Реинжиниринг в процессах реструктуризации производства - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Опыт реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки 3 1060.58kb.
Объект и предмет изучения, сущность и цели организации производства 1 381.08kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 145.74kb.
Определение типа производства 1 39.56kb.
Вопросы по курсу организация создания и производства продукции 1 50.79kb.
Методы организации производства поточный метод организации производства. 1 74.51kb.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов реструктуризации 1 112.66kb.
Н. А. Банушкина Технология моделирования и реинжиниринга бизнес-процессов 1 151.85kb.
Организация производственного процесса. План лекций 2007 года 1 18.56kb.
Эффективность производства мяса в зависимости от однородности стада... 2 438.27kb.
«Майндэксперт», создание рыночного аналога отделам трудоустройства... 1 19.1kb.
Лабораторная работа 11. Дополнение функциональной модели системы... 1 14.76kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Реинжиниринг в процессах реструктуризации производства - страница №1/1

Реинжиниринг в процессах реструктуризации производства
Основой эффективной системы управления является умение руководящего состава работать с информационными потоками. Это подтверждается темпами развития компьютерных технологий, которые в значительной мере позволяют повысить оперативность информационного обмена, точность расчета экономических показателей, правильность и сроки принятия решений и т.д. Однако специалистов, работающих с системами автоматизации управления, с самых первых опытов мучает вопрос, что является причиной неудачных внедрений хорошо продуманных и реализованных решений. Ответ прост.

Любая информационная система является отображением реальной системы управления, которая имеет тенденцию к постоянному развитию.

Чем точнее соответствие между ними, тем выше степень жизнеспособности системы управления. Хотя очевидно, что добиться полного соответствия невозможно – всегда существует некоторая степень свободы и неопределенности, порождаемые относительностью описания и временными сдвигами. Управление с точки зрения директора и главного бухгалтера совершенно разные вещи, более того разными они являются для одного и того же специалиста на разных этапах становления фирмы. При уменьшении временного срока между формированием технических требований и реализацией проекта увеличивается степень соответствия и жизненности информационной системы. Т.е. здесь необходимо говорить о соответствии моделей управления и информационной системы. Вообще, желательно иметь дело всегда с одной моделью – бизнес процессов предприятия, включая основные технологические потоки, документооборот, оборот финансов и товаров. Итак, почему модель.

При построении иерархии управления руководитель любого уровня строит модель работы вверенного ему подразделения, организации, в значительной мере исходя из общих положений принятых на предприятии. Т.е. кто и какие задачи будет решать на основании общей бизнес логики работы предприятия и специфики деятельности. Причем этот процесс продвигается от верхних уровней (от более крупных задач) к нижним уровням (к более детальным задачам), что, по сути, есть процесс декомпозиции общего к частному. Основные требования на этом этапе – это обеспечение непрерывности бизнес процессов, преемственности снизу вверх по должностной лестнице, контрольного страхования функций, информационной прозрачности сверху вниз, экспертных сверток по основным отчетам.

Соответственно, для того чтобы создать информационную систему с компьютерами, сетями, программами, прежде необходимо иметь аналогичную данной модель информационных потоков и взаимодействий. Любой руководитель информационного проекта это подтвердит. Но всегда встает вопрос, – как договорится с непосредственными участниками бизнес процессов о том, что они, хотя в конечном итоге, как им удобнее и эффективнее работать, степени важности и последовательности формирования информационных потоков. Более того, всегда существует потребность в «языке» общения, понятном для всех участников проекта и со всех сторон.

Первая модель предприятия, которую необходимо построить – “as is”, «как есть». На этом этапе необходимо отобразить полную и как можно более реальную картину бизнес процессов предприятия. И здесь необходимо воспользоваться услугами независимых экспертов, сотрудников фирмы, ответственных за принятие решения. Причем сделать это необходимо с различных точек зрения. Например: главного бухгалтера, директора, мастера и т.п. Естественно, что построенные модели будут различаться в силу специфики работы той или иной службы, того или иного подразделения. Однако информационная составляющая в процессе итерационного согласования моделей будет принимать довольно отчетливые очертания и некоторую единую сущность. При этом надо иметь в виду, что подобные процессы фрактальны по своей сущности. Т.е. на некотором этапе возможна ситуация когда описание начнет резко усложняться и возрастать по объемам при снижении информационной ценности. В таком случае лучшим средством может оказаться разбиение на функциональные составляющие, независимые друг от друга, но связанные информационными каналами.

Следующая модель – “to be”, «как должно быть». В общем-то, процесс моделирования аналогичен «как есть». Однако необходимо сделать анализ, что можно улучшить, исходя из критериев повторяемости, дублирования, избыточности, перенасыщенности, усложнения и т.д. Познакомить экспертов с этими материалами для принятия решения, построить новую модель, сделать анализ и т.д. На самом деле “to be” есть процесс постоянного совершенствования технологических процессов, и надо иметь ввиду такой фактор, как консервативность мышления. Можно разработать просто потрясающие модели управления, но не факт, что они будут приняты на этапе разработки технического проекта. С другой стороны информационная система может спровоцировать применимость новых технологий, что приведет к ее моральному старению.

Собственно переход от модели "as is" к модели "to be" и есть сущность реинжиниринга. Основными задачами которого является повышение эффективности управления, как в частом, так и в целом, информативности в деятельности предприятия, прозрачности в принятии решений.

При всем совершенстве аналитического аппарата, человек часто желаемое выдает за действительность. Часто, интервьюируя специалиста на предмет деятельности вверенного ему подразделения, приходишь к заключению, что он рассказывает не о том, что в действительности делают его сотрудники, а о том, что они должны делать, по его мнению, или ему бы очень хотелось. Попытка построить на таких концепциях модель есть “should be”, попытка улучшить положение дел на лету (в особенности это характерно для стран находящихся в «переходном» периоде).

Ни богу свечка, ни в печке кочерга. В силу противоречий между точками зрения участников различных уровней иерархии, кого-то готовое решение точно удовлетворять не будет. Начальников, потому что делается не так, как они хотят, подчиненных, на них навешивают не их обязанности. А виноват во всем независимый эксперт («стрелочник»). Причин здесь несколько: процесс моделирования всегда вскрывает несовершенство принятых стандартов и технологий, что является показателем деятельности того или иного чиновника, на предприятии почти всегда существуют параллельные структуры и они не всегда контролируемые (в особенно это характерно для России), на различных этапах становления бизнеса различны центробежные силы, на некоторых уровнях иерархий сильно влияния личности.

На вопрос существуют ли совершенные технологии моделирования можно однозначно ответить «нет». В некотором смысле построение моделей – это искусство общения с людьми, умение масштабно взглянуть на проблему и сделать анализ не упустив ни одной мелочи, разобраться в хитросплетениях деловых человеческих отношений, увидеть нити и связи характерные для данного вида деятельности. Хороший эксперт – хорошая модель, плохой эксперт (если можно это назвать экспертом) плохая модель. И никакие стандарты, методы, методики не позволят в корне изменить эту ситуацию.

Итак, IDEF.

В создании информационной системы принимает участие большой коллектив специалистов, работающих в разных областях. Прежде всего, сама фирма пытается упростить себе жизнь, привлекая собственных экспертов, далее сотрудники других организаций берут на себя обязанности в тех направлениях, которые в собственной организации не представлены.

И существенным моментом является выработка языка, на котором будут общаться программисты, бухгалтера, директора, начальники и т.д. Таким «языком» можно смело назвать методы IDEF и аналогичные, построенные на тех же принципах.

Развитие методик было начато в 1945 г. Ludwig von Bertallanfly. В основе лежат следующие постулаты: любая система есть совокупность систем, система всегда имеет некоторые границы, система преобразует входы в выходы используя механизмы, у системы есть управляющее воздействие, описание системы зависит от цели, области и точки зрения.

Собственно IDEF есть некоторое формализованное описание разложения изучаемой системы на подсистемы (декомпозиция) в зависимости от области применения, состава экспертной группы и назначений. Техника моделирования функциональной декомпозиции была развита в 60-х годах Douglas T.Ross для улучшения производства. Первым был стандарт IDEF0 (называвшийся в начале SADT), упрощенная версия которого принята ВВС США в 70-х годах. Использование методик моделирования бизнес процессов дало хорошие результаты в процессе реорганизации производства и управления. В дальнейшем, используя методологию проектирования, IDEF развился и продолжает развиваться. Описание наиболее распространенных стандартов можно найти на www.idef.com.

IDEF – Integration Definition – особенно полезны они оказались при создании информационных систем управления, поскольку позволяют «найти» общий язык между людьми различных специальностей, договорится о том что и как будет делаться, позволяют выявить информационные потоки и взаимодействия, в формализованном виде хорошо представить достаточно сложные системы. Используя различные стандарты можно построить модели любых систем управления с той или иной степенью точности.

В некотором смысле процесс построения модели подобен построению иерархии сущностей, которые определяются конечной целью, и набором правил в соответствии, с которыми строится модель. При этом основными логическими (и соответственно графическими) объектами является понятие сущности и связи между сущностями (геометрические фигуры и стрелки между ними). Для различных методов различными являются категории сущностей и связей между ними. Следующим важным моментом для построения модели является свод правил, по которым они строятся, т.е. что с чем и каким образом может быть связано, т.е. формализации логики работы или управления, опять-таки своеобразны для каждой методики.

Внешними атрибутами являются словари терминов, которыми оперируют эксперты, детальные описания что под чем понимается и чью точку зрения отражают. Важным моментом является система оценок и правил их сверток (ABC анализ), что позволяет на выходе моделей получать некоторые весьма важные количественные показатели.

Простейшая «сущность-связь» диаграмма показана на рисунке 1, где что-то поступает на вход, обрабатывается и поступает на выход, используя механизм и в соответствии с решением управления.

При этом связи могут присутствовать не всегда все и связывать данную сущность с другими.





Рис. 1 Простейшая «сущность-связь» диаграмма
Необходимо также иметь в виду, что не существует «абсолютной» модели, т.е. которая полностью описывает деятельность какого-либо предприятия. Любое моделирование происходит на уровне описания одной из сторон деятельности или управления (например: бухгалтерский учет, документооборот, технологический цикл и т.п.). Да и задачи, решаемые в результате моделирования, совершенно различны: в одном случае это анализ технологий фирмы на предмет их улучшения, в другом случае – структурная реорганизация предприятия, в третьем – создание информационной системы управления, и т.д. Конечно, в некотором смысле такие модели подобны – более того, взаимосвязаны. Более того, чтобы построить наиболее функциональную систему автоматизации, необходимо построить достаточное количество подобных моделей.

Как правило, методы IDEF устанавливают стандарт описания деятельности человека в соответствии с некоторым мировоззрением. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, постараемся дать определение, что же такое метод и что позволяет достичь методики моделирования.
Понятие Метода
Метод - организованная дисциплина или практика. Метод может иметь формальную теоретическую основу, хотя это не является жестким требованием.

Вообще, методы развиваются как опыт выделения самой лучшей практики в специфической области интеллектуального или физического действия. Методология имеет, по крайней мере, два общих пути развития.

Первое - в отношении класса подобных методов. Согласно этому, можно, например, рассмотреть метод как ссылку на функциональную методологию моделирования IDEF.

Второе - методология используется, чтобы проанализировать коллекцию методов и инструментальных средств, использование которых позволит описать управление процессом.

В общем, метод имеет графический язык, процедуры для соответствующего приложения языка и использование возникающих в результате моделей.

Метод можно интерпретировать как процедуру для выполнения задачи и, возможно, функциональной записи, что может быть более формально описано тремя компонентами, что иллюстрируется на рисунке 2.

Каждый метод имеет зоны определения, правила, и использования. Определение формирует базисные предположения и мотивировку, включая концепцию и теорию операций. Правило включает процедуры и синтаксис. Процедура, связанная с правилами метода обеспечивает практикующего врача или юриста надежными описаниями процесса управления для последовательно достижения хороших результатов. Синтаксис устраняет неоднозначность среды описания. Большая часть системного анализа использует графический синтаксис, чтобы обеспечить визуализацию данных, что позволяет легко извлечь ключевую информацию. Третий элемент анатомии метода, использование, которое сосредотачивается на специфическом использовании метода.

В конечном счете, методы разрабатываются, чтобы облегчить научный подход к решению сложных проблемных задач. Эта цель достигается, во-первых, пониманием роли наиболее важных объектов, зависимостей, и ограничений, которые должны быть обнаружены в результате анализа. Во-вторых, научное решение задачи производится экспертом в предметной области, практикующим врачом или юристом, с использованием дисциплинируемого подхода, который является дополнением к опыту лучшей практики, и приводит к желательному результату. Формальные методы, специально разработаны, чтобы поднять уровень эффективности, качество и производительность.





Рис. 2 Формальное представление метода.




Семейство методов


Непротиворечивое, надежное создание правильных архитектурных представлений, независимо от того, были ли искусственные аппроксимации системы или описательные представления, требует использования методического руководства. Это наблюдение доказывает потребность во многом "архитектурных представлений" и, соответственно, многих методов.

Методы, и их связанные архитектурные представления, сосредотачиваются на ограниченном наборе характеристик системы и явно игнорируют те, которые непосредственно не участвуют в принятии решении. Методы не были предназначены, чтобы оценивать и представлять любое возможное состояние или поведенческую характеристику системы при анализе.

Изобилие методов специального назначения, которые обычно предназначены для узкого круга экспертов, требует наличия механизмов интеграции с другими методами.

IDEF семейство методов предназначено, чтобы создать равновесие между методами специального назначения, чья эффективность ограничена спецификой применения, и "первоклассными методами", которые пытаются включить все, что может быть когда-либо необходимым.

Это равновесие поддерживается внутри IDEF методов, обеспечивая явные механизмы для интегрирования.



IDEF0 (Business Process)
Метод IDEF0 предназначен для моделирования организации бизнес процессов предприятия. Основными понятиями являются «работа» и «стрелки». «Работа» есть поименованный процесс, функция или задача, которая происходит в течение некоторого периода времени и производит ощутимые результаты.

«Стрелки» используются для представления направления или потока объектов или данных, показывают необходимые объекты, используемые или создаваемые работой, должны входить или покидать работу в одной точке. Каждая стрелка должна представлять только одну классификацию или категорию, если в модели не оговорено другое. «Стрелки» бывают следующих типов: ВХОД, УПРАВЛЕНИЕ, ВЫХОД, МЕХАНИЗМ, ВЫЗОВ.

Стрелка входа представляет информацию о материале, который используется или потребляется работой, изменяется работой, запускает эту работу.

Стрелка управления представляет информацию о материале, который регулирует или направляет работу, стратегии, процедуры, определяет, когда и как или будет ли выполняться работа, определяет, какие выходы производятся.

Стрелка выхода представляет информацию о материале, который создается или производится работой. Обычно – это причина, по которой работа выполняется.

Стрелка механизма представляет лицо(а) или машину(ы), которые выполняют работу или поддерживают работу.

Стрелка вызова представляет особый случай механизма, который индицирует, что внешний процесс выполняет работу.

Декомпозиция диаграмм заключается в разбиении работ на дочерние (как правило, в пределах 3-6 дочерних работ).


IDEF3 (Workflow)
IDEF3 наиболее подходит для описания логики взаимодействия информационных потоков. Диаграммы Workflow могут быть использованы в моделировании бизнес процессов для анализа завершенности процедур обработки информации. С их помощью можно описывать сценарии действий сотрудников организаций, например, последовательность обработки заказа или события, которые необходимо обработать за конечное время. Каждый сценарий сопровождается описанием процесса и может быть использован для документирования каждой функции. В IDEF3 стрелки могут расщепляться или сливаться только через «перекрестки», которые отображают временную логику событий. Существует пять типов перекрестков: синхронный и асинхронный «и», синхронный и асинхронный «или», исключающий «или». Более того, стрелки могут связывать единицы работ, быть отношениями или потоками объектов.

IDEF3 достаточно хорошо описывает системы, где существенным моментом являются временные сдвиги (например в области принятия решений), либо хорошо формализуется логика технологических процессов.


DFD (Dataflow)
Общие принципы построения модели в методологии DFD сходны с IDEF0. Модель представляет совокупность иерархически зависимых диаграмм, прямоугольники изображают работы или процессы, стрелки – это то же некоторые данные. Построение модели осуществляется сверху вниз путем проведения декомпозиции крупных работ на мелкие.

Диаграммы потоков данных (DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота в корпоративных системах обработки информации. DFD описывают функции обработки информации (работы), документы (стрелки), объекты, сотрудников или отделы, которые участвуют в обработке информации (внешние ссылки) и таблицы для хранения документов (хранилища данных). В отличии от IDEF0 для стрелок нет понятия вход, выход, управление или механизм и неважно, в какую грань работы они входят или из какой грани выходят.


HFD (Hierarchy Flow Diagram)
HFD предназначен, в первую очередь, для построения иерархии управления. Основными понятиями являются узлы уровней административного управления предприятия. Тем не менее, основная методология декомпозиции сохраняется. Декомпозиция осуществляется по уровням управления, начиная с самого верхнего. Стрелки между уровнями являются правилами делегирования принятия решения. Важным понятием также является понятие задачи и связей между узловыми точками и задачами. В некотором приближении концепцию построения иерархии задач можно рассматривать как декомпозицию общих задач на более мелкие и только для систем административного управления.
ABC (activity based costing) анализ.
ABC анализ - расчет себестоимости, базирующийся на понятии стоимости работы, некое соглашение об учете, используемое для сбора затрат, связанных с работами, с целью определить общую стоимость процесса. ABC необходим для того, чтобы понять происхождение выходных затрат, облегчить объектный выбор работ бизнеса в правильной попытке улучшения технологического процесса (business process improvement - BPI) или реконструкции процессов (business process re-engineering - BPR). ABC анализ заключается в следующем: для конкретной модели назначается некоторая совокупность разноплановых характеристик (временных, финансовых, весовых и т.д.). Каждая сущность имеет конкретные значения характеристик, причем при переходе от нижних уровней к верхним определены правила расчетов, т.е. правила свертки.

ABC анализ помогает оценить стоимостные, временные и иные характеристики построенных моделей, соответственно бизнес процессов предприятия. Решение обратной задачи, перехода от фактических показателей к желаемым и построения соответствующей модели (“to be”), позволит значительно повысить эффективность технологических процессов и системы управления.

Обязательным общим для всех стандартов является понятие словаря терминов, который крайне необходим для однозначного понимания описываемых процессов.

Успех корпорации зависит от ее способности эффективно использовать информационные потоки и правильно организовывать бизнес процесс, что провоцирует крупные инвестиции в информационные технологии.

Однако, наряду с преимуществами использования информационных технологий, появились новые проблемы: возрастающие затраты на техническое обслуживание, устарелые и негибкие системы передачи и обработки данных, рабочие проекты создания программного обеспечения, которые будут не в состоянии завершиться вовремя и под выделенный бюджет.

Если не выполняются соответствующий анализ и планирование, то корпорации не смогут получить полное значение из их вклада в информационные технологии. Они могут также попасть в ловушку зацикливания постоянного изобретение системы, поскольку предыдущие решения не соответствуют требования пользователей, либо технологии устарели со временем, либо не правильно спроектирована система.



Эффективный способ избежать такого зацикливания через анализ объединенной системы, через создание информационного проекта и модели, через реализацию по методикам типа объектно-ориентированного подхода, что позволяет контролировать и управлять полным эксплуатационным циклом информационных объектов в доводке систем программного обеспечения. Это обеспечивает трассируемость практически всех компонентов программного обеспечения вплоть до исходных текстов, отдельных составляющих проекта, требований, и объектов в прикладной области.