Похожие работы
|
Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное искусство) для 7 - страница №1/1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новонадыровская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор Ново - Зам.директора на заседании МО
надыровской СОШ по УВР Протокол № 1 от
_________Миназов И.М. ________Газизова Г.Л. «___» _________2012г.
«____»___________2012г. «____»___________2012г.
Рабочая учебная программа по предмету
искусство (изобразительное искусство) для 7 класса
учителя начальных классов Якуповой Гульназ Саримовны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от
_____________2012г.
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
6. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
8. Учебного плана МБОУ « Новонадыровская СОШ » на 2012-2013 учебный год. Приказ № 122 31.08.2012г
9. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе обязательного минимума в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 1 часу в неделю в 7 классе, авторской программой Б. М. Неменского и в соответствии с выбранным учебником «Изобразительное искусство 7 класс», Москва «Просвещение» - 2009
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.
Цель программы: развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития,, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой , рефлексивной.
Задачи программы
1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ , результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Актуализации следующих аспектов
– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-
о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
-
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
-
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
-
о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
-
о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;
-
о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в пониманиии ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
-
о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
-
о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
-
о роли художественной иллюстрации;
-
о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
-
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
-
понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
-
об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
-
о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы обучающиеся должны:
-
получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
-
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
-
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
-
получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающих сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
-
получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Для обязательного изучения в VII классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
VII КЛАСС (35 ч)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека
-
Изображение фигуры человека в истории искусства
-
Пропорции и строение фигуры человека
-
Лепка фигуры человека
-
Набросок фигуры человека с натуры
-
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
II четверть. Поэзия в повседневности
-
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
-
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
-
Сюжет и содержание в картине
-
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве
-
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
-
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
III четверть. Великие темы жизни
-
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
-
Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной
-
Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века
IV четверть. Реальность жизни и художественный образ
-
Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
-
Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
-
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
-
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам- изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого , последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.
Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.
Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.
Художественно-творческие проекты
Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть (как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.
Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.
Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.
УМК
1.В.С.Кузин, В.И.Сиротин . Изобразительное искусство. 5-9классы. Москва «Дрофа», 1998
2. Н.М.Сокольникова Основы композиции. 5-8классы. Обнинск. «Титул», 1996
3. Н.М.Сокольникова Основы рисунка. 5-8классы. Обнинск. «Титул», 1996
4. Т.В.Оросова Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Волгоград, 2003г.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/п
|
Дата проведения
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Элементы содержания
|
Задание
|
Домашнее задание
|
По пла--ну
|
Фактическ
|
I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)
|
1
|
05.09
|
|
Урок-беседа «Изображение фигуры человека в истории искусства»
|
1
|
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
|
Аналитические зарисовки изображений фигуры человека для различных культур.
|
Выучить записи в тетради
|
2
|
12.09
|
|
Пропорции
и строение фигуры человека.
|
2
|
Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.
|
Зарисовка фигуры человека.
|
Приготовить материалы для аппликации
|
3
|
19.09
|
|
Пропорции
и строение фигуры человека.
|
Аппликация человека в движении
|
Приготовить материалы для лепки
|
4
|
26.09
|
|
Лепка фигуры человека.
|
2
|
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX – начала XX века.
|
Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе
|
Альбом,
Уголь, карандаш
|
5
|
03.10
|
|
Набросок фигуры человека
с натуры
|
2
|
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
|
Рисование с натуры одетой фигуры человека в разных движениях
|
Альбом,
Уголь, карандаш
|
6
|
10.10
|
|
Набросок фигуры человека
с натуры
|
Рисование с натуры одетой фигуры человека в разных движениях
|
Подобрать живописные материалы
|
7
|
1517.10. 17.10
|
|
«Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»
|
2
|
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека в античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.
|
Изображение человека в одежде эпохи Возрождения
|
Оформить лучшую работу по темам 1четверти
|
8
|
24.10
|
|
Урок-конференция «Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»
|
Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
|
Фотографии быта народов зарубежных стран
|
II четверть «Поэзия повседневности» (8 часов)
|
9
|
31.10
|
|
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
|
2
|
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
|
Изображение мотивов из жизни разных народов и эпох (зарисовки).
|
Подобрать живописные материалы
|
10
|
14.11
|
|
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
|
Изображение в цвете мотивов из жизни разных народов разных эпох (зарисовки)
|
Принести книги
о жизни людей в прошлые века.
|
11
|
21.11
|
|
Беседа «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры»
|
2
|
Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Появление и развитие интереса к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести и сострадание человеку в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
|
Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни
|
Приготовить живописные материалы
|
12
|
28.11
|
|
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
|
Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни
|
Альбом, карандаш
|
13
|
05.12
|
|
Сюжет
и содержание
в картине.
|
1
|
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.
|
Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни
|
Альбом, карандаш
|
14
|
12.12
|
|
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
|
1
|
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.
|
Тематическое рисование «Жизнь людей на моей улице»
|
Альбом, карандаш
|
15
|
19.12
|
|
Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
|
1
|
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.
|
Создание композиции на темы жизни людей села в прошлом
|
Гуашь, кисти, Цветная бумага
Клей
Ножницы
Салфетка
|
16
|
26.12
|
|
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
|
1
|
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, то есть превращение обычного в необычное.
|
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.
|
Подготовить сообщение
о русских живописцах XIX века
|
III четверть «Великие темы жизни» (12 часов)
|
17
|
16.01
|
|
Урок-беседа «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох»
|
1
|
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Былинные богатыри – защитники земли русской.
|
Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри.
Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
|
Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах, живописные материалы
|
18
|
23.01
|
|
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
|
1
|
Значение станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.
|
Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри» (в цвете)
Выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
|
Альбом, карандаш
|
19
|
30.01
|
|
Процесс работы над тематической картиной.
|
1
|
Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве.
|
Выполнение композиционных поисковых эскизов.
|
Подобрать иллюстрации по теме «Рождество», графические материалы.
Формат А3
|
20
|
06.02
|
|
Библейские
темы в изобразительном искусстве.
|
3
|
Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.
Правила построение композиции на примере произведений известных художников
|
Тематическое рисование «Рождество». Композиционное построение.
|
Подобрать живописные материалы
|
21
|
13.02
|
|
Библейские
темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков
|
Тематическое рисование «Рождество». Выполнение эскиза
|
Подобрать живописные материалы
|
22
|
20.02
|
|
Библейские
темы в изобразительном искусстве.
|
Тематическое рисование «Рождество». Выполнение в цвете
|
Приготовить материалы для лепки
|
23
|
27.02
|
|
Монументальная скульптура
и образ истории народа.
|
2
|
Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
|
Создание проекта памятника (работа в парах)
|
Приготовить материалы для лепки, грунтовка
|
24
|
06.03
|
|
Монументальная скульптура
и образ истории народа.
|
Создание проекта памятника (работа в парах)
|
Книги о Великой Отечественной войне
|
25
|
13.03
|
|
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.
|
3
|
Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников. Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.
|
Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней
|
Подобрать живописные материалы
|
26
|
20.03
|
|
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.
|
Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней
|
Подобрать живописные материалы
|
27
|
03.04
|
|
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.
|
Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней
|
Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве художников начала XX века.
|
28
|
10.04
|
|
Урок-беседа «Место и роль картины в искусстве
XX века»
|
1
|
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).
|
Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.
|
Подобрать литературное произведение для иллюстрирования
|
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ (7 часов)
|
29
|
17.04
|
|
Художественно-творческие проекты
|
1
|
Поэтапное выполнение художественно-творческого проекта. Выражение идеи: замысел, эскизы. Обсуждение идеи, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта
|
Обсуждение идеи, замысел, эскизы для иллюстрирования
|
Подобрать материалы для иллюстрирования
|
30
|
24.04
|
|
Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.
|
2
|
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
|
Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал
|
Альбом, карандаш
|
31
|
01.05
|
|
Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.
|
Выполнение эскизов к различным сюжетам произведения
|
Подобрать живописные материалы
|
32
|
08.05
|
|
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
|
1
|
Конструктивное начало – организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.
|
Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Моя будущая профессия» и последующий конструктивный анализ.
|
Подобрать живописные материалы
|
33
|
15.05
|
|
История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.
|
1
|
Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.
|
Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
|
Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве великих художников.
|
34
|
22.05
|
|
Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.
|
1
|
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 – 3 великих художников.
|
Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.
|
Принести для выставки лучшие работы за год
|
35
|
29.05
|
|
Урок – беседа «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»
|
1
|
Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.
|
Посещение виртуальных музеев.
|
Посетить на каникулах музей изобразительного искусства
|
Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Отметка
|
Показатели оценки результатов учебной деятельности
|
Оценка «5» (отлично)
|
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.
Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.
Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.
|
Оценка «4» (хорошо)
|
Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.
Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.
Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла
|
Оценка «3» (удовлетворительно)
|
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.
Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.
Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.
|
Оценка «2» (неудовлетворительно)
|
ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.
|
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
|