Руководство по использованию Microsoft System Center Operations Manager 2007 R2 для мониторинга среды SharePoint - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обзор инструментальных средств компании Microsoft по созданию моделей 1 20.71kb.
Руководство по эксплуатации рэлс. 411142. 002 Рэ адрес предприятия-изготовителя 1 225.57kb.
Интернет-ресурсы Росгидромета в области гидрометеорологии и мониторинга... 2 565.98kb.
Лабораторная работа Строим фермы SharePoint 2013 в Windows Azure 1 178.2kb.
Технические условия установки Системы Крипто Защиты 1 53.59kb.
Обработка изображений с помощью диспетчера рисунков Microsoft Office... 1 11.61kb.
Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей... 5 1535.99kb.
Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей... 5 1411.62kb.
Руководство по планированию установки Microsoft Office 2010 для ит-специалистов 70 6916.78kb.
Руководство по онкогинекологии. Спб.: «Ооо издательство Фолиант» 1 91.48kb.
«Социологическое исследование состояния молодежной среды и мониторинга... 1 242.94kb.
Реинжиниринг в процессах реструктуризации производства 1 147.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Руководство по использованию Microsoft System Center Operations Manager 2007 R2 для - страница №1/7



description: c:\users\becka\desktop\shrpt_h_rgb.png

SharePoint Server 2010: Operations Framework и контрольные списки


 

 Этот документ предоставляется на условиях «как есть». Сведения и изображения, представленные в данном документе, включая URL-адреса и другие ссылки на веб-сайты в Интернете, могут изменяться без уведомления. Риск, связанный с использованием таких сведений, лежит на вас.

Некоторые примеры приведены только в качестве иллюстрации и являются вымышленными. Никакой связи с реально существующими объектами не предполагается и не подразумевается.

Данный документ не предоставляет вам юридических прав на интеллектуальную собственность в отношении каких-либо продуктов Майкрософт. Разрешается копирование и использование данного документа для внутренних справочных целей. Разрешается изменение этого документа для внутренних справочных целей.

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2010. Все права защищены.

SharePoint Server 2010: Operations Framework и контрольные списки

Авторы: Марк ван Луненбург (Mark van Lunenburg), Серж Саломонс (Serge Salomons), Даниэль Макферсон (Daniel McPherson)

Корпорация Майкрософт

октябрь 2010 г.

Аннотация


В этом документе рассматриваются контрольные списки для ежедневных, еженедельных и ежемесячных задач, связанных с управлением операциями в среде Microsoft® SharePoint® Server 2010. Кроме того, здесь приводится руководство по использованию Microsoft System Center Operations Manager 2007 R2 для мониторинга среды SharePoint.

description: important_ddСовет.

Другие материалы по операциям и мониторингу см. на сайте библиотеки SharePoint Server 2010 (http://go.microsoft.com/fwlink/?LinkID=181463&clcid=0x419)


Содержание


SharePoint Server 2010: Operations Framework и контрольные списки 1

Содержание 3

Управление операциями и мониторинг среды SharePoint Server 2010 4

Microsoft Operations Framework 5

MOF и SharePoint Server 2010 5

Жизненный цикл ИТ-службы в модели MOF 6

Рекомендации для сред SharePoint 21

Управление мощностью и доступностью 22

Управление изменениями 25

Мониторинг SharePoint 35

Ведение журнала диагностики 36

Сбор данных об использовании и работоспособности 39

Анализатор работоспособности SharePoint 41

Web Analytics 43

Проверка работоспособности сервера SharePoint Server 45

Панель разработчика SharePoint 45

Пользовательские приложения и высвобождение объектов 46

Управление операциями 49

Стандартные процедуры 49

Централизованное и децентрализованное администрирование 50

Ежедневные задачи 51

Еженедельные задачи 60

Ежемесячные задачи 61

Внеплановые задачи 62

Контрольные списки операций 63

Контрольный список ежедневных операций 63

Контрольный список еженедельно выполняемых операций 74

Контрольный список ежемесячно выполняемых операций 78

Сводный контрольный список 80

Мониторинг среды SharePoint 2010 с помощью Microsoft Systems Operations Manager 2007 R2 83

Обзор пакета управления продуктами Microsoft SharePoint 2010 для SCOM 2007 R2 83

Дополнительные сведения о пакете управления продуктами Microsoft SharePoint 2010 для SCOM 2007 R2 86

Приложение А. Включение панели разработчика 87

Включение панели разработчика с помощью объектной модели: 87

Включение панели разработчика с помощью оболочки Windows PowerShell 87

Управление операциями и мониторинг среды SharePoint Server 2010


В этом документе подробно рассматриваются рабочие процессы, задачи и средства, необходимые для управления средой SharePoint Server 2010 и ее обслуживания. Здесь объясняется, как управление SharePoint Server 2010 согласуется с общей моделью Microsoft Operations Framework (MOF). Этот документ поможет создать собственное решение по управлению рабочей средой и воспользоваться средствами для реализации процессов и процедур, которые обеспечат работу среды без сбоев.

В среде SharePoint Server 2010 следует формализовать процедуры, роли и обязанности, связанные с операциями. В этом может помочь Microsoft Operations Framework (MOF). Для реализации рабочих процедур SharePoint Server 2010 в соответствии с процессами MOF требуется:



  • Хорошо понимать особенности MOF

MOF — это набор рекомендаций, принципов и моделей, составляющих техническое руководство по управлению ИТ-проектами, такими как ежедневные операции SharePoint Server 2010. Руководство MOF поможет добиться необходимого уровня надежности, доступности, простоты технической поддержки и управляемости для продуктов Microsoft.

  • Ознакомиться с рекомендациями по управлению средами SharePoint

Мы рекомендуем внедрять проверенные на практике процедуры управления средой SharePoint Server 2010. Испытанные, протестированные и задокументированные методы управления операциями могут оказаться более эффективными, чем разработанные самостоятельно.

  • Разделить процессы на ежедневные, еженедельные и ежемесячные

Задокументируйте рабочие задачи, которые выполняются в компании регулярно. Документирование способов и сроков выполнения задач гарантирует сохранность данных в случае смены должности или увольнения сотрудников из числа обслуживающего персонала. Такая документация также окажется полезной для новых сотрудников, помогая быстро узнать, как ИТ-отдел осуществляет операции SharePoint.

  • Развернуть средства, необходимые для работы среды SharePoint Server 2010

Сегодня существует множество средств для устранения неполадок, автоматизации задач, а также мониторинга и обслуживания среды SharePoint Server 2010. В организации можно определить стандартный набор средств, чтобы обеспечить точное, эффективное, согласованное и контролируемое выполнение задач. Также следует реализовать процессы для отслеживания чрезвычайных происшествий и серьезных изменений конфигурации.

Дополнительные сведения см. в следующих разделах:



  • Microsoft Operations Framework

  • Мониторинг SharePoint Server 2010 с помощью Microsoft Operations Manager 2007 R2

Microsoft Operations Framework


Microsoft Operations Framework (MOF) 4.0 представляет собой набор рекомендаций, принципов и действий, составляющих исчерпывающее руководство по обеспечению надежности ИТ-решений и услуг.

MOF предоставляет руководство на основе вопросов, которое позволяет определить, что требуется организации выполнить сейчас, а также действия, которые обеспечат нормальное функционирование ИТ-организации в будущем.

MOF 4.0 поддерживает интеграцию всех политик, задач и действий, основанных на других платформах (например, ITIL, COBIT и ISO 20000), с платформой Microsoft.

Руководства в MOF охватывают все действия и процессы, связанные с управлением ИТ-службой: предварительное планирование, разработку, эксплуатацию, обслуживание и, наконец, вывод оборудования из эксплуатации. В MOF эти действия и процессы организованы в виде функций управления ИТ-службой (SMF-функций), которые группируются по этапам, отражающим жизненный цикл ИТ-службы. Каждая SMF-функция закреплена за определенным этапом жизненного цикла и содержит уникальный набор целей и результатов для реализации задач данного этапа. Готовность ИТ-службы к переходу от одного этапа к другому подтверждается результатами проведения видов анализа системы управления, которые гарантируют, что цели достигаются соответствующим образом и что цели ИТ согласуются с целями организации.


MOF и SharePoint Server 2010


Важно понимать связь между надежными рабочими методами, надежными процедурами и работоспособной инфраструктурой SharePoint Server 2010. Хорошо документированные, детальные рабочие процессы и процедуры гарантируют, что все компоненты в среде организации, на которых основывается SharePoint Server, управляются эффективно и оптимальным образом на всех этапах разработки, развертывания и поддержки.

Изменения в компонентах инфраструктуры организации, такие как обновления встроенного ПО маршрутизаторов и изменения правил брандмауэра, на которых основывается SharePoint Server, могут приводить к непредвиденным сбоям. Изменения в этих областях могут происходить без участия группы SharePoint. Использование MOF-процессов для документирования таких взаимозависимостей между службами помогает организации свести к минимуму вероятность сбоев, которые могут быть предотвращены, и снизить негативное влияние запланированных изменений.


Жизненный цикл ИТ-службы в модели MOF


MOF предоставляет руководство по разработке, планированию, развертыванию и обслуживанию рабочих ИТ-процессов, использующихся для поддержки критически важных решений служб. Поскольку MOF является универсальной моделью, многие ее рекомендации потребуется адаптировать для использования в конкретной организации. Если в описании модели MOF упоминается «роль», помните, что одному человеку, особенно в небольших компаниях, можно назначить несколько ролей. Однако процедуры и рекомендации из этой модели в целом останутся применимыми, даже если целый ИТ-отдел представлен всего одним человеком.

MOF является структурированной и гибкой моделью, основанной на следующих ресурсах:



  • Опыт и квалификация служб Microsoft Consulting Services и групп технической поддержки, работающих с корпоративными клиентами и партнерами, а также внутренних групп корпорации Майкрософт, занимающихся ИТ-процессами.

  • Библиотека ITIL (IT Infrastructure Library) в которой описываются процессы и рекомендации для предоставления критически важных решений служб.

  • Стандарт ISO/IEC 15504 Международной организации по стандартизации, обеспечивающий нормализованный подход к оценке зрелости программного процесса.

MOF предоставляет рекомендации по разработке, планированию, развертыванию и обслуживанию различных продуктов Майкрософт, включая, помимо прочего, Microsoft® Windows® Server 2008, Microsoft® SQL Server® 2008 и SharePoint Server 2010.

Подробные сведения о Microsoft Operations Framework см. по адресу Microsoft Operations Framework (Возможно, на английском языке) (http://go.microsoft.com/fwlink/?LinkId=21640&clcid=0x419). Дополнительные сведения о библиотеке ITIL см. по адресу Управление службой ITIL (Возможно, на английском языке) (http://go.microsoft.com/fwlink/?LinkId=202814&clcid=0x419) и ISO (Возможно, на английском языке) (http://go.microsoft.com/fwlink/?LinkId=84073&clcid=0x419).



description: description: note_ddПримечание.

Сведения о веб-сайтах третьих лиц в данной статье приведены с целью оказания помощи в поиске необходимой технической информации. URL-адреса могут меняться без уведомления. 


Компоненты жизненного цикла ИТ-службы в модели MOF


Жизненный цикл ИТ-службы состоит из различных этапов, через которые проходит ИТ-служба. Он начинается с планирования и оптимизации ИТ-службы в соответствии с выбранной бизнес-стратегией, после чего следует проектирование и предоставление ИТ-службы и, наконец, постоянная эксплуатация и поддержка.

Базовыми составляющими этого процесса являются ИТ-управление, управление рисками, обеспечение соответствия нормативным требованиям, организация групповой работы и управление изменениями.

MOF сопоставляет различные важные процессы и результаты с разными этапами жизненного цикла ИТ-службы в целях предоставления эффективных ИТ-услуг с невысоким уровнем риска, которые соответствуют бизнес-потребностям и имеют модель управления, обеспечивающую соответствие правилам и нормативным требованиям.
Рис. 1. Жизненный цикл услуги Майкрософт

Жизненный цикл MOF состоит из основного уровня, обеспечивающего поддержку трех взаимосвязанных этапов:description: description: mof it service lifecycle.png



  • Уровень «Управление»

  • Этап «Планирование»

  • Этап «Доставка»

  • Этап «Эксплуатация»

Эти компоненты вместе образуют круговой жизненный цикл, применимый для широкого диапазона услуг, начиная с отдельного приложения и заканчивая полной ИТ-средой, состоящей из множества центров обработки данных.

Каждый этап в модели процессов отражается в соответствующих функциях управления ИТ-службой (SMF-функциях). Важно отметить, что несмотря на то, что в модели квадранты MOF описываются последовательно, действия из всех квадрантов могут осуществляться одновременно.

Кратко говоря, этапы жизненного цикла подразумевают следующие действия.

Этап «Планирование» предоставляет руководство по планированию и оптимизации стратегии ИТ-службы. Он помогает предоставлять услуги с высокой коммерческой ценностью, предсказуемые и надежные, соответствующие политикам организации, экономически эффективные и адаптируемые к изменяющимся бизнес-потребностям.

Этап «Доставка» помогает ИТ-специалистам более эффективно предоставлять ИТ-службы, реализовывать инфраструктурные проекты и проводить развертывание пакетов продуктов, а также гарантирует, что такие услуги будут спроектированы, спланированы, построены, стабилизированы и развернуты в соответствии с бизнес-требованиями и техническими характеристиками клиента.

Этап «Эксплуатация» помогает ИТ-специалистам эффективно управлять, отслеживать и поддерживать развернутые службы в соответствии с согласованными целями соглашения об уровне обслуживания.

Уровень «Управление» устанавливает интегрированный подход к процедурам управления ИТ-службой. Такая интеграция дополняется определением процессов принятия решений и использованием управления рисками, управления изменениями, а также инструментов контроля.

Платформа MOF формально описывает действия, связанные с циклом развития, определяя обязанности на каждом этапе и позволяя управлять всем процессом. В конце каждого этапа имеется контрольная точка, предназначенная для проведения соответствующего анализа. В крупных ИТ-подразделениях это может быть итоговое собрание людей и групп, участвующих в проекте, например специалистов, занимающихся подготовкой выпуска, эксплуатацией и безопасностью. В небольшой компании назначение контрольной проверки может состоять просто в том, чтобы удостовериться в готовности продолжать работу.


Функции управления ИТ-службой на разных этапах


Каждый этап жизненного цикла ИТ-службы содержит функции управления ИТ-службой (SMF-функции), которые определяют процессы, людей и действия, необходимые для приведения ИТ-службы в соответствие с требованиями бизнеса. У каждой SMF-функции есть свое руководство, где описывается ход ее выполнения и детали соответствующих внутренних процессов и действий.

Несмотря на то, что каждую SMF-функцию можно рассматривать в виде отдельного набора процессов, важно понимать, как эти функции работают на всех этапах, чтобы обеспечить предоставление услуги с нужным уровнем качества и риска. На некоторых этапах (например, «Доставка») SMF-функции выполняются последовательно. На других этапах (например «Эксплуатация») SMF-функции могут выполняться одновременно с целью получения соответствующих данному этапу результатов.


Виды анализа системы управления


На каждом этапе жизненного цикла различные виды анализа системы управления позволяют определить состояние ИТ-служб и объявить о готовности к переходу на следующий этап. Анализ системы управления представляет собой механизм внутреннего контроля эффективности управления, который позволяет убедиться в том, что соответствующие цели были достигнуты надлежащим образом, а вопросы бизнес-ценности учитываются на всем жизненном цикле ИТ-службы. Цели анализа системы управления независимо от того, к какому этапу жизненного цикла они относятся, очевидны:

  • Контроль за управлением и руководство им.

  • Внутренний контроль жизненного цикла ИТ-службы на разных этапах.

  • Оценка состояния процессов и предотвращение преждевременного перехода на следующий этап.

  • Формирование обучающих ресурсов в организации.

  • Совершенствование процессов.

В ходе анализа системы управления критерии, которым должна соответствовать услуга для перехода на следующий этап жизненного цикла, сравниваются с фактическими данными. Обзор системы управления обеспечивает выполнение бизнес-задач и соответствие результатов ИТ-службы ожидаемым параметрам.

Далее вкратце описываются поддерживаемые этапы, структура SMF-функций и степень участия групп в процессе использования модели.


Уровень «Управление»


Как координируется деятельность ИТ-подразделения? Какие факторы влияют на методы работы ИТ-подразделения? Решение этих задач является основной задачей уровня «Управление» в Microsoft Operations Framework, объединяющего процессы принятия решений, управления рисками и управления изменениями на всех этапах жизненного цикла ИТ-службы. Этот уровень обеспечивает согласованное планирование и предоставление ИТ-услуг, создает базу для разработки и эксплуатации устойчивой ИТ-среды. Он также охватывает процессы, связанные с определением ответственности и соответствующих ролей.description: description: http://sharepoint/sites/sat/satworkspace/mof/mof%20graphics/for%20docs/logo%20finals/mof-manage.gif

Уровень «Управление» является основой для трех этапов жизненного цикла («Планирование», «Доставка» и «Эксплуатация») и поэтому считается уровнем, а не этапом. Этап состоит из взаимосвязанных процессов и действий, обеспечивающих наибольшую эффективность при их использовании в ограниченный период времени. Уровень менее ограничен временными рамками, распространяется на все этапы и влияет на способы выполнения соответствующих действий.

Уровень «Управление» устанавливает надлежащий контекст управления, меры контроля, процессы и действия, при которых добавляется бизнес-ценность, управляемость рисками и распределяется ответственность при использовании SMF-функций на различных этапах.

Уровень «Управление» содержит следующие три функции управления услугами (SMF-функции): «Изменение и конфигурация», «Управление, риск и соответствие нормативным требованиям» и «Рабочая группа».



Цели уровня «Управление»

Основная цель уровня «Управление» — обеспечение интегрированного подхода к управлению ИТ-службой. Такой подход помогает координировать процессы, описанные в SMF-функциях на трех этапах жизненного цикла.

Эффективность координации увеличивается за счет применения процессов принятия решений, использования управления рисками и мер контроля во всех процессах, внедрения надлежащим образом управляемых процессов изменения и конфигурации, а также распределения заданий таким образом, чтобы обязательства по достижению результатов были четко определены и не конфликтовали между собой.

Уровень «Управление» предоставляет рекомендации, повышающие вероятность получения следующих преимуществ:



  • Инвестиции в ИТ обеспечивают создание ожидаемой бизнес-ценности.

  • Решения о выделении инвестиций и ресурсов принимаются соответствующими компетентными специалистами.

  • Обеспечивается приемлемый уровень риска.

  • Используются контролируемые и документированные процессы.

  • Четко определены сферы ответственности и ответственные за них лица.

  • Используются эффективные и надежные политики и внутренние меры контроля.

  • Достижению этих целей способствуют следующие факторы:

    • Четкие структуры и процессы управления ИТ.

    • ИТ-отдел и бизнес-подразделения компании используют единый подход к управлению рисками.

    • Регулярно проводится анализ системы управления применительно к политикам и внутренним мерам контроля.

Этап «Планирование»


Что хочет компания получить от ИТ-подразделения? Компании требуются надежные и экономически эффективные услуги, которые соответствуют нормативным требованиям и могут быть адаптированы к непрерывно меняющимся потребностям компании. На этапе «Планирование» бизнес-подразделения и ИТ совместно определяют, как ИТ-подразделение будет предоставлять полезные услуги для успешной работы компании. Для этого требуется следующее:description: description: http://sharepoint/sites/sat/satworkspace/mof/mof%20graphics/for%20docs/logo%20finals/mof-plan.gif

  • Понимание бизнес-стратегии и соответствующих требований, а также каким образом существующие ИТ-службы обеспечивают поддержку бизнеса.

  • Понимание значения надежности для организации, а также способов измерения этой характеристики и ее повышения в результате анализа и принятия соответствующих мер.

  • Знание существующих требований политик и понимание их влияния на ИТ-стратегию. Требования политик формируют финансовую структуру для поддержки деятельности ИТ-подразделения и способствуют принятию правильных решений. Кроме того, они создают ИТ-стратегию, учитывающую особенности бизнес-стратегии, и позволяют формировать портфель решений для поддержки ИТ-стратегии.

ИТ-стратегия — это план, объединяющий цели, политики и процедуры организации в составе целостного подхода для предоставления необходимого комплекса услуг, поддерживающих бизнес-стратегию. Для достижения нужного результата компании необходимо достичь равновесия между качеством и надежностью предоставляемых услуг и затратами на их оказание. На этапе планирования ИТ-специалисты вместе с сотрудниками бизнес-подразделений занимаются согласованием бизнес-целей и функций с возможностями и ограничениями ИТ-подразделения. Результат этого согласования — ИТ-стратегия, выступающая в качестве плана действий для ИТ-подразделения. Эта стратегия непрерывно развивается и совершенствуется по мере приобретения организацией навыков оптимизации и адаптации к изменению деловой среды.

Цели этапа «Планирование»

Основная цель этапа «Планирование» — предоставление ИТ-подразделению инструкций по непрерывному планированию и оптимизации ИТ-стратегии, а также обеспечение следующих качеств предоставляемых услуг:


  • Ценность и полезность.

  • Прогнозируемость и надежность.

  • Соответствие нормативным требованиям.

  • Экономическая эффективность.

  • Возможность адаптации к меняющимся потребностям компании.

Этап «Доставка»


На этапе «Доставка» осуществляется планирование, проектирование, построение и развертывание ИТ-служб. description: description: http://sharepoint/sites/sat/satworkspace/mof/mof%20graphics/for%20docs/grayed%20out/mof-deliver.gif

Этот процесс начинается с предварительного планирования (которое часто называют «формированием представления»), за которым следует этап более формального планирования, затем — проектирование и построение, тестирование и, наконец, развертывание. Руководители проекта могут выбрать различные модели управления. В качестве варианта можно использовать Microsoft Solutions Framework (MSF), гибкую систему разработки программного обеспечения, управление процессами Capability Maturity Model Integration (CMMI), методологию Scrum или методику, разработанную институтом Project Management Institute (PMI). Модель MSF — это основа для SMF-функций этапа «Доставка», однако сведения из этих SMF-функций можно легко адаптировать к любой другой модели управления.

Цели этапа «Доставка»

Основная цель этапа «Доставка» состоит в том, чтобы ИТ-службы, проекты инфраструктуры и готовые продукты проектировались, планировались, строились, стабилизировались и развертывались в соответствии с требованиями бизнеса и спецификациями клиента.

В частности, это означает, что проектная группа выполняет следующие задачи:


  • Сбор информации о потребностях и требованиях бизнеса до планирования решения.

  • Подготовка функциональной спецификации и проекта решения.

  • Составление рабочих планов, оценки стоимости и графиков предоставления конечных результатов.

  • Построение решения согласно функциональной спецификации (таким образом, чтобы все функции имели законченный вид, а решение было готово к внешнему тестированию и стабилизации).

  • Выпуск высококачественного решения, включая тщательное тестирование пилотного проекта для версии-кандидата.

  • Развертывание устойчивого решения в рабочей среде и его стабилизация.

  • Подготовка рабочих групп эксплуатации и поддержки, обеспечивающих управление решением и обслуживание клиентов.

Для достижения этих целей необходимо:

  • Согласование с SMF-функциями для данного этапа.

  • Регулярное использование различных видов анализа системы управления для оценки эффективности этапа.

Этап «Эксплуатация»


Этап «Эксплуатация» — это своеобразная кульминация двух предшествующих этапов жизненного цикла ИТ-службы. В то время как этап «Планирование» сосредоточен на выявлении потребностей бизнеса в ИТ-службах, а этап «Доставка» — на их проектировании, планировании, построении и развертывании, этап «Эксплуатация» охватывает процессы, осуществляемые после развертывания услуг у клиента.description: description: http://sharepoint/sites/sat/satworkspace/mof/mof%20graphics/for%20docs/logo%20finals/mof-operate.gif

По сути, это устойчивое состояние среды, в которой предоставляются ИТ-службы.

Работы этого этапа в основном выполняются выделенными группами, которые занимаются повседневной деятельностью, не ограниченной временными рамками. Роли в группах распределяются по двум сферам ответственности: «Операции» и «Поддержка». Сфере ответственности «Операции» соответствует роль «Операционный менеджер», а сфере ответственности «Поддержка» — «Менеджер по обслуживанию клиентов».

Этап «Эксплуатация» начинается после развертывания новой услуги на этапе «Доставка», окончание которого связано с проведением анализа системы управления «Готовность выпуска». Этот анализ и анализ завершенного этапа реализации, который выполняется по завершении развертывания, выступают в роли моста между этапами «Доставка» и «Эксплуатация», гарантируя готовность выпуска к развертыванию, включая как его готовность к эксплуатации и поддержке, так и готовность к этому целевой рабочей среды.

В свою очередь на этапе «Эксплуатация» выполняется анализ системы управления операционной исправностью, включающий анализ соглашений об уровне обслуживания и соглашений об уровне операционного обслуживания. В этом анализе определяются показатели производительности, а также другие деловые и эксплуатационные индикаторы, которые помогают оценить общую исправность рабочей вычислительной среды.

Цели этапа «Эксплуатация»

Главная цель этапа «Эксплуатация» — обеспечение эксплуатации, мониторинга и поддержки развернутых ИТ-служб в соответствии с требованиями соглашения об уровне обслуживания.

В частности, это означает следующее.



  • Обеспечение доступности ИТ-служб путем более эффективного использования ИТ-персонала и лучшего управления нагрузкой.

  • Мониторинг состояния ИТ-служб в режиме реального времени в целях наблюдения за условиями исправности системы; обучение участников группы методам быстрого и эффективного разрешения проблем.

  • Обеспечение быстрого и эффективного восстановления предоставления ИТ-услуг.

Для достижения этих целей необходимо:

  • Согласование с SMF-функциями для данного этапа.

  • Регулярное использование различных видов анализа системы управления для оценки эффективности этапа.

Функции управления ИТ-службами


Рис. 3. Функции управления ИТ-службами в модели MOF

description: description: c:\users\a-ruschr\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.outlook\7bujyv0d\mof-all.gif

Действия и процессы в модели MOF упорядочены в виде функций управления ИТ-службами (SMF-функций), которые группируются по этапам, отражающим жизненный цикл ИТ-службы. Каждая SMF-функция обладает уникальным набором целей и результатов, отвечающих задачам этого этапа.

В MOF 4.0 представляется структура SMF-функций, в которой выделяются выходные данные, результаты и роли в удобном для ссылок формате. Поскольку каждая группа, отдел и компания уникальны, SMF-функции классифицируются по вопросам, связанным с процессом принятия решений в организации.

SMF-функции определяют роли сотрудников и групп в компании (например, «специалист службы поддержки» или «системный администратор»), занимающихся реализацией организационных и ИТ-целей компании, а также указывают способ достижения этих целей.

SMF-функция может относиться к любой области, однако ее основная роль связана с конкретным этапом. Например, системное администрирования является частью этапа «Эксплуатация», а управление выпусками является частью этапа «Доставка».

Использование SMF-функций на различных этапах жизненного цикла в модели MOF в общем рассматривается в следующих разделах.


Функции управления ИТ-службами на этапе «Планирование»


  • SMF-функция «Выравнивание бизнеса и ИТ»

Применяется для выравнивания (приведения в соответствие) бизнеса и ИТ-стратегии, чтобы обеспечить реализацию бизнес-ценности использования ИТ-услуг.

  • SMF-функция «Надежность»

SMF-функция, которая позволяет понять особенности ИТ-службы, установить для нее целевые показатели и измерить надежность.

  • SMF-функция «Политика»

Задача этой SMF-функции состоит в том, чтобы помочь ИТ-организации обеспечить соблюдение нормативных требований; она предназначена для лиц, отвечающих за политику в области ИТ.

  • SMF-функция «Управление финансами»

Эта SMF-функция предназначена для тех, кто несет ответственность за определение и оценку издержек и доходов, а в более общем случае — бизнес-ценности ИТ-служб.

Функции управления ИТ-службами на этапе «Доставка»


  • SMF-функция «Предварительное планирование»

Эта функция используется для формирования основной проектной группы, подготовки и предоставления документации, описывающей концепцию и область действия проекта, а также для оценки риска.

  • SMF-функция «Планирование проекта»

Эта SMF-функция предназначена для подготовки функциональной спецификации и проекта решения, а также рабочих планов, планов затрат и графиков, необходимых для управления построениями.

  • SMF-функция «Построение»

SMF-функция «Построение» может использоваться в ходе практической разработки решения по предоставлению ИТ-службы, при создании лабораторной среды для разработки и тестирования или в ходе подготовки ИТ-решения к пилотному развертыванию.

  • SMF-функция «Стабилизация»

Эта SMF-функция полезна при подготовке выпуска максимально качественного ИТ-решения к промежуточному этапу «Готовность выпуска». Она содержит инструкции по тестированию полнофункционального решения, подготовке версий-кандидатов, сбору и обработке отзывов и устранению зарегистрированных ошибок.

  • SMF-функция «Развертывание»

Эта SMF-функция используется во время стабилизации решения в рабочей среде и передачи ответственности от проектной группы группе эксплуатации и поддержки.

Функции управления ИТ-службами на этапе «Эксплуатация»


  • SMF-функция «Операции»

Эта SMF-функция предназначена для осуществления повседневной эксплуатации, включая выявление необходимых работ, сокращение времени, потраченного на работы реактивного характера, минимизацию перебоев и надлежащее выполнение повторяющихся действий.

  • SMF-функция «Мониторинг и контроль услуг»

Эта SMF-функция нужна для мониторинга исправности предоставляемых ИТ-услуг и принятия мер, снижающих воздействие инцидентов, касающихся этих услуг и системы.

  • SMF-функция «Обслуживание клиентов»

Эта SMF-функция используется для обеспечения благоприятной среды для поставщиков услуг и конечных пользователей, а также для обработки жалоб и вопросов, возникающих в процессе обычной работы с ИТ-службой.

  • SMF-функция «Управление проблемами»

Эта SMF-функция определяет процессы выявления основных проблем, которые позволяют обнаруживать производные проблемы и предсказывать будущие неполадки.

Функции управления ИТ-службами на уровне «Эксплуатация»


  • SMF-функция «Управление, риск и соответствие нормативным требованиям»

Эта SMF-функция используется для поддержки работы организации и ее развития путем управления рисками и ограничениями в области ИТ-среды.

  • SMF-функция «Изменение и конфигурация»

Помогает планировать и контролировать изменения для обеспечения предоставления надежных ИТ-услуг.

  • SMF-функция «Рабочая группа»

Обеспечивает четкое разграничение сфер ответственности, ролей в группе и реалистичную оценку работы для использования в регулируемых, гибких и масштабируемых рабочих группах.

Различные виды анализа системы управления


На каждом этапе жизненного цикла анализ системы управления позволяет определить состояние ИТ-служб и объявить о готовности к переходу на следующий этап. Анализ системы управления представляет собой механизм внутреннего контроля эффективности управления, который позволяет убедиться в том, что соответствующие цели были достигнуты надлежащим образом, а вопросы бизнес-ценности учитываются на всем жизненном цикле ИТ-службы. Цели анализа системы управления независимо от того, к какому этапу жизненного цикла они относятся, очевидны:

  • Контроль за управлением и руководство им.

  • Внутренний контроль жизненного цикла ИТ-службы на разных этапах.

  • Оценка состояния процессов и предотвращение преждевременного перехода на следующий этап.

  • Формирование обучающих ресурсов в организации.

  • Совершенствование процессов.

В ходе анализа системы управления критерии, которым должна соответствовать услуга для перехода на следующий этап жизненного цикла, сравниваются с фактическими данными. Обзоры систем управления обеспечивают выполнение бизнес-задач и соответствие результатов ИТ-служб ожидаемым параметрам.

В следующей таблице приведены виды анализа систем управления, их место в жизненном цикле ИТ-службы, а также входные данные и результаты.



Таблица 1. Различные виды анализа системы управления модели MOF

Анализ системы управления

Этап

Входные данные

Результаты

Выравнивание услуги

Планирование

  • Результаты анализа операционной исправности

  • Соглашения об уровне обслуживания

  • Входные данные клиента

  • Возможность создать новый или улучшить старый проект

  • Запрос изменений в соглашении об уровне обслуживания

Портфель

Планирование

  • Предложения по проекту

  • Формирование рабочей группы

  • Первоначальное определение проекта

Утверждение плана проекта

Доставка

  • Бизнес-требования

  • Концепция

  • Формирование группы по проекту

  • Утвержденный план проекта

Готовность выпуска

Доставка

  • Документация, подтверждающая соответствие выпуска требованиям

  • Документация, подтверждающая стабильность выпуска

  • Документация, подтверждающая готовность выпуска к эксплуатации

  • Решение о готовности/неготовности выпуска

Операционная исправность

Эксплуатация

  • Документы соглашения об уровне операционного обслуживания

  • Отчеты об обеспечении уровня операционного обслуживания

  • Эксплуатационные руководства и спецификации услуги-решения

  • Запрос на изменения в документах соглашения об уровне операционного обслуживания

  • Запрос на изменения в ИТ-услугах

  • Изменения конфигурации в базовых технологических компонентах

Роли в модели группы MOF


Модель процесса MOF и модель группы MOF являются базовыми моделями, определяющими платформу Microsoft Operations Framework. Модель группы MOF предоставляет руководство по организации рабочих групп, функций, а также компетенций для каждого кластера ролей. Кластеры ролей в модели группы связаны с SMF-функциями модели процесса. Кластеры ролей модели группы позволяют выполнять SMF-функции.

Модель группы MOF также предоставляет комбинации функций, которые должны обеспечиваться по отдельности. Например, группа, занимающаяся проверкой изменения перед его выпуском в рабочей среде, должна отличаться от группы, разработавшей это изменение. Это может оказаться крайне важным для обеспечения эффективного тестирования изменений в среде SharePoint в лабораторных условиях, максимально воспроизводящих рабочую среду. Такой подход гарантирует, что непредвиденные воздействия, которые могут возникнуть в результате реализации изменения, будут выявлены и нейтрализованы до реализации этого изменения в рабочей среде. Такими воздействиями могут быть, помимо прочего, установка обновлений встроенного ПО, исправлений приложений и пакетов обновления.


следующая страница >>