Российская федерация министерство сельского хозяйства - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Министерство сельского хозяйства РФ 2 623.27kb.
Российская академия сельскохозяйственных наук Министерство сельского... 4 1047.29kb.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь 2 631.74kb.
Российская Федерация Ростовская область Мартыновский район муниципальное... 1 135.75kb.
Министерство сельского хозяйства РФ 1 282.47kb.
Дата и Место проведения: Казахстан, юко, г. Шымкент 23-24 ноября... 1 67.56kb.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия ростовской области 1 73.45kb.
Министерство сельского хозяйства 1 26.14kb.
Министерство сельского хозяйства 1 535.51kb.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия ростовской области 1 109.54kb.
Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства: Сорокин Анатолий... 1 62.81kb.
«Альдегиды и кетоны» 1 50.11kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Российская федерация министерство сельского хозяйства - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГБОУ ВПО ОРЁЛ ГАУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Основной образовательной программы (ООП)




Специальности: 250203 Садово-парковое и ландшафтное строительство




Дисциплина ОД.10 Химия

Орел, 2012

Одобрена Составлена в соответствии с

ПЦК «МиЕНД» Государственными требованиями

Протокол № «___» от «__________» к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников по

специальности

250203 «Садово-парковое и

ландшафтное строительство»

Председатель ПЦК «МиЕНД» Заместитель директора

Протокол № ____от «______» по учебной работе

___________________ М.И.Столярова. _____________А.В.Кондыков

«__» ___________ 2012 г. «___» ____________ 2012 г.

Автор: преподаватель ПЦК « Математических и

естественнонаучных дисциплин» Н.В. Котова

Рецензенты:

внешний:

внутренний: Е.С.Винокурова

Преподаватель

многопрофильного колледжа

ФГБОУ ВПО Орел ГАУ


Пояснительная записка

Данная рабочая программа устанавливает базовые знания в области дисциплины «Химия». Рабочая программа рассчитана на 167 часов. Рабочая программа состоит из 2 разделов, в которых рассматриваются следующие вопросы:

раздел I "Общая и неорганическая химия";

раздел II: "Органическая химия"

В каждом разделе определен перечень тем, рекомендованных для изуче­ния, лабораторных и практических занятий Последовательность изучения тем программы раскрывается в тематическом плане. По каждой учебной теме приводятся обобщенные требования к знаниям и умениям студентов.

Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с рабочей программой, заменять отдельные лабораторные работы в зависимости от конкретных условий и оснащения химических лабораторий. Однако, во всех случаях важно сохранять общеобразовательную задачу курса химии, формировать уровень подготовки, определенный требованиями к уровню подготовки студентов.

Рабочая программа по химии разработана для средних специальных учебных заведений, обучение в которых осуществляется на базе основного общего образования и предназначена для дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, полученных студентами в VIII-IX классах.

В процессе обучения предусматривается использование основных форм обучения. Освоение нового материала предполагает следующие формы проведения занятий: лекции, конференции, анализ производственных ситуаций. Предусматривается самостоятельная работа с литературой, справочными и методическими пособиями.

Проверка знаний студентов осуществляется в форме текстового контроля, устного и письменного контроля знаний.

В результате изучения дисциплины студент должен:



иметь представление:

– о формировании знаний основных теоретических положений по химии как одной из важнейших естественных наук;


знать:

– применение изученных теоретических положений при рассмотрении классов неорганических и органических веществ и их конкретных соединений;


уметь:

– умение решать задачи и выполнять упражнения, лабораторные и практические задания

- умение связывать свойства веществ с их применением раскрывать сущность глобальных проблем человечества и объяснять роль химии в их решении.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование разделов и тем

Максимальная

Количество часов при очной форме обучения

Самостоятельная

ВСЕГО

В том числе на

Лабора-торные занятия

Практи-ческие занятия

1

2

3

4

5

6

7




Раздел I. Общая неорганическая химия

70

50

8

10

20

1.

1.1 Основные химические понятия и законы химии

6

4




2

2

2

1.2 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете современных представлений о строении атома

6



4




2

2

3

1.3 Химическая связь. Строение вещества

3

2







1

4

1.4 Закономерности протекания химических реакций

6

4







2

5

1.5 Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов. Электролиз солей

13



8

4

2

5

6

1.6 Окислительно-восстановительные реакции

3

2







1

7

1.7 Химия металлов

13

10

2

2

3

8

1.8 Химия неметаллических элементов

15

12

2

2

3

9

1.9Обобщение знаний по общей и неорганической химии

3

2







1




Контрольная работа №1

2

2













Раздел II. Органическая химия

97

67

12

4

30

10

2.1 Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова

3

2







1

11

2.2 Предельные углеводороды (Алканы)

13

8







5

12

2.3 Непредельные углеводороды

16

10

2




6

13

2.4 Ароматические углеводороды

6

4







2

14

2.5 Природные источники углеводородов

2

2










15

2.6 Спирты. Фенолы

8

6

2




2

16

2.7 Альдегиды и кетоны

8

6

2

2

2

17

2.8 Карбоновые кислоты

8

6







2

18

2.9 Сложные эфиры. Жиры

6

4

2




2

19

2.10 Углеводы

6

4







2

20

2.11 Азотосодержащие соединения. Амины. Аминокислоты. Белки.

8

6

2




2

21

2.12 Синтетические высокомолекулярные соединения.

6

4

2

2

2

22

2.13 Обобщение знаний по органической химии

3

2







1

23

2.14 Обобщение знаний по неорганической и органической химии

4

3







1




Всего по дисциплине

167

117

20

14

50

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1.1 Основные химические понятия и законы химии

В результате изучения темы 1.1 студенты должны:

Иметь представления о строении вещества.

знать: формулировки основных законов химии; состав, названия и харак­терные свойства основных классов неорганических соединений.

уметь: производить расчеты по химическим формулам и уравнениям ре­акции, определять типы химических реакций, характеризовать свойства классов неорганических соединений, составлять генетические ряды, образованные классами неорганических соединений.

Содержание темы:

Строение вещества. Валентность, Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим уравнениям. Состав, названия и характерные свойства оксидов, оснований кислот, солей.

Практическое занятие №1.

Расчеты по химическим формулам и уравнениям.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система

Д И.Менделеева в свете современных представлений о строении атома

В результате изучения темы 1.2 студенты должны.

Иметь представление: о закономерностях изменения свойств элементов и их соединений (оксидов, гидроксидов) в пределах глазных подгрупп. Валентные возможности атомов разных элементов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира.

знать: современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И Менделеева

уметь: определять элемент по описанным свойствам, определять элемент по электронной формуле: устанавливать по порядковому номеру элемента но­мер периода и номер группы в которых он находится, а также формулы и ха­рактер высшего оксида и соответствующего ему гидроксида; записывать электронную формулу данного элемента и сравнивать с окружающими его элемен­тами в периоде и группе.

Содержание темы:

Строение атома Заряд ядра порядковый номер и масса атома. Изотопы стабильные и радиоактивные. Расположение электронов в атомах по энергети­ческим уровням. Главное квантовое число. Понятие о s- p-; d-; f- электронных облаках.

Современная формулировка периодического закона Периодическая си­стема химических элементов в свете теории строения атома. Распределение электронов в атомах первых четырех периодов. Валентные электроны. Пред­ставление о s-: p- d-, f- элементах.

Практическое занятие №2. Составление электронных формул атомов элементов и графических схем (энергетических диаграмм), заполнения их элек­тронами.

Характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе. Определение элемента по его электронной формуле. Определение с помощью Периодической системы формул высших оксидов, их характеристика.

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

-- работа с интернет источниками

Тема 1.3 Химическая связь. Строение вещества

В результате изучения темы 1.3 студенты должны.

Иметь представление: о типах химической связи, и их характеристиках.

знать: виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ион­ная, водородная, металлическая,) Механизмы образования: донорно-акцепторный механизм, обменный механизм образования. Кратные химические связи.

уметь:определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений. Определять способность атомов образовывать молекулы.

Содержание темы:

Характеристик химической связи: энергия, длинна, валентный угол, дипольный момент. Ковалентная связь. Характеристика ковалентной связи по способу ее образования. Электроотрицательность различных элементов. Полярная и неполярная ковалентная связь. Кратная химическая связь. Водо­родная связь.

Ионная связь Степень окисления элементов в сложных веществах, прави­ла ее нахождения.

Металлическая связь.Вещества молекулярного и немолекулярного (кристаллического) строения. Типы кристаллических решеток.

Водо­родная связь. Ее биологическое значение.

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);


Тема 1.4 Закономерности протекания химических реакций

В результате изучения темы 1.4 студенты должны.

Иметь представление: об основных типах химических реакций и их механизмах протекания.

знать:основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия.

уметь: выявлять условия протекания обратимой реакции в нужном направлении применять понятия; прямая и обратная реакции; эндо- и экзотер­мические реакции: скорость химической реакции; химическое равновесие и условия его смещения

Содержание темы:

Основные виды химических реакций и процессов. Скорость химических реакций. Факторы влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, поверхность соприкосновения реагентов, концентрация веществ, температура, катализатор. Закон действующих масс.

Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. Сдвиг рав­новесия влияние температуры, давления, концентрации. Удаление продукта из сферы реакции. Принцип Ле-Шателье.

Практическое занятие №3. Расчет скоростей химических реакций. Упражнения на смещение химического равновесия. Определение условии протекания обратимой реакции в нужном направлении.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;


Тема 1.5 Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов. Электролиз солей

В результате изучения темы 1.5 студенты должны.

Иметь представление: о дисперсных системах. Растворах как физико-химических системах.

знать:теорию электролитической диссоциации Аррениуса и иметь понятие о современной теории кислот и оснований; иметь представление о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей.

уметь: записывать уравнения реакций ионного обмена, определять кис­лотность растворов кислотно-основными индикаторами; составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей; предсказывать реакцию среды в растворах солей; решать задачи на концентрацию растворов.

Содержание темы:

Дисперсные системы. Растворы как физико-химические системы. Насы­щенные и ненасыщенные растворы. Концентрация вещества в растворе по массовой ноле (в %). Диссоциация кислот, оснований и солей в водных рас­творах. Вода как полярный растворитель. Роль воды в электролитической диссоциации. Гидратация ионов. Кристаллогидраты. Ступенчатость процесса диссоциации солей многоосновных кислот и оснований многовалентных ме­таллов. Определение кислоты, соли и основания с позиций теории электроли­тической диссоциации Ионые реакции. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Условия необратимости реакций в растворах.

Кислотность растворов. Понятие о рН. Шкала рН Использование кислотно-основных индикаторов.

Гидролиз солей Знамение гидролиза в химических процессах, его практи­ческое использование

Представление о современной (протолитической) теории кислот и оснований.

Электролиз Ряд стандартных электродных потенциалов Процессы, про­текающие на катоде и аноде

Практическое занятие №4. Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах Составление формул кислых и основных солей. Расчетные задачи на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.

Практическое занятие №5. Составление схем электролиза растворов солей. Решение расчетных задач на электролиз.

Лабораторное занятие №1. Реакции ионного обмена.

Лабораторное занятие №2. Испытание растворов солей индикаторами.Гидролиз солей.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

-- работа с лабораторным практикумом.

Тема 1.6 Окислительно-восстановительные реакции.

В результате изучения темы 1.6 студенты должны.

Иметь представление: о видах и типах окислительно-восстановительных процессов.

знать:основные понятия и сущность окислительно-восстановительных ре­акций, правила составления уравнений окислительно-восстановительных ре­акций методом электронного баланса.

уметь:классифицировать реакции сточки зрения степени окисления определять и применять понятия - степень окисления, окислители и восстано­вители, процессы окисления и восстановления: составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении.

Содержание темы:

Виды окислительно-восстановительных реакций. Закономерности их про­текания. Расстановка коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и технике.
Практическое занятие №5. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Определение
окислителей и восстановителей.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

  • подготовка к практическому занятию по теме.


Тема 1.7. Химия металлов

В результате изучения темы 1.7 студенты должны.

Иметь представление: об общих сведениях о металлах.

знать: положение металлов в периодической системе, особенности строе­ния их атомов: состав, свойства, получение и применение важнейших химиче­ских соединений металлов; общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I-III групп; свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы - железа, меди и хрома; понятие о коррозии и способы защиты металлов от коррозии.

уметь: составлять электронные формулы атомов металлов малых и боль­ших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений, находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы; объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия; давать определения и применять понятия металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов.

Содержание темы

Общие сведения о металлах Положение металлов в периодической систе­ме химических элементов и особенности электронного строения их атомов, Металлическая связь. Кристаллическое строение металлов Сравнительная ха­рактеристика физических и химических свойств металлов, оксиды и гидроксиды металлов. Металлы в современной технике. Сплавы.

Возможность получения разлитых композиционных материалов. Хими­ческая и электрохимическая коррозия металлов Защита от коррозии. Ингиби­торы. Обзор металлов по группам периодической системы химических эле­ментов Д.И Менделеева Металлы главных подгрупп 1-111 групп периодической системы.

Сравнительная характеристика подгрупп щелочных и щелочноземельных металлов Характеристика алюминия, его оксида и гидроксила. Алюминотермия. Сплавы на основе алюминия, их применение.

Металлы побочных подгрупп (хром, медь, железо). Строение атомов. Свойства химических элементов. Краткие сведения о важнейших соединениях хрома, меди железа, оксиды и гидроксиды. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали, важнейших сплавов железа.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием соединений алюминия, меди, хрома; марганца Расчетные задачи

Лабораторное занятие №3: Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа, хрома и меди

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

  • подготовка к тестовому зачету.


Тема 1.8 Химия неметаллических элементов

В результате изучения темы 1.8 студенты должны.

Иметь представление: об общих сведениях о неметаллах.

знать: положение неметаллов в периодической системе химических эле­ментов, особенности строения их атомов; состав, свойства, получение и при­менение важнейших химических соединений неметаллов.

уметь: характеризовать общие свойства неметаллов; составлять химиче­ские формулы водородных, кислородных соединений, кислот: распознавать хлорид-, сульфат- и карбонат- анионы; выполнить химические опыты, под­тверждающие свойства изученных неметаллов и их важнейших соединений

Содержание темы:

Общие сведения о неметаллах. Положение неметаллических элементов в периодической системе. Особенности электронного строения их атомов. Строение простых веществ, их свойства. Сравнение окислительных и восста­новительных свойств неметаллов. Характеристика свойств неметаллов; гид­роксидов, водородных соединений Кислородсодержащие кислоты.

Обзор неметаллов (по группам)

Подгруппа галогенов Свойства и применение галогенов. Последователь­ность вытеснения их друг другом из растворов солей. Сравнительная характе­ристика водородных соединений галогенов. Хлороводородная кислота ее свойства Распознавание галогенов.

Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов подгруппы кислорода. Сравнение свойств водородных соединений (вода сероводород). Оксиды серы. Серная кислота, ее свойства и значение. Отношение разбавленной и концентрированной серной кислоты к различным металлам

Подгруппа азота. Характеристика элементов подгруппы азота. Аммиак его строение, свойства.

Соли аммония. Оксид азота. Их свойства Загрязнение атмосферы оксидами азота. Азотная кислота Взаимодействие разбавленной и концент­рированной азотной кислоты с различными тяжелыми металлами. Применение азотной кислоты и ее солей Соблюдение строгой дозированности при ис­пользовании азотных удобрений Содержание нитратов а пищевых продуктах и последствия их действия на организм. Краткая характеристика свойств фосфора и его важнейших соединений. Значение ортофосфорной кислоты и ее солей

Подгруппа углерода Положение углерода в периодической системе хи­мических элементов. Сравнение электронного строения атомов углерода и кремния. Аллотропия углерода. Адсорбционная способность активированного угля. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов углерода и кремния. Соединения углерода и кремния в природе. "Парниковый эффект" как следствие накопления оксида углерода (IV) в природе.

Генетическая связь между классами неоргани­ческих соединений. Составление уравнений реакции к цепочке схем предло­женных превращений. Расчеты по химическим уравнениям.

Лабораторное занятие №4. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат- и карбонат- анионы.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

  • подготовка к тестовому зачету.


Тема 1.9 Обобщение знаний по общей и неорганической химии

Взаимосвязь между простыми веществами и их соединениями. Генетиче­ская связь между основными классами неорганических соединений. Контрольная работа № I.

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка к контрольной работе.


РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 2.1 Основные положения теории химического строения органических соединений A.M.Бутлерова

В результате изучения темы 2.1 студенты должны.

Иметь представление: об основных направлениях в изучении органической химии, органических веществах.

знать: что изучает органическая химия;

уметь: строить структурные формулы. Составлять реакции радикального и ионного типов.

Содержание темы:

основные положения теории хи­мического строения А.М.Бутлерова; явление изомерии; понятие углеводородов; способы разрыва ковалентной связи. Органическая химия - химия соединений углерода .Теория химического строения А М Бутлерова Ее основные положения Зависимость свойств органических веществ от химического строения. Понятие углеводородов. Структурные формулы. Изомерия особенность электронного строения атома угле­род. Причины многообразия органических соединений Два способа разрыва ковалентных связей в молекулах органических соединений. Понятие о соответствующих им реакциях радикального и ионного типов.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

Тема 2.2 Предельные углеводороды (Алканы)

В результате изучения темы 2.2 студенты должны.

Иметь представление: о классе алканов и циклопарафинов.

знать: общую формулу алканов характер связи в их молекулах: понятие гомологов: ( правила систематической номенклатуры ИЮПАК), для алканов: эмперические названия изучаемых алканов, свойства и практическое значение изученных алканов. Основных представителей циклопарафинов.

уметь: называть алканы по рациональной и систематической номенклатуре составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенпроизводных, составлять уравнения химических реакций, подтверж­дающих свойства предельных углеводородов. Называть циклопарафины и составлять их формулы.

Содержание темы:

Предельные углеводороды, общая формула состава, гомологическая раз­ность. Химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp-гибридизация. Понятие углеводородного радикала. Изомерия углеводородного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенпроизводных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания.

Метан, свойства, применение. Вопросы экологии. Основные характеристики класса циклопарафинов.

Практическое занятие №6 Выполнение упражнений на составление структурных формул изомеров и названий по систематической (международной) номенклатуре алканов.Качественное определение углерода и водорода в органических веществах. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

  • работа над творческими заданиями по теме.


Тема 2.3 Непредельные углеводороды

В результате изучения темы 2.3 студенты должны.

Иметь представление: о различных классах непредельных углеводородов и их основных свойствах.

знать: общую формулу алкенов, алкинов, диеновых углеводородов; гомо­логический ряд и виды изомерии; их химические свойства и практическое применение.

уметь: составлять структурные формулы алкенов, алкинов. диеновых уг­леводородов; называть их по систематической номенклатуре: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства непре­дельных углеводородов; определять го характерным реакциям непредельные

углеводороды: применять правила безопасности при работе с органическими веществами

Содержание темы:

Алкены. Общая формула алкенов. Этилен его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и sp'-гибридизация атомов углерода Го­мологический ряд этиленов. Систематическая номенклатур. Получение алкенов. Химические свойства алкенов реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ (на примере пропена). Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Понятия мономер, полимер, степень полимеризации. Свойства полиэтилена. Применение этиленовых углеводородов.

Диеновые углеводороды - углеводороды с двумя двойными связями. По­нятие о диеновых углеводородах: их общая формула; систематическая номен­клатура: виды изомерии Сопряженные системы с открытой цепью (на приме ре бутадиена - 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с со­пряженными двойными связями. Химические свойства диенов а сравнении с алкенами. Способность диенов к реакции присоединения по месту - 1,4. Окис­ление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена - 1,3 и изопрена. Природный и синтетический каучуки их применение.

Алкины. Ацетилен его структурная и электронная формулы: sp- гибри­дизация углеродного атома Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая и рациональная но­менклатура алкинов. Химические свойства Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетилена) Реакция полимеризации Окисление пермангана­том калия. Реакция М Г. Кучерова. Получение и применение ацетилена.

Практическое занятие №7. Решение расчетных задач. Названия непре­дельных углеводородов по систематической и рациональной номенклатуре по формулам и составление формул, исходя из их названий.
Лабораторное занятие №5. Получение этилена. Изучение его свойств

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка к лабораторной работе.


Тема 2.4 Ароматические углеводороды

В результате изучения темы 2.4студенты должны.

Иметь представление: об ароматических соединениях, их строении и свойствах.

знать: строение молекулы бензола; зависимость химических свойств от строения молекулы; практическое применение бензола и его гомологов; о ток­сичности ароматических углеводородов.

уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола, объяснять взаимное влияние атомов в молекуле толуола, подтверждать уравнениями реакций генетическую взаимосвязь между углево­дородами разных гомологических рядов; составлять уравнения реакций пре­вращения алканов и циклоалканов в ароматические углеводороды. Называть углеводороды ряда-бензола по рациональной номенклатуре, давать эмпири­ческие названия.

Содержание темы:

Бензол Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бен­зольном кольце (sр2-гибридизация). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью. Делокализация р-электронов.

Названия углеводородов ряда бензола по рациональной номенклатуре. Эм­пирические (тривиальные) названия. Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов

Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение о-крезола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола Стирол - важнейшее производное бензола. Строение, свойства стирола Полимеризация стирола.

Взаимодействие стирола с бромной водой и перманганатом калия.

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка к лабораторной работе.

Тема 2.5 Природные источники углеводородов

В результате изучения темы 2.5 студенты должны.

Иметь представление: об основных источниках углеводородов в природе. Добыче и их использовании.

знать: Состав природного и попутного нефтяного газов, углеводородный состав и свойства нефти, сущность крекинга, основ­ные продукты, получаемые из нефти, их применение, сущность процесса кок­сования угля

уметь: объяснять процесс перегонки нефти: составлять уравнения реакции термического разложения углеводородов.

Содержание темы:

Природные и попутные нефтяные газы Их состав Использование нефтя­ных газов. Нефть Состав и свойства нефти Фракционная перегонка нефти и применение ее продуктов. Уголь, его химическая переработка. Коксование угля. Проблема получения жидкого топлива из угля.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с учебником;

  • работа с Интернет источниками,

  • подготовка докладов и презентаций по темам.


Тема 2.6 Спирты. Фенолы

В результате изучения темы 2.6 студенты должны.

Иметь представление: о классах спиртов. Их классификации и строении.

знать: определение, состав, строение, применение, промышленное получе­ние спиртов и фенолов; меры по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол; о губительном действии на организм человека спиртов

уметь: составлять структурные формулы спиртов и фенолов; пользоваться систематической номенклатурой; подтверждать уравнениями реакций химиче­ские свойства и получение спиртов и фенолов.

Содержание темы: Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура.

Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов. взаимодей­ствие галогенопроизводных углеводородов с щелочью; восстановление альде­гидов. Межмолекулярные водородные связи и их влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов. Реакции с участием водорода, входящего в состав гидроксильной группы спиртов: взаимодействие с щелочным металлом - образование алкоголята; взаимодействие спиртов со спиртами образование простых эфиров Реакции всей группы - ОН реакции ионного замещения / взаимодействие с галогеноводородами. дегидратация спиртов/

Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека Генетическая связь между углеводородами и спиртами

Многоатомные спирты их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина.

Фенолы. Определение класса фенолов Их строение Функциональная группа - ОН; взаимное влияние атомов в молекуле. Сравнение кислотности спиртов и фенолов. Способы получения фенола. Химические свойства фенола. Реакции на функциональную группу фенолов (-ОН), взаимодействие с натрием, с щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (III). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрирование.

Лабораторное занятие №6. Химические свойства спиртов и фенолов.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

  • подготовка к тестовому зачету.

Тема 2.7 Альдегиды и кетоны

В результате изучения темы 2.7 студенты должны.

Иметь представление: Об основных представителях класса альдегидов, их промышленном значении.

знать:строение молекул альдегидов и кетонов, их функциональные группы; сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов; о токсичности действия альдегидов и кетонов на живые организмы

уметь: составлять структурные формулы альдегидов и кетонов; называть альдегиды по рациональной и систематической номенклатуре; составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов Содержание темы:

Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура Получение и свойства альдегидов. Реакция ионного присоединения по карбонильной группе (взаимодействие с водородом, водой, спиртом, аммиачным раствором оксида серебра). Реакция окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) - качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид Полимеризация. Конденсация" формальдегида с фенолом Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. При­менение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

Практическое занятие №7 Закрепление и углубление знаний о строении

номенклатуре и свойствах альдегидов. .Выяснение взаимосвязи между строе­нием и свойствами карбонильных соединений.

Лабораторное занятие №7. Окисление спирта в альдегид Окисление аль­дегидов гидроксидом меди (II)

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка к тестовому зачету.

Тема 2.8 Карбоновые кислоты.

В результате изучения темы 2.8студенты должны.

Иметь представление: о классе карбоновых кислот, их тривиальной номенклатуре. Значении и применении этих соединений.

знать: эмпирические названия изучаемых предельных монокарбоновых кислот, зависимость свойств карбоновых кислот от строения карбоксильной группы и взаимному влиянию атомов в молекуле, области применения карбоновых кислот.

уметь: составлять формулы карбоновых кислот; называть их по система­тической номенклатуре; составлять уравнения реакций, подтверждающих хи­мические свойства и способы получения карбоновых кислот.

Содержание темы:

Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы Взаимное влияние карбоксильной группы и углеводородного радикала Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура.

Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции, сопровождающиеся разрывом О-Н связи в карбоксильной группе (кислотная диссоциация); устойчивость карбонат-аниона (делокализация заряда) взаимодействие с некоторыми металлами и щелочами (реакции солеобразования) Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот; муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция "серебряного зеркала". Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот.

Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Применение карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах.
Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка к тестовому зачету.


Тема 2.9 Сложные эфиры. Жиры

В результате изучения темы 2.9 студенты должны.

Иметь представление: О классе сложных эфиров и жиров.

знать: строение, свойства, получение и применение сложных эфиров, пре­вращение жиров пищи в организме.

уметь:называть сложные эфиры по систематической номенклатуре: со­ставлять уравнения реакций характеризующих химические свойства сложных эфиров.

Содержание темы:

Строение и определение сложных эфиров (общая формула). Реакция этерификации. Об­ратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение, роль в природе. Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров; гидролиз жиров: их окисление; гидрирование жидких жиров.

Лабораторная работа №8. Генетическая связь между углеводородами спиртами, простыми эфирами альдегидами, кетонами. карбоновыми кислотами и сложными эфирами. Закрепление знаний функциональных групп и свойств соединений, относящихся к различным классам.

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

  • подготовка к лабораторной работе по практикуму.


Тема 2.10 Углеводы

В результате изучения темы 2.10 студенты должны.

Иметь представление: об углеводах и их биологическом значении.

знать: строение моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), свойства глюкозы, саха­розы, крахмала, целлюлозы и их применение

уметь:составлять уравнения реакций, характеризующих углеводы уста­навливать взаимосвязь между строением и свойствами углеводов.

Содержание темы:

Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосин­тезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изомерии моносахаридов Изображение формулы D – глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты; Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое) Значение глюкозы и ее про­изводных для человека Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине "С" (аскорбиновая кислота) Фруктоза - структурный изомер глюкозы Строение и свойства фруктозы.

Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II). Гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакции с йодом, гидролиз Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение.

Лабораторное занятие №9. Химические свойства глюкозы, сахарозы,

крахмала.

Самостоятельная работа студента:


  • работа с конспектом лекций;

  • составление таблиц,

  • работа с учебником;

  • работа с Интернет источниками,

  • подготовка к тестовому зачету.


Тема 2.11 Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты. Белки.

В результате изучения темы 2.11 студенты должны.

Иметь представление : о классах аминов и их классификации.

знать: названия аминов; свойства алифатических и ароматических аминов (амина и анилина) и их применение; строение альфа-аминокислот, структуру белка, свойства и значение белков.

уметь: доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами; сравнивать свойства алифатических и ароматиче­ских аминов; объяснять химические свойства аминокислот на основании вза­имного влияния функциональных групп друг на друга; определять наличие белковых соединений качественными реакциями.

Содержание темы: Амины, Классификация, Изомерия и номенклатура аминов. Получение алифатических аминов из галогенопроизводных при действии аммиака, вос­становление нитросоединений (реакция Зинина) Основные свойства аминов.

Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств мети­ламина и диметиламина.

Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе Производство красителей, взрывчатых веществ, ле­карственных препаратов

Понятие об аминокислотах. -аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии.

Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе, амфотерность аминокислот. Взаимодействие с кислотами и с щелочами: образование пептидов (рассмотрение реакций образования пептидов из аминокислот).

Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировка Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков Ферменты Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. При­менение ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней.Лабораторное занятие. Изучение свойств белков.

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка к тестовому зачету.


Тема 2.12Синтетические высокомолекулярные соединения.

В результате изучения темы 2.12 студенты должны.

Иметь представление: о высокомолекулярных соединениях и их значении.

знать: состав, строение и свойства полимеров. Их применение и промышленное значение.

уметь: составлять уравнение реакций получения полимеров.

Содержание темы:

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризацией поликонденсации Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон) Роль химии в создании новых материалов. Практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов. Необходимость создания полимеров, располагающихся в естественных условиях и не загрязняющих, окружающую среду.

Лабораторное занятие №10. Распознавание пластмасс и химических волокон.


Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

  • подготовка докладов (по желанию студентов);

Тема 2.13 Обобщение знаний по органической химии.

В результате изучения темы 2.13 студенты должны.

Иметь представление: об органической химии как науке.

знать: состав, названия и свойства представителей важнейших классов ор­ганических соединений, их функциональные группы, практическое значение изучаемых органических веществ.

уметь: составлять структурные формулы органических веществ изучаемых классов, распознавать номерные вещества по структурным формулам: составлять уравнения химических реакции, подтверждающих свойства изу­ченных органических веществ, их генетическую связь; выполнять обозначенные в программе химические эксперименты, распознавать органические вещества по соответствующим признакам; проводить расчеты по химическим уравнениям с применением органических веществ

Генетическая связь между важнейшими классами органических соединений

Зависимость между составом, строением и свойствами органических веществ.

Тема 2.14 Обобщение знаний по неорганической и органической химии

В результате изучения темы 2.14 студенты должны.

Иметь представление: об общих законах и понятиях в химии. Основных классах неорганических и органических веществ.

знать: законы и теории химии: классификацию химических реакций и условия их течения; иметь представления о роли химии в решении глобальных проблем человечества и воздействии химических соединений на организм человека.

уметь: составлять цепочки превращений, указывая условия процесса син­теза органических и неорганических веществ: проводить простейшие синтезы органических и неорганических соединений, решать расчетные задачи по формулам и уравнениям реакций" оказывать первую помощь при химических отравлениях.Законы и теории химии. Химические реакции, их классификация и условия протекания. Химия в жизни общества. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

Самостоятельная работа студента:



  • работа с конспектом лекций;

  • работа с учебником;

Список используемой литературы
Основная литература
1. Габриелян О.С. Химия: учебник / Ф.Н.Маскалев- М.: издательство ООО Дрофа, 2012г.-538с.

2. Рудзитис Г.Е. Химия: учебник /Ф.Г.Фельдман -М.: издательство Просвещение, 2008г.-201с.



Дополнительная литература
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010г.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2011г.

3.Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2011г.

4. Методические пособия по дисциплине Химия (электронный ресурс)

5.Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2011г.

6.Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М. 2008г.



7.Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2008г.