Российский государственный социальный - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема 6 Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Социальный... 1 182.48kb.
Победоно́сцев константин Петрович (21 апреля (3 мая) 1827, Москва... 1 20.66kb.
«Социальное взаимодействие. Социальный конфликт.» 1 142.46kb.
Xv международный форум «российский промышленник» и IV петербургский... 1 36.97kb.
Отделение историко-филологических наук ран федеральное архивное агентство... 1 119.38kb.
Магистерская диссертация 7 924.02kb.
Социальный диалог как мировая тенденция общественного развития 1 106.34kb.
Российский общеобразовательный портал 1 135.69kb.
Понятие «государственная социальная политика» Словосочетание «государственная... 1 129.61kb.
План тренинга «Основы макроэкономики» 1 28.54kb.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть 4 971.96kb.
Сергей Степанов Большой мир маленьких детей Мы и наши дети: грамматика... 1 228.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Российский государственный социальный - страница №1/3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Азове
Министерство образования ростовской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Азовский областной

музыкально-педагогический колледж

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

социально-педагогический аспект


Сборник материалов

студенческой научно-практическая конференция

11 февраля 2009

2009

Азов


ББК 60.54я431

Печатается по решению Совета филиала ГОУ ВПО

Филиал Российского государственного социального университета

В г. Азове
Научное творчество студенческой молодежи: социально - педагогический аспект. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции 11 февраля 2009 года.   Азов: ООО «АзовПечать», 2009. – 66 с.

В сборник вошли материалы студенческой научно-практической конференции «Научное творчество студенческой молодежи: социально - педагогический аспект», прошедшей в рамках Дня Российской науки и Года молодежи. В конференции принимали участие студенты и преподаватели ГОУ ВПО Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове и ГОУ СПО Азовский областной музыкально - педагогический колледж.


Общая редакция: Андреевой О.И., к.п.н., зав. кафедрой гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин АФ РГСУ.
© Филиал РГСУ в г. Азове, 2009

© АОМПК, 2009



Мешкова Анастасия

АОМПК

Научный руководитель

Николаева А.И.
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

И ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей XXI столетия, то проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения наверняка займет одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами.

Мало еще известно науке о застенчивости. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Застенчивость – это действительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии, и поэтому ее с полным основанием можно назвать социальным заболеванием.

Актуальна проблема застенчивости детей, которые являются будущим нашего общества. Задача современной школы найти способы борьбы с детской застенчивостью, иначе это может привести к неприятным последствиям.

Чтобы этого не случилось нужно понять, что же такое застенчивость, почему люди застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он сталкивается, и как она влияет на общество в целом.

1. ПОНЯТИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ



Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении).

Застенчивость – это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Больше всего застенчивость распространена среди школьников.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе.

Часто застенчивость маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема – не только медико-психологическая, но и социальная. От того, получит ли ребенок, квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

Различают внутреннюю застенчивость и внешнюю застенчивость. Внешне застенчивые дети необщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их взаимоотношения с другими детьми, что в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и ведет к тому, что ребенок замыкается в себе.

У внутренне застенчивых детей более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным.

2. ПРИЧИНЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ



Теория врожденной застенчивости

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична



Теория бихевиоризма

В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиористы считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками – в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить.



Психоаналитическая теория

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы.



Концепция А. Адлера

И именно он ввел термин "комплекс неполноценности". Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие.



Причинные факторы

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.



- Природный фактор. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. На первый взгляд может показаться, что застенчивость – приоритет интровертов. К таковым относятся флегматики и меланхолики. Это внешне застенчивые люди. Но, как ни странно, существуют и застенчивые экстраверты – люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.

- Социальный фактор. Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие - между родителями и детьми нет душевного контакта.

Гиперопека - родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг.

Концепция Л.Н. Галигузовой

Галигузовой выявлены четыре основные причины застенчивого поведения дошкольников.



Первая и наиболее распространенная — отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности. У застенчивых детей имеется обостренное ожидание и восприятие оценки.

Вторая причина — собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям независимо от оценок взрослого.

Третья причина — общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание

Четвертая причина — отражает потребность застенчивых детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться со взрослым.

3. СИМПТОМЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Покраснение лица; потливость; дрожь; учащение сердцебиения; стесненное дыхание; согбенная поза; опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений.

Псих. особенности застенчивых детей: смущение при контактах с людьми; высокая тревожность; страх; зависимость от мнения окружающих; безосновательное чувство вины и пр.

4. ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ


  • ограничение контактов с людьми,

  • конформизм,

  • застенчивость, формирует страх и комплекс неполноценности,

  • энергия растрачивается попусту,

  • накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции,

  • застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации,

  • худший исход – невроз.

5. ПРОФИЛАКТИКА ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Чтобы ребенок не вырос застенчивым, родителям необходимо:



  • меньше тревожиться по поводу всевозможных неприятностей и несчастий,

  • стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах,

  • хвалить ребёнка за достижения, укреплять его уверенность в себе,

  • не оставлять без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе,

  • быть рядом с ребенком, если он в этом нуждается,

  • давать ребенку возможность свободно выражать свои чувства,

  • высказывать ребенку удовлетворение от общения с ним и поощрять его контакты с другими людьми.

Для самостоятельной борьбы с застенчивостью ребенок может следовать следующим 20 правилам.

1. Пойми свою застенчивость

2. Поверни самосознание в самопонимание.

3. Найди свои сильные стороны.

4. Научись нравиться самому себе.

5. Не старайся стать похожим на всех.

6. Обращай внимание на других людей.

7. Выпускай свое беспокойство с помощью дыхания.

8. Выпускай свое беспокойство с помощью движения.

9. Визуализация.

10. Подтверждение.

11. Не покидай неловких ситуаций.

12. Понимание отказов.

13. Оставь слишком высокую требовательность к себе.

14. Прекрати вешать на себя ярлыки.

15. Практикуй социальные навыки.

16. Практикуйся, находясь в неудобных ситуациях.

17. Задай себе три вопроса.

а) Я дышу?

б) Я спокоен?

в) Я двигаюсь с изяществом?

18. Что является удобным для тебя?

19. Сосредоточься на моменте.

20. Сделай запись своих успехов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема застенчивости подрастающего поколения принимает все большие размеры. Последствия этого трудно предсказать, но ничего утешительного в этом современная психология не обнаруживает.

Необходимо осознание этой проблемы не только самими застенчивыми школьниками, но и родителями, педагогами и различными институтами социального общества.

Если своевременно начать борьбу с этой проблемой, то можно предотвратить неблагоприятные последствия этого явления.



Звездилина Наталья

АОМПК

Научный руководитель

Леснякова Т.С.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В современной научной психологии и педагогике под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого счета, узнавание печатных букв или чтение, пересказ текста и т.д. Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы и интеллектуальная готовность.



Личностная готовность. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться стать учеником, ходить в школу.

Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнать что-то новое.

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение ребенка на уроке (нельзя шуметь, разговаривать на уроке, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить и т.д.).

В ходе исследования детей дошкольного возраста подтвердилась гипотеза о том, что своевременная диагностика психологической готовности к школьному обучению позволяет выявить временной и содержательный диапазон возможностей для целенаправленных психолого-педагогических воздействий.

Проведя диагностику готовности к школьному обучению, я выявила, что на сегодняшний день во многих учебных заведениях декларируется необходимость подготовки ребенка к школе. Но на практике мы видим совершенно другое: в детском саду диагностику готовности к школе проводят не в оптимальный временной интервал.

Я столкнулась с такой особенностью, что диагностика проводится непосредственно перед поступлением в школу или уже в школе. Это не оставляет времени для профессиональной индивидуальной работы с ребенком, нацеленной на преодоление проблем и подтягивания развития.

Для диагностики была использована методика «Ориентированный тест школьной зрелости Керна - Йирасека», а так же две экспресс – методики: «Четвертый лишний», «Рассказ по картинкам». Оптимальный уровень готовности ребенка к обучению, как решение важнейшей психолого-педагогической проблемы, возможет лишь при заинтересованном участии всех воспитывающих взрослых. Психолог в ДОУ, проводя предварительную диагностику психологической готовности ребенка к обучению, имеет возможность подбирать коррекционно - развивающее занятие, направленное на подтягивание проблемных компонентов готовности к школе.

Следующая сторона - родители, заинтересованные в подготовке ребенка к школе, по рекомендации психолога:



  1. создают положительную установку на школу, дисциплину, учителя;

  2. учат ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужие мнения и желания;

  3. учат ребенка преодолевать трудности, планировать свои действия.

Таким образом, временной интервал между первоначальной диагностикой и началом школьного обучения, основанной на комплексной работе всех заинтересованных сторон, позволит привить ребенку широкий интерес к познанию окружающего мира, научит наблюдать, задумываться над услышанным и увиденным; научит реально оценивать свои действия, а главное, - обеспечит развитие ребенка в соответствии с его «зоной ближайшего развития» по всем видам психологической и педагогической готовности к школьному обучению.

Мельник Светлана

РГСУ

Научный руководитель

Андреева О.И, к.п.н.
Социальная работа с детьми

в семьях разведённых родителей
В период трансформации общества безопасность российской семьи вызывает особую тревогу. Социальная нестабильность привела к увеличению числа разводов. Согласно статистическим данным, сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Ежегодно в России расторгается полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.

Развод имеет свои последствия как для мужчин, так и женщин:

- снижение рождаемости;

- рост алкоголизации;

- увеличение суицидальных исходов.

Дети, как самая незащищённая категория граждан, страдают от развода не меньше, чем взрослые. Среди проблем детей выделяют медико-социальные проблемы, т.к. развод вызывает у детей сильные переживания и психический надлом; психолого-педагогические проблемы – усложнение вхождения ребёнка в социальную среду, нарушение адаптации к повседневной жизни, а также проблемы воспитания.

В настоящее время функционирует недостаточное количество социальных центров, мало информации практического характера по работе с детьми в семьях разведённых родителей.

В своем исследовании мы предположили, что развод родителей является фактором повышения тревожности детей, что может способствовать увеличению агрессивности; острота переживания развода родителей влияет на формирование социального одиночества среди детей, что снижает их способность строить конструктивное межличностное взаимодействие.

Теоретическая часть работы посвящена характеристике семьи разведённых родителей, анализу развода как социально-психологического феномена, раскрыты проблемы разведённых семей, а также сущность роли отца в развитии ребёнка.

Далее нами рассмотрены сущность проблем разведённых семей, дан анализ психологических проблем «детей развода». Мы пришли к заключению, что чаще всего влияние развода на ребенка оказывается негативным. Развод вызывает сильные переживания и психический надлом, зачастую происходит формирование дефектов характера, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что развод родителей является фактором повышения тревожности детей, что может способствовать увеличению агрессивности; острота переживания развода родителей влияет на формирование социального одиночества среди детей, что снижает способность строить конструктивное межличностное взаимодействие.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №2 станицы Крыловской Краснодарского края в 8 «Б» классе. Школьники были разделены на две группы: дети из полных семей и дети из семей разведённых родителей.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования была поставлена цель – выявить, является ли развод родителей фактором повышения тревожности детей, способствует ли повышенная тревожность ребёнка усилению агрессивности. Для этого использовались методы опроса (по методике Ч.Д. Спилбергера и А. Басса – А.Дарки).

Был сделан вывод о том, что у «детей развода» в три раза выше показатель высокой степени тревожности и наблюдается у 60% респондентов, а у детей из полных семей – у 20%. Можно заключить, что развод может оказывать влияние на повышение тревожности детей.

Также мы выяснили, что у детей из разведённых семей в четыре раза выше показатель высокой агрессивности (он был диагностирован у 80% респондентов), чем у детей из полных семей (20%). Мы можем предположить, что повышенная тревожность может способствовать усилению агрессивности.

Таким образом, предположение о том, что развод родителей является фактором повышения тревожности детей, что может способствовать увеличению агрессивности, подтвердилась.

Далее нами была поставлена цель доказать, что острота переживания развода родителей влияет на формирование социального одиночества среди детей, что снижает способность строить конструктивное межличностное взаимодействие. Для этого использовались методы опроса (тестирование) и экспертной оценки классного руководителя.

Анализируя результаты исследования, мы выяснили, что 20% детей из семей разведённых родителей не имеют вообще друзей (!), среди детей из полных семей таковых нет. Этот факт свидетельствует о формировании социального одиночества среди «детей развода».

По результатам экспертной оценки мы смогли констатировать, что 80% детей из семей разведённых родителей имеют низкий уровень общительности со сверстниками, среди детей из полных семей таковых только 20%. Это может свидетельствовать о низкой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие детей из разведенных семей.

На третьем этапе был проведён обобщенный анализ всех данных, на основе которого мы можем заключить, что развод родителей является фактором повышения тревожности детей, что может способствовать увеличению агрессивности; острота переживания развода родителей влияет на формирование социального одиночества среди детей, что снижает способность строить конструктивное межличностное взаимодействие, подтвердилась.

Мы полагаем, что в дальнейшем данная тема может быть рассмотрена в следующих направлениях:



  • «Психолого-педагогические проблемы детей в семье разведённых родителей»,

  • «Влияние развода на способность формирования собственных семейных отношений» и

  • «Проблемы «детей развода» в современном обществе».

Сайпушева Алена

РГСУ

Научный руководитель

Андреева О.И.. к.п.н.
Гендерные стратегии совладающего поведения

родителей ребёнка-инвалида
Дети – инвалиды! Что мы о них знаем, кроме того, что они не похожи на других детей? Как они живут? Сколько их?

Реальность нашей жизни такова, что число детей с ограниченными возможностями год от года неуклонно возрастает. Социологи предсказывают, что уже через несколько лет инвалидами будут считаться 10 % всего населения.

На конец 2003 года численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71 % (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7 – 17 (полных) лет.

На сегодняшний день по статистическим данным в Ростовской области официально состоят на учете в органах социальной защиты 17 тысяч детей с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет; в Азовском районе – 364 ребенка с особыми потребностями; в городе Азове насчитывается свыше 400 детей с ограниченными возможностями.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями, является главным звеном в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка. Но всегда ли родители готовы стать для своего нестандартного ребенка этой развивающей средой? Как можно помочь родителем в ситуации принятия детской инвалидности?

В связи с этим была определена цель исследования: выявить и изучить гендерные стратегии совладающего поведения родителей ребёнка-инвалида.

В гипотезе мы предположили, что принятие инвалидности ребёнка является для родителей трудной жизненной ситуацией; стратегии совладания родителей с этой жизненной трудностью имеют гендерные различия.

В работе определена сущность инвалидности ребёнка как трудноая жизненная ситуация. Рассмотрены понятия: «трудная жизненная ситуация», принятие детской инвалидности как трудной жизненной ситуации, адаптация родителей к рождению ребёнка-инвалида.

Далее мы рассмотрели стратегии совладающего поведения родителей ребёнка – инвалида, провели исследование гендерных различий стратегий совладания с жизненными трудностями, охарактеризовали социальную реабилитацию семей с детьми-инвалидами.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на подтверждение или опровержение гипотезы о том, что:

- принятие инвалидности ребёнка является для родителей трудной жизненной ситуацией;

- стратегии совладания родителей с этой жизненной трудностью имеют гендерные различия.

В исследовании принимали участие родители детей с ограниченными возможностями, проживающие в станице Новоминской Каневского района и посёлке Дальний Староминского района Краснодарского края.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе была поставлена цель проанализировать, является ли для родителей инвалидность ребёнка трудной жизненной ситуацией. Для проведения исследования использовались методы опроса: беседа и анкетирование. Анализ результатов исследования показал, что все родители, узнав об инвалидности своего ребенка пережили шок. Который длился достаточно долго. После того, когда родители смирились с фактом инвалидности своего ребёнка, для них стали важными такие ценности, как самостоятельность и независимость. Причём эти ценности стали более важными для матерей (62%), чем для отцов (55%). Для отцов более характерно чувство неуверенности в завтрашнем дне, «не знают, что делать дальше» (71% отцов и 53%).

На втором этапе была поставлена цель выявить, имеет ли стратегия совладания родителей с инвалидностью ребёнка как с жизненной трудностью гендерные различия. Для этого использовались методы интервью и тестирование.

Был сделан вывод о том, что 86% матерей принимают стратегию открытого отречения, отвержения ребёнка; у 71% отцов преобладает стратегия принятия ребёнка и его дефекта; 73% отцов в эмоциональном плане более сдержаннее, деятельнее и конструктивнее. Действительно, отцы и матери использовали разные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией.

Т.о. гипотеза о том, что принятие инвалидности ребёнка является для родителей трудной жизненной ситуацией; стратегии совладания родителей с этой жизненной трудностью имеют гендерные различия, подтвердилась.

Мы полагаем, что в дальнейшем данная тема может быть рассмотрена в следующих направлениях:


  • Позиция сиблингов в семьях, где есть ребёнок с ограниченными возможностями;

  • Первая влюблённость у детей с особыми потребностями;

  • Общение ребёнка-инвалида со сверстниками;

  • Проблема «Я-концепции» и самоидентификации ребёнка с ограниченными возможностями.

Петров Алексей,

РГСУ

Научный руководитель

Андреева О.И., к.п.н.
Алкоголизм родителей как фактор

жестокого обращения с детьми
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашей стране долгое время скрывалась проблема жестокого обращения с детьми. В последние годы общество не в состоянии отрицать и умалчивать эту проблему. Анализ случаев пострадавших детей показал, что дети, ставшие жертвой жестокого обращения, нуждаются не только в медицинской, но и в психологической помощи. Значительно чаще подвержены жестокому обращению дети из семей алкоголиков, согласно статистике, ежедневно убегают из дома по этой причине более 200 детей, ежегодно - примерно 50 тыс., а социальных служб занимающихся этой проблемой почти нет.

Цель исследования: выявить влияние алкоголизма родителей на жестокое обращение с детьми.

Мы предположили, что алкоголизм родителей часто провоцирует акты жестокого обращения с детьми, а доминирующим видом насилия над детьми при алкоголизме родителей является психологическое насилие.

В работе рассмотрена проблема жестокого обращения с детьми в современном социуме, дана характеристика видов жестокого обращения.

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми - одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности.

- ежедневно убегают из дома по причине жестокого обращения родителей более 200 детей, ежегодно - примерно 50 тыс., в 2004 г. в г. Москве число таких детей составило примерно одну тысячу;

- 10% из детей-беглецов погибают на улице в результате различных причин;

- около 2 млн. детей попадают под «тяжелую» родительскую руку, каждый 10-й ребенок гибнет, 2 тыс. - заканчивают жизнь самоубийств;

- число зарегистрированных убийств новорожденных в 2004 г. составляло 231 случай (в начале 90-х г. - 102 случая), причем, по данным исследователей, наблюдается увеличение числа преступлений подобного рода;

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Оно выражается в физическом подавлении ребенка, а также в грубом психологическом уни­жении личности ребенка через авторитарный стиль воспитания. В ре­зультате такого стиля воспитания личность ребенка де­формируется — он сам становится агрессивным или, наоборот, тревожным и заискивающим перед окружающими. Но самое печальное, что атмосфера агрессии и отвержения своеобразным способом выталкивает ребенка из семьи.

К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заме­няющими, не связанных с несчастным случаем.

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, про­веденные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет; в воз­расте от 6 до 11 лет — 35%; в возрасте от 12 до 17 лет — 41% .

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как рас­пространенная форма насилия может проявляться в:

1) недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физичес­кой и психологической безопасности, любви, познании;

2) отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;

3) недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

4) причинении умышленного вреда ребенку;

5) воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;

6) эксплуатации ребенка непосильным трудом;

7) воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алко­голизм родителей, употребление наркотиков) и т. д.

Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. Как самостоятель­ная форма жестокого обращения с детьми, психологическое насилие ста­ло предметом исследования специалистов лишь в конце 70 — начале 80-х годов ХХ века.

Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебреже­ние и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое пре­небрежение проявляется в последовательной неспособности родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внима­ние, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологичес­ких нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обраще­нии с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему.

Различные типы разрушительного поведения родителей (или дру­гих взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим дефор­мациям ребенка, снижению его самооценки, веры в себя, к утрате чувства принад­лежности к обществу детей и взрослых, к нарушении. психического здоровья и развития ребенка.

Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений со стороны родителей.

Мы пришли к заключению, что несмотря на разные виды насилия, именно психологическое насилие является основой всех других видов насилия и пренебрежения в отношении детей.

По мнению большинства специалистов, занимающихся этой про­блемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.

Далее нами была рассмотрена проблема алкоголизма в семьях современной России, а также влияние алкоголизма родителей на детей

Общеизвестно, что потребление алкоголя в России является одним из самых высоких в мире. На сегодняшний день, согласно официальной статистике, общее количество потребления алкоголя на душу населения оценивается примерно в 15 л. в год, что утверждению ВОЗ значительно выше допустимой нормы

На распространение алкоголизма в России сильно влияет не только и не столько количество потребляемых напитков, сколько манера их употребления. Типичный для европейцев способ потребления алкогольных напитков – часто, но малыми дозами (скажем, по рюмке красного вина каждый вечер). В России же чаще встречается употребление алкоголя в виде «ударных доз» – большое количество выпитого в сжатые сроки (например, запои по праздникам, когда выпивка измеряется литрами).

Последний раз внедрить в нашей стране систему административных запретов на винопитие попытались при М.С.Горбачеве. Строго говоря, это не было «сухим законом»: по указу «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» 1985 были демонтированы многие ликеро-водочные заводы, проведено уничтожение уникальных виноградников, введены жесткие ограничения на время и количество продажи спиртного, но полного запрета на торговлю спиртным не было. Данное мероприятие резко понизило популярность перестройки, сократило доходы госбюджета, но не дало особого оздоровительного эффекта: сокращение потребления магазинной водки стали восполнять потреблением самогона и суррогатов (технического спирта, одеколона). В конце 1980-х пришлось ограничения отменять. Сегодня отношение к алеоголизации населения более, чем спокойное.

Дети всегда страдают, если кто-то из родителей пьет. В том слу­чае, если алкоголем злоупотребляют оба родителя, жизнь детей пре­вращается в сплошной кошмар. Именно в семьях, где родитель или родители пьют, дети больше всего страдают от различного рода на­силия, прежде всего — психологического.

Чаще всего пьющим родителем оказывается отец. Даже при на­личии заботливой и любящей матери дети в таких семьях испытыва­ют недостаток эмоционального тепла. Мать вынуждена тратить боль­шую часть эмоциональных и физических сил на то, чтобы защитить детей от пьющего мужа и поддерживать материальное благополучие семьи. Это приводит к тому, что дети и их эмоциональные проблемы оказываются на периферии семьи. Таким детям часто приходится играть недетскую роль — защищать мать, контролировать отца. Они становятся свидетелями бытового насилия, часто испытывают на себе физическое и психологическое давление со стороны отца. У матерей снижается чувствительность к тонким переживаниям в силу того, что им постоянно приходится находиться в напряжении и сталкиваться с грубыми эмоциональными проявлениями.

Жизнь семьи ориентирована на пьющего родителя: возникает необходимость следить за тем, чтобы он не пропил деньги, предугадывать алкогольные эксцессы. Настроение и спокойствие всех членов семьи может долгое время определяться тем, в каком состоянии находится отец.

Еще более тяжелым становится положение детей, если пьет мать. Отцы часто оказываются неспособными в таких случаях заботиться о детях и, как правило, не выдерживают и уходят из семьи. Боль­шинство детей, попадающих в приюты при живых родителях, — это дети, у которых матери страдают алкоголизмом.

Атмосфера в этих семьях чрезвычайно конфликтная: скандалы, ссоры, побои... Воспитание осуществляется почти исключительно в форме наказаний.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом — проигнорировать, в тре­тьем — спровоцировать ребенка на тот же поступок. Перепады на­строения родителей, связанные с их самочувствием и степенью их опьянения, приводят то к вспышкам агрессии, направленной, в том числе на ребенка, то к бурным переживаниям собственной виновнос­ти и попыткам «стать хорошей матерью (отцом)».

Весь быт «алкогольных» семей непредсказуем. Родители то уст­раиваются на работу, то подолгу не работают. При хронической бедности иногда появляется достаточно приличные деньги, кото­рые быстро и не по делу тратятся. Несмотря на то, что дети постоянно недоедают и не имеют элементарных вещей, у родителей все­гда находятся средства на выпивку.

В целом жизнь ребенка в такой семье, превращается в непрерывную цепь насилия и жестокого обращения, которая часто впоследствии воспроизводится ребенком на протяжении всей его жизни.

Многие дети ненавидят алкоголизм своих родителей и стыдятся этого.

С целью выявления влияния алкоголизма на жестокое обращение с детьми в данной работе было проведено исследование, которое проводилось на базе МОУ СОШ № 14 г. Азова.

На первом этапе было проведено анкетирование с целью выявить, есть ли элементы насилия в семьях респондентов и какой из видов насилия преобладает.

Мы выяснили, что жестокое обращение присутствует как в обычных семьях, так и в семьях, где родители являются алкоголиками, так как результаты исследования показали, что 34% респондентов наверняка испытывают (или испытывали) на себе физическое насилие,15%-пренебрежение нуждами,18%, возможно, сексуальное насилие и 43%-психологическое насилие.

Далее мы определили количество детей, родители которых злоупотребляют алкоголем. Их оказалось 17%.

На третьем этапе была поставлена цель сравнить показатели частоты последствий психологического насилия у детей из обычных семей, и из семей алкоголиков. Для этого учителям было предложено оценить состояние своих учеников по 5-ти психологическим факторам: страх, ненависть, конфликтность, отзывчивость и доброта по 5-ти бальной шкале (5-максимум проявлений).

Эти критерии как показатели последствий психологического насилия нами были выбраны, опираясь на работу В.В. Ковалева «Психиатрия детского возраста»

В итоге мы выяснили, что из 4-х детей из семей алкоголиков все 100% имеют ярко выраженные последствия психологического насилия, а из других семей таких всего 17%.

Исходя из полученных данных, представляется возможным сделать следующие выводы.

Дети из семей алкоголиков в большей степени подвержены насилию со стороны родителей, в особой мере психологическому, так как, какое бы действие не совершал пьяный родитель по отношению к своему ребенку, какой бы вид насилия он к нему не применял, пострадает в первую очередь именно психика ребенка, то есть психологическое насилие является последствием всех других видов насилия.

Таким образом, гипотезу о том, что алкоголизм родителей зачастую провоцирует акты жестокого обращения с детьми, а доминирующим видом насилия над детьми при алкоголизме родителей является психологическое насилие, следует считать доказанной.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее материала в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних города Азова, «Дома Семьи», «органами опеки и попечительства», «Охраны детства», а также в учебном процессе социальных Вузов при подготовки специалистов по социальной работе.

В дальнейшем мы видим следующие перспективы в разработке данной темы: «Наркомания родителей как фактор жестокого обращения с детьми», «Готовность социальных служб к оказанию первой помощи детям, подвергшимся насилию».

Константинов Николай,

РГСУ

Научный руководитель

Андреева О.И., к.п.н.
Раннее родительство

как социальная проблема
Родители играет значительную роль в жизни каждой личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Но в настоящее время статус родительства значительно снизился в общественном сознании, особенно это касается материнства.

Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери1.

Об ответственном отношении к материнству можно говорить только тогда, когда будущая мать полностью осознает его смысл с общественной и личной, субъективной точки зрения, когда она понимает реальные проблемы, связанные с материнством сознательно берет на себя их решение, правильно готовит себя к их реализации.

Сегодня возраст матерей значительно снижается. Проблема подростковой беременности и родов актуальна не только в нашей стране. Сегодня в мире рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как раннее родительство.

В нашей стране раннее родительство существует уже более 4-х столетий, так как ранние браки в России были повсеместным явлением. А основным и главным содержанием браков было рождение детей. Изменения, характерные для современной семьи и, в частности, для родительства, заставляют обращать пристальное внимание на данную сферу: малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи. Одним из проявлений изменений современной семьи является всё возрастающий феномен раннего родительства.

Исходя из этого, нами была поставлена цель охарактеризовать раннее родительство как социальную проблему.

Мы предположили, что раннее родительство не всегда является девиантным; качество родительства определяется его ценностными ориентациями.

Раннее родительство как социальная проблема отражает как негативные, так и положительные аспекты данного явления. Формы раннего родительства детерменированы особенностями семейных ценностей, родительских установок и ожиданий.

Нами была поставлена цель подтвердить или опровергнуть тезис о том, что раннее родительство не всегда является девиантным. Для этого мы использовали метод вторичной обработки данных. Был проведен анализ Интернет-опроса, который проводился на форуме «Раннее родительство в современном обществе». Мы анализировали только те данные, которые непосредственно прямым или косвенным образом имели отношение к теме нашего исследования.

При анализе мы выяснили, что из числа участников опроса благополучное родительство наблюдается у 37% респондентов. 29% участников опроса имеют негативный опыт, остальные же принимали участие в опросе, так как данная проблема вызвала у них интерес. Таким образом, мы можем предположить, что раннее родительство не всегда является девиантным.

Для подтверждения полученных нами данных мы обратились в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Азова. Начальник Комиссии рассказала, что на учете Комиссии стоит 8 несовершеннолетних матерей и отцов, которых можно отнести к девиантным. Мы полагаем, что в городе с населением в 80 тысяч человек юных родителей значительно больше, но лишь 8 юных матерей являются девиантными.

Если обратиться к общим статистическим данным, то количество несовершеннолетних родителей продолжает возрастать и далеко не все ведут асоциальный образ жизни, среди них встречаются вполне благополучные семьи, заботящиеся о своих детях. Следовательно, раннее родительство не всегда является девиантным.

Далее мы предположили, что качество родительства определяется ценностными ориентациями родительства. Для подтверждения данного предположения был проведен анонимный опрос на базе Зерноградского педагогического колледжа с целью выявления тех ценностных ориентаций, от которых зависит качество родительства.

Проанализировав результаты нашего опроса, мы выяснили, что 58% опрошенных респондентов считают, что смысл и сущность родительства заключаются в единстве между мужем и женой по отношению к детям.

61 % респондентов считают, что родительские чувства занимают особое место в жизни человека.

72 % опрошенных считают родительскую любовь главным чувством. Родительская любовь - один из основных критериев, определяющий качество родительства.

71% респондентов полагают, что чувство ответственности наиболее ярко отражает качество родительства. Родители на протяжении всей своей жизни несут ответственность за своих детей.

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что ценность семьи и родительства достаточно значимы для респондентов.

Далее мы использовали метод ранживания с целью определить значимость ценности родительства в общей структуре ценностей. В качестве респондентов были опрошены 30 молодых людей, жителей г. Зернограда. Им было предложено определить место или ранг значимых для них ценностей.

19% респондентов выбрали для себя главной ценностью любовь;

18 % считают, что это дружба (второе место);

16% респондентов выбрали для себя семью (третье место);

10% опрошенных молодых людей выбрали родительство (пятое место).

Из этого следует, что семейные ценности продолжают занимать достаточно высокий ранг в общей системе ценностей молодых людей. Хотя в СМИ и специальной литературе утвердилась мысль о глубоком кризисе семьи. Видимо кризис семьи не так ярко проявляется в провинции, как это принято считать. Но в то же время только каждый десятый выбрал для себя ценностью родительство. Это является показателем того, что далеко не все молодые люди достаточно высоко оценивают значимость родительства. А, следовательно, можно предположить, что среди оставшихся 90% респондентов, могут иметь и девиантные проявления родительства.

Подведя итог, мы можем сделать вывод о том, что качество родительства определяется ценностными ориентациями родительства.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Мы убеждены, что практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в деятельности Центра планирования семьи, Комиссии по делам несовершеннолетних по профилактике нежелательной ранней беременности. В работе социальных педагогов общеобразовательных учреждений. А также в учебном процессе социальных ВУЗов.

В дальнейшем мы видим следующие перспективы разработки данной темы:

- «Формирование родительства на разных возрастных этапах»;

- «Целенаправленное формирование осознанного родительства как социально-педагогическая проблема».



Воронцова Анастасия

АОМПК

Научный руководитель

Божинская Т.Л.
Ценностные ориентации студенческой молодежи

в вопросах формирования будущей семьи
В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, свингерство, групповой брак и др. За время формирования экономического уклада в России просматриваются и четко наметившиеся изменения семейных установок, семейных ценностей. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетности и социальной патологии. В этих условиях возникла необходимость в исторически беспрецедентной деятельности общества по постоянному осуществлению просемейной политики — по возрождению равноправного положения института семьи среди всех социальных институтов, по социальному поощрению материнства и отцовства, семьи с обоими родителями и несколькими детьми.

Однако ни в нашей стране, ни в других малодетных странах эта социальная необходимость не осознана, поскольку рост однодетных семей и разводов, сожительств и альтернативных семье форм одиночно-холостяцкой жизни не воспринимается общественным мнением как острейшая из социальных проблем. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоциональное положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число гражданских браков увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Состояние современной семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Когда учёные говорят о кризисе семьи, они, как правило, делают акцент на её состоянии как социального института, справедливо полагая, что для общества такой анализ имеет важное значение. Данный подход понятен и в немалой степени справедлив, поскольку семья была, есть и остаётся важнейшим социальным институтом, выполняющим свою главную специфическую задачу - миссию воспроизводства населения. И с этих позиций институт семьи является базовым для социальной системы в целом, а его состояние - важнейшим критерием общественного здоровья. С другой стороны, если социология призвана изучать состояние общественного сознания и тенденции общественного поведения, то следует иметь в виду совершенно иную расстановку акцентов в оценке места семьи в социуме со стороны тех, кто становится обычно объектом эмпирического изучения социологами.


Будучи одним из основополагающих социальных институтов, семья в своем развитии неизбежно отражает существенные тенденции развития всего общества. Семья, таким образом, не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит. Без серьезного анализа процессов, происходящих в сфере семейной жизни невозможно полноценное понимание целостной общественной жизни. Изучение ценностей и ценностных ориентации, в том числе семейных, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и ценностных ориентации относится к ряду важнейших направлений социологии, и неоднократно рассматривались как в отечественных, так и в зарубежных источниках.

В работах отечественных и зарубежных социологов раскрывается содержание понятий «ценность» и «ценностные ориентации»; выделяются типы ценностей и ценностных ориентации, в том числе семейные. На протяжении последних десятилетий во многих странах мира, и, в частности, с конца 1960-х гг. в России, активно исследовались проблемы формирования семейных ценностных ориентации. В их трудах с позиций социальной демографии артикулированы утверждения о крахе российской семьи, вызванном атрибутивными характерами индустриально-рыночной цивилизации; о кризисе, угрожающем самому существованию человеческого рода; о том, что возвращение к нормальному функционированию семьи фактически невозможно. Система ценностей современной молодежи была изучена в исследованиях Карпухина О.И., Гаврилюка В.В. и Трикоза Н.А., была рассмотрена динамика ценностных ориентации в период социальных трансформаций. Богданова Л.П., Щукина А.С. в своем исследовании рассмотрели проблему гражданского брака в современной демографической ситуации. В то же самое время исследования, в которых делается попытка изучения соотношения семейных ценностных ориентации в структуре личности индивидов и их брачным поведением, все еще довольно редки. До сих пор остаётся много невыясненных вопросов по изучению двойственной сути семьи как социального института и как групповой структуры.

В целях изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи в вопросах формирования будущей семьи, нами было проведено исследование, которое показало, что особенности жизненных ценностей, социальных установок молодежи в условиях мегаполиса имеют высокий уровень ориентации студентов на семью; низкий уровень ценностей социальной активности и профессионализма; высокое значение таких ценностей как "хорошая работа", "финансовая независимость", хотя при этом ценности "получения образования" и "высокой квалификации" далеко не на первом месте.

Что касается репродуктивных установок, выяснилось, что среди молодых людей, отношение к институту брака достаточно уважительное, несмотря на распространяемые феминистическими кругами концепции доминирования «гражданского» брака. Ориентация на «одного желаемого» ребенка в молодых поколениях самая высокая. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что репродуктивные намерения молодежи очень низки и депрессивны.

Студенты музыкально-педагогического колледжа, также участвовавшие в исследовании, показали, что желают иметь двух детей - 80%, трех и более детей - 6%, ни одного ребенка - 0%, одного ребенка - 4%.

К внебрачному сожительству большинство респондентов относится положительно: данные отношения позволяют приобрести начальный опыт совместной жизни (70%), такие отношения выгоднее ранних браков, которые распадаются через 5-7 лет (23%), это бесконтрольность чувств, нравственная нечистоплотность, моральная беспринципность - 3%; это ужасно, любовь можно проверить другим способом - 4%.

Мы выяснили, что все 100% респондентов после заключения брака хотят жить отдельно от родителей. На вопрос, «какой должна быть ваша семья», студенты отвечали: «дружной», «счастливой», «независимой», «взаимопонимание, честность, любовь», «полной, обеспеченной, понимающей», «неконфликтной».

Качества, которыми должен(на) обладать будущий супруг(га) выглядят так:

«ответственность» - 93%,

«воспитанность, трудолюбие, честность» - 90%,

«жизнерадостность» - 80%,

«образованность, чуткость»-70%,

«аккуратность» - 60%,

«самоконтроль» - 47%,

«исполнительность» - 43%,

«твердая воля» - 40%,

«рационализм» - 27%,

«независимость» - 23%.



В целом присутствует устойчивая ориентация молодежи на желаемую двухдетную модель семьи, так же можно проследить тенденцию влияния родительской семьи на желаемый состав будущей семьи.

Проранжировав ценности в порядке значимости в их жизни, мы получили следующие результаты: ценность под названием «здоровье» девушки 60% и юноши 47% ставят на первое место. На втором месте у девушек 47% находится «любовь», а у юношей 27% - «активная деятельная жизнь», которая у девушек 27% занимает четвертое место. На третьем месте у юношей 20% - «наличие хороших и верных друзей», у девочек 33% это «счастливая семейная жизнь», в свою очередь у мальчиков 20% эта ценность занимает четвертое место из восемнадцати возможных.


Агафонова Анастасия

АОМПК

Научный руководитель

Николаева А.И. следующая страница >>