Рис Общие сведения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рис Общие сведения - страница №1/1

Организация учебно-исследовательских работ и дипломных проектов в Институте инновационного менеджмента


Рис.1.Общие сведения


Целью учебно-исследовательской работы (далее УИР) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, осуществляемое по тематике: «Коммерциализация реального инновационного проекта на малых предприятиях технопарка МИФИ или других инновационных предприятиях».

Основная задача УИР – привить студентам навыки самостоятельной теоретической и учебно-практической работы, ознакомить их с современными методами научного исследования, техникой и методологией выполнения научных и прикладных исследований в области инновационного менеджмента, инновационного предпринимательства, технологии разработки информационных систем, реальными условиями работы в научном и производственном коллективах малых инновационных предприятий.

В ходе УИР студенты должны научиться самостоятельно применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой и другими источниками информации, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить исследовательские эксперименты в области инновационных разработок, пользоваться лабораторным и иным специализированным оборудованием, докладывать результаты своих и других работ.

УИР студентов проводится на профилирующих кафедрах или в базовых институтах после завершения общеобразовательной подготовки и перехода к специализации. Распределение на УИР проводится кафедрой при участии куратора группы в соответствии с заявками и с учетом личных интересов студентов.

УИР проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИР, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Желательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4—6 часов подряд.

К руководству УИР привлекаются профессора, доценты, преподаватели, активно ведущие научную работу. В отдельных случаях возможно привлечение научных работников (на базах), имеющих опыт педагогической работы, а также специалистов из числа руководящего состава инновационных предприятий системы Технопарка МИФИ. При этом на выпускающей кафедре из числа преподавателей выделяется ответственный за организацию УИР.

Каждый студент, выполняющий УИР, должен быть обеспечен рабочим местом, аппаратурой, программным и аппаратным инструментарием, необходимыми дополнительными аналитическими материалами и учебно-методическими пособиями.

Тема УИР должна быть связана с тематикой кафедральных и институтских научно-исследовательских работ.

Выполнение УИР предполагает систематическую работу студента с научной литературой по выбранной теме, а также с дополнительными (в том числе электронными) информационными источниками по выбранной тематике исследований.

Общие методические вопросы проведения УИР (программы, пособия, методика проведения эксперимента и т.д.) разрабатываются и решаются выпускающей кафедрой, методическими комиссиями Совета института инновационного менеджмента совместно с представителями малых инновационных предприятий Технопарка МИФИ.

Ответственный за проведение УИР и научный руководитель осуществляют систематический контроль за выполнением студентами УИР. Каждый студент должен вести рабочий журнал.

В рамках учебно-исследовательской работы, практики и дипломного проектирования студенты ИИМ работают в качестве инновационных менеджеров реальных высокотехнологичных проектов на малых предприятиях «Технопарка в Москворечье».

Формирование команд для сопровождения инновационных проектов выполняется при участии бизнес-консультанта со стороны Технопарка МИФИ, преподавателя кафедры 28 факультета Кибернетики МИФИ – выпускающей кафедры для Института инновационного менеджмента.

В ходе выполнения УИР студенты Института инновационного менеджмента принимают участие в стажировках, в том числе с посещением зарубежных инновационно-технологических центров Германии, Швейцарии, Нидерландов, Китая, Тайваня. При выполнении УИР студентами выполняется практическая работа по связыванию бизнеса и науки в МИФИ на примере малых инновационных предприятий Технопарка, в качестве менеджеров реальных инновационных проектов, коммерциализации высоких технологий на базе университета в рамках студенческого бизнес-инкубатора, а также в рамках организации студенческих консалтинговых фирм – для лучших студентов Института инновационного менеджмента.


Рис.2.Форма проведения учебно-исследовательских работ


Основной формой выполнения УИР является индивидуальная работа студента над сформулированным руководителем заданием. Групповую форму целесообразно использовать на первом этапе проведения УИР для обучения студентов методам и навыкам проведения исследований, а также в тех случаях, когда проведение работ требует специфических профессиональных навыков и знаний в области инновационного менеджмента.

Задание по УИР целесообразно формулировать так, чтобы оно имело перспективный характер. Объем и характер задания должны учитывать успеваемость и наклонности студента. В задании должна быть отражена вся работа, необходимая для решения поставленной задачи.

Положительный результат дает прикрепление студентов при выполнении УИР к определенной научной группе. В этом случае достигается возможность развития работы студента по той же тематике на последующих курсах во время практики и дипломного проектирования, обеспечивается высокое качество заключительных этапов обучения.

Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей кафедры. В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или инженерная часть, схема и технология проведения исследования, полученные результаты и их обсуждение, а также выводы по выполненному заданию. Графический материал должен быть представлен в виде презентаций в формате офисного пакета PowerPoint, а также в виде раздаточного материала, повторяющего презентацию. Количество презентационных слайдов не должно превышать 15. В презентационных слайдах должна содержаться информация о постановке решаемой в ходе выполнения УИР задачи, теоретическая часть выполненной работы, введение в проблемную область исследований, должны быть раскрыты вопросы практического применения и апробирования предложенных теоретических схем исследований, результаты расчетов и краткие выводы, а также комментарии к полученным результатам.

Работа и составление отчета должны быть полностью завершены, согласованы с руководителем УИР за неделю до конца семестра. Требуется также получить подписи руководителя, заведующего кафедрой, директора института на титульном листе к УИР, а также на бланке задания на УИР.

Рис.3.Цель и форма проведения производственной практики


Производственная практика студентов Института инновационного менеджмента МИФИ является этапом подготовки студента к дипломному проектированию и имеет целью: а) закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; б) дальнейшее развитие практических навыков исследовательской работы в лаборатории, полученных при выполнении УИР; в) продолжение практики в области инновационного менеджмента и инновационного предпринимательства, начатой на младших курсах; г) закрепление навыков и компетенций в области практического инновационного менеджмента посредством участия в коллективных разработках и реальных инновационных проектах в контексте производственного коллектива малых инновационных предприятий.

Студенты проходят производственную практику на кафедрах МИФИ, в научно-исследовательских организациях, в лабораториях малых инновационных фирм, занимающихся коммерциализацией инновационных перспективных разработок, применяют свои знания и умения в рамках производственной деятельности предприятий и заводов.

Производственная практика состоит в выполнении должностных обязанностей помощника специалиста, специалиста или старшего специалиста в лабораториях инновационных фирм Технопарка МИФИ или других предприятий.

Во время практики студент обязан: а) ознакомиться с научной тематикой подразделения предприятия, где он проходит практику; б) детально изучить и строго придерживаться правил техники безопасности: общей производственной и специальной


по профилю подразделения фирмы (отдела, департамента) или лаборатории; в) изучить приборные или специальные вычислительные средства, применяющиеся в подразделении (лаборатории) и ее математическое (программное) обеспечение; г) ознакомиться с организацией процесса планирования и управления инновационными разработками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также с организацией корпоративной культуры на рабочем месте в подразделении.

Во время прохождения практики студент обязан углублять теоретические знания в области инновационного менеджмента и инновационного предпринимательства, связанной с его производственной деятельностью. Для этого в соответствии с указаниями руководителя необходимо: а) изучить состояние вопроса, касающегося темы дипломного проекта, для чего следить за отечественной и иностранной периодической литературой, регулярно просматривать реферативные журналы и экспресс-информации и делать краткие выписки из просмотренной литературы; б) ознакомиться с отчетами и статьями по научным рабе


там, выполненным на кафедре или других подразделениях, на предприятиях
по вопросам, близким к дипломному проекту; в) осуществить сбор необходимого материала по теме в сети Интернет.

Руководство прохождением производственной практики как на кафедре, так и на других предприятиях осуществляется кафедрой (сотрудник кафедры должен быть научным руководителем или консультантом практиканта). Дирекция предприятия, на котором проходят практику студенты, обязана выделить руководителя практики, отвечающего за повседневную работу практиканта. Руководитель практики выдает студенту задание на практику, составленное на основании настоящего положения

Лицо, ответственное за практику от кафедры, поддерживает регулярную связь со студентами, проходящими практику вне кафедры, и с непосредственным руководителей практиканта.

Во время практики студент обязан придерживаться внутреннего распорядка подразделения, в которое он направлен. Студент обязан вести рабочий журнал практиканта, куда заносятся содержание всех выполненных работ (полученных результатов расчетов, разработанных схем исследования предметной области, проработанные проектные решения, результаты программной реализации, разработанные методики и сведения из проработанной литературы). Журнал еженедельно предоставляется руководителю практики для контроля за ходом выполнения задания.

Практика заканчивается зачетом с оценкой. К зачету практикант представляет своему руководителю отчет о проделанной работе.

Рис.4.Дипломное проектирование


Все студенты Института инновационного менеджмента МИФИ выполняют дипломные проекты. Дипломное проектирование является заключительным этапом
обучения студента в МИФИ и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний выпускника; углубленное изучение им одной из отраслей техники в соответствии с темой проекта; закрепление и расширение экспериментальных и теоретических профессиональных навыков студента в области инновационного менеджмента и инновационного предпринимательства; дальнейшее совершенствование навыков самостоятельного решения инженерных прикладных, теоретических задач и исследовательских задач и из экономического обоснования.

Дипломный проект является выпускной квалификационной работой студента, на основе которой Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации информатика-системного аналитика.

Дипломные проекты выполняются на кафедре 28 факультета Кибернетики МИФИ, в научно-исследовательских организациях соответствующего профиля, в лабораториях инновационных предприятий и организаций. Дипломник подчиняется правилам внутреннего распорядка организации, в которой выполняется проект.

Темы дипломных проектов разрабатываются при участии выпускающей кафедры и лабораторий (подразделений, департаментов) базовых предприятий на месте прохождения практики и выполнения дипломных проектов. Разработанные кафедрами темы рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой. Одновременно обсуждаются кандидатуры руководителей дипломного проектирования.

К руководству дипломными проектами студентов института инновационного менеджмента привлекаются: преподаватели; сотрудники научно-исследовательских и промышленных организаций, обладающие соответствующей подготовкой; аспиранты кафедр, имеющие необходимый опыт работы по дипломной тематике.

После сдачи студентом отчета по производственной практике ему выдается задание на дипломный проект, утвержденное заведующим кафедрой. Задание на проект должно давать студенту-дипломнику четкое представление об основных путях решения поставленной задачи. В нем указываются основные этапы работы и ориентировочный объем теоретической, исследовательской, экспериментальной, технической и графической частей, а также объем экономико-организационной главы проекта. В задании должен быть приведен список основной литературы, позволяющей студенту изучить данный вопрос.

Для руководства по экономико-организационной части дипломного проекта требуется проведение нескольких консультационно-методических семинаров.

Не реже чем один раз в неделю, студент обязан отчитываться перед научным руководителем о выполненной работе. Руководитель в календарном плане работы студента фиксирует степень готовности дипломного проекта (в процентах к объему работы) и информирует заведующего кафедрой и директора института инновационного менеджмента о ходе проектирования. Рекомендуется, чтобы за время дипломного проектирования студент не менее одного раза отчитывался на кафедре, а его отчет дополнялся оценкой руководителя.

Заведующий кафедрой организует и контролирует ход дипломного проектирования, требует от студентов выполнения календарных графиков работы и осуществляет необходимый методический инструктаж руководителей.

Дипломник обязан сдать оконченный дипломный проект руководителю за 10 дней до защиты, а за 6—7 дней до защиты передать его рецензенту.

За принятые в проекте технические, организационные, экономические и программные решения и за правильность всех вычислений отвечает студент — автор проекта.

Рецензирование дипломных проектов осуществляется, как правило, лицами, приглашенными из промышленных и научно-исследовательских организаций, за исключением случаев, когда дипломный проект выполняется в других организациях. Рецензентом не может быть преподаватель или сотрудник той кафедры, на которой выполняется дипломный проект.

Полностью оформленный дипломный проект (пояснительная записка и графический иллюстративный материал), подписанные руководителями и рецензентом, должен быть представлен на кафедру за 3—4 дня до назначенного срока защиты. Одновременно представляются отзыв руководителя и рецензия. Кафедра рассматривает проект и оформляет протокол – заключение о допуске дипломника к защите. Заведующий кафедрой и директор института инновационного менеджмента подписывает дипломные проекты, допущенные к защите. Желательно, чтобы дипломник представил краткое резюме по проекту на одном из иностранных языков, которое затем оглашается на защите и может сопровождаться вопросами на этом же языке.

Порядок защиты дипломного проекта: доклад дипломника (10-15 минут), вопросы к нему, ответы дипломника на вопросы, оглашение рецензии, выступление руководителя с отзывом (при необходимости), выступления присутствующих на защите, заключительное слово дипломника. ГЭК с учетом качества проекта, результатов защиты, отзыва руководителя и рецензии, а также успеваемости за время обучения большинством голосов выносит решение об оценке проекта, а по окончании защиты члены ГЭК подписывают протокол.


Рис.5.Структура пояснительной записки к дипломному проекту


Пояснительная записка к дипломному проекту имеет структуру, приведенную ниже. В пояснительной записке к учебно-исследовательской работе могут отсутствовать отдельные главы или подглавы (обязательно наличие глав, связанных с постановкой задачи, анализом предметной области, проектированием и реализацией информационной системы).

Структура пояснительной записки:



  1. Титульный лист (тема работы, фамилия и инициалы студента, научного руководителя, бизнес-консультанта, место для выставления оценки и подписи членов комиссии).

  2. Задание на дипломный проект:

    1. Тема работы, отметка об утверждении темы директором Института инновационного менеджмента и заведующим кафедрой 28, фамилия и инициалы студента, научного руководителя, бизнес-консультанта.

    2. Техническое задание (поэтапный план работ).

    3. Исходные данные к работе.

    4. Информационная, международная составляющие.

    5. Перечень элементов бизнес-плана.

  3. Реферат и ключевые слова (цель, суть работы и ее результаты, эффективность и область применения результатов).

  4. Перечень сокращений.

  5. Оглавление (с приложениями).

  6. Введение (описание деятельности предприятия, проблема конкретной предметной области в терминах этой предметной области, постановка задачи в терминах предметной области, обоснование выбора темы, ее актуальности и значимости для науки и практики).

  7. Анализ и постановка задачи.

    1. Формальная постановка задачи.

    2. Описание существующих решений проблемы, почему они неприменимы в данной ситуации, степень разработанности выбранной темы.

    3. Постановка задачи в терминах соответствующих дисциплин системного анализа (определение предмета (объекта) исследования определение основной цели работы, формулирование задач для раскрытия темы дипломного проекта, определение теоретических основ исследования).

  8. Моделирование предметной области:

    1. Функциональная модель деятельности предприятия (отдела) AS-IS.

    2. Функциональная модель деятельности предприятия (отдела) TO-BE.

    3. Инфологическая модель предметной области.

  9. Проектирование информационной системы:

    1. Функциональная модель информационной системы.

    2. Даталогическая модель информационной системы (структура базы данных).

    3. Проектирование пользовательского интерфейса информационной системы.

  10. Реализация информационной системы:

    1. Выбор средств разработки.

    2. Реализация прототипа информационной системы.

    3. Создание проектирование базы данных.

    4. Реализация функций информационной системы.

    5. Реализация пользовательского интерфейса.

  11. Тестирование и отладка информационной системы.

  12. Элементы бизнес-плана:

    1. Расчет затрат на разработку.

    2. Финансовое обоснование проекта (точка безубыточности по объему и по времени, ЧДД, внутренняя норма рентабельности).

    3. Оценка рисков проекта.

  13. Заключение (выводы по результатам выполнения работы).

  14. Список источников информации (как традиционных, так и электронных).

  15. Приложения:

    1. (П.1) Руководство по установке информационной системы, сведения о необходимом программном обеспечении.

    2. (П.2) Руководство пользователя (Сведения для обеспечения процедуры общения оператора с вычислительной системой).

    3. (П.3) Руководство администратора (Сведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы).

    4. (П.4) Руководство программиста (Описание внутреннего устройства программной части информационной системы, алгоритмов, форматов данных и т.п.).

    5. (П.5) Акт о внедрении (если есть).