Рекомендации учителям русского языка и литературы по обучению написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок русского языка и литературы 1 194.73kb.
Гиа по русскому языку: сочинение-рассуждение 1 30.66kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку 10 класс Проведен учителем... 1 26.9kb.
Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в... 1 110.14kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Как готовиться к сочинению на гиа 2013 года 2 382.4kb.
Памятка к написанию сочинения-рассуждения типа 2 1 9.42kb.
Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории... 1 218.36kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Сочинения на лингвистическую тему 1 458.02kb.
Роль мо учителей русского языка и литературы в инновационной деятельности... 1 78.98kb.
Книги военной тематики 1 47kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рекомендации учителям русского языка и литературы по обучению написанию сочинения-рассуждения - страница №1/1


Рекомендации учителям русского языка и литературы по обучению написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке к ГИА по русскому языку








В демонстрационной версии ГИА-2012 по русскому языку задание С2.1 формулируется таким образом:

«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Как готовить обучающихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему?

1. Необходимо обозначить структуру сочинения-рассуждения:  

 2. Определить стоящие перед учениками задачи:

1)      Прокомментировать слова лингвиста.

2)      Расшифровать смысл высказывания.

3)      Поделиться своими мыслями и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).

3. Определить порядок действия ученика:


  1. Сформулировать в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя.

  2. Дать понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.

  3. Написать, что ты думаешь о функциях данного языкового явления.

  4. Привести два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование.

  5. Сделать вывод.

4. Определить понятия «лексика» и «грамматика» и разучить с обучающимися:

Лексические явления для аргументации

  • лексика с точки зрения стилистической окраски;

  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);

  • лексика с точки зрения происхождения;

  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);

  • синонимы, антонимы;

  • фразеологизмы и др.

  • тропы (эпитеты, олицетворения и т.д)

Грамматические явления для аргументации

  • однородные члены предложения;

  • обособленные члены предложения;

  • вводные слова и предложения;

  • обращения;

  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)

  • синтаксические средства выразительности (фигуры речи)

 5. В качестве тренировочных заданий рекомендуется работа по определению лексических и грамматических явлений в следующих текстах:

(1)И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. (2)На мгновенье чёрными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. (3)И снова - тьма. (4)И грохнуло, обрушилось всё небо. (5)Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком.

А.Н.Толстой

 (1)Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами. И потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи. (2)Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался вверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. (3)Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

М.М.Пришвин

 (1)Солнце зашло. (2)Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. (3)Восточная половина неба была залита нежно-алыми и  лиловыми оттенками. (4)Воздух был тих и звучен. (5)Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании. (6)Прозрачно мерцал вечер, и незаметно набегали сумерки. (7)Влажная и сонная тишина стояла над рекою. (8)Гладкие струи плескались о сырой песок берега с лёгким шёпотом, словно нежные детские губы целовали мамины руки. (9)Вдали, на берегу, радостно зажглась красная звёздочка костра; там виднелась рыбачья лодка.

Ф.Сологуб

(14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи.

 (21) И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы...

(23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный!

 (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...

Гроза

(1)Я подъезжал уже к Переброду, когда внезапный вихрь закрутил и погнал по дороге столбы пыли. (2) Упали первые редкие и тяжелые капли дождя. (3)Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась с необыкновенной силой над Перебродом. (4)Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стёкла в окнах моей комнаты. (5)Часов около восьми вечера гроза утихла на несколько минут, но только для того, чтобы потом начаться с новым ожесточением. (6)Вдруг что-то с оглушительным треском посыпалось на крышу и на стены старого дома. (7)Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю. (8)Я взглянул на тутовое дерево, росшее около самого дома, - оно стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града.

(А. Куприн)

6. Рекомендуем познакомить обучающихся с различными вариантами клише сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

Вариант 1.

Известный лингвист Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как понять эти слова?

На мой взгляд, под понятием «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику. Слова нужны человеку, чтобы дать имя всему, что есть на свете. Значит, они показывают то, о чём думает человек. Например, …

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, предложения и словосочетания. Она помогает нам связать между собою слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как люди думают. Например, …

Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».

 

Вариант 2.

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я полностью согласен (согласна) с его мнением.

Лексика текста____________________ помогает нам понять его мысли, отношение к героям повествования. В предложениях №  мы видим (синонимы, антонимы, устаревшие слова, просторечная лексика и т.д. – выбери нужное).

Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли, раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Так, вводные слова в предложениях ____, _____, ____ говорят нам о…………………………

Размышляя над словами Г. Степанова, я понял(а), что нужно расширять свой словарный запас, стараться лучше изучить грамматику. Тогда и в устной, и в письменной речи мы будем делать меньше ошибок, станем по-настоящему культурными людьми.



7. Мы предлагаем вам текст из произведения Ю.В. Бондарева и текст примерного сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с использованием примеров из этого текста.

 (1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец посмотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

-(13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

-(14)Несчастливы?! - повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

-(16)Что ты, милая! (17)О чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме - вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнул, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

-(23)Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

Бондарев Юрий Васильевич (род.1924г.) - русский писатель, общественный деятель, лауреат двух Государственных премий. По произведениям Ю. Бондарева сняты художественные фильмы «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня» и др.

 Примерное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с использованием текста Ю.В. Бондарева

Известный русский лингвист Георгий Владимирович Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают».



Я согласен с этим утверждением (с этими словами, с его мнением). Действительно, словарь языка – это лексика, совокупность слов. Словарный состав языка характеризует богатство речи человека, отражает ход его мыслей, которые невозможно выразить без знания грамматики.

Подтвердим это, обратившись к тексту Юрия Васильевича Бондарева, который характеризует его как писателя, мастерски владеющего русским словом. Использованные им однородные члены предложения «тоска… подступала…накатывала, измучивала», разговорное слово «всхлипнула», метафорический эпитет «щемящая тоска», словосочетание «сдерживая слёзы» передают безысходное состояние героини, считающей, что все люди несчастливы, а восклицательные предложения «Что ты, милая!.. Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме - вот я и счастлив!», «Мы любим тебя, мы любим тебя!» выражают эмоции её отца, подчёркивают основную мысль текста: человеку для счастья нужно знать, что он не одинок, что его любят.

Таким образом, приведённые примеры доказывают, что, строя предложения или текст, мы берём из системы языка нужные средства словаря и грамматики. Смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова заключается в том, что словарный запас человека и знание основ грамматики помогают ему правильно, ярко и образно оформлять свою речь.

Желаем вам и вашим ученикам успешной сдачи ГИА по русскому языку! 

Рекомендации учителям русского языка и литературы, готовящим обучающихся к сдаче Государственной итоговой аттестации по русскому языку








Изложение - традиционный  вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственной итоговой аттестации,   которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём  существенное.

Экзамен по русскому языку в IX классе – это сосредоточенная, интенсивная работа в течение 240 минут, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы  ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом.

Какие же тексты следует использовать  в качестве тренировочных к сдаче ГИА?

Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит, надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение.

Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных  между собой, но разных мыслей или развёрнутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам.

В - третьих, предпочтительнее такие тексты, которые хоть в какой-то степени  отвечают интересам подростков, имеют отношение  к их жизни, не отталкивают навязчивым и унылым дидактизмом или патетикой.

В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение.  Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно  пересказать то, что и так всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами, трудными, книжными словами недопустимо.

В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные, то есть включать 250-290  слов. При сокращении в хорошей ученической работе окажется чуть больше 90 слов, то есть вдвое - втрое меньше, чем в исходном тексте

При написании сжатого изложения проверяются следующие основные умения:
- умение слушать;
- умение обрабатывать воспринятую информацию, выделять в ней главное;
- умение письменно передать обработанную информацию.

Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой  адекватно воспроизводится основное  содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного  текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.



Приёмы сжатия исходного текста

  1. I. Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную;  исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).



II. Языковые приёмы компрессии исходного текста.

1. Замена:

а) замена однородных членов обобщающим наименованием;

б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчинённого предложения простым.



2. Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение  фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.



3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий  в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ГИА. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания;  заниматься  изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена.

Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить... Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями.

Мы рекомендуем  изучить с учениками



Алгоритм работы над изложением.

I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки  дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения.

IV. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём,  и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени  сокращения и получить рекомендуемый объём изложения. Напомним: если в исходном тексте около 250 слов, то в ученической работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.

V. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно -пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.

VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется.

Новая форма государственной аттестации по русскому языку за курс основной школы преемственно и перспективно связана с экзаменом в XI классе и может быть названа «малым ЕГЭ». Мы желаем вам успехов в подготовке учеников  к экзамену, а вашим ученикам - ни пуха ни пера!



Работа над сочинением-рассуждением в XI классе при подготовке к ЕГЭ









Опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том, что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения.

Часть I наших рекомендаций содержит материал по отработке постановки проблемы и комментария к ней в предлагаемом тексте.

Для рассредоточенной подготовки к написанию сочинения-рассуждения учителя могут использовать тексты, включённые в учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе, тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет. Важно, чтобы работа с текстом проходила в следующих формах:
- лингвистический анализ текста;
- речеведческий анализ текста;
- творческие упражнения на развитие языкового чутья;
- изложения, сочинения.

Беседы с учащимися при работе с текстом включают следующие вопросы:



  • Какова центральная проблем, поставленная автором текста?

  • Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?

  • Какое высказывание верно отражает позицию автора?

  • В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?

  • В каких предложениях содержится характеристика героя?

  • Что остаётся за пределами внимания автора текста?

  • Как можно толковать предложение №…?

Чтобы правильно выполнить задания части С, школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов, которые используются в формулировке задания и критериев оценки. Поэтому рекомендуется заполнение каждым учеником карточки-тренажёра.

Карточка-тренажёр

Фамилия, имя ________________

Добрый день! Сегодня мы начинаем  работу по подготовке к части С. Дело это кропотливое и серьёзное, но если ты будешь  выполнять все задания, то хороший результат  гарантирован! Чтобы успешно написать сочинение, нужно  разобраться со значением следующих слов:

Тема __________________________

Идея__________________________

 


Проблема_______________________________

Проблематика___________________________

Сюжет_________________________________

Позиция________________________________

Комментарий____________________________

Комментирование________________________

Аргумент_______________________________

Корректность____________________________

Этика___________________________________

Композиция______________________________

Афоризм_________________________________

Тезис_____________________________________



 Важно, чтобы эти термины обучающиеся хорошо усвоили (для этого рекомендуется  проводить терминологические диктанты).

Обучение тому, как правильно сформулировать  проблему исходного текста, рекомендуется начать с выполнения следующего задания.

Соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах. Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем. (Это задание помогает учащимся разобраться в понятиях «тема» и «проблема»).

Темы

Проблемы

1Война

2. Музей


3. Природа

4. Роль книги

5. Честь и достоинство

6. Человек, любящий свою Родину 

7. Спор, дискуссия

 8. Язык


  1. Проблема нравственного воспитания

  2. Проблема потребительского отношения человека к природе.

  3. Проблема патриотизма

  4. Проблема сохранения человеческого достоинства

  5. Проблема экологии языка

  6. Экологическая проблема

  7. Проблема общения

  8. Проблема исторической памяти

  9. Проблема сохранения духовного наследия

  10. Проблема бережного отношения к языку

  11. Проблема мужества

  12. Проблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановке

  13. Проблема этики, хороших манер

Образец выполнения

Темы

Проблемы

Роль книги

Проблема нравственного воспитания

Человек, любящий свою Родину

Проблема патриотизма

Война

Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества

Природа

Проблема  отношения человека к природе
Экологическая проблема

Честь и достоинство

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке

Музей

Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия

Язык

Проблема экологии языка

Спор, дискуссия

Проблема общения
Проблема этики, хороших манер

Особую трудность у старшеклассников вызывает комментарий проблемы - разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чём состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия и конфликт, в чём они заключаются или каким образом выражаются. Комментарий предполагает также характеристику значимости и актуальности данной проблемы, выражение собственного к ней отношения.

Мы рекомендуем напомнить ученикам, что они должны дать комментарий основной, на их взгляд, проблемы текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чём говорит автор и над чем он задумывается. Необходимо показать отличие комментария от пересказа, а для этого необходимо помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим об авторской позиции.

Перед выполнением заданий по поиску комментариев к сформулированной проблеме следует предложить учащимся памятку с вопросами:


  • К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

  • Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?

  • Как  часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.?

  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?

  • Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

  • К каким выводам автор подводит читателя?

Отработка умения комментировать проблему

  • Прочитайте текст

(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2)Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4)Ибо никто не сделает за тебя  того, что должен делать ты сам.

(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.

(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах.

(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

(8) Работа имеет высший смысл – это путь по-настоящему познать самого себя , свои возможности , утвердить себя в жизни. (9)Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.

* Ответьте на вопросы:

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Труд есть основа осмысленной жизни человека.

Б) Труд есть основа величия человека.

В) Труд есть основа богатства человека

Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Как вы понимаете выражение гость за чужим столом?

3. Какое высказывание вы бы подобрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

А) Не работа сушит, а забота.

Б) Без дела жить - только небо коптить.

В) Всех работ не переработаешь.

Г) Трутни горазды на плутни.


  • Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. Для её формулировки используйте опорную карточку.

Опорная карточка

Проблема может быть сформулирована:



1) в виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердиться… Как же этого добиться? Я думаю, над этим вопросом задумывался каждый человек;

2) в виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела - проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.

5. Используя вопросы памятки (см. выше), прокомментируйте проблему текста.



Часть II наших рекомендаций содержит материал по отработке формулировки авторской позиции и материал по отработке аргументации мнения ученика.

Отработка формулировки авторской позиции

Следует отработку формулировки авторской позиции начать с рассказа об особенностях её выражения:

1)      позиция автора может быть выражена  как прямо, так и в подтексте;

2)      способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи;

3)      в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Необходимо напомнить ученикам, что в сочинении ученик может раскрыть позицию автора как в сжатом, так и в развёрнутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

Для отработки умения комментировать авторскую позицию мы предлагаем такое задание.


  • Прочитайте текст А. Гербер.

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но ведь есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.

(7) В жизни как раз не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем  рассмотрении может оказаться эластичной, податливой  маской, которая, в зависимости от обстоятельств,  то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

Ответьте на вопросы:


  1. Какова тема этого текста?

  2. Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную проблему.

  3. Найдите в тексте ключевые слова,  помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь её сформулировать.

Работая над этим текстом, учащиеся закрепляют знаний о теме и проблемах текста (проблема жестокости, проблема красоты и «уродства», проблема взаимопонимания и уважения, проблема естественности и искусственности).

В этом тексте авторская позиция чётко заявлена с помощью оценочной лексики: красота-уродство, обаяние- эластичная, податливая маска, растягивается в улыбку - собирается в кулак. Ученики формулируют мысль о том, что внешняя красота не всегда отражает внутреннее содержание. А Гербер убеждена, что нужно быть не героем с обложки, а настоящим человеком.



Отработка аргументации мнения ученика

К сожалению, часто аргументация подменяется расплывчатым комментарием; приводится менее двух аргументов.  Выпускники либо приводят аргументы исключительно из собственного жизненного опыта (примеры из жизни семьи, ближайшего окружения). Либо аргумент, взятый из художественной, публицистической литературы состоит из пересказа событий произведения, оценки поступков героев. Нередко аргументы приводятся к аргументам, а не к тезису, т.е. нарушается логическая цепочка рассуждений.

В качестве тренировочных упражнений по отработке аргументации мнения ученика можно  предложить следующие:

1. Продолжите рассуждения, предложив аргумент, основанный на жизненном опыте или читательском опыте.

1). Красота-это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасёт мир…

2). Люди существуют друг для друга.

2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам:

1). Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. (Белинский).

2). Смехом исправляют нравы. (Бальзак).

3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).

4). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).

5). Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях? (Конфуций).

6). Ближе всего к великому стоит честность. (Гюго).

3. Ещё одно необходимое упражнение для отработки формулировки авторской позиции – нахождение примеров аргументации суждения у самих авторов.



* Прочитайте рассуждения Д.С. Лихачёва о свойствах доброты. В данном тексте определите тезис, аргументы и вывод. Сформулируйте своё отношение к данной проблеме. Попытайтесь аргументировать своё мнение.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть  цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок  не может  быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

Безусловно, работа по обучению  школьников аргументации с опорой на литературный опыт должна быть систематической, однако в конце года им можно предложить перечень прочитанных программных произведений и попросить ещё раз проанализировать проблемы, затронутые авторами,  поступки героев, соотнести конкретный  материал с возможной проблематикой текстов части С.

Этот материал обобщён в представленной таблице:



Тип проблемы

Виды проблем

Примеры произведений, где ставятся проблемы

1. Национально-историческая проблематика.

 


- сущность национального характера;
- национальная самобыт­ность;
- национальная судьба и предназначение нации;
- становление русского национального характера

 


Н. С. Лесков. «Левша», «Очарованный странник»; М. А. Шолохов. «Судьба человека»; И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»;
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Полтава»; М. Ю. Лермонтов. «Бородино»; «Слово о полку Игореве»; Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Севас­топольские рассказы»; А. Н. Островский. «Гроза»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...»;
А. И. Солженицын. «Матренин двор».

2. Социально- культурная проблематика.

- своеобразие уклада жиз­ни;

- типичные нравы и харак­теры определенного периода времени



И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»;
Н. В. Гоголь. «Мертвые души», «Реви­зор»;
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего вре­мени»;
И. С. Шмелев. «Лето Господне».

3. Идейно-нравственная про­блематика.

 


- честь и достоинство;
- сохранение человеческого достоинства;
- нравственное самоопределение;
- нравственное пробужде­ние или деградация;
- осознание и преображение нравственных ценностей;
- настоящая и подлинная любовь;
- милосердие;
- проблема исторической
памяти;
- выбор жизненного пути;
- проблема отцов и детей

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»;
В. Шаламов. «Колымские рассказы»;
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»; «Повесть о Петре и Февронии Муром­ских»;
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»;
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего вре­мени»;
Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»; рассказы А. П. Чехова;
К. Паустовский. «Телеграмма»; Ф. Абрамов. «Алька»; И. С. Тургенев.
«Отцы и дети»;
А. С. Пушкин. «Станционный смотри­тель»;
Л. Н. Толстой. «Детство».

4. Философская проблематика.

- жизнь и смерть;
- противостояние добра и зла;
- поиск истины;
- вера и безверие;
- временное и вечное;
- истина и ложь;
- судьба, рок, предопреде­ление;
- творчество

М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой. «Война и мир»;
Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»; Философская лирика Ф. И. Тютчева,
А. С. Пушкина, Н.А. Заболоцкого; традиции У. Шекспира, «Божественной комедии» Данте.

5. Лингво-культурологическая проблематика.

- проблема бережного отношения к языку;
- проблема экологии языка;
- роль книги в жизни человека;
- роль литературы в формировании личности человека;
- угасание интереса к чтению.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»; А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»; И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»;
М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»;
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда».

 Для обучения аргументации рекомендуем учащимся организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов.

1. Человек и природа.

1). Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский).


2). Охранять природу - значит охранять Родину. (Пришвин).
3). Природа - вечный образец искусства; а величайший и благороднейший  предмет в природе – человек. (Белинский).

2. О семье и воспитании.

1). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон.)


2). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой).
3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).
4). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).

3. О дружбе.

1). Украшение дома-друзья, его посещающие. (Эмерсон).


2).Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).
3). Первое условие для сближения - искренность . (Пришвин.)
4). Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. (Суворов).
5). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп).
6). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой).

4. О труде.

1). Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций.)

2). Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Л. Да Винчи).

3). Статую красит вид, а человека - деяния его. (Пифагор.)

4). Кто малого не может, тому и большее невозможно. (Ломоносов).

5. О языке и чтении.

1). Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Пушкин.)

2). Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро.)

3). Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. (Софокл.)

4). Книга есть жизнь нашего времени. (Белинский).

6. О доброте.

1). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо.)

2). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех в других. (Л. Толстой.)

3). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Шекспир.)

4). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Паскаль).

5).В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Л. Толстой).

6). Знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер).

7. О Родине.

1). Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека).

2). Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон).

3). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин.)



 

Список афоризмов, изречений, крылатых слов можно продолжить.