Расцвет культуры приходится на - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Расцвет культуры приходится на - страница №1/1

Халафская культура — неолитическая археологическая культура. Датируется концом 6 - 5 тыс. до н. э.. Была распространена в Северной Месопотамии (Ирак, северная Сирия) и на юго-востоке Малой Азии. Названа по поселению Тель-Халаф в северной Сирии, вблизи турецкой границы.

Расцвет культуры приходится на 5050-4300 гг. до н. э. Халафская культура исчезла или, возможно, была уничтожена в 4400-4300 гг. до н. э. В Северной Месопотамии на смену ей пришла эль-обейдская культура.


Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек; характеризуются плотной застройкой (однокомнатные сырцовые дома в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами (в том числе для обжига керамики)).


Основой хозяйства халафской культуры были скотоводство (коровы, овцы, козы) и земледелие, которое основывалось на природных осадках (ирригация не использовалась). Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. На поселениях обнаружены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.
Керамика халафской культуры обнаружена в северной Месопотамии и во многих районах Анатолии, что свидетельствует о широком использовании её в этом регионе. Керамика разнообразных форм, украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Создавалась также неокрашенная и полированная керамика. Найдены антропоморфные и зооморфные фигурки из глины, отдельные предметы из меди (в том числе печать). Однако для изготовления орудий медь не использовалась.

Вполне вероятно, что носители культуры Тель-Халафа были пришельцами с севера, возможно, из Хацилара и Чатал-Гуюка. В связи с этим религиозное мировоззрение халафской культуры не сильно отличается от них. Погребения — трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых обнаружены глиняные женские фигурки.


Дикий бык почитался как символ мужского плодородия. Изображения быков, украшения из бычьих и козлиных черепов (букрании) имели культовое значение и были связаны, скорее всего, с божеством грозы, занимавшим важное положение во всех древних религиях Ближнего Востока. На поселениях халафской культуры найдено очень много глиняных фигурок богини-матери.