Разработка методик контент-анализа сми для уточнения их содержательно-типологических характеристик - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат по социологии и журналистике «Применение контент-анализа... 1 68.73kb.
Тема сми в системе пр-контактов организации 1 103.75kb.
Контент-анализа как метод изучения содержания текстов 1 73.99kb.
Лузан Владимир Сергеевич Контент-анализ основных нормативных правовых... 2 455.31kb.
Политического исследования методом контент анализа сайтов муниципальных... 4 937.1kb.
Пояснительная записка к дипломному проекту 7 1010.53kb.
Внедрение методик статистического управления процессами и анализа... 1 100.79kb.
Применение контент-анализа в исторических исследованиях к источникам... 1 133.7kb.
Программа анализа (обоснование проблемы, цели, задачи, объект, предмет... 2 480.81kb.
Программный комплекс для исследования систем передачи данных1 1 52.84kb.
Разработка адаптивных импульсных технологий сварки и наплавки для... 1 107.03kb.
В статье №3 в описании бязи пропущена запятая 1 51.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разработка методик контент-анализа сми для уточнения их содержательно-типологических - страница №1/2




Разработка методик контент-анализа СМИ для уточнения их содержательно-типологических характеристик.



Разработка методик контент-анализа СМИ для уточнения их содержательно-типологических характеристик.

Методика контент-анализа

Этот достаточно распространенный в социологии метод традиционно используется для изучения документов. Он не требует глубоких математических данных. В журналистике контент-анализ может использоваться для изучения содержания публикаций, читательской почты и др.

В основе традиционного изучения документов лежит механизм понимания текста: логическое построение направлено на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Однако при этом возникает опасность субъективной интерпретации документа. Контент-анализ (К-А) – формализованный метод. К-А эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей, исследовать обширный несистематизированный материал (например, подшивку газеты или записи телепередач), требуется суммарная оценка документальной информации. Контент-анализ используется, когда есть возможность познакомиться с материальным источником информации (газета, журнал, книга, фонограмма, аудио- или видеозапись, протокол, стенограмма заседания, рекламный плакат и т.д.). Этот метод предполагает систематическую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания1. Существует два вида контент-анализа: анализ содержания документа и анализ его структуры. Анализ структуры публикации требует меньшей подготовки. Контент-анализ проводится в несколько этапов. Исследователь должен составить план работы, определить источники информации, затем выделить единицы анализа и составить кодировочный бланк, который заполняется во время работы с текстами.

Первый этап предполагает выбор материалов для анализа с определения общей совокупности сообщений, которые предстоит изучить. Индикатор для отбора публикаций сообщения, имеющие отношение к теме исследования. Для отбора можно применять выборочные методы, например, простой случайный отбор или систематический отбор. Если круг исследуемых источников ограничен, то изучается вся совокупность.

Второй этап связан с выбором единицы измерения. Это может быть термин, слово, предложение. Выбираются слова, имеющие отношение к теме. Единицами счета не могут быть предлоги, союзы, частицы, редко – наречия, глаголы, прилагательные. Ключевыми словами часто являются существительные. Возможны ошибки при оперировании нестандартизированными мерами или невнимательном употреблении слов в разных контекстах.

Третий этап – подготовка инструментария, составление кодировочного бланка (в нем фиксируются единицы анализа). Каждой из выделенных единиц приписывается определенный код (для удобства записи и для машинной обработки), т. е. числовое обозначение. Это может быть одна цифра, если ключевых немного, но может быть и двухзначным или трехзначным. Все присвоенные коды вписываются в специальный журнал, которым пользуются дешифровальщики. Предлагаем пример такого кодировочного бланка2.





Признак, градация признака

Коды

1.

Тип автора

  • один человек

  • два и более человека

  • ситуация не ясна

001


002

003


2.

Группа, к которой принадлежит автор

  • неформальная группа (семья, друзья)

  • формальная группа (производственный коллектив и др.)

004


005


3.

Пол автора


  • автор (авторы) – мужчина, женщина

  • автор (авторы) – женщина (женщины)

  • смешанная группа

  • ситуация не ясна

006


007

008


009

4.

Возраст автора


  • молодежь (до 30 лет)

  • лица среднего возраста (30 –49 лет)

  • лица старшего возраста (свыше 50 лет)

  • смешанная группа

  • ситуация не ясна

010


011

012


013

014


5.

Количество проблем, рассматриваемых в публикации


  • одна

  • две

  • более двух

015


016

017


6.

Локальность проблем, поднятых в публикации


  • мир

  • страна

  • город

  • предприятие, учреждение

  • частная жизнь

проб №1
018

019


020

021


022

проб №2
023

024


025

026


027

7.

Сфера общественной жизни (страна, область, город)


  • промышленность

  • сельское хозяйство

  • транспорт

  • строительство

  • вопросы распределения жилья

  • вопросы социального обеспечения




028


029

030


031

032


033


034


035

036


037

038


039

8.

Типы суждений


  • суждение одиночное

  • суждение конструктивное

  • суждение аналитическое

  • другие типы суждений

040


041

042


043

044


045

046


047

Подшивка газеты – документы текущей истории издания. Анализируя подшивку, можно узнать о содержании издания, качестве работы редакции, методах и подходах журналистов к освещению действительности, тенденциях, которые проявляются при сборе информации.

Контент-анализ (КА) – эффективный инструмент, позволяющий судить о газете по количественно-качественным показателям. КА – это:


  • статистическая (квантитативная) семантика;

  • техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации;

  • техника для делания выводов при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений3.

Какие характеристики объекта поддаются счету? Это:

а) частота;


б) наличие/отсутствие каких-то тем на страницах издания;
в) связь между темами;
г) основные темы.

Почепцов Г. Г. устанавливает три существенных условия развития коммуникативных процессов, при которых использование контент-анализа является наиболее эффективным:



    1. Когда мы имеем непрямой выход на говорящего, автора. Обычного собеседника мы можем спросить, что именно означают его слова, зачем он это сказал.

    2. Когда языковой фактор является решающим для исследования. Есть специфические задачи, где язык очень важен или только языковой подтекст доступен для исследователя. Например, установление авторства текстов, принадлежащих Шекспиру, Шолохову и т. д. – это тоже задача контент-анализа.

    3. Когда объем материала слишком велик. Мы имеем подобные объемы в случаях массовой коммуникации, литературы, кино. Именно опора на совершенно иные объемы дает новые результаты.

Это косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается); он дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает.

Чтобы получить обоснованные выводы, необходимо проанализировать определенное количество выпусков газет или журналов (выпуск теле- или радиопередач). Для этого необходимо определить шаг отбора. Особенности газет диктуют необходимость определения шага. Все зависит от того, каков объем газеты, ее периодичность, наличие аналитических и информационных материалов. Выборка может исключать иллюстративные материалы, программы телепередач и справочные материалы. Все зависит от цели исследования. Методика контент-анализа предусматривает, что на каждую публикацию заполняется специальная карточка, в которой закодированы следующие данные газетного текста: жанр, проблематика, аналитичность, тональность, отношение к явлениям и объектам описания, масштаб отражения действительности, источник информации, авторы, география и т. д.

Если газета универсальна по тематике, то все исследуемые материалы можно разделить на сферы по ранжиру, например, а) культура, искусство, литература; б) промышленность, строительство, транспорт, связь; в) торговля, бытовое обслуживание коммунальное хозяйство, жилищное строительство; в) работа администрации; г) образование, воспитание, просвещение; д) медицина, социальное обеспечение, спорт, гигиена.

Сфера описания имеет различные аспекты: производственные, политико-управленческие, духовно-идеологические, социальные, экологические исторические, национально-этические, международные.

В производственной сфере, например, можно фиксировать информацию о проблемах кадров, затратах, себестоимости продукции, отношений и форм собственности, приватизации, предпринимательства, арендного хозяйствования.

В социальных аспектах описания можно фиксировать моменты приобретения товаров, благ и услуг, вопросы социальной защищенности, прав потребителя и т. д.

В публикациях, содержащих духовно-идеологические и культурологические аспекты, можно фиксировать информацию о культуре дела, поведения, эстетике, социальных чувствах и настроениях/ общественно-политических идеалах, принципах и устоях.

В политико-управленческих аспектах описания можно выделить вопросы борьбы за власть, самоуправление граждан, их участие в управлении и контроле, об экономической независимости.

«Внутри» каждого аспекта выделяются пристрастия газет. Не всегда эти пристрастия совпадают с тенденциями общественного развития. Контент-анализ позволяет выявить, какие публикации доминируют в том или ином издании – фактографические или аналитические. Умение анализировать противоречия и конфликты современной политической и общественно-экономической жизни общества – достоинство солидной газеты. Контент-анализ позволяет выявить, насколько журналисты способны осмыслить услышанное, дать свою точку зрения, интерпретацию фактов, дать конструктивные предложения. Этот метод может быть использован для выявления общей тональности публикаций4. Так, например, дискуссионное начало свидетельствует о плюрализме мнений и свободе выражения слова.

Достижение разнообразия жанров, оптимального их соотношения на газетной полосе – важнейшая творческая задача прессы, поэтому с помощью контент-анализа можно выявить жанровую палитру газет, доминирование тех или иных жанров в конкретной газете.

Объектами контент-анализа могут быть авторы произведений. Можно определить штатных и нештатных авторов, специалистов и экспертов, «простых» читателей, их соотношение.

Подшивка газеты – документы текущей истории издания. Анализируя подшивку, можно узнать о содержании и качестве работы редакции, методах и подходах журналистов к освещению действительности, тенденциях, которые проявляются при сборе информации.



Метод контент-анализа позволяет определить их адекватность журналистских текстов современной культуре. Оценка культуры текста не может быть сведена только к определенным филологическим, лингвистическим, жанрово-тематическим и др. специализациям, «узко журналистским» исследованиям.

Процедура формализованного анализа начинается с выделения двух параметров: «смысловых» (качественных) единиц и единиц счета. Главной смысловой единицей или социально значимая тема (отдельное высказывание об отдельном предмете) или идея. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Главное здесь отыскать индикаторы, метки, указывающие на наличие в материале смысловой единицы. Выбрав смысловую единицу, определяют единицу счета. Она берется из различных систем, например, из системы «время-пространство». За единицу счета принимаются число строк, слов, символов, знаков, образов, сантиметров газетной площади, минут вещания в эфире.

Существуют достаточно четкие требования к возможной единице анализа:

а) она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;


б) она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
в) она должна легко идентифицироваться;
г) число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку5.

Определив единицу, следует решить, что мы будем подсчитывать. Это может быть частота, может быть место (для газеты это также могут быть размер заголовка, страница, на которой размещено данное сообщение), это может быть время для телевидения, радио и кино. Например, один и тот же источник исследуется в разное время (например, «Литературная газета» с 1990 по 2000 годы), один источник при выходе на разные аудитории (одна реклама в разных изданиях). Исследователя может заинтересовать количество разных слов, которые употребляет в своей речи человек в массивах в 100, 200, 500 и 1000 слов.

Исходя из этого представления, формулируются некоторые правила выделения темы:

1) тема не может выходить за пределы абзаца,


2) новая тема возникает, если происходит смена:
а) воспринимающего,
б) действующего,
в) цели,
г) категории6.

Выявленные в результате исследования качественные признаки объектов переводятся в количественные показатели числовой системы. Используются различные шкалы измерения (шкалы классификаций, шкалы порядка), шкалы интервальные (шкалы отношений).

Сгруппированные материалы статистических наблюдений получают графическую интерпретацию эмпирических зависимостей (диаграммы, графики, кумулятивные кривые).

Вопрос об использовании наглядных материалов по итогам социологического исследования в журналистских произведениях является крайне важным.


Примерная программа

контент-анализа: «Печатные издания Санкт-Петербурга»
Паспорт издания:

  1. Название

  2. Учредитель

  3. Состав редакционного коллектива

  4. Форма собственности

  5. Руководящие органы редакции

  6. Тираж

  7. Регион расрпостранения

Актуальность

Контент-анализ различных типов печатных изданий проводится для того, чтобы вывести значимые типологические характеристики изданий значимых для практики обобщений и закономерностей, а также для разработки концептуальных моделей новых типов изданий для современной практики.



Цель исследования: определить качественные типологические характеристики изданий.
Задачи исследования:

- определить типологическую сущность отдельных отрядов печатных СМИ;

- построить верифицированную типологическую систему прессы российского мегаполиса;

- систематизировать представления об отдельных отрядах газет;

- выявить соотношение аналитических и новостных материалов в различных типах газет;

- выявить приоритетные сферы отражения;

- опредлить соотношение иллюстративного и текстового материала;


  • выявить «гибридные» информационные продукты, использующиеся различными типами газет (например, элементы бульварности в структуре качественной газеты).


Практическая значимость исследования

состоит в построении типологической модели того или иного отряда печатного СМИ, выявлением их качественных характеристик, что поможет издателям и редакторам лучше ориентироваться в вопросах создания новых изданий и совершенствовании существующих.


Выборка:

Квотная выборка различных типов изданий.



  1. Общественно-политические:

- региональные общественно-политические издания («Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время», «Смена» и др.;

- региональные вкладки федеральных изданий «Новая газета», «Комсомольская правда»;

- издания общественно-политических партий и организаций.


  1. Специализированные издания:

    1. Деловые издания

- универсальные «Деловой Петербург»

- специализированные

2.2. Автомобильные

- журналы

- газеты

2.3. Спортивные

- журналы

- газеты


2.4. Молодежные

- журналы

- газеты

2.5. Женские

- журналы

- газеты
2.5. Точечные

- журналы

- газеты


Для выявления генеральной совокупности использовать:

  1. Каталог Российской книжной палаты

  2. Подписной каталог «Роспечати».

  3. Совокупность регистрационных документов в Комитете по печати РФ и соответствующих региональных инспекциях.

  4. Каталог газет и журналов на первое полугодие 2008 года (региональный выпуск). Почта России»; «Объединенный каталог. Пресса России. Газеты и Периодическое издание (журнал) «Газеты. Журналы» №4, 1 полугодие 2008».

  5. Справочники и статистические сборники: «Новый Петербург»; «Печать Российской Федерации в 2007 году»; «Печать Российской Федерации в 2008 году».

  6. Базу данных газетно-журнальной периодики в Интернете (на сайте yandex.ru, rambler.ru, chtivo.ru, и.т.д.).

К вопросу о репрезентации:

  • Все эти способы выборки очень трудоемки и отнюдь не обеспечивают репрезентации;

  • на сегодня генеральная совокупность российской прессы представляет собой своего рода «нечеткое множество»;

  • для нашего исследования первоочередным требованием к выборке для типологического анализа является вовсе не формальное воспроизведение всех структурных соотношений различных типологических групп газет, а прежде всего сам факт присутствия в выборке всех существующих видов (типов) газетной периодики.


Единицы контент-анализа:

К А – Тематическая модель

К Б - Сферы отражения

К В - Источники информации

К Г - Иллюстрация

К А - Тематическая модель

1.1. Тематические полосы.


Санкт-Петербургские ведомости

Перечень тематических полос

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

1.




























2.




























3.




























4.




























5.




























































1.2. Тематические рубрики.


Перечень тематических рубрик

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

1.




























2.




























3.




























4.




























5.



























































1.3. Тематические колонки.

Перечень тематических колонок

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

1.




























2.




























3.




























4.




























5.


























































1.4. Специализированные полосы.



Перечень специализированных полос

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

1.




























2.




























3.




























4.




























5.


























































2. КГ - Сферы отражения:

2.1. Общественные отношения.




Общественные отношения

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

1. Внутренняя политика




























2. Международная политика




























3. Деятельность федеральных органов власти




























4. Деятельность региональной власти




























5.


























































2.2. Социальные…

Социальные отношения

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

1. ЖКХ




























2. Демография




























3. Семья




























4. Образование




























5. Безработица




























6. Здоровье




























2.3. Экономические.

Экономические отношения

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

Финансы




























Строительство




























Малый бизнес




























Производство




























Торговля

























































2.4. Культурная жизнь.



Культурная жизнь

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

Театр




























Кино




























Литература




























Самодеятельное творчество























































































2.5. Спорт.



Спортивная жизнь

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

Футбол




























Хоккей




























Баскетбол




























Другие виды спорта























































































2.6. Развлекательные материалы



Развлекательные материалы

Сент 07

Окот 07

Нояб 07

Дек 07

Янв 08

Фев 08

Март 08

Апр 08

Кол-во

Кроссворды




























Анекдоты




























Гороскопы




























Программа телепередач
























































































следующая страница >>