Развитие интеллектуальной одарённости учащихся средствами учебного предмета «Русский язык» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура... 3 2038.19kb.
Рабочая программа по литературе в 8 классе Челноковой Наталии Алексеевны 1 425.59kb.
Рабочая программа по литературе в 8 классе Челноковой Наталии Алексеевны 1 425.67kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Программа учебного предмета «Английский язык» 2 571.29kb.
Программа школа гбооу "Болгарская санаторная школа интернат" направление... 2 488.94kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... 3 663.99kb.
Общая характеристика учебного предмета «Английский язык» 2 372.11kb.
Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет... 1 154.09kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... 2 461.56kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» 1 345.96kb.
Спортивный досуг для детей 6-7 лет «Остров сокровищ» 1 19.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Развитие интеллектуальной одарённости учащихся средствами учебного предмета «Русский - страница №1/1

Развитие интеллектуальной одарённости учащихся средствами учебного предмета «Русский язык»

Автор Еременок Людмила Петровна,

учитель русского языка и литературы ГУО «Бобрский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа им.А.В.Луначарского Крупского района»

Развитие интеллектуальной одарённости учащихся средствами русского языка и литературы предполагает, в отличие от таких способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п., формирование мышления, умственное развитие личности.

Многое (если не всё) в работе с детьми зависит от учителя. Я глубоко убеждена, что учить учащихся умению успешно учиться следует в первую очередь на основе возбуждения интереса. Сделать обучение интересным – это превратить интересы способных учащихся в стимулы напряжённой учебной деятельности.

В обучении одарённых детей я применяю 4 основных подхода:



  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определённой категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

  2. Углубление. При этом предполагается более глубокое изучение тем.

  3. Обогащение. Занятия на уроках и во внеклассной работе планируются таким образом, чтобы у детей оставалось время для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Уместно использовать оригинальные объяснения, пересмотр имеющихся сведений, поиск альтернативных интерпретаций.

Во внеурочной работе особый эффект в работе с одарёнными детьми имеет исследовательская деятельность, участие в творческих конкурсах, предметных неделях, олимпиадах, занятия в факультативах.

Особое внимание при изучении русской литературы на третьей ступени общего среднего образования уделяю вводным урокам. Это должны быть уроки-праздники, уроки-эмоциональные потрясения. Ведь именно на уроках литературы идёт сложнейший, тончайший процесс воспитания личности. Под словосочетанием «работа на уроке» можно понимать разное: долбёжка, натаскивание или творчество, труд ума и души.

Мы, учителя, приучаем себя к роли носителей общепринятой точки зрения на личность писателя и его творчество: ссылаемся на высказывания Белинского, Писарева и других авторитетов. А часто ли мы говорим своим ученикам: «Этот поэт мне ближе, чем тот?» или «Не нужно огорчаться, я тоже не сразу поняла и полюбила Булгакова!».

Ученику гораздо ближе, понятнее, интереснее отношение к произведению самого учителя. Своё, личностное восприятие каждой темы я стараюсь внести в урок. Это даёт хорошие результаты: ребята становятся раскрепощённее, они доверяют мне, не стесняются высказывать своё мнение по поводу прочитанного. Редкий урок литературы обходится у меня без творческих работ, маленьких исследований. Причём, не только способные учащиеся, а и весь класс с удовольствием пишут эссе «Мой Чехов», «Печорин. За и против», «Чем отличается поэтический очерк Тютчева от Фета» и т.д.

На уроках русского языка и литературы я стараюсь давать возможность способным ученикам саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать.

Большую роль в работе с одарёнными учащимися на уроках русского языка и литературы я уделяю самостоятельной работе. Задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют волевую сферу ребёнка, воспитывают внимание, целеустремлённость.

Развитию интеллектуальной одарённости школьников на уроках русского языка содействует, на мой взгляд, тщательный подбор учителем дидактического материала. Тексты должны быть яркими, содержательными, запоминающимися. Так, при изучении темы «Прямая речь» ребята с интересом включаются в работу над текстом:

«Трудно ли бросить курить?» - спросили Марка Твена. ? «Нисколько не трудно, - ответил тот, - я раз сто бросал».

Ученики получают задание: правильно ли расставлены знаки препинания в тексте. Работа идёт слаженно, оживлённо, устаивается дискуссия по поводу необходимости постановки тире после слов автора.



Использование таких лингвистических задач, исследовательских заданий, чрезвычайно полезно для активизации познавательной деятельности ребят, способствует развитию у учащихся интеллектуальной одарённости:

  1. Какие из приведённых названий населённых пунктов Крупского района являются метафорическими: Крупки, Бобр, Обчуга, Слобода, Новая Жизнь, Косеничи?

  2. От каких имён собственных образованы данных нарицательные и какова история их создания: тулка, сэндвич, болонка, тюль, тимуровец, мавзолей, саксофон?

Одним их эффективным средств воспитания интеллектуальной одарённости в изучении русского языка я считаю этимологический анализ. Им мы занимаемся с 5 класса. История возникновения слова, зачастую необычная для учащихся (копейка – от копьё), неожиданные родственные связи (акварель – акваланг – аквариум), открытие новых образных граней слова – всё это воздействует не только на ум, но и на чувства, обостряет желание узнать, постичь, запомнить, обраться к словарям, справочникам, развивает у школьников языковое чутьё.

Главное в работе учителя – постоянное стремление, чтобы труд познания был интересным, ярким, желанным, оставляющим след в душах ребят.