Роль физического воспитания в жизни школьников и студенческой молодежи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы экологического образования и воспитания студенческой молодежи... 1 53.81kb.
Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания... 3 1087.96kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 116.64kb.
Психология физического воспитания и спорта 1 29.24kb.
«Акмеологический подход к развитию образовательной системы школы» 1 98.36kb.
Российский государственный социальный 3 1113.18kb.
Молодежи республики беларусь 1 33.1kb.
Формула специальности: Специальность 13. 00. 04 – «Теория и методика... 1 82.06kb.
Программа составлена: Утверждена на заседании кафедры ст преподавателем 1 372.4kb.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников 1 368.08kb.
Становление гражданственности студенческой молодёжи как фактор формирования... 1 349.19kb.
Физическое воспитание студентов вузов в кнр 1 85.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Роль физического воспитания в жизни школьников и студенческой молодежи - страница №1/1

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ковтун О. Г.

Курский государственный университет

Ковтун Р. П.

Курский государственный медицинский университет
Key words: physical education, health, physical culture and sport, student, safety engineering, physical training, kind of sport, physical efficiency, accidents prevention.

Summary: physical education plays an important role in the life of children and youngsters because it helps to keep them fit, to be ready to difficulties, to reach their goals. It is important to know that a systematical physical training helps to be young, healthy, and cheerful. Those are the factors of creative activity.
В нашей стране предметом постоянной заботы государства является физическое воспитание подрастающего поколения, задачей которого является обеспечение воспитания, начиная с самого раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил. Формированию жизненно необходимого двигательного опыта требуется как можно больше уделять внимания в детском, подростковом и юношеском возрасте. Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании человеческих способностей, физической природы.

Основные задачи физического воспитания в школах:

- содействие физическому развитию учащихся, укреплению здоровья;

- формирование правильной осанки;

- содействие развитию двигательных качеств;

- сообщение сведений из области физической культуры и спорта;

- воспитание морально-волевых качеств, формирование культуры поведения;

- воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой;

- содействие проявлению интереса к занятию спортом.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности и инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Можно отметить следующие формы работы по физическому воспитанию детей школьного возраста: уроки физической культуры, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен), внеклассная и внешкольная работа, занятия физическими упражнениями дома [2].

При организации занятий учащимся следует строго соблюдать правила техники безопасности. На каждом уроке решается комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к школьникам с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенностей развития психических свойств и качеств является главным требованием современного урока. Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Оценка успеваемости в большей мере должна складываться из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося.

В массовых общеобразовательных школах у учащихся начальных классов должны быть сформированы общие жизненно необходимые навыки и физические качества в прыжках, метании, беге, лазании, подтягивании, плавании.

Занятия для школьников 5-8 классов должны быть более специализированными, включать элементы различных видов спорта. Прирост мышечной массы должен быть равномерным [4]. 50-60% времени на уроке должно быть отведено на развитие общей физической подготовки. Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального дыхания. Обучение в средних и старших классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдаются повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы.

Физическое воспитание старшеклассников должно обеспечить физическую пригодность выпускников для службы в армии. Школьникам должна быть предоставлена возможность занятий избранным видом спорта. За время обучения школьники должны получить теоретические знания по гигиеническим основам физического воспитания. Необходимое условие решения задач физического воспитания – соблюдение правил личной гигиены, режима учебы и отдыха, регулярные занятия физическими упражнениями. Необходимо ознакомить учащихся с основами техники различных видов спорта, профилактикой травматизма. Теоретические знания с практическими навыками должны способствовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта.

Физическое воспитание школьников – сложный педагогический процесс, эффект которого определяется комплексным подходом к решению вышеперечисленных задач и использованием всех основных форм работы [2]. Учащиеся должны стать здоровыми людьми и полноценными гражданами современного общества.

Обучение в вузе – сложный и длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологических функций молодых людей. При поступлении в высшее учебное заведение у вчерашних школьников происходит нарушение жизненного стереотипа. Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в вуз происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на нервную систему. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, новыми жизненными ситуациями [1].

К сожалению, в высшие учебные заведения поступает значительная часть физически слаборазвитых абитуриентов, не имеющих необходимых знаний о закаливании, суточном режиме, правильном питании, личной гигиене. Многие выпускники не могут выполнить контрольные нормативы в беге на различные дистанции, в прыжках в длину с места, в подтягивании. На призывных пунктах выбраковывается значительная часть выпускников школ [4]. С каждым годом жизнь и учеба студенческой молодежи становится интенсивнее, требуя рационального расходования времени и сил. В этих условиях одним из средств повышения умственной и физической работоспособности может стать физическое воспитание [3].

Современное общество требует от системы высшего образования подготовку специалистов, нравственно и физически здоровых, имеющих фундаментальные знания, способных к творческому решению любого вопроса. Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной познавательной и учебно-трудовой деятельности. К сожалению, экономические и социальные причины не позволяют увеличить срок обучения, а заставляют его интенсифицировать. Это требует от студентов мобилизации физических, духовных и психофизических качеств.

В вузе процессу обучения присущ ряд противоречий:

- между большим объемом научной, учебной и культурной информации и дефицитом времени на ее переработку и усвоение;

- между расцветом интеллектуальных и физических сил и лимитом времени, экономическими возможностями для удовлетворения возросших потребностей;

- между многолетним процессом достижения социальной зрелости и желанием самоутвердиться.

Сегодня ставить вопрос об ограничении возрастающего напряжения в процессе обучения невозможно. Необходимо научить студентов здоровому образу жизни, повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам, упорядочить трудовую деятельность обучающегося [1].

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают труд студентов более напряженным и интенсивным. Часто это приводит к уменьшению двигательной активности. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин хронических заболеваний внутренних органов, ухудшения умственной работоспособности, внимания, памяти, ослабления эмоциональной устойчивости.

Целью физического воспитания в высших учебных заведениях является содействие всестороннему развитию личности, подготовке высокоспециализированных специалистов.

Физическое воспитание в вузах решает следующие задачи:

- приобретение студентами системы знаний основ теории, методики, организации физического воспитания и спортивной тренировки, умений работать в качестве тренеров и судей;

- всесторонняя физическая подготовка;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;

- воспитание у студентов понимания необходимости в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;

- воспитание у студентов высоких волевых, моральных и физических качеств, готовности к труду.

Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые профессии. Задачи физического воспитания решаются с учетом состояния здоровья студентов, уровня физической подготовленности, способностей и предстоящей профессиональной деятельности.

Физическое воспитание в вузах осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов, основной формой которого являются учебные занятия по теоретическим и практическим разделам. Все занятия являются обязательными и включаются в расписание вуза. Во вне учебное время практикуются утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия [3].

Обеспечить высокое качество подготовки специалистов в наши дни невозможно без усиления познавательной активности самих студентов. Необходимо воспитать у студента высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, желание и умение работать творчески [1]. Так же необходимо обеспечить процесс его специального физкультурного образования, которое может быть профессиональным, рассчитанным на подготовку специалистов физической культуры и спорта, и непрофессиональным, необходимым для всех. Приобретенные знания следует закреплять, превратить в привычку занятия физическими упражнениями, используя регулярное и систематическое их выполнение [5].

Литература
1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: учеб. пособие для вузов, доп. МО РФ / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с.

2. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

3. Теория и методики физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1980.

4. Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов / Г.С. Туманян. – М. Академия, 2008. – 335с.



5. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений под общ. ред. Н. Н. Маликова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 528с.