Рекомендации к уроку 25 Классификация химических реакций (§ 19) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рекомендации к уроку 25 Классификация химических реакций (§ 19) - страница №1/1

      1. Рекомендации к уроку 25

      2. Классификация химических реакций (§ 19)



Цель урока. Ввести классификацию химических реакций. Научить школьников распознавать разные классы реакций.

Место в курсе. Предполагается, что к этому моменту у школьников уже сформировано концептуальное понимание понятия «химическая реакция». После этого вопрос о том, какие бывают химические реакции может выйти в зону ближайшего развития. Давать классификацию (реакция горения, реакция нейтрализации и т. д.) еще рано, потому что для каждого типа реакций нужно вводить довольно много понятий.

В дальнейшем химические реакции будут использованы при введении классификации реакций по числу веществ, вступивших в реакцию, и продуктов реакции. Так, реакция горения простых веществ и реакция гидратации будет представлена как реакция соединения, реакция дегидратации – как реакция разложения, реакция нейтрализации – как реакция обмена, реакция кислоты с металлом – как реакция замещения.



Общие замечания. На этом уроке школьники еще работают со схемами реакций, т. е. в уравнении указаны только исходные вещества и продукты реакции, и классифицируют их по типам.

После ознакомления учащихся с каждым типом реакции им предлагается два-три уравнения для классификации (см. Ход урока).



Трудности и ошибки. Наибольшие трудности вызывает у школьников различение реакций замещения и обмена. Нужно четко проговорить, что в реакции замещения один из реагентов целиком входит в состав другого. Для закрепления навыка классификации уравнений можно дать задание, специально на различение реакций замещения и обмена. Пример таких заданий:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 (реакция замещения)

ZnF2 + H2SO4 = ZnSO4 + 2HF (реакция обмена)

Zn + 2AgNO3 = Zn(NO3)2 + 2Ag (реакция замещения)

ZnCl2 + 2AgNO3 = Zn(NO3)2 + 2AgCl (реакция обмена)

Подготовка к уроку. Для проведения урока понадобятся реактивы и оборудование для демонстрации реакций разложения, соединения, замещения и обмена:


  • держатель для пробирок;

  • пробирки;

  • спиртовка;

  • спички;

  • штатив;

  • гидроксокарбонат меди раствор;

  • нитрат свинца раствор;

  • фосфор или магний;

  • нитрат серебра раствор;

  • хлорид натрия раствор;

  • цинк, гранулы;

  • соляная кислота;

  • сульфат меди раствор.

Ход урока. Урок начинается с самостоятельной работы по § 18. На работу имеет смысл отвести 10−15 минут. Поскольку предложены реакции разной сложности, отличную оценку можно ставить, если уравнено четыре или даже три реакции (о чем можно заранее сказать школьникам).

Далее есть два варианта хода урока. Наш опыт показывает, что первый несколько эффективнее, так как лучше способствует организации деятельности школьников. Однако второй ближе к тексту учебника, который составлен в соответствии с закономерностями восприятия письменного текста.

1. Учитель сразу описывает все четыре типа реакции, согласно классификации реакций по числу веществ, вступивших в реакцию, и продуктов реакции.

После чего учитель демонстрирует несколько реакций, записывает их уравнения на доске и спрашивает, к каким классам они относятся. Далее для формирования когнитивного конфликта демонстрирует и записывает уравнение реакции кислоты с содой. После чего вводит понятие «сложные реакции». Если остается время, то обсуждает обратимость реакций разложения и соединения.

2. Учитель вводит классификацию реакций и примеры реакций. Дает схему реакции каждого типа, приводит пример реакции (желательно, с демонстрацией). Далее из двух-трех уравнений школьник выбирает реакцию данного класса и учитель переходит к следующему классу реакций. В конце, если остается время, школьники тренируются относить реакции к тем или иным классам.

Удобнее всего демонстрировать следующие реакции.

В качестве реакций разложения:

Разложение гидроксокарбоната меди при нагревании:

(CuOH)2CO3 t 2CuO + H2O + CO2

Оксид меди(II) (CuO) распознается как продукт черного цвета, H2O – по конденсату на стенках, CO2 – по выделению газа, которое воспринимается как кипение.

Вместо этого можно демонстрировать разложение нитрата свинца (под тягой!):

2Pb(NO3)2 t 2PbO + 4NO2 + O2

Оксид свинца(II) (PbO) распознается как продукт желтого цвета, NO2 – как бурый газ. Выделение кислорода в этой реакции неочевидно.

В качестве реакций соединения: любая реакция горения простого вещества (лучше всего – фосфора или магния, тогда наблюдают образование белого дыма (Р2О5) или белой золы (МgO). Можно также использовать реакцию оксида кальция или фосфора с водой, которая распознается по выделению тепла.

В качестве реакций обмена – любую ионообменную реакцию. Например,

AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3

Хлорид серебра здесь распознается по белому осадку.

В качестве реакций замещения – реакции металлов с кислотами или активных металлов с солями менее активных. Например, цинка с кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

или цинка с сульфатом меди:



Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu.

Контроль знаний. Самостоятельная и практическая работа на следующем уроке.

Домашнее задание по учебнику.