Рабочая учебная программа удивительный мир слов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 125.65kb.
"Удивительный мир Вселенной" 5 класс 1 93.12kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Удивительный мир пирамид творческий проект Учитель математики 1 57.39kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная... 1 301.79kb.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов... 1 439.57kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория и практика перевода» 1 181.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине теория машин и механизмов 1 175.1kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Биоэтика» По направлению... 1 193.68kb.
Урок в 4-м, 5-м классе Цель урока: изучение исторического значения... 1 76.13kb.
Учебники и лекции ведущих ученых надолго останутся главными источниками... 1 66.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа удивительный мир слов - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»
Утверждено: Н.В.Капустина Согласовано: Е.Н.Мелихова

куратор начальных классов руководитель м/о учителей нач.классов

«12» сентября 2012г. «12» сентября 2012г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ

Составила: Е.Н.Мелихова, учитель начальных классов

Программа создана на основе концепции

«Начальная школа XXI века»

и авторской программы

«Удивительный мир слов»

Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой.

М., 2012.

Сентябрь, 2012г.


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходи­мых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение прак­тического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языко­выми нормами и формированию у школьников правильной выразитель­ной речи.



Структура программы. Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание факультатива;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отво­димых на изучение каждого раздела.



Общая характеристика факультатива. «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школь­ников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования цен­ностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание от­дельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знании лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.



Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важ­ными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (ис­следовательская деятельность, проект как метод познания, научные ме­тоды наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рас­сматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхожде­нием слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании язы­ковых законов, потребности обучения различным способам познания язы­ковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответ­ственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изу­чения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по­знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле­довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши­бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнооб­разная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на­блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа­культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея­тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об­ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле­нами предложения и т. и.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп­повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин­формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы­слушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам­матических нормах. Умение работать с. языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культур­ного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения фа­культатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри­ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со­держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло­гии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятелъпостного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает использование игро­вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по­знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно­образную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич­ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре­шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли­чать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан­ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль­шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче­нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.


Содержание программы

2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.



Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;


— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памят­никами письменности);

— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, догова­риваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с по­мощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять ито­говый контроль по результату выполнения задания.



Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю­бимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.



Универсальные учебные действия:

— моделировать на основе полученной информации собственные вы­сказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхож­дении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными свя­зями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ­ное монологическое высказывание.



Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

—- конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-си­нонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеоло­гизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

— подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

— наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

— самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупо­требления необходимую информацию в словарях и справочниках или об­ращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

Тематическое планирование

2 класс

Мир полон звуков (6 ч)

Звуки вокруг нас.

Фабрика речи.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

Полоса препятствий.

Рисуем звуками.

Трудности словесного ударения.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

Буквы старые и новые.

Так считали наши предки.

Страницы древних книг.

Живая и весёлая буква алфавита.

Загадки русской графики.



Всему название дано (5 ч)

Рождение языка.

Сколько слов в языке?

Имена, имена, имена...

Увлекательные истории о самых простых вещах.

Словари — сокровищница языка.



Как делаются слова (7 ч)

«Дальние родственники».

Слова «готовые» и «сделанные».

Есть ли «родители» у слов?

Внимание, корень!

Такие разные суффиксы.

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

Что нам стоит слово построить?



Секреты правильной речи (10ч)

Словарное богатство русского языка.

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».

Выбираем точное слово.

Одно или много?

Когда у слов много общего?

Когда значения спорят?

Слова одинаковые, но разные.

«Местные жители» и «иностранцы».

Как рождаются фразеологизмы?



Выбор фразеологизма в речи.