Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени существительного в речи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развёрнутый план конспект занятия по русскому языку в 10 -м классе... 1 128.28kb.
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока «Имя существительное». 1 47.31kb.
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Синтаксический... 1 66.22kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.69kb.
Урока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные... 1 113.25kb.
Разработка урока по информатике, проведённого в 10 классе 21. 1 35.32kb.
Урок русского языка в 11 классе Урок-практикум по подготовке учащихся... 2 375.51kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие... 1 88.41kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока «Словосочетание». 1 34.59kb.
Лев Васильевич Успенский 1 8.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени существительного - страница №1/1

Разработка урока русского языка в 6 классе.
Тема урока: Роль имени существительного в речи.

Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.

Эпиграф: «Имя существительное – хлеб языка».

Л.В.Успенский



Наглядное пособие: печатный текст, репродукция картины.


Ход урока:

I.Слово учителя.

1. Организационный момент.

2.- Посмотрите сценку из знаменитой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

- Помогите Митрофану правильно ответить на вопрос, к какой части речи относится слово «дверь».


II. Сценка. (исполняют 2-е учеников)
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна

.

III. Учитель.
- Правильно ли рассуждал Митрофан? Так какой же частью речи является слово «дверь»? Почему вы так решили? Докажите!

- Вы уже, верно, догадались, какова тема нашего урока. Сформулируйте ее. Да, мы сегодня рассмотрим, какую роль играет имя существительное в речи.

-

- Запишите тему урока в тетрадях «Роль имени существительного речи».



Цель нашего урока: доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка». Запишите это высказывание в тетрадях.

- Какие же названия предметам даёт имя существительное?


IV. Практическая работа.

Задание: Перед вами лист с печатным текстом. Выполняем задание №1:

Живые существа: мальчик,…

Растения: деревья,…

Географические названия: озеро,…

Явления природы: гроза,…

Вещества: соль,…

Транспорт: поезд,…

Предметы одежды: пальто,…

Продолжите ряды существительных своими примерами (2-3 примера), записав их в тетрадях. Приведите ваши примеры.


V. Учитель

– Почему одни существительные отвечают на вопрос кто, другие – на вопрос что?

- Вы уже знаете, что общее грамматическое значение имени существительного – предмет. Существительные обозначают конкретные предметы (их можно увидеть, потрогать) и отвлеченные предметы (их нельзя услышать, увидеть, потрогать). Они нам только мыслятся, например,

- действие как предмет: бег, решение, прыжок; (записано на доске)

- состояние: сон, лень, волнение, радость.

- свойства, качества: доброта, синева.

Докажите, что эти слова – имена существительные (отвечают на вопрос что, имеют род, склоняются). Как называются такие существительные? (отвлеченные).

- Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом, и эти слова – имена существительные.

Существительными является почти каждое второе слово в нашей речи.

Убедимся, так ли это?


VI. Практическая работа.

- Перед вами стихотворение Елены Трутневой (задание №2).

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи,

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

В чаще кедровой, в трущобах таежных

Много лисиц и куниц осторожных,

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озера, луга и поля –

Все это наша родная земля.

- Прочитайте его выразительно. Какое настроение, чувство вызывает у вас это стихотворение? ( чувство гордости за свою страну, восхищения, наша страна богата природными ресурсами). С помощью какой части речи мы в этом убеждаемся? Какое средство выразительности использовал автор? ( метафора – цепью вздымаясь…).

Задание: 1 вариант – определите, сколько слов в этом стихотворении? ( 52 слова). 2 вариант – сколько в этом стихотворении существительных? ( 21 слово ).

Вывод: практически каждое второе слово – имя существительное!

Задание: найдите и выпишите в тетради существительное, в котором написание гласной в корне является исключением! (трущоба). Приведите еще слова-исключения (шорох, шов…).


VII. Учитель.
- С помощью одних только существительных может быть создана картина – описание, портрет человека. При этом нередко предложения, состоящие из одних существительных, передают быстро сменяющиеся события.
VIII. Практическая работа.

- Перед вами строчки из стихотворения А. Фета (задание№3).Прочитайте выразительно.


Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

(из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова).

- Какая картина предстает перед вами? Что можно сказать о пейзаже?

(картина ночи, ночного пейзажа).

Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».


IX. Творческое задание.

Запись на доске:

-----------------------------------------туманы,

-----------------------------------------лес,

-----------------------------------------поляны,

-----------------------------------------свод небес.


Задание: нарисуйте словами картину природы при помощи одних существительных (путем перечисления). В помощь можете использовать записанные на доске слова и репродукцию картины.

- Слушаем, что у вас получилось.
А вот как у поэта С. Аксакова.

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес.

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.
X. Учитель.

- А теперь мы с вами станем свидетелями одного разговора (участвуют 2 ученицы). Ваша задача определить, какие грамматические признаки существительного были названы.


1 Леди.

- Знаете, милая, как мне симпатичны эти имена существительные? Очень самостоятельная часть речи. И вежливая, воспитанная. Спросишь: кто? Что? – назовет любой предмет. Много знает.


2 Леди.

- Да, но говорят, что все существительные разделились на три склонения. Зачем бы?


1 Леди.

- Конечно, так им легче склоняться и запомнить свои окончания.


2 Леди.

- Но есть же существительные, которые не склоняются.


1 Леди.

- Есть, но это иностранцы. Им позволено многое.


2 Леди.

- Зато каждое существительное имеет свой постоянный признак – род: мужской, женский и средний.


1 Леди.

- Говорят, даже есть существительные общего рода?!


2 Леди.

- Не шепчите, это общеизвестно. Не будут же для каждого неряхи, невежи, плаксы свой род придумывать.


1 Леди.

- Действительно, достойная часть речи. Недаром же у Синтаксиса они могут служить любым членом предложения.


XI. Учитель.

- Итак, какие же грамматические признаки были названы нашими Леди? (род, склонение).

- Грамматические признаки существительного мы повторим с вами на следующем уроке, а вот роль существительного в предложении рассмотрим сейчас!

Так как имя существительное обозначает предмет в широком смысле этого слова, в предложении оно может быть любым членом предложения, но чаще всего каким подлежащим и дополнением. Еще может быть сказуемым (если обозначает предмет, с помощью которого характеризуется другой предмет, отвечает на вопросы: кто такой предмет, что такое предмет) и обстоятельством (обозначает предмет, характеризующий время, место, причину действия, отвечает на вопросы: где, куда, когда).

- Вернемся к высказыванию Л.Успенского.

Задание: 1) подчеркните существительные как члены предложения. Объясните постановку тире.

2) откройте учебник стр.70, упр.181. Выпишите последнее предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание, подчеркните существительные как члены предложения.
XII. Учитель.
- каждое существительное имеет свое лексическое значение. Есть существительные очень похожие в написании и произношении, чтобы не допускать ошибок в его употреблении, необходимо различать оттенки лексического значения.
Записано на доске: поступок и проступок

- В чем их различие?

Может быть хороший, плохой. Плохой.
XIII. Практическая работа.
Задание: С какими из этих существительных (поступок, проступок) могут сочетаться прилагательные (задание № 4)? Запишите в тетрадях.

Хороший, правильный, серьезный, честный, благородный.


XIV. Учитель.

- Какая часть слова может придавать существительному эмоциональную окраску? Суффиксы!


Задание: запишите свои примеры существительных, используя суффиксы в словах задания №5, прочитайте.

Березонька, домик, котище…


XV. Итог урока.
- Ну как, доказали мы с вами, что существительное – очень важная часть речи, «существительное – хлеб языка»?
К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, сто нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот т шорох морского гравия» (записано на доске).
- Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

- А почему хлеб языка? Назовите пословицы и поговорки (хлеб – всему голова…).


XVI. Домашнее задание: параграф 36, правило выучить, упр. 192.