Радости и сложности общения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Утверждено 1 115.55kb.
Культурные аллюзии в романе Эми Тэн «Клуб радости и удачи» Диалог... 1 228.03kb.
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между... 1 56.39kb.
С. В. Бердюгина, Е. А. Литовченко Организация и проведение тематических... 2 913.1kb.
Категория общения, его структура и функции Подходы к пониманию общения 1 105.08kb.
Введение в теорию сложности 1 22.59kb.
Возможности оценки сложности параллельного программирования 1 146.88kb.
Учебной дисциплины «Этика и психология делового общения (коучинг) 1 10.52kb.
Программа для вступительного экзамена в докторантуру по специальности 1 101.84kb.
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему... 1 63.26kb.
Лекция модели и их роль в создании систем. Объектная модель 1 179.36kb.
Задания для групповой работы. Что такое межличностные отношения? 1 48.48kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Радости и сложности общения - страница №1/1

РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представления учащихся о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения. (2 слайд)

Учащиеся должны знать, что:

1) общение означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности;

2) человек с момента рождения постоянно нуждается в общении;

3) благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике;

4) для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения;

5) там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.



Учащиеся должны понимать, что такое:

1) общение;

2) межличностное общение;

3) межличностные конфликты;

4)гуманизм;

5) конфликтная ситуация;

6) культура общения;

7) фазы в развитии конфликтной ситуации;



Учащиеся должны уметь:

1) объяснять смысл основных понятий;

2) доказывать, почему общение необходимо человеку;

3) показать причины конфликтов в межличностном общении.



Ход урока

I. Опрос.

- Ответьте «да» или «нет».

1. Межличностные отношения могут быть только деловыми.(Нет.)

2. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе эмоциональных переживаний. (Да.)

3. Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (Нет.)

4. Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (Нет.)

5. В межличностных отношениях важно понять другого. (Да.)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН (3 слайд)

1. Необходимость общения для человека.

2. Культура общения.

3. Как избежать конфликта?



I. Вопросы для беседы:

Когда «молчание - золото»? (Ответы учащихся)

Почему нельзя прожить без общения? (Ответы учащихся)

Как избежать неудачи в общении и получить от него радость? (Ответы учащихся)



Работа в группах. Обыграть ситуацию в группах (ролевая игра).

1-я группа - общение друзей.

2-я группа - общение учителя и ученика.

3-я группа - общение родителей и детей.

5-я группа - общение незнакомых людей.

Обсуждение вопросы.

- Определите, что такое общение? (Ответы учащихся)

- В какой ситуации общаться было легче? (Ответы учащихся)

- Зачем человеку общение? (Ответы учащихся)

- Что приобретает человек в процессе общения? (Ответы учащихся)

- Отметьте «+» и «-» общения. (Ответы учащихся)



Учитель. «Общение» — это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом — все это общение. Существует и выражение «общение с природой».

«Общение» оно означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.

Запись в тетрадь.

Общение — сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией

Одним из главных критерий для общения является умение слушать собеседника. С помощью ответов на вопросы определите, на сколько хорошо вы умеете слушать. Дайте оценку в баллах: всегда - 4 балла (4 слайд)

часто - 3 балла

иногда - 2 балла

никогда - 1 балл

1. Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?

2. Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли запомнить услышанное?

4. Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

5. Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

6. Обращаете ли вы внимание на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Воздерживаетесь ли от раздражения, когда слышите противоположенную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Вывод: (5 слайд)

32 и более – вы отличный собеседник, умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

27 - 31 баллов – вы хороший собеседник. С вами приятно общаться.

22 - 26 баллов - удовлетворительно. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам ещё недостает некоторых достоинства хорошего собеседника.

менее 22 балла - вам надо потренироваться слушать собеседника

Чтобы научиться слушать собеседника необходимо: не спешите с ответами и заключениями; разграничить факты и мнения; действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь; внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, быть активным участником беседы.



Вопросы для беседы:

- С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему? (Ответы учащихся)

- Что связывает людей между собой? (Ответы учащихся)

- Как вы понимаете слова «С этим человеком легко общаться»? (Ответы учащихся)

- Что такое интерес? (Ответы учащихся)

Истоки интересов человека лежат в самом человеке, в его отношении к другому человеку.

Нет общения в общем смысле, оно всегда бывает «по поводу». Этот повод и есть предмет интереса. От других людей мы узнаем, что есть объекты, которые могут представлять для них какую-то ценность. Интересуясь ими, овладеваем средством связи с другим человеком. В начале это просто повод для общения, потом предмет общения представляется в собственность, которая обогащает эмоциональный и духовный мир человека.

Формы общения:- Общение реальных партнеров (слайд 6)

-Общение реального партнера с иллюзорным субъектом (слайд 7)



-Общение реального субъекта с воображаемым партнером (слайд 8)

Средства общения (слайд 9)




Вербальные (словесные) Невербальные
Речь Язык тела Манера говорить

Внутренняя Внешняя (то, что видите) (то, что слышите)
Устная Письменная

Осознанный язык тела (слайд 10)

Жест

Значение

Сжатый кулак

Угроза


Кулак с большим пальцем вверх

Одобрение, хорошо


Указательный палец вверх, прижатый к губам

Тихо, тише

Палец, указывающий на часы

Пора кончать


Ладонь, прижатая к уху

Говорите громче, плохо слышно


Показ от пола рукой нескольких сантиметров

Мало, маленький


Неосознанный язык тела (Слайд 11)


Телодвижение

Значение

Расширение зрачков

Возрастающий интерес


Вздернутые плечи

Напряжение





Опущенные уголки рта

Расстроенность, сердитость


Рука, прикрывающая рот и нос

Неуверенность в чем-либо


Склоненная набок голова

Наличие интереса


Постукивание пальцами

Напряжение, нетерпение


Руки за спиной у говорящего

Высокомерие





Говорящий теребит детали одежды, почесывается

Волнение



Руки на груди говорящего

Отчужденность от слушателей





Физкультминутка.

II. Культура общения.

Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о себе самом. Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.

Что вы понимаете под «культурой общения»? (Ответы учащихся)

Работа с учебником. Обратитесь к тексту § 12 раздел «Культура общения», прочитайте заповеди общения.

- доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

- уважение к тому, с кем общаешься;

- признание того, что человек — высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо.

Попытайтесь сформулировать собственные заповеди общения. (Ответ учащихся)

Практическая работа. Речевой этикет


  • Назовите слова приветствия.

  • Выскажите просьбу.

  • Какими словами лучше начать знакомство.

  • Как принято извиняться?

  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе?

  • Есть ли у вас запас слов благодарности?

  • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас?

  • Выразите комплименты собеседнику

III. Что такое конфликт? (Ответы учащихся)
Как избежать конфликта? (Ответы учащихся)

Общение — сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные.

Почему возникают конфликты и как их избежать.

Запись в тетрадь.

Конфликт - столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.

Задание. На примерах покажите:

1-я группа - причины возникновения конфликтов. (Ответы учащихся)

2-я группа - пути развития конфликта (ход его). (Ответы учащихся)

3-я группа - пути выхода из конфликта. (Ответы учащихся)

Индивидуальное задание. Разделите лист на 2 части, в первую колонку запишите примеры конфликта, а во вторую – причины конфликта.

Рассмотреть примеры.
(Слайд 12)

личностный Типы конфликтов межличностный


межгрупповой конфликт принадлежности конфликт с внешней среды


Типы конфликтов (по А. Рапопорту)

схватка дебаты игра
непримиримые возможны маневры, конфликт в

противоречия, в итоге возможен рамках правил

цель - победа компромисс

Задание. Попытайтесь сформулировать правила культуры общения, пригодные в ситуациях конфликта, для недопущения конфликта, для выхода из конфликта.

(Слайд 13)

Учитель. Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т. п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Закрепление.

Что включает в себя общение в широком смысле слова? (Ответы учащихся)

Почему общение необходимо человеку? (Ответы учащихся)

Чем вызываются конфликты в межличностном общении? (Ответы учащихся)



Рефлексия.

- Что удалось вам в изучении темы? (Ответы учащихся)



- Что вы хотели бы еще узнать? (Ответы учащихся)

Сообщение оценок.

Домашнее задание: § 12. Написать эссе «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
Учитель обществознания Погодина Л.Р.