Решение логических задач - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решение логических задач и задач на смекалку. Лист Мёбиуса 1 81.03kb.
Решение логических задач и задач на смекалку. Лист Мёбиуса 1 59.15kb.
Разработка урока «Решение логических задач из курса кибернетики» 1 57.09kb.
Решение задач оптимизации методом 1 53.98kb.
Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. 1 281.45kb.
Ксуп проект «Решение логических задач методами искусственного интеллекта»... 1 96.52kb.
7-9 занятие: Метрическая система мер. Задачи на взвешивание. 1 10.17kb.
Решение задач нелинейного программирования 1 78.92kb.
Обобщение по теме «Решение задач. Табличные случаи умножения и деления» 1 85kb.
«Проценты в математике и в повседневной жизни» 1 109.07kb.
Решение краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений... 2 532.58kb.
Конкурсное задание Одиннадцатого Санкт-Петербургского конкурса молодых... 1 13.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Решение логических задач - страница №1/1

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 212 г. Минска»

Учитель начальных классов

Михалёнок Жанна Викторовна

Категория: высшая

Стаж работы: 25 лет

Образование: высшее

Контактный телефон: МТС 7643375
Факультативное занятие «Путешествие в страну занимательной математики»

Занятие предназначено для учащихся 3 класса

Тема: Решение логических задач

Учебные задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми приёмами решения логических упражнений и задач.

2.Учить детей нетрадиционным приёмам, нестандартному решению задач повышенной трудности.

Воспитательные задачи:

1. Развивать внимание, память, логическое мышление детей.

2.Расширять математический кругозор детей и прививать интерес к математике.

Здоровьесберегающие задачи:

1. Предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся.

2. Увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц.

3 Развитие наблюдательности, памяти, воображения.

4.Создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Тип проблемной ситуации: « с затруднением»; т.е. столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Тип противоречия: «создание проблемы»; т.е. побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Оборудование:


  • Компьютер у учителя.

  • Проектор у учителя.

  • Экран.

  • Сигнальные карточки для дифференцированной работы.

  • Алгоритмы.

  • Карточки и тесты для самостоятельной работы.

  • Дополнительная тетрадь на печатной основе, экраны для самостоятельной работы и взаимосвязи с учителем, карточка с геометрическим рисунком для самооценки работы на уроке – у каждого ученика.

Ход занятия

  1. Оргмомент. Психологический настрой.

Сценка "В школе"

(Скамья, доска, ведро с розгами, ученики.)



Ученики. Здравствуйте, господин учитель!

Учитель. Здравствуйте. Прочтем молитву и начнем занятия. Вы должны выполнить 99 сложений - найти сумму всех целых чисел от 1 до 100 включительно. Приступайте. Что такое?

Ученик. Я вычислил сумму, господин учитель: 5050.

Учитель. Ты, хвастунишка, не мог за такое короткое время выполнить 99 сложений. Откуда ты узнал ответ?

Ученик. Я всё объясню, господин учитель. Каждая пара чисел, которые одинаково отстоят от концов: 1 и 100, 2 и 99, 3 и 98 и т.д., составляют в сумме 101, а так как таких пар ровно 50, то нужно 101 умножить на 50, и получится 5050.

Слайд 2

Это был маленький мальчик семи лет, в будущем гениальный немецкий математик 19 века Карл Фридрих Гаусс, очень рано проявивший свои блестящие математические способности. В возрасте трех лет он заметил ошибку, сделанную его отцом в расчетах. В 19 лет решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой ученые бились 2 тысячи лет. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астрономию.

Я рада вас снова видеть на факультативном занятии «Путешествие в страну занимательной математики» Мы теперь путешественники, а путешественники – это первооткрыватели…

Сегодня у нас будут работать две команды: «Почемучки» и «Смекалистые». Капитаны команд:

(Семиугольные и девятиугольные звезды помогут вам оценивать свою работу на занятии)

Слайд 3

После каждого этапа урока на доске постепенно открывается рисунок, закрытый геометрическими фигурами. Дети на месте « оценивают» свою работу с помощью раскрашивания аналогичной карточки тремя цветами: «Красным» - «Молодцы, так держать!» «Синим» - «Хорошо, но можно лучше!» «Зелёным» - « Надо подтянуться!»

А сейчас давайте зажжем огонь знаний, скажем свои пожелания присутствующим.

(свечу дети передают друг другу и говорят свои пожелания)



Слайд 4 (огонь)

Мне хочется, чтобы вы отметили магнитами то, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия;

- Новых знаний

- Взаимопонимания

- Единомышленников

- Дружбы

- Похвалы

А пропуск на сегодняшнее занятие получит тот, кто разгадает метафоры: Костер вечернего неба – закат. Домашний айсберг – холодильник. Слезы туч – дождь. Комнатный ёж – кактус. Кружево зимы – иней, узор. Балерины неба – снежинки. Небесный сыр – луна. Домашнее солнышко – лампочка.

Слайд 5 (рисунки предметов)

Актуализация знаний. Объявление темы урока.

В течение всех лет обучения в школе мы много решаем разнообразных задач, в том числе и логических: задачи занимательного характера, головоломки, анаграммы, ребусы и т.п.



Слайд 6

Тема сегодняшнего занятия: решение логических задач.

- Что необходимо ученику, чтобы успешно решать задачи такого вида? (надо уметь выделять их общие признаки, подмечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их, строить цепочки рассуждений, делать выводы).

- Чем логические задачи отличаются от обычных?(отличаются тем, что не требуют вычислений, а решаются с помощью рассуждений.

- Что же такое логика?

Слайд 7

Логика– это умение

  • Анализировать

  • Рассуждать

  • Доказывать

  • Опровергать.

Это не всегда легко, потому что очень часто необходимая информация «замаскирована», представлена неявно, и надо уметь её извлечь.

Сегодня мы узнаем еще одного очень известного ученого – Аристотеля.



Слайд 8 (он является основателем логики)

А девизом будет высказывание Аристотеля

Слайд 9

«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади»

Известно несколько различных способов решения логических задач.



- С какими мы уже знакомы?

Метод рассуждений;

Метод таблиц;

Метод графов;

Метод блок-схем;

Метод бильярда;

Метод кругов Эйлера.

  1. Разминка

- Начнем наше занятие с разминки

Слайд 10 - 17

  1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько учеников в классе?

  2. В клетке находились четыре кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов. Один кролик остался в клетке. Как это могло произойти?

  3. На столе стояли 4 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

  4. В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр?

  5. На берёзе сидели две вороны и смотрели

в разные стороны; одна на север, другая на юг.

-У тебя, говорит первая ворона-лапки в грязи.

-А у тебя, отвечает вторая – клюв в земле.

Как же так? Смотрят в разные стороны,

а друг друга видят?


  1. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

  2. Чем кончается лето и начинается осень?

  3. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?

4 .Решение задач

Слайд 18 «Логическая таблица»

К доске вызываются 4 ученика. Им вручаются пакеты с заданиями. Остальные учащиеся получают карточки с текстом задачи:

«Пакеты с заданиями находятся у четырех разведчиков: Даши, Егора, Влада и Наташи. Мы должны отгадать, у кого из них находятся Задания для разминки, у кого – Ключ к математической игре, у кого – Коллективное задание, и у кого – Задания для капитанов, если известно, что




Даша

Наташа

Влад

Егор

Задания для капитанов

-

-

-

+

Коллективное задание

-

-

+

-

Задания для разминки

+

-

-

-

Ключ к математической игре

-

+

-

-

1.Тот разведчик, у которого Коллективное задание, стоит между Дашей и Егором;

2. Наташа ходила в поход вместе с теми ребятами, у кого находятся Задания для разминки и Коллективное задание.

3. Даша и Наташа, так же, как и их друг, у которого Задания для капитанов, любят решать логические задачи.

Учащиеся решают задачу сначала у себя за партами, а затем выходят к доске и рассказывают решение этой задачи.



  1. Конкурс капитанов.

Над какой темой мы работали на прошлом занятии? (высказывания верные и неверные, правдивые и ложные)

- Назовите правдивые высказывания, ложные. (У собаки 4 лапы. Май – весенний месяц. В неделе 6 дней)



Истинно или ложно высказывание?

(капитаны отвечают по очереди, команда имеет право исправить ошибку)

1.

2.
1. Некоторые фигуры на рисунке треугольники. (Истинно).

2. Все фигуры на рисунке треугольники.(Ложно).

3. На рисунке нет ни одного треугольника.(Ложно).

4. Ни одна фигура на рисунке не является треугольником.(Ложно).

5. На рисунке есть треугольники.(Истинно).

6. Некоторые фигуры на рисунке квадраты.(Истинно).

7. Все фигуры на рисунке квадраты.(Ложно).

8. Каждая фигура на рисунке является квадратом.(Ложно).

9. На рисунке нет ни одного квадрата.(Ложно).

10. Ни одна фигура на рисунке не является квадратом.(Ложно).



Слайд 19

Физическая пауза

6. Коллективное решение задачи.

Цель: научить детей решать и доказывать решение.



Задача

Слайд 20

А, Б, В, Г-друзья. Один из них врач, другой – журналист, третий – тренер и четвёртый – строитель. Журналист написал статьи об А и Г. Тренер и журналист вместе с Б ходили в туристический поход. А и Б были на приёме у врача. У кого какая профессия?






Врач

Журналист

Тренер

Строитель

А

-

-

+

-

Б

-

-

-

+

В

-

+

-

-

Г

+

-

-

-

Ответ: А- тренер.

Б – строитель.

В – журналист.

Г – врач.



7. Самостоятельная работа в группах.

Задача

Слайд 21

Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - проживают по следующим адресам:

Лесная ул., 37;

Цветочная ул., 25;

Лесная ул., 25.

Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что

Миша и Коля живут на одной улице,

Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами,

а Миша и Дима - родные братья.




Лесная ул., 37

Цветочная ул., 25

Лесная ул., 25

Миша

+

-

-

Коля

-

-

+

Саша

-

+

-

Дима

+

-

-



  1. Математическая игра. Блиц-турнир

  1. Внимание на экран. С вами играет житель г. Гомеля, ученик

4 класса Иванов Денис.

Слайд 22

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня покоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы?



Ответ: вместе с водой поднимается и корабль, поэтому – никогда.

  1. Внимание! Второй вопрос.

Слайд 23

Таинственный ящик! То, что лежит в таинственном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В России это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой ученик 6 класса.

Вопрос. Что лежит в таинственном ящике?

Ответ: циркуль.



  1. Задача о переправах

Слайд 24

Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?



  1. Групповая работа

Слайд 25

Составьте как можно больше слов, используя буквы из слова арифметика.



  1. Подведение итогов занятия.

Слайд 26

Поднимите свои звездочки. Какого цвета получились?

Оправдались ли ваши предположения?

1. Слог находится в треугольнике и большом круге (ре).

2. Слог находится в квадрате (бя).

3. Слог находится в треугольнике и маленьком круге (та).

4. Слог находится в треугольнике и квадрате (мо).

5. Слог находится в треугольнике (лод).



6. Слог находится в большом круге (цы).




лод


ре


та

Ребята молодцы!бя

мо

цы


Учитель:

Наше путешествие закончилось. Математика, как и всякая другая наука, вырастает из практики. Сегодня, вы узнали много нового о великих математиках, и считали, и решали сложные задачи. Жизнь человека без математики невозможно представить. Всем Вам удачи в изучении математики и новых побед!