помещения должны быть оборудованы вентиляцией с механическим побуждением, выполненной в соответствии с требованиями #M12291 9056428СНиП 2.04.05-91#S и #M12291 1200003114ПУЭ#S и обеспечивающей однократный воздухообмен. В ремонтных канавах (при их наличии) следует предусмотреть принудительную приточную вентиляцию.
Электроснабжение систем автоматического контроля воздушной среды, аварийного освещения и аварийной вентиляции (при их наличии) следует предусматривать по 1-й категории надежности (#M12291 1200003114ПУЭ-86#S).
САК воздушной среды должна срабатывать при достижении в помещениях концентрации природного газа (по метану), составляющей 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР).
Приемные отверстия для удаления газовоздушной смеси должны быть размещены в верхней зоне помещения.
Сигналы о достижении опасного уровня концентрации газа от системы автоматического контроля должны поступать в помещения, где осуществляется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала (диспетчерская, контрольно-пропускной пункт, помещение охраны и т.п.).
Световая сигнализация, кроме того, должна устанавливаться с наружной стороны входов в служебные помещения, упомянутые выше.
Включение аварийной вентиляции следует предусматривать от приборов, сигнализирующих об опасной концентрации газа в воздухе в помещении, дублированных ручным пуском. Одновременно с этим должно обеспечиваться отключение других приемников электрической энергии в помещении, а также приточной вентиляции рассматриваемого и смежных с ним помещений.
Электрооборудование смежных помещений, расположенное в 5-метровой зоне от дверных проемов помещений при выполнении его в невзрывозащищенном исполнении (по #M12291 1200003114ПУЭ-86#S), при срабатывании САК должно отключаться одновременно с электрооборудованием соответствующего участка.
Вторичные приборы системы автоматического контроля воздушной среды, контрольно-измерительные и испытательные устройства, выполненные в невзрывозащищенном исполнении, должны располагаться вне взрывоопасных зон по #M12291 1200003114ПУЭ-86#S.
Установку и размещение датчиков САК следует проводить в соответствии с #M12291 1200003327РД БТ 39-0147171-003-88#S. Рекомендуется устанавливать не менее двух датчиков САК на каждый пост ТО (ТР) и на каждые 50 м в помещениях для хранения ГБА.
Учитывая, что относительная плотность природного газа по воздуху менее 0,54-0,56, датчики САК для КПГ должны размещаться в верхних точках помещений (над источниками возможной утечки природного газа).
Следует исключить возможность рециркуляции воздуха для дежурного отопления помещений.
Посты ТО, ТР и хранения для ГБА на КПГ должны предусматривать наличие выгороженных натяжных вентиляционных камер.
При достижении в одной из контролируемых зон помещения концентрации КПГ, составляющей 1% газа по объему (в пересчете на метан), САК должна обеспечивать:
- включение аварийной вытяжной вентиляции помещений хранения, ТО, ТР, диагностических и регулировочных работ, выполненной во взрывозащищенном исполнении;
- включение звуковой сигнализации и аварийного освещения указанных помещений, включая рампы, а также всех путей эвакуации из них с установкой световых указателей над выходами из помещений и через каждые 50 м по путям эвакуации;
- отключение всех прочих потребителей электроэнергии, за исключением систем противопожарной автоматики и связи (при их наличии).
Технические характеристики ряда систем сигнализации ДВК, пригодных для создания систем автоматического контроля воздушной среды в помещениях хранения, ТО и ТР ГБА на КПГ, приведены в табл.5.1.

Таблица 5.1



ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ, ТО И ТР ГБА НА КПГ


#G0Сигнализатор


Число датчиков


Определяемый компонент


Сигнальная концентрация, % от НКПВ


Изготовитель


СТМ-10-001Д


1


Метан, пропан, бутан и др.


20


Смоленский завод средств автоматики ПО "Аналитприбор"


СТМ-10-008Д


8


Метан, пропан, бутан и др.


20


То же


Сигнал-03М


8


Метан, пропан, бутан и др.


20


Производственно-коммерческая фирма "И.К.С", г.Смоленск


Стационарная измерительная газосигнализаторная система "Марш" - С


110


Метан


20


ЗАО "Дыхательные системы 2000", г.Москва



5.2.2. Пост проверки герметичности газобаллонного оборудования
Пост проверки герметичности газобаллонного оборудования может быть организован непосредственно на контрольно-пропускном пункте (КПП) АТП или на специально выделенной площадке.
Площадка поста должна иметь твердое несгораемое покрытие и размеры, равные наибольшему размеру эксплуатируемых ГБА плюс не менее 1 м в каждую сторону.
Площадка поста может иметь навес из несгораемых материалов, выполненных без ограждающих конструкций. Допускается продуваемое ограждение с площадью постоянно открытых проемов не менее 35% от площади каждой стороны ограждения.
Для проверки герметичности соединений газовых трубопроводов и запорно-предохранительной арматуры баллонов, расположенных на крыше АТС (например, автобусов, работающих на КПГ), пост должен иметь стационарную или передвижную лестницу с технологической площадкой на уровне крыши наибольшего по высоте автотранспортного средства. Проверка герметичности осуществляется с помощью прибора - течеискателя. Допускается применение мыльных растворов.
На автомобилях, имеющих в конструкции ГБО системы сигнализации утечки газа, производят проверку работоспособности этой системы.


5.2.3. Пост выпуска и аккумулирования КПГ и дегазации баллонов
У газобаллонных автомобилей с нарушенной герметичностью арматуры газовых баллонов, соединительных элементов трубопроводов или возникшей неисправностью газовой системы питания возникает необходимость выпуска газа из баллонов и их дегазация инертным газом. Эти работы в АТП производятся на посту выпуска и аккумулирования КПГ и дегазации баллонов, создаваемых на предприятиях, имеющих более 25 газобаллонных автомобилей и предназначенного для:
- сбора (аккумулирования) газа в случае необходимости его выпуска из баллонов автомобиля;
- дегазации газовых баллонов инертным газом;
- использования аккумулированного газа для технологических нужд предприятия (обкатка отремонтированных двигателей, подогрев двигателей автомобилей в зимнее время и др.);
- использования аккумулированного газа для заправки ГБА.
Площадка поста должна иметь твердое несгораемое покрытие и размеры, обеспечивающие въезд наибольшего по габаритам газобаллонного автомобиля (автобуса) плюс не менее 1 м с каждой стороны и быть проездной.
Площадка поста должна иметь сетчатую ограду высотой не менее 1,5 м и навес, выполненный из негорючих или трудногорючих материалов, а также предупреждающие надписи "Осторожно. Газ", "Не курить".
Минимальные расстояния от границ площадки поста выпуска и аккумулирования газа (ПАГ) и дегазации баллонов до зданий и сооружений предприятия приведены в таблице 5.2.

Таблица 5.2



Минимальные расстояния от границ поста выпуска и аккумулирования газа

и дегазации баллонов до зданий и сооружений предприятия


#G0Сооружения и здания предприятия и вне ее


Минимальное расстояние от ПАГ, м


Производственные здания 1-П степени огнестойкости (до стен без проемов)


9


Производственные здания 1-П степени огнестойкости (до проемов), здания 3 степени огнестойкости (до стен без проемов)


15


Здания 3 степени огнестойкости (до проемов)


18


Открытые площадки хранения ГБА и базовых автомобилей


18


Административные и бытовые здания:




- I-II степени огнестойкости


18

- III степени огнестойкости


21

Участок аккумулирования газа (см. рис.5.2) состоит из трех секций автомобильных баллонов 21, 22, 23 объемом 50 л каждый, рассчитанных на рабочее давление 19,6 МПа. Допускается применение газовых баллонов с давлением, равным 15 МПа.





Рис.5.2. Технологическая схема участка аккумулирования газа:
1 - наконечник выходного трубопровода; 2 - выходной запорный вентиль; 3 - контрольный манометр;

4 - магистральный газопровод; 5, 6, 10, 13, 14, 15, 17, 19, 29 - запорные вентили; 7 - выпускной трубопровод;

8 - выпускная труба; 9, 26 - манометры высокого давления; 11, 24 - редукторы высокого давления;

16, 18, 20 - баллонные манометры; 27 - кассета с инертным газом; 28 - выходной патрубок;

21, 22, 23 - баллоны.

Участок аккумулирования газа содержит магистральный газопровод 4, входной трубопровод 1, выходной запорный вентиль 2, запорные вентили 5 и 6, контрольный манометр 3 типа МТИ класса 1,5. Манометр 3 предназначен для измерения давления газа в баллонах автомобилей.


Первая секция 21 состоит из 4 баллонов, соединенных между собой при помощи трубопроводов, и подключена к общему газопроводу 4 через запорный вентиль 19 с образцовым манометром 20 типа МТИ, класса точности 1,5 с соответствующей шкалой и пределом измерения.
Секция 21 предназначена для аккумулирования газа высокого давления и дозаправки автомобиля газом высокого давления.
Вторая секция 22 состоит из 8 баллонов, соединенных между собой при помощи трубопроводов, и подключена к общему газопроводу 4 через запорный вентиль 17 с образцовым манометром 18 типа МТИ, класса точности 1,5.
Секция 22 предназначена для аккумулирования газа среднего давления и дозаправки автомобиля.
Третья секция 23 состоит из 16 баллонов, соединенных между собой трубопроводами и размещенных на тележке.
Секция 23 содержит запорные вентили 14, 15 и вентиль 29, обеспечивающий ее подключение к источникам технологических нужд, газовый редуктор высокого давления с манометром 26 типа МТ-1 с пределами измерения 0-25 МПа и манометром 25 типа МТ-1 с пределами измерения 0-2,0 МПа и выходной патрубок 28.
Секция 23 предназначена для аккумулирования газа с низким давлением и использованием его преимущественно на технологические нужды. Секция подключена к газопроводу 4 через запорный вентиль15 с образцовым манометром 16 и запорный вентиль 5.
Технологическая секция 23 может быть использована в стационарном или передвижном вариантах. Передвижная секция 23 должна быть размещена на специальном прицепе. Требования на проектирование прицепа должны учитывать особенности его конструкции и эксплуатации.
Для АТП, рассчитанных на эксплуатацию 200 газобаллонных автомобилей, на ПАГ должно быть 28 баллонов.
Участок дегазации газовых баллонов автомобиля содержит кассету 27 для хранения баллонов с негорючим газом (не менее 2 баллонов), запорный вентиль 10, магистраль низкого давления для подачи негорючего газа с редуктором 11, снабженный манометром 9 высокого давления и манометром 10 низкого давления, запорный вентиль 13, трубопровод 7 и выпускную трубу 8.
Выходное рабочее давление для дегазации газовых баллонов (0,35±0,05) МПа. Труба 8 предназначена для выпуска остатка газа из баллонов автомобилей и инертного газа после проведения дегазации газовых баллонов. Высота трубы должна быть не менее 6,0 м, а диаметр (50±5) мм.
Упомянутая труба на выходе должна иметь шумогаситель и устройство, предотвращающее попадание атмосферных осадков внутрь трубы.
Пост должен обеспечивать выпуск газа в секции ПАГ из баллонов автомобиля и затем выпуск остатка газа, а также инертного газа после дегазации баллонов в атмосферу.
Подсоединение автомобиля к ПАГ (участок аккумулирования, дегазации, выпуск "на свечу") осуществляется при помощи наконечника 1 гибкого шланга, входного вентиля 2 и общего газопровода 4 с соответствующими функциональными элементами поста аккумулирования.
ПАГ должен иметь склад для хранения баллонов с негорючим газом с запасом 5-10 дней работы поста.
Планировочное решение ПАГ представлено на рис.5.3. Он состоит из двух боксов, размещенных под общей крышей.



Рис.5.3. Планировка поста выпуска и аккумулирования газа и дегазации баллонов:
1 - бокс для газобаллонных автомобилей на КПГ; 2 - пульт управления; 3 - кассета баллонов с инертным газом;

4 - секция баллонов высокого давления; 5 - секция среднего давления; 6 - секция низкого давления; 7 - бокс

для баллонов высокого и низкого давления; 8 - перегородка между боксами.

Бокс 1 предназначен для размещения автомобиля (автопоезда) для выпуска (аккумулирования) КПГ и выполнен проездным.


Бокс 7 предназначен для размещения первой секции газовых баллонов 4 высокого давления и третьей секции газовых баллонов 6 низкого давления, размещенных на прицепе, кассеты 3 баллонов с инертным газом и пультом управления 2. Боксы 1 и 7 разделены при помощи стенки 8.
Выпуск КПГ в газовые баллоны (аккумуляторы) секции из газовых баллонов автомобиля осуществляется за счет перепада давления в баллонах автомобиля и секций ПАГ.
При необходимости выпуска газа из баллонов автомобиля последний через наполнительный вентиль, гибкий шланг с наконечником 1 (см. рис.5.2) и запорный вентиль 2 подсоединяют к газопроводу.
После этого открывают вентиль. Газ в зависимости от первоначального (остаточного) давления в баллонах автомобиля направляется поочередно в секции 21, 22, 23 после открытия соответствующего запорного вентиля 19, 17 или 15, а также открытия наполнительного вентиля автомобиля.
Заполнение газом секции контролируется по соответствующему образцовому манометру 20, 18 или 16. Подача газа прекращается после выравнивания давления в баллонах автомобиля и заправляемой секции.
Очередность включения секций определяется по контрольному манометру 3. После выравнивания давления газа в секции 23 запорный вентиль 15 на ней и запорный вентиль 5 закрываются и открывается запорный вентиль 6 выпуска газа "на свечу".
Оставшийся в баллонах автомобиля остаток газа выходит в атмосферу через трубопровод 7. После этого вентили 2 и 6 закрываются.
Дегазация баллонов автомобиля осуществляется путем подачи инертного газа , из кассеты 27, расположенной в металлическом шкафу, повышением давления инертного газа в баллонах до 0,3-0,4 МПа с последующим его выпуском из баллонов автомобиля "на свечу".
В АТП, имеющих менее 25 газобаллонных автомобилей, можно создавать на посту выпуска газа упрощенную пневматическую установку по выпуску газа и дегазации баллонов на автомобилях. Схема этой установки приведена на рис.5.4.



Положение крана управления:


#G0 - выпуск газа из баллона;

- наполнение баллона инертным газом;

1 - баллон на автомобиле; 2, 9 - баллонные вентили; 3 - манометр на баллоне автомобиля;

4 - угловой кран управления; 5 - труба "на свечу"; 6 - глушитель шума; 7 - кран запорный;

8 - редуктор высокого давления; 10 - баллон с инертным газом.


Рис.5.4. Схема пневматической установки по выпуску газа и дегазации газовых баллонов на автомобиле в условиях АТП

Установка состоит из магистрали высокого давления и низкого давления, баллона с инертным газом, запорно-предохранительной арматуры и устройства выпуска газа "на свечу". Магистраль высокого давления предназначена для выпуска газа из газовых баллонов. Эта магистраль сообщается с автомобилем при помощи гибкого шланга и специальной присоединительной головки. Магистраль низкого давления предназначена для продувки газовых баллонов инертным газом с рабочим давлением, равным 0,30,4 МПа. Выпуск газа в атмосферу осуществляется на высоте не менее 6 м.




5.2.4. Места хранения автомобильных опорожненных баллонов для КПГ
Хранение опорожненных дегазированных баллонов для КПГ на территории предприятия может осуществляться в специальных помещениях, открытых площадках, складе при посте аккумулирования газа и дегазации баллонов.
Открытые площадки хранения опорожненных дегазированных автомобильных баллонов должны иметь ограждение из металлической сетки по периметру, ограничивающие доступ к баллонам посторонних лиц.


5.2.5. Участок ТО и ТР газовой аппаратуры автомобилей
Участок (рис.5.5) включает в себя пост с одним машино-местом и цех для ремонта и регулировки газового оборудования. Участок рекомендуется размещать в основном производственном корпусе в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами). Планировочные решения могут быть видоизменены с учетом конкретных условий АТП. В вариантном исполнении допускается производить регулировку газовой системы питания на постах диагностирования (д2) при их размещении в отдельных изолированных помещениях.



Рис.5.5. Участок ТО и ТР газобаллонных автомобилей
I - Пост ТО и ремонта ГБА; II - цех ремонта и регулировки газовой аппаратуры.
1 - мотор-тестер; 2 - стеллаж для хранения газовой аппаратуры; 3 - верстак слесарный; 4 - передвижная

установка для проверки и регулировки ГА; 5 - подставка под оборудование; 6 - газоанализатор;

7 - станок сверлильный; 8 - стол канцелярский; 9 - ящик для мусора; 10 - ящик для песка;

11 - огнетушители; 12 - газобаллонный автомобиль; 13 - тележка для перевозки газовых

баллонов; 14 - передвижной пост слесаря-ремонтника; 15 - автомобильный подъемник.

Примерная планировка цеха по ТО и ремонту газовой аппаратуры приведена на рис.5.6.





П - принудительная вентиляция;
* - подвод силовой эл. энергии;
В - подвод воды;
# - подвод сжатого воздуха.
1 - стол приемки; 2 - стеллаж; 3 - мойка наружная; 4 - стеллаж для чистой аппаратуры; 5 - ящик

с обтирочным материалом; 6 - точило; 7 - станок сверлильный; 8 - мойка для деталей; 9 - пост для ТР РВД;

10 - пост для ТР РНД; 11 - пост для ТР карбюраторов смесителей; 12 - установка компрессорная;

13 - рессивер для сжатого воздуха; 14 - стенд для контроля и регулировки ГА; 15 - стеллаж готовой

продукции; 16 - стол для хранения документации; 17 - рукомойник; 18 - ящик с песком;

19 - ящик для мусора.


Рис.5.6. Примерная планировка цеха ТО и ТР газовой аппаратуры в АТП

Текущий ремонт газовой системы питания допускается выполнять в помещениях ремонта приборов питания карбюраторных и дизельных двигателей.


При эксплуатации газобаллонных автомобилей с прицепами пост с машино-местом выполняется проездным.
Производственные помещения участка должны соответствовать требованиям, изложенным выше в разделе 5.2.1.
На участке выполняются работы по ТО и ТР газового оборудования автомобилей, включающие в себя:
- ТО и ремонт газового оборудования на автомобиле;
- регулировку и ремонт газового оборудования, снятого с автомобиля;
- мойку и хранение газового оборудования;
- проверку герметичности газовой системы питания.
Число постов определяется расчетным путем исходя из производственной программы по ТО и ТР газовой аппаратуры.


5.3. Виды, периодичность, нормативы и содержание технического обслуживания газовой аппаратуры
При техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, помимо плановых воздействий, характерных для базовых моделей, возникает ряд работ, связанных с наличием и спецификой газового оборудования.
Для газобаллонных автомобилей установлены следующие виды технического обслуживания:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное обслуживание (СО);
- техническое освидетельствование газовых баллонов.
Работы по ТО-1 и ТО-2 газовой системы питания выполняются с периодичностью технического обслуживания самого автомобиля (табл.5.2). Сезонное обслуживание газовой аппаратуры совмещается с очередным ТО-2 и выполняется 1 раз в год.

Таблица 5.2



Периодичность технического обслуживания газобаллонных автомобилей


#G0Транспортные средства, категория условий эксплуатации

Коэффициент корректирования периодичности ТО

Периодичность, км








ТО-1


ТО-2


Легковые автомобили:











1


1,0

4000

16000

2


0,9

3600

14400

3


0,8

3200

12800

4


0,7

2800

11200

5


0,6

2400

9600

Автобусы:











1


1,0

3500

14000

2


0,9

3150

12600

3


0,8

2800

11200

4


0,7

2450

9800

5


0,6

2100

8400

Грузовые автомобили и автобусы на их базе:











1


1,0

3000

12000

2


0,9

2700

10800

3


0,8

2400

9600

4


0,7

2100

8400

5


0,6

1800

7200

Освидетельствование газовых баллонов выполняется в сроки, указанные в разделе 4.3.


Дополнительная трудоемкость регламентных работ по газовой системе питания приведена в табл.5.3.

Таблица 5.3



Величина дополнительной трудоемкости ТО и ТР газобаллонных автомобилей

по сравнению с базовыми, чел.ч


#G0Вид обслуживания


Подвижной состав





Легковые автомобили


Грузовые автомобили


Автобусы


ЕО


0,15


0,15


0,15


ТО-1


0,4


1,0


1,2


ТО-2


1,2


1,8


2,0


СО


1,65


2,34


2,6


ТР на 1000 км пробега


0,2


0,4


0,4


Нормы простоя автомобилей ТО и ТР на 1000 км пробега принимаются такими же, как для базовых моделей. Общая продолжительность не должна превышать 0,4-0,5 дня на 1000 км пробега при условии соблюдения трудоемкости и перечня операций ЕО, ТО-1, ТО-2, СО и периодичности их выполнения.




5.3.1. Ежедневное техническое обслуживание
ЕО выполняется перед выездом автомобиля на линию и после возвращения на АТП.
1. Перед выездом проверить легкость пуска двигателя на газовом топливе на холостом ходу и при различных частотах вращения коленчатого вала. Последующие работы выполняются после возвращения автомобиля на АТП.
2. Проверить состояние газовой аппаратуры и герметичность соединений газовой системы питания.
3. Очистить арматуру газовых баллонов от пыли и грязи, при необходимости вымыть.
4. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.
5. Закрыть магистральный вентиль и выработать газ из системы питания.
6. Проверить отсутствие подтеканий бензина в соединениях топливопроводов, электромагнитного клапана.


5.3.2. Первое техническое обслуживание автомобилей, работающих на КПГ*

____________

* - Здесь и далее в перечнях операций технического обслуживания приводится в основном только контрольная часть каждой операции. Исполнительская часть, т.е. устранение неисправностей, выполняется по потребности.
1. Проверить состояние и крепление газовых баллонов и кронштейнов.
2. Проверить состояние и крепление наполнительной и расходной арматуры.
3. Проверить крепление газовой аппаратуры (РВД, РНД, карбюратора-смесителя, электромагнитного клапана-фильтра).
4. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.
5. Проверить герметичность газовой системы питания.
6. Проверить и при необходимости отрегулировать содержание токсичных компонентов в отработавших газах в соответствии с ГОСТ Р 17.2.02.06-99*, #M12291 1200005818ГОСТ 17.2.2.03-87#S и #M12291 1200005825ГОСТ 21393-75#S (газодизельные автомобили) на КПГ и жидком моторном топливе.

______________



* Здесь и ниже. Вероятно ошибка оригинала. Следует читать #M12291 1200006276ГОСТ Р 17.2.2.06-99#S. - Примечание "КОДЕКС".


5.3.3. Второе техническое обслуживание автомобилей, работающих на КПГ
Основные операции ТО-2 и СО разработаны на примере газобаллонного оборудования РЗАА.
1. Проверить состояние и крепление газовых баллонов к кронштейнам.
2. Проверить состояние и крепление кронштейнов к кузову или платформе, а для некоторых моделей автомобилей крепление секций баллонов к раме автомобиля.
3. Проверить состояние и крепление наполнительного и расходного вентиля и газопроводов.
4. Проверить крепление газовой аппаратуры (РВД, РНД, карбюратора-смесителя, электромагнитного клапана-фильтра).
5. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.
6. Снять, очистить и установить на место керамический фильтр расходного вентиля, проверить состояние уплотнительной прокладки.
7. Снять сердечник электромагнитного клапана-фильтра, промыть, продуть, установить на место (выполняется только для автомобилей ГАЗ).
8. Разобрать смеситель, вынуть обратный клапан, удалить отложения с клапана, очистить внутреннюю поверхность втулки штока, поставить клапан на место (выполняется только для автомобилей ЗИЛ).
9. Проверить и при необходимости отрегулировать редуктор высокого давления на рабочее давление.
10. Проверить ход штока и герметичность клапана 2-й ступени РНД; при необходимости отрегулировать и заменить уплотнитель клапана.
11. Проверить давление КПГ во 2-й ступени РНД на минимальной частоте вращения холостого хода; при необходимости отрегулировать.
12. Проверить действие приводов карбюратора-смесителя на полноту открытия дроссельных заслонок.
13. Проверить герметичность газовой системы питания.
14. Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода и переходные режимы, проверить и отрегулировать токсичность отработавших газов на соответствие ГОСТ Р 17.2.02.06-99, #M12291 1200005818ГОСТ 17.2.2.03-87#S и #M12291 1200005825ГОСТ 21393-75#S (газодизельные автомобили) на КПГ и жидком мотором топливе.


5.3.4. Сезонное обслуживание автомобилей, работающих на КПГ
Выполняется 1 раз в год и совмещается с очередным ТО-2.
1. Снять редуктор высокого давления, разобрать, очистить, промыть.
- проверить состояние редуцирующего клапана и толкателя; в случае необходимости заменить;
- промыть и продуть керамический фильтр РВД; в случае необходимости заменить;
- заменить диафрагму;
- собрать редуктор высокого давления;
- отрегулировать РВД на рабочее давление и давление срабатывания предохранительного клапана, проверить на герметичность;
- установить РВД на автомобиль.
2. Снять газовый редуктор низкого давления.
- заменить диафрагму 1-й ступени и уплотнители клапанов 1-й и 2-й ступени;
- отрегулировать рабочее давление 1-й ступени, ход клапана 1-й ступени, ход штока диафрагмы 2-й ступени и герметичность клапана 2-й ступени;
- проверить герметичность разгрузочного устройства;
- проверить дозирующе-экономайзерное устройство на момент открытия клапана экономайзера; при необходимости заменить;
- установить РНД на автомобиль.
3. Смазать резьбы штоков наполнительного и расходного вентилей.
4. Снять, очистить и установить на место фильтры электромагнитных клапанов газа и бензина.
5. Разобрать смеситель, вынуть обратный клапан, удалить отложения с клапана, очистить внутреннюю поверхность направляющей втулки, собрать смеситель (выполняется только для автомобилей ЗИЛ).
6. Снять сердечник электромагнитного клапана, промыть, продуть, установить на место (выполняется только для автомобилей ГАЗ).
7. Подтянуть крепление газовых баллонов к кронштейнам (момент затяжки 15-20 Нм).
8. Подтянуть крепление кронштейнов к платформе (момент затяжки 100 Нм), а для автомобилей ГАЗ подтянуть крепление секций баллонов к раме автомобиля (момент затяжки 70 Нм).
9. Проверить герметичность газовой системы питания.
10. Отрегулировать давление КПГ во 2-й ступени РВД при работе двигателя на минимальной частоте холостого хода.
11. Отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, переходные режимы, содержание вредных веществ в ОГ двигателя на бензине по #M12291 1200005818ГОСТ 17.2.2.03-87#S и на КПГ по ГОСТ Р 17.2.02.06-99, а для газодизельных автомобилей - по #M12291 1200005825ГОСТ 21393-75#S.
12. Проверить манометр высокого давления, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки.
13. Проверить работу ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя (для газодизельных автомобилей).

  следующая страница >>