Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза 13. 00. 01 Общая п - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной... 3 1278.45kb.
Программа дополнительного образования по английскому языку 1 124.52kb.
Формирование нравственно-профессиональной ориентации курсантов военных... 2 477.12kb.
Педагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к... 2 425.93kb.
Педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших... 1 292.76kb.
Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся... 2 795.32kb.
общая педагогика, история педагогики и образования 2 392.32kb.
Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях... 1 373.78kb.
Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным... 2 461.6kb.
Примерный перечень вопросов по курсу «История педагогики и образования»... 1 24.66kb.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции... 1 444.8kb.
Система развития творческих способностей учащихся музыкально-эстетических... 1 384.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного - страница №1/1

На правах рукописи

Берегова Ирина Леонидовна



РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Нижний Новгород – 2007



Работа выполнена в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор



Волкова Тамара Николаевна
Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

Кручинин Владимир Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент

Бугрова Ольга Геннадьевна
Ведущая организация

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»


Защита состоится 12 ноября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.162.03 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».
Автореферат разослан «____» октября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент



Н.Ф. Комарова




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Общение – основная форма человеческого бытия. Эффективность различной деятельности человека во многом базируется на искусстве общения. В некоторых видах труда оно становится профессионально значимым. Это происходит и в педагогической деятельности, где общение получает дополнительные условия, функции и нагрузку.

К педагогической коммуникации как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, повысился интерес социологов, психологов, педагогов, лингвистов. Важность умений организовать взаимодействие с учащимися, общаться с ними в урочное время и вне уроков, управлять их отношениями подтверждена исследованиями В.А. Кан-Калика, B.C. Грехнева, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.В. Мудрика и др. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с философскими трудами Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, И.С. Кона, Э.С. Маркаряна и др. Фундаментальное значение для понимания категории общения имеют психолого-педагогические исследования А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и др.

Особый интерес представляют работы, посвященные вопросам формирования педагогической культуры (труды А.В. Барабанщикова, В.Л. Бенина, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, И.И. Зарецкой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др.), культуры педагогического общения (Т.Н. Волковой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной, И.М. Юсупова).

Успех в любой сфере деятельности во многом определяется коммуникативной культурой.

Вопросы, посвященные коммуникативной культуре студентов, рассмотрены в исследованиях Г.Н. Артемьевой, С.В. Знаменской, С.З. Еникеевой, И.П. Кравченко, И.В. Кузьменко, Н.О. Митровой и др.

Исследование коммуникативной деятельности студентов показывает, что недостаточно систематизированная работа по развитию коммуникативной культуры приводит к серьезным затруднениям в коммуникативной деятельности у большинства будущих специалистов.

Необходимость развития коммуникативной культуры психолога обуславливается тем, что он постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с партнерами по контакту. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому психолог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений и специальных способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности психолога.

Актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью определения содержания работы преподавателей вуза в процессе развития коммуникативной культуры студентов-психологов с целью подготовки их к будущей деятельности.



Анализ теории и практики развития коммуникативной культуры в образовательных учреждениях позволили выделить следующие противоречия между:

  • высокой актуальностью развития коммуникативной культуры личности психолога и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории;

  • возросшими требованиями к коммуникативной культуре психолога и недостаточной готовностью системы педагогического образования обеспечить процесс ее становления;

  • потребностями школьной практики в специалистах – психологах, владеющих коммуникативной культурой и уровнем подготовки будущих психологов к общению;

  • растущими требованиями к профессиональному мастерству будущих специалистов, умению делового общения и недостаточным уровнем их квалификации.

На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: какие условия и средства способствуют эффективному развитию коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования?

Объект исследования: общая культура студентов-психологов.

Предмет исследования: коммуникативная культура студентов- психологов.

Цель исследования: разработать модель развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза.

Гипотеза исследования: развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза будет успешным, если:

  • выявлен уровень сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов;

  • спроектирована и обоснована модель развития коммуникативной культуры студентов – психологов, обеспечивающая их включение в активное и эффективное общение;

  • обеспечен мониторинг развития коммуникативной культуры.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность, структуру и особенности коммуникативной культуры.

  2. Разработать критерии оценки и показатели сформированности коммуникативной культуры у студентов-психологов.

  3. Выявить уровень сформированности коммуникативной культуры студентов - психологов.

  4. Разработать модель развития коммуникативной культуры студентов - психологов.

  5. Определить эффективность разработанной модели развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составляют философско-этические гуманистические идеи о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развития; положение о роли активной деятельности и общения человека в его личностном саморазвитии; системный и личностно-деятельностный подходы к рассмотрению педагогических проблем; психолого-педагогическая теория управления процессом обучения; теоретические и эмпирические исследования по вопросам педагогического общения.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные теории, концепции, положения:

  • трактовка педагогического общения как основного компонента профессиональной деятельности учителя (В.А. Кан-Калик, И.М. Юсупов, А.А. Реан, А.А. Леонтьев, Л.М. Митина);

  • теория коммуникативной деятельности и развития личности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.С. Каган, Б.Г. Ананьев, В.С. Грехнев);

  • концепция личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.Г. Селевко, И.С. Якиманская и др.);

  • психологические основы общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Кручинин, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др.);

  • идеи о стиле общения как интегрированном компоненте педагогической культуры (В.А. Кан-Калик, К. Левин, В.П. Симонов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической, философской, культурологической литературы, диссертационных работ по теме исследования;

  • диагностические методы (анкетирование, тестирование);

  • вербально - коммуникативные методы (беседы, опросы);

  • констатирующий и формирующий эксперименты;

  • статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет» (г. Шуя). В исследовании принимали участие студенты естественно-географического факультета, социально-гуманитарного факультета, факультета физической культуры и математико-технологического факультета, обучающиеся на факультете дополнительных образовательных услуг по направлению подготовки «Психология» (120 студентов).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2007 г.г.

На первом этапе исследования (2003-2004 г.г.) был проведен теоретический анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, диссертационных работ по исследуемой проблеме, определялись понятийный аппарат и методология исследования, разрабатывались теоретические основы и программа исследования. На данном этапе были определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, а также осуществлен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2004-2006 г.г.) уточнены методологические позиции, теоретически обоснована и разработана модель развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования, создан и внедрен курс по выбору «Коммуникативная культура психолога».

На третьем этапе исследования (2006-2007 г.г.) проводилась проверка факторов оптимального функционирования и развития модели, корректировка основных положений исследования, обобщались и систематизировались материалы исследования, анализировались полученные результаты, формулировались выводы.



Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • конкретизировано содержание понятия «коммуникативная культура» как педагогической категории;

  • уточнена структура коммуникативной культуры, включающая 3 компонента: содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный;

  • выявлены уровни сформированности у студентов коммуникативной культуры;

  • впервые разработана модель развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педвуза;

  • выделены основные качества специалиста, определяющие коммуникативную культуру.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование расширяет научное представление о сущности коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза. Результаты исследования позволяют на теоретической основе определить основные факторы, средства, методы и формы развития коммуникативной культуры студентов - психологов, что может быть использовано в процессе проведения научных исследований.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  • представлена программа диагностики коммуникативной культуры;

  • разработан и апробирован курс по выбору «Коммуникативная культура психолога» для совершенствования коммуникативной культуры будущих психологов;

  • результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса развития коммуникативной культуры студентов вуза, а также на курсах повышения квалификации педагогов, психологов и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и его результаты наши отражение в 12-ти публикациях. Они также обсуждались на научных конференциях, таких, как: международная научно-практическая конференция «Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы» (Иваново, 2005); межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы качества квалификации работников образования» (Москва-Воронеж, 2005); научно-практическая конференция «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование» (Липецк, 2005); межвузовская научная конференция «Сохранение и развитие культурного потенциала Ивановской области» (Шуя-Иваново, 2006, 2007); научно-практическая конференция «Волевая активность и духовно-творческий потенциал личности» (Шуя, 2006); международная научно-практическая конференция по региональной культуре «Человек в системе коммуникации» (Нижний Новгород, 2006); Всероссийская научно-практическая конференция «Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования» (Новокузнецк, 2007). Кроме этого, материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» и на аспирантских семинарах.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены: четкостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы; использованием разнообразных методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; опорой на результаты современных психолого-педагогических исследований; результатами пролонгированной во времени опытно-экспериментальной работы; экспериментальной проверкой и статистической обработкой полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Коммуникативная культура как педагогическая категория, рассматривается нами как комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций.

2. Уровни (высокий, средний, низкий) сформированности коммуникативной культуры личности студентов-психологов определяются содержанием следующих критериев: стремлением к контактам с другими людьми, умением слушать, развитием эмпатии, наличием самоконтроля в общении, использованием разнообразных средств общения.

3. Модель развития коммуникативной культуры студентов - психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза, построенная на основе коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного, интегрального подходов, включает в себя следующие этапы: прогностический (компоненты: целевой и методологический), практический (организационно-деятельностный компонент), диагностический (оценочный компонент), итоговый (результативный компонент).



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, включающего 281 наименование, в том числе 7 на иностранном языке и 9 приложений. Работа иллюстрирована 22 таблицами и 6 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется проблема, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; характеризуются методологические основы и методы исследования; освещаются положения, выносимые на защиту; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты развития коммуникативной культуры» раскрываются теоретические основы исследования, к которым отнесены: проблемы культуры, теория общения, специфика педагогического общения, теоретические аспекты коммуникативной культуры личности, а также анализируется проблема развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза.

Понятие «культура» относится к одному из фундаментальных в сфере человеческой деятельности.

Большинство ученых (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, Э.С. Маркарян, Л.К. Круглова, В.М. Межуев, А.А. Радугин) выделяют культуру материальную и духовную, в которую включаются искусство, наука, литература, философия, мораль, просвещение.

В широком смысле слова культура - это специфическая, генетически не передаваемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей друг с другом и сферой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Духовная культура личности представляет собой целостную систему элементов: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения и культуру общения, которая в свою очередь включает в себя и культуру речи. При этом речевая культура личности не может быть оторванной от самой личности, ее духовности, нравственности.

Проблемой общения занималось и занимается большое количество ученых: философы В.Г. Айнштейн, С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев, Б.А. Родионов, М.С. Каган, филологи С.И. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, С.П. Обнорский, Е.Н. Ширяев, Н.Ю. Шведова, педагоги и психологи Г.М. Андреева, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и другие.

Общение как коммуникативную деятельность характеризуют Е.В. Руденский, М.И. Лисина, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев и многие другие исследователи.

Знание специфики процесса протекания общения во многом обеспечивает формирование и совершенствование умения общаться с учетом ситуации, характера, поставленных целей и задач. Особенно это важно в педагогической деятельности. Основным средством реализации задач обучения, воспитания и развития является речевое общение, которое в деятельности учителя становится педагогическим общением.

Проблеме педагогического общения посвящено достаточное количество работ отечественных и зарубежных ученых (М.С. Блум, Дж. Брофи, В. Вагнер, В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.В. Соколова и другие). Их анализ позволяет выделить несколько аспектов в изучении этой важной проблемы, а именно: определение функций педагогического общения, структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога, проблемы педагогической этики и такта, стилей педагогического общения.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций, функций педагогического общения является высокая культура общения, коммуникативная культура личности специалиста.

Проблему коммуникативной культуры выделяют Н.В. Бордовская, И.И. Зарецкая, Г.В. Звездунова, Л.Л. Лузянина, Л.М. Митина, Е.В. Попова, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, В.А. Якунин и др. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности педагога такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (А.А. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А. Якунин), коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Порошина), коммуникативные качества, свойства личности (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская), коммуникативные процессы (Т.А. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин).

Анализ исследований в области социальной психологии и педагогики показал, что большинство ученых (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Н.В. Бордовская, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Л.М. Митина, В.Н. Панкратов, А.А. Реан, Н.И. Шевандрин) коммуникативную культуру рассматривают в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями; как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; в связи со способностями в общении.

Мы рассматриваем коммуникативную культуру как комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций.

В последние годы в России возрос интерес самых разных слоев общества к профессии психолога. Многие высшие учебные заведения дают базовое или второе психологическое образование, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование - это образование, в результате которого специалист, имеющий соответствующий образовательный базис одной профессии, получает уровень образования не выше основного, но другого профиля.

Самое основное условие профессии в системе «человек-человек» - умение быть объективным, руководствоваться существующими нормативами и коммуникативной целесообразностью любого своего действия. Между этими двумя полюсами и располагается весь спектр требований к профессии психолога.

Анализ исследовательских работ Б.Н. Головина, В.С. Грехнева, И.А. Зимней, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.М. Митиной, В.П. Симонова и других по проблеме коммуникативной культуры позволил нам выделить в качестве основных компонентов коммуникативной культуры содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный.

Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза предполагает реализацию каждого из выделенных компонентов в процессе проведения целенаправленной работы, с учетом уровня их сформированности.

Во второй главе «Особенности коммуникативной культуры и пути ее развития у студентов - психологов» характеризуются цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента, выявляются критерии и уровни сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов; обосновывается модель развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования.

Для исследования коммуникативной культуры студентов-психологов нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления у них уровня сформированности коммуникативной культуры.

В констатирующем эксперименте мы использовали ряд диагностических методик, направленных на измерение уровня развития у студентов коммуникативной культуры: тест «Оценка самоконтроля в общении», разработанный М. Снайдером, тест «Способность к эмпатии» (Е.И. Рогов), методика оценки потребности в общении (А.Н. Сухов, А.А. Деркач), тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) и другие. Кроме этого, в эксперименте были использованы разработанные нами вербально-коммуникативные методики, направленные на изучение коммуникативной культуры студентов.

Уровень сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов мы определяли по следующим показателям: содержательный компонент - знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности, психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство), стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); мотивационный компонент - мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения и др.); личностно- деятельностный компонент - коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

Отнесение студентов к тому или иному уровню сформированности каждого компонента коммуникативной культуры происходило на основе выделенных нами критериев:



  • стремление к контактам с другими людьми;

  • умение слушать;

  • развитие эмпатии;

  • наличие самоконтроля в общении;

  • использование разнообразных средств общения.

Нами было выявлено три уровня сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов: «высокий», «средний» и «низкий».

Высокий уровень коммуникативной культуры характеризуется: сильной потребностью в общении и установлением новых контактов с другими людьми; желанием быть в центре внимания; умением следить за собой, управлять выражением своих эмоций; умением слушать партнеров по общению; чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих. При этом все средства общения органично вплетаются во взаимодействие с различными партнерами по общению.

Студенты, имеющие средний уровень коммуникативной культуры, нелегко входят в контакт с другими людьми; не всегда проявляют достаточное внимание к партнеру, хотя они и хорошие собеседники; у них затруднена спонтанность самовыражения; в общении, проявляя положительные эмоции, студенты часто теряют терпение; основные коммуникативные качества (общительность, доброжелательность и др.) у них недостаточно эффективно проявляются в различных видах деятельности.



Низкий уровень коммуникативной культуры студентов характеризуется замкнутостью, отсутствием стремления к межличностной коммуникации; частым использованием неэффективных вербальных и невербальных средств в различных коммуникативных ситуациях; малой подверженностью изменениям в различных ситуациях; недостаточной развитостью эмпатийных тенденций.

Имеют свои особенности уровни сформированности коммуникативной культуры у студентов в каждом ее компоненте.

В содержательном компоненте коммуникативной культуры при высоком уровне ее сформированности у студентов проявляется сопереживание; они адекватно реагируют на настроение собеседника; великодушны, эмоционально отзывчивы, общительны; предпочитают работать в группе; гибко реагируют на изменение в ситуации; знают языковые нормы и правила, умеют выбирать языковые средства; последовательны и точны в изложении материала. При среднем уровне сформированности коммуникативной культуры студенты склонны больше судить об окружающих по их поступках, а не доверять своим личным впечатлениям; в общении внимательны, но при чрезмерной откровенности собеседника могут терять терпение; у них также наблюдается трудность в прогнозировании развития отношений между людьми, несдержанность в эмоциональных проявлениях, непоследовательность в изложении материала, недостаточно полное раскрытие темы сообщения. При низком уровне сформированности коммуникативной культуры у студентов эмпатия слабо развита; они часто не находят взаимопонимания с окружающими; затрудняются в установлении контактов; не считают нужным что-то менять в своем поведении в зависимости от ситуации; обычно их сообщения не соответствуют теме и основной мысли; они допускает неточности в изложении материала.

В мотивационном компоненте при высоком уровне сформированности коммуникативной культуры студенты отличаются сильной потребностью в общении с людьми. Для них характерно желание передавать и получать информацию, активно высказывать свое мнение, постоянное стремление к контактам; студенты общительны, открыты и искренни. При среднем уровне сформированности коммуникативной культуры отмечается у студентов проявление интереса к установлению межличностных контактов при отсутствии необходимой инициативности и стремления к достижению высоких результатов в овладении умениями общения. У них не всегда проявляется желание больше узнать о личности собеседника, а также участвовать в спорах и диспутах. При низком уровне сформированности коммуникативной культуры студенты не стремятся к межличностным контактам, какие-то незримые барьеры препятствуют их контактам с людьми, инициатива других с целью налаживания общения не поддерживается. Более того, необходимость установления новых контактов может вывести их из равновесия.

В личностно-деятельностном компоненте коммуникативной культуры при высоком уровне ее развития студенты - отличные собеседники, умеют слушать и понять позицию другого, выбрать языковые средства общения в соответствии с задачами и условиями общения. Для них характерно проявление доброжелательного тона, умение ориентироваться во взаимоотношениях с партнерами по общению; воспринимать, понимать и правильно оценивать их поведение. При среднем уровне сформированности коммуникативной культуры у студентов выявлен невысокий уровень овладения вербальными и невербальными средствами общения; умения понять и принять точку зрения другого в зависимости от ситуации. Эти студенты обычно хорошие собеседники, но они не всегда внимательны к партнеру, часто не соотносят свой темп речи с возможностями восприятия и понимания ее партнерами по общению. При низком уровне сформированности коммуникативной культуры студенты отличаются пассивностью. Они недооценивают необходимость овладения коммуникативными умениями, речь их обычно монотонна, лексика бедна и т.п.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что студенты имеют разные уровни развития коммуникативной культуры. Так, высокий уровень развития коммуникативной культуры имеют только 9,4% студентов, средний – 46,4% и низкий – 44,2%.

Анализ данных, выявленных во всех трех компонентах коммуникативной культуры, показывает, что студенты, имеющие низкий уровень ее сформированности затрудняются в регулировании процесса общения, не умеют слушать партнера по общению, их коммуникативные умения находятся на низком уровне развития. В процессе общения данные студенты не могут выбирать эффективные вербальные и невербальные средства в соответствии с задачами и условиями общения. Коммуникативные качества речи этих студентов развиты недостаточно. Их неумение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения приводит к снижению уровня ассертивности общения. Следовательно, для улучшения профессиональной подготовки данных студентов необходимо повышение уровня развития коммуникативной культуры с учетом их индивидуальных особенностей.

В целях развития и совершенствования коммуникативной культуры студентов-психологов мы разработали модель развития коммуникативной культуры (рис.1).



Этапы

Компоненты

1 этап

Прогностический




Целевой

компонент




Цель: развитие коммуникативной культуры студентов-психологов

Задачи:

- Формирование системы знаний, умений и навыков коммуникативной культуры.

- Стимулирование потребности в саморазвитии коммуникативного потенциала.


М о н и т о р и н г р а з в и т и я к о м м у н и к а т и в н о й к у л ь т у р ы



























Методологический

компонент





Содержательный блок

система знаний, умений и навыков в области коммуникативной культуры и педагогического общения














Мотивационный блок

  • потребность овладения культурой общения;

  • мотивирование учебного процесса на создание творческих продуктов речевой деятельности;

  • стремление к межличностной коммуникации, заинтересованности к собеседнику и к самому процессу общения













Личностно -деятельностный блок

  • учет личностных особенностей студентов, способствующих активному участию в коммуникативной деятельности;

  • реализация форм и методов обеспечивающих овладение знаниями и умениями, необходимых для участия в общении



















2 этап Практи-ческий


Организационно -деятельностный компонент




Дидактическое обеспечение:

Дидактический комплекс (учебная программа, методические рекомендации, речевые творческие задания, тренинговые упражнения и т.п.).

Формы организации: индивидуальные, групповые




















3 этап Диагно-стический


Оценочный компонент



Диагностический комплекс: тестирование, наблюдение, беседы, анализ межличностного общения





















4 этап Итоговый


Результативный

компонент






Уровни сформированности коммуникативной культуры:

низкий средний высокий




























Результат:

Высокий уровень развития коммуникативной культуры



Рис. 1. Модель развития коммуникативной культуры студентов-психологов

Разработанная нами модель содержит теоретическую основу деятельностного подхода к развитию коммуникативной культуры, который предполагает реализацию принципа диалога и сотрудничества между участниками делового общения.

Такое построение модели развития коммуникативной культуры нам представляется целесообразным. Так, несмотря на различия в исходных теоретических позициях, психологи, исследующие общение, считают, что изучение общения невозможно вне контекста совместной деятельности людей, их сотрудничества. В связи с этим можно говорить о новом принципе исследования общения – принципе единства общения и деятельности, или, по крайней мере, их глубокой взаимосвязи.

Теоретический анализ подходов к разработке общей модели развития коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях приводит к выделению трех критериев, которым должна удовлетворять искомая модель:


  1. Педагогическая деятельность в ней понимается как принципиально коммуникативная, то есть такая, в которой общение является центральной образующей.

  2. Само общение педагога (психолога) представлено в ней как деятельность (или активность) принципиально социальная.

  3. Педагог (психолог) предстает в ней как участник, партнер и сотрудник в совместной деятельности с другими ее участниками.

При построении модели мы исходили из общетеоретических основ моделирования, в соответствии с которыми были определены основные характеристики модели как педагогического объекта:

  • модель должна включать такие компоненты, которые непосредственно и однозначно (положительно) влияют на качество процесса;

  • модель должна иметь такую структуру, которая достаточно легко диагностируется и контролируется на всех стадиях ее реализации;

  • модель должна обеспечивать не только контроль осуществления процесса развития, но и возможность активного вмешательства с целью внесения корректив в данный процесс.

Нам представляется, что только с учетом вышеуказанных принципов, подходов и критериев разработки модели возможно действительно эффективное и глубокое психолого-педагогическое влияние людей друг на друга.

Взаимосвязь, взаимообусловленность этапов и компонентов в модели развития коммуникативной культуры характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена.

Представленные в модели компоненты развития коммуникативной культуры существуют во взаимосвязи и единстве. Их разделение возможно только условно, как теоретическая схема, показывающая сложное построение коммуникативной культуры и взаимодействие ее компонентов в процессе развития. В деятельности она всегда проявляется целостно. В этом ее принципиально важная особенность.

Разработанная нами модель охватывает процесс приобретения знаний, коммуникативных умений, навыков, мотивов, представлений, установок.

Модель определяет некоторые пути развития и совершенствования коммуникативной культуры студентов, которая является важным условием формирования профессионально значимых личностных качеств будущих психологов, их успешной деятельности.

В третьей главе «Оптимизация развития коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования» характеризуются задачи и содержание формирующего эксперимента, проводится проверка разработанной теоретико-процессуальной модели развития коммуникативной культуры, реализация которой позволит оптимизировать процесс развития коммуникативной культуры.

Одним из основных направлений улучшения профессиональной подготовки студентов-психологов является развитие культуры вообще и коммуникативной культуры в частности. Для успешного решения данной задачи по развитию коммуникативной культуры у студентов нами был разработан дидактический комплекс, который реализуется в рамках созданной модели.

Проверка эффективности разработанной модели развития коммуникативной культуры у студентов-психологов была осуществлена нами в процессе проведения формирующего эксперимента.

В формирующем эксперименте приняли участие 53 студента - психолога факультета дополнительных образовательных услуг Шуйского государственного педагогического университета, имеющие низкий уровень коммуникативной культуры (по данным констатирующего эксперимента): 28 человек в контрольной группе (КГ) и 25 человек в экспериментальной группе (ЭГ).

В контрольной группе обучение студентов и их подготовка к будущей профессиональной деятельности велись по традиционным программам, не предусматривающим специального развития коммуникативной культуры. В экспериментальной группе были реализованы все условия, средства и методы, направленные на развитие коммуникативной культуры.

В процессе формирующего эксперимента согласно разработанной нами модели была реализована определенная этапность развития коммуникативной культуры студентов.

Первый этап - прогностический. На этом этапе осуществляется планирование всего процесса развития коммуникативной культуры. Определяются цели, задачи, содержание, мероприятия по развитию и совершенствованию коммуникативной культуры студентов-психологов. Осуществлять предварительное прогнозирование предстоящей деятельности крайне важно, поскольку это помогает конкретизировать вероятностную картину процесса и соответственно корректировать методику обучения. В прогностический этап входят следующие компоненты: целевой (цель и задачи) и методологический (содержательный, мотивационный, личностно-деятельностный блоки).

Задачи данного этапа:

- способствовать формированию ценностного отношения студентов –психологов педагогического вуза к коммуникативной культуре, осознанию того, что человеческая личность проявляется в деятельности и общении;


  • помочь в овладении системой знаний о коммуникативной культуре, об особенностях педагогического общения.

Второй этап - практический. В состав данного этапа входит организационно-деятельностный компонент, содержащий в себе дидактическое обеспечение. Задачами этого этапа является овладение системой умений, развитие и закрепление навыков эффективного общения на занятиях. На данном этапе внедряется курс по выбору «Коммуникативная культура психолога», состоящий из лекционных, семинарских и тренинговых занятий.

На занятиях для студентов экспериментальной группы использовались следующие методы: теоретическая информация предлагалась в форме проблемных лекций, информационных сообщений; практическую часть составляли тренинг, анализ и решение конкретных педагогических ситуаций, требующих высокого уровня коммуникативной культуры, рефлексивная часть осуществлялась посредством вербальных и невербальных реакций на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

Изучение курса по выбору «Коммуникативная культура психолога» ориентировано на получение знаний о сущности, целях, задачах, принципах, методах, содержании деятельности и общения и их специфики в педагогической сфере; условиях эффективности организации деятельности и общения; умений осуществить на практике цикл управления деятельностью и общением; быстро и продуктивно включаться в различные виды деятельности и общения; самосовершенствовать свои коммуникативные и организаторские способности.

В программе уделяется внимание требованиям педагогики сотрудничества и организации общения (доверительность, диалогичность, взаимопонимание, единство языка общения, реальных психологических контактов); речевым, мимическим, пантомимическим умениям психолога; элементам актерского мастерства.

Предлагаемая программа выполняет следующие функции: просветительскую (знакомство студентов - будущих психологов с явлением коммуникативной культуры); развивающую (развитие у студентов мотивов повышения собственной коммуникативной культуры); корректирующую (коррекция коммуникативной культуры студентов).

Внедрение программы осуществлялось в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе создавались: положительная установка на восприятие и осознание информации о коммуникативной культуре; внутренняя мотивация на повышение собственной коммуникативной культуры.

На основном этапе проводились занятия в подгруппах по основным проблемам коммуникативной культуры (практические и тренинговые занятия).

На заключительном этапе осуществлялись консультации по подготовке к зачету; зачет; составление и анализ субъективных отчетов «Была ли практическая польза от прослушанного курса?».

Основными принципами нашего курса «Коммуникативная культура психолога» являются: проблемность в изложении материала; активность обучаемых; индивидуальные и коллективные формы работы студентов; равноправная позиция преподавателя и студентов; учет индивидуальных особенностей обучаемых; гибкий алгоритм занятия.

Тренинг коммуникативных умений включал в себя 12 занятий, на которых создавались такие условия конструктивного общения, чтобы у студентов формировались способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия на основе реакций партнеров; извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем; ставить задачи самоизменения в коммуникации и решать их, используя полученный опыт.

3 этап – диагностический. Данный этап включает в себя оценочный компонент модели. После проведения курса по выбору осуществлялась диагностика коммуникативной культуры студентов и выявлялась эффективность работы по развития коммуникативной культуры. Для этого использовались тесты, опросники, беседы, наблюдения, анализ межличностного общения.

Результативность работы проявляется при следующих условиях:



  • если развитие коммуникативной культуры строится на основе последовательного осуществления принципа единства теории и практики;

  • если формирование готовности к развитию собственной коммуникативности рассматривается как целенаправленный процесс, имеющий четкую организацию, включающую систему взаимодополняющих методов и приемов (семинары-практикумы, консультации, педагогические игры, анализ педагогических ситуаций, тренинги и т.д.);

  • если в процессе развития коммуникативной культуры студенты овладевают умениями педагогического общения, которые активизируются при целенаправленном педагогическом руководстве.

Следует отметить, что формирование любых умений возможно только в специально разработанных условиях, где используются неоднократные упражнения в схожих ситуациях. Эти условия может обеспечить предложенный курс «Коммуникативная культура психолога», включающий тренинг коммуникативных умений.

Обобщая мнение специалистов и наш опыт, можно утверждать, что эффективность тренинговых занятий обусловлена такими характерными для них процессами, как использование в качестве метода непроизвольное воздействие; воздействие на эмоциональное состояние участников; снятие напряженности, разрядка обстановки и отдых во время занятий; свободное и открытое выражение участниками своих мыслей, чувств, выслушивание с интересом других; развитие способностей и умений анализировать и делать выводы.



4 этап – итоговый. В состав этого этапа включен результативный компонент. Вследствие проведения диагностического комплекса обобщаются результаты, делаются выводы об уровнях сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов.

Для того чтобы показать результативность формирующего эксперимента по целенаправленному развитию коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза, мы приводим данные заключительного среза уровней сформированности отдельных компонентов коммуникативной культуры, выявленные по тем же методикам, которые использовались на констатирующем этапе исследования. При их обработке мы получили следующие результаты: в контрольной группе низкий уровень сформированности содержательного компонента коммуникативной культуры имеют 89,3%, мотивационного компонента – 92,9%, личностно-деятельностного компонента – 82,2% студентов; средний уровень сформированности содержательного компонента имеют 10,7%, мотивационного компонента – 7,1%, личностно-деятельностного компонента – 17,8% студентов; имеющих высокий уровень сформированности каждого компонента коммуникативной культуры в контрольной группе не оказалось. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности содержательного компонента коммуникативной культуры имеют 48% студентов, мотивационного компонента – 32%, личностно-деятельностного – 45,3%. Средний уровень сформированности содержательного компонента имеют 40%, мотивационного компонента – 44%, личностно-деятельностного компонента – 32% студентов. Низкий уровень сформированности содержательного компонента имеют только 12%, мотивационного компонента – 24%, личностно-деятельностного – 22,7% студентов.

Следовательно, в конце формирующего эксперимента мы выявили существенные различия в уровнях сформированности исследуемых компонентов в ЭГ и КГ. Анализ результатов контрольной группы показал наличие более медленного темпа приобретения знаний и коммуникативных умений.

Сравнивая результаты констатирующего эксперимента и формирующего у студентов экспериментальной группы, мы получили следующие данные: высокий уровень развития коммуникативной культуры имеют 41,8% студентов-психологов (до формирующего эксперимента высокого уровня не имел ни один студент); средний уровень – 38,7% (до формирующего эксперимента среднего уровня также не имел ни один студент) и низкий уровень имеют 19,5% студентов (до формирующего эксперимента – 100%). Эти данные представлены на рис.2.



Рис.2. Динамика роста коммуникативной культуры

студентов-психологов экспериментальной группы
Анализ полученных данных показал, что в результате проведения формирующего эксперимента произошли достоверные изменения в уровнях сформированности коммуникативной культуры у студентов – психологов экспериментальной группы. Расчет достоверности изменений в измеряемых показателях был произведен по χ2 - критерию (p < 0,001).

Анализируя результаты формирующего эксперимента, можно отметить, что благодаря реализации модели развития коммуникативной культуры студенты-психологи приобрели определенный круг знаний, умений и навыков в области общения и коммуникативной культуры. В первую очередь, это умение устанавливать контакты с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнерами, умение создать ситуацию сотрудничества или общения с конкретными людьми, умение найти темы для разговора в различных случаях, умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве; нахождение решения коммуникативной задачи в той или иной ситуации, комбинируя уже известные идеи, знания, приемы и т.д. Следовательно, можно говорить о наличии у студентов ряда личностных качеств, таких, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, инициативность.

Проведенная работа по развитию коммуникативной культуры создала условия для повышения общительности студентов, то есть появилось стремление не только удовлетворять свою потребность в эмоциональных контактах с людьми, но испытывать нужду в глубоком эмоциональном, содержательном общении, общении - обмене духовными и эмоциональными ценностями.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили гипотезу нашего исследования

Таким образом, разработанные, теоретически и экспериментально обоснованные нами пути повышения коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза являются эффективными.

В заключении сформулированы основные выводы исследования:



  1. Анализ теоретических исследований позволил определить коммуникативную культуру как педагогическую категорию, т.е. комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций. Анализ исследовательских работ по проблеме коммуникативной культуры позволил нам выделить в качестве основных компонентов коммуникативной культуры содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный.

  2. Основным показателем уровня развития коммуникативной культуры студентов-психологов является степень сформированности ее структурных компонентов: содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что многие студенты затрудняются в регулировании процесса общения, у них отмечается низкий уровень коммуникативной культуры. Эти студенты не умеют слушать партнера по общению, их коммуникативные умения слабо развиты. В процессе общения они не могут выбирать адекватные средства общения. Коммуникативные качества речи многих студентов развиты недостаточно. Неумение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения приводит к снижению уровня общительности. Выявленный низкий уровень коммуникативной культуры свидетельствует о необходимости ее развития и совершенствования с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

  3. В результате исследования нами были выявлены три уровня сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов (высокий, средний, низкий). Отнесение студентов к тому или иному уровню сформированности коммуникативной культуры происходило на основе следующих критериев: стремление к контактам с другими людьми; умение слушать; развитие эмпатии; наличие самоконтроля в общении; использование разнообразных средств общения. При определении критериев сформированности коммуникативной культуры студентов-психологов мы опирались на выявленные мотивы, потребности, коммуникативные знания и умения.

  4. Модель развития коммуникативной культуры студентов психологов, построенная на основе коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного и интегрального подходов, включает в себя следующие этапы: прогностический (компоненты: целевой и методологический), практический (организационно-деятельностный компонент), диагностический (оценочный компонент), итоговый (результативный компонент).

  5. Апробация разработанных содержания, форм и методов экспериментального обучения студентов-психологов в рамках созданной модели подтвердила эффективность предложенного дидактического комплекса в развитии коммуникативной культуры. Внедрение дидактического комплекса осуществлялось в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Входящий в состав курса по выбору тренинг коммуникативных умений является особой разновидностью обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которые не сводимы ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Цель тренинга – способствовать развитию компетентности в общении.

Анализ экспериментальных данных по уровням сформированности исследуемых компонентов и статистическая их обработка с помощью критерия Фишера и хи-квадрат критерия показали достоверность данных. Это подтверждает, что благодаря созданной модели развития коммуникативной культуры и внедрению дидактического комплекса (разработанного в рамках модели), направленного на развитие коммуникативной культуры, произошел значительный рост изучаемых нами компонентов в сравнении с констатирующим этапом.

В проведенном нами исследовании поставлены и решены не все вопросы, связанные с формированием коммуникативной культуры психолога. Перспективами нашего исследования может быть создание системы формирования и совершенствования коммуникативной культуры студентов различных специальностей педагогического вуза.


Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

В изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Берегова, И. Л. Использование тренинговых технологий в спецкурсе «Коммуникативная культура психолога» / И. Л. Берегова; Моск. гос. обл. ун-т // Вестн. МГОУ. Сер. «Психологические науки». – 2007. – №2. – С. 184-187.

Статьи:

  1. Берегова, И. Л. Педагогическое общение как важный компонент культуры педагога / И. Л. Берегова // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Иваново, 2005. - С. 55-58.

  2. Берегова, И. Л. К вопросу о коммуникативной компетентности /И.Л. Берегова // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Москва, Воронеж, 2005. - С. 284-285.

  3. Берегова, И. Л. Формирование коммуникативной культуры личности в непрерывном образовании /И.Л. Берегова // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы науч.-практ. конф. / Липец. гос. пед. ун-т. – Липецк, 2005. – С. 283-285.

  4. Берегова, И. Л. О технике общения педагога с учащимися / И. Л. Берегова // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: материалы межвуз. науч. конф. – Иваново, Шуя. – 2006. – С. 16-18.

  5. Берегова, И.Л. Общительность как профессионально-личностное качество педагога / И. Л. Берегова // Наука и образование глазами молодых ученых: сб. науч. работ. – Шуя, 2006. – Вып. 8. – С.6-8.

  6. Берегова, И.Л. Взаимосвязь культуры личности и педагогического общения / И. Л. Берегова // Волевая активность и духовно-творческий потенциал личности: материалы науч.-практ. конф. / под ред. И. Ю. Добродеевой. – Шуя, 2006. – С. 22-23.

  7. Берегова, И. Л. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза / И. Л. Берегова // Человек в системе коммуникации : материалы междунар. науч.-практ. конф. по регион. культуре / Нижегор. гос. ун-т им. Н. А. Добролюбова. – Н. Новгород, 2006. - С. 204-207.

  8. Берегова, И. Л. Использование тренинговых форм работы для развития коммуникативной культуры студентов педагогического вуза / И. Л. Берегова // Вопр. гуманитар. наук. – 2006. – № 6 (27). – С. 414-416.

  9. Берегова, И.Л. Особенности содержания и принципы построения спецкурса «Коммуникативная культура психолога» / И. Л. Берегова // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: материалы межвуз. науч. конф. – Иваново, Шуя, 2007. – С. 3-4.

  10. Берегова, И. Л. К вопросу о развитии коммуникативной культуры студентов – будущих психологов / И. Л. Берегова // Коммуникативная культура современника : проблемы и перспективы исследования : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т.А. Федосеевой. – Новокузнецк, 2007. – С. 26-29.

  11. Берегова, И. Л. Тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности / И.Л. Берегова // Наука и образование глазами молодых ученых сб. науч. работ. – Шуя, 2007. – Вып. 9. – С. 8-10.

Подписано к печати 8.10.2007 г. Формат 60х84/16.

Бумага ксероксная. Печать ризография. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. листов 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 1526.


Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»

155908, г. Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24

Телефон (49351) 2-65-94

E-mail: SwaneFF@yandex.ru



www.sgpu.tpi.ru
Отпечатано в типографии ГОУ ВПО

«Шуйский государственный педагогический университет»



155908, г. Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24