Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» 1 282.71kb.
Книга предназначена для учителей начальных классов г. Красноярск... 1 107.48kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности... 1 152.96kb.
Программа развитие универсальных учебных действий на ступени основного... 2 462.77kb.
Стандарт 2004 Линии сравнения фгос 1 98.63kb.
Основы теории аргументации для старших классов. Развитие познавательных... 1 71.5kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 8 2164.12kb.
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.38kb.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения фгос 1 98.27kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 4929.63kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 9 3931.33kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности... 1 152.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики - страница №1/1

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Г. Б. Гарипова

заместитель директора по УВР

МОБУ гимназии №1 г. Благовещенск РБ

С 1 сентября 2011 года во всех школах России преподавание в начальной школе ведется в соответствии со стандартами нового поколения. Не за горами их приход в основную и среднюю школу.

В отличии от стандартов , принятых в 2004г., государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития системы образования:


  • На новые результаты образования

  • Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания личности учащихся

  • Стандарт обозначает ценность системно - деятельностного подхода к обучению.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание актуально и сегодня, т. к. четко определяет приоритетное направление современной системы образования - обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, обеспечивающие «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Что такое УУД? Что мы о них знаем?

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «общепознавательные действия».

Это позволяет учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Поэтому главной задачей современной системы образования стало формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и совершенствованию.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности,включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебныедействия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный ( самоопределение, нравственно-этическое оценивание)

2) регулятивный ( целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка)

3) позвавательный ( общеучебные, постановка и решение практических задач, логические)

4) коммуникативный (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний, работа с информацией).

Универсальные учебные действия активно применяются на уроках математики.



Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывания их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

1) Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ;

На уроках мы пытаемся ответить на вопросы:

Какие профессии знаете? Самые популярные профессии в настоящее время…

Какие профессии будут популярны в будущем? Самые редкие профессии…

2) Смыслообразование :

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального признания;

—мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Использование работы в дифференцированных группах:

5,6 – 3 3,7 + 6

4,2 + 0,7 3 – 0,8

2,9 – 1,5 5 – 2,4

1группе предлагаю решить примеры, 2 группе -составь примеры с обратными действиями, 3 группе - дополнить каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 10

3) Нравственно-этическая ориентация –направлена на уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответ­ственность); развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Здесь используются знания учащимися культуры нашего народа, достопримечательности , исторические памятники и природа нашего города.



Вторая группа- регулятивные УУД.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Они предполагают умения поставить цель при решении каких-то задач, проблем , составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом .Регулятивные действия обеспечивают учащимся:



  • умение учиться и  способность  к организации своей деятельности;

  • способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности;

  • умение планировать свою деятельности  и действовать по плану;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе   признания индивидуальности каждого ребенка.

К ним относятся: целеполагание ; планирование ; прогнозирование; контроль ; коррекция; оценка ; саморегуляция.

Пример регулятивного УУД:

Урок РОСТ (т.е. урок с применением рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии, разработанной Юнусбаевым У. Б.-доцентом кафедры теории и практики управления образованием ИРО РБ) встраивается в учебный процесс вместо контрольных и итоговых уроков .

На уроке РОСТ организуется самостоятельная деятельность учащихся по выявлению и устранению пробелов в знаниях. При этом диагностируются уровни самооценки, мышления и трансляции. Развивающими элементами урока РОСТ являются самостоятельная оценка результатов своей деятельности и рефлексия

Этапы урока:


  1. Мобилизующее начало
    Активизация и мобилизация учащихся на саморазвитие путем создания учебной проблемной ситуации.

  2. Первичная самодиагностика
    Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению уровней развития основных элементов учебной деятельности (мотивационного, оценочного, содержательного, мыслительного и рефлексивного).

  3. Самооценка
    Ученик выставляет себе оценку согласно шкале оценок и количеству «проблем», выявленных при первичной самодиагностике.

  4. Самокоррекция
    Программа выводит на экран задания, в которых были допущены ошибки. Ученик, используя учебник, конспекты, самостоятельно работает над ошибками.

  5. Вторичная самодиагностика
    Обучаемый выполняет второй вариант заданий. Обязательным условием технологии РОСТ является строгая идентичность содержания заданий I и II вариантов. Это позволяет оценить эффективность самокоррекции и увидеть результаты самостоятельной деятельности обучаемого.

  6. Рефлексия индивидуальная
    Обучаемый сопоставляет результаты первичной и вторичной самодиагностики. Видит результаты своей самостоятельной учебной деятельности. Осознает динамику саморазвития. Подводит итоги своей деятельности. Рефлексия является важным фактором развития личности обучаемого.

  7. Рефлексия коллективная
    Ученики вместе с учителем обсуждают результаты урока РОСТ. Высказывают выводы по результатам своей деятельности и содержанию пройденной темы.

  8. Обобщенные итоги урока.

Ученики на диаграмме видят рост качества своей деятельности на уроке.

Преимущества РОСТ:

  • Личностная ориентированность

  • Высокий уровень мобилизации обучаемого

  • Высокая интенсивность обучения и скорость обратной связи с обучаемым

  • Технологичность, системность, комплементарность и

  • поликритериальность диагностики

  • Снижение временных и материальных затрат на диагностику качества обучения

  • Низкая стрессовость

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель; преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия:

- Анализ объектов с целью выделения признаков;

- Синтез – составление целого из частей;

- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-Установление причинно-следственных связей;

-Построение логической цепи рассуждений;

-Доказательство;

-Выдвижение гипотез и их обоснование .

Приведу несколько примеров:

Анализ объектов с целью выделения признаков:

10 12 14 16 18 20

Что объединяет числа? (чётные, двузначные; каждое следующее число увеличивается на 2);

Синтез – составление целого из частей:

1 2 3


Из данных чисел составьте все возможные трёхзначные числа и расположите в порядке возрастания: 123 132 213 231 312 321

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

7 17 8 18 9 19

1) чётные – нечётные; 2) однозначные – двузначные.

Построение логической цепи рассуждений: найти правило построения числового ряда.

1) 3 6 9 12 ?



+3 +3 +3

2) 1 2 ? 8 ?



•2 •2 •2

Постановка и решение проблемы:

-Формулирование проблемы;

-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, например:

54 ·40 =

54· (4 ·10) = (54·4) ·10

54 ·( 5· 8)= (54 · 5)·3

54·(10 +10+10+10)

54 · 10 + 54·10 + 54·10 + 54·10

Выслушав все способы решения, мы коллективно выбираем наиболее рациональный.



Коммуникативные действия призваны:

  • учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; 

  • понимать  позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.

Каждый учитель хотя бы раз на уроке использовал парную или групповую работу:

-парная ( каждая пара получает задание и выполняет его, прислушиваясь друг к другу, затем отвечают вдвоём или кто-то один по обоюдному согласию).

-групповая (каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Затем лидер группы или учитель ( в исключительных случаях) назначает выступающего).

Кроме того, групповая работа предполагает и проектные задания. На некоторых уроках мы пытаемся составлять мини-проекты нашего урока, например: «Город чисел», « Дом, в котором живёт цифра 5», «Математика – царица наук».


Обратим внимание на сравнение стандартов II поколения от стандартов I поколения.




ориентирован

дает

Стандарт I поколения


«Минимум» образования


Знания


Стандарт II поколения


Фундаментальное ядро

образования

УУД

Обобщённые способы



действий

Умение учиться

В своей работе мы пытаемся найти ответ на вопрос «Как учить?» «Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к реше­нию многих задач, которые приготовит им жизнь?»



Поэтому одной из главных задач современного учителя является организация учебной деятельности так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Вот тогда и будут сформированы УУД.