Рабочие материалы 1 этапа разработки программы «социально-экономического развития города ханты-мансийска до 2020 года» Краткая верси - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ханты-Мансийск 1 67.43kb.
Паспорт программы 6 Правовое обоснование программы «Комплексного... 22 5197.35kb.
Приложение №1 к Стратегическому плану развития г о. Тольятти до 2020... 26 5792.17kb.
Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития... 1 356.53kb.
Программа пятого Международного it-форума 2013 4-5 июня 2013 года 1 336.3kb.
Отчет по плану социально-экономического развития муниципального образования... 4 1222.87kb.
Закон липецкой области стратегия социально-экономического развития... 8 3217.67kb.
О научно-исследовательской работе 10 2793.66kb.
Выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров... 3 690.5kb.
Ханты-Мансийский автономный округ 1 187.83kb.
I научно-практическая конференция «Перспективы скоординированного... 1 40.91kb.
Игровая программа: неделя 1 238.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочие материалы 1 этапа разработки программы «социально-экономического развития - страница №1/2

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ 1 ЭТАПА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА ДО 2020 ГОДА» Краткая версия. Москва-Ханты-Мансийск, 2013

Введение

Комплексная Программа социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года разрабатывается как звено в системе целеполагающих документов муниципального планирования: принятой Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года; Генерального плана развития города, который в настоящий момент находится в процессе подготовки новой редакции; муниципальных программ по приоритетным направлениям текущего экономического и социального развития Ханты-Мансийска. Аналогичная система целеполагающих документов стратегического планирования в конце нулевых годов была создана для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Данная Программа разрабатывается в период благоприятной динамики городского развития. Рост численности населения за 2012 год составил беспрецедентные 6% (на 1 января 2013 года в городе проживает 90133 человека): за год население увеличилось более чем на пять тысяч, при этом миграция обеспечила почти четырехтысячный прирост населения (это больше, чем рост города за весь период с 1993 по 2000 г., когда население Ханты-Мансийска выросло с 36 тыс.чел. до 41 тыс. чел.). Число экономически активного населения за последний год увеличилось на 1,5%; уровень регистрируемой безработицы сократился до 92 человек (годом ранее 230 человек).

Количественные изменения означают переход города в новое качество. Город в несколько десятков тысяч человек, каким был Ханты-Мансийск два десятилетия назад, подразумевает хорошую доступность любой точки, простые механизмы коммуникации между различными слоями городского сообщества, выраженную планировочную структуру. Крупный город, рост которого продолжается быстрыми темпами, обязан иметь радикально иную систему транспортной инфраструктуры, обеспечивающую ежедневное коммутирование горожан, специфические крупногородские механизмы коммуникации, рассчитанные на длительную перспективу планы территориального развития и градоустройства. Именно поэтому для Ханты-Мансийска жизненно необходимы радикальные перемены. Стоит задача преодолеть сложившиеся стереотипы и вывести окружную столицу на траекторию развития, которая соответствует современным реалиям.

Ответить на вызовы нового ответственного этапа развития города и призвана данная Программа. На фоне программ социально-экономического развития десятков других региональных столиц особенность данного документа состоит в его обращенности не к местной власти, а к местному сообществу жителей города (что нужно сделать всем субъектам местной экономики, чтобы они чувствовали себя здесь комфортно?). Именно поэтому в документе акцент сделан не на диверсификации местной экономики, как это принято в современных Программах (Стратегических планах) городов-региональных центров, - а на увеличение комфортности города для жизни и работы его жителей. Другая особенность состоит в приоритете интеграционных, междисциплинарных подходов и проектов, способных обеспечить возрастающую отдачу на сложении усилий малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, структур муниципальной и окружной власти.

Программа учитывает принятые документы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровня: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и до 2030 года; Схему развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года; Стратегию социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года; Генеральный план города Ханты-Мансийска на расчетный срок до 2027 года (последние изменения внесены в 2008 году, в настоящий момент готовится новая редакция документа).



Раздел 1. Оценка ситуации глазами местного сообщества

1.1. Анализ социально-экономического положения города за последние годы

Данный документ обращен к рядовому жителю города, которому нужны не сводки введенного жилья, построенных объектов соцкультбыта, отремонтированных дорог. Ему важнее чувство личной защищенности, комфорта жить и делать бизнес в этом городе. Город, комфортный для жизни, означает, что вся пирамида потребностей рядового горожанина в Ханты-Мансийске удовлетворяется полноценно и полнокровно.

В группе потребностей жителя города мы выделили базовые (группа потребностей «жизнеобеспечение»: потребность в образовании, медицинских услугах, доступном жилье, общественном транспорте); потребность в благоприятной городской природной и культурно разнообразной среде (группа потребностей «среда»); потребность в открытом и терпимом местном городском сообществе (группа потребностей «открытый город»); потребность ощущать себя экономически и физически безопасно (группа потребностей «безопасность»); наконец, возможность иметь эффективных лидеров и быть вовлеченным (соучаствовать) с ними в развитии города (группа потребностей «власть»). Важен не обособленный успех власти на конкретном «отраслевом фронте», но то, в какой степени он способствует удовлетворению потребностей горожанина в услугах со стороны города.

При таком подходе демографическая ситуация выступает как внешнее заданное условие: от того, кто слагает местное городское сообщество, зависит спектр основных потребностей и изменения в их структуре.

За межпереписной период с 9 октября 2002 года по 14 октября 2010 года темп роста населения города Ханты-Мансийска составил 1,47 (прирост на 47%). Для крупных городов округа это беспрецедентные значения: за тот же период численность населения Нефтеюганска увеличилась на 14%, Сургута на 8%, Нижневартовска на 5%.

Несмотря на то, что Ханты-Мансийск имеет наиболее высокие показатели рождаемости среди крупных городов округа, основной прирост населения был обеспечен за счет миграции (табл.1): в отдельные годы сальдо миграции превосходило естественный прирост в шесть раз. Основной вклад в объемы миграционного оборота вносит межрегиональная, затем внутрирегиональная (в пределах Тюменской области) и затем международная миграция – прежде всего со странами СНГ. Помимо прибывших в город на постоянное место жительство, его ключевая особенность состоит в значительных объемах потока временно прибывающих сюда на сезонную работу или учебу в колледжах и университете (4,5—9 тыс. чел. ежегодно).

Благодаря специфической структуре миграционных потоков в городе сложился гендерный дисбаланс – при этом он по-разному проявляется в разных демографических группах. В группе 20-29 лет женщины существенно доминируют (дефицит женихов). В группе 30- 54 лет доминируют мужчины (дефицит невест); в числе безработных мужчины также преобладают. В пенсионных возрастах старше 55 лет резко доминируют женщины.

Охарактеризуем, как город удовлетворяет отдельные потребности местного сообщества в целом.



А. «Жизнеобеспечение».

По результатам многочисленных социологических опросов местного сообщества сложности с жильем, проблемы ЖКХ вызывают озабоченность примерно у половины респондентов; остро стоит проблема мест в детских садах, общеобразовательных школах города.

Окружные оценки свидетельствуют, что Ханты-Мансийск имеет максимальную недоступность жилья (отношение среднедушевого дохода населения за год к средней цене 1 кв. м общей площади жилья на первичном и вторичном рынке) среди городских муниципальных образований, самые большие проблемы с оформленными земельными участками (как объектами местного налогообложения), острый дефицит пригодных для жилого строительства и обустроенных объектами коммунальной инфраструктуры городских земельных участков. Только чуть более половины жилого фонда можно считать капитальным (каменные, кирпичные, панельные, блочные, монолитные дома); все остальные жилые дома деревянные.

Проблема обеспечения жильем может быть решена за счет системы мер:

1) точечная застройка центральной части города за счет сноса ветхого деревянного жилья («бамовские» двухэтажные дома, а также индивидуальные деревянные дома низкой комфортности) и заполнения пустырей в центральной части города;

2) квартальная застройка новых районов домами повышенной этажности;

3) индивидуальное коттеджное строительство как в центральной части города (в районах с ограничениями по высотности строительства), так и в новых районах.

При этом строительство в центральной части города осложнено необходимостью прокладки к новым объектам современных коммунальных сетей, а строительство в новых районах – дороговизной инженерной подготовки заболоченных и пойменных земель («Ориентировочный объем затрат на инженерную подготовку свободной территории в г.Ханты-Мансийск из расчета на 1 га территории достигает 300 млн. рублей, что больше, чем в г.Тюмени в 1,7 раза»1.). Снос плотнозаселенных двухэтажных домов имеет низкую рентабельность из-за небольшого объема высвобождаемой площади в расчете на одного жителя. Во всех случаях остра проблема проволочек с оформлением и регистрацией земельных участков под жилую застройку.

В сфере образования услуги детских садов для большинства молодых семей с детьми являются трудно доступными. В очереди на получение мест в детских садах города состоит 5867 человек (на 2012 год): в том числе 4330 детей в возрасте от 0 до 3 лет, 1537 детей от 3 до 6 лет. Среднее время нахождения детей в очереди в дошкольное учреждение составляет 3-3,5 года. Дефицит мест в детских садах означает для северного городского сообщества принципиально иное, чем для жителей городов центральной России. В центральной России есть «институт» бабушек, традиция многопоколенной семьи, когда дети живут рядом с родителями и могут рассчитывать на их помощь при рождении собственных детей. Для северного сообщества отсутствие мест в детских садах означает, что один из родителей должен сидеть с детьми. Городская экономика при этом теряет энергию молодежи, а молодая семья недополучает доход родителя-няни. Поэтому недоступность детских садов означает для Ханты-Мансийска недополученный конечный общественный продукт/доход, а в конечном счете – неэффективность местной экономики.

Одна из причин, видимо, в том, что содержание детского сада – это для муниципального бюджета глубоко убыточное дело: реальная стоимость места в детском саду в месяц около 19 тысяч рублей, а родители платят только 2,5 тысячи рублей. Такая форма муниципальной поддержки родителей с детьми не позволяет решить дефицит и консервирует плохое качество услуги (старые детские сады и недостаточно квалифицированные кадры воспитателей). Дефицит жилья обостряет кадровую проблему: Ханты-Мансийск занимает последние места по доле лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Проблема дефицита пронизывает и систему среднего общего образования. Прирост мест в школах отстает от прироста численности школьников. В результате около половины всех школьников занимается во вторую смену. В остром дефиците учителя-предметники по математике, физике, химии, иностранным языкам. В городе самый высокий среди муниципальных образований округа процент учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет.

Как можно судить по результатам социологических опросов и анкетирования, местное сообщество считает состояние медицинского обслуживания проблемным: характерны длительное ожидание стационарного лечения, долгие очереди на прием к врачу в поликлинику, в дефиците многие узкие специалисты. Другие проблемы связаны с получением медицинской помощи мигрантам с отсутствием прописки, либо полиса медицинского страхования. Не всегда есть кадры для работы на новом дорогостоящем оборудовании. Здесь, как и в сфере образования, опять возможность решить кадровую проблему лимитирует дефицит и социального жилья – а также проблема детских садов для детей потенциальных сотрудников.

Наряду с жильем, образованием, здравоохранением, коммунальные услуги – важнейший фактор обеспечения комфорта городской жизни. Ввиду своей высокой дисперсности, плотности населения, Ханты-Мансийск имеет встроенные проблемы при модернизации своего прежнего квазисельского жилищно-коммунального хозяйства (деревянная застройка). В итоге, здесь исключительно низкий для региональной столицы уровень централизации водоотведения (канализации) – ¾ жилья; централизованное отопление, ванны/душ, нормальное горячее водоснабжение имеет менее 80% жилья. Для перехода на более современные и более адекватные планировке города децентрализованные схемы (например, крышные котельные), нужна смелость и доступный набор новых технологических решений. Самым разумным было бы сочетание в разных видах коммунальных услуг разных решений по критериям максимальной экономической эффективности именно для специфических условий застройки Ханты-Мансийска.

Если плата за содержание и ремонт жилья в Ханты-Мансийске близка к среднеокружным параметрам, то плата за водоснабжение, канализацию, горячее водоснабжение, вывоз мусора нередко в полтора раза выше, чем в среднем по округу; соответственно, в Ханты-Мансийске как нигде очевидна необходимость инновационных, «умных» решений в сфере теплоснабжения, утилизации мусора и др. Подключение жилых домов к сетям централизованного газоснабжения является одной из приоритетных задач.

Ведущим фактором, который мощно и властно воздействует на состояние всей транспортной системы города, является бурное развитие личных средств транспорта. Развитие личного автомобильного транспорта горожан повлияло абсолютно на все параметры местной транспортной системы. В результате межтранспортной конкуренции понизилось значение всех других видов пассажирского транспорта. Изменились дачные предпочтения горожан – от участков в заречной части к участкам вдоль трассы на Нягань, куда легко и всегда можно добраться на автомобиле.

Тотальная автомобилизация горожан повлияла на организацию внутригородского пространства, на создание новых гаражей и стоянок. Пока обширные городские пространства, организованные развязки и окружная дорога позволяют передвигаться по городу на автомобилях без пробок. Однако в будущем необходимо создание новой городской инфраструктуры мобильности, принятие смелых решений по разгрузке магистральной сети, иначе дорожно-транспортная ситуация в городе может ухудшиться. Необходимая рациональная система общественного транспорта; в числе факторов, снижающих удобство использования общественного транспорта -- отсутствие полноценной увязки транспортных маршрутов с основными местами посадки и высадки пассажиров, с уже существующими и проектируемыми надземными и подземными пешеходными переходами.

Чем более диверсифицирован спектр бытовых услуг, чем более полно они удовлетворяют постоянно развивающиеся потребности горожан, тем в большей степени комфортно они себя ощущают в Ханты-Мансийске. Пока же многие жители жалуются на то, что для городского сектора личных услуг характерно их оказание по высоким ценам при низком качестве. Рост предложения отстает от роста спроса со стороны увеличивающегося населения города.

Доля расходов на жилье в структуре платных услуг сегодня в городе примерно в два раза выше, чем в округе. Это может быть косвенным свидетельством недостаточной эффективности управляющих компаний и других структур, занятых обслуживанием жилых домов в Ханты-Мансийске.



Б. «Среда»

Ханты-Мансийску удивительно повезло с природной основой городской среды: возвышающийся над городом природный парк «Самаровский Чугас», открывающиеся с холмов виды на Иртыш, городские березовые аллеи и парки придают городу уникальное, своеобразное лицо.

Город имеет несомненные достижения в размере зеленых насаждений, площадях природных парков, электрическом освещении, количестве малых архитектурных форм на внутриквартальных площадях и проездах. Однако речь идет не только о собственно экологической среде – архитектурном внешнем облике города, состоянии городского воздуха, климата, количестве зеленых насаждений, городских парков и т.д. Хотя и это очень важно – обеспечить, чтобы пространственная организация города работала на его комфортизацию для жителей, тщательно учесть все изюминки городской среды, данные от Природы, и усилить их при застройке города.

Но не менее важно иметь в городе благоприятную среду для общения, для культурного досуга, для занятий спортом. Эти городские услуги не являются обязательными; и во многих малых монопрофильных промышленных городах России попросту отсутствуют. Однако когда базовые потребности горожан удовлетворены, недостатки в этой сфере начинают восприниматься как острый повседневный дискомфорт жизни.

Для формирования привлекательной городской среды важна событийная насыщенность. А здесь у Ханты-Мансийска на фоне других городов округа есть явное преимущества. В городе ежегодно проходят крупные международные и российские культурные события: кинофестивали, театральные премьеры, гастроли выдающихся деятелей культуры России: например, кинофестиваль «Дух огня», театральный фестиваль «Чайка», музыкальный фестиваль «Югра», телевизионные фестивали «Спасти и сохранить» и «Золотой бубен» и другие крупные события международного и национального значения.

Тем не менее, в городе явно недостаточно рядовых, даже рутинных культурных событий, которые обеспечивали бы повседневное разнообразие городской среды: клубов по интересам, творческих мастер-классов и студий для взрослых, разнообразных по репертуару кинотеатров и т.п. В современном мире данная проблема нередко решается за счет создания творческих кластеров, где на арендуемых или предоставляемых площадках постоянно течет череда сменяющих друг друга творческих проектов: культурных и образовательных (мастер-классы), благотворительных и коммерческих. Не хватает и современных форм организации творческого труда (коворкинги, творческие резиденции и др.)

Ситуация в сфере физической культуры и спорта лучше: в городе создана беспрецедентная, уникальная инфраструктура для занятий спортом и проведения спортивных мероприятий самого высокого уровня; стадионы, спортивные залы (57), бассейны (8), спортивные клубы, водные и лыжные базы, в т.ч. открытый стадион на 10 тысяч зрительских мест; Центр биатлонного спорта с трибунами на 15 тысяч мест; Ледовый дворец с трибунами на две тысячи мест; Центр спортивной подготовки «Дружба»; СОК «Геофизик». Треть населения города постоянно занимается физкультурой и спортом (среди молодежи до 30 лет – две трети). Но и здесь для укрепления позитивной тенденции развития массового спорта явно необходим больший акцент на создание в городе демократичной спортивной инфраструктуры: новых небольших (дворовых) открытых катков, футбольных площадок, спортивных площадок.

Туризм традиционно рассматривается как источник новых внешних доходов в экономику городу; однако, для того, чтобы Ханты-Мансийск был комфортным городом для жизни и бизнеса, не менее важна «внутренняя» функция туризма как средства облагораживания досуговой инфраструктуры, архитектурных памятников и культурных объектов. Туризм при такой трактовке рассматривается как мощный инструмент, подтягивающий всю городскую экономику, чтобы она становилась более дружественной для гостей, а значит, и для самих горожан. И наоборот, особенности городской среды открывают уникальные возможности для развития отдельных направлений туризма; так, например, в Ханты-Мансийске уже в значительной степени создана комфортная среда для инвалидов, что позволяет развивать абсолютно новое для страны направление – туризм для лиц с различными проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Аналогично, развитие предприятий общественного питания с одной стороны, способствует повышению привлекательности города для туристов, с другой – увеличению комфортности среды для самих горожан. Здесь для городской власти открывается новый фронт работы. Опросы местного сообщества показывают, что и молодым профессионалам, и семьям без детей, и семьям с детьми требуются абсолютно новые виды кафе и ресторанов, которых в городе пока нет. Нужны семейные кафе, ночные клубы, молодежные кафе. Поэтому нас не должны мистифицировать благоприятные на фоне других городов округа и даже стран Восточной Европы показатели обеспеченности, подушевых объемов оборота2. Речь идет о необходимости сегментирования системы общепита, чтобы она максимальной степени удовлетворяла потребности самых разных групп местного сообщества. При этом на первый план выходит потребность в общении с друзьями и единомышленниками: учреждения общественного питания должны быть переосмыслены как коммуникационные площадки. Городской малый бизнес и городские власти должны ответить на этот вызов времени.

Аналогична ситуация в сфере торговли. В целом по городу норматив по торговым площадям на тысячу жителей превышен в три раза. Однако за общей благополучной картиной насыщенности города торговыми фирмами скрываются значительные внутренние контрасты: в центре города высокая плотность размещения магазинов и торговых комплексов, а на его окраинах нередко нет продовольственных магазинов шаговой доступности.

Огромную роль в комфортизации городской среды и туристической привлекательности города играет также общая культура обслуживания во всех местах работы с клиентами: на предприятиях общественного питания, в магазинах, салонах связи и т.д. Здесь также возможные специальные общегородские программы повышения культуры обслуживания клиентов.

Пригородное сельское хозяйство Ханты-Мансийска играет ничтожную роль в городской экономике (хотя объемы его бюджетной поддержки исключительно велики). Как и в других северных городах, в т.ч. зарубежных, нет задачи добиться товарности, рентабельности этого вида деятельности. Местный агросектор призван выполнить совсем другую роль: соучаствовать с другими видами деятельности в том, чтобы сделать город комфортным для жизни. Ведь собственная сельхозпродукция имеет неоспоримое преимущество над привозимыми продуктами в том, что местным жителям известно, как и кем она была произведена. Фактор доверия очень важен, помимо и обычно более высокой ее экологической ценности. Свежее молоко, свежие овощи, парное мясо и свежая рыба всегда будут востребованы как элитными группами местного населения, так и в диетических целях, для детского питания, для кормящих матерей.



В. Открытость города

Город, комфортный для жизни и бизнеса, - это всегда открытый город, в котором местное сообщество терпимо относится к мигрантам, различным этническим и конфессиональным группам. Уровень терпимости в местном сообществе, как можно судить по присутствию в нем более 50 национальностей и народностей России и СНГ (в том числе русские около 73%; ханты, манси, ненцы около 5,5%; татары около 5%, украинцы около 4%), - высокий. Ежегодно сюда приезжают сотни иностранных работников из десятка соседних с Россией стран. При этом за последнее десятилетие город не знал случаев столкновений на почве расовой или религиозной вражды. Широко распространены смешанные браки.

Открытость города в современных условиях, безусловно, также связана с его информационной открытостью. Здесь важнейшие приоритеты состоят в развитии точек беспроводного доступа в городе, в общественном транспорте, в предприятиях торговли и общественного питания, в офисах малого бизнеса и культурно-досуговых центрах. Другой приоритет – повышение скорости мобильной связи за счет расширения 3G- покрытия в городе. Необходимо активное развитие широкополосных сетей доступа к сети Интернет. Более того, задача стоит еще шире: обеспечить активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в социальную, экономическую, культурную сферы города, развить информационное общества в окружной столице путем формирования электронного муниципалитета (единой телекоммуникационной инфраструктуры органов местного самоуправления, предприятий и учреждений Ханты-Мансийска), повысить качество предоставления и обеспечить доступность муниципальных услуг населению за счет использования современных информационных технологий. Продвижение на этих направлениях упирается не столько в инфраструктурные, как в кадровые проблемы: исключительно остра проблема отсутствия квалифицированных кадров в сфере информационных технологий: своих специалистов недостаточно, а приглашение «варягов» всегда связано с предоставлением жилья, дефицитного в городе.

Г. Безопасность

Город, комфортный для жизни и работы, означает, что он обеспечивает своим жителям экономическую и физическую безопасность. В какой степени Ханты-Мансийск удовлетворяет этим потребностям горожан – в какой степени он является местом, где привлекательные рабочие места доступны, где можно безопасно делать бизнес и профессиональную карьеру?

Занятость. В разрезе видов экономической деятельности максимальная и стабильная в последние пять лет доля (около 20%, т.е. почти восемь тысяч человек) работников сосредоточена в органах управления (федеральной, окружной и муниципальной власти). Для этой сферы характерен рост числа рабочих мест все последние годы. С точки зрения заработной платы, которая в полтора раза выше средней по городу, они же и являются наиболее экономически защищенными.

Работников учреждений образования и здравоохранения всех форм собственности в городе примерно около пяти тысяч в каждой сфере (по 13%); заработок в здравоохранении несколько выше, чем в образовании, но в обеих бюджетных сферах не дотягивает до среднего уровня по городской экономике.

В операции с недвижимым имуществом вовлечены около 4,5 тысяч человек. В финансовой деятельности работает около двух тысяч человек, и число этих рабочих мест существенно сократилось в последние годы, но средний заработок этих работников почти в два раза превосходит средний по городу. В сфере связи работает около 500 человек.

В жилищно-коммунальном комплексе работает около трех тысяч человек и характерен рост рабочих мест в последние годы; еще около трех тысяч человек в последние годы работает на строительных работах (в значительной части в малых и средних фирмах), - около 2 – транспорте и 1,5 тыс. – в электроэнергетике.

В торговле и автосервисе занято около тысячи человек (без малого бизнеса и индивидуальных предприятий), и еще 400 – в гостиничном бизнесе.

В добывающих предприятиях и предоставлении услуг им занято около 800 человек (динамика последние годы положительная). Их средний заработок примерно в полтора-два раза превосходит средний по городу. В обрабатывающей промышленности занято около 300 человек, в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве – еще 200.

В принятой Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года с сожалением отмечается, что происходит постоянный прирост занятых в непроизводственной сфере, в которой уже находится львиная доля рабочих мест. В попытках борьбы с этой тенденцией превращения Ханты-Мансийска в «непроизводительный» город в документах муниципальной власти поставлен приоритет создания новых предприятий в реальном секторе экономики. Однако представляется, что главной и подлинной задачей городской власти является не поиск новых, как правило обреченно неконкурентоспособных, промышленных видов деятельности, но комфортизация среды Ханты-Мансийска для горожан через диверсификацию видов деятельности непроизводственной сферы, через развитие нового малого бизнеса в секторе услуг. Нужно не жалеть о том, что новые рабочие места формируются не в промышленности, а в услугах, а думать о том, чтобы они были связаны с творческой работой, обеспечивали приличный заработок работникам и доход их семьям. Основной водораздел в современной городской экономике проходит не по линии реальный/сервисный, производительный/непроизводительный, а по линии творческий, высокооплачиваемый - или рутинный, неквалифицированный и малооплачиваемый труд.

Заработная плата. Условно можно разделить все виды экономической деятельности города (по крупным и средним предприятиям) на три трети, каждая из которых обеспечивает свой уровень жизни и экономической защищенности для горожанина. В каждой группе присутствуют как сервисные, так и промышленные предприятия города. Для обеспечения комфортных условий проживания не это разбиение важно. Важен тот уровень заработка, который обеспечивает каждый вид городской деятельности, каждое рабочее место.

В первую треть попадают около 16 тысяч человек - управленцы, банковские служащие, коммунальщики, энергетики и работники добычных фирм. Они максимально экономически защищены своей работой. Именно сюда стремятся попасть новые городские мигранты: для них исходно высокий заработок в данной группе нейтрализует отсутствие прав на северные стажные надбавки к основному окладу.

Во второй трети находятся работники обрабатывающих производств, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства и медицинские работники. Работа здесь обеспечивает сопоставимый по средним по городу уровень экономической защищенности.

В третьей группе находятся проблемные категории работников образования, строительства, торговли, гостиниц и ресторанов, автосервиса. Абсолютно неслучайно экономика городского дефицита, связанная с многолетними очередями в детские сады, второй сменой общеобразовательных школ, хроническим отставанием темпов строительства жилья, школ, детских садов от растущих потребностей горожан, формируется именно здесь. Работникам этих проблемных сфер городской экономики самим очень некомфортно жить в Ханты-Мансийске. И абсолютно неслучайно, что именно сюда на временную работу (прежде всего в строительство) приезжают иностранные работники.

Развитие предпринимательства: недоиспользуемый потенциал. Малый бизнес всегда является калькой от специфических черт местной экономики, воплощая в себе все ее главные особенности. Важнейшее отличие ханты-мансийского предпринимательства от других крупных городов округа – это его непроизводственный характер: здесь значительна доля социального предпринимательства нянь, медработников, сиделок (услуги по уходу и присмотру за детьми, инвалидами и ветеранами и др.).

Для развития малого предпринимательства в Ханты-Мансийске существуют благоприятные предпосылки: с одной стороны, много корпоративных структур округа, которые могут быть заказчиками и поставщиками денежных ресурсов в столичный город для развития предпринимательства; с другой стороны, нет их прямого присутствия в городе, что бы отвлекало людей на местном рынке труда от малых структур в большие, где выше оклады. Таким образом, получаются выгоды от крупных структур без издержек. С другой стороны, правительственный статус чиновнического города объективно тормозит развитие предпринимательства, потому что те, «кто себя уважает», идут в окружные или городские чиновники - а в других городах они шли бы в тех же самых случаях в предприниматели.

В городе есть и серьезные барьеры для дальнейшего расширения предпринимательского сектора экономики, то что реально сдерживает его развитие. Как отмечают респонденты, это прежде всего обеспеченные инфраструктурой свободные земельные участки и производственные помещения. Наряду с местами в детских садах, общеобразовательных школах, фондом жилья, это еще одна область городской экономики дефицита: в городе исключительно велика («запредельно», как написано в анкетах) стоимость арендной платы за офисные площади.

Другая проблема связана с дефицитом квалифицированных кадров вообще и предпринимательских в частности. В силу этого в городе очень мало интеллектуальных предприятий, которые оказывают наукоемкие услуги промышленным и другим фирмам в секторе услуг в области информационных технологий, консалтинга, проектирования, автоматизации бизнес-процессов и др.

Производственная сфера: лучше меньше, да лучше. В вопросе развития производственной сферы противоречивую позицию заняли авторы последней утвержденной Стратегии социально-экономического развития города. С одной стороны, они пишут, что «помимо развития функций административного центра, деловой, торговой и экспозиционной в городе необходимо развивать промышленную функцию». С другой стороны, в следующей же фразе честно признают, что «промышленные предприятия, расположенные в городской черте - в жилой застройке, на набережной, зачастую используются неэффективно, либо почти не используются, при этом оказывают негативное воздействие на окружающие объекты. В рамках капитализации данных территорий следует рассмотреть возможность реорганизации промышленных зон, которые занимают водные линии и расположены в центральной части города - то есть самые лучшие городские участки». Получается противоречие: промышленная функция городу нужна, но она сопряжена с ухудшением его экологического состояния.

В последние 15 лет окружные и городские власти предпринимали бесчисленное количество попыток вырастить в городе новые промышленные предприятия. На территории города открывался гранильный цех, где собирались выпускать бриллианты и ювелирные изделия. Местное производство хлебобулочных изделий, казалось бы, абсолютно необходимое городу, и то периодически сокращается, особенно после прокладки дороги на Нягань в связи с успешной конкуренцией фирм соседних городов. Аналогичные проблемы связаны с производством тротуарной плитки и деревянных домов – объемы производства упали по причинам снижения спроса. Часть выпуска местной полиграфической продукции (городских еженедельных газет) передано в города Сургут и Советский, где в силу в одном случае большего размера рынка, в другом более низкого уровня заработной платы, издержки выпуска газеты ниже, чем в Ханты-Мансийске. Большие трудности испытывает местный рыбозавод. Производство рыбопродукции крайне неустойчиво. Причины состоят в сокращении рыбных запасов в речных водоемах; администрация предприятия вынуждена закупать рыбу у других рыбодобывающих предприятий.

Сказанное не означает, что никакие новые промышленные производства в окрестностях Ханты-Мансийска не нужны. Очень конструктивно в интересах местного сообщества создание домостроительного завода, рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов промысловых рыб, нового завода строительных материалов на базе имеющихся в Ханты-Мансийском районе песка, торфа, глины, сапропеля и др.

Но главный вопрос (помимо вопроса для собственника о конкурентоспособности такого производства в условиях малого рынка Ханты-Мансийска) для города состоит в том, чтобы их появление не ухудшило условия проживания жителей окружной столицы.

Другое важное направление развития, которое нельзя назвать строго промышленным, связано с деятельностью нефтяных компаний, офисы которых дислоцированы в городе. Здесь у города есть значительные перспективы соучастия в их деятельности – через совместные усилия по комфортизации городской среды (софинансирование жилой застройки, развитие дистанционного обучения, гостиничного сервиса и др.); развитие производственной инфраструктуры для бизнеса (создание логистического центра, новых транспортных развязок и др.); и, наконец, вовлечение университета и исследовательских институтов города в совместные высокотехнологичные проекты в области нефтедобычи и переработки.

В основном же реальный сектор городской экономики сейчас и в будущем будет представлен малыми обрабатывающими (в том числе инновационными) производствами в сфере пищевой, лесоперерабатывающей промышленности, на производстве электроэнергии и стройматериалов (например, тротуарной плитки)

Общественная и экологическая безопасность: город без страхов. Для зарубежных исследователей безопасный город – это город, в котором можно оставить велосипед на улице без опасений, что его украдут; это город, на ночных улицах которого не испытываешь чувство страха. В этом смысле Ханты-Мансийск, безусловно, более безопасный для жизни город, чем Сургут, Нижневартовск или Нефтеюганск: ведь уровень преступности, в том числе уличной, здесь один из самых низких в округе.

Важнейшим направлением в сфере экологической безопасности является обеспечение населения качественной питьевой водой и повышение надежности систем водоотведения. Для этого все последние годы проводится модернизация и реконструкция существующих сооружений систем водоснабжения и водоотведения, оптимизация технологических процессов, внедрение новых материалов и технологий, строительство новых сооружений систем водоснабжения и водоотведения.

Д. «Власть»

Комфортный город для жизни и бизнеса означает для местного сообщества повседневную возможность соучаствовать в выработке ключевых решений в вопросах муниципального управления и местного развития.

Социологические опросы последних лет показывают высокий уровень доверия местного сообщества к главе города, в целом открытость местной власти потребностям горожан. При Администрации города действуют 22 совещательных и координационных совета. Однако ряд структурных подразделений местной власти, курирующих исключительно значимые сегодня направления городского развития, как показали анкетные опросы, не имеют при себе общественных советов и не предполагают их создавать: например, Департамент градостроительства и архитектуры, управление культуры и др. Конечно, сам по себе факт создания общественного совета вовсе не гарантирует мгновенное повышение эффективности работы власти и степени соучастия местного сообщества в этом процессе. Тем не менее общественный/наблюдательный/экспертный совет, с одной стороны, формирует информационный канал от местного сообщества к власти для проведения не однократных, а еженедельных, постоянных консультаций при выработке всех значимых решений; с другой стороны, создает механизм полезного «давления» на власть со стороны местного сообщества и лишает ее возможности монопольных решений, формирует атмосферу конкуренции идей, представлений и предложений. Это всегда очень полезно. Исследования показывают, что существует прямая корреляция между развитием местного малого бизнеса и количеством общественных советов при местной власти.

При анализе документов местной бюджетной политики обращает на себя внимание узко бухгалтерское определение ее целей – в отрыве от фундаментальной задачи делать и сделать город Ханты-Мансийск городом, комфортным для жизни и работы десятков тысяч людей. С точки зрения узко понимаемого бюджетирования город, безусловно, имеет важные достижения: в последние годы доля собственных доходов в структуре бюджетных доходов постепенно возрастает – с 31,9% в 2006 году до 49,4% в 2012 году; укрепляется налоговая составляющая собственных доходов; стабильно значимую часть в налоговых доходах составляют поступления от малого бизнеса. Однако очевидна необходимость более широкого вовлечения местного сообщества в бюджетный процесс, который должен стать прозрачным на всех его этапах.

Использование муниципального имущества: процесс или результат? Город Ханты-Мансийск имеет мощный имущественный комплекс, размер которого почти в девять раз превосходит размер его годового бюджета. Структура муниципального имущества включает в себя здания, строения, помещения; сооружения и объекты инженерной инфраструктуры; жилые дома, квартиры и помещения; объекты незавершенного строительства; транспортные средства; земельные участки; акции; другое имущество муниципальной казны. Источниками доходов от использования муниципального имущества являются арендная плата, дивиденды по акциям, отчисления от прибыли муниципальных предприятий. В последние годы эти доходы составляли более 100 млн. рублей ежегодно.

Для того чтобы оценить, много это или мало для городского имущественного комплекса размером почти в 60 млрд. рублей, необходимо провести специальное исследование. Однако даже по отдельно взятым критериям оценки работы с муниципальной собственностью - например, тот факт, что Ханты-Мансийск занимает последние места среди муниципалитетов округа по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые здания в городской собственности, - можно увидеть многочисленные проблемы города в деле распоряжения своим имуществом в интересах граждан.

Ханты-мансийский парадокс состоит в том, что городские власти имеют в своих руках мощный инструмент воздействия на местную экономику дефицитов, но пользуются им слабо. Все обороты муниципального имущества должны работать на то, чтобы дефициты городской экономики, исключительно болезненные для местного сообщества, постепенно разрешались.

Приоритеты должны получить не однократные переводы собственности из одного режима в другой, которые не несут устойчивости и не имеют долгосрочных эффектов для местной экономики, но системное сопряжение оборотов собственности и активности основных субъектов местной экономики: чтобы они могли из оборотов собственности высечь банковские кредиты, офисные площади, консолидированные для квартального жилого строительства земельные участки и т.д.

Между тем именно на этих направлениях и нет прорыва. Годами в городе идут разговоры о сложности перевода федеральных земель вдоль автотрасс в муниципальную собственность, о трудностях передачи муниципальному образованию полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так вот здесь и нужны правовые усилия и целенаправленная правовая работа.

Инвестиции: новый облик Ханты-Мансийска. Инвестиционный процесс в городе в середине нулевых годов был исключительно масштабным: объемы до 30-45 млрд. рублей, которые доходили до 10% всех окружных инвестиций, впечатляющие для города, в котором тогда проживало 50 тысяч человек (чуть меньше миллиона инвестиционных рублей на человека в год). Современный уровень инвестиционной активности в городе вдвое ниже. Процесс пошел больше вглубь, чем вширь: не на одним махом очерчивание контуров нового города, но на застройку пустот центра, небольших кварталов периферии, на модернизацию горнолыжных подъемников, создание новых малых архитектурных форм и так далее.

Ключевая особенность инвестиционного процесса в Ханты-Мансийске состоит в роли столичного фактора. Именно поэтому основные инвестиции направляются в объекты, которые призваны укреплять столичность города; а это, как правило, непроизводственная сфера. Такова была намеренная политика окружной власти в середине нулевых годов и эта тенденция сохраняется и сегодня.

Важнейшая современная задача состоит в том, чтобы перенацелить инвестиционную программу города на расшивание основных городских дефицитов и на приоритеты инновационного развития, в усилении которого город остро нуждается. Огрубляя, можно сформулировать три приоритета комфортизации городской среды через инвестиционный процесс: социальная сфера, малый бизнес, инновационные площадки.

1.2. Анализ действующих мер по улучшению социально-экономического положения Ханты-Мансийска, проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Главную оценку мерам окружной и муниципальной власти города ставит местное сообщество. Ведь именно оно в максимальной степени заинтересовано жить в комфортном для жизни и работы городе. Как показывают результаты социологических опросов, главные озабоченности у населения связаны с обеспечением жильем, регулированием земельных отношений, качеством ЖКХ, работой дошкольных учреждений и условиями развития малого бизнеса (рис. 1). А максимальная степень удовлетворенности связана с условиями занятий физкультурой и спортом, состоянием сферы культуры в городе и возможностью чувствовать себя в Ханты-Мансийске в безопасности.

1.3. Анализ целевых программ, реализуемых на территории города Ханты-Мансийска

Среди целевых муниципальных программ выделяется программа «Развитие улично-дорожной сети в городе Ханты-Мансийске на 2011-2020 годы». В отличие от многих других городских программ она имеет подлинно долгосрочный характер до 2020 года. Десятки муниципальных программ Ханты-Мансийска называются долгосрочными абсолютно неправомерно, потому что рассчитаны на трехлетний цикл (после которого могут быть продлены или отменены). В них содержится встроенное противоречие между долгосрочным характером обозначенных цели и задач, и коротким периодом самой реализации программы. Поэтому одно из предложений по реорганизации системы муниципальных программ – увеличить горизонты реализации наиболее важных муниципальных программ: «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Ханты-Мансийска», «Переселение граждан из жилых помещений, непригодных для проживания в городе Ханты-Мансийске», «Чистая вода» и некоторые другие.

Ряд программ, напротив, носит очень узкий, частный характер, затрагивает группы горожан, насчитывающие всего несколько десятков человек («Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формирование маневренного жилищного фонда», «Комфортное жилье замещающей семье», «Обеспечение жилыми помещениями граждан – работников органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города Ханты-Мансийска, формирование специализированного жилищного фонда» и др.). Их целесообразно интегрировать в более крупные программы.

Наконец, будут предложены новые муниципальные программы, нацеленные на комплексное решение межведомственных проблем городского развития.



1.4. Анализ основных проблем и конкурентных преимуществ города

Всякая формулировка ключевых проблем развития Ханты-Мансийска – это ответственное и одновременно очень субъективное, авторское дело. Потому что от того, как мы видим современное развитие города, зависит и то, какие проблемы мы поднимаем наверх как самые главные. Наш подход состоял в том, чтобы сформулировать максимально общие, сквозные, межотраслевые проблемы социально-экономического развития города, которые невозможно поднять усилиями специалистов только какого-то одного направления, одного «цеха».

Первая крупная проблема текущего развития Ханты-Мансийска связана с многочисленными издержками его бурного роста в последнее десятилетие. Демографические показатели (рождаемости, прибытия мигрантов в город, в целом роста численности населения) опережали динамику развития социальной инфраструктуры, что и привело к многочисленным дефицитам по местам в детских садах, школах, в жилообеспеченности (например, площадь жилого фонда с 2005 года увеличилась более чем на 12%, а жилообеспеченность только на 7% ввиду активного прироста населения). За ростом численности населения не успевал расти городской бюджет, в результате бюджетная обеспеченность одного жителя за последние десять лет в реальных ценах существенно снизилась. Соотношение между динамикой численности населения и динамикой рабочих мест было более сбалансированным: безработица ни разу за последние десять лет не зашкаливала скромные сложившиеся здесь значения.

Из экономической литературы по анализу последствий реализации крупных народнохозяйственных проектов (импакт-анализу) известны типичные болезни бурного экономического роста, связанные с инфляцией – т.е. опережающий другие муниципальные образования округа и городов Тюменской области рост цен на базовые услуги и продовольственные товары; нарастающий дефицит и недоступность основополагающих городских услуг; частые формы асоциального поведения – к счастью, здесь Ханты-Мансийск почти не имел издержек быстрого роста и современный уровень преступности в городе самый низкий по городским муниципальным образованиям округа.

Важнейшими и специфическими издержками бурного роста для Ханты-Мансийска стала усиливающаяся фрагментация системы городского управления и снижение ее эффективности.

Современные ключевые дефициты городской экономики отражают абсолютно недостаточную плотность застройки, недостаточную «плотность» коммуникации чиновников разных структурных подразделений друг с другом и с местным бизнес-сообществом, недостаточную оперативность во взаимодействии с окружными органами власти по поводу городских проблем. В результате горожанин не имеет того уровня комфорта, который он мог бы иметь в другом городе аналогичной численности, аналогичных бюджетных ресурсов, объемов инвестиций и создаваемого общественного продукта, но более компактном, более «интенсивном» в освоении городского пространства.

Так вот современный период как раз и характеризуется в явном виде обозначившимися пределами экстенсивного роста города. Например, для решения жилищной проблемы горожан нужны новые объемы жилого строительства, а это требует новых земельных участков, а чтобы обустраивать их на новых территориях иртышской поймы требуется проведение значительных работ по инженерной подготовке, а средствами для этого город не располагает. Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2030 года: «увеличение объемов жилищного строительства сдерживается ограниченным числом площадок для многоэтажных домов. Это обусловлено прежде всего месторасположением города. Ханты-Мансийск имеет ограниченные возможности территориального развития, так как с одной стороны города расположены Ханты-Мансий​ские холмы, имеющие статус заповедной территории и не подлежащие застройке, а с другой стороны - низинные луга поймы реки Иртыш». Одновременно известно, что в центре города есть резервы земельных участков в частной собственности (деревянные ветхие дома) и окружной собственности, которые могут стать местом нового многоэтажного жилого строительства.

Аналогичная проблема наблюдается по детским садам: рост детского населения вызывает нагрузку на детские сады, но для адекватного ежегодного ввода новых учреждений требуются существенно большие, чем сегодня, объемы инвестиций, которых нет в городском бюджете. Местный рынок реагирует на ситуацию дефицита созданием «подпольных» детских садов, в которых ввиду их нелегальности недостаточное качество услуг и более высокие цены, чем в муниципальных. Ввиду трудностей с официальным разрешением пока легализовать их не удается.

Получается, что чисто количественный (экстенсивный) ответ на вызов роста численности населения города – в новых объемах строительства жилья, детских садов, школ – упирается в многочисленные ограничения по бюджетным, инвестиционным ресурсам, экологическим факторам. Значит, нужен качественно иной, асимметричный, ответ на вызовы демографического роста (в том числе путем легализации сегодня найденных, но незаконных, неоформленных решений): не один ответ, а серия решений, ориентированная на разные группы очередников; не один бюджетный механизм решения проблемы, а интеграция усилий и сложение ресурсов власти, бизнеса, местного сообщества; не столько расползание города вширь, сколько интенсификация использования пространства в уже заданных границах Ханты-Мансийска. Ведь известно, что в любом городе идет постоянная замена менее интенсивных форм использования пространства на более интенсивные – в этом состоит подспудный интегральный вектор городского развития.

Недостаток системной интеграции усилий основных субъектов местной экономики - при наличии достаточных ресурсов в их руках - есть хроническая болезнь современного развития города и прямое следствие его быстрого роста в последние десять лет. Вот характерный пример, иллюстрирующий эту проблему. Все образовательные учреждения обеспечены доступом в Интернет, однако скорость подключения не соответствует требованиям образовательного учреждения, или каждое подразделение имеет свои собственные разнородные коммуникационные системы, не способные к интеграции в суперсеть всех образовательных учреждений города.

Малый размер городской экономики мешает сложиться подлинной конкуренции на основных городских рынках жилья, труда, многих видов личных услуг. В условиях разогрева рынка от увеличивающегося населения это неизбежно означает неоправданный (низкое качество товара или услуги) рост цен. Но, с другой стороны, и кооперации субъектов экономики во имя общей работы на ликвидацию ключевых дефицитов здесь тоже нет. По этой причине важнейшие субъекты местной экономики, например, Югорский государственный университет, остаются фактически в стороне от процесса местного развития, полноценно и полнокровно не вовлечены в него. Нет координации местной земельной и градостроительной политики.

Вместо конкуренции и кооперации основной чертой ханты-мансийской экономики становится фрагментация ее основных участников (социологические опросы про озабоченности горожан сами по себе, а целевые программы местной власти сами по себе и т.д.). Но это означает повсеместную ее неэффективность, в том числе и в реализации ключевых для города столичных функций. Кому-то нужно выполнить роль сборщика, системного интегратора для экономики. Городской экономике нужен не количественный, а качественный рост с одновременной внутренней переструктуризацией.

Вторая крупная (интегральная) проблема Ханты-Мансийска связана с его «сельской столичностью» - недореализованными функциями административной столицы округа. Многочисленные современные социальные проблемы города (низкий уровень жилообеспеченности, значительная доля ветхого жилья, недоступность услуг дошкольного образования, перегрузка общеобразовательных учреждений и др.) постыдны именно для столицы - потому что «рядовые» промышленные города округа в такой остроте их не имеют. Длительное существование в качестве квазисельской столицы автономного округа в советское время – при реальном выполнении всех столичных функций Тюменью – законсервировало черты сельской местности в черте города (одноэтажные деревянные дома без удобств городского центра; рассыпанность островов застройки, слабо связанных друг с другом; отсутствие промышленных предприятий – но сегодня это скорее благо, чем недостаток для города).

Полноценной реализации столичных функций мешают внутренние (встроенные) противоречия в действующих муниципальных программах и мероприятиях власти. Например, повышение эффективности работы окружной больницы в городе тормозится даже не оборудованием, а отсутствием квалифицированных кадров, которые невозможно привлечь ввиду отсутствия служебного жилья. И так во многих направлениях динамичное развитие города и повышение его комфортности для горожан тормозится дефицитом жилья для квалифицированных кадров.

Для окружной столицы в городе абсолютно недостаточно представлен сегмент деловых услуг (интеллектуального сервиса для промышленных предприятий округа и города). Не созданы институты побратимства с другими северными городами-столицами. Лишь в последние годы, после завершения строительства автодорог Ханты-Мансийск-Нефтеюганск, Ханты-Мансийск-Нягань, укрепляются интеграционные связи города с другими городами и районами округа.

А те направления, в которых уже реально вызрели столичные функции, например, университетского города, центра высшего и среднего профессионального образования, - ввиду того, что образовательные структуры находятся в федеральной собственности, - не получают укрепления со стороны местной власти.

Третья крупная проблема города связана с недостаточной четкостью и детальностью разграничения окружных и муниципальных полномочий, в том числе в вопросах собственности/имущества. И если раньше, когда город развивался в тени округа, его предначертаниями и командами, это было оправданно, то на новом этапе городского развития, когда Ханты-Мансийск выходит из тени для самостоятельного развития в интересах своих жителей, для принятия оперативных решений ему жизненно важны полнокровные права и полномочия (в том числе и переданные государственные от округа).

Современная инертность системы городского управления есть прямой результат того, что длительное время городские власти ничего «за город» не решали: ключи от городского развития находились в округе, у окружных властей. А теперь, когда есть возможность получить новые права и использовать их во благо местного сообщества, срабатывает привычка ничего не решать самостоятельно.

Представляется, что современная городская экономика дефицита по основным потребностям в жилье, детских садах и школах; «клонирование» окружных целевых программ на муниципальном уровне, в программах с тем же названием и логикой построения; парадоксальное нежелание принимать на себя те государственные полномочия, которые округ может передать (что делают власти многих региональных столиц) есть прямое следствие недоразграниченных полномочий округа и города и привычки местной власти переадресовывать решение городских проблем округу. Однако в новых условиях у округа нет ни возможности, ни желания это делать.

Ханты-Мансийску, и местной власти, и местному сообществу, и местному бизнесу, абсолютно необходим «новый контракт города и округа» - формирование принципиально новых отношений между городом и округом, в которых были бы четко определены взаимные обязательства партнеров и исчезла возможность переадресовывать решение проблем между уровнями власти - от чего страдают местные жители, а город становится некомфортным для жизни и бизнеса.

Четвертая проблема связана со слабостью городской инновационной инфраструктуры: нет увязки научных исследований, лабораторной базы, квалифицированных кадров и потребностей местной экономики в единой городской инновационной системе. Слабо налажено научно-техническое творчество молодежи. Не развита инновационная деятельность малых и средних компаний. Доля НИОКР в общем объеме финансирования муниципальных программ составляет ничтожную цифру. И если для рядового города все эти изъяны терпимы и допустимы, но для окружного центра они означают одновременную недоработку в столичных функциях.

Благоприятные предпосылки для формирования местной инновационной системы постепенно формируются: создан Югорский государственный университет, с начала 1990-х годов работает НАЦ имени Шпильмана. Эти структуры имеют уникальное узкоспециализированное дорогостоящее оборудование для проведения экологических и геологических исследований. Однако очень слабы связи между ними и предпринимательским сообществом города, между проводимыми научными исследованиями и потребностями отраслей местной экономики.

Вот этой слабостью связей между научными и внедренческими подразделениями в виде малого бизнеса, которые были ахиллесовой пятой советской экономики и сохранились как изъян в городской экономике, можно объяснить тот факт, что до сих пор в городе нет интеллектуальных центров по приоритетным направлениям социально-экономического развития (строительству, энергетике, деревопереработке и др.), не доведены до внедрения проекты новых технологий в производстве местных строительных материалов.

Пятая проблема связана с недостаточностью экономической диверсификации городской экономики, что является прямым результатом неразвитости городского малого бизнеса. В экономике без крупных хозяйственных структур, как экономика Ханты-Мансийска, вопросы ее диверсификации однозначно связываются с развитием малого бизнеса. Здесь в последние годы наблюдается пробуксовка: местные власти поддерживают уже те направления, которые сложились и признаны «правильными» - прежде всего торговые, бытовые, другие платные услуги; строительство; социальное предпринимательство. Потенциал более интеллектуальных видов предпринимательства остается нереализованным. Речь идет о студенческом предпринимательском движении, об университетских спин-офах, о различных формах муниципально-частного партнерства в интересах новых направлений городского развития. Нет интереса в том, чтобы местные предприятия росли, начинали работать на внешних рынках и переходили в разряд средних. Административная инерция власти в отношении к своему бизнесу становится специфическим ханты-мансийским административным барьером для предпринимательства, наряду с другими очень конкретными барьерами в виде дефицита служебных площадей в собственность или аренду малым фирмам. Нет понимания, что между дефицитом офисных площадей и проблемами слабой диверсификации местной экономики есть прямая связь.

Город имеет и многочисленные конкурентные преимущества, которые делают его таким привлекательным для новых мигрантов и создают условия для постепенного преодоления обозначенных ранее проблем. Это исполняемые им столичные функции; наличие финансово-банковских структур (можно создавать новые центры венчурных финансов); Югорский государственный университет как полноценное градообразующее предприятие для столичного города постиндустриальной эпохи; более высокая, чем в соседних городах и районах, доля трудоспособного населения, в том числе молодого возраста; экологически более комфортная среда по сравнению с монопрофильными городами округа; насыщенный календарь крупных международных и общероссийских спортивных и культурных событий и многие другие позитивные факторы развития.

Следует назвать и преимущества современного экономико-географического положения в виде равномерной удаленности от всех крупных населенных пунктов округа, а также близости к недавно открытым крупным нефтяным месторождениям, удобные автодорожные выходы на крупные межрегиональные центры Тюмень и Екатеринбург; более благоприятный климат, чем в других крупных городах округа (больше солнечных дней, более высокая среднемесячная температура января и июля).



следующая страница >>