страница 1
|
|
Похожие работы
|
Рабочая учебная программа удивительный мир слов - страница №1/1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Утверждено: Н.В.Капустина Согласовано: Е.Н.Мелихова куратор начальных классов руководитель м/о учителей нач.классов «12» сентября 2012г. «12» сентября 2012г. Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; — знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; — овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. Структура программы. Программа включает три раздела: — пояснительная записка; — основное содержание факультатива; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела. Общая характеристика факультатива. «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знании лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются: — развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; — формирование представлений о языке как универсальной ценности; — изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; — развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.); — формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; — развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; — включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. и. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с. языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Содержание курса строится на основе деятелъпостного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: — обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; — использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры. Содержание программы 2 класс Мир полон звуков Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. Универсальные учебные действия: — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; — экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); — конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); — рисование: «Весёлая буква Ё». Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях; — самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. Практическая и игровая деятельность: — игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; — мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»; — проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; — конкурс «Придумываем название для новых конфет». История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Универсальные учебные действия: — моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); — взаимодействовать и договариваться в процессе игры; — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. Практическая и игровая деятельность: — игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; — лингвистический эксперимент «Свойства корня»; —- конструирование слов по словообразовательным моделям; — проект «Как конфеты получают свои названия». Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. — наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; — подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; — оценивать уместность использования слов в тексте; — наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; — соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; — самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. — игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; — решение кроссвордов; — составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; — составление шуточных рассказов и стихов. Звуки вокруг нас. Фабрика речи. Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Полоса препятствий. Рисуем звуками. Трудности словесного ударения. Буквы старые и новые. Так считали наши предки. Страницы древних книг. Живая и весёлая буква алфавита. Загадки русской графики. Всему название дано (5 ч) Рождение языка. Сколько слов в языке? Имена, имена, имена... Увлекательные истории о самых простых вещах. Словари — сокровищница языка. Как делаются слова (7 ч) «Дальние родственники». Слова «готовые» и «сделанные». Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень! Такие разные суффиксы. Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Что нам стоит слово построить? Секреты правильной речи (10ч) Словарное богатство русского языка. Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». Выбираем точное слово. Одно или много? Когда у слов много общего? Когда значения спорят? Слова одинаковые, но разные. «Местные жители» и «иностранцы». Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи. |
|