Родился 22 января 1561 года, Лондон; скончался 9 апреля 1626, Хайгет. Основные публикации - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Родился 22 января 1561 года, Лондон; скончался 9 апреля 1626, Хайгет. Основные публикации - страница №1/1



(1564-1626)

Родился 22 января 1561 года, Лондон; скончался 9 апреля 1626, Хайгет.



Основные публикации

The works. Collected and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D, Heath, v. 1—7, L., 1887—1901; в рус. пер. — Соч., т. 1—2, М., 1977—78.



Рекомендуемая литература

Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский, пер. с нем., СПБ, 1870

Субботин А. Л., Франсис Б., М., 1974

Михаленко Ю. П., Ф. Б. и его учение, М., 1975

Frost W., Bacon und die Naturphilosophie..., Munch., 1927

Fаrringtоn и В.. Francis Bacon: philosopher of industrial science, N. Y., [1949]

Andersоn F. H., Francis Bacon. His career and his thought, Los. Ang., 1962.

Фрэнсис Бэкон - английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. В 1618—1621 лорд-канцлер Англии.

Философия Бэкона, идейно подготовленная натурфилософией Возрождения и традицией английского номинализма, соединила в себе натуралистического миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм — с элементами теологических воззрений. Бэкон солидаризовался с материалистическими традицией предшествующей философии и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Древне-греческие натурфилософы привлекали Бэекона тем, что понимали материю как активное начало; с особым одобрением воспринимал он атомистическую философию Демокрита. Отношение Бэкон к античной философии и мифологии нашло яркое выражение в незаконченном трактате «О началах и истоках...» (изд. 1653, рус. пер. — «О принципах и началах», 1937) и в сб. «О мудрости древних» (1609, рус. пер. 1972).

Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и человеке Б. противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, но не свободной от терминологичечких. и понятийных заимствований из учения перипатетиков. Свои сообщения, связанные с предвидением огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием эффективного метода науч. исследования, с выяснением перспектив развития науки и её практич. применений, умножающих могущество человека и его власть над природой, Бэкон изложил в незаконч. труде «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»), частями которого были трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, касающихся «естественной истории», отд. явлений и процессов природы («Приготовление к естественной и экспериментальной истории...» — «Parasceve ad historiam naturalein et experimentalem», 1620; «История ветров» — «Historia de ventis», 1622; «История жизни и смертиi» — «Historia vitae et raortis», 1623; «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве» — «The history of density and rarity», 1658; «Sylva Sylvarum», или «Естественная история в десяти центуриях» - «Sylva Sylvarum», or «A natural history in ten centuries», изд. 1627, и др.). Бэкоен разработал подробную классификацию наук, включающую указания на те дисциплины, которые ещё должны быть созданы; дал типологию заблуждений человеческого ума (идолы разума); обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы и модификации эксперимента); сформулировал индукцию как метод исследования законов («форм») природных явлений в целях их плодотворного использования в человеч. практике. Пропагандируя науку, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он принимал христианство как религию откровения, видя в нём одну из связующих сил общества.

Как государственный деятель и политический писатель («Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, 1612, 1625, рус. пер. 1962, и другие исторические и политические сочинения) Бэкон был сторонником абсолютистской монархии, военнного, морского и политического могущества национального государства. Он симпатизировал чаяниям тех слоев, которые ориентировались на выгоды торгово-промышленное развития и сильной королевской власти. Его экономическая программа носила меркантилистский характер. В утопической повести «Новая Атлантида» (изд. 1627, рус. пер. 1962) Бэкон изложил проект государственной организации науки. Прерогативу «Дома Соломона» (научно-технического центра утопического общества) составляют не только организация и планирование научных исследований и технических изобретений, но и распоряжение производством и природными ресурсами страны, внедрение в х-во и быт достижений науки и техники.

Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере научного и культурного подъёма Европы кануна буржуазных революций, оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития. Несмотря на неверную оценку некоторых открытий и научных идей своего времени, Бэкон ярко выразил дух новой науки. Предложенная им классификация знаний была принята французскими энциклопедистами; его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени; индуктивная методология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики; «Дом Соломона» послужил прообразом научых обществ и академий.



А. Л. Субботин