Разработка урока по теме «технология трудоустройства» Элективный курс «Основы выбора профессии» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Золотая пропорция» 1 166.36kb.
Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» 1 268.6kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.69kb.
Элективный курс «философские беседы» 1 118.31kb.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном... 2 481.46kb.
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Геометрия красота и гармония» 1 118.18kb.
Элективный курс М. В. Плетнева, школа №140, г. Пермь Предлагаемый... 1 187.06kb.
Урока викторины по профессии «Мастер отделочных строительных работ» 1 200.47kb.
Элективный курс Естественные экосистемы 11 класс. Составлен учителем... 1 93.36kb.
Элективный курс по иностранным языкам для учащихся 10 11 классов... 1 231.25kb.
Элективный курс «Основы семейной экономики» 1 167.59kb.
Центра развития карьеры Государственного университета – Высшая школа... 1 106.9kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разработка урока по теме «технология трудоустройства» Элективный курс «Основы выбора - страница №1/1



Материал можно использовать вариативно при проведении

классных часов

Государственное образовательное учреждение


Межшкольный учебный комбинат
Колпинского района г.Санкт-Петербурга

РАЗРАБОТКА УРОКА


по теме


«ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА»

Элективный курс

«Основы выбора профессии»
9 класс

Учитель высшей квалификационной категории


Бурлакова Ирина Геннадьевна

Санкт-Петербург


2009

На своих уроках по элективному курсу «Основы выбора профессии» я широко применяю возможности компьютерных технологий.

Из своего педагогического опыта я поняла, что применение компьютерных технологий на уроках профориентации расширяет возможности как учителя, как и учащихся.

Для учителя это:



  • возможность ярко проиллюстрировать иногда сухую теоретическую информацию, что способствует ее запоминанию;

  • заинтересовать ребят современной подачей информации;

  • более динамично провести урок;

  • быстро проверить знания учащихся, используя тесты в режиме он-лайн;

  • развить информационную компетентность учащихся

Для учащихся применение компьютера на уроке дает:

  • Повышение мотивации к получению знаний по предмету;

  • дополнительную возможность закрепить навыки в поиске нужной информации;

  • при прохождении психологических тестов сразу узнать результат и иметь возможность его проанализировать с помощью учителя;

  • Исключить или свести к минимуму рутинный конспект урока;

  • При прохождении электронных тестов (особенно по контролю знаний) у учащихся не возникает сомнения в правильной оценке их знаний машиной, им не приходит в голову сказать, что «машина придирается».

Краткая аннотация мультимедийных средств, применяемых мною на уроках:

  1. Мультимедийная Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия, которая, прежде всего адресована школьникам старших классов. Издание раскрывает методологические основы выбора профессии и профессионального развития личности, содержит обширную информацию о наиболее распространенных профессиях и рынке труда.

Диск содержит:

  • "Каталог профессий" - 146 статей о наиболее распространенных профессиях с описанием деятельности, уровня оплаты и востребованности на рынке труда, а также перечнем профессионально важных качеств.

  • "Диагностический центр" - 40 психологических тестов, с помощью которых Вы можете сформировать свой психологический портрет и протестировать себя на соответствие Ваших личностных качеств выбранной профессии.

  • "Каталог вузов" - справочная информация более чем о 920 высших учебных заведениях РФ.

  • "Каталог ССУЗов" - справочная информация более чем о 2500 средних специальных учебных заведениях РФ.

  • Видеоинтервью с участием известных людей, которые дают советы и рассказывают о своих профессиональных успехах.

Динамичная система подачи материала делает процесс выбора профессии интересным и продуктивным. Индивидуальный психологический портрет, сформированный в процессе работы с Энциклопедией, позволяет учащимся наглядно увидеть свои реальные способности и оценить возможности.

2. Сайты сети Интернет, позволяющие учащимся искать дополнительную информацию о профессиях, учебных заведениях:

- http://rodn-i-k.narod.ru/index.html сайт «Сам себе помоги», созданный питерскими энтузиастами, который содержит типологию профессий с многочисленными интерактивными ссылками; Азбуку профессий с подробным описанием требований профессии к человеку; тесты, помогающие определить какие профессии вам подходят; матрицу профессий и специальностей для карьерного самоопределения; литературу и полезные ссылки.

- http://www.proforientator.ru сайт «Профориентация: Кем стать?» Московского государственного университета им.Ломоносова. Сайт содержит много статей по профориентации, он-лайн тесты, рейтинг современных профессий на рынке труда, описание профессий с указанием учебных заведений, где можно получить образование по выбранной профессии.

- http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur сайт Галины Резапкиной «Методический кабинет профориентации», известного психолога-профконсультанта, автора учебников и учебных пособий по профориентации. Сайт содержит методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов Галины Резапкиной, а также словарь профессий с кратким описанием, словарь основных терминов профориентации. Всеми ресурсами можно пользоваться на уроках в интерактивном режиме.

3. Сайты использованные непосредственно на уроке по теме «Технология трудоустройства»:



  • - www.trudvsem.ru - информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России», первый государственный общероссийский банк вакансий по рабочим местам в стране;

  • http://spb.rabota.ru/ (поиск вакансий по Санкт-Петербургу);

  • http://spb.rabotavgorode.ru/ (поиск вакансий по СПб);

  • http://www.superjob.ru/ (поиск вакансий по СПб).

Тема: «ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА»

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с технологией трудоустройства на современном рынке труда;

- способствовать приобретению и развитию навыков самопрезентации;

- продолжить воспитание у учащихся культуры работы с информацией



Оснащение урока:

  • Компьютеры

  • карточки-задания, задания в электронном виде на Рабочем столе ПК

  • магнитная доска

  • карточки на доску (шаги, адреса сайтов)

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент,

  2. Информация по теме урока (звуковой фрагмент)

  3. Практическая работа 1 (поиск вакансии в Интернете)

  4. Продолжение теории

  5. Практическая работа 2 (правила самопрезентации)

  6. Проверка и обсуждение практической работы 2

  7. Продолжение теории

  8. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку. Объявить тему и цели и задачи урока (на доске)

Изучение нового материала с использованием видеофрагментов, магнитной доски. Коллективная работа – беседа.

Учитель:

Перед началом урока прослушайте, пожалуйста, видео фрагмент из Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия, который связан с темой нашего урока (интервью руководителя балета «Тодес» Аллы Духовой о принципах подбора новых актеров).

Ребята, сегодня вы познакомитесь с технологией трудоустройства на современном рынке труда. Известно, что, хотя большинство людей проводит на работе третью часть жизни, среди них очень мало тех, кто был бы полностью удовлетворен как самим трудом, так и его результатами. По оценкам отечественных и зарубежных исследователей, это всего 5% от общего числа работающих.

Как вы думаете, почему многие люди работают не там, где бы им хотелось, и выполняют работу, которая не соответствует их интересам и склонностям?



Учащиеся:

- устроились случайно,

- не учли свои интересы и склонности, способности,

- работают только «за деньги»,

- не соответствуют по квалификации и т.п.

Учитель:

Какие же шаги и действия на рынке труда в кратчайшие сроки обеспечивают человеку получение работы, в максимальной степени соответствующей его интересам, склонностям, компетенциям и профессиональной подготовке?



Таких шагов (этапов) пять:

  • постановка целей,

  • исследование рынка труда, - одновременно вывешиваю

  • информирование потенциальных работодателей, карточки на магнитной доске

  • прохождение профессиональных испытаний,

  • оформление на работу.

:

Этап 1-й. Постановка целей (беседа)
в течение учебного года вы выполняли диагностические тесты по исследованию своих профессиональных интересов и склонностей, определили, какой тип профессии подходит вам больше всего и многие из вас уже определились с профессиональными планами. Будем считать, что этот шаг вы уже сделали, т.е. вы теоретически выбрали профессию, которая будет вас устраивать по своему содержанию, по условиям труда, по уровню заработной платы.

Этап 2-й. Исследование рынка труда (беседа).
На этом этапе необходимо собрать информацию о вакансиях по той профессии, на которую вы хотите устроиться. Давайте подумаем, какими способами и где можно эту информацию получить?

Предполагаемые ответы учащихся:

Источниками информации о вакансиях могут стать:

- специальные средства массовой информации (газеты, журналы), радио, телевидение,

- опрос знакомых и родственников,

- можно обратиться в центры занятости, агентства по трудоустройству, кадровые агентства.

- через Интернет.

Одним из самых современных средств поиска вакансий стала сеть Интернет. Существуют специальные сайты, где можно искать вакансии, причем не только в родном городе, но и по всей России и зарубежом. Большинство таких сайтов коммерческие, т.е. их создатели – частные организации – кадровые агентства.

Наиболее популярные сайты:



  • http://spb.rabota.ru/ (поиск вакансий по Санкт-Петербургу)

  • http://spb.rabotavgorode.ru/ (поиск вакансий по СПб)

  • http://www.superjob.ru/ (поиск вакансий по СПб)

С 16 января 2009 года в сети Интернет начал работать новый информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» - это первый государственный общероссийский банк вакансий по рабочим местам в стране.

Этап 3-й. Информирование потенциальных работодателей о себе (беседа):

Вопрос учащимся:

- Каким образом это можно сделать?



Предполагаемые ответы учащихся:

- телефонные переговоры,

- составление и рассылка резюме,

- посещение работодателей и др.

Резюме вы составляли на предыдущем уроке. И должны были принести его сегодня. Приготовьте, пожалуйста, свои резюме.

Сегодня вы выполните практический поиск вакансии по той профессии, которая вас больше всего привлекает и которую вы заявили в своем резюме.



3. Практическое задание 1 «Поиск вакансий в Интернете»:

Откройте файл Практическое задание 1, который лежит на Рабочем столе и прочитайте условия выполнения задания:

1. Зайти на сайт www.trudvsem.ru, выбрать ссылку Поиск работы, задать параметры поиска интересующей вас профессии:


  • название профессии, регион (г.Санкт-Петербург), район лучше не задавать,

  • зарплата,

  • режим работы (1 смена),

  • предоставление жилья (не задавать),

  • возраст (от 25),

  • стаж (1),

  • гражданство (только РФ)

Записать в тетради результаты поиска.

2. Зайти на один из перечисленных в задании сайтов и повторить поиск по той же профессии. Сравнить результаты.

Итак, вы убедились, что на поиск вакансии через Интернет уходит несколько секунд. Информация на государственном информационном портале «Работа в России» подтверждена телефонами центров занятости, по которым вы можете узнать, что вакансия еще не занята, и перейти к следующему этапу трудоустройства

4. Продолжение теории

Этап 4-й. Собеседование и другие профессиональные испытания (коллективная работа).

Самые сложные из этапов трудоустройства — третий и четвертый, поскольку именно на этих этапах человек, ищущий работу, начинает сталкиваться с многочисленными отказами. Особенно много отказов получают молодые люди, не имеющие опыта работы по профессии, и те, кто ищет свою первую работу. Столкнувшись с отказами, многие опускают руки, прекращают поиски и соглашаются на работу, которая мало соответствует их интересам и ожиданиям.

Поэтому необходимо готовиться к собеседованию, чтобы иметь больше шансов получить работу.

Учитель:
Вспомните, на что вы обращаете внимание, когда встречаетесь с незнакомым человеком?

Учащиеся:


  • на одежду,

  • на прическу,

  • на общий внешний вид,

  • на речь и жесты

  • на лицо, макияж.

Молодцы, ваши знания помогут вам выполнить практическое задание, которое называется «Правила самопрезентации». Откройте файл Практическая работа 2 на Рабочем столе и прочитайте условия задания:

5. Практическая работа_2 «Правила самопрезентации»

В тетради составьте перечень требований, которые, по вашему мнению, помогут создать благоприятное впечатление о соискателе на собеседовании. Требования должны касаться:



  • внешнего вида

  • эмоций

  • поведения.


6. Проверка и обсуждение ПР-2

Один из учащихся зачитывает свой список, остальные сверяют с ним свои списки и добавляют в них отсутствующие пункты.



(Учитель на доске кратко пишет общий список).

А теперь открываем файл Правила самопрезентации (он находится на Рабочем столе) и сверяем свои откорректированные списки с правильным ответом. Есть ли новые пункты, которые вы пропустили?



Ученик – зачитывает.

Учитель – добавьте их в свой список.

7. Продолжение теории

Закончить про собеседование и трудоустройство.



5-й этап – трудоустройство (какие требуются документы).

  1. Подведение итогов урока -

Оцените, насколько каждому из вас будут необходимы знания, полученные сегодня на уроке.
Предполагаемые ответы:

  1. Я понял(а), что могу в будущем трудоустроиться в своем районе, если получу профессию…

  2. Я понял(а), что обладаю качествами, которые подходят для успешной работы по профессии, которая меня привлекает уже сейчас.

  3. Я понял(а), что обладаю недостаточными качествами для той профессии, которая меня привлекает, но, думаю, что за то время, которое у меня еще есть, буду работать над собой и все же посвящу свою жизнь тому занятию, которое мне нравится.



Мультимедийная Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия



http://rodn-i-k.narod.ru/index.html сайт «Сам себе помоги»,



http://www.proforientator.ru сайт «Профориентация: Кем стать?»



http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur сайт Галины Резапкиной



www.trudvsem.ru - информационный портал Федеральной службы по труду и занятости



http://spb.rabota.ru/ (поиск вакансий по Санкт-Петербургу);



  • http://spb.rabotavgorode.ru/ (поиск вакансий по СПб);



http://www.superjob.ru/ (поиск вакансий по СПб).