Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное искусство) для 7 класса - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Учебно-методический комплекс Ижевск 2009 (4) (075) ббк 85. 103(4) 3 621.48kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный... 1 81.32kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса построена... 1 213.81kb.
Образовательная программа «Изобразительное искусство и художественный... 1 51.67kb.
Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство в 3 классе 1 161.55kb.
Программа по предмету Изобразительное искусство и художественный... 1 31.95kb.
Тематическое планирование 6 класса Тема курса «Изобразительное искусство... 1 62.55kb.
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства 1 209.58kb.
Учебная программа По предмету «Алгебра» Для 8 1 100.69kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... 1 365.6kb.
Историческая справка 4 1213.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное искусство) для 7 - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новонадыровская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор Ново - Зам.директора на заседании МО

надыровской СОШ по УВР Протокол № 1 от

_________Миназов И.М. ________Газизова Г.Л. «___» _________2012г.

«____»___________2012г. «____»___________2012г.

Рабочая учебная программа по предмету

искусство (изобразительное искусство) для 7 класса

учителя начальных классов Якуповой Гульназ Саримовны

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от

_____________2012г.

2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

6. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

8. Учебного плана МБОУ « Новонадыровская СОШ » на 2012-2013 учебный год. Приказ № 122 31.08.2012г

9. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе обязательного минимума в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 1 часу в неделю в 7 классе, авторской программой Б. М. Неменского и в соответствии с выбранным учебником «Изобразительное искусство 7 класс», Москва «Просвещение» - 2009

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.



Цель программы: развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития,, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой , рефлексивной.

Задачи программы

1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ , результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).



Актуализации следующих аспектов

– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.



Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;

  • о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в пониманиии ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

  • о роли художественной иллюстрации;

  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

  • понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы обучающиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающих сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Для обязательного изучения в VII классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

VII КЛАСС (35 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека


  • Изображение фигуры человека в истории искусства

  • Пропорции и строение фигуры человека

  • Лепка фигуры человека

  • Набросок фигуры человека с натуры

  • Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

II четверть. Поэзия в повседневности

  • Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

  • Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

  • Сюжет и содержание в картине

  • Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве

  • Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

  • Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

III четверть. Великие темы жизни

  • Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

  • Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной

  • Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века

IV четверть. Реальность жизни и художественный образ

  • Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

  • Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

  • Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам- изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого , последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.



Художественно-творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть (как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.

Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

УМК

1.В.С.Кузин, В.И.Сиротин . Изобразительное искусство. 5-9классы. Москва «Дрофа», 1998



2. Н.М.Сокольникова Основы композиции. 5-8классы. Обнинск. «Титул», 1996

3. Н.М.Сокольникова Основы рисунка. 5-8классы. Обнинск. «Титул», 1996

4. Т.В.Оросова Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Волгоград, 2003г.

Календарно-тематическое планирование 7 класс


п/п


Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Задание

Домашнее задание

По пла--ну

Фактическ


I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)

1

05.09




Урок-беседа «Изображение фигуры человека в истории искусства»

1

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека для различных культур.

Выучить записи в тетради

2

12.09




Пропорции
и строение фигуры человека.

2

Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

Зарисовка фигуры человека.

Приготовить материалы для аппликации

3

19.09




Пропорции
и строение фигуры человека.

Аппликация человека в движении

Приготовить материалы для лепки

4

26.09




Лепка фигуры человека.

2


Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX – начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе

Альбом,

Уголь, карандаш



5

03.10




Набросок фигуры человека
с натуры

2

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Рисование с натуры одетой фигуры человека в разных движениях

Альбом,

Уголь, карандаш



6

10.10




Набросок фигуры человека
с натуры

Рисование с натуры одетой фигуры человека в разных движениях

Подобрать живописные материалы

7

1517.10. 17.10




«Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»

2

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека в античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Изображение человека в одежде эпохи Возрождения

Оформить лучшую работу по темам 1четверти

8

24.10




Урок-конференция «Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.



Фотографии быта народов зарубежных стран

II четверть «Поэзия повседневности» (8 часов)

9

31.10




Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

2

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.


Изображение мотивов из жизни разных народов и эпох (зарисовки).

Подобрать живописные материалы

10

14.11




Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Изображение в цвете мотивов из жизни разных народов разных эпох (зарисовки)

Принести книги

о жизни людей в прошлые века.



11

21.11




Беседа «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры»

2

Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Появление и развитие интереса к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести и сострадание человеку в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.


Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни

Приготовить живописные материалы

12

28.11




Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни

Альбом, карандаш

13

05.12




Сюжет
и содержание
в картине.

1

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.


Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни

Альбом, карандаш

14

12.12




Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.


Тематическое рисование «Жизнь людей на моей улице»



Альбом, карандаш

15

19.12




Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

1

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.


Создание композиции на темы жизни людей села в прошлом

Гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей


Ножницы

Салфетка


16

26.12




Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

1

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, то есть превращение обычного в необычное.


Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Подготовить сообщение
о русских живописцах XIX века


III четверть «Великие темы жизни» (12 часов)

17

16.01




Урок-беседа «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох»

1

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Былинные богатыри – защитники земли русской.

Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.




Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах, живописные материалы

18

23.01




Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

1

Значение станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри» (в цвете)

Выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.



Альбом, карандаш

19

30.01




Процесс работы над тематической картиной.

1

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве.

Выполнение композиционных поисковых эскизов.

Подобрать иллюстрации по теме «Рождество», графические материалы.

Формат А3



20

06.02




Библейские
темы в изобразительном искусстве.

3

Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.

Правила построение композиции на примере произведений известных художников



Тематическое рисование «Рождество». Композиционное построение.

Подобрать живописные материалы

21

13.02




Библейские
темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков

Тематическое рисование «Рождество». Выполнение эскиза

Подобрать живописные материалы

22

20.02




Библейские
темы в изобразительном искусстве.

Тематическое рисование «Рождество». Выполнение в цвете

Приготовить материалы для лепки

23

27.02




Монументальная скульптура
и образ истории народа.

2

Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника (работа в парах)

Приготовить материалы для лепки, грунтовка

24

06.03




Монументальная скульптура
и образ истории народа.

Создание проекта памятника (работа в парах)

Книги о Великой Отечественной войне

25

13.03




Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

3

Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников. Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней

Подобрать живописные материалы

26

20.03




Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней

Подобрать живописные материалы

27

03.04




Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней

Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве художников начала XX века.

28

10.04




Урок-беседа «Место и роль картины в искусстве
XX века»

1

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).


Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Подобрать литературное произведение для иллюстрирования

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ (7 часов)

29

17.04




Художественно-творческие проекты

1

Поэтапное выполнение художественно-творческого проекта. Выражение идеи: замысел, эскизы. Обсуждение идеи, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта

Обсуждение идеи, замысел, эскизы для иллюстрирования

Подобрать материалы для иллюстрирования

30

24.04




Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

2

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал

Альбом, карандаш

31

01.05




Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

Выполнение эскизов к различным сюжетам произведения

Подобрать живописные материалы

32

08.05




Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

Конструктивное начало – организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.

Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Моя будущая профессия» и последующий конструктивный анализ.

Подобрать живописные материалы

33

15.05




История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

1

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве великих художников.

34

22.05




Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.

1

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 – 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Принести для выставки лучшие работы за год

35

29.05




Урок – беседа «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

1

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.

Посещение виртуальных музеев.

Посетить на каникулах музей изобразительного искусства

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.



При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.