Похожие работы
|
Рабочая учебная программа по дисциплине: «Оптические информационные технологии» по - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
кафедра «Радиоэлектроники и прикладной информатики» ФРТК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
_ О.А. Горшков
«____»______________ 2012 г.
Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: «Оптические информационные технологии»
по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
магистерские программы: все
факультет: радиотехники и кибернетики
кафедра «Радиоэлектроники и прикладной информатики» ФРТК
курс: 1 курс (магистратура)
семестры: 2 (весенний) диф. зачет 2 семестр
Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 2 зач. ед.
в т.ч.:
лекции: вариативная часть – 32 час.
практические (семинарские) занятия: нет
лабораторные занятия: нет
мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет
самостоятельная работа: вариативная часть – 32 час.
курсовые работы: нет
подготовка к экзамену: вариативная часть – нет
ВСЕГО АУДИТОРНЫХ часов 32
Программу составил д.ф.-м.н. профессор Астапенко В.А.
Программа обсуждена на заседании кафедры «Радиоэлектроники и прикладной информатики» ФРТК «____» ___________ 2012 г.
Заведующий кафедрой Ю.И. Борисов
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
Вариативная часть, в т.ч. :
|
2 зач. ед.
|
Лекции
|
32 часа
|
Практические занятия
|
нет
|
Лабораторные работы
|
нет
|
Индивидуальные занятия с преподавателем
|
нет
|
Самостоятельные занятия
|
32 часа
|
Итоговая аттестация
|
Диф.зачет , 2 семестр
|
ВСЕГО
|
2 зач. ед. 64 часа
|
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель курса – Целью курса является ознакомление с физическими основами и применением современными оптических информационных технологий.
.
Задачами данного курса являются:
-
освоение студентами базовых знаний в области взаимодействия излучения с веществом;
-
приобретение теоретических знаний в области оптических информационных технологий;
-
оказание консультаций и помощи студентам в проведении собственных теоретических и прикладных исследований в области оптических информационных технологий;
-
Место дисциплины в структуре МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина «Оптические информационные технологии» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части цикла М.1 УЦ ООП.
Дисциплина «Оптические информационные технологии» базируется на дисциплинах цикла Б.2 курса 3-4 базовой и вариативных частях.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Освоение дисциплины «Оптические информационные технологии» направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций бакалавра:
а) общекультурные (ОК):
-
способность анализировать научные проблемы и физические процессы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук (ОК-1);
-
способность осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями, владеть навыками самостоятельного обучения (ОК-2);
-
способность логически точно, аргументировано и ясно формулировать свою точку зрения, владеть навыками научной и общекультурной дискуссией (ОК-3);
-
готовность к творческому взаимодействию с коллегами по работе и научным коллективом, способность и умение выстраивать межличностное взаимодействие, соблюдая уважение к товарищам и проявляя терпимость к иным точкам зрения (ОК-4);
б) профессиональные (ПК):
-
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области физических и математических дисциплин, включая дисциплины: общая физика, теоретическая физика, электродинамика, квантовая механика, статистическая физика, высшая математика (ПК-1);
-
способность применять различные методы физических исследований в избранной предметной области: экспериментальные методы, статистические методы обработки экспериментальных данных, вычислительные методы, методы математического и компьютерного моделирования объектов и процессов (ПК-2);
-
способность понимать сущность задач, поставленных в ходе профессиональной деятельности, использовать соответствующий физико-математический аппарат для их описания и решения (ПК-3);
-
способность использовать знания в области физических и математических дисциплин для дальнейшего освоения дисциплин в соответствии с профилем подготовки (ПК-4);
-
способность работать с современным программным обеспечением, приборами и установками в избранной области (ПК-5);
-
способность представлять результаты собственной деятельности с использованием современных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в том числе в форме отчетов, презентаций, докладов (ПК-6);
-
готовность работать с исследовательским оборудованием, приборами и установками в избранной предметной области (ПК-7);
-
конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Оптические информационные технологии» обучающийся должен:
-
Знать:
-
Основные типы оптических информационных технологий (ОИТ);
-
технические способы создания различных типов ОИТ;
-
особенности и специфические черты ОИТ,
-
области практического использования ОИТ
2.Уметь:
-
пользоваться своими знаниями для решения фундаментальных и прикладных задач и технологических задач;
-
оценивать применимость различных типов ОИТ для решения конкретных задач;
-
определять типы оптоволоконных датчиков для различных информационных систем;
-
делать качественные выводы при переходе к предельным условиям в изучаемых проблемах;
-
осваивать новые предметные области, теоретические подходы и экспериментальные методики;
-
Владеть:
-
основными методами электродинамики сплошных сред;
-
способами описания распространения электромагнитных волн в различных средах;
-
навыками освоения большого объема информации;
-
навыками самостоятельной работы и использования информации из баз знаний в Интернет;
-
практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач;
-
Структура и содержание дисциплины
-
Структура дисциплины
Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам
№ темы и название
|
Количество часов
|
1. Физические основы оптических ИТ
|
12
|
2. Лазерные ИТ
|
12
|
3. Оптоволоконные ИТ
|
16
|
4. Плазмонные ИТ.
|
12
|
5. ИТ на основе метаматериалов
|
12
|
ВСЕГО (зач. ед.(часов))
|
2 зач. ед. (64 часа)
|
Вид занятий
ЛЕКЦИИ:
№ п.п.
|
Темы
|
Количество часов
|
1
|
Взаимодействие излучения с атомами
|
2
|
2
|
Электромагнитное излучение в сплошной среде
|
2
|
3
|
Электромагнитное излучение в структурированном веществе
|
2
|
4
|
Лазерная дальнометрия и гироскопия
|
2
|
5
|
Сенсоры на основе рассеяния лазерного излучения
|
2
|
6
|
Когерентные ЛИТ и ЛИТ в медицине
|
2
|
7
|
Распространение электромагнитных волн в диэлектрических волноводах и коммуникационные ИТ
|
4
|
8
|
Оптоволоконные датчики и сенсорные системы на оптоволокне: построение и использование
|
6
|
9
|
Поверхностные плазмоны и поверхностно-усиленные электромагнитные процессы, сенсоры на ПВ и спектроскопия ПУРС
|
6
|
10
|
Электромагнитные метаматериалы: теория и применение в ИТ
|
4
|
ВСЕГО ( зач. ед.(часов))
|
32 час (1 зач.ед.)
|
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п.п.
|
Темы
|
Количество часов
|
1.
|
изучение теоретического курса – выполняется самостоятельно каждым студентом по итогам каждой из лекций, результаты контролируются преподавателем на лекционных занятиях, используются конспект лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, методические пособия.
|
32
|
ВСЕГО (часов)
|
32
|
-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№
п/п
|
Название модулей
|
Разделы и темы лекционных занятий
|
Содержание
|
Объем
|
Аудиторная работа
(зачетные
единицы/часы)
|
Самостоятельная работа
(зачетные
единицы/часы)
|
1
|
I
Физические основы ОИТ
|
Взаимодействие излучения с атомами; ЭМ в сплошной среде: ЭМ в структурированном веществе
|
Основные фотопроцессы на атомах: возбуждение, фотоионизация, рассеяние, фоторекомбинация. Макроскопические уравнения Максвелла, поляризация и намагниченность среды, комплексный показатель преломления вещества и особенности распространения излучения в различных средах.
|
6
|
6
|
2
|
II
Лазерные ИТ.
|
Лазерные дальнометрия и гироскопия
|
Физические принципы и реализация лазерных дальнометрии и гироскопии. Эффект Саньяка. Лазерные гироскопы и лидары.
|
6
|
6
|
3
|
III
Оптоволоконные ИТ
|
Распространение ЭМВ в оптоволокне, коммуникационные ИТ; оптоволоконные датчики и системы
|
Особенности распространения ЭМВ в диэлектрических волноводах. Различные виды мод. Дисперсия. Окна прозрачности телекоммуникационного волокна. Типы оптоволоконных датчиков.
|
8
|
8
|
4
|
IV
Плазмонные ИТ
|
Поверхностные плазмоны и поверхностно-усиленные электромагнитные процессы; сенсоры на поверхностных плазмонах и ПУРС
|
Усиление электрон-фотонного взаимодействия в фотовольтаических приборах за счет плазмонного резонанса. Использование поверхностных плазмонов для генерации высоких гармоник лазерного излучения. Рамановская спектроскопия с участием поверхностных плазмонов. Биомедицинские применения Поверхностно-усиленной рамановской спектроскопии. Спазеры
|
6
|
6
|
5
|
V
|
ИТ на основе метаматериалов
|
Особенности электромагнитных процессов в метаматериалах. Отрицательное преломление, «левые» среды, линза Веселаго. Принципы изготовления оптических метаматериалов. Применение метаматериалов в информационных технологиях
|
6
|
6
|
-
Образовательные технологии
№ п/п
|
Вид занятия
|
Форма проведения занятий
|
Цель
|
1
|
лекция
|
изложение теоретического материала
|
получение теоретических знаний по дисциплине
|
2
|
лекция
|
изложение теоретического материала с помощью презентаций
|
повышение степени понимания материала
|
3
|
лекция
|
решение задач по заданию (индивидуальному где требуется) преподавателя– решаются задачи, выданные преподавателем по итогам лекционных занятий и сдаются в конце семестра, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, а также учебно-методические пособия
|
осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин
|
4
|
самостоятельная работа студента
|
подготовка к зачету
|
повышение степени понимания материала
|
-
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольно-измерительные материалы
Перечень контрольных вопросов для сдачи экзамена в 2-ом семестре.
Контрольные вопросы
-
Физический смысл и описание основных атомных фотопроцессов
-
Уравнения Максвелла в среде. Поляризация и намагниченность вещества.
-
Распространение электромагнитных волн в веществе, комплексный коэффициент преломления. Фазовая и групповая скорость.
-
Распространение ЭМВ в искусственных структурах.
-
Специфические черты лазерного излучения и их физическая основа
-
Лидары: принцип действия и применения..
-
Эффект Саньяка.
-
Основные черты лазерной гироскопии.
-
Моды электромагнитного поля в оптоволокне.
-
Основные свойства и параметры телекоммуникационного оптоволокна.
-
Оптоволоконные датчики: схемы построения и использование.
-
Эванесцентные электромагнитные волны и фотонный туннельный микроскоп.
-
Оптоволоконные информационные системы: составные части и принципы построения.
-
Поверхностные плазмоны: физический смысл и закон дисперсии.
-
Металлические наночастицы как оптические датчики параметров окружающей среды.
-
Поверхностно-усиленные оптические явления и их использование.
-
Поверхностно-усиленная рамановская спектроскопия и ее применение в информационных системах.
-
Концепция освоения углеводородов на шельфе с использованием оптических информационных технологий.
-
Оптические метаматериалы и отрицательное преломление. Линза Веселаго.
-
Перспективы использования метаматериалов в оптических информационных технологиях.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и проектор
-
Необходимое программное обеспечение: MS Office Power Point.
-
Наименование возможных тем курсовых работ –учебным планом не предусмотрены
-
ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ –учебным планом не предусмотрены
-
ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ –учебным планом не предусмотрены
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
-
В.А.Астапенко Взаимодействие излучения с атомами и наночастицами. Долгопрудный: Интеллект 2010, 492 с.
-
В.А.Астапенко. Наноплазмоника и метаматериалы Учебное пособие. Изд. МФТИ, Москва, 2011 г., 179 с.
-
В.А.Астапенко Электромагнитные процессы в среде, наноплазмоника и метаматериалы. Долгопрудный: Интеллект 2012, 583 с.
дополнительная литература
-
Л. Новотный, Б. Хехт Основы нанооптики. Москва, Физматлит 2009, 482 с.
|