Решением Улусного (районного) Собрания депутатов муниципального района - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выборы депутатов Советского районного Собрания депутатов пятого созыва 1 218.86kb.
Сведения о полномочиях 1 41.29kb.
В целях реализации положений ст. 46 Градостроительного кодекса рф... 1 32.92kb.
В целях реализации положений ст. 46 Градостроительного кодекса рф... 1 54.56kb.
Выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования поселок... 1 122.2kb.
Краснохолмского района 1 74.23kb.
Статья Признать утратившим силу областной закон от 29 октября 2008... 1 166.05kb.
Участковая избирательная комиссия 3 663.57kb.
Лауреаты муниципальной премии одарённым детям Волховского муниципального... 1 96.14kb.
Сведени я о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах по выборам... 2 725.39kb.
Повторные выборы депутата Собрания депутатов Пыталовского района... 1 32.68kb.
Руководители региональных координационных центров «Шаг в будущее»... 1 30.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Решением Улусного (районного) Собрания депутатов муниципального района - страница №2/6

Состояние вод. В пробах воды отобранных в январе 2011 года на р.Анабар в районе поселка Саскылах зафиксировано повышенное содержание железа. В весенний период в воде р.Анабар зафиксированы повышенные концентрации меди. Вода р.Анабар характеризуется высокой цветностью (более 70 градусов по шкале цветности). Во время прохождения паводка установлено ухудшение качества воды р.Анабар в части увеличения содержания взвешенных веществ, меди.

Состояние почвы. Реакция среды по всему почвенному профилю слабокислая (РН = 6,03-6,28). Содержание гумуса высокое по всему профилю: до 14,2% в горизонте А и в пределах 4,5-5,0% в минеральной части профиля. В целом почвенный покров исследуемой территории характеризуется маломощным оглееным, переувлажненным почвенным профилем, криотурбированным перемешиванием почвенной массы, большим содержанием слаборазложившейся органики, слабокислой или нейтральной реакцией почвенной среды.

На территории улуса имеется 2 объекта размещения отходов. Полигон для размещения отходов в п.Юрюнг-Хая расположен на расстоянии от жилой застройки в 1,5 км с общей площадью 13,906 тыс.кв.м, полигон в с.Саскылах с общей площадью 243,619 тыс.кв.м расположен от жилой застройки в 1 км. Производственный контроль за эксплуатацией указанных полигонов осуществляет МУП «Комуслуги», на них оформлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов производства и потребления. Земельные участки под полигоны имеют кадастровые паспорта и внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.

В 2011 году проведены работы по обустройству полигона твердых отходов, устройству ограждения, уборке твердых отходов в полигоне с.Саскылах.

Жилищный фонд Анабарского улуса в основном неблагоустроенный, всего 8% домов имеют вывозную канализацию от общего объема жилищного фонда. Вывоз жидких отходов осуществляет МУП «Комуслуги, в т.ч. твердых бытовых отходов тракторами ДТ-75 и автомашиной КАМАЗ.



Сведения об обращении с твердыми бытовыми отходами в Анабарском районе



















№ п/п

Показатели

Ед.изм.

Всего

В том числе по:

Саскылах

Юрюнг-Хая

1. Общие сведения

1.1.

Количество сельских поселений

ед.

2

1

1

1.2.

Объем ТБО, образованный в регионе за:

 

 

 

 

1.2.1.

2010 год

тыс.м3

8,588

5,726

2,862

1.2.2.

2011 год

тыс.м3

8,628

5,752

2,876

2. Наличие муниципальной программы

2.1.

Муниципальная целевая программа "Отходы потребления"

да/нет

да

2.2.

Утвержденная Генеральная схема очистки территории

ед.

0

 

 

3. Сведение об объектах захоронения ТБО

3.1.

Наличие действующих полигонов ТБО на 01.01.2012

3.1.1.

Количество полигонов

ед.

2

1

1

3.1.2.

Занимаемая площадь полигонами

тыс.кв.м.

257,525

243,619

13,906

3.1.3.

Вместимость полигонов

тыс.м3

2689,4

2552,9

136,5

3.1.4.

Объем захороненных отходов на полигонах

тыс.м3

288,9

274,2

14,7

3.1.5.

Среднее плечо вывоза ТБО

км

2,5

1

1,5

3.2.

Сведения о действующих мусоросжигательных заводах на 01.01.2012

3.2.1.

Количество заводов

ед.

0

0

0

3.3.

Сведения о действующих мусоросортировочных комплексах на 01.01.2012

3.3.1.

Количество комплексов

ед.

0

0

0

3.4.

Сведения о пунктах приема ртутьсодержащих ламп

3.4.1.

Наличие пунктов приема ВМР

ед.

0

0

0


Местный бюджет

В 2011 году поступило доходов в бюджет района 379 млн.рублей, в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования Аскизский район составили 82,9 млн.руб. или 21,9% от всего дохода бюджета улуса.



Таблица 17

Наименование показателя

2009

2010

2011

Доходы бюджета муниципального образования, всего: в т.ч.:

341,2

339,6

379

Налоговые доходы

41,3

47,2

62,2

Неналоговые доходы

4,2

9,8

20,7

Безвозмездные поступления в бюджет муниципального образования, из них:

295,7

282,6

296,1

дотации

97,5

97,6

117,4

субвенции

97,1

99,6

124,1

субсидии

89,4

37,1

43,2

иные межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные поступления

11,7

48,3

11,4

Из общей величины доходов - собственные доходы бюджета муниципального образования

13,3

12,4

21,9

Структура доходов бюджета выглядит следующим образом за 2011 год: собственные доходы – 21,9%, в том числе налоговые доходы – 16,4%, неналоговые доходы – 5,5%; безвозмездные поступления – 78,1%.

В рамках мониторинга основных налогоплательщиков в бюджет района осуществляется ежемесячный анализ поступлений налогов и сборов в разрезе основных налогоплательщиков Анабарского района. Для увеличения доходов бюджета Администрация Анабарского района постоянно принимает участие в республиканских целевых программах. Благодаря участию в республиканских целевых программах в район удалось привлечь дополнительные финансовые средства.



Исполнение бюджета по расходам характеризуется следующими показателями:

Таблица 18

Наименование показателя

2009

2010

2011

Всего расходов

345,1

327,2

331

на общегосударственные вопросы

43,3

33,4

38,5

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную оборону

6,8

4,1

2,6

на национальную экономику

17,8

14,4

12

на жилищно-коммунальное хозяйство

87,6

48,5

23

на охрану окружающей среды

-

-

-

на образование

119,4

126,6

144,1

на здравоохранение и физическую культуру и спорт

26,3

34,8

27,1

на культуру

16,6

16,4

17,7

на социальную политику

27,3

33,8

43,9

Дефицит (-), профицит (+) бюджета

-3,9

12,4

48

Структура расходов бюджета выглядит следующим образом за 2011 год: общегосударственные – 11,6%, национальная оборона – 0,7%, национальная экономика – 3,6%, ЖКХ - 7%, образование – 43,5%, здравоохранение -8,1%, культура – 5,3%, социальная политика – 13,2%.

Раздел 2. Основные проблемы социально-экономического развития МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)»
Промышленность. Экономика муниципального образования в значительной мере зависима от предприятий добывающей промышленности, поскольку основной доход бюджета района формируется за счет налоговых поступлений алмазодобывающих предприятий.

Важнейшими предприятиями в области добычи россыпных алмазов для Анабарского района являются ОАО «Алмазы-Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское». Они осуществляют максимальный объем инвестиций в основной капитал и лидируют по доле налоговых отчислений в муниципальный бюджет. Таким образом, неблагоприятные изменения конъюнктуры на рынке алмазодобычи могут негативным образом сказаться на объеме доходной базы муниципального образования и перспективах его экономического развития в целом.

В долгосрочном периоде оснований для пессимистического прогноза нет: достаточно высокий уровень реализации продукции, выпускаемой упомянутыми лидерами экономики района, ориентированность их на разные рынки обусловливают гибкость производства и снижают остроту негативных последствий подобного рода.

Наиболее существенным объективным фактором, тормозящим развитие пищевой промышленности, является состояние материально-технической базы МУП «Анабар-Эргиэн», оборудование для хлебопечения 1986 года, печи работают на дровах, весь труд - ручной. Полноценная модернизация производства на предприятии затруднена из-за дефицита свободных средств. Рост тарифов на энергоресурсы и транспорт опережает рост цен на готовую продукцию. Потенциал внебюджетных заемных источников используется крайне слабо в силу дороговизны кредитных ресурсов и отсутствия у большинства предприятий опыта поиска и привлечения внебюджетных инвестиций.

Существенный блок проблем предприятий составляет дефицит кадров, как квалифицированных рабочих, так и управленческого персонала. Качество местных трудовых ресурсов не в полной мере отвечает потребностям предприятий.

Проблемы:

- высокий износ основных фондов;

- опережающий рост тарифов на энергоресурсы и транспорт по отношению к росту продукции в стоимостном выражении;

- дефицит квалифицированных рабочих и управленческих кадров.
Сельское хозяйство. Наиболее тяжелым последствием финансового неблагополучия сельскохозяйственных организаций являются ограниченные возможности обновления производственно-технической базы, которая к настоящему времени существенно изношена, устарела морально и физически. Ледники промысловых участков Арылаах, Берелех, Элгэн, Тасыгыр-Кюель сильно устарели, практически не пригодны для использования, уже который год вопрос ставится перед депутатами Ил Тумэн для включения в бюджет государства, но пока безрезультатно.

Также, предприятия не имеют возможности создать безотходную технологию, почти вся сырьевая продукция, получаемая с северного оленя, может идти в готовую продукцию. Все хозяйствующие субъекты испытывают трудности в обеспечении горюче-смазочными материалами, техникой, опять же преградой является транспортная доступность. Наболевший вопрос всех оленеводов – это оплата труда, которая в настоящее время не отвечает условиям внешней среды, 7500 рублей, что даже ниже прожиточного минимума.

В самом оленеводстве острой проблемой в настоящее время является снижение поголовья оленей на 18,8% (14065голов) по сравнению с 2010 годом (17333 голов), по сравнению с 1992 годом сократилось на 43,8% (25024 голов). Одной из причин такого положения являются негативные последствия прошлой политики укрупнения населенных пунктов.

Кроме того, существующий уровень кадрового потенциала сельскохозяйственного производства количественно не соответствует потребностям хозяйств и качественно не отвечает требованиям рыночной экономики. В то же время ряд производств требуют привлечения работников высокой квалификации по специальностям, подготовка которых в районе не ведется и такие профессии среди молодежи не востребованы. Отсутствуют стимулы для работы в условиях суровой тундры.

Проблемы:

- снижение поголовья оленей;

- финансовое неблагополучие большинства предприятий АПК;

- нерентабельность сельскохозяйственного производства;

- низкая обеспеченность организаций АПК сельскохозяйственной техникой;

- высокий уровень износа производственно-технической базы сельского хозяйства;

- недостаточный уровень кадрового потенциала сельскохозяйственного производства.
Предпринимательство. В целом проблемы предпринимателей района созвучны проблемам малого предпринимательства большинства муниципальных образований республики, их истоки лежат в значительной степени на федеральном уровне. Доступ предпринимателей к финансовым ресурсам затруднен ввиду слабости кредитных институтов, высокой стоимости кредитных ресурсов.

В свою очередь предприниматели не проявляют достаточной активности, в том числе и в инновационной сфере. Это объясняется, в частности, недостатком квалификации предпринимательских кадров. Субъектами малого предпринимательства не заняты такие виды деятельности как производство товаров, в основном заняты доходные, малозатратные виды как розничная торговля.

Также, наличие административных барьеров препятствует развитию производства, одно технологическое присоединение к сетям инфраструктуры требует много времени и затрат. Высокие тарифы поставщиков коммунальных услуг вынуждают предпринимателей работать на дому.

Проблемы:

- низкая внутренняя транспортная доступность, зависимость от сезонного фактора;

- преимущественная концентрация малого бизнеса в торгово-закупочной сфере, недостаточная развитость производственного малого бизнеса;

- наличие административных барьеров (действия контролирующих органов);

- низкая инновационная активность предпринимателей;

- недостаток квалифицированных предпринимательских кадров, прежде всего управленческих;

- узкий спектр предоставляемых бытовых услуг;

- отсутствие муниципального бизнес-центра.
Транспорт. Основной транспортный узел района - автодорога республиканского значения 1167-й км а/д «Вилюй» Мирный – Удачный – Оленек - Саскылах - Юрюнг-Хая (автозимник), который действует с января по апрель и не является фактором социально-экономического развития территории. В связи с этим возникает немало проблем с доставкой строительных, горюче-смазочных материалов, товаров производственно-технического назначения.

Анализ пассажирского транспорта района демонстрирует, что между населенными пунктами нет регулярного транспортного сообщения, что недостаточно развито сообщение для обеспечения достаточного уровня мобильности населения.

Сложившееся положение оказывает серьезный негативный социально-экономический эффект на развитии. Низкий уровень мобильности населения фактически "консервирует" экономическую и социальную изолированность наслега Юрюнг-Хая и создает предпосылки для переезда населения на постоянное место жительства из таких территорий в более крупные. Учитывая высокий потенциал развития оленеводства, в будущем и туризма, крайне важно не допустить продолжения тенденций миграционного оттока населения (в особенности молодых возрастов от 17 до 30 лет).

Также существует проблема высоких тарифов на авиабилеты по маршруту Якутск-Саскылах, например, тариф у авиакомпании «Якутия» установлен от 19000,0 до 24000,0 рублей за 3,5 часа лету, что в 2 раза дороже, чем перелет по маршруту Якутск-Москва.

Проблемы:

- сложности доставки жизненно важных материалов;

- отсутствие регулярного транспортного сообщения между наслегами;

- высокие тарифы на авиабилеты.


Жилищно-коммунальное хозяйство. Основные проблемы Анабарского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» связаны с высоким уровнем затрат на доставку топливных ресурсов и высокой степенью износа основных фондов, и как следствие низким коэффициентом полезного действия оборудования котельного хозяйства и высоким уровнем потерь тепловой энергии при транспортировке.

Проблемным вопросом в Анабарском филиале является открытый водоразбор из системы отопления. В связи с этим происходит сверхнормативный износ технологического оборудования. В котельных установлены насосы с завышенными параметрами. При этом потребители используют воду не только как источник горячего водоснабжения (ГВС), но и на хозяйственно-бытовые нужды, сливают теплоноситель с целью получения равномерной циркуляции своих внутридомовых систем. Износ теплосетей составляет 50%.

Котельная «Центральная» построена в 1986 году. За время эксплуатации случались возгорания в 1997 году и 1999 году, и повреждены фундаменты здания. Котельная расположена на расстоянии менее 15 метров от жилых многоквартирных домов, что является нарушением противопожарного регламента. Котельная «Центральная» в основном обеспечивает теплом административно-хозяйственные и жилые дома. Температурный режим объектов, подключенных, к данной котельной не соответствует норме. Резервных мощностей котельной не достаточно для обеспечения тепловой энергией всех построенных административных зданий. Котельная «ПАКУ» тоже требует нового строительства и смены места строительства.

Высокий процент ветхого аварийного жилья требует капитального ремонта многоквартирных домов. В связи с отсутствием товариществ собственников жилья намного усложняется процесс перевода ветхих аварийных жилых домов в новые дома.

Для решения проблем водоснабжения необходима разработка проектно-сметной документации на строительство водоочистного сооружения.

Проблемы:

- ветхое состояние, низкая степень благоустройства, энергоэффективности жилого фонда и объектов муниципального соцкульбыта;

- строительство новой котельной «Центральная»;

- строительство новой котельной «ПАКУ»;

- высокий износ инженерных сетей, систем теплоснабжения;

- отсутствие водоочистного сооружения;

- капитальный ремонт многоквартирных домов.


Энергетика. Основной проблемой электроэнергетической отрасли района является полная изношенность дизельной электростанции в п.Юрюнг-Хая, что ограничивает возможности для развития отрасли и повышает ее уязвимость в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Существующее здание не приспособлено под дизельную электростанцию, это бывшая хозяйственная постройка МУП «им.И.Спиридонова», фундамент и кровельное покрытие здания разваливаются.

Линия электропередач водозабора в с.Саскылах для перекачки воды для котельных устарела, требуется замена линий и установка новых столбов.

Проблемы:

- аварийное состояние ДЭС в п.Юрюнг-Хая;

- ремонт линий электропередач водозабора.
Охрана окружающей среды. На территории района существует 2 объекта размещения отходов. По данным Росприроднадзора на 01.01.2012 в государственный Реестр объектов размещения отходов – включены 2 объекта. Захоронение отходов осуществляется на локальных свалках, имеющихся вблизи каждого населенного пункта. Данные свалки представляют собой угрозу для попадания загрязняющих веществ, в том числе токсичных, в почвы и грунтовые воды. В наслегах мусорные точки не облагорожены, полностью отсутствует система канализации, в отдельных домах в наличии только септики (вывозная канализация). Население сливает сточные воды в неустановленных местах, что ведет к опасному загрязнению окружающей среды, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью ныне живущих и будущих поколений.

Материально-техническая база МУП «Комуслуги» физически устарела, весь процесс сбора, вывоза и утилизации отхода – ручной труд. Эксплуатируемые транспортные средства – трактора ДТ-75, которых в районе единицы, нет самосвалов для погрузки-разгрузки отходов.

Установленные столбы для ограждения полигона в с.Саскылах в 2011 году, похищены, требуется новое ограждение.

В п.Юрюнг-Хая источником питьевой воды зимой и летом является река Анабар, в этом наслеге остро стоит проблема водоснабжения населения, т.к. наслег расположен на берегу залива моря Лаптевых и время от времени происходят приливы и отливы морских вод, что ухудшает качество питьевой воды и приводит к засолению.

Особо опасным пунктом является нефтебаза в с.Саскылах, которая не отвечает никаким требованиям пожарной безопасности, емкости для хранения ГСМ не имеют градировочных книг. Также, нефтебаза находится по соседству с зоной жилой застройки, что небезопасно.

К основным факторам, определяющим наличие загрязняющих веществ в воде на территории Анабарского района, относятся:

- выбросы котельных района;

- выбросы алмазодобывающих предприятий;

- загрязнение водных объектов сточными водами.

Для проведения природоохранных мероприятий необходимы немалые финансовые средства, не отрегулированы полномочия ОМСУ и субъектов. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Представляется, что, с одной стороны, у органов местного самоуправления недостаточно полномочий в области обращения с отходами. Так, у них практически нет контрольных полномочий по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами требований по сбору и утилизации отходов. Нет правовых возможностей бороться с несанкционированными свалками. Между тем за нарушение природоохранного законодательства часто именно руководители органов местного самоуправления несут административную ответственность. Поэтому восстановление муниципального экологического контроля применительно к деятельности по обращению с отходами представляется целесообразным шагом.

С другой стороны, у органов местного самоуправления муниципальных районов зачастую нет финансовых и материальных возможностей к реализации полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Поэтому необходимо передать данные полномочия в части строительства (реконструкции) полигонов ТБО и промышленных отходов в ведение субъектов РФ.

Проблемы:

- необеспеченность контейнерами для сбора ТБО в соответствии с нормативными требованиями;

- изношенность парка спецтехники;

- нерешенность вопроса вывоза отходов от частного жилого сектора (значительный объем бытовых отходов, образующихся в частных домовладениях, выбрасывается в несанкционированные свалки из-за отсутствия или несоблюдения муниципальных правил благоустройства и содержания территории);

- отсутствие водоочистных сооружений;

- отсутствие благоустройства (водоснабжение и водоотведение);

- неспециализированная нефтебаза;

- отсутствие ограждений в полигонах;

- отсутствие финансовых средств на решение проблем.

.

Социальная сфера. В сфере здравоохранения необходимость разработки мероприятий по улучшению качества медицинских услуг обусловлена неудовлетворенностью населения медицинской помощью. Также, проблема обеспечения медицинскими кадрами вызывает серьезную озабоченность администрации МО и руководства ЦРБ. В последние годы особенно быстрыми темпами развивается туберкулез в п.Юрюнг-Хая, сокращено финансирование здания противотуберкулезного диспансера, что влечет негативные последствия. В виду отсутствия фармацевтических специалистов в Анабарском районе, который географически относится к арктическим районам, на сегодняшний день нет ни одной аптечной организации.

При реализации экономического потенциала улуса в области образования остро встают проблемы качества трудовых ресурсов: квалификации работников, готовности их к переобучению, адаптации в новых условиях. В этом плане эффективность системы образования оценивается по тому, как она помогает решать вопросы профессиональной ориентации, занятости молодежи, воспитания людей, формирующих свою гражданскую позицию, профессиональные устремления в соответствии с личными интересами, с интересами общества, семьи. Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам: результаты выпускников ниже средних республиканских показателей, динамика результатов по годам нестабильна, не снижается количество выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании в улусе. Возможно, это обусловлено недостаточным уровнем качества образования в общеобразовательных учреждениях. Обеспечению равного доступа учащихся к качественному образованию должно способствовать создание целостной электронной образовательной среды, что станет одним из факторов преодоления социального неравенства. Проблемой остается и кадровая ситуация в системе образования улуса, связанная с текучестью кадров. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей на конец 2011 года составила 34376 руб., высшее профессиональное образование имеют 93% учителей. По данным 2011 года стаж педагогической работы менее 2 лет имеют 7 учителей, от 2 до 5 лет – 15, от 5 до 10 лет – 10, находятся в пенсионном возрасте – 7.

Одной из основных проблем является проблема недостаточной целенаправленной работы с одаренными детьми. В такой работе необходимы эффективные механизмы, непрерывность, полноценное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей.

Результаты исследований свидетельствуют о наличии определенных проблем воспитания детей и подростков. Необходимо продолжать комплексное решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, их летнего отдыха, создания современных условий обучения и воспитания.

Таким образом, в сфере дошкольного, общего, дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей ключевой проблемой является недостаточное организационно-педагогическое обеспечение доступности качественного образования, соответствующего новым требованиям и стандартам, обусловившей цели и задачи данной программы. Программа призвана решить программно-целевым методом имеющиеся проблемы в системе образования. Без этого решения проблемы и противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие улуса.

Основные проблемы культурной сферы лежат в кадровой политике. Ощущается недостаток квалифицированных кадров, незначителен приток молодых специалистов, что истощает кадрово-интеллектуальный потенциал отрасли.

Объем финансирования данной сферы недостаточен: средств хватает главным образом на поддержание текущего состояния объектов культуры. Реализация приоритетных задач затруднена, в то время как давно назрела необходимость в проведении целенаправленной политики формирования у населения культурно-исторического сознания, расширения доступа жителей к культурным ресурсам, который в настоящее время есть не у всех.

Одна из острейших проблем библиотек района - комплектование. Из года в год сокращается поступление новых книг. В книжных фондах отсутствуют новые справочные энциклопедические издания, книги по основным отраслям гуманитарных и общественных наук, современная литература в помощь образовательному процессу, новые художественные произведения (в т.ч. для детей).

Культура на селе отстает от современных досуговых и управленческих технологий.

Проблемы социальной сферы:

- слабое развитие профилактического направления в здравоохранении;

- увеличение заболеваемости населения туберкулезом, в т.ч. детей;

- отсутствие аптечного пункта;

- недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры и здравоохранения;

- наличие социально обусловленных болезней;

- недостаточный уровень удовлетворения спроса на услуги дошкольного и общего образования и их качества;

- недостаточный уровень работы с одаренными детьми.
Поселения. Входящие в состав Анабарского района 2 сельских поселения характеризуются рядом общих проблем, присущих в той или иной степени каждому из них. В то же время каждое поселение имеет и свои специфические проблемы.

Вследствие механического оттока молодежи и трудоспособного населения, в последние годы остро встает проблема нехватки местных квалифицированных кадров.

Аварийные и ветхие дома жилищного фонда в районе превышают 7% от общей площади жилфонда. Слабо развита сеть учреждений социально-культурной сферы (дома культуры, библиотеки), потребности населения в соответствующих услугах удовлетворяются далеко не в полной мере. Обеспеченность наслега Юрюнг-Хая элементами рыночной инфраструктуры, включая сеть учреждений сферы услуг и средства связи, также низка.

Кроме того, проблемы поселений в составе района связаны с низкой эффективностью сельскохозяйственного производства и ведения личных подсобных хозяйств, что является основным родом занятий проживающего там населения. Проблемы:

- дефицит рабочих мест;

- относительно низкий уровень доходов в АПК;

- низкий уровень материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы;

- сравнительно низкая инфраструктурная обеспеченность.


Наиболее острые проблемы Анабарского района – это отсутствие развитой инфраструктуры, сокращение объемов производства по отраслям экономики и занятости населения, уменьшение числа рабочих мест.

Во многом такое положение – результат отсутствия комплексного подхода к стратегическому планированию развития арктических территорий. Имеющиеся огромные минерально-сырьевые и природные ресурсы дают основание утверждать, что Арктическая зона Республики Саха (Якутия), в том числе Анабарский район, имеет огромный потенциал для устойчивого развития, который мог и должен быть востребован. Обладая огромными запасами разнообразных природных ресурсов, труднодоступных в настоящее время для широкомасштабного освоения, Арктическая зона является своего рода резервом ресурсов для будущих поколений.



Раздел 3. Таблица стратегического (SWOT) анализа социально-экономического развития МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)»
В настоящее время Президентом и Председателем Правительства Российской Федерации ставится задача формирования системы стратегического планирования в муниципальных образованиях. Вместе с тем, её выполнение связано с рядом трудностей, которые заключаются в отсутствии чёткой нормативной базы по реализации процесса планирования.

Основным методом, обеспечивающим поступательное развитие муниципального образования, является программно-целевой метод планирования социально-экономического развития. Данное положение закреплено в законодательной форме и относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Кроме того, документами, определяющими некоторые ориентиры, связанные с программно-целевым планированием, являются «Основы стратегического планирования в Российской Федерации», принятые Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536, а также Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2011 года «О системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)». По сути эти документы регламентируют разработку программно-целевых документов социально-экономического развития.

Исходя из этого, в настоящее время сложилась система стратегического планирования в муниципальных образованиях, которая в общем виде представляет собой некоторую совокупность документов программно-целевого планирования и включает в себя стратегию социально-экономического планирования муниципального образования.

В процессе разработки этих документов обеспечивается определение основных направлений развития муниципальных образований и оценка рисков развития. Для решения этой задачи применяется процедура описания сильных и слабых сторон территории, а также наиболее вероятные преимущества и угрозы, появление которых возможно при реализации некоторой стратегии развития.

Таким образом, исходя из содержания существующей системы планирования в Российской Федерации, определение основных направлений развития Анабарского муниципального района выполняется на основе SWOT- анализа социально-экономического положения района.
SWOT – анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- Земельные и водные ресурсы в достаточном наличии;

- В наличии минерально-сырьевые ресурсы: алмазы, газ, нефть.




- Сезонность некоторых видов деятельности;

- Не освоена добыча нефти, газа;

- Удаленность отдельных населенных пунктов от райцентра и столицы республики;
- Климат резко континентальный, с холодной и продолжительной зимой и коротким теплым летом.


- Наличие на территории Анабарского района алмазодобывающих предприятий как ОАО «Алмазы-Анабара», ОАО «Нижне-Ленское», имеющие республиканские значения.

- Зависимость района от деятельности ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское».


- Возможность создания предприятий по переработке сельскохозяйственной и кожано-меховой продукции;

- Создание безотходной технологии на базе МУП «им.И.Спиридонова»;

- Расширение ассортимента хлебной продукции;

- Возможность развития рыбоперерабатывающего производства.



- Отсутствие источников финансирования на создание производства селськохозяйственной продукции;

- Износ оборудования хлебопечения;

- Невозможность изыскания источников финансирования для строительства убойного цеха;

- Сложности получения рыбных участков;




- Увеличение поголовья оленей;

- Развитие личных подсобных хозяйств;

- Увеличение заготовок мяса.


- Низкий уровень оплаты труда оленеводов, отсутствие стимулов;

- Отсутствие стартовых вложений у граждан;

- Отсутствие ледников на промысловых участках.


- Возможность возобновления морских перевозок.

- Трудности завоза нефтепродуктов для нужд муниципального района;

- Отсутствие дорог местного и республиканского значения с твердым покрытием, проблемы перевозки



- Расширение круга оказываемых товаров и услуг;

- Предоставление грантов начинающим собственное дело молодежи;

- Развитие экстремального туризма.


- Ориентация предприятий малого бизнеса
преимущественно на сферу торговли;

- Отсутствие желания, активности у молодежи заняться бизнесом;

- Отсутствие разработанного маршрута, бизнес-плана.


Возможность привлечения государственных средств за счет участия в государственных программах.

- Выделение субсидий, не отвечающей реальным потребностям района;

- Наличие муниципальных унитарных предприятий, муниципальных бюджетных и казенных учреждений с финансированием из бюджета района.



- Рост численности населения;

- Увеличение строительства жилых домов;

- Рост занятых всеми видами экономической деятельности;

- Снижение административных правонарушений и преступлений.



- Высокие затраты транспортировки строительных материалов;

- Рост скрытой безработицы;

- Рост количества преступлений;

- Безлимитная розничная продажа алкогольной продукции



- Наличие новой благоустроенной больницы;

- Наличие муниципальной целевой программы по развитию спорта.



- Отсутствие высококвалифицированных врачей;

- Низкое качество медицинских услуг;

- Отсутствие спортивного комплекса в районе.


- Наличие здания новой каменной школы;

- Наличие Центра дополнительного образования детей.



- Нехватка мест в дошкольных учреждениях;

- Износ здания детского сада №1 «Тугутчаан» в с. Саскылах.



Наличие учреждений культуры: культурный центр, музей, библиотека, народный театр.

- Низкий уровень доходов работников культуры;

- Незаинтересованность населения.



Наличие муниципальной целевой программы по социальной поддержке граждан.

- Рост малоимущих граждан.

Возможности (О)

Препятствия (Т)

Развитие алмазодобывающей промышленности;

- Развитие нефтегазовой промышленности;

Развитие малого бизнеса на территории Анабарского района;

Использование федеральной и республиканской поддержки в различных отраслях экономики, кроме того мест компактного проживания малочисленных народов Севера.



Сокращаются исследованные запасы алмазных месторождений;

- Не исследованы запасы месторождений нефти, газа;

Не согласование в Министерство природных ресурсов РФ условий аукционов и соглашений по месторождениям россыпных алмазов в Анабарском улусе;

Ограниченные финансовые возможности на участие в республиканских программах.



- Развитие перерабатывающей промышленности, ориентированной на сбыт за пределы района.


Недостаток оборотных средств у большинства предприятий для покупки и внедрения новых технологий в производство.

Более эффективное использование земельных ресурсов;

Улучшение экологической среды посредством модернизации очистных сооружений.



- Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей земельные ресурсы;

- Невозможность включения в государственную программу по строительству водоочистных сооружений.



Обеспечение населения Анабарского района рабочими местами;

Рост благосостояния жителей.



- Непривлекательность рабочих мест на предприятиях и организациях сельского хозяйства и культуры Анабарского муниципального района;

- Высокая текучесть кадров;

- Иждивенческий образ жизни граждан;

- Рост преступлений и алкоголизма.



Реализация принципов местного самоуправления.


Незавершенность реформирования федеральных и региональных нормативных актов, регламентирующих различные стороны деятельности муниципальных образований;

Незавершенность процесса разделения полномочий и предметов ведения между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.



Сотрудничество с Норвегией и с другими скандинавскими странами в области оленеводства, активизация международной деятельности;

Экспорт товаров и услуг.



- Отсутствие рекламы и непривлекательность товаров.

- отсутствие разработанных инвестиционных проектов.


Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов проводится для того, чтобы выявить основные точки роста Анабарского района, опираясь на сочетание возможностей и сильных сторон, а также определить наиболее уязвимые места.

Долгосрочный программно-целевой метод управления экономикой региона, избранный руководством республики, позволяет решать проблемы комплексно и более эффективно. Опыт реализации программ предыдущих лет показал действенность программно-целевого метода управления, т.к. реализация мероприятий во всех направлениях при использовании программно-целевого метода, в котором мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля, дают предпосылки для дальнейшего внедрения программно-целевого метода социально-экономического развития. При программно-целевом методе решения муниципальный заказчик-координатор реализует централизованную политику планирования и выполнения задач по всем направлениям в интересах социально –экономического развития Анабарского района. Без использования программно-целевого метода невозможна эффективная реализация комплекса задач и мероприятий, необходима муниципальная и государственная поддержка, и концентрация финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках единой Программы.

Раздел 4. Цели и стратегические направления программы
Главная цель социально-экономического развития муниципального образования Анабарский район – дальнейшее создание качественной и устойчивой социально-экономической среды в Анабарском районе как совокупность благоприятных условий для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, жизни населения Анабарского района.

Достижение главной цели возможно при наличии эффективной и сбалансированной экономики, а также эффективной работы органов местного самоуправления.

Главная цель базируется на следующих концептуальных положениях:

1. Человек является главной ценностью, так как именно человеческий потенциал формирует социально-экономическую среду и является основной движущей силой социально-экономического развития территории. Качество жизни отдельных граждан формирует эффективный человеческий потенциал территории в целом.

2. Формирование качественной и устойчивой среды Анабарского района осуществляется за счет дальнейшего развития реального сектора экономики, социальной сферы и инфраструктуры, посредством которых гарантируется предоставление качественных социальных услуг, к которым относятся услуги образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также повышение качества бытовых услуг, развитие сферы культуры и досуга, обеспечение доступности жилья, повышение комфортности проживания на территории Анабарского района.

3. Развитие человеческого потенциала Анабарского района возможно только на основе устойчивой, динамично растущей и сбалансированной экономики, так как именно экономическая деятельность хозяйствующих субъектов обеспечивает ресурсную базу для социально-экономического развития района и способствует реализации личностных ценностей граждан, проживающих на его территории.

4. Определяющей предпосылкой устойчивого развития экономики Анабарского района является объем инвестиций, поступающих в промышленность и социально-экономическую сферу. Основным препятствиям на пути инвестиций является отсутствие масштабных инвестиционно - привлекательных проектов.

5. Отсутствие на территории крупных промышленных предприятий и предпосылок для их создания в ближайшей перспективе предопределяет создание условий для организации малых промышленных предприятий, их дальнейшего укрупнения и развития. Малый бизнес Анабарского района в планируемой перспективе, как и в настоящее время, будет составлять основу муниципальной экономики.

Реализация основной цели Программы предусматривает осуществление системы мер по следующим направлениям деятельности:

- формирование благоприятной экономической среды для функционирования субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности. Повышение общего уровня их экономической активности в целях достижения устойчивого развития экономики Анабарского района.

- создание благоприятного социального условия на основе обеспечения занятости населения, повышения уровня жизни, улучшения социальных и культурных услуг, адресной социальной защиты нетрудоспособной части населения, обеспечения общественной и личной безопасности.

- развитие инфраструктуры жизнеобеспечения улуса для повышения качества жизни.

Для достижения поставленной главной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на региональном рынке;

- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как института социального развития;

- гражданское и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи;

- формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

- создание и сохранение духовно-культурных ценностей граждан;

- оказание социальной поддержки гражданам и повышение уровня жизни населения;

- сокращение правонарушений и преступлений;

- обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

- создание условий для повышения энергосбережения и энергетической эффективности;

- предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровья населения;

- развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в меж поселенческих связях;

- формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских жителей, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов;

- оказание поддержки малому предпринимательству;

- проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.

При разработке стратегических направлений (разделов) социально – экономического развития МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» использован принцип соответствия стратегических направлений (подпрограмм) социально - экономического развития Анабарского района к государственным программам Республики Саха (Якутия) на период 2012-2016 годы.

Определены следующие стратегические направления (разделы) программы социально-экономического развития МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)»:

- «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

- «Развитие системы образования»:

- «Молодежь Анабара»;

- «Развитие физической культуры и спорта»;

- «Культура и духовное развитие»;

- «Социальная поддержка населения»;

- «Профилактика правонарушений»;

- «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения»;

- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»;

- «Охрана окружающей среды»;

- «Строительство и капитальный ремонт объектов»;

- «Жилище»;

- «Содействие занятости населения»;

- «Развитие предпринимательства»;

- «Управление муниципальной собственностью»;

- «Повышение эффективности бюджетных расходов»;

- «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- «Профилактика терроризма и экстремизма»;

- «Здравоохранение»;

- «Обеспечение безопасности граждан на водных объектах.

Миссия органов местного самоуправления Анабарского района заключается в создании необходимых административных, экономических, правовых и информационных условий для обеспечения устойчивого развития экономики Анабарского района, повышения качества жизни населения, расширения возможностей для свободного развития личности, всех предприятий и организаций, способствующих развитию Анабарского района, а также личной безопасности граждан на основе формирования баланса интересов разных групп населения Анабарского района и бизнеса и координации их деятельности.

<< предыдущая страница   следующая страница >>