Районная научная конференция школьников «мир вокруг нас» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Творческая мастерская «Вокруг нас – мир…» 1 100.22kb.
Районная творческая конференция школьников «Новый интеллект» 2 678.62kb.
Поволжская научная экологическая конференция школьников общие положения 1 35.34kb.
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас." 1 149.99kb.
Региональная научная конференция школьников «Инициатива молодых» 1 161.43kb.
Велик и разнообразен мир вокруг нас. По-разному развиваются общества... 1 190.7kb.
Iх районная научно-практическая конференция учащихся «Открытый мир» 1 187.29kb.
Iv международная научная конференция моделирование-2012 1 54.37kb.
37-я студенческая научная конференция «Физика Космоса» 28 января... 1 32.11kb.
Каратэ искусство или спорт? 1 130.83kb.
Первые шаги в науку 1 24.49kb.
Ответьте на вопросы: Почему дельфина называют «человеком моря»? 1 42.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Районная научная конференция школьников «мир вокруг нас» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Асино.
РАЙОННАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «МИР ВОКРУГ НАС»


Секция «Экологическая»

Дельфины

Авторы: Бариева Мария, Куланачева Мария , обучающиеся 4 Б класса школы № 4г.Асино.

Руководитель проекта: Григорьева С.М.

Асино 2010


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Дельфины. Кто это?

1.1. Дельфины – это рыбы? 4

1.2.Кто такие млекопитающие? 4

1.3. Какие виды животных относятся к млекопитающим?



Глава 2. Особенности дельфинов.

2.1.Образ жизни. 4

2.2.Мозг дельфинов. 4

2.3.Как дельфины дышат. 5

2.4.Органы чувств. 5

2.5.Разговорная речь дельфинов. 6

2.6.Воспитание потомства. 6

2.7.Привычки дельфинов. 6

2.8 Дельфины и человек. 7

Выводы по исследованию. 8

Заключение. 8

Список литературы.

Приложения. 9

Коллекция фотографий.

Введение

Подводный мир, животные морей и океанов – эти темы волнуют наше сознание.

Среди животных, обитающих в морях и океанах, дельфин занимает особое место. У дельфина очень необычная физиономия – глядя на нее, кажется, что животное постоянно смеется. Взмывая над водой, дельфины создают ощущение легкости. Кто он – это грандиозное животное? Почему дельфин взмывает над волнами? Как появляются на свет маленькие дельфины? Что означают звуки, которые дельфин издает? Чем питается? В своей работе, мы отвечаем на эти и многие другие вопросы, а также рассказываем о том, чем опасны для дельфинов деятельность человека и «издержки» современной цивилизации.

Актуальность. Эта тема актуальна, так как по уровню интеллекта дельфины занимают второе место среди животных, наравне с обезьянами – выше только человек. И хотя дельфин известен человеку со времён глубокой древности, до сих пор остаётся для нас существом во многих отношениях загадочным.

Цель работы: узнать больше об этих удивительных животных, об их поведении и качествах, проявляемых в естественной среде обитания.

Гипотеза: если я изучу литературу по данной теме, то узнаю о жизни дельфинов. Своими знаниями я смогу поделиться с одноклассниками.

Задачи работы:


  • изучить литературу по теме;

  • узнать об особенностях дельфинов;

  • проанализировать особенности поведения и охоты дельфинов;

  • составить коллекцию фотографий о дельфинах.


Методы:

  • поисковый – подбор литературного материала по теме;

  • исследовательский – изучение материала о жизни дельфинов;

  • творческий – оформление коллекции фотографий о дельфинах.

Научная новизна исследования: в рамках начальной школы данного учреждения подобное исследование проводится впервые.
Практическая значимость: этой работой мы хотим показать, что можно много интересного узнать, занимаясь исследовательской деятельностью; рассказать на примере нашего исследования, что дельфин – самое грациозное, загадочное животное. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве материала для классного часа, на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.
Глава 1. Дельфины. Кто это?

Дельфины – это не рыбы, а морские млекопитающие. Люди – это тоже млекопитающие. Все самки млекопитающих выкармливают детёнышей молоком, которое вырабатывают их молочные железы. Млекопитающие являются теплокровными, а это значит, что их тело имеет постоянную температуру, которая регулируется внутри организма и не меняется при изменении температуры окружения.

Шимпанзе, слоны, медведи, лошади, свиньи, собаки и кошки, а также бесчисленные виды других животных, обитающих на суше - это млекопитающие. Летучие мыши, единственные млекопитающие, способные летать, проводят большую часть времени в небе.

Некоторые млекопитающие живут также в неожиданных местах: киты и дельфины, например, исключительно приспособлены к тому, чтобы проводить жизнь в воде. У них безволосые тела, как у рыб, и их конечности видоизменились, превратившись в плавники. Но в отличие от своих соседей – рыб, эти млекопитающие имеют лёгкие для дыхания воздухом, а не жабры, позволяющие дышать в воде.

Они очень добродушны, любопытны и умны. Дельфины общаются друг с другом с помощью сложной системы писков и щелчков. К семейству дельфиньих относятся не только 26 видов дельфинов, но и морские свиньи и даже жестокие хищные касатки, или киты-убийцы. ( Приложение 1)

Дельфины – самые подвижные и общительные из всех морских млекопитающих. Обычная длина тела 1, 2, 3 метра, у некоторых видов до 10 метров и могут весить до 650 кг. Место обитания: тёплые моря.

У большинства дельфинов есть спинной плавник, морда вытянута в «клюв». Они часто соревнуются в скорости с кораблями, играючи выскакивая перед ними из воды.(Приложение 2)



Глава 2.Особенности дельфинов.

2.1.Образ жизни.

Общение: имеют свою разговорную речь, состоящую из разных свистов и писков, с помощью которой они могут общаться друг с другом и передавать нужную информацию.

Привычки: держатся стаями.

Пища: рыбы разных видов, а также осьминоги и креветки.

Продолжительность жизни: 25-30 лет.

2.2. Мозг дельфина.

Мозг дельфина весит 1,7 кг. Учёные сравнили мозг человека и мозг дельфина. И оказалось, что мозг человека в среднем весит примерно 1,4 кг. Не этим ли объясняется поразительная сообразительность и невероятная быстрота мышления дельфинов.

Дельфин способен усвоить объём знаний в 1,5 раза больше, чем человек.

2.3. Как дельфины дышат.

Дельфины не могут дышать через рот, как мы. Воздух поступает к ним через небольшое отверстие на темени – дыхала. Для этого дельфину нужно поднять голову над поверхностью воды. На поверхности воды дельфины открывают дыхало и вдыхают как можно больше воздуха. Чем больше лёгкие получат кислорода, тем дольше дельфины могут оставаться под водой. Перед погружением на глубину дельфин закрывает дыхало, чтобы в лёгкие не попала вода. Затем дельфинам необходимо выныривать за очередной порцией воздуха, но они научились запасать кислород в крови и мышцах. Это позволяет им оставаться на глубине, когда воздух в лёгких уже закончился. При погружении сердце бьётся намного медленнее, поэтому и кислорода тратится меньше. Если человек нырнёт глубже, чем на 1550 метров, он не выдержит давления воды и погибнет. Дельфины способны погружаться гораздо глубже, потому что у них гибкие рёбра, а лёгкие могут сжиматься, затем вновь возвращаться к нормальному объёму.



2.4. Органы чувств.

У дельфинов развиты четыре основных чувства, необходимые им для жизни в морской среде: зрение, осязание, вкус и слух. Дельфины лишены обоняния. Они же хорошо видят и под водой, и на воздухе. Это связано с наличием в их глазе двух зон: на одной из них оптика глаза обеспечивает хорошее изображение в воде, а на другой - преимущественно в воздухе.

Когда дельфин хочет что-то рассмотреть под водой, он обычно поворачивается к объекту боком (одним глазом), т.е. использует задне - боковую зону. А чтобы увидеть предмет в воздухе, дельфин располагается к нему носом (смотрит двумя глазами), т.е. использует переднюю зону. ( Приложение 3)Кожа у дельфинов очень чувствительна, поэтому они осторожны.

Дельфины используют осязание для общения друг с другом. Например, они показывают сородичам свою дружественность, прикасаясь брюшками и плавниками ( Приложение 4) Язык хорошо различает вкус. С его помощью они узнают, съедобна ли пища. Дельфины слышат звуки, улавливая колебания ухом, расположенным внутри головы. Позади глаз находятся небольшие ушные отверстия, которые воспринимают колебания. Но большая часть звуков достигает ушей через нижнюю челюсть. Обладают сложной звуковой сигнализацией. Они способны создавать и воспринимать ультразвуки. Двигаясь в воде, дельфины издают щелчки, отражающиеся от предметов на их пути. По тому времени, через которое отраженный звук вернется к ним, животное определяет расстояние до них. Одновременно дельфины могут определять форму предмета и его размеры .



2.5. Разговорная речь дельфинов.

Дельфины имеют свою разговорную речь, с помощью которой могут общаться друг с другом и передавать нужную информацию. Дельфины издают звуки, проталкивая воздух вперёд и назад через полости, расположенные в головах. У большинства из них в верхней части головы находится жировое образование в форме дыни. Его называют звуковой линзой. Проходя через неё звуки, собираются в узкий пучок, нацеленный в нужном направлении.



2.6. Воспитание потомства

Обычно у дельфинов рождается один живой детёныш. При помощи головы самка приподнимает детёныша над водой, чтобы он смог получить первый глоток воздуха. Через несколько часов мать начинает кормить детёныша молоком. Молоко очень жирное, поэтому малыши быстро накапливают подкожный слой жира, защищающий их от охлаждения. Затем малыш питается кусочками пищи, которые оставляет ему мать. Умея плавать с рождения, иногда они отдыхают, положив грудной плавник на бок матери, что облегчает продвижение в толще воды. Так малыши меньше устают. Самки постоянно заботятся о своих детёнышах, которые зависят от матери в течении 3-6 лет жизни. Умение выживать не даётся от рождения. Процесс обучения начинается с подражания движениям матери, каждой позы и поступка, хотя он может и не догадываться, зачем так нужно делать. Детёныш не способен к использованию звукового сигнала так, как его мать. Детёныши издают звуки вскоре после рождения, но нужны месяцы, чтобы научиться издавать щелчки, необходимые для общения. Уровень смертности среди молодняка высок. 50% умирают, не прожив и 1 года.

Выживание зависит от умения быстро усвоить необходимые навыки. Знания передаются дельфинами от поколения к поколению. Они узнают, каких хищников необходимо избегать, как правильно охотиться, как общаться с сородичами. В возрасте 3 года дельфин становится взрослым. В возрасте 5-6 лет дельфины не нуждаются в материнской опеке. Самцы не покидают стаю, в которой родились, и учат детёнышей охотиться.

2.7. Привычки дельфинов

Дельфины очень общительны. Они держатся стаями одного пола либо смешанными. Всегда помогают друг другу во время охоты, рождения молодняка и болезней. Такая взаимопомощь необходима, чтобы выжить. Часть дня они посвящают игре. Общаются с помощью свистов и специальных звуков. До сих пор неизвестно, насколько сложен язык дельфинов, но, без сомнения, они могут распознавать друг друга и хорошо изъяснятся с помощью своего языка. Спят дельфины недалеко от водной поверхности и в момент, когда им необходим воздух, поднимаются наверх. Когда спит дельфин, то одна половина его мозга отдыхает, а другая половина бодрствует (и при этом один глаз остаётся открытым) и способен обнаружить пищу или признаки опасности в воде. Через пару часов он переключается, и теперь бодрствует первая половина, а отдыхает вторая.



2.8.Дельфины и человек

Дельфины привлекают внимание человека. Причина в том, что человек считает этих животных умнейшими существами, которые к тому же дружелюбно относятся к человеку, легко вступают в контакт с человеком, общительны. Часто дельфины приходят людям на помощь. Спасают потерпевших кораблекрушение. Тонущих пловцов, выталкивают на поверхность, чтобы те не захлебнулись. Бывают случаи, когда дельфины защищают людей от гигантской белой акулы.

Животные могут оказывать лечебное воздействие на человека. Дельфины настолько безобидны, что в дельфинарии проводят даже курс дельфинотерапии приводят детей, отстающих в развитии, страдающих нервными расстройствами, аутизмом. Дельфины очень эмоциональные создания и между ними и больными детьми быстро возникает некая связь. Врачи говорят, это очень хорошо сказывается на состоянии детей. Дельфины легко поддаются дрессировке, уживаются в дельфинариях и быстро привыкает к условиям неволи. Приручение дельфинов даёт возможность человеку полнее овладеть богатствами моря. За рубежом дельфинов изучают также в военных целях: определяется возможность использовать животных для нахождения мин, торпед, затонувших судов, для патрулирования участков моря, обнаружения подводных лодок и др.

Дельфины - моральнее людей! К сожалению, люди иногда убивают дельфинов и друг друга. Дельфин никогда не убьет соплеменника. И дельфин никогда не убьет человека. Какой-то мощный барьер запрещает им.

Дельфины погибают из-за нерадивого отношения человека к природе. Некоторые виды дельфинов служат предметом промысла ( в Японии и на Соломоновых островах, где используют в пищу их жир и мясо). Всё же радует, что люди обращают внимание на охрану этих удивительных животных.

С 1972 года дельфины состоят под защитой международного закона, запрещающего их ловлю. Во многих государствах есть свои законы о дельфинах, причем суровые. В США, например, обидевший дельфина сходу получает год тюрьмы и 20 тысяч долларов штрафа. В нашей стране промысел на дельфинов запрещён. И вместе с тем бережное отношение к дельфинам трудно объяснить лишь законопослушанием граждан. Тут есть что-то еще. Это "что-то" - древняя вера людей в разумность дельфина, в его интеллект и особую роль в подлунном и подводном мире.



Выводы по исследованию

Подводя итог нашей работы, можно сказать, что:



  • заниматься исследованием литературы о дельфинах – это интересно,

  • изучая литературу о дельфинах мы пришли к выводу: дельфин – самое грациозное, умное, загадочное животное.

Заключение

В своей работе мы лишь частично рассмотрели вопросы особенностей дельфинов, их поведения и охоты, воспитания потомства. Невозможно легко и просто войти в мир дельфинов, но даже короткое соприкосновение с этим миром оставляет незабываемые впечатления. Дельфины схожи с людьми. Эту схожесть мы находим в конфликтах, сотрудничестве и изобретательности. Это сильные и умные охотники в бескрайних просторах, именуемых морем. Большое значение имеют в жизни человека. Это не просто общение с человеком, это помощники и даже в какой-то мере лекари. К сожалению, люди причастны и к гибели дельфинов.

Все же хочется отметить, что в настоящее время ведётся работа по охране этих удивительных животных.

Учебно - исследовательская работа может использоваться на уроках окружающего мира и внеклассной работе.
Список использованной литературы.
1. Энциклопедия «Мир моря» М.; «Махаон», 2005

2. Энциклопедия «Неизвестные и удивительные факты. Киты и

дельфины» М.; «Росмэн», 2003

3. Акимушкин И. «Мир животных. Млекопитающие или звери» М.;

«Мысль», 1988

4. Матишева С. «Здравствуйте, дельфины» Симферополь; «Таврида»,




Приложение 1



Морские свиньи .





Киты – убийцы
Приложение2




Дельфины

Приложение 3


Приложение 4