Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом - страница №1/1

Зубкова Майя Михайловна

Несколько слов о себе:


Работаю учителем начальных классов в МОУ лицей г. Шатуры Московской области. Педагогический стаж 21 год, имею высшую категорию. Третий год работаю по системе В. Л. Занкова. В октябре 2006 г. была отмечена премией главы Шатурского района за инновационную форму работы.



  1. Название: урок




  1. Учебный предмет: математика




  1. Уровень образования школьников: начальная школа 4 класс (1 - 4)




  1. Форма учебной работы: классно-урочная




  1. Дата проведения: 2009 год




  1. Краткая аннотация (содержание) урока.


«Сложение и вычитание многозначных чисел». Математика.

Тема урока: Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом


Цели урока:
обучающие-

обобщение знаний, полученных на уроках математики;

формирование навыков сложения и вычитания с многозначными числами;

умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;


развивающие-

развивать логическое мышление при работе с геометрическим материалом;

развивать эмоциональную сферу детей;

развивать интерес в изучении истории древнего мира;

развивать умение наблюдать;
воспитывающие-

воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся;

воспитывать любознательность, интерес к истории древнего мира.
Тип урока – повторительно-обобщающий
Структура урока:


  1. Организация начала урока.

  2. Обсуждение темы урока на основании знаний и полученной информации. Работа с наглядным пособием (пирамида).

  3. Обогащение знаний исторического материала.

  4. Анализ выполнения.

  5. Итог урока.

Ход урока.




  1. Устная работа.

1.1.


Ребята, что вы видите? (Геометрические фигуры)

Какие? Найдите закономерность и продолжите ряд геометрических фигур. Как вы рассуждали? Докажите, что вы правы. Чем различаются фигуры? (Формой) Что изменилось? (Количество).

Вывод: По форме фигуры не изменились, форма прежняя, а количество возрастает.
Крышка стола имеет прямоугольную форму. Отпилили один угол. Сколько углов стало? (5) Объясните, как вы рассуждали.
Какие геометрические фигуры еще вы знаете?

Сегодня мы с вами на уроке будем работать с геометрическими фигурами.

Вы знаете, что еще в древние времена люди знали геометрические фигуры и тела? В Африке есть страна Египет. Яркое солнце. Сыпучие пески. Пустыня. И стоят в этой пустыне каменные гиганты – «пирамиды». (рисунок на доске)

Что вы знаете о пирамидах? (Гробницы правителей - фараонов. Фараоны еще при жизни начинали строить себе пирамиду – дом, который будет их пристанищем после смерти)


2. Работа по нахождению периметра.

А у меня в руках уменьшенная пирамида (Показываю геометрическую фигуру – пирамиду)

Ребята, рассмотрите внимательно пирамиду. Что вы заметили? Из каких фигур состоит пирамида? (Из треугольников)

Сколько треугольников? (3)

Что можно о них сказать? (Равнобедренный, равносторонний)

Как убедиться какой треугольник? (Надо измерить длины его сторон)

У вас на столах лежат треугольники из бумаги, измерьте длины сторон и запишите измерения в тетради (10см, 10см, 8см)

Итак, что можно сказать про этот треугольник? Найдите периметр данного треугольника.

Что вы знаете про равносторонний треугольник? А теперь треугольник перегните один раз, чтобы стало три треугольника. Объясните.

Ребята, как вы думаете, какая геометрическая фигура положена в основание пирамиды? (Квадрат)

Что вы знаете о квадрате?

Хитрый вопрос

Что изображено? Подумайте, сколько квадратов? (7) Докажите.

3. Работа с углами.

Пирамиды были большие – огромные, чтобы начертить квадрат, нужно сначала вымерить прямые углы, это было очень сложно. Чтобы пирамиды стояли долго и не разрушались, у зодчих (архитекторов) был развит глазомер.

Не так просто прочитать чертеж, нужно быть очень внимательным. Посмотрите на доску. Что вы видите?



П Е С О Х

(Углы) Какие?

Сравните на глаз. Расположите соответствующие буквы в порядке возрастания величин углов, и ты узнаешь имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида.

ХЕОПС

4. Задачи (записать решения, 1 ученик у доски).



4.1. Первоначально высота пирамиды Хеопса составляла 146м. Восьмиметровая верхушка ее не сохранилась. Чему равна высота пирамиды Хеопса в наши дни?

146 -8=138 (м)


4.2. Длина каждой стороны основания 231м. Найдите периметр основания пирамиды Хеопса.

231х4=924 (м)


4.3. Пирамиды строили не только для фараонов, но и для детей правителей. Высота самой большой пирамиды 1460дм, а маленькой на 460дм меньше. Чему равна высота маленькой пирамиды?

1460-460=1000 (дм)

5. Физминутка (геометрическая)

(Стоя, дети руками повторяют за учителем «рисунки» геометрических фигур.)

6.Устное решение задач

6.1. На строительство пирамиды в первый день утром прислали 500 рабов, вечером 300, а на следующий день еще 170 рабов. Сколько всего рабов прислали за два дня?

500+300+170=970 (р.)


    1. Пирамиды строили из больших каменных блоков, которые вытесывались из горного камня и перетаскивались к месту строительства вручную. Чтобы вытесать один блок, требовалась работа 1 раба в течение 3 месяцев. Сколько времени раб тратил, чтобы вытесать 5 блоков?

3х5=15 (мес.)



    1. При сборке пирамиды в один ряд положили 160 блоков, а в другой ряд 140 блоков. 2 блока при установке треснули. Сколько целых блоков осталось в стене?

160+140-2=298 (бл.)

7. Письменное решение задачи (коллективно)

Итак, ребята, все работы по постройке пирамид велись вручную.

(Таблица «Постройка пирамиды» на доске.)


Вчитайтесь в задачу. (задача на доске)
Для того, чтобы притащить нужное количество блоков к подножию пирамиды, было задействовано 1706 рабов. Чтобы выложить основание – на 450 рабов меньше, а чтобы поднимать блоки в высоту – на 264 раба больше, чем для выкладывания основания. Сколько всего рабов строило пирамиду?

(Решение задачи по цепочке)

Подножие – 170 р.

Основание - ? (1708-450) р. (1 ученик)

Высота - ? (1708-450)+264


  1. _1708

450

1258 (р.) – основание (2 ученик)


2) 1258

+ 264 (3 ученик)

1522 (р.) – высота
3) 1708

+ 1258 (4 ученик)



1522

4488 (р.) – всего.


(Запись ответа под диктовку 5 ученика)

8. Разминка

Итак, ребята, геометрические фигуры были известны с древних времен, но они актуальны и в наши дни.

Посмотрите на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры) Какие?

Разбейте на группы. Как рассуждали?

1)


По углам

(с углами, без углов)

2)

1)
По размерам

(большие и маленькие)

2)

А еще можно по форме:

1) Круги

2) Треугольники

3) Овалы

4) Квадраты

9. Итог урока.

Подходит к концу наш урок. Какое у вас настроение? Как вы думаете, отчего? (ответы детей)



Что интересного узнали на уроке? Какое открытие каждый для себя сделал?

А теперь посмотрите, у вас у каждого на парте есть круг. Превратите этот круг в лицо человечка, который своим выражением покажет: понравился ему урок или нет. ( )